Научная статья на тему 'Национальный этикет в бизнесе'

Национальный этикет в бизнесе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
494
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ЭТНОС / ЭТИКА / КУЛЬТУРА / МИРОВОЙ РЫНОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Махевская Елена Васильевна

В статье речь идет о специфике национальных культур при ведении бизнеса на мировом рынке. Знание особенностей этносов, не только являются ключевыми в деловых переговорах, но и во многом способствуют удачному ведению бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный этикет в бизнесе»

Национальный этикет в бизнесе

сэ

см

£

Б

а

2 ©

Махевская Елена Васильевна,

канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры экономики, управления и бизнеса, Государственный гуманитарно-технологический университет

В статье речь идет о специфике национальных культур при ведении бизнеса на мировом рынке. Знание особенностей этносов, не только являются ключевыми в деловых переговорах, но и во многом способствуют удачному ведению бизнеса Ключевые слова: бизнес, этнос, этика, культура, мировой рынок, предпринимательство.

Как известно влияние культуры этносов ярче всего проявляется в социальной-экономической сфере или этических бизнес моделях его ведения. Её влияние на способы взаимодействия с бизнес-партнерами, отражается и воспринимается представителями в конкретных странах в соответствии с традициями и обычаями, модифицированными в современном пространстве. Усвоив определенный стиль делового общения и работы, который принят в нашей культуре, мы даже можем считать этот стиль единственно правильным, но то, что хорошо для нас, часто неприемлемо для людей из других культурных групп.

Рассматривая различия в деловом и культурном ведении бизнеса между этносами, в частности отношения между партнерами, межличностную привлекательность, агрессивность; конформизм, уступчивость, подчинение, прагматизм и сотрудничество, мы хотим показать, что люди из разных культур в определенных бизнес контекстах ведут себя неодинаково. В то же время мы увидим и некоторое межкультурное сходство.

Индивидуализм-коллективизм является одним из наиболее важных социально-экономических особенностей культуры. Параметр индивидуализм-коллективизм определяет степень преобладания индивидуальных потребностей партнеров в бизнесе, желаний и ценностей, а также этических ценностей, то есть тех, которые направленны на обоюдное удовлетворение потребностей партнеров в бизнесе. Индивидуалистические культуры поощряют и ценят индивидуальность и уникальность человека. Коллективистские культуры высоко ценят групповые интересы.

На сегодняшний день российский бизнес находится на этапе формирования новых принципов деловой культуры и практики, которые позволили бы ей активнее включаться в мировой рынок. Для интеграции в мировое экономическое сообщество необходимо не только знать особенности поведения деловых людей в других странах, но и учитывать особенности ведения деловых переговоров с иностранными партнерами. В основе особенностей делового этикета и деловой культуры в целом лежат не только традиции и обычаи, но и совокупность элементов, входящих в менталитет конкретного этноса, которые необходимо учитывать для развития российского бизнеса, бизнеса отдельных государств в сопартнерстве и для укрепления международных связей на мировом рынке.

Для успешного ведения деловых переговоров и как итог совместный бизнес, необходимо учитывать развитие и существующие традиции деловой культуры зарубежных партнеров.

Так, например, французы, родина которых считается законодательницей в деловом протоколе и этикете, галантны, изысканны, стремятся соблюдать этикет, при этом раскованы и открыты для собеседников. Они ценят интеллект, умение точно формулировать условия контрактов и сделок. Чувство удовлетворения у французов вызывает интерес к их культуре и языку. В деловых отношениях ценят личные связи. Многие важные решения принимаются на деловых приемах: завтраках, обедах, коктейлях.

При ведении деловых переговоров французы избегают официальных обсуждений вопросов один на один, тем самым стремясь сохранить свою независимость. Французы большое внимание уделяют предварительным договоренностям. Подробно изучают все аспекты и последствия поступающих предложений, поэтому переговоры с ними проходят в существенно медленном темпе. Предпринятые попытки ускорить переговоры могут навредить завершению сделки. При обсуждении вопросов, аргументация французов ориентируется на логические доказательства. Они жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют резервной позиции. Французские партнеры могут перебивать собеседника, чтобы высказать критические замечания или контраргументы, но они не склонны к торгу. Подписанные контракты - предельно корректны и не допускают противоречий. Французы негативно относятся к компромиссам.

Англичане в большей степени придерживаются деловитости, почитают собственность, традиции, вежливость. В общении достаточно сдержанны и щепетильны. В переговорах ценится умение слушать, немаловажным в деловых отношениях является

пунктуальность. Формализация, господствующая в Англии неотъемлемое правило при ведении бизнеса. Обращение на «ты» к англичанину невозможно, так же, как и обращение к участникам переговоров по имени, без специального разрешения. Британцы достаточно строги при соблюдении процедуры знакомства. Говорить с англичанином о делах после окончания рабочего дня считается неприемлемым.

Англичане в меньшей степени продумывают ход деловых переговоров. Они склонны к прагматизму, подразумевая, что в зависимости от позиции партнера на самих переговорах будет найдено наилучшее решение. При этом они лояльны и охотно отвечают на инициативу противоположной стороны. Однако грубым поведением считается, когда слишком много говорят, это расценивается, как навязывание силой себя другим. Англичанин сдержан в суждениях, старательно обходит в разговоре любые личностные моменты. У них высоко развито чувство справедливости, поэтому при ведении дел они ведут честную игру.

Немецкой деловой культуре свойственны такие черты, как стремление к порядку, дисциплинированность, пунктуальность, экономность. Главное отличие немецкой манеры вести дела - степень официальности. В крайней степени неодобрительно воспринимаются внезапные предложения, изменения. Высоко ценится профессионализм. Вместе с тем немцы достаточно коммуникабельны, любят повеселиться, развлечься.

При обращении к немцу надо называть титул каждого, с кем разговариваете. Если титул неизвестен, то можно обращаться: «Herr Doctor!» Слово «доктор» не зарезервировано, как в русском словесном обороте только для медиков, а употребляется в любом случае при указании специальности или профессии. При знакомстве первым полагается назвать того, кто имеет более высокий статус.

Для немцев естественно вступление в дела и переговоры, в которых они с видят возможности нахождения решения. Немцы тщательно избирают свою позицию, в ходе переговоров, обсуждают вопросы последовательно. Они любят приводить факты и примеры, применяя цифры, схемы, диаграммам. Во время переговоров необходима логичность в аргументации и точные изложения фактов. При заключении сделок немцы настаивают на жестком выполнении принятых обязательств, а также уплате высоких штрафов в случае их невыполнения.

Для установления деловых отношений в Германии принято использовать практику организации сотрудничества через посреднические фирмы.

Североамериканская деловая культура ориентирована на индивидуализм в человеческих взаимоотношениях, на сильную личность в практической деятельности, а отсюда стремление к единоличным решениям. Американские бизнесмены отличаются высокой деловой активностью, большими способностями в борьбе за прибыль, стремлением утвердить свое превосходство, исключительной уверенностью в себе, стойкостью, выживаемостью, склонностью к риску. В деловых отношениях на производстве доминирует беспрекословное подчинение и жесткая дисциплина. Американцы ревностно относятся к соблюдению прав человека, а в конфликтных ситуациях чаще всего прибегают к закону, к услугам адвокатов.

Американцам импонирует не слишком официальная атмосфера, открытость, дружелюбие. Однако при переговорах часто возникает эгоцентризм, так как они полагают, что при ведении дел их партнеры должны руководствоваться теми же правилами, что и они. Поэтому партнеры по переговорам нередко считают американцев слишком напористыми, агрессивными.

Редко в американской делегации можно встретить человека, некомпетентного в вопросах, по которым ведутся переговоры. Члены делегации на переговорах относительно самостоятельны при принятии решений. Американцы настойчиво пытаются реализовать свои цели на переговорах.

Американцы используют простую философию бизнеса - сделать как можно больше денег, в как можно более сжатые сроки, используя для этого упорный труд и власть; идут на риск, но при этом всегда придерживаются четкого финансового плана; при подборе руководителей ориентируются на организаторские способности, а не на знания специалиста. В практике распространена быстрая оценка результатов, ускоренное продвижение по службе. Карьера находится в зависимости от личных результатов.

Отличается своеобразием деловая культура Востока.

Так, японская деловая культура определяется в первую очередь коллективизмом, основанном на традиционном общинном сознании, отождествлении работниками себя с фирмой. Коллективистский характер труда во многом обус-

ловливает и стиль принятия управленческих решений «снизу вверх». Коллективизм проявляется в одинаковой рабочей одежде рядовых сотрудников и управляющих, в совместном проведении досуга. Почти все фирмы имеют моральные кодексы, их требования добросовестно выполняются. Японцы избегают противоречий и конфликтов, стремятся к компромиссам. Конфликты решаются посредством переговоров с целью нахождения согласия. В деловой этике ценятся трудолюбие. Характерной чертой японцев является чувствительность к общественному мнению, предельная точность и обязательность. Преобладают неформальные отношения менеджера с подчиненными.

На первых встречах принято вести разговоры, не связанные с делами; после возникновения ощущения взаимного доверия переходят к делам.

При проведении переговоров большое внимание японцы уделяют развитию личных отношений с партнерами. Во время неофициальных встреч они стараются по возможности подробнее обсудить проблему. В ходе самих переговоров стремятся избегать столкновения позиций. Японцы часто демонстрируют внимание, слушая собеседника. Часто такое поведение интерпретируется как выражение согласия с излагаемой точкой зрения. На самом же деле он лишь побуждает собеседника продолжать. Стремление японцев не употреблять слово «нет» и употреблять слова «да» в значении, что вас слушают, не знающего об этом человека может ввести в заблуждение. Знакомый с японским этикетом иностранец увидит отказ в словах «Это трудно», в ссылке на плохое самочувствие и т. п., а согласие - в словах «Я понимаю». Механизм принятия решений у японцев предполагает довольно длительный процесс согласования и утверждения тех или иных положений. Терпение считается в Японии одной из главных добродетелей, поэтому обсуждение деловых вопросов часто начинается с второстепенных деталей, и идет оно очень неспешно. Японцы не любят рисковать, и стремление не проиграть может оказаться у них сильнее, чем желание выиграть. Когда японцы встречаются с очевидной уступкой со стороны партнеров, они часто отвечают тем же. Японцы чрезвычайно щепетильны и очень ответственно относятся к принятым на себя обязательствам.

Китайцы обычно четко разграничивают отдельные этапы переговорного процесса: первоначальное уточнение по-

0 3

В

S

ff

2 е

5

1Л CS

см £

Б

а

зиций, их обсуждение, заключительный этап. На начальном этапе большое внимание уделяется внешнему виду партеров, манере их поведения. На основе этих данных делаются попытки определить статус каждого из участников. В дальнейшем в значительной мере идет ориентация на людей с более высоким статусом, как официальным, так и неофициальным. Окончательные решения принимаются китайской стороной, как правило, не за столом переговоров, а дома. Одобрение достигнутых договоренностей со стороны центра практически обязательно. Китайцы делают уступки под конец переговоров, после того как оценят возможности другой стороны. Ошибки, допущенные партнером в ходе переговоров, умело используются. Большое значение китайская сторона придает выполнению достигнутых договоренностей.

В деловых отношениях с арабами следует помнить об обязательном соблюдении исламских традиций.

Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнерами. Они предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов, а также «торг» за столом переговоров. Всегда стараются оставить за собой возможность продолжить контакты, если на этот раз соглашения достигнуть не удалось.

Особенности национального этикета в определенной мере относительны, тем не менее, во многом отвечают сложившемуся в практике развитию международных отношений мнению. При расширяющемся взаимодействии национальные стили поведения, как правило, успешно адаптируются.

Литература

1. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с.

2. Блэкберн С. Этика: Краткое введение: [Пер. с англ. Ю. Крижевской] / С. Блэкберн. - М.: АСТ, Астрель, 2007. -192 с.

3. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. - М.: Экзамен, 2007. - 320 с.

4. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.

- 208 с.

5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., пер. и доп.

- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.

6. Этика (конспект лекций в схемах).

- М.: «Приор-издат», 2006. - 160 с.

7. Этика: Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2007. - 496 с.

National atiken in business Majewska E.V.

State humanitarian University of technology In the article we are talking about the specifics of national cultures when doing business in the global market. Knowledge of the characteristics of ethnic groups are not only key in business negotiations, but also largely contribute to the successful conduct of business. Keywords: business, ethnicity, ethics, culture, world

market, entrepreneurship. References

1. Bachinin V. A. Ethics: Encyclopedic dictionary /

V. A. Bachinin. - M.: Publishing house of V. A. Mikhailov, 2005. - 288 p.

2. Blackburn, S. Ethics: a Brief introduction: [TRANS.

angl. Y. Krizhevskaya] / S. Blackburn. -Moscow: AST, Astrel, 2007. - 192 p.

3. Golubeva G. A. Ethics: A Textbook / G. A. Golubev. - M.: Ekzamen, 2007. - 320 p.

4. Krasnikova E. A. Ethics and psychology of professional activity: textbook. - M: FORUM: INFRA-M, 2003. - 208 p.

5. Psychology and ethics of business communication:

the Textbook for high schools/ Under the editorship of prof. Lavrinenko. - 4-e Izd., TRANS. and extra - M.: Uniti-DANA, 2005. -415 p.

6. Ethics (lecture notes in diagrams). - M.: «Prior-

Izdat», 2006. - 160 p. 7. Ethics: the Textbook / Under the editorship of A. S. Huseynova. -M.: Gardariki, 2007. - 496 p.

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.