Научная статья на тему 'Зарубежный опыт формирования перечня наказаний, не связанных с лишением свободы'

Зарубежный опыт формирования перечня наказаний, не связанных с лишением свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
307
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
наказания / не связанные с лишением свободы / зарубежное уголовное законодательство / штраф / лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью / общественные / исправительные и принудительные работы / non-custodial penalties / foreign criminal law / fines / deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities / community service / correctional and compulsory labor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафин Л. Р.

уголовное право различных государств принято относить к одной из существующих уголовно-правовых систем современности, хотя в национальном праве могут одновременно действовать несколько правовых систем. Это предполагает наличие не только сходства, но и различий в правовом регулировании наказаний, не связанных с лишением свободы. Актуальность исследования обусловлена тем, что социалистическая правовая система нередко считается «сошедшей со сцены» (Р. Давид), однако ее влияние на правовую регламентацию такого рода наказаний требует осмысления мировым сообществом. Цель исследования заключается в анализе зарубежного опыта формирования перечня наказаний, не связанных с лишением свободы. Методологическую основу исследования составили метод сравнительно-правового и исторического анализа, описания, интерпретации, теоретические методы формальной логики и синтеза, системно-структурный метод, конкретизация, методы дедукции, индукции. Автор приходит к выводу, что зарубежное законодательство убеждает в том, что к числу наказаний, не связанных с лишением свободы, в большинстве современных государств относится штраф, который устанавливается в качестве основного и дополнительного наказания. К числу других видов наказаний уголовное право зарубежных стран относит и лишение лица различных юридических возможностей использовать присущие ему конституционные и иные гражданские права, а также общественные работы без оплаты труда. Кроме того, национальное законодательство предусматривает ряд уголовно-правовых мер, альтернативных лишению свободы, правовая природа которых не всегда четко определена. Перечень уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, предусмотренных УК РФ, является более пространным, чем в других странах, что может быть объектом критического анализа в сравнительно-правовом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of forming a list of non-custodial punishments

the criminal law of various States is commonly referred to one of the existing criminal legal systems of our time, although several legal systems may operate simultaneously in national law. This implies not only similarities, but also differences in the legal regulation of non-custodial penalties. The relevance of the research is conditioned by the fact that the socialist legal system is often considered to be “gone from the scene” (R. David), but its influence on the legal regulation of this kind of punishments requires reflection of the world community. The aim of the study is to analyze the foreign experience of forming the list of non-custodial punishments. The methodological basis of the study consisted of the method of comparative-legal and historical analysis, description, interpretation; theoretical methods of formal logic and synthesis, system-structural method, concretization, methods of deduction, induction. In this article the author concludes that foreign legislation convinces that the number of punishments not related to imprisonment in the majority of modern states includes a fine, which is established as the main and additional punishment. The criminal law of foreign countries also includes deprivation of various legal opportunities to use their inherent constitutional and other civil rights, as well as community service without pay, among other types of punishment. National legislation also provides a number of criminal law measures alternative to imprisonment, the legal nature of which is not always clearly defined. The list of criminal penalties not related to imprisonment provided by the Criminal Code of the Russian Federation is more extensive than in other countries, which may be the subject of critical analysis in a comparative legal aspect.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт формирования перечня наказаний, не связанных с лишением свободы»

Л.Р. Сафин,

кандидат юридических наук, доцент, ректор Казанского (Приволжского) федерального университета

L.R. Safin,

Candidate of Law, Associate Professor, Rector of Kazan (Volga Region) Federal University Lenar.Safin@kpfu.ru

б

DOI:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ

НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

£

Аннотация: уголовное право различных государств принято относить к одной | из существующих уголовно-правовых систем современности, хотя в национальном о праве могут одновременно действовать несколько правовых систем. Это предпола- 2 гает наличие не только сходства, но и различий в правовом регулировании наказаний, не связанных с лишением свободы. Актуальность исследования обусловлена тем, что g социалистическая правовая система нередко считается «сошедшей со сцены» (Р. Давид), однако ее влияние на правовую регламентацию такого рода наказаний требует g осмысления мировым сообществом. Цель исследования заключается в анализе зару- g бежного опыта формирования перечня наказаний, не связанных с лишением свободы. § Методологическую основу исследования составили метод сравнительно-правового m и исторического анализа, описания, интерпретации, теоретические методы формальной логики и синтеза, системно-структурный метод, конкретизация, методы g дедукции, индукции. g Автор приходит к выводу, что зарубежное законодательство убеждает в том, | что к числу наказаний, не связанных с лишением свободы, в большинстве современных -*< государств относится штраф, который устанавливается в качестве основного ® и дополнительного наказания. К числу других видов наказаний уголовное право за- я рубежных стран относит и лишение лица различных юридических возможностей Щ использовать присущие ему конституционные и иные гражданские права, а также | общественные работы без оплаты труда. Кроме того, национальное законода- о тельство предусматривает ряд уголовно-правовых мер, альтернативных лишению s свободы, правовая природа которых не всегда четко определена. Перечень уголовных m наказаний, не связанных с лишением свободы, предусмотренных УК РФ, является § более пространным, чем в других странах, что может быть объектом критического С анализа в сравнительно-правовом аспекте. о Ключевые слова: наказания, не связанные с лишением свободы, зарубежное :§ уголовное законодательство, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественные, исправительные 403

и принудительные работы. _

i

FOREIGN EXPERIENCE OF FORMING A LIST Р

OF NON-CUSTODIAL PUNISHMENTS ■§■

m

Abstract: the criminal law ofvarious States is commonly referred to one of the existing criminal legal systems of our time, although several legal systems may operate simultaneously in national law. This implies not only similarities, but also differences in the legal regulation of non-custodial penalties. The relevance of the research is conditioned by the fact that the socialist legal system is often considered to be "gone from the scene" (R. David), but its

influence on the legal regulation of this kind ofpunishments requires reflection of the world community. The aim of the study is to analyze the foreign experience of forming the list ofnon-custodial punishments. The methodological basis of the study consisted ofthe method of comparative-legal and historical analysis, description, interpretation; theoretical methods of formal logic and synthesis, system-structural method, concretization, methods of deduction, induction.

In this article the author concludes that foreign legislation convinces that the number of punishments not related to imprisonment in the majority of modern states includes a fine, which is established as the main and additional punishment. The criminal law of foreign countries also includes deprivation of various legal opportunities to use their inherent constitutional and other civil rights, as well as community service without pay, among other types of punishment. National legislation also provides a number of criminal law measures alternative to imprisonment, the legal nature of which is not always clearly defined. The list of criminal penalties not related to imprisonment provided by the Criminal Code of the Russian Federation is more extensive than in other countries, which may be the subject of critical analysis in a comparative legal aspect.

Keywords: non-custodial penalties, foreign criminal law, fines, deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities, community service, correctional 5 and compulsory labor.

I

№ В современной юриспруденции принято выделять следу-

§ ющие основные системы уголовного права: романо-германскую, ан-о

■в

<£ скую как разновидность права, связанного с религиозными нормами.

При этом, как справедливо подчеркивал Р. Давид, в одном и том же — государстве иногда «действует несколько конкурирующих правовых g систем» [1, с. 18]. Поэтому, несмотря на принадлежность уголовного jj права того или иного государства к вполне определенной правовой § системе, между их содержанием по ряду уголовно-правовых инсти-^ тутов, включая наказание, может быть установлено некоторое единство в правовом регулировании. В связи с этим следует согласиться ся с А.В. Наумовым в том, что по ряду основополагающих позиций

глосаксонскую (семью общего права), социалистическую, мусульман-

g «между законодательным выражением того или иного уголовно-пра-

^ вового института в разных правовых системах существует кажущееся различие» или имеются различия, глубину которых «не следует 104 преувеличивать» [2, с. 691]. Важными аспектами дальнейшего сбли-^ жения названных уголовно-правовых систем являются стремление (V к жесткой кодификации уголовного права, имплементация положений ® международных конвенций и иных международно-правовых актов, ^ соответствующий современным представлениям уровень доктриналь-ной разработанности традиционных уголовно-правовых институтов, категорий и понятий.

Известный советский и российский правовед В.А. Туманов, написавший предисловие к работе Р. Давида и К. Жоффре-Спинози,

X

отмечал, что социалистического права как типа «сегодня не существует» [1, с. 6]. Однако данное утверждение нельзя признать вполне корректным в условиях действия правовой системы Китая и ряда других стран, не сошедших с социалистического пути развития. Кроме того, современное уголовное право России продолжает по ряду парадигм следовать концептуальным идеям, изложенным в прежней доктрине, и развивать некоторые из них, но на качественно иной со- w

« « тт щ

циальной и нормативной основе. При этом важно подчеркнуть, что ^ на новом этапе сближения российского права с континентальной | правовой семьей не должны быть отвергнуты позитивные достижения | отечественной уголовно-правовой мысли и правотворчества, полу- § чившие отражение в сфере уголовного права. В связи с этим следует 1 согласиться с тем, что его доктрина «предложила свое представление ■§ о традиционных правовых институтах и уголовно-правовых катего- Ц риях, предполагающее их осмысление мировым сообществом и его интерпретацию в процессе возможной имплементации» [3, с. 122]. 1 Данное направление поддерживается в российской уголовно-правовой науке.

Эти положения в полной мере распространимы на сферу правового регулирования и концептуальных воззрений относительно системы наказаний, не связанных с изоляцией от общества, хотя складываю- | щиеся тенденции в отечественном уголовном праве и праве зарубежных государств нельзя признать одновекторными в отношении как количества таких наказаний, так и качественной их характеристики. Соответственно, вопросы построения системы наказаний и отношения к социальной значимости отдельных их видов являются актуальными и достаточно дискуссионными в отечественной и зарубежной доктрине, при том что любое наказание рассматривается как правовое последствие виновно совершенного преступного деяния. Поэтому обращение к зарубежному опыту представляется не только целесообразным с точки зрения объективной оценки предусмотренных в УК РФ положений, но и полезным для дальнейшего развития отечественного уголовного права.

В Германии основными признаются два вида наказаний: ли- ^ шение свободы (§ 38, 39 Германского уголовного уложения, далее л

- ГУУ) и денежный штраф (§ 40-43 ГУУ) [4, с. 95-97]. И. С. Власов | и Н. Ф. Кузнецова отмечали, что штраф в уголовном праве Германии I

- альтернатива лишению свободы. По их мнению, «анализ санкций норм Особенной части свидетельствует о том, что такая альтернатива имеется в тех нормах, где срок лишения свободы не превышает пяти лет» [5, с. 111].

105

Практика применения норм о штрафе показывает, что данное наказание в Германии (и в ряде других стран) назначается в случае, если правонарушителю грозит не более шести месяцев тюремного заключения. Так, по УК Германии тюремное заключение может быть заменено штрафом, если срок заключения составлял шесть месяцев, однако позднее максимальный срок тюремного заключения для его замены на штраф увеличился и составил не более двух лет. В Италии же только приговоры к тюремному заключению на срок до 90 дней могут быть заменены на штраф. В соответствии с УК Австрии, штраф может быть назначен в качестве замены лишения свободы на срок до шести месяцев (§ 37) [6].

Уголовно-политическое значение штрафа по немецкому законодательству состоит в устрашении и предупреждении, сопряженных с изъятием финансовых средств у осужденного. В ФРГ штраф ис-„о числяется в дневных ставках (§ 40 ГУУ), минимальная из которых го составляет 5, а максимальная - 360, если закон не предусматривает иного. Максимальная граница может быть повышена, например до 175 а дневных ставок при наличии множественности преступлений (§ 54 § ГУУ). Законодатель выработал четкие критерии при определении § размера штрафа, размер дневной ставки устанавливается в каждом 2 конкретном случае индивидуально исходя из размера чистого дохода ^ обвиняемого, его имущества и иных источников существования. — О широкой сфере влияния германского права свидетельствует § то, что ряд государств, в том числе Япония, Китай, страны Юго-^ Восточной Азии, положили его в основу своих уголовных кодексов. § Одним из примеров воздействия германского законодательства ымо-^ жет служить УК КНР от 14 марта 1997 г. с делением наказаний на основные и дополнительные (ст. 32) [7]. Стоит отметить, что в целом о система наказаний, не связанных с лишением свободы, по УК КНР ^ является достаточно узкой: надзор, денежный штраф, лишение по-С литических прав и конфискация имущества (как дополнительные виды наказания). Некоторые положения УК КНР позволяют сделать 106 вывод о существовании и других несамостоятельных мер воздействия, ^ направленных на ресоциализацию преступника, хотя законодателем (V они не рассматриваются в качестве наказания. Так, ст. 46 УК КНР ® предусматривает, что преступные элементы, осужденные к срочному ^ и бессрочному лишению свободы, содержатся в тюрьме либо в исправительно-трудовых учреждениях, при этом каждый трудоспособный проходит трудовое перевоспитание.

Японское законодательство нельзя отнести однозначно к какой-либо правовой семье: для Японии большое значение имеют судебные

прецеденты, на которые суды ссылаются в решениях, но в то же время в государстве существует система кодифицированных нормативных правовых актов, что также является следствием влияния романо-германской правовой семьи. Система наказаний в Японии построена по принципу «от наиболее строгого к наименее строгому» и включает в себя смертную казнь, лишение свободы с принудительным трудом, лишение свободы без принудительного труда (тюремное заключение), ^ денежный штраф, уголовный арест и малый штраф. В качестве исключительно дополнительного наказания применяется конфискация | (ст. 9 УК Японии) [8]. Приведенный перечень показывает немного- | численность наказаний, не связанных с лишением или ограничением § свободы осужденного. й Система уголовных наказаний в Японии содержит два вида штра- ■§ фов, предусмотренных только в качестве основных наказаний. Малый .§ штраф назначается за малочисленные деяния, а денежный штраф 8 - за более серьезные преступления. При этом в Японии отсутствует | система штрафодней, а штрафы исчисляются одним способом - в виде твердой денежной суммы (ст. 15, 17 УК Японии). Рассрочка платежа 8 уголовным законодательством не предусмотрена, однако при невоз- ¡5 можности уплатить штраф в полном объеме осужденный подвергается | содержанию в работном доме, срок зависит от вида и размера штрафа | и неуплаченной его части (ст. 18 УК Японии). г Уголовное право Вьетнама находится под сильным влиянием § правовой системы континентальной Европы, особенно уголовного 8 права Германии, Франции. Уголовный кодекс Социалистической | Республики Вьетнам 2015 г. (далее - УК СРВ) перенял ряд концеп- о туальных идей социалистического уголовного права. Он является | единственной правовой основой, устанавливающей виды наказаний. | Их система включает наказания не только для физических, но и для 2 коммерческих юридических лиц. Наказания подразделяются на ос- ° новные и дополнительные (ст. 32, 33 УК СРВ) [9]. В качестве основ- :§ ного наказания может быть назначен штраф лицам, совершающим менее тяжкие или тяжкие преступления, предусмотренные УК СРВ. 107 В ряде случаев штрафу подвергаются за совершение особо тяжких ^ преступлений в сфере экономики, окружающей среды, обществен- л ного порядка, общественной безопасности. В качестве дополнительного наказания штраф может быть назначен лицам, совершившим 8 преступления, связанные с коррупцией, наркотиками и другие, если при этом лицо не привлечено к административной ответственности и не отбывает административное наказание (ст. 35 УК СРВ). Размер назначаемого штрафа зависит от характера и степени общественной

опасности совершенного деяния, имущественного положения осужденного, уровня колебания цен, однако не может составлять менее миллиона донгов.

УК СРВ предусматривает, кроме штрафа, запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, который назначается на срок от года до пяти лет в случаях, когда такая деятельность может нанести ущерб государству (ст. 41). Понятие «определенная деятельность» имеет широкое значение, однако УК СРВ особо выделяет сферу избирательного права и службу в вооруженных силах как наиболее важные для этого государства. Исходя из этого, в литературе данное наказание рассматривается как более строгое относительно лишения определенных гражданских прав: лишения осужденного права избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также служить в народных вооружен-„о ных силах (ст. 44 УК СРВ). Характерно, что данный вид наказания «применяется к гражданам Вьетнама, приговоренным к тюремному заключению за преступления, посягающие на национальную безопас-о- ность» [10, с. 408].

§ Значительное влияние германское уголовное право оказало на за-§ конодательство многих современных европейских стран в части 2 правовой регламентации системы наказаний. Так, нормы французского ^ уголовного права, изложенные в УК Франции, закрепляют систему — наказаний, свойственную германскому праву. Французское уголовное § право предусматривает в качестве основных такие виды наказания, 5 как лишение свободы (тюремное заключение) и штраф. При этом § последний имеет форму штрафа и штрафа в виде штрафодней (п. 2, ^ 3 ст. 131-3 УК Франции). Когда проступок карается тюремным заключением, суд может назначить наказание в виде штрафодней, состоящее

99

о в том, что осужденный должен внести в казну сумму, которая склады-^ вается в результате назначения судьей ежедневного взноса в течение С определенного числа дней (ст. 131-5 УК Франции).

В УК Франции также выделяются наказания в виде лишения или 108 ограничения прав (п. 5 ст. 131-3, п. 1 ст. 131-6): лишение водительских ^ прав, запрещение вождения некоторых транспортных средств, анну-СЧ лирование водительских прав, конфискация одного или нескольких ® транспортных средств; запрещение на определенный срок владения ^ или ношения оружия, для которого требуется разрешение; конфискация оружия, лишение разрешения на охоту; запрещение на срок выдавать чеки; конфискация орудия преступления. Данный перечень видов лишения прав является исчерпывающим, поэтому не подлежит расширительному толкованию. Таким образом, в действующем фран-

I

цузском законодательстве, в отличие от предыдущего УК Франции, отсутствует возможность лишить осужденного прав на занятие иными видами деятельности.

Важно подчеркнуть, что действовавший до 1992 г. уголовный кодекс этой страны делил наказания на мучительные и позорящие. Последними признавались наказания в виде высылки и гражданской деградации [11, с. 152], состоявшей в разжаловании и отстранении осужденных от занимаемых должностей, служб и публичной деятельности, в лишении права голоса, избирать и быть избранным, всех гражданских и политических прав, а также права ношения наград, | в лишении права быть судебным экспертом, свидетелем при совер- §

о-

шении актов и давать показания, за исключением простых сведений, ч в лишении права ношения оружия, участия в национальной гвардии, ■§ служить во французских вооруженных силах, содержать школу, преподавать и быть нанятым в учебное заведение в качестве преподавателя, 2 учителя или надзирателя, в лишении права состоять в совместном Ч совете, быть опекуном, попечителем, лицом, заменяющим опекуна, судебным консультантом, за исключением своих детей при соответ- 1 ствующем согласии семьи. 2

Действующий УК Франции отказался от деления наказаний на му- |

чительные и позорящие. В юридической литературе отмечается, что |

имеет место отказ от регламентации таких наказаний, как смертная г

казнь, высылка и гражданская деградация, которая располагает неко- 55

торыми общими чертами с лишением права занимать определенные I

должности [12, с. 18]. |

Французское уголовное законодательство предусматривает такой о

вид наказания, не связанный с лишением свободы, как неоплачивае- |

мые работы в общественных интересах (п. 4 ст. 131-3 УК Франции). |

Необычность также прослеживается в имеющейся классификации 8

наказаний: а) на наказания за преступления; б) на наказания за про- |

ступки; в) на наказания за полицейские нарушения. Интересной :§ является и классификация наказаний по субъекту: для физических лиц и для юридических лиц.

В ряде стран, относящихся к романо-германской правовой се- ^

мье, классификация наказаний, не связанных с лишением свободы, л представляется детализированной по разным критериям. Например,

по УК Испании 1995 г. наказания делятся на строгие, менее строгие I и небольшие (ст. 33). При этом строгими наказаниями, не связанными с лишением свободы, являются: лишение права на занятие определенным видом деятельности на срок более 3 лет; абсолютное поражение в правах; специальное поражение в правах на срок более 3 лет;

109

лишение права на хранение и ношение оружия на срок более 6 лет; лишение права на управление транспортными средствами на срок более 6 лет; лишение права находиться или посещать определенные местности на срок более 3 лет. Менее строгими наказаниями, не связанными с лишением свободы, признаются: специальное поражение в правах на срок до 3 лет; лишение права находиться или посещать определенные местности на срок от 6 месяцев до 3 лет; лишение права на занятие определенным видом деятельности на срок до 2 лет; лишение права на управление транспортными средствами на срок от 1 года и 1 дня до 6 лет; лишение права на хранение и ношение оружия на срок от 1 года и 1 дня до 6 лет; штраф в размере более 2 месячных заработных плат; штраф, пропорциональный причиненному ущербу. К небольшим наказаниям испанский законодатель относит: лишение права на управление транспортными средствами на срок .а от 3 месяцев до 1 года; лишение права на хранение и ношение оружия на срок от 3 месяцев до 1 года; штраф в размере от 5-дневного заработка до 2 месячных заработных плат. Как видим, законодатель а предоставляет суду достаточно четкие критерии применения тех § или иных видов наказаний, поэтому испанскую систему наказаний, § не связанных с лишением свободы, можно признать одной из наиболее 2 структурированных в Европе.

^ В странах бывшего СССР и ближнего зарубежья система наказа— ний и ее строение также имеют особенности. Так, УК Беларуси при-§ знает штраф более строгим наказанием, чем общественные работы, § и допускает его применение в качестве дополнительного наказания § только при указании его в санкции Особенной части.

Система наказаний в Литовской Республике складывается из наказаний для физических лиц и для юридических лиц. Штраф о предусмотрен для обеих категорий, при этом для физических лиц он ^ не самый мягкий вид наказания: штраф занимает четвертую строчку С после общественных работ. Единицей исчисления штрафа является минимальный стандарт жизни, а границы размеров штрафа зависят 110 от категории совершенного преступления (ст. 47 УК Литвы) [13]. ^ В качестве самых мягких видов наказания уголовное законода-(V тельство Литвы предусматривает лишение публичных прав и лишение ® права выполнять определенную работу или заниматься определенной ^ деятельностью. Первое предполагает лишение прав, связанных с избранием на государственные должности, в учреждения, предприятия и негосударственные инстанции (ст. 44 УК Литвы). Данный вид наказания не указывается в санкциях Особенной части, суд назначает его по своему усмотрению, в зависимости от характера совершенного

преступления. Лишение права выполнять определенную работу или заниматься определенной деятельностью назначается судом при совершении преступления в области трудовой или профессиональной деятельности. Его особенностью является то, что в санкциях норм Особенной части не указываются границы рассматриваемого наказания, суд руководствуется положениями Общей части (ч. 3 ст. 47

УК Литвы). 2 Модельный уголовный кодекс СНГ предусматривает наказание

г

в виде лишения права занимать определенные должности или за- |

ниматься определенной деятельностью. В отличие от российского |

законодательства, данное наказание распространяется на должности §

не только государственной или муниципальной службы, но и пред- ч

приятий любой формы собственности (ст. 49) [14]. ■§

В уголовном законодательстве Азербайджана, помимо лишения .§

права заниматься определенной деятельностью и занимать определен- 5!

ные должности, в качестве самостоятельного вида наказания выделя- Ч ется лишение права на управление транспортным средством (ст. 42,

43 УК Азербайджана) [15]. Последнее может быть применено только 55

в качестве дополнительного наказания, лишение права занимать 2

определенные должности и заниматься определенной деятельностью |

выступает и как основное, и как дополнительное. В системе наказаний |

для несовершеннолетних данный вид отсутствует. г

Сравнительный анализ наказаний в виде лишения специального, §

воинского или почетного звания, классного чина и государственных I

наград в зарубежном законодательстве говорит о том, что уголовное |

ч

законодательство немногих стран содержит этот вид наказания. о

Имеют место различные его трактовки и толкования. Во многих |

странах романо-германской правовой семьи, их бывших колониях, |

а также некоторых других государствах утрата званий и почетных 2

титулов является одним из элементов общего поражения в граждан- |

ских правах. Согласно уголовным кодексам Албании и Румынии, оно |! может применяться только в качестве дополнительного наказания

(п. 4 ст. 30 УК Албании [16], ст. 67 УК Румынии [17]). В соответствии 111

с уголовным законодательством, например, Польши, лишение во- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инского и почетного звания выступает одним из элементов лишения л

С

гражданских прав, кроме того, разжалование или понижение в воинском звании предусмотрено в качестве самостоятельных санкций 1 в Военной части УК.

Имеются различия и в терминологии. Так, в УК Азербайджана говорится о лишении специального, воинского или почетного звания, УК Узбекистана - воинского или специального звания [18],

УК Таджикистана - специального воинского звания, классного чина, УК Туркменистана - воинского, специального или другого звания, УК Украины - воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса. Уголовное законодательство Болгарии [19] (а также Венгрии, Румынии, Финляндии) предусматривает лишение только воинского звания. В большинстве других стран мира лишение воинских званий происходит по специальному военно-уголовному законодательству.

По УК Болгарии такая санкция может быть избрана лишь при осуждении за тяжкие преступления, а по УК ряда стран СНГ - за совершение тяжких либо особо тяжких преступлений. При этом иногда суд вправе только рекомендовать компетентному органу лишить осужденного звания (ранга, чина). Например, по УК Казахстана при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление лица, имеющего .а государственные награды Республики Казахстан, а равно почетное, воинское, специальное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, присвоенные Президентом № Республики Казахстан, суд при вынесении приговора решает вопрос § о целесообразности внесения представления Президенту Республики § Казахстан о лишении осужденного этих наград, званий, классного 2 чина, дипломатического ранга или квалификационного класса (ч. 2 ст. 49). Согласно уголовным кодексам стран СНГ, Албании, лишение — наград может применяться только в качестве дополнительного накачу зания. Как правило, лишение наград является бессрочным. В Албании оно будет таковым, если лицо приговорено к заключению на срок более 10 лет, в противном случае лишение наград назначается на срок от года до пяти лет (ст. 38 УК Албании).

В Великобритании и США к числу наказаний, не связанных о с изоляцией от общества, относится штраф. «По мнению английских ^ юристов, штраф является наиболее предпочтительной мерой как для С общества в целом, так и для правонарушителей, поскольку последние реально возмещают причиненный ущерб» [20, с. 80]. Действительно, 112 штраф обладает определенными компенсационными возможностями [21, с. 273], однако в России эти средства поступают в доход государ-

I

С

го

(V ства и не служат источником возмещения вреда потерпевшим. ® Как уже отмечалось, законодательству государств романо-гер-^ манской правовой семьи присущи наказания в виде выполнения обязательных работ. Однако в отдельных странах они регламентируются как дополнительная мера уголовно-правового воздействия. В соответствии с § 56Ь ГУУ, суд вправе возложить на осужденного дополнительные обязанности, в частности общественно полезные

работы с помещением его под надзор специального помощника. Во Франции бесплатные общественно полезные работы могут быть назначены как исправительное наказание. Их выполнение предполагает безвозмездный труд. В Испании аналогом обязательных работ являются работы на пользу общества. При этом они могут быть назначены только с согласия осужденного.

Таким образом, в большинстве стран общественные работы при- ы

5

меняются как самостоятельное уголовное наказание, но в некоторых ^

государствах их выполнение является одним из условий отбывания |

другого наказания или иной меры воздействия. В частности, обще- |

ственно полезные работы применяются как условие пробации (США), §

обязательное условие ограничения свободы (Польша), особое осно- й

вание для назначения условного осуждения или пробации (Швеция), ■§

условие условной отсрочки исполнения наказания в виде лишения .§

свободы (Германия), на период испытательного срока в случае ус- 8

ловного осуждения (Молдавия), как иная уголовно-правовая мера й при условном осуждении (Албания, Болгария, Дания). В отдельных

странах обязательные работы - это мера, заменяющая более строгое 8

наказание (Греция, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Эстония) ¡5

[22, с. 57]. 5

Исправительные работы, как аналог наказания в России, не полу- |

чили широкого распространения в зарубежном уголовном законода- г

тельстве. Данный вид наказания закреплен преимущественно в го- §

сударствах на постсоветском пространстве (кроме Молдовы и стран 8

Балтии). В законодательстве других европейских стран это наказание |

не предусматривается. Например, в УК Болгарии исправительные о

работы - это пробационная мера, которая применяется по месту рабо- 1

ты осужденного либо, если осужденный ранее не был трудоустроен, |

в ином месте работы, в районе места жительства осужденного. При 2

этом из его дохода удерживается от 10 до 20 % (ст. 43 УК Болгарии). о

В случае потери осужденным работы суд заменяет исправительные |! работы на общественно полезные. Данное положение применяется

и к осужденным, которые сменили место работы и не уведомили 113

об этом сотрудника органа пробации. ^

Уголовное законодательство Вьетнама предусматривает наказание, л сходное по ряду признаков с исправительными работами по УК РФ,

- исправление без содержания под стражей. В юридической лите- 8 ратуре отмечается, что карательные элементы этого вида наказания заключаются в удержании из заработной платы осужденного в пользу государства суммы в размере, определяемом судом в пределах определенного процента [23, с. 73].

Среди наказаний, сочетаемых с трудовым воздействием на осужденного, в некоторых странах выделяется уголовное наказание, связанное с привлечением осужденного к принудительному труду и ограничением свободы путем его содержания в исправительном учреждении открытого типа. Оно носит название каторжных работ (Аргентина, Доминиканская Республика, Индия, Кения, Мадагаскар, Северная Корея, Япония и др.). При этом такого рода работы не рассматриваются только как режимная составляющая наказания в виде лишения свободы. Так, в ст. 48 Закона об уголовном праве Израиля закреплено наказание в виде работы в тюремном заключении, при отбывании которого осужденный обязан трудиться в соответствии и на условиях уголовно-исполнительного законодательства Израиля. На осужденного при этом распространяются все условия и гарантии трудового законодательства [24]. „о По УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, за совершение преступлений неболь-№ шой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления § впервые (ч. 1 ст. 53.1). Они заключаются в привлечении осужденного § к труду в местах, определяемых учреждениями и органом уголовно-2 исполнительной системы (ч. 3 ст. 53.1).

^ Так называемые альтернативные наказания распространены в анг-— ло-американской правовой системе. В российской уголовно-правовой § литературе обращается внимание на то, что в настоящее время спе-5 циальные программы альтернативного наказания получили в США § всеобщее признание. Высказывается мнение, что имеются две формы ^ альтернативного наказания: полная замена лишения свободы альтернативным видом наказания и частичная замена определенного срока

00 -I—Г

о таким наказанием [25, с. 10]. При этом некоторые ученые считают, ^ что альтернативным наказанием является пробация. С Нельзя не согласиться с мнением И.Д. Козочкина, согласно которому пробация - «не наказание, так как в решении суда оно даже 114 не указывается» [26, с. 235]. Сам термин (от лат. pшbativ) означает ^ «испытание». А. В. Наумов полагает, что пробация является основ-(V ным видом условного осуждения, которое предполагает постоянный ® и тщательный надзор за поведением осужденного [2, с. 706]. Пробация ^ заключает в себе требование соблюдения соответствующих условий, в том числе: участия в общественных работах; ограничения в посещении определенных мест; участия в обучении и (или) лечении; воздержания от употребления алкоголя; запрета на обладание оружием; необходимости регулярных встреч со служащими службы пробации.

t

Таким образом, будучи условным осуждением (условным наказанием), пробация часто применяется вместо лишения свободы. Как отмечают американские авторы, в 1996 г. 57,6 % от общего числа лиц, к которым применялись различные меры исправления преступников, были осуждены условно [27, с. 898]. Однако это не означает, что пробация является наказанием, альтернативным лишению свободы. Она не имеет правовой природы, сходной с принудительными работами по УК РФ.

Список литературы:

1. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, | К. Жоффре-Спинози ; пер. с фр. В.А. Туманова. - М. : Междунар. отноше- g ния, 1999. - 400 с. 2

2. Наумов, А. В. Российское уголовное право : курс лекций : в 3 т. / ^ А.В. Наумов. - М. : Волтерс Клувер, 2011. - Т. 1. - 736 c. g

3. Тарханов, И. А. Проблемы вины, виновности и деятельного раскаяния 8 в основных уголовно-правовых системах современности (доктринальные g и правовые аспекты) / И. А. Тарханов // Ученые записки Казанского универ- g ситета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 161. - № 1. - С. 121-140. -g

4. Головненков, П.В. Уголовное уложение Федеративной Республики g Германия : Strafgesetzbuch (StGB) : научно-практический комментарий | и перевод текста закона / П.В. Головненков. - 2-е изд., перераб. и доп. g

- М. : Проспект, 2016. - 312 с. g

5. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии : об- .2 щая часть уголовного права / [И. С. Власов, Н. Ф. Кузнецова, Н. А. Голованова ® и др. ; отв. ред. Н.Ф. Кузнецова]. - М. : Юрид. лит., 1991. - 288 с. §

6. Уголовный кодекс Австрии : принят 29 янв. 1974 г. : вступ. в силу с 1 янв. g 1975 г. : с изм. и доп. на 1 мая 2003 г. / науч. ред. и вступ. ст. С. Ф. Милюкова | ; предисл. Эрнста Ойгена Фабрици ; пер. с нем. Л. С. Вихровой. - СПб. : ^ Юрид. центр Пресс, 2004. - 352 с. |

7. Уголовный кодекс Китая / под ред. А.И. Коробеева и А.И. Чучаева ; g пер. с китайского Хуан Даосю. - М. : Юридическая фирма Контракт, 2017. 2

- 256 с. 8

о

8. Уголовный кодекс Японии : с изм. и доп. на 1 янв. 2002 г. / науч. ^ ред. А.И. Коробеев ; пер. с яп. В.Н. Еремин. - СПб. : Юрид. центр Пресс, г 2002. - 226 c.

9. Во Luat Hinh Susö 100/2015/QH13, ngay 27/11/2015. - URL: https://www. policinglaw.info/assets/downloads/2015_Criminal_Code_of_Vietnam_(English_ translation).pdf (дата обращения: 16.01.2023).

10. Смердов, А.А. Виды наказаний по Уголовному кодексу Вьетнама / А. А. Смердов, Тхи Ай Чуен Май // Цивилизация знаний: российские реалии : сб. тр. Пятнадцатой Междунар. науч. конф. : в 2 ч. - М. : РосНОУ, 2014. -Ч. 2. - С. 406-409.

11. Крылова, Н.В. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии) : учеб. пособие / Н.В. Крылова, А.В. Серебренникова.

- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Зерцало, 1998. - 208 с.

115

12. Мосиенко, В.П. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как вид наказания в российском уголовном праве : дис. ... канд. юрид. наук. / В.П. Мосиенко. - Ростов н/Д., 2000. - 165 с.

13. Lithuanian Criminal Code. - URL: https://www.lithuanialaw.com/ lithuanian-criminal-code-495 (дата обращения: 16.01.2023).

14. Модельный уголовный кодекс. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/901781490 (дата обращения: 16.01.2023).

15. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики : утв. законом Азерб. Респ. от 30 дек. 1999 г. : вступ. в силу с 1 сент. 2000 г. / науч. ред. И.М. Рагимов ; пер. с азерб. Б.Э. Аббасова. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. - 356 с.

16. Уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Народной Республики Албании / пер. с алб. В.А. Андреева ; под ред. и с предисл. В.Ф. Кириченко. - М. : Иностр. лит., 1954. - 235 c.

17. Criminal Code of Romania. - URL: https://studylib.net/ doc/8590521/ .q criminal-code-romania (дата обращения: 16.01.2023).

¡^ 18. Уголовный кодекс Республики Узбекистан : с изм. и доп. на 15 июля

§ 2001 г. / [вступ. ст. М.Х. Рустамбаева и др.]. - СПб. : Юрид. центр Пресс, ^ 2001. - 338 с.

^ 19. Уголовный кодекс Республики Болгария. - URL: https://www.wipo.

§ int/wipolex/ru/legislation/details/17208 (дата обращения: 16.01.2023). ® 20. Голованова, Н.А. Уголовное право Англии : учеб. пособие для ба-

калавриата и магистратуры / Н.А. Голованова. - М. : Юрайт, 2019. - 188 с. ^ 21. Есаков, Г.А. Уголовное право зарубежных стран : учеб. пособие /

Г.А. Есаков, Н.Е. Крылова, А.В. Серебренникова. - М. : Проспект, 2010. -§ 336 с.

I— 22. Лопотенко, Ю.Ю. Проблемы законодательной регламентации, воз-

el никающие при применении уголовного наказания в виде исправительных 2 работ / Ю.Ю. Лопотенко // Общество: политика, экономика, право. - 2018. ¡Т - № 2. - С. 57-59.

g 23. Суховаров, К. С. Уголовные наказания имущественного характера как

О альтернатива лишению свободы : дис. ... канд. юрид. наук / К.С. Суховаров. ® - Рязань, 2014. - 265 с.

С; 24. Закон об уголовном праве Израиля / предисл. и пер. с иврита

М. Дорфмана ; науч. ред. Н.И. Мацнев. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2005. - 412 с.

25. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, (yj США и России (сравнительно-правовое исследование) / Д.Е. Баталин, ^ И.В. Дворянсков, В.В. Сергеева. - М. : Центр содействия реформе уголовного {у правосудия, 2004. - 90 c.

26. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть : учеб. пособие / под ред. и с предисл. И.Д. Козочкина. - М. : Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2003. - 576 с.

27. Бернам, У. Правовая система США. Вып. 3 / У. Бернам ; науч. ред. В.А. Власихин. - М. : Новая юстиция, 2006. - 1216 c.

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.