Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
жилищно-коммунальная сфера / финансы / управление / зарубежный опыт / housing and communal sphere / finance / management / foreign experience

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Б. Шахбанов, Б.М. Алишаева

В статье рассматриваются вопросы современного состояния и проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране. Отмечена важность повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства как важнейшего сектора экономики страны. Систематизированы проблемы развития жилищно-коммунальной сферы современной российской экономики, наиболее значимыми из которых являются: отсутствие планового ремонта в домах, необустроенность на придворовых территорий, несвоевременный сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, постоянные перебои в подаче воды, тепла, электричества, рост тарифов на коммунальные услуги в условиях ухудшения их качества. Исследуя причины указанных проблем сделан вывод о том, что коммунальная сфера экономики страны нуждается в серьезном реформировании, в том числе с учетом опыта прошлого и современного позитивного зарубежного опыта. Рассмотрен зарубежный опыт развития коммунальной сферы, управления ею и финансового обеспечения. Сформулированы предложения и основные направления по применению зарубежного опыта в российской коммунальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р.Б. Шахбанов, Б.М. Алишаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF UTILITY SECTOR FINANCIAL SUPPORT

The article addresses the issues of the modern state and problems of the development of housing and communal services in our country. The importance of improving the efficiency of housing and communal services as the most important sector of the country's economy was noted. The problems of the development of the housing and communal sphere of the modern Russian economy are systematized, the most significant of which are: the lack of planned repairs in houses, the lack of construction in court territories, the untimely collection, removal and processing of household waste, constant interruptions in the supply of water, heat, electricity, and an increase in utility tariffs in conditions of deterioration of their quality. Studying the reasons for these problems, it was concluded that the communal sphere of the country's economy needs serious reform, including taking into account the experience of the past and modern positive foreign experience. Foreign experience of development of communal sphere, its management and financial support was considered. Proposals and main directions on application of foreign experience in the Russian municipal sphere are formulated.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

5. Khromova I.N. Methodological support of accounting and analysis of production costs in the management accounting system

of agro-industrial complex organizations / I.N. Khromova, Yu.O. Sverdlova // Economics and Management: Problems, Solutions. - 2018. - T. 6. - No. 3. - P. 136-142.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10665

Р.Б. Шахбанов - д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета Дагестанского государственного университета, ram1691@mail.ru,

R.B. Shakhbanov - Doctor of Economics, Professor, Head. Department of Accounting, Dagestan State University;

Б.М. Алишаева - аспирант кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного университета,

B.M. Alishaeva - graduate student of the Department of Accounting of Dagestan State University.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ FOREIGN EXPERIENCE OF UTILITY SECTOR FINANCIAL SUPPORT

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы современного состояния и проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране. Отмечена важность повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства как важнейшего сектора экономики страны. Систематизированы проблемы развития жилищно-коммунальной сферы современной российской экономики, наиболее значимыми из которых являются: отсутствие планового ремонта в домах, необустроенность на придворовых территорий, несвоевременный сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, постоянные перебои в подаче воды, тепла, электричества, рост тарифов на коммунальные услуги в условиях ухудшения их качества. Исследуя причины указанных проблем сделан вывод о том, что коммунальная сфера экономики страны нуждается в серьезном реформировании, в том числе с учетом опыта прошлого и современного позитивного зарубежного опыта. Рассмотрен зарубежный опыт развития коммунальной сферы, управления ею и финансового обеспечения. Сформулированы предложения и основные направления по применению зарубежного опыта в российской коммунальной сфере.

Abstract. The article addresses the issues of the modern state and problems of the development of housing and communal services in our country. The importance of improving the efficiency of housing and communal services as the most important sector of the country's economy was noted. The problems of the development of the housing and communal sphere of the modern Russian economy are systematized, the most significant of which are: the lack of planned repairs in houses, the lack of construction in court territories, the untimely collection, removal and processing of household waste, constant interruptions in the supply of water, heat, electricity, and an increase in utility tariffs in conditions of deterioration of their quality. Studying the reasons for these problems, it was concluded that the communal sphere of the country's economy needs serious reform, including taking into account the experience of the past and modern positive foreign experience. Foreign experience of development of communal sphere, its management and financial support was considered. Proposals and main directions on application of foreign experience in the Russian municipal sphere are formulated.

Ключевые слова: жилищно-коммунальная сфера, финансы, управление, зарубежный опыт.

Keywords: housing and communal sphere, finance, management, foreign experience.

Важнейшей сферой российской экономики, призванное обеспечивать достойное и комфортное проживание населения страны, является жилищно-коммунальное хозяйство. Необходимость и важность надежного и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства, как жизненно важного для страны сектора экономики, отмечают и другие исследователи.[1]

Состояние жилищно- коммунальной сферы и качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на территории России в настоящее время все еще остается крайне неудовлетворительным, несмотря на огромные бюджетные средства, направленные на его реформирование в течение всего периода рыночной трансформации всех секторов российской экономики. Важнейшие проблемы в сфере ЖКХ - это отсутствие планового ремонта в домах, необустроенность на придворовых территорий ( зеленных зон, детских площадок, тротуаров и т.д.) , несвоевременный сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, постоянные перебои в подаче воды, тепла, электричества, рост тарифов на коммунальные услуги в условиях ухудшения их качества, и ряд других проблем, ухудшающих жизнь и способствующих к росту протестных настроений населения.

Проблемы жилищно-коммунального обустройства не уступают проблемам роста доходов населения ( оплаты труда наемных работников, пенсий и других социальных выплат отдельным категориям населения) и порой они становятся более важными, поскольку затрагивают интересы практический всего населения страны. Например, по данным социологических опросов населения в последние годы одними из наиболее важных по значимости для граждан России вопросов являются вопросы оказания жилищно - коммунальных услуг. В частности, по данным опроса об оценке качества жилищно-коммунальных услуг Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в 2019 году относительной качества услуг в сфере ЖКХ, наиболее важной и проблемной, по мнению опрошенных, являются: сферы электроснабжения (82%); холодного водоснабжения (73%); отопления (61%); газоснабжения (60%); горячего водоснабжения (51%) (рис.1) [2].

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ Неудовлетверенность предоставляемыми услугами

Удовлетверенность предоставляемыми услугами

Рис. 1. Структура общественного мнения удовлетворенностью предоставляемых услуг в сфере ЖКХ 2019 г.

Однако вряд ли такая ситуация обусловлена низкой платежной дисциплиной россиян, как это утверждают поставщики коммунальных услуг. Так, например, в Республике Дагестан, которая считается проблемным регионом в части оплаты коммунальных платежей из-за чрезмерно высокой задолженности за потреблённый газ и электроэнергию, по учетным данным сборов ОАО «Махачкалаводоканал», 72% абонентов оплачивают за услуги ЖКХ своевременно. Следовательно, основная проблема низкого качества услуг в сфере ЖКХ, на наш взгляд, состоит в неэффективной системе регулирования, контроля и управления данным сектором экономики, не целевом использовании поступающих коммунальных платежей, неспособности сложившихся производственных мощностей инфрастурктурных отраслей экономики возросшим в значительной мере потребностям ЖКХ. Здесь важно отметить также, что высокий уровень коррупции в местных органах власти привело к разрушению сложившейся системы коммунального обеспечения, диспропорциям в обеспечении водой, электричеством и теплом возросшихся потребностей городов и других поселений. Именно такая ситуация сложилась в Махачкале и других городах республики, где в условиях недопустимо высокой плотности и бесконтрольной застройки городов при подключении многочисленных строений к канализационным, водяным, электрическим коммуникациям не были учтены ресурсы данных коммуникаций. Сегодня в Махачкале городские коммунальные сети практически не в состоянии обеспечить нормальное функционирование ЖКХ.

Таким образом, отмеченное позволяет подчеркнуть, коммунальная сфера экономики страны нуждается в серьезном реформировании, в том числе с учетом опыта прошлого и современного позитивного зарубежного опыта. В связи с этим рассмотрим опыт организации ЖКХ некоторых зарубежных стран с высоким уровнем развития рыночных экономических отношений.

Так, например, во Франции несмотря высокий уровень развития рыночной экономики, в том числе на основе частной собственности практически во всех сферах экономики, инфраструктура в жилищно- коммунальной сфере остается в основной массе муниципальной собственностью. Однако для ее эксплуатации она передается частным операторами на условиях договора концессии. Оказание жилищно-коммунальных услуг производится за счет концессионера, который за предоставленные услуги имеет право взимать с потребителей соответствующие коммунальные платежи. При этом заказы на эксплуатацию, на строительство объектов инфраструктуры распределяются муниципалитетами через систему тендеров, но существует жесткий контроль на каждом этапе строительства и эксплуатации таких объектов.

На предоставляемые операторами коммунальные услуги на правительственном уровне утверждаются государственные стандарты, которые служат критериями для контроля качества оказываемых населению услуг.

Следует также подчеркнуть, что во Франции для теплоснабжения в многоквартирных домах преимущественно применяется децентрализованная схема, что создает определенные условия для конкурентности и повышения эффективности услуг. При такой схеме эксплуатации местного источника теплоснабжения, безусловно текущие издержки по теплоснабжению в значительной степени снижаются, но при этом возрастают инвестиции при строительстве и введении домов в эксплуатации за счет капитальных затрат на дополнительную установку котельного оборудования.

Владельцы жилых домов в частной собственности заключают договора с муниципалитетами в виде контрактов на предоставление коммунальных услуг. Обслуживание частных домов могут производить собственниками самостоятельно. Таким образом, можно отметить, что ответственность на качество услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве во Франции несут муниципалитеты, которые гарантируют соответствующий уровень их согласно установленным государственным стандартам через нанятых ими по договорам концессии операторов. В случае несоответствие качества коммунальных услуг, договора с операторами не продлеваются и расторгаются.

В Польше, в одной из первых посткоммунистических стран, где начали осуществлять реформу в жилищно-коммунальном секторе хозяйстве, в настоящее время существуют различные формы собственности на жилой фонд (муниципальное, служебное, приватизированное, коллективное на основе формирования товариществ собственников жилья (ТСЖ). Особенности польской системы оказания жилищно-коммунальных услуг состоит в том, что все коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, электроэнергию и т.д.) поставщикам оплачивают товарищества собственников жилья самостоятельно в установленные сроки. А квартиросъемщики оплачивают стоимость услуг по установленным внутри тарифам в ТСЖ. С неплательщиками коммунальных платежей работают уже самостоятельно ТСЖ.

Такая система взаимоотношений обуславливает конкурентную возможность самостоятельного установления индивидуальных тарифов в каждом ТСЖ, в каждом жилом доме, поскольку при установлении тарифов учитываются различные факторы, в том числе: категория и конструктивные особенности жилого здания; строительный материал, из которого изготовлены оконные и дверные проемы; материал кровли; срок службы жилого дома, а также многие другие условия оказания коммунальных услуг.

Следовательно, коммунальные услуги и формирование тарифов на них основаны на рыночных факторах, что создает возможности выбора жилья в зависимости от этих условий. Вместе с тем, в стране существуют льготные программы, предусматривающие оказание помощи в оплате услуг ЖКХ малоимущим, многодетным семьям и иным нуждающимся. Для малоимущих слоев населения выделяются целевые дотации, которые зависят от величины семейного дохода, состава семьи, количества жилой площади, величины расходов на жилье в общей сумме доходов и др. факторов.

Интересен опыт функционирования ЖКХ в Китае, где основные направления реформы ЖКХ связаны с коммерциализацией жилья и переходом на рыночные формы управления жилым фондом на принципах местного самоуправления, через жилищные товарищества и акционерные общества. Однако в настоящее время управление жилищно-коммунальным хозяйством в Китае носит децентрализованный характер. Жилищно-коммунальный сектор экономики передан на управление муниципальным районам, которым даны больше полномочия, в том числе и свои бюджеты на содержание домовладений. Кроме того, финансовое обеспечение жилищно-коммунального хозяйства осуществляется за счет средств коммерческих структур, которые уплачивают кроме общих отчислений по полученным услугам, платят специальный целевой «жилищный» налог (около 1%), поступления которого расходуются на содержание жилого фонда. Наряду с этим, источником пополнения средств на содержание жилого фонда районов являются поступления от сдачи в аренду помещений различным коммерческим организациям. Причем, ремонт и обслуживание жилого фонда районов осуществляются за счет городской казны. А содержание управляющих в жилых домах осуществляется за поступающих коммерческих внебюджетных средств.

В целом, можно подчеркнуть, что во многих развитых странах управление в сфере ЖКХ осуществляется на основе акционерных обществ со стопроцентным государственным или городским капиталом, что характеризует сохранение за органами местного самоуправления функций по управлению и ответственности за функционирование жилищно-коммунальной сферы. Это безусловно правильный подход, поскольку ЖКХ является основной сферой деятельности муниципалитетов. И уход муниципалитетов в нашей стране от полномочий и функций управления ЖКХ в городах и районах отчасти привели к системному кризису в данной сфере экономики.

Таким образом, изложенный опыт функционирования ЖКХ в различных странах, систем финансового его обеспечения, качества и ответственности оказываемых услуг свидетельствуют о наличии существенных пробелов в российской системе управления ЖКХ. И главная проблема в развитии ЖКХ состоит в том, что в результате рыночных реформ вся инфраструктура ЖКХ стало в России частной собственностью, доля реинвестирования собираемых платежей крайне низка, а муниципальные органы власти отстранились от ответственности за важнейший сектор городского хозяйства. Однако надо признать, что процесс приватизации объектов жилищно-коммунального хозяйства не имеет в настоящее время обратной силы. Но, вместе с тем, перед государственными исполнительными органами власти, муниципальными органами должна быть в законодательном порядке должная быть обозначена функциональная обязанность по формированию, поддержанию и постоянному совершенствованию в городах и в других населенных пунктах достойных для проживания населения жилищно-коммунальных условий.

В этой связи, исходя из сложившейся в современной России системы функционирования ЖКХ нам представляется, что повышение качества услуг жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране предполагает ре-шешение следующих важнейших задач:

- повышение ответственности муниципальных ( городских, районных, поселенческих ) органов власти за качество функционирования ЖКХ и оказания коммунальных услуг населению;

- формирование системы и механизмов конкурирования в сфере оказания услуг ЖКХ;

- формирование системы гибких дифференцированных тарифов на услуги ЖКХ, зависимых от состояния ЖКХ, качества оказываемых услуг и других факторов;

- организация и усиление контроля за деятельностью предприятий по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Деятельность жилищных инспекций сегодня не решает проблемы ЖКХ;

- создание механизмов и привлечение частного капитала в сферу обслуживания жилья и предоставления коммунальных услуг, в том числе целевого использования общего имущества (территорий, зданий и т.д.) на коммерческой основе.

Безусловно, эти задачи предопределяют необходимость научной -практической разработки, утверждения и внедрения различных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, направленных на успешное решение проблем ЖКХ России.

Источники:

1. Батина И. Н. Разуева О. В. Состояние и проблемы функционирования ЖКХ на современном этапе // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (17), 2016. С57

2. Россияне о качестве ЖКХ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9786 References:

1. Batina I. N. Razueva O. V. State and problems of functioning of housing and communal services at the present stage // Vestnik USNTU. Science, education, economics. Economics series. No. 3 (17), 2016. С57

2. Russians about the quality of housing and communal services. [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=9786

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10666

Н.Н. Шилова - профессор кафедры Менеджмента в отраслях ТЭК, д-р экон. наук, профессор, Тюменский индустриальный университет, shilovann@tyuiu.ru,

N.N. Shilova - Professor, Department of Management in the Fuel and Energy Sector, Dr. econ. sciences, professor, Tyumen industrial university;

Э.Н. Брагина - аспирант, Тюменский индустриальный университет, braginaen@tyuiu.ru, E.N. Braginа - graduate student, Tyumen Industrial University.

ДОКУМЕНТАРНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНА DOCUMENTARY ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE STRATEGIC PLANNING PROCESS OF THE REGION

Аннотация. Эффективная система стратегического планирования социально-экономического развития региона обусловливает результативность механизма формирования и реализации государственной социально-экономической политики. Использование системного подхода определяет оценку причинно-следственной логики государственного планирования на основе приема декомпозиции целей государственного управления по уровням его управления, что на данный момент сделать не сложно, ввиду использования единого категориального аппарата и системы целей и задач государственного управления во всех документах стратегического планирования государства, в целом и региона, в частности. Авторами проанализирована эволюция основных документов стратегического планирования в разрезе одного из наиболее перспективных регионов Российской Федерации - Тюменской области, проведена оценка соответствия целей и задач государственных программ Тюменской области ее Стратегии социально-экономического развития, предложены рекомендации по повышению эффективности процесса стратегирования социально-экономического развития региона.

Abstract. An effective system of strategic planning for the socio-economic development of the region determines the effectiveness of the mechanism for the formation and implementation of state socio-economic policy. The use of a systematic approach determines the assessment of the cause-and-effect logic of state planning on the basis of a decomposition of the goals of public administration by the levels of its administration, which is currently not difficult to do due to the use of a single categorical apparatus and system of goals and objectives of public administration in all strategic planning documents of the state the whole and the region in particular. The authors analyzed the evolution of the main documents of strategic planning in the context of one of the most promising regions of the Russian Federation -the Tyumen region, assessed the compliance of the goals and objectives of the state programs of the Tyumen region with its Strategy for socio-economic development, proposed recommendations for increasing the efficiency of the process of strategizing the socio-economic development of the region.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, государственное управление, реализация государственной социально-экономической политики, эффективность реализации государственной экономической политики

Key words: socio-economic development, strategic planning, public administration, implementation of state socio-economic policy, effectiveness of implementation of state economic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.