Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПОДСТИЛОЧНОГО НАВОЗА'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПОДСТИЛОЧНОГО НАВОЗА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
455
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО / БЕСПОДСТИЛОЧНЫЙ НАВОЗ / ПОМЕТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / INDUSTRIAL LIVESTOCK / BEDDING-FREE OF MANURE / DUNG / ECOLOGICAL SAFETY / NORM-AND-LEGAL REGULATION / TECHNOLOGIES / RECOMMENDATIONS / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Тарасов С.И.

В решении вопросов устойчивого развития сельскохозяйственных территорий значительный интерес представляет передовой зарубежный опыт (в данном случае - опыт США, стран Европейского союза) по использованию навоза, помета в хозяйствах конвенционального и промышленного животноводства. В целях снижения эмиссии токсичных и парниковых газов в Дании не рекомендовано содержание животных на глубокой подстилке. Для сокращения потерь аммиака в хозяйствах повышают кислотность навоза, помета до ее значений, характерной для дождевой воды (рН=5,5), снижают температуру в канализационных системах, вентиляционные установки снабжают фильтрами-ловушками, обеспечивающими снижение содержания аммиака в выводящем воздухе до 70%, микроорганизмов - на 99%. В результате замены ископаемых источников энергии на возобновляемые, в т. ч. за счет метангенерации навоза, помета. Дания признана лидером по сокращению эмиссии диоксида углерода в атмосферу. Введены жесткие ограничения по хранению навоза, помета. Запрещено их хранение на полях, в буртах, разрешено - в бункерах преимущественно закрытого типа. Строго регламентировано применение органических удобрений на основе навоза, помета. В пересчете на азот дозы применяемых удобрений не должны превышать N170 кг/га. Удобрения преимущественно вносятся локально, внутрипочвенно. Для каждого вида удобрений в зависимости от его агрегатного состояния в хозяйствах Дании используется специальная техника, исключающая загрязнение окружающей среды, позволяющая наиболее равномерно их распределять на полях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE ENVIRONMENTALLY SAFE BEDDING-FREE OF MANURE USING

At agricultural territories sustainable development issues solving, the foreign experience (in this case, the United States and the European Union’s experience) on the manure an dung using on conventional and industrial livestock farms the best considerable interest having. In order to the toxic and greenhouse gases’ emission reducing, animals keeping on deep bedding in Denmark it is not recommended. To reduce the losses of ammonia on farms, the manure, dung acidity to its rainwater typical values (pH=5,5) is increased, the temperature in sewer systems is reduced, ventilation systems with filters-traps that ammonia’s content in the exhaust air up to 70%, and microorganisms - in 99% reducing are equipped. As a result of fossil energy sources with renewable ones replacing, including with the manure and dung metangeneration, Denmark as carbon dioxide emissions into the atmosphere reducing leader is recognized. Strict restrictions on manure and dung’s storage have been introduced. It is forbidden them in fields, burts storing, but it is allowed them in closed bunkers to store. The organic fertilizers based on manure and dung using is strictly regulated. In nitrogen recalculation, the applied fertilizers’ doses it should not exceed N170 kg / ha. Fertilizers mainly locally, intrasoil are applied. For each type of fertilizer, in depending on its aggregate state, Danish farms a special technique using that environmental pollution eliminating, and allowing them the most evenly on the fields to be distributed.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПОДСТИЛОЧНОГО НАВОЗА»

УДК 631.95

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПОДСТИЛОЧНОГО НАВОЗА

С.И. Тарасов, кандидат биологических наук

ВНИИ органических удобрений и торфа - филиал ФГБНУ «Верхневолжский ФАНЦ» E-mail: tarasov.s.i@mail.ru

Аннотация. В решении вопросов устойчивого развития сельскохозяйственных территорий значительный интерес представляет передовой зарубежный опыт (в данном случае - опыт США, стран Европейского союза) по использованию навоза, помета в хозяйствах конвенционального и промышленного животноводства. В целях снижения эмиссии токсичных и парниковых газов в Дании не рекомендовано содержание животных на глубокой подстилке. Для сокращения потерь аммиака в хозяйствах повышают кислотность навоза, помета до ее значений, характерной для дождевой воды (рН=5,5), снижают температуру в канализационных системах, вентиляционные установки снабжают фильтрами-ловушками, обеспечивающими снижение содержания аммиака в выводящем воздухе до 70%, микроорганизмов - на 99%. В результате замены ископаемых источников энергии на возобновляемые, в т. ч. за счет метангенерации навоза, помета. Дания признана лидером по сокращению эмиссии диоксида углерода в атмосферу. Введены жесткие ограничения по хранению навоза, помета. Запрещено их хранение на полях, в буртах, разрешено - в бункерах преимущественно закрытого типа. Строго регламентировано применение органических удобрений на основе навоза, помета. В пересчете на азот дозы применяемых удобрений не должны превышать N170 кг/га. Удобрения преимущественно вносятся локально, внутрипочвенно. Для каждого вида удобрений в зависимости от его агрегатного состояния в хозяйствах Дании используется специальная техника, исключающая загрязнение окружающей среды, позволяющая наиболее равномерно их распределять на полях. Ключевые слова: индустриальное животноводство, бесподстилочный навоз, помет, экологическая безопасность, нормативно-правовое регулирование, технологии, рекомендации, зарубежный опыт.

Индустриализация животноводства увеличила нагрузки на окружающую среду прежде всего по причинам несовершенства нормативно-правового регулирования обращения бесподстилочного навоза, помета, отсутствия компетентных, экологически ориентированных технологий их использования [13]. Игнорирование экологического подхода к утилизации побочной продукции крупных комплексов, птицефабрик обусловило в зонах их расположения биологическое, химическое, механическое загрязнение экосистем.

Расчеты, проведенные по величине ПЭ -популяционного эквивалента (1ПЭ=54-60 г БПК5 - количество кислорода, необходимое для окисления бактериями, простейшими всей органики, содержащейся в 1 л загрязненной воды, стоков за 5 суток инкубации), показали, что навоз и помет загрязняют окружающую среду в 10 раз интенсивнее, чем коммунально-бытовые отходы [4, 5]. Одна дойная корова по производству навоза приравнивается к 16 человеко-эквивалентам,

молодняк крупного рогатого скота - к 12, свинья - к 21. Интенсификация производства продукции животноводства на комплексах и птицефабриках привела к поступлению в экосистемы вместе с бесподстилочным навозом, пометом нового класса загрязняющих веществ: антибиотиков, вакцин, гормонов, различного вида медикаментозных, дезинфицирующих препаратов. Установлены негативные последствия данных препаратов на биологическую активность почвы, процессы гумусообразования. При насыщении почвы антибиотиками ослабляется ее способность к самообеззараживанию. Обычно 90% патогенных кишечных палочек в данных почвах устойчивы к антибиотикам [6, 7].

Загрязнение биосферы, вызванное отсутствием ответственности за экологические риски при использовании бесподстилочного навоза, помета на предприятиях индустриального животноводства - серьезная проблема глобального масштаба, требующая эффективного решения. В целях устойчивого

развития сельскохозяйственных территорий, снижения экологических рисков большой интерес представляет положительный зарубежный опыт в области легимитизации оборота навоза, помета, технологий и технических средств их использования в хозяйствах конвенционального и индустриального животноводства.

Использование органических удобрений в РФ регламентируется более чем 60 Федеральными законами, нормативными документами, приказами Министерств и ведомств. Важнейшими законами, действующими в области оборота органических удобрений, являются следующие: ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ от 19.07.1999 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимиката-ми»; ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель с. -х. назначения»; ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; ФЗ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии».

В области оборота органических удобрений на основе навоза, помета действуют также 15 руководящих документов агропромышленного комплекса (РД-АПК) и норм технологического проектирования (НТП), более 50 государственных стандартов, многочисленные методические указания, рекомендации, приказы и распоряжения ведомств. Однако не все действующие документы адаптированы к интересам сельхозпроизводителей. Перманентными остаются споры между природоохранным и хозяйствующими субъектами по вопросам терминологии, отнесения навоза, помета к категории «агрохимикаты», «отходы», класса их опасности, необходимости их госрегистрации. В результате существующих разногласий органические удобрения, питательные грунты на основе навоза, помета в отраслевом каталоге продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) абсурдно

определены в качестве продукции химической промышленности (код 20.15.80). Постоянно вносятся изменения в требования по организации животноводческих предприятий, размерам санитарно-защитных, водоохранных зон, в требования безопасности самих удобрений на основе навоза, помета.

В субъектах Российской Федерации отсутствует единая позиция о необходимости лицензирования работ по обращению навоза, помета. Нет единообразия в трактовке нормативных правовых актов. Различные толкования правовых норм приводят к затруднениям при оценке экологической безопасности производственной деятельности животноводческих предприятий. В настоящее время российские животноводы загнаны в правовой тупик в вопросе использования помета и навоза. Требования государственного регулирования обращения с навозом, пометом в Российской Федерации в сравнении с зарубежным законодательством представляются избыточными. К примеру, в США в 1999 году Агентством охраны окружающей среды совместно с Министерством сельского хозяйства была разработана Единая национальная стратегия для предприятий животноводческого сектора по вопросам обращения с отходами животноводства. В соответствии с данной стратегией все предприятия животноводческого сектора (свыше 400 тысяч предприятий) обязаны разрабатывать и реализовывать «Комплексные планы по обращению с питательными веществами», включающие требования: к методам откорма животных, обращению с навозом, пометом, землеустройству, ведению учета и мониторинга. В каждом хозяйстве предусмотрено; проведение полевого анализа грунта, анализа навоза, помета; наличие достаточной площади пахотной земли для внесения питательных веществ; наличие водозащитных и сани-тарно-защитных зон. Допускается внесение навоза, помета всех видов, прошедших 250-суточное обеззараживание и обезвреживание. Запрещается внесение навоза, помета на крутых склонах, во время обильных атмосферных осадков. Планы по обращению с питательными веществами в обязательном

порядке должны содержать информацию о возделываемых культурах, нормах внесения питательных веществ в составе навоза, помета, минеральных удобрений, сроках их внесения, наличии средств внесения, мерах по предотвращению эмиссии газообразных токсичных соединений. Для того, чтобы получить разрешение на утилизацию навоза, помета, предприятие должно пройти аттестацию. Планы по обращению с питательными веществами разрабатываются аттестованными специалистами, прошедшими специальную подготовку. Все планы ежегодно подлежат проверке, которую осуществляет государственный специалист в области обращения с питательными веществами [8].

В странах Европейского союза основные требования экологически безопасного использования навоза, помета изложены в Директиве 91/676/ЕЕС по нитратам сельскохозяйственного происхождения, которая имеет своей целью снижение негативного влияния удобрений на экосистемы, прежде всего на источники питьевой воды, путем ограничения использования неорганических и органических (навоз) удобрений в сельскохозяйственных районах. С этой целью страны-члены Европейского Союза должны определить территории, подверженные загрязнению нитратами из сельскохозяйственных источников. Такие территории должны быть обозначены как «уязвимые зоны». Для этих зон страны-члены должны разрабатывать и внедрять программы действий по уменьшению загрязнения. В данных программах действий определяются причины загрязнения, меры по снижению экологических нагрузок, в том числе ограничения на использование органических и химических удобрений.

Страны-члены Европейского Союза обязаны осуществлять мониторинг и каждые четыре года представлять Комиссии отчеты по обозначению уязвимых зон, результаты мониторинга, программы действий. Программы действий постоянно пересматриваются на предмет эффективности мероприятий по снижению экологических рисков. Директива утверждает принципы «загрязнитель платит», «предотвращение дальнейшего загряз-

нения». Согласно Директиве, количество навоза, помета, ежегодно вносимого в почву, не должно превышать N 170 кг/га. Директива определяет основные нормы и правила организации работ с навозом, пометом, которые регулируют минимальный объем навозо-, по-метохранилищ, методы внесения навоза, помета в почву с учетом водоохранных и сани-тарно-защитных зон, величины уклона полей, состояния влагоемкости почвы, сроки внесения удобрений, меры по предотвращению загрязнения экосистем [9].

Примером удачной реализации требований Директивы 91/676/ЕЭС является практика использования навоза, помета в Дании. В настоящее время в Дании на откорме содержится более 12,5 млн свиней, в т.ч. 1,04 млн свиноматок, 110 млн цыплят, 4,67 млн кур-несушек, численность КРС превышает 1,55 млн голов, в т.ч. 561 тысяч коров. При населении страны в 5,82 млн человек ежегодный объем производства навоза, помета в стране превышает 45 млн т, приблизительно по 7,7 т на одного жителя страны. Для сравнения в РФ - по 1,4 т. В прошлом для Дании вопросы экологически безопасного использования навоза, помета были крайне актуальными. Высокая плотность животных и ненормированное, бесконтрольное обращение навоза, помета во всех регионах страны приводило к заметному загрязнению воздуха и особенно поверхностных и грунтовых вод, нормативные ограничения по качеству и безопасности которых по ряду показателей, в частности, по содержанию аммонийного, нитратного, нитритного азота, фосфатов, более чем в 30 раз превышали значения их предельно допустимых концентраций [10].

Начиная с 1984 г., в Дании вводятся строгие ограничения по использованию навоза, помета. В 1985 г. принимается NPo-План действий по сокращению загрязнения окружающей среды избыточным содержанием соединений азота, фосфора в почве, воде, растительной продукции («Action Plan to reduce N- and P-pollution»). С 1987 г. вступает в силу многоэтапный план действий по защите водной среды («Action Plan on the Aquatic Environment I (Action Plan I)», 1987; «Action

Plan on the Aquatic Environ-ment II (Action Plan II)», 1998; «Action Plan on the Aquatic Environment III (Action Plan III)», 2004). В рамках реализации указанных Планов действий резко увеличились затраты на научно-исследовательские работы по разработке и внедрению инновационных технологий экологически безопасного содержания животных, удаления навоза, помета, производства, хранения, транспортирования, внесения органических удобрений на их основе. Большое внимание уделялось повышению экологической грамотности сельскохозяйственных работников. Постепенно вводились эффективные санкции в отношении предприятий, загрязняющих окружающую среду. Результатом реализации данных планов действий Дания признана мировым лидером по снижению уровня загрязнения окружающей среды животноводческими предприятиями [11].

Начиная с 1985 г., в Дании была проведена большая работа по снижению эмиссии токсичных и парниковых газов в животноводстве. За 20 лет выбросы аммиака в атмосферу на фермах страны сократились на 80%. Этому способствовали многочисленные мероприятия. Определяющее значение отводилось новым технологиям содержания животных. Так, было установлено, что потери аммиака, закиси азота, других соединений азота существенно зависят от конструкции полов в помещениях (таблица 1).

Наибольшие потери имеют место при содержании свиней на глубокой подстилке. В этой связи в Дании более 80% навоза - это бесподстилочный навоз. Глубокая подстилка используется в основном на птицефабриках [12]. В целях снижения эмиссии агрессивных соединений в системах навозоудаления на современных датских фермах навозная канализация снабжается охлаждающими установками, позволяющими сократить потери газообразных соединений азота на 31% и более. Эффект охлаждения навоза происходит за счет встраивания в бетон канализационных каналов пластиковых труб, соединенных с тепловым насосом. Охлаждающие трубы лежат на поверхности канализационных каналов.

Таблица 1. Потери азота в зависимости от типов _полов в свинарниках [12]_

Типы полов в свинарниках для различных Потери

групп животных азота, %

Свинарник для супоросных свиноматок. Содержание в индивидуальных станках:

- частично щелевые полы 7,0

- сплошной пол 30,0

Свинарник для супоросных свиноматок. Свободное содержание в групповых стан-

ках:

- щелевой пол + подстилка 8,0

- сплошной пол + подстилка 23,0

- глубокая подстилка 43,0

Свинарник для опороса маток:

- частично щелевые полы 12,0

- полностью щелевой пол 22,0

Свинарник для доращивания поросят:

- частично щелевые полы 12,0

- полностью щелевой пол 18,0

- глубокая подстилка 51,0

Свинарник-откормочник:

- частично щелевые полы 14,0

- полностью щелевой пол 18,0

Тепловая энергия, полученная от навоза, используется для обогрева помещений. Охлаждающие системы навозоудаления наибольшее распространение получили на свиноводческих фермах и комплексах. Эффективным приемом снижения выбросов аммиака, получившим широкое применение в Дании, Швеции, является увеличение кислотности навоза до ее значений, характерных для дождевой воды (рН=5,5), за счет добавления к навозу серной кислоты (4-7 л на 1 т навоза). Подкисление не вызывает коррозию используемого оборудования, вместе с тем снижает эмиссию аммиака из навоза свиней на 60%, из навоза КРС - на 70%. Данный способ не применяют в случае, если навоз используют для получения биогаза [13].

В Дании в современных фермах закрытого типа в целях снижения неприятных запахов навоза, помета, выбросов соединений азота в атмосферу с выводящими газами предусмотрено оборудование вентиляционных систем ловушками-фильтрами. Ловушки, предусматривающие химическую очистку воздуха, снижают содержание аммиака в выводящем из помещения воздухе на 90%. Ловушки, предусматривающие биологиче-

скую очистку воздуха, снижают содержание аммиака в выводящем из помещения воздухе на 40-75%, содержание микроорганизмов на 95-99%. Ловушки-фильтры в основном применяют в свинарниках и птицефабриках. В молочно-товарных фермах скандинавских стран очистку выводящего воздуха, как правило, не проводят [12].

Дания признана лидером по сокращению эмиссии диоксида углерода в атмосферу. В период с 1990 по 2012 гг. выбросы СО2 в атмосферу в стране были сокращены на 21%, тогда как в Европе они были на уровне 8%. По данным Нидерландского агентства оценки окружающей среды эмиссия СО2 за один год в Дании была сокращена с 40 238 кило-тонн в 2014 г. до 36 908 килотонн в 2015 г., т.е. на 8,3% [14]. В основном снижение эмиссии СО2 проведено в результате замены традиционных, ископаемых источников энергии на возобновляемые. В сельском хозяйстве Дании проводится большая работа по производству энергии из биомассы. Кли-мато-энергетический блок ЕС в специальной Директиве по возобновляемой энергетике 2009/28/28/ЕС определяет СО2 нейтральным (выбросы СО2 не учитываются) при использовании метангенерации навоза [13]. В рамках «Энергетического соглашения» (20122020 гг.) правительство Дании предоставляет преференции хозяйствам, используемым ме-тангенерацию навоза:

- государство субсидирует до 30% стоимости строительства биогазовых станций;

- дотирует до 47% эксплуатационные расходы;

- поставщики биогаза в газотранспортную сеть страны получают в качестве бонуса 0,38 кроны (0,068$) за каждый кВт ч электроэнергии, производимой из биогаза. Субсидии не распространяются на биогазовые установки, метангенерирующие кукурузный силос. К 2020 г. планируется метангенерировать 50% навоза [13]. Анаэробная переработка навоза, помимо снижения эмиссии углекислоты, резко сокращает выбросы в атмосферу метана, закиси азота, многочисленных фе-нольных соединений. Метангенерация осуществляет эффективное обеззараживание,

обезвреживание, дезодорацию навоза. Для получения энергии из навоза в Дании разработаны технологии его сжигания, газификации, пиролиза. Однако в настоящее время данные технологии не используются по причинам их низкой рентабельности. Дания -участник ЕСТВ (Европейской системы торговли выбросами). Правительство поставило задачу построения экологически устойчивой экономики. Несмотря на то, что потребности страны в углеводородном сырье полностью удовлетворяются за счет добычи нефти на континентальном шельфе Северного моря, долгосрочной целью является прекращение использования ископаемого топлива к 2050 г. с заменой его энергией ветра, солнца, приливов и биомассы [13].

В целях снижения экологических рисков при работе с навозом, пометом в Дании введены строгие требования по их хранению, согласно которым твердые виды навоза, помета (твердые фракции бесподстилочного навоза, помета, подстилочный навоз, помет, компосты) должны храниться в бетонированных блоках, исключающих возможность загрязнения грунтовых вод. Запрещается хранение в буртах на полях. Хранение бесподстилочного навоза проводится в бункерах круглой формы, изготовленных из бетонных элементов. Данные бункеры - самое дешевое решение хранения навоза, помета. Они долговечны, надежны в эксплуатации. Данные хранилища, как правило, имеют металлическую, матерчатую либо пластиковую крышу. Если бункер не покрыт крышей, поверхность навоза накрывают соломенной резкой, которая стимулирует образование плавающей корки, препятствующей эмиссии газов в атмосферу. Согласно существующим правилам бункеры, расположенные на расстоянии 100 м от водных источников с акваторией более 100 м2, а также на склонах более 6°, расположенных в сторону водоисточников, должны быть оборудованы автоматической сигнализацией, предупреждающей о переполнении бункеров-накопителей навозом. Техническое состояние бункеров каждые 10 лет подлежит поверке. По принятым в Дании нормам объемы бункеров-накопителей должны быть

рассчитаны на 9-месячный срок хранения навоза свиней, 7-месячный - навоза КРС.

В Дании строго регламентируются системы применения органических удобрений на основе навоза, помета. Наибольшие экологические нагрузки при работе с удобрениями, как правило, наблюдаются во время их внесения. Так, запрещено их внесение на замерзшую или заснеженную почву. Твердый навоз, разбрасываемый с периода окончания сбора урожая и до 20 октября, может использоваться только под посевы озимых культур. После 20 октября твердый навоз может вноситься на все поля. Однако на незасеянных территориях навоз должен быть внесен локально. Бесподстилочный навоз, как правило, не должен вноситься с момента сбора урожая и до 1 февраля, исключая поля с многолетней травой или озимым рапсом. На данных полях разрешается внесение бесподстилочного навоза, помета до 1 октября. Подавляющее количество бесподстилочного навоза от свиноводческих ферм вносится весной, в апреле - мае, под озимые культуры. И только небольшое количество вносится на поля с озимым рапсом в августе - сентябре. Бесподстилочный навоз КРС в основном вносится весной. Но небольшое количество используется в течение лета и ранней осенью на полях с травой и особенно на пастбищах. Большая часть бесподстилочного навоза вносится весной под озимые без последующей вспашки. На весенние посевы бесподстилочный навоз вносят внутрипоч-венно или же с последующей запашкой. В Дании запрещено внесение бесподстилочного навоза вразброс, а также с использованием дождевальной техники [15]. В Дании введены жесткие ограничения по количеству вносимого навоза в зависимости от имеющейся площади земель. Объемы внесения органических удобрений, к примеру, в Дании регулируются так называемыми животными единицами (DE), где 1 De, например, отвечает годовому количеству навоза от 1 взрослой коровы или 3 свиноматок с поросятами до 25 кг, или 30 мясных свиней. По закону от 18 декабря 1998 года («Action Plan II - Action Plan on the Aquatic Enviroment II»)

разрешено внесение по коровам - от 2,3 DE на гектар, по свиньям - от 1,7 DE на гектар, по другим животным - от 2 DE. Объем навоза 1 DE равен 15-18 т навоза свиней или 2022 т навоза КРС. В случае высокой влажности навоза разрешено внесение 30 т навоза свиней, 48 т навоза КРС на 1 га. Если молочная ферма имеет более 2,3 DE или свиноферма - более 1,7 DE на гектар, излишки органических удобрений передаются другим хозяйствам. Для органического земледелия нормы внесения удобрений не должны превышать 1,4 DE на 1 га. Однако на отдельных полях возможно использовать 2,8 DE/1ra. В 2002 г. был принят закон, устанавливающий размеры санитарно-защитных зон между всеми объектами, связанными с оборотом органических удобрений на основе навоза.

Особое внимание в Дании уделяется экологически безопасному транспортированию и внесению навоза. Национальной гордостью в стране признана компания «Samson AGRO», основанная в 1920 г., которая изобретает, конструирует и производит весь спектр машин и оборудования для перевозки и внесения любых видов органических удобрений. Вся продукция отличается высочайшим качеством, долговечностью, экономичностью, производительностью, наилучшей эргономикой. Техника данной компании по оценкам многочисленных международных технических экспертиз признана непревзойденной по надежности, техническим характеристикам, предсказуемости по эксплуатационным расходам, сохраняет высокую цену при перепродажах. В этом отношении у «Samson-AGRO» нет достойных конкурентов. В целях снижения давления на почву специалистами компании разработаны:

- уникальная система интегрированного регулирования поворота передних и задних колес в одну сторону (ход «краб»);

- система регулирования ширины колеи;

- серия облегченных цистерн;

- специальные машины - транспортировщики и машины распределители удобрений;

- наиболее совершенные системы регулирования давления внутри шин низкого давления;

- ресурсосберегающие и энергосберегающие разбрасыватели нового поколения с возможностью их подключения к шланговым системам.

Все цистерны имеют эпоксидное покрытие по прочности, превосходящее цинковое. Данное покрытие исключает коррозию цистерн на протяжении всего периода их эксплуатации. Производители предоставляют гарантию сохранности эпоксидного покрытия. Цистерны компании - лидеры по скорости самозаполняемости, пеногашению. Насосное оборудование снабжено гомогенизаторами, отделителями балластных механических включений, что позволяет перерабатывать гетерогенный навоз в период его загрузки в супероднородную массу. Уникальные разбрасывающие устройства, снабженные системой электронного контроля, обеспечивают наивысшее качество работ по поверхностному и внутрипочвенному внесению бесподстилочного навоза, обеспечены противокапельными системами, исключающими потерю удобрений при их транспортировании. Компания предоставляет большой ассортимент навесного оборудования, обеспечивающего экологически щадящее распределение удобрений. Уникальны инжекторы для внутрипочвенного внесения навоза, рамомногошланговые системы для ленточного поверхностного его внесения.

Для внесения на поля легкосыпучих твердых видов органических удобрений «Samso-nAGRO» выпускает широкую ассортиментную линейку прицепов-разбрасывателей, в которых все узлы, агрегаты изготавливаются из износоустойчивой стали - Hardox, что обеспечивает более длительный и надежный срок их эксплуатации. Разбрасыватели, предназначенные для внесения перепревшего подстилочного навоза, помета, компостов, оборудованы горизонтально расположенными валами с лопатками, а также распределительными дисками. Ширина захвата данных агрегатов превышает 30 м. Для качественного измельчения и внесения твердого, плохо перепревшего навоза, помета производятся разбрасыватели с 4 вертикальными валами, оснащенными лопатками. Ширина захвата

при разбрасывании данных видов удобрений превышает 10 м. Разбрасыватели, применяемые для внесения сухого птичьего помета, комплектуются прочной дозирующей заслонкой, способной выдерживать большие нагрузки. В целях равномерного распределения твердых органических удобрений по поверхности почвы все разбрасыватели оснащаются щетками, положение которых изменяется посредством гидравлического привода. Для равномерной подачи данных удобрений на механизмы разбрасывания все агрегаты оснащены подвижной передней стенкой. Специалистами фирмы учтены запросы рынка на технику высокой вместимостью. В ассортиментной линейке «Samson AGRO» имеются машины-разбрасыватели вместимостью до 40 т с самыми низкими показателями их давления на почву.

«Samson AGRO» является пионером по созданию универсального шасси, позволяющее на его основе использовать различные сменные емкости, конструировать технику различного функционального предназначения. Компанией активно внедряются элементы роботизации, исключающие непосредственное участие человека в выполнении технологических операций. Разбрасыватели удобрений по желанию заказчика могут быть оборудованы детекторами качества удобрений, навигационными системами GPS, гарантирующими экологически безопасное внесение навоза с учетом плодородия почв, биологических особенностей растений, планируемых урожаев. Вся техника управляется посредством электронных устройств, позволяющих документировать и соблюдать нормы внесения удобрений. Во всех конкурсах техника компании признается наиболее но-вационной, с наивысшим качеством, с точностью распределения удобрений, превосходящей нормы DINEN 13406. Высокий уровень технических разработок обусловлен чрезвычайно строгими требованиями по внесению навоза, его использованию в качестве удобрения в скандинавских странах.

Центральным органом, ответственным за координацию государственной политики в области экологии Дании, является Мини-

стерство по охране окружающей среды и энергетики. Одно из ключевых департаментов в министерстве - Национальное агентство по природоохранным вопросам (НАП), которое осуществляет разработку проектов законов в области охраны окружающей среды. После обсуждения на региональном уровне, а также с представителями бизнес-сообщества проекты законов передаются на одобрение в Министерство по охране окружающей среды. В основном природоохранное законодательство страны основывается на Директивах ЕС и нормах международных договоров. Основными природоохранными законами, регулирующими, в частности, оборот органических удобрений, являются: Закон об охране окружающей среды 2010 г. (The Environmental Protection Act (EPA) Consolidated Act no. 879), которым определяются фундаментальные цели и задачи охраны окружающей среды, средства их достижения и административные принципы деятельности; Закон о химических веществах и химической продукции (Chemical Substances and Products Act); Закон о загрязнении земель (Soil Contamination Act); Закон об экологической ответственности (Environmental Liability Act); Закон о планировании (The Planning Act).

Данные законы являются «рамочными», они постоянно дополняются целым рядом нормативных правовых актов и руководств, разрабатываемых Министерством окружающей среды. С 2009 г. природоохранная политика в скандинавских странах проводится в соответствии с принципами стратегии «Зеленого роста» («APAE sand the Green Growth Agreement») [16, 17]. Природоохранное законодательство основывается на принципах децентрализации, поэтому регулирование и надзор направлены на максимальное географическое приближение к месту осуществления хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, муниципалитеты, как правило, отвечают за применение большинства норм законов, установленных на общенациональном уровне. Как правило, предприятиям выдаются комплексные экологические разрешения муниципалитетами. При этом власти могут предъявлять к предприятиям требова-

ния использования наилучших доступных технологий (НДТ), а также отдельные требования по контролю. В Дании в случае невыполнения предписаний налагаются штрафы, размер которых составляет от 5 тыс. до 10 тыс. датских крон (в случае отсутствия серьезного вреда окружающей среде). Если окружающей среде причинен серьезный вред, размер штрафа соотносится со стоимостью восстановительных работ. Кроме того, срок тюремного заключения может составить до 2 лет в случае, если:

- виновник действовал умышленно или допустил серьезную халатность;

- нарушение нанесло вред окружающей среде или создало угрозу причинения вреда;

- в результате нарушения виновником или иными лицами получены экономические преимущества или планировалось их получение.

Основную практическую работу по контролю за соблюдением природоохранного законодательства, экологической сертификации предприятий, а также регулярные анализы мониторинга окружающей среды выполняют представители местных органов власти - коммун. Действенность системы природоохранных мероприятий в Дании во многом обеспечивается благодаря серьезному отношению к экологическим проблемам как руководителей предприятий, так и большинства населения страны. Такое отношение стимулируется системой экономических мер, которые делают более выгодным применение экологически чистых технологий в предпринимательской деятельности и экономное распоряжение ресурсами в быту человека. Проведение природоохранных мероприятий требует значительных средств, которые аккумулируются, в основном, путем целевого налогообложения предприятий и населения, исходя из степени загрязнения выделяемых ими отходов. Инвестиции в охрану окружающей среды в Дании в 2201 г. составили около 4% валового национального продукта.

В сельском хозяйстве НАП проводит поэтапное внедрение так называемого "аэрозольного" налога, направленного на снижение использования пестицидов и других хи-

мических средств борьбы с сорняками и ухода за растениями, которые являются в настоящее время главным источником загрязнения грунтовой и питьевой воды. Сам налог является дифференцированным и зависит от вида используемых химических средств и способа их применения. При этом поощряется либо отказ от использования химических средств вообще, либо применение избирательных экологически безопасных препаратов и внедрение современных методов точечного, прикорневого внесения химикалий. Агентство также разрабатывает рекомендации, планы работ с удобрениями. К примеру, относительно органических удобрений каждый фермер в работе придерживается инструкции следующего содержания:

1. Необходимо составить план работы с удобрениями, в котором следует указать удобряемые поля, виды сельскохозяйственных культур, представить всю систему применения удобрений (дозы, сроки, способы повышения экологической и экономической эффективности и пр.).

2. Необходимо провести анализ содержания питательных, а также токсичных веществ в навозе. Микробиологическими, па-разитологическими, радиологическими исследованиями следует доказать безопасность применяемых удобрений.

3. Рекомендовано внесение удобрений ранней весной под озимые - после начала роста, под яровые зерновые - непосредственно перед посевом.

4. Предписано указание о необходимости предупреждений структурных повреждений почвы удобряемых полей. Внесение удобрений рекомендуется проводить на просохшие поля машинами, колеса которых оборудованы шинами низкого давления. На уязвимых участках рекомендуется использовать машины с половинной загрузкой удобрения.

5. Использование твердых удобрений рекомендовано на предварительно подготовленных полях.

6. При работе с бесподстилочным навозом рекомендовано внутрипочвенное внесение и поверхностное шланговое для озимых культур. Для подкисленного навоза рекомен-

дуется использовать поверхностное рамо-шланговое и многошланговое их внесение.

7. Рекомендовано внесение удобрений в прохладную и безветренную погоду.

8. Настоятельно рекомендовано проявлять уважение к соседям. Запрещается внесение органических удобрений в выходные и праздничные дни.

9. Настоятельное требование соблюдения правил дорожного движения и проявления уважения к другим водителям, предоставление им места для обгона.

10. Настоятельное требование соблюдения чистоты дорог.

Национальным агентством по природоохранным вопросам (НАП) также разработаны рекомендации по снижению нагрузок на окружающую среду при работе с органическими удобрениями (таблица 2). Агентством последовательно создается законодательная база по вопросам охраны окружающей среды, что заставляет датские деловые круги в кратчайшие сроки адаптироваться к новым требованиям. Идет активное внедрение новых, экологически чистых технологий и производственных процессов, проводятся дальнейшие исследования и разработки в этой области. Все это ведет к повышению конкурентоспособности датской экономики.

Решая широкий круг внутренних экологических проблем, датчане сознают, что в ряде случаев эффект мероприятий по охране природы, проводимых в их стране, снижается под воздействием загрязнения, поступающего с территорий соседних государств. Поэтому в датской экологической политике признается целесообразность передачи технологии и "ноу-хау" в области охраны природы заинтересованным развивающимся странам и государствам Восточной Европы. Ежегодно датское правительство выделяет свыше 200 млн крон на реализацию экологических проектов (более 100), преимущественно в странах Балтии, России, Польше и других, а также около 300 млн крон для развивающихся стран. Ожидается, что к 2020 г. 0,6% валового национального продукта Дании будут направляться на реализацию международной помощи в сфере экологии.

Таблица 2. Приемы снижения экологических рисков, рекомендуемые в Дании [15]

Тип ущерба Причина возникновения проблемы Время возникновения проблемы Возможность уменьшения риска

Потери азота, эмиссия аммиака, закиси азота Увеличение концентрации аммиака в воздухе обусловливает формирование кислотных дождей. Закись азота - парниковый газ, нарушает климатическое равновесие. Высокая концентрация соединений азота в атмосфере подавляет рост редких растений, негативно воздействует на растительное разнообразие в дикой природе При распределении органического удобрения по поверхности почвы Бесподстилочный навоз: внутри-почвенное внесение, подкисление навоза Твердые органические удобрения: скорейшая запашка удобрения Все виды навоза: рекомендуется внесение в прохладную, безветренную погоду

Вымывание нитратов Загрязнение природных вод, растительной продукции нитратами. Эвтрофия, кислородная недостаточность водоисточников Если органическое удобрение будет внесено в период, когда растения еще не в состоянии усваивать азот (осенью и зимой) Внесение больших объемов удобрений весной, в начале активной вегетации растений

Денитри-фикация При восстановлении органического азота в молекулярный часть азота преобразуется в различные оксиды азота, которые включены в список парниковых газов, факторы образования кислотных дождей В условиях высокой влажности почвы, при положительной температуре воздуха Не рекомендуется внесение удобрений в сырую погоду, при высокой влажности почвы и температуре воздуха

Потеря фосфора Попадание фосфора в реки и озера способствует эвтрофии - нежелательному росту водорослей и возникновению кислородной недостаточности Во время и после сильного дождя, когда земля и частицы удобрения с водой переносятся в водоемы Внутрипочвенное внесение навоза или минимальная обработка почвы. Снижение риска смыва навоза с поверхности полей. Создание широких буферных полос вдоль возможных водостоков

Поверхностный сток Органическое удобрение может попасть в реки и т.п., что приведет к загрязнению поверхностных вод, гибели рыб и донных беспозвоночных Во время сильного дождя, во время оттепели унавоженных почв Следует избегать: - внесение удобрений на замерзшую или заснеженную землю; - поверхностное внесение бесподстилочного навоза, особенно на крутых склонах; - внесение удобрений в случае ожидания сильного дождя

Запах Органическое удобрение имеет тяжелый сильный запах, который может быть неприятен населению При длительном нахождении органического удобрения на поверхности почвы Внутрипочвенное внесение или быстрая запашка после распространения. Избегать внесения удобрения близко к населенным пунктам, в выходные и праздничные дни

В настоящее время экологические проблемы использования отходов животноводства решаются в Дании в рамках стратегии «Зеленый рост», принятой Правительством в 2009 году. Согласно данной стратегии, к 2020 г. будет запрещено использование необработанного навоза, 50% всего объема навоза, а в последующие годы и все 100% планируется использовать в энергетических целях, перерабатываться в биогазовых установках в сочетании с газификацией, пиролизом, сжиганием. Весь комплекс работ с органическими удобрениями по планам Нацио-

нального агентства по природоохранным вопросам к 2020 г. должен обеспечить нейтральное воздействие на природную среду, надежно гарантировать чистоту воздуха, грунтовых, поверхностных вод, почвы, растительной продукции, не оказывать негативного влияния на климатический режим.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Тарасов С.И. Актуальные вопросы загрязнения окружающей среды при использовании органических удобрений // Экологические проблемы использования органических удобрений в земледелии. Владимир, 2015. С. 284-294.

2. Тарасов С.И. Нормативно-правовое регулирование оборота органических удобрений // Вестник ВНИ-ИМЖ. 2019. № 2(34). С. 182-192.

3. Баранников В.Д. Охрана окружающей среды в зоне промышленного животноводства. М., 1985. 118 с.

4. Гонс П. Использование биогаза в сельском хозяйстве и проблемы охраны окружающей среды // Международный с.-х. журнал. 1988. № 3. С. 47-52.

5. Загоровская В. Навозная дилема. URL: http://www. agroinvestor.ru>technologies /article.. .navoznaya...

6. Опасные антибиотики // Kulturchronik. 2001. № 1.

7. С.-х. загрязнители - серьезная угроза мировым водным ресурсам. URL: http://www. fao.org>news/story/ru/ item/1141729/icode/

8. Обращение с с.-х. отходами в животноводческой отрасли. URL: http://www.dnipro-gef.net/first_stage-ru

9. Директива Совета Европейских Сообществ 91/676/ ЕЭС. URL: http://www. base.garant.ru>70266898/

10. Walle F.B. Agriculture snd the Environment: Minerals, Manure and Measures. Berlin, 2012.

11. Andersen J. H. Ecosystem-Based Management of Coastal Eutrophication. Copenhagen, 2012

12. Состав и свойства навоза. URL: http://www. world-gonesour.ru>. i .trebovaniya. ego-obrabotke.html

13. Энергия из навоза скота. URL: http://www.green-capacity. ru>assets/ data/files .manure .energy...

14. Netherlands Environmental Assessment Agency. URL: http://www. ru.wikipedia.org>

15. Зеленые резервы. Датский опыт. URL: http://www. samson-agro.ru>media/1683/zelenye-rezervy-rus.pdf

16. Липина С.А. Зеленая экономика. Глобальное развитие. М.: Изд-во Проспект, 2016. 234 с.

17. Курс на зеленый рост. URL: http://www. oecd.org>-greengrowth/48634082.pdf

Literatura:

1. Tarasov S.I. Aktual'nye voprosy zagryazneniya okru-zhayushchej sredy pri ispol'zovanii organicheskih udob-

renij // Ekologicheskie problemy ispol'zovaniya organicheskih udobrenij v zemledelii. Vladimir, 2015. S. 284-294.

2. Tarasov S.I. Normativno-pravovoe regulirovanie obo-rota organicheskih udobrenij // Vestnik VNIIMZH. 2019. № 2(34). S. 182-192.

3. Barannikov V.D. Ohrana okruzhayushchej sredy v zone promyshlennogo zhivotnovodstva. M., 1985. 118 s.

4. Gons P. Ispol'zovanie biogaza v sel'skom hozyajstve i problemy ohrany okruzhayushchej sredy // Mezhdunarod-nyj s.-h. zhumal. 1988. № 3. S. 47-52.

5. Zagorovskaya V. Navoznaya dilema. URL: http://www .agroinvestor.ru>technologies /article.. .navoznaya...

6. Opasnye antibiotiki // Kulturchronik. 2001. № 1.

7. S.-h. zagryazniteli - ser'eznaya ugroza mirovym vod-nym resursam. URL: http://www. fao.org>news/story/ru/ item/1141729/icode/

8. Obrashchenie s s.-h. othodami v zhivotnovodcheskoj otrasli. URL: http://www.dnipro-gef.net/first stage-ru

9. Direktiva Soveta Evropejskih Soobshchestv 91/676/ EES. URL: http://www. base.garant.ru>70266898/

10. Walle F.B. Agriculture and the Environment: Minerals, Manure and Measures. Berlin, 2012.

11. Andersen J. H. Ecosystem-Based Management of Coastal Eutrophication. Copenhagen, 2012

12. Sostav i svojstva navoza. URL: http://www. worldgo-nesour.ru>.. .i.. .trebovaniya .ego-obrabotke.html

13. Energiya iz navoza skota. URL: http://www.greenca-pacity. ru>assets/ data/files .manure .energy .

14. Netherlands Environmental Assessment Agency. URL: http://www. ru.wikipedia.org>

15. Zelenye rezervy. Datskij opyt. URL: http://www. samson-agro.ru>media/1683/zelenye-rezervyrus.pdf

16. Lipina S.A. Zelenaya ekonomika. Global'noe razvitie. M.: Izd-vo Prospekt, 2016. 234 s.

17. Kurs na zelenyj rost. URL: http://www.oecd.org>-gre-engrowth/48634082.pdf

FOREIGN EXPERIENCE IN THE ENVIRONMENTALLY SAFE BEDDING-FREE OF MANURE USING S.I. Tarasov, candidate of biological sciences

VNII of organic fertilizers and peat - filial of Verkhnevolzhsky FANC

Abstract. At agricultural territories sustainable development issues solving, the foreign experience (in this case, the United States and the European Union's experience) on the manure an dung using on conventional and industrial livestock farms the best considerable interest having. In order to the toxic and greenhouse gases' emission reducing, animals keeping on deep bedding in Denmark it is not recommended. To reduce the losses of ammonia on farms, the manure, dung acidity to its rainwater typical values (pH=5,5) is increased, the temperature in sewer systems is reduced, ventilation systems with filters-traps that ammonia's content in the exhaust air up to 70%, and microorganisms - in 99% reducing are equipped. As a result of fossil energy sources with renewable ones replacing, including with the manure and dung metangeneration, Denmark as carbon dioxide emissions into the atmosphere reducing leader is recognized. Strict restrictions on manure and dung's storage have been introduced. It is forbidden them in fields, burts storing, but it is allowed them in closed bunkers to store. The organic fertilizers based on manure and dung using is strictly regulated. In nitrogen recalculation, the applied fertilizers' doses it should not exceed N170 kg / ha. Fertilizers mainly locally, intra-soil are applied. For each type of fertilizer, in depending on its aggregate state, Danish farms a special technique using that environmental pollution eliminating, and allowing them the most evenly on the fields to be distributed.

Keywords: industrial livestock, bedding-free of manure, dung, ecological safety, norm-and-legal regulation, technologies, recommendations, foreign experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.