Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
транспортная безопасность / административные правонарушения на транспорте / полиция на транспорте / зарубежный опыт обеспечения транспортной безопасности.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маймишев Сагындык Каратаевич

В научной статье рассмотрены зарубежные деятельности государственных органов по обеспечению транспортной безопасности. На основе анализа законодательства, автором выявлено, что для обеспечения безопасности на транспорте в зарубежных странах функционируют две системы как профессиональные государственные, так и частные, с различным объемом полномочий. Вместе с тем, административная ответственность за нарушение правил транспортной безопасности возлагаются на сотрудников полиции на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маймишев Сагындык Каратаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ»

УДК 342.951

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ

МАЙМИШЕВ САГЫНДЫК КАРАТАЕВИЧ

Магистрант Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация. В научной статье рассмотрены зарубежные деятельности государственных органов по обеспечению транспортной безопасности. На основе анализа законодательства, автором выявлено, что для обеспечения безопасности на транспорте в зарубежных странах функционируют две системы как профессиональные государственные, так и частные, с различным объемом полномочий. Вместе с тем, административная ответственность за нарушение правил транспортной безопасности возлагаются на сотрудников полиции на транспорте.

Ключевые слова: транспортная безопасность, административные правонарушения на транспорте, полиция на транспорте, зарубежный опыт обеспечения транспортной безопасности.

Аннотация. FbinbiMU мацалада мемлекеттж органдардыц квлж цаугпсгздгггн цамтамасыз ету жвн1ндег1 шетелдж цызмет1 царастырылган. Зацнаманы талдау нег1зтде автор шет елдерде квлжте цау1пс1зд1кт1 цамтамасыз ету Yшiн эртурл1 вкшеттжтер1 бар кэсгби мемлекеттж жэне жеке еК ЖYйе жумыс ктейтШн аныцтады. Сонымен цатар, квлж цауiпсiздiгi ережелерт бузганы Yшiн этмшшк жауапкершыж квлiктегi полиция цызметкерлерiне ЖYктеледi.

Tyümdi свздер: квлж цаутЫздт, квлiктегi эюмшшк цуцыц бузушылыцтар, квлiктегi полиция, квлж цаутЫздтн цамтамасыз етудщ шетелдж тэжiрибесi.

Annotation. The scientific article examines the foreign activities of government agencies to ensure transport security. Based on the analysis of legislation, the author revealed that to ensure transport safety in foreign countries, there are two systems, both professional, public and private, with different amounts of authority. At the same time, administrative responsibility for violation of transport safety rules is assigned to police officers on transport.

Keywords: transport security, administrative offenses in transport, police in transport, foreign experience in ensuring transport security.

Транспортная система Казахстана обеспечивает основные условия жизни в обществе и играет существенную роль в достижении социальных, экономических, внешнеполитических целей. В этой связи обеспечение безопасности на транспорте является важнейшим направлением деятельности полиции на транспорте.

Исследуя вопросы построения и обеспечения безопасности на транспорте, целесообразно рассмотреть и изучить зарубежный опыт административно-юрисдикционной деятельности полиции на транспорте [1, с. 4].

Определенный интерес вызывает система обеспечения общественной безопасности в зарубежных странах. В качестве наглядных примеров хотелось бы привести опыт США и Великобританию как стран основоположников железнодорожной сети, а также Российской Федерации и Республики Узбекистан как государств, имеющих наибольшую общую протяженность с Казахстаном.

В Великобритании наряду с иными организациями по обеспечению безопасности на транспорте функционирует Британская транспортная полиция (далее - БТП), которая является первым и основным звеном в обеспечении общественной безопасности на железных дорогах.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Кроме того, помимо БТП обеспечением безопасности занимаются Полиция на объектах ядерной энергетики (Civil Nuclear Constabulary) на ядерных объектах страны; Полиция Министерства обороны (The Ministry of Defence Police), занимающаяся обеспечением безопасности военных объектов; Королевская военная полиция (Royal Military Police), осуществляющая функцию по обеспечению правопорядка среди военнослужащих, расследование воинских преступлений, поддержание правопорядка в воинских частях; Водная полиция Великобритании и др. Выделяются также специальные антитеррористические подразделения, например South East Counter Terrorism Unit. Кроме сотрудников полиции в обеспечении правопорядка на железных дорогах задействованы офицеры по поддержке полицейского сообщества (Police Community Support Officer) [2].

Юрисдикция БТП распространяется на железные дороги, доки и гавани, на станции и вокзалы, Лондонское метро, а также на склады, на гостиницы и другие здания, принадлежащие транспортным учреждениям, выполняющим обычные полицейские обязанности.

К числу ключевых законов, определивших права полицейских БТП, относится Закон 1984 г. «О полиции и доказательствах по уголовным делам» («Police and Criminal Evidence Act 1984») [2]. В секции 1 обозначенного законодательного акта определены общие полномочия констеблей по остановке и досмотру лиц, транспортных средств и т. д. Для осуществления обыска констебль имеет право задерживать лицо или транспортное средство (п. «b» ст. 2 секции 1). Общее положение гласит, что при наличии достаточных оснований подозревать, что будут обнаружены украденные или запрещенные предметы, констеблю предоставляется право досматривать человека или транспортное средство, или что-либо в транспортном средстве или на нем (разд. 3). Полицейский при осуществлении полномочий вправе производить досмотр лица и (или) транспортное средство без предварительного задержания. Перед началом досмотра констебль обязан назвать свои данные; название полицейского участка, к которому он прикреплен; объект предлагаемого поиска; основания досмотра.

Значительный интерес вызывает система управления общественной безопасностью на железнодорожном транспорте США.

В США любая транспортная компания имеет право учреждать полицейские органы, состоящие их полицейских агентов, обладающих полномочиями дознания и правом на задержание как на железнодорожной сети, так и за ее пределами, если это разрешено штатом, в котором они функционируют.

Основным законодательным актом США в сфере обеспечения безопасности на транспорте, является Федеральный закон «О борьбе с преступностью» 1990 г. («Crime Control Act of 1990»). В разделе 1704 «Сотрудники железнодорожной полиции» («SEC. 1704. Railroad police officers») данного закона закреплено, что «сотрудник железнодорожной полиции, нанятый железнодорожным перевозчиком и сертифицированный или назначенный на должность сотрудника полиции в соответствии с законодательством соответствующего штата, согласно правилам, изданным министром транспорта, уполномочен обеспечивать соблюдение законов соответствующей юрисдикции, в которой железнодорожный перевозчик владеет имуществом, с целью защиты: 1) служащих, пассажиров или учредителей железнодорожного перевозчика; 2) имущества, оборудования и сооружений, принадлежащих, арендуемых, эксплуатируемых или обслуживаемых железнодорожным перевозчиком; 3) имущества, перемещаемого между штатами или в иностранной торговле, находящегося во владении железнодорожного перевозчика; 4) персонала, оборудования и материалов, перемещаемых по железной дороге, которые имеют жизненно важное значение для национальной обороны, в пределах полномочий сотрудника полиции, должным образом сертифицированного или уполномоченного в соответствии с законами этой юрисдикции [3].

Кроме того, обеспечением безопасности железнодорожных пассажиров в США занимается крупнейший железнодорожный перевозчик «Amtrak», которая обладает самыми широкими полномочиями и юрисдикцией. Так, в Законе «О железнодорожной полиции Amtrak», установлено, что указанная компания нанимает (учреждает) железнодорожную

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

полицию в соответствии с правовыми требованиями к железнодорожной полиции и ее должностных лиц любого из штатов, где функционирует Ат^ак [4].

Для обеспечения безопасности железнодорожных пассажиров компания «Атй"ак» обладает такими полномочиями как:

- осуществление охраны общественного порядка на станциях, в поездах, на объектах Ат^ак, прилегающей территории, в зоне высадки/посадки пассажиров, полицейский надзор за соблюдением требований законов;

- быстрое реагирование на правонарушения и происшествия;

-анализ оперативной обстановки и расчет потенциальных угроз террористических актов, распространение специальной разведывательной информации;

- обеспечение профилактики потенциальных угроз от действия лиц, использующих в противоправных целях взрывчатые вещества и взрывные устройства.

В России для обеспечения безопасности на объектах транспорта участвуют различные государственные и негосударственные структуры. К числу основных государственных органов, реализующих свои полномочия в сфере обеспечения безопасности на объектах водного транспорта, железнодорожного и воздушного транспорта в России возлагается на органы внутренних дел на транспорте.

Административно-правовые основы обеспечения общественной безопасности на транспорте представляют собой комплексную систему административно-правовых норм, направленных на регулирование системы общественных отношений, связанных с обеспечением общественной безопасности на транспорте, включающих законодательные акты, акты государственного управления, определяющие административно-правовой статус субъектов транспортной безопасности (включая полицию ОВДТ), их полномочия (функции) и методы деятельности, вопросы взаимодействия между ними, а также гарантирующие необходимое состояние защищенности указанных общественных отношений от различного рода актов незаконного вмешательства на объекты транспорта и его инфраструктуры под угрозой ответственности [5, с. 35].

Правовой основой обеспечения безопасности на транспорте являются нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах МВД России, регулирующие деятельность ОВДТ по обеспечению общественной безопасности на рассматриваемом виде транспорта. Кроме того, определенную роль в системе правовых основ обеспечения безопасности в России играет Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее- КоАП РФ).

Административная ответственность за нарушение правил транспортной безопасности представляет собой меры административного (судебного) органа, принятые в отношении административного правонарушения, в процессе реализации которых с правонарушителя истребуется объяснение о совершенном деянии, само деяние подвергается официальной (правовой) оценке и на основе этой оценки к лицу применяется одно из административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ [6].

Сотрудники полиции на транспорте (линейный отдел) России осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний

К субъектам, реализующим меры административной ответственности на воздушном транспорте в России, относятся судьи, органы российской транспортной инспекции, органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации.

Решение задач по обеспечению транспортной безопасности в Республике Узбекистан возложено на Главное управление обеспечения безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Узбекистана.

Основными задачами данного подразделения МВД Узбекистана является:

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

- координация деятельности по охране общественного порядка, профилактике правонарушений и борьбе с преступностью на объектах метрополитена, железнодорожной и воздушно-транспортной инфраструктуры;

- эффективное обеспечение безопасности передвижения пассажиров, целостности и сохранности товарно-материальных ценностей, перевозимых на железнодорожном и воздушном транспорте;

- организация своевременного выявления и пресечения террористических угроз, фактов незаконного оборота наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, ядовитых, сильнодействующих и отравляющих веществ на объектах транспорта;

- осуществление с использованием современных информационно-коммуникационных технологий централизованного скоординированного управления обеспечением общественной безопасности на объектах транспорта и прилегающих к ним территориях.

Правовой основой обеспечения безопасности на транспорте являются Кодекс об административных правонарушениях Республики Узбекистан (далее- КоАП РУ), а также нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах МВД Узбекистана.

Административная ответственность за правонарушения на транспорте предусмотрена статьями 113 - 152 КоАП РУ (Глава XI. Административная ответственность за правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи) [7].

Таким образом в Казахстане и в рассмотренных нами выше странах методы, формы и правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности схожи по своей сущности.

Для обеспечения безопасности на транспорте функционируют две параллельные системы как профессиональные государственные, так и частные, с различным объемом полномочий. Вместе с тем, пресечение административных и иных правонарушений возлагаются на сотрудников полиции на транспорте, деятельность которых находится в прямой зависимости от специфики данной отрасли хозяйства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зиганшин М/ М. Административно-правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14: Моск. ун-т МВД РФ им. В.Я. Кикотя. - Москва, 2017. - 23 с.

2. Terrorism Act 2000 // Национальный архив законодательства Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.legislation.gov. uk/ukpga/2000/11/section/47A.

3. Crime Control Act of 1990. Public Law 101-647, 101st Congress, NOV. 29, 1990 (на англ. яз.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-104/pdf/STA TUTE-104-Pg4789.pdf

4. Плеханов, А. П. Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении: отечественный опыт и зарубежная практика // Развитие элементной базы и совершенствование методов построения устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. - 2014. - № 1. - С. 31-38.

5. Бедринский, А. А., Дорофеев, И. Н. Транспортная безопасность и реформирование органов внутренних дел на транспорте // Труды Академии управления МВД России. -2011. - № 3 (19). - С. 34-39

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12125267/

7. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности от 22 сентября 1994 года № 2015-XII. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30421092

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.