Научная статья на тему 'Зарубежный опыт частно-государственного партнерства и Проблемы его адаптации в РФ'

Зарубежный опыт частно-государственного партнерства и Проблемы его адаптации в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
738
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФАКТОРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ПО РАЗВИТИЮ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА / THE PRIVATE-STATE PARTNERSHIP / FACTORS OF COOPERATION OF THE POWER AND ENTERPRISE STRUCTURES / REGIONAL PLANS ON DEVELOPMENT OF THE PRIVATE-STATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихачев Н. А.

Опыт развитых стран показывает, что в социально-экономическом развитии все большую роль играет налаживание системы частно-государственного партнерства. Такая форма сотрудничества возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность: объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры), жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. В статье проводится анализ зарубежного опыта частно-государственного партнерства и предлагаются рекомендации по его внедрению в регионах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF THE PRIVATE-STATE PARTNERSHIP AND PROBLEM OF ITS ADAPTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Experience of the developed countries shows that in social and economic development the increasing role is played by adjustment of system of the private-state partnership. Such form of co-operation arises, first of all, in those spheres for which the state traditionally bears responsibility: objects of the general using (a transport, municipal, social infrastructure, objects of culture), housing and communal services, formation, public health services. In article the analysis of foreign experience of the private-state partnership is carried out and recommendations about its introduction in regions Russian Federations are offered.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт частно-государственного партнерства и Проблемы его адаптации в РФ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

И ПРОБЛЕМЫ ЕГО АДАПТАЦИИ В РФ

Н. А. ЛИХАЧЕВ

Опыт развитых стран показывает, что в социально-экономическом развитии все большую роль играет налаживание системы частно-государственного партнерства. Такая форма сотрудничества возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность: объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры), жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. В статье проводится анализ зарубежного опыта частно-государственного партнерства и предлагаются рекомендации по его внедрению в регионах РФ.

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, факторы сотрудничества власти и предпринимательских структур, региональные планы по развитию частно-государственного партнерства.

Сотрудничество государства и предпринимательских структур имеет давнюю историю. Еще римское право предусматривало возможность предоставления частным лицам концессий на снабжение населения чистой водой. В Англии государственные концессии выдавались частным компаниям еще в XVП-XVШ вв. Известная Ост-индская компания, занимавшаяся завоеванием колоний в Индии и их эксплуатацией, была, по сути, концессией. Во Франции система коммунальных концессий существует с середины XIX в.

А. Смит в своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал, что передача королевских технологий частным лицам позволила бы снизить объем госу-

дарственного долга и обеспечить эффективное использование капитала [20].

Достаточно успешные исследуемые формы взаимодействия государства и частного сектора оказались в рейганомике, тэтчеризме, в финансовых реформах Японии и ряда стран Латинской Америки. Число стран, в которых развивается партнерство государства и частного сектора, постоянно растет. Опыт работы стран Европы по реализации проектов ЧГП насчитывает более 20 лет. В последние годы в Западной Европе наблюдается устойчивая тенденция к росту числа проектов ЧГП как в количественном, так и в стоимостном выражении. Из рисунка 1 видно, наибольшее число проектов реализуется в Испании, Греции, Португалии, Дании/Швеции и Великобритании.

1 1

□ Германия

□ Ирландия

□ Нидерланды

□ Италия

□ Испания

□ Греция

□ Португалия □Дания/Швеция

□ Великобритания

Рис. 1. Доля стран ЕС в общем финансировании проектов ЧГП, % [19]

Распределение проектов ЧГП по отраслям зависит от уровня социально-экономического развития страны (табл. 1) [17].

Таблица 1

Распределение зарубежных проектов ЧГП по отраслям в странах с разным уровнем экономического развития

Великобритания лидирует и по общему числу проектов, и по числу отраслей, где применяется ЧГП. В частности, именно в этой стране впервые появились частные тюрьмы. Началось все с прихода к власти Маргарет Тэтчер, занявшей в 1979 г. пост премьер-министра страны. Важной заслугой следующего премьер-министра Джона Мейджора стала программа «Частная финансовая инициатива» (Private Finance Initiative, PFI), к которой принято возводить все современные формы ЧГП. Эту программу в 1992 г. привел в действие министр финансов Великобритании консерватор Норман Леймонт. Основная идея этой инициативы - привлечение фирм-исполнителей из частного сектора, которые были бы ответственны за полный жизненный цикл проектов на базе стандартизированных контрактов [8].

Поначалу частные инвесторы побаивались участия в PFI, однако постепенно приспособились, и сотрудничество государства и частных компаний начало приносить свои плоды. Если считается, что проект с максимальной эффективностью будет реализован в случае финансирования частным сектором, он организуется в рамках «Частной финансовой инициативы». Проекты размером менее 10 млн долл. считаются слишком маленькими и неприспособленными к использованию PFI. Следствием всей этой работы, которую продолжил и лейборист Блэр, можно назвать наличие более 400 проектов государственно-частных партнерств на общую сумму свыше 19 млрд ф. ст. [8].

В дополнение к традиционным сферам партнерства британские органы власти стали заключать договоры с частным сектором о предоставлении услуг в области социальной инфраструктуры: здравоохранения, образования и повышения квалификации рабочей силы, поддержки социально уязвимых групп населения, преодоления чрезмерной социальной дифференциации в обществе. В спектр партнерских отношений с частным сектором оказались вовлечены даже объекты правоохранительной и военной сфер: тюрьмы, военные казармы и военно-учебные заведения [5].

Переход к масштабному применению партнерских форм управления государственной собственностью в Великобритании вызвал существенные изменения в институциональной среде государственного аппарата и бизнеса. Появившаяся новая отрасль экономики под условным названием «государственные гражданские контракты и концессии» заставляет чиновников становиться бизнесменами, покупателями услуг частного сектора, вырабатывать правила и нормы поведения в условиях рыночного развития подведомственных им учреждений. В стране значительно возрос спрос на квалифицированных финансистов, менеджеров, экономистов, юристов, бухгалтеров [5].

По оценке ОЭСР, партнерские формы отношений государства и частного бизнеса в сфере управления государственной собственностью позволяют Великобритании экономить 15-20 % государственных расходов.

Проведенная во Франции в 80-90-е гг. децентрализация власти привела к менее радикальным с точки зрения внешних эффектов, но более глубоким институциональным изменениям, поскольку она затронула основные законодательные акты, разграничивающие полномочия органов государственной власти. Для реализации такой правительственной политики были приняты законы

Отрасль Страны Другие Страны Разви-

«Боль- развитые с переход- вающиеся

шой се- страны ной эко- страны

мерки» номикой

Средства размещения 51 22 1 1

Аэропорты - 4 2 2

Мосты и тоннели 13 6 2 -

Оборона 20 1 - -

Образование 138 23 1 1

Здравоохранение 184 29 2 1

Инновационные

технологии 2 2 - -

Организация

досуга 1 2 1 -

Легкое наземное

метро 25 19 2 1

Порты 2 2 1 -

Тюрьмы 9 4 2 2

Железные дороги 5 11 - 1

Автодороги 92 93 23 10

Социальное

жилье 22 4 - -

Уличное

освещение 15 - - -

Коммунальное

хозяйство 1 3 - -

Использование

отходов 23 7 - 1

Водоочистные

сооружения 12 7 - 2

Прочее - 2 - -

615 241 37 22

о разделении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством и закон о разделении источников финансирования. Это позволило расширить полномочия местных органов и обеспечило им большую самостоятельность в решении дел.

В рамках таких институциональных перемен и под влиянием либеральных концепций во Франции происходит пересмотр роли государства в сфере инфраструктуры. В соответствии с решениями ЕС Франция допустила конкуренцию в некоторых экономических секторах публичных служб, в частности в энергетическом хозяйстве (газ и электроэнергия) и в сфере коммуникаций (телекоммуникации и почта). Франция отказалась от прямой приватизации в этих сферах инфраструктуры. Отдавая предпочтение ее косвенным формам - контрактным и концессионным договорам с частными операторами.

Тенденция к относительной автономии местных администраций от центральных властей и абсолютного усиления их влияния на экономическое развитие наблюдается и в других странах, где тоже реализуются масштабные государственно-частные проекты (Голландия, Швеция, Канада, Япония и т. д.). Причем крупные муниципалитеты, имеющие более значительный потенциал проведения автономной политики, в большей степени, чем мелкие, расположены к партнерству с частным сектором при реализации своих производственных и социальных программ. В Германии, Австрии, Нидерландах первые проекты находятся еще на ранней стадии [5].

В целом результаты взаимодействия государства и частного капитала положительны. Даже в странах с высокоэффективными государственными предприятиями благодаря сотрудничеству с бизнесом удалось добиться снижения бюджетных затрат на 15 % и более [3]. В то же время были и крупные неудачи, причем иногда государству приходилось брать на себя бремя дополнительных расходов. Поэтому для минимизации рисков в рамках ЧГП необходима последовательная система реализации такого рода сотрудничества.

А. Ерофеев фиксирует следующие факторы успешного сотрудничества в рамках взаимодействия власти и бизнеса:

- квалификация участников. Для сопровождения сделки должны быть приглашены квалифицированные консультанты, финансовые, технические, юридические и другие специалисты, имеющие позитивный опыт работы в соответствующих отраслях;

- степень подготовки проекта. Для соблюдения баланса интересов государства и бизнеса требуются механизмы нормативного, договорного и финансового сопровождения. Соглашения такого рода являются наиболее сложными видами соглашений, которые заключаются правительствами;

- нормативная и регулятивная база. Как правило, инфраструктурные проекты представляют собой крупные капиталоемкие недвижимые объекты, а срок их окупаемости часто превышает 25 лет. Для привлечения частных инвестиций в такие проекты правительствам необходимо обеспечить более детальную нормативно-правовую базу, чем для большинства других секторов экономики;

- сила или слабость местных финансовых рынков. Изначально должно быть понятно, где и как будут привлечены средства на конкретный проект. Это напрямую влияет на риски всего проекта в целом. Если впоследствии будет выяснено, что местные рынки не способны на его реализацию, то возникшие риски могут отпугнуть других инвесторов и провалить проект в целом [7].

В целом около 6 % совместных проектов власти и бизнеса в странах с переходной экономикой и в развивающихся государствах были аннулированы или результаты их реализации были признаны крайне неудовлетворительными (табл. 2). В результате интерес инвесторов к таким проектам снизился, а общий объем инвестиций в подобные проекты пока еще не достиг пика, который наблюдался в конце 1990-х гг. [3].

Таблица 2

Примеры неудачного сотрудничества государства и бизнеса в рамках реализации совместных проектов

Государство Характеристика проекта и ситуации

Чехия Для сооружения отрезка стратегически важного автобана D47 протяженностью в 80 км зарубежный частный разработчик предложил на первый взгляд привлекательный проект и получил подряд практически без конкурса. Однако предложенная им структура финансирования, в конечном счете, сводилась к перекладыванию всех рисков на государство. В итоге чешское правительство вынуждено было расторгнуть проект и выплатить значительную неустойку

Великобритания Железнодорожный переезд под Ла-Маншем оказался неудачным проектом. Причиной неудачи стала недооценка реальности проекта как государством, так и частным сектором. Спрос на проезд по железной дороге составил всего половину от ожидаемого. Масштаб проекта предопределил и масштаб убытков для государства и частного сектора

На данном этапе развития в России практика партнерства государства и бизнеса распространена пока еще слабо. Поэтому целесообразно рассмотреть зарубежный опыт развитых стран в этой области. Так, в США правительство американского штата Гавайи в рамках частного партнерства активно использует механизм «обратной концессии».

Суть применяемой схемы заключается в том, что правительство передает в собственность частным компаниям здания местных школ. Компании за свой счет проводят полную реконструкцию учебных заведений и затем передают их в лизинг правительству штата с правом выкупа в конце срока аренды. В условиях систематического недофинансирования расходов на школы, особенно на региональном и местном уровнях, целесообразно использовать возможности такого опыта и в Российской Федерации [3].

Многое делается в сотрудничестве государства и бизнеса для внедрения нововведений.

Конкретным примером действий в инновационной сфере является научный институт, расположенный в г. Атланта, штат Джорджия. В систему института входят около 900 учебных заведений, охватывающих как образовательный процесс (гуманитарные и технические науки), так и создание, и разработку самих технологий, их последующую коммерциализацию. В 2005 г. государство выделило 355 млн долл. на поддержание института (текущие расходы и НИОКР). Кроме того, институт активно привлекает финансирование и из внебюджетных источников. Вкладывая свои деньги, инвестор получает взамен равноценное количество акций данного института, а, следовательно, возможность участвовать в распределении прибыли. Коллектив отдела коммерциализации технологий, состоящий из профессоров экономических, юридических и технических наук, консультантов работает над тем, чтобы технологии, создаваемые в стенах института, последовательно выводились на рынок. Здесь получается немалая прибыль, которая распределяется затем в соответствии с пакетом акций каждою из участников. Похожая схема работает в Германии. Это тоже полезный пример для России [3].

Анализ практики формирования и реализации проектов государственно-частного партнерства за рубежом позволил выявить следующие общие черты:

- различная роль государства в проектах -от участия на стадии разработки проекта до участия на стадии его реализации, что зависит от

специфики сферы деятельности, а также практики партнерства;

- проекты государственно-частного партнерства пользуются значительной поддержкой структур государственного управления и местного самоуправления;

- к отдельным мероприятиям проекта помимо государства и его партнера широко привлекаются и иные предприятия и компании;

- практика партнерских отношений государства и предпринимательских структур активно смещается в сторону общественных услуг, социальной сферы;

- соглашения государственно-частного партнерства предусматривают возможность дополнительных соглашений в случае возникновения определенных обстоятельств.

Таким образом, сегодня перед Россией стоит задача тщательного изучения мирового опыта в сфере исследуемого партнерства, поскольку собственных реализованных проектов пока недостаточно для того, чтобы делать какие-либо серьезные выводы и обобщения. При этом необходимо учесть, что в мировой практике имеется как положительный, так и отрицательный опыт развития подобного механизма.

Основными направлениями реализации проектов ЧГП в России должны стать: автодороги, легкий наземный городской железнодорожный транспорт, аэропорты, водоснабжение, мусоро-сжигание, теплоснабжение, образование и здравоохранение. Реально в настоящее время на федеральном уровне готовы к таким проектам только автодороги. Другие же проекты могут реализовы-ваться на региональном уровне. Перспективны и другие сферы для партнерства государства с бизнесом, в частности в области трансфера технологий. В этой новой для России отрасли можно начинать не с крупных проектов, а с небольших, что поможет отработать технологию, выявить проблемные обстоятельства и впоследствии их устранить.

Механизм ЧГП в регионах России можно исследовать на основе SWOT - анализа, который включает оценку объекта по направлениям: Strength - сильные стороны; Weakness - слабые стороны; Opportunities - возможности; Threats -угрозы (табл. 3). В рамках анализа SWOT , по мнению большинства авторов, изучаются тенденции показателей развития, исследуются ресурсы, возможности использования преимуществ и недостатков, формируются цели и задачи, оценивается внешняя среда с позиции определения возможностей и угроз [2].

Таблица 3

SWOT-анализ механизма ЧГП в регионах России

При содействии Минэкономразвития России разработаны региональные планы по развитию государственно-частного партнерства на среднесрочную перспективу в 30 субъектах Федерации. Эти планы направлены на решение задачи обеспечения эффективного взаимодействия государ-

Отсутствие

В этой связи для успешного развития института государственно-частного партнерства на региональном уровне при участии государственных институтов развития, региональных бизнес-

ства и предпринимательства в целях устойчивого социально-экономического развития субъектов Федерации.

Структура региональных планов состоит из четырех блоков:

- деятельность по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частно-государственного партнерства;

- правоприменительная деятельность, связанная с использованием механизмов частно-государственного партнерства субъектами Федерации;

- деятельность, направленная на содействие использованию механизмов частно-государственного партнерства органами местного самоуправления;

- реализация обеспечивающих мероприятий в сфере развития частно-государственного партнерства [9].

Анализ практики реализации проектов в субъектах Федерации позволяет определить ключевые барьеры для развития партнерства в регионах (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одна из основных проблем - дефицит профессиональных кадров, способных обеспечить качественную проработку и сопровождение проекта. Общее число специалистов в сфере государственного управления России, способных профессионально составлять долгосрочные концессионные договоры, ничтожно мало. Таких специалистов не готовят российские образовательные учреждения, отсутствуют соответствующие программы и спецкурсы [9].

среды

рия общества институтам

сть рисков инвесторов

сообществ и консультантов, отраслевых союзов и организаций, должен быть проработан вопрос о создании программ переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских

Сильные стороны Снижение бюджетной нагрузки за счет привлечения частных финансовых средств и переложения части затрат на пользователей (т. н. коммерциализация услуг). Ощутимое повышение качества обслуживания пользователей. Реальное сокращение рисков субъектов федерации за счет переложения части рисков, возникших входе реализации проекта, на частного партнера. Использование конкурентных процедур. Повышение прозрачности отношений между региональными властями и представителями бизнес-сообщества. Обоснованное распределение коммерческих рисков Возможности Реализация общественно-значимых проектов, которые не являются в достаточной степени привлекательными для традиционных форм частного финансирования. Привлечение лучших управленческих кадров. Использование эффективных новаторских подходов частного бизнеса

Слабые стороны Высокие трансакционные издержки. Отсутствие опыта реализации проектов Угрозы Риски формирования структуры ЧГП

служащих, проведении семинаров, конференций, посвященных современным тенденциям государственно-частного партнерства.

Следующей существенной проблемой является низкая эффективность механизмов управления и координации деятельности по развитию государственно-частного партнерства на региональном уровне, т. е. отсутствует соответствующая институциональная среда. Региональным властям необходимо сосредоточить усилия на выработке региональных инвестиционных политик, отвечающих современным требованиям инвесторов и учитывающих экономический потенциал самих регионов.

Наряду с общими вопросами формирования эффективной региональной инвестиционной политики одной из форм координации государственно-частного партнерства на региональном уровне может являться формирование экспертно-консультационных советов по развитию механизмов государственно-частного партнерства. Такого рода экспертно-консультационные советы действуют или запланированы к созданию в: Брянской, Волгоградской, Иркутской, Калужской, Магаданской, Омской, Самарской, Саратовской, Тульской областях, Камчатском, Краснодарском, Красноярском, Ставропольском краях, Республиках Коми, Хакасия, Чувашия, Санкт-Петербурге. В ряде случаев функции экспертно-консультативных советов могут выполняться в рамках региональных агентств инвестиционного развития [9].

Еще одну проблему составляет юридическое оформление государственной собственности. Она не всегда должным образом юридически оформлена, не определена на те или иные объекты инфраструктуры, что обусловливает необходимость предварительных инвестиций в проведение работ по оформлению всей необходимой документации еще до начала проекта в рамках государственно-частного партнерства.

Одним из сдерживающих факторов является несовершенство законодательства о ЧГП. Практика заключения арендных договоров и концессионных соглашений оставляет властям возможность в любой момент разорвать отношения с оператором без всяких компенсаций. По сути, концессионер попадает в зависимость от личных отношений с представителями региональных элит того или иного региона. В этой связи приняты поправки к закону «О концессиях», согласно которым условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения, не могут быть изменены соглашением

сторон, за исключением ряда случаев форс-мажорного характера [4].

Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Также законопроектом закрепляется право собственности концессионера на продукцию и доходы, получаемые им по концессионному соглашению. Предусмотрена возможность передачи концессионеру для исполнения соглашения не только земельного участка, но и прав пользования участками недр, водным объектом (его частью) [12].

Наличие качественного регионального законодательства поможет обеспечить существенный рост региональной экономики за счет привлечения инвестиций российских компаний регионального и общефедерального значения. Пока только в нескольких субъектах Федерации разработаны региональные законы о государственно-частном партнерстве.

Первый законопроект о ЧГП был принят в Санкт-Петербурге. В законе Санкт-Петербурга введено юридическое понятие ЧГП как взаимовыгодного сотрудничества города с российским или иностранным юридическим или физическим лицом в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных. Закон определил возможность для города предоставлять инвестору земельные участки, иное недвижимое или движимое имущество или исключительные права Санкт-Петербурга [14].

Закон «Об основах государственно-частного партнерства в Томской области» детально определяет порядок участия Томской области в государственно-частном партнерстве, закрепляет конкурсные процедуры при реализации проектов, в которых участвует власть и бизнес. В соответствии с законом формами партнерства в Томской области выступают: функционирование особых экономических зон; инвестиционные фонды, в том числе венчурные фонды; агентства по привлечению инвестиций; концессионные соглашения; организации со смешанной формой собственности; заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд; иные формы, предусмотренные действующим законодательством [11].

Закон «Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай» принят с целью

создания условий для развития государственно-частного партнерства в регионе, привлечения частных инвестиций. Законом определены формы государственно-частного партнерства в регионе, объекты соглашения о государственно-частном партнерстве, а также порядок заключения соглашения о государственно-частном партнерстве [16].

Позже подобный закон приняли в Екатеринбурге. Также принят липецкий областной закон «Об особых экономических зонах регионального уровня», мурманский «О зонах экономического роста (развития)», а также «О локальных зонах экономического развития в Курганской области» [18].

Помимо нормативных правовых актов в ряде субъектов формируются программные документы, определяющие основные направления развития ЧГП. Так, в Республике Тыва разработана и реализуется республиканская программа развития частно-государственного партнерства на 20092012 гг. Она определяет приоритетные направления развития ЧГП на территории региона. Во Владимирской области создан региональный межведомственный центр ЧГП в целях обеспечения эффективного взаимодействия с институтами развития, созданными на федеральном уровне управления, формирования и реализации государственной политики в сфере развития государственно-частного партнерства [15].

Недостатки в системе страхования, регулирования тарифов, проблемы технического регулирования создают дополнительные препятствия для более широкого использования данного партнерства. При реализации проектов инвесторы сталкиваются с несоответствием государственных стандартов современным требованиям, регулярным пересмотром органами государственной власти действующих тарифов [9].

Отсутствуют методики по составлению органами власти регионов инвестиционных договоров с длительными сроками окупаемости инвестиций. А если учесть, что по такому договору государственная собственность переходит во владение и пользование частной компании на 20-50 лет, то можно понять ту ответственность, которая ложится на чиновника, подписывающего концессионный договор от имени региональной администрации [1].

В немалой степени препятствует развитию партнерства в регионах неопределенность рисков потенциальных инвесторов. Риски просчетов как государственного, так и частного партнеров в проектах ЧГП весьма велики. Уже выявилась тенденция к сильному удорожанию проектов по

сравнению с их первоначальной стоимостью. Темп удорожания может достигать 20 % в год. И причины не только в банальных ошибках и просчетах авторов, но и во вполне объективных обстоятельствах - постоянном росте цен на сырье, материалы, услуги [6].

Отсутствует атмосфера доверия к партнеру. При взаимном желании сотрудничать стороны не всегда доверяют друг другу и плохо представляют себе порядок действий. Кроме того, бизнес боится попасть в ловушку «вертикали власти» [10]. Действующие процедуры заключения соглашений о разделе продукции предельно забюрократизированы. По оценкам Министерства природных ресурсов, сегодня до начала реализации любого соглашения о разделе продукции необходимо пройти 28 этапов подготовки и согласований. Процедура растягивается на два-три года [13].

Приведенные примеры являются наиболее принципиальными препятствиями на пути развития ЧГП в регионах России.

Литература

1. Бадалов А. Л. Частно-государственное партнерство в реализации инвестиционных проектов // Эко. 2008. №6. С. 129-141.

2. Бутенко Я. Частно-государственное партнерство: эффективный инструмент взаимодействия // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 7. С. 44-51.

3. Бутова Т. В. Власть и бизнес в современном обществе. М., 2007.

4. Бутова Т. В., Ерхов М. В. Бизнес как объект воздействия государственной власти // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2008. № 2. С. 35-44.

5. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 47-52.

6. Грушевская Г. П. Государственная поддержка развития малого бизнеса // Экономика и управление. 2006. №4. С. 88-91.

7. Елизарова Е. Ю. Технопарк в сфере высоких технологий. // Эко. 2008. № 5. С. 86-109.

8. Иода Е. В., Иода Ю. В. Развитие инновационной инфраструктуры как фактора экономического роста региона. // Инновации как основа ускоренного развития экономики России: сб. науч. ст. по мат-лам меж-дунар. науч.-практ. конф., май 2007 года / отв. ред. Е. В. Иода. Тамбов, 2007.

9. Мальгин В. А. Еще раз о государственно-частном партнерстве // Вестн. КГФЭИ. 2009. № 3. С. 36-41.

10. Метелев С., Мурзагаянова З. Малое предпринимательство нуждается в поддержке государства // Человек и труд. 2007. № 2. С. 79-83.

11. О государственно-частном партнерстве в Томской области: закон Томской области от 04.12.2008 № 240-03. URL: http://www.regionz.ru.

12. О концессионных соглашениях: федер. закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru.

13. Орлов А., Орлов В. О мерах по улучшению железнодорожного транспорта // Экономист. 2007. № 8. С. 38-44.

14. Осадчая И., Осадчий Н. Становление крупных бизнес-структур в России и их взаимоотношения с государством. // Наука и жизнь. 2007. № 2. С. 14-20.

15. Портал Администрации Владимирской области. URL: http://www.avo.ru.

16. Портал органов государственной власти Республики Алтай. URL: http://www.altai-republic.com.

17. Райская Н., Сергиенко Н., Френкель А. Государство, инновации и развитие экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 10. С. 27-33.

18. Савельева Н. А., Перепелкин В. Н. Об инновационной деятельности в Тамбовской области // Современная динамика развития российской экономики: сб. науч. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф., май 2006 г. / отв. ред. Е. В. Иода. Тамбов, 2006.

19. Свистунов Н. Концессии - инструмент активизации международных инвестиционных проектов в России // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 3. С. 75-79.

20. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Петрозаводск, 1993.

* * *

FOREIGN EXPERIENCE OF THE

PRIVATE-STATE PARTNERSHIP AND PROBLEM OF ITS ADAPTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

N. A. Likhachyov

Experience of the developed countries shows that in social and economic development the increasing role is played by adjustment of system of the private-state partnership. Such form of co-operation arises, first of all, in those spheres for which the state traditionally bears responsibility: objects of the general using (a transport, municipal, social infrastructure, objects of culture), housing and communal services, formation, public health services. In article the analysis of foreign experience of the private-state partnership is carried out and recommendations about its introduction in regions Russian Federations are offered.

Key words: the private-state partnership, factors of cooperation of the power and enterprise structures, regional plans on development of the private-state partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.