Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / ОЦЕНКА / ECONOMICS / QUALITY / PRODUCTS / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакин И.А.

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области экономики, и касается изучения зарубежного и отечественного опыта экономической оценки качества продукции. Актуальность исследования заключается в том, что контроль за качеством продукции является одним из главных показателей процесса производства и служит не так, как для обнаружения дефектов или брака в произведенной продукции, как для проверки качества товара в процессе его создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE IN THE ECONOMIC EVALUATION OF PRODUCT QUALITY

This work is devoted to research in the field of economics, and concerns the study of foreign and domestic experience in the economic evaluation of product quality. The relevance of the study lies in the fact that control over product quality is one of the main indicators of the production process and serves not so much as to detect defects or defects in manufactured products, as to check the quality of a product in the process of its creation.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ»

УДК 338.45

Ломакин И. А. студент 4 курса факультет «Художественно-графический» Курский Государственный Университет

Россия, г. Курск

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области экономики, и касается изучения зарубежного и отечественного опыта экономической оценки качества продукции. Актуальность исследования заключается в том, что контроль за качеством продукции является одним из главных показателей процесса производства и служит не так, как для обнаружения дефектов или брака в произведенной продукции, как для проверки качества товара в процессе его создания.

Ключевые слова: экономика, качество, продукция, оценка.

Lomakin I.A., student 4 course, faculty of "Graphic Art" Kursk State University Russia, Kursk

FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE IN THE ECONOMIC EVALUATION OF PRODUCT QUALITY

This work is devoted to research in the field of economics, and concerns the study offoreign and domestic experience in the economic evaluation of product quality. The relevance of the study lies in the fact that control over product quality is one of the main indicators of the production process and serves not so much as to detect defects or defects in manufactured products, as to check the quality of a product in the process of its creation.

Keywords: economics, quality, products, assessment.

Иностранные теоретики выявили следующие интерпретации

понятия «качество»:

1) разнообразие между предметами (В. Шухрат);

2) дифференциация по признаку «хороший-плохой»(В. Шухрат);

3) свойство, реально удовлетворяющее потребителей (К. Исикава);

4) пригодность для использования, соответствие назначению (Дж. Джуран);

5) субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя, для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям (Дж. Джурган);

6) общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых

изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации (А. Фейгенбаум);

7) это потери, нанесенные обществу с момента поставки продукта (Г. Тагути).[2]

Производственный Товар Потребность

процесс (продукт или услуга) потребителя

Качество в

соответствии с 4_ Качество ^_ Функциональное

техническими инструкции качество условиями

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Рисунок 2. Цепочка качества

Проанализировав выше представленные суждения зарубежных ученых, можно судить о том, что термин «качество» подавляющее большинство специалистов связывает с удовлетворением каких-либо ожиданий и потребностей, возникающих у клиентов относительно тех или иных товаров и услуг.

Цепочка качества представленная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури акцентирует наше внимание на следующихаспектах качества:

1) во-первых, качествоотображает ту ступень, в которой товар компании соответствует ее внутренним техническим условиям. Данный критерий приобрел в ходе развития производства название качество в соответствии с техническими условиями;

2) во-вторых,оценка качества конструкции (качество соответствует техническим требованиям компании на конструкцию товара, тем не менее сама конструкция может быть как высокого так и низкого качества);

3) в-третьих, степень, в которой функционирование или работа товаров удовлетворяют реальным потребностям потребителей - функциональное качество; [6]

4) в-четвертых, необходимость полного соответствия между возникающими потребностями и качеством того или иного товара, с помощью которого мы сможем удовлетворить свои желания.

Из изученных аспектов невозможно выделить наиболее значимые. В случае недоработок или недостатков в одном из них, деятельность приведет к проблемам качества в других по цепочке.

Научные деятели и специалисты экономики нашей страны,

занимающиеся решением вопросов в сфере изучения проблемы качества, неоднократно устремляли и устремляют свое внимание на изучение и выведение точной формулировки понятия «качество» относительно всевозможных объектов исследования.

Так, можно назвать несколько литературных произведений, в которых речь идет о качестве продукции. Например, в 1968 г. была издана книга «Что такое качество?», создатели которой провели исследование, систематизировав множество литературных материалов, где в какой-либо меребыло упомянуто понятие «качество». В ходе данной работы было обнаружено, что только в российской литературе более 100 различных формулировок понятия «качество продукции». Не всеформулировки несли в себе четкий смысл, но, тем не менее, они давали понять, что речь идет о природе качества продукции. А.В. Гличев полагал, что в 50-х годах прошлого века значительная часть деятелей науки Российской Федерации в сфере изучения продукции сходились в том, что она должна быть способной удовлетворять желание потребителя , иначе она лишена качества.

Японские ученые в области теории и практики управления качеством одними их первым акцентировали свое внимание на категории «качество» с экономического аспекта. В Японии выделяют следующие этапы при изучении эволюции экономического понятия «качество»:

1) соответствие применению;

2) соответствие стандарту;

3) соответствие скрытым потребностям потребителей;

4) соответствие стоимости.

Для 50-х годов прошлого века характерно соответствие стандарту. Оно определяло качество как товар, соответствующий намерениям производителей. Обоснование этому было следующее: в середине прошлого века уровень качества выпускаемой продукции был достаточно низким, в связи с чем были приняты меры по его повышению. Этими мерами стали стандарты, которые определялись производителями и представителями исполнительной власти. Стандартные приемы и практические навыки для всех типов соответствия были разработаны и утверждены в Японии. Они менялись по мере того, как компании и их заказчики отвечали на изменения, происходящие в экономике. Производителями часто использовалось статическое управление качеством при оценке соответствия стандарту. Этот подход принес в Японию специалист по качеству В. Деминг.

Соответствие применению определялось проверкой. В связи с чем возникал конфликт между производственным персоналом и проверяющими структурами. Проверяющие должны были строго отбраковывать тот товар, который отклонялся от стандарта, в случае, если компания стремилась к максимальному соответствию применению. Тем не менее, небольшие отклонения не вызывают отрицательной реакции у потребителей и не сказываются на объеме реализации. Можно сделать вывод, что данный подход является дорогим и неэффективным.

При соответствии стоимости имеется в виду достаточно высокое качество и низкая цена продукта. Практически для всех потребителей эти два требования являются практически универсальными. Переходом на более выгодных поставщиков сырья и материалов и изменением производственного процесса, производитель может добиться снижения стоимости, сохраняя при этом уровень качества. Тем самым происходит смещения контроля выпускаемой продукции на контроль самого процесса.[5]

На данном этапе также имелись и недостатки. С жесткой конкуренцией в конце 70-х годов столкнулись компании, которые производили продукцию, соответствующую всем стандартам и имеющие меньшую стоимость. Соперники стали изготавливать товары, не уступающие предприятиям по их принадлежности и качеству, но обладающие ценой на порядок ниже уже существующей. Это возможно путем применения гораздо бюджетной рабочей силы. В качестве образца можно обратиться к странам «третьего мира» -Корея, Гонконг, Тайвань. Производители данных стран заимствовали опыт японцев, но использовали рабочую силу, стоимость которой была в 2-3 раза меньше. Сложившая ситуация заставила японских производителей искать новые пути для удовлетворения потребностей покупателей и получения большей прибыли. Инструментом, благодаря которому Япония вышла на новый уровень, стало использование инновационных технологий и товаров.

Соответствие замаскированным потребностям означает производство продукции, о которой покупатель еще не догадывается. Но эти товары будут удовлетворять его желания. Установления наиболее высокой цены и главенствующего положения на рынке позволяет добиться этот ориентир. Данный подход актуален и на сегодняшний день. В жесткой конкурентной борьбе производителю поможет выжить только разработка и выпуск товаров, которые способны удовлетворить скрытые потребности покупателей. [4]

Свойственное началу 80-х годов ХХ века направление в Японии является важнейшим в мире и по сей день. Несмотря на это, изготовители не должны забывать о понижении затрат на выпуск товара.

Использованные источники:

1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. - М.: Финансы и статистика.(переиздан в 2014. - 529 с.)

2. Барабанова О.А. и др. Семь инструментов контроля качества

3. Богатырева Е.И. «Принятие к налоговому учету доходов и расходов от реализации» // Бухгалтерский учет - 2017, № 8, - с. 27-40.

4. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Практикум/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2015. - 144 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.