Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
47
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / ОЦЕНКА / ECONOMICS / QUALITY / PRODUCTS / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Ломакин И.А.

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области экономики, и касается изучения теоретических аспектов экономической проблемы оценки качества продукции. Актуальность исследования заключается в том, что контроль за качеством продукции является одним из главных показателей процесса производства и служит не так, как для обнаружения дефектов или брака в произведенной продукции, как для проверки качества товара в процессе его создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE ECONOMIC PROBLEM OF PRODUCT QUALITY ASSESSMENT

This paper is devoted to research in the field of economics, and concerns the study of theoretical aspects of the economic problem of product quality assessment. The relevance of the study lies in the fact that control over product quality is one of the main indicators of the production process and serves not so much as to detect defects or defects in manufactured products, as to check the quality of a product in the process of its creation.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ»

УДК 338.45

Ломакин И. А. студент 4 курса факультет «Художественно-графический» Курский Государственный Университет

Россия, г. Курск

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области экономики, и касается изучения теоретических аспектов экономической проблемы оценки качества продукции. Актуальность исследования заключается в том, что контроль за качеством продукции является одним из главных показателей процесса производства и служит не так, как для обнаружения дефектов или брака в произведенной продукции, как для проверки качества товара в процессе его создания.

Ключевые слова: экономика, качество, продукция, оценка.

Lomakin I.A., student 4 course, faculty of "Graphic Art" Kursk State University Russia, Kursk

THEORETICAL ASPECTS OF THE ECONOMIC PROBLEM OF PRODUCT QUALITY ASSESSMENT

This paper is devoted to research in the field of economics, and concerns the study of theoretical aspects of the economic problem ofproduct quality assessment. The relevance of the study lies in the fact that control over product quality is one of the main indicators of the production process and serves not so much as to detect defects or defects in manufactured products, as to check the quality of a product in the process of its creation.

Keywords: economics, quality, products, assessment.

Нынешняя рыночная экономика выдвигает абсолютно новые условия к качеству изготовляемой продукции. Эти требования были выдвинуты из-за того, что в настоящее время существование любого предприятия в экономической среде, его стабильное положение в рыночной среде товаров и услуг учитываются по уровню его конкурентоспособности. Для определения уровня конкурентоспособности предприятия необходимо для начала проанализировать её связь со следующими показателями, такими как уровень цен и уровень качества продукции. Уровень качества продукции является определяющим для всех остальных показателей, которые уступают ему место, например, таких как производительность труда, экономия всех видов ресурсов.

Качество продукции является одним из определяющих показателей функционирования предприятия. Улучшение качества продукции

значительно влияет на то, сможет ли предприятие выжить в условиях рыночной среды, также влияет на темпы технического прогресса, увеличение эффективности производственных сил, экономию различных видов ресурсов, которые используются в процессе производства. Качество - представляет собой определённую совокупность всех свойств продукции, которые требуются для удовлетворения потребностей потребителей, в которой они нуждаются. Абсолютно любой продукт представляет собой совокупность свойств.

Рентабельное функционирование предприятия можно обеспечить с помощью выпуска продукции, которая будет соответствовать следующим критериям:

а) удовлетворение требований потребителей;

б) отвечать четко определенным потребностям, области применения или назначению;

в) отвечать требованиям общества;

г) соответствовать применяемым стандартам и техническим условиям;

д) предлагаться потребителям по конкурентоспособным ценам;

е) учитывать требования охраны окружающей среды;

ж) являться экономически выгодной, то есть приносить прибыль. Международный стандарт Международной организации по стандартизации — МС ИСО 9004-1 версии 1994 года говорит о том, что данные требования, выдвинутые к продукции, могут обеспечиваться только через грамотное проектирование эффективной системы качества в организации.

Для исследования качества продукции как экономической теории необходимо рассмотреть следующие функции:

1) Отражать характеристику степени социальной полезности покупательной стоимости, а также соответствие с удовлетворением той или иной потребности;

2) В более полной степени удовлетворить потребителей продукции. Признание является важнейшим свойством для абсолютно каждого товара или услуги, так как без него они таковыми не являются;

з) Качество продукции служит фундаментом для оплаты труда сотрудников, образования себестоимости и цены товара. Если рассматривать с экономической точки зрения, то качество продукции непосредственно связано и в большей степени влияет на создание таких экономических показателей работы организации, как рентабельность, себестоимость, цена и прибыль.

Всю продукцию можно разделить на несколько видов, группировка происходит по степени качества:

1) высшая;

2) конкурентоспособная;

3) пониженная;

4) низкая.

Товары высшего качества опережают по своим технико-экономическим

показателям аналогичные товары конкурентов. Как правило, к ним относится кардинально новая продукция. Конкурентоспособная продукция, также отвечает требованию высокого уровня качества. Но, несмотря на это, она может обладать средним уровнем качества среди конкурентных товаров на рынке. Конкурентоспособность такой продукции может быть достигнута с помощью маркетинговых мероприятий, наиболее действенных в сфере рекламы. Продажи обычно стимулируются следующими аспектами: -рекламой;

-гарантийным обслуживанием; -ценообразованием; -выбором каналов сбыта.

Наиболее худшие потребительские свойства имеет продукция с наиболее низким уровнем качества, нежели продукция многих конкурентов. С помощью стратегии понижения цен производитель продукции, обладающий низкойстепенью качества может стабилизировать своё положение на рынке. Продукция с низким уровнем качества, как правило, не считается конкурентоспособной. Это связано с тем, что она выпускается по очень низкой цене или вовсе нет потребителей.

Квалиметрия - область деятельности, определяющая количественную оценку качества продукции. Фундаментом для осуществления необходимых воздействий в системе контроля за качеством продукции служит анализ уровня, а также качества продукции. Для оценки уровня качества продукции, как правило, пользуются показателями качества.[1]

Основная задача оценки заключается в определении того, какие признаки качества желательно выбирать для изучения, какими методами, и какова точность определения их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме следует представить результаты оценки.

От повышения качества по его отдельным показателям зависит объем затрат предприятия, поэтому необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия при планировании повышения качества. Одни и те же показатели могут иметь разную степень значимости для предприятия в зависимости от выпускаемой продукции.

Свойства продукции, количественно выражающиеся в показателях качества, выделены в следующие группы:

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции.

Показатели надежности характеризуют безотказность, сохраняемость, а также долговечность изделия. Рассчитывается с помощью коэффициента технологического использования (готовности):

Т

К - ср

- Т.-г —

Тер + т_

где Тср - наработка на отказ; tв - среднее время восстановления;

т - математическое ожидание времени нахождения объекта в отключенном состоянии для производства профилактических работ.

Показатели технологичности обусловливают рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. С помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции. Коэффициенты для расчета показателей технологичности:

1) Коэффициент блочности конструкции определяется по формуле: Кбп= Сбл/С, где Сбл- стоимость самостоятельных, легко отделимых

блоков или агрегатов, выполняющих самостоятельную функцию, С-себестоимость объекта.

2) Коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов конструкции объекта:

Км.уп.=Нзаим/Н,

где Нзаим - количество наименований изделий, деталей, составных частей объекта, заимствованных из других проектов,

Н-общее количество наименований деталей и других составных частей объекта, включая заимствованные и оригинальные.

3) Коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов изготовления объекта:

Ку.т.п.=Нс.т.п./Нт.п.,

где Нс.т.п..- количество наименований существующих технологических процессов, заимствованных для производства нового объекта,

Нт.п.- общее количество наименования технологических процессов изготовления нового объекта, включая заимствованные и вновь разработанные. [2]

4) Удельный вес деталей объекта с механической обработкой: Dмех=Нмех/Н,

где Нмех- количество наименований деталей объекта, трудоемкость механической обработки которых выше 10% полной трудоемкости их изготовления.

5) Коэффициент прогрессивности технологических процессов изготовления объекта:

Кпр.т.п..= Нпр.т.п./Нт.п.,

где Нпр.т.п.- количество наименований прогрессивных технологических процессов изготовления объекта, зависит от программы выпуска предмета труда, возраста технологии и метода изготовления.

Показатели стандартизации - это насыщенность продукции стандартами, а также уровень унификации данного изделия по сравнению с другими. Определяется коэффициентами:

-стандартизации объекта Кст.= Нст./Н,

где Нст- количество типоразмеров, выпускаемых по стандартам,

Н-общее количество типоразмеров составных частей объекта. - повторяемости составных частей объекта Кп.= п/Н, где п- общее количество составных частей объекта. Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком.

Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции [1, с.49-50].

Рисунок 1. Формирование качества продукции Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.

Использованные источники:

1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. - M.: Финансы и статистика.(переиздан в 2014. - 529 с.)

2. Барабанова О.А. и др. Семь инструментов контроля качества

3. Богатырева Е.И. «Принятие к налоговому учету доходов и расходов от реализации» // Бухгалтерский учет - 2017, № 8, - с. 27-40.

4. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Практикум/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - M.: Издательство «Дело и Сервис», 2015. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.