Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО КОНСТРУКЦИИ / КОЭФФИЦИЕНТЫ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манукян Г.А., Чадина И.А., Крайнова А.Н., Дульцев Д.О.

В данной статье рассмотрено понятие «Качество». Существует ряд показателей, которые характеризуют качество товаров. Качество - степень соответствия продукции запросам потребителей. Между объёмом реализованной продукции и качеством товаров есть взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE DEFINITION OF PRODUCT QUALITY

This article discusses the concept of "Quality". Requirements for product quality are stated. There are a number of indicators that characterize the quality of goods. Quality is the degree to which products meet consumer demands. There is a relationship between the volume of products sold and the quality of goods.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ»

УДК:658.5

Манукян Г.А. студент Чадина И.А. студент Крайнова А.Н. студент Дульцев Д.О. студент

научный руководитель: Сярдова О.М., к. э.н. Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА

ПРОДУКЦИИ

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие «Качество». Существует ряд показателей, которые характеризуют качество товаров. Качество - степень соответствия продукции запросам потребителей. Между объёмом реализованной продукции и качеством товаров есть взаимосвязь.

Ключевые слова: качество, качество продукции, показатель качества, качество конструкции, коэффициенты качества.

Manukyan G.A. student Chadina I.A. student Kraynova A.N. student Dultsev D. O. student

supervisor: Syardova O. M., Ph.D.

Togliatti state University Russia, Tolyatti

MODERN APPROACHES TO THE DEFINITION OF PRODUCT

QUALITY

Abstract: This article discusses the concept of "Quality". Requirements for product quality are stated. There are a number of indicators that characterize the quality of goods. Quality is the degree to which products meet consumer demands.

There is a relationship between the volume of products sold and the quality of goods.

Key words: quality, product quality, quality index, construction quality, quality factors.

Свойства продуктов, которые обеспечивают удовлетворение конкретных нужд потребителей в соответствии с предназначением, в совокупности называются качеством продукции. Следуя Международному стандарту ISO 9000: «Характеристики предмета, которые относятся к его возможности соответствовать определенным нуждам покупателей, в совокупности называются качеством».

Количественные параметры только одного или нескольких признаков товаров, которые являются качественными и рассматриваются только при конкретных условиях производства и использования или потребления, называется показателем качества. Из этого следует, что нужно различать два элемента качества:

• Качество конструкции (проекта);

• Качество, которое соответствует запросам конструкции (уровень согласованности с техническими требованиями, которые были изложены в документах проекта).

Качество конструкции - это главные компоненты полезности товаров, которые были определены технической характеристикой продукции. Прежде чем принять решения, связанные с качеством конструкции, нужно рассмотреть такие вопросы, как:

• исследование рынка, трудности со сбором его данных;

• технологический уровень организации, предполагающей реализация товаров;

• подразумеваемый выпуск продукции;

• уровень квалификации сотрудников;

• пропускная способность производства оборудования;

• материальные (денежные) возможности.

Также, имеет место быть, корреляция между объёмом потребления и качеством товаров, но она разнонаправлена:

• Для товаров, основные характеристики которых - прочность и производительность (оборудование, транспортное средство), свойственна обратная взаимосвязь - чем лучше качество, тем меньше нужно её производить;

• для товаров, у которых повышение качества заставляет повысить нужды (большинство типов товаров потребителей, к примеру, одежда, еда и т.д.), характерна прямая взаимосвязь: увеличение количества запросов покупателей товаров с повышением их качества.

Из этого следует, что качество конструкции - параметры товаров и услуг, определённые и установленные конструктором, создателем. Однако при производстве товаров в конце некоторые товары могут не обладать планируемыми характеристиками. Возникают товары, которые не соответствуют требованиям производства, т.е. бракованные. Показатель совпадения технических запросов - показатель совпадения уровня качества произведенных товаров стандартам качества, которые были заданы в конструкторских документах. Главной задачей каждой организации -гарантирование качества реализованных товаров и услуг. Чтобы предприятие успешно функционировало, реализованная продукция должна:

• выполнять запросы покупателей;

• отвечать различным нуждам, сферы использования и предназначению;

• выполнять запросы общества;

• представляться покупателю по конкурентоспособной цене;

• быть в соответствии с техническими условиями и стандартами;

• выполнять условия экологии (охрана окружающей среды) и безопасности;

• быть экономически эффективной.

Покрыть издержки вложения возможно непосредственно за средства реализации конкурентоспособных товаров (услуг), которые пользуются спросом у покупателей [1].

Чтобы оценить качество товаров, когда её изготавливают, тестируют, сертифицируют, приобретают и потребляют, применяют такие коэффициенты качества, как

• Коэффициенты предназначения - показатели, которые характеризуют пригодность товаров для применения по предназначению и которые обуславливают сферу её использования (пропускная способность, производительность и др.).

• Коэффициенты прочности и долговременности. Прочность -способность продукции осуществлять свои функции, но при этом сохранять показатели эксплуатации в установленных пределах за определённый промежуток времени. Характеристика исправности товаров: быть пригодным к ремонту и сохранять свои свойства. Долговременность -способность продукции долго (допускается интервал времени для ремонта) быть работоспособным до определенного максимально допустимого состояния, устанавливаемого с учётом требований гарантирования сохранности и экономической рациональности. Коэффициенты долговременности - технический ресурс (сумма наработки товаров за срок использования) и срок службы.

• Коэффициенты технологичности позволяют рассматривать товар как предмет производства и продуктивность конструктивных и

технологических распоряжений (трудоёмкость производства, расход материалов и т.д.).

• Эстетические коэффициенты позволяют рассмотреть внешний вид товаров (пропорциональность, индивидуальность и др.).

• Эргономические коэффициенты качества определяют товары в качестве элементов структуры «потребитель - товар - среда» (товары соответствуют психофизиологическим и антропометрическим нуждам покупателя)

• Коэффициенты унификации и стандартизации не определяют именно качество товаров. Частично обеспечивают данными о расходах по использованию товаров, допуска повторного применения узлов, а также деталей этого товара. Они характеризуют показатель применения производивших унификацию и стандартизацию комплектующих товара и узлов.

• Коэффициенты правовой и патентной защиты показывают уровень безопасности патентами главных технических распоряжений товаров. При этом не позволяют рассмотреть качество товаров в полном объёме, однако подтверждают техническое новшество товара.

• Экономические коэффициенты позволяют рассмотреть товары в позиции её выгодности (стоимость продажи, потребительская цена, прибыль, расходы производства, рентабельность). В числе данных показателей большую роль играет потребительская цена, складываемая из цены продажи и издержек, которые связаны с использованием товара за весь промежуток времени его службы у потребителя. Совокупные коэффициенты применяются в определённых отделах регулирования предприятием при экономически выгодном обеспечении процедур по повышению качества товаров, оценке конкурентной способности своих и других продукций [2].

Таким образом, качество - обширный, нелёгкий и многосторонний критерий, который имеет большое количество отличительных черт. Характеризует конкурентную способность предприятия. Если продукция будет качественной, то организация сможет быть конкурентоспособной и достичь планируемой прибыли. Деятельность по повышению качества продукции должна быть приоритетной задачей любого предприятия.

Использованные источники:

1. Гродзенский С. Я., Чесалин А. Н., Гродзенский Я. С. Средства и методы управления качеством: учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 128 с.

2. Старцева Т. Е., Асташева Н. П., Антипова Т. Н. [и др.]. Управление качеством в современной инновационной среде: монография; под редакцией Т. Е. Старцева; составители Н. П. Асташева [и др.]. Королёв: Научный консультант, 2018. 338 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.