Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ПРОИЗВОДСТВО / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / АУДИТ / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дульцев Д.О., Крайнова А.Н., Чадина И.А., Манукян Г.А.

В статье рассмотрена необходимость внедрения системы менеджмента качества на промышленные предприятия. Показаны этапы внедрения и варианты анализа этой системы . Система менеджмента качества необходима для того, чтобы повысить эффективность деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дульцев Д.О., Крайнова А.Н., Чадина И.А., Манукян Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article considers the need to implement a quality management system for industrial enterprises. The stages of implementation and options for analyzing this system are shown. The quality management system is necessary in order to increase the efficiency of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК:658.5

Дульцев Д.О. студент Крайнова А.Н. студент Чадина И.А. студент Манукян Г.А. студент

научный руководитель: Сярдова О.М., канд. экон. наук Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В статье рассмотрена необходимость внедрения системы менеджмента качества на промышленные предприятия. Показаны этапы внедрения и варианты анализа этой системы. Система менеджмента качества необходима для того, чтобы повысить эффективность деятельности предприятия.

Ключевые слова: методы управления качеством, производство, система менеджмента качества, аудит, сертификация.

Dultsev D. O. student Kraynova A.N. student Chadina I.A. student Manukyan G.A. student

supervisor: Syardova O. M., Ph.D.

Togliatti state University Russia, Tolyatti

IMPLEMENTATION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES

Abstract: the article considers the need to implement a quality management system for industrial enterprises. The stages of implementation and options for analyzing this system are shown. The quality management system is necessary in order to increase the efficiency of the enterprise.

Keywords: quality management methods, production, quality management system, audit, certification.

Внедрение системы менеджмента качества в трудовой процесс дело не легкое. Для ее внедрения нужно привести в действие и выстроить логическую цепочку множество этапов, ведь это процесс, который требует больших временных затрат, пройдя который можно улучшить или же и вовсе построить систему менеджмента качества.

Относительно этапов процесса:

1. Анализ той системы менеджмента качества, которая уже есть на данный момент.

Всего есть два варианта анализа СМК:

• Диагностический аудит - исследование уже работающей на данный момент системы менеджмента качества на наличие, соответствие требованиям нужного стандарта.

В случае, когда системы нет вообще, то в резюме указывается: «Система менеджмента качества отсутствует, нужна ее разработка».

В таких же случаях, когда она все же присутствует, но далека от совершенства, то есть требует корректировок (например, не точно сформулирована), пишется: «Система присутствует, по стандарту пройдет (не пройдет) так как...; требуются такие действия как: 1)... 2)... 3)...».

Плата за такой аудит взимается незначительная или же и вовсе не требует капитальных вложений [1].

• Внешний аудит - от диагностического аудита почти ничем не отличается, можно даже сказать, что они идентичные. Пожалуй, единственное отличие это наличие огромной системы аудиторских отчетов, в которых все подробно изложено о выявленных проблемах или несоответствиях. Чаще всего такой анализ проводят крупные компании, которые и так имеют рабочую СМК, но им требуется узнать стороннее мнение о стабильности работы.

Анализ ясно дает понять, что нужно менять, нужно ли что-то добавить, убрать и так далее.

2.Далее следует непосредственно разработка СМК опытным штатным специалистом на базе знаний, полученных о текущем положении.

Система обязательно должна соответствовать требованиям стандарта. В противном случае, если подходящего специалиста нет, то в дело вступает консалтинговая компания, где можно получить платную квалифицированную помощь по данному вопросу.

В чем же заключается задача такого специалиста? От него требуется расшифровать все требования, которые заложены в стандарте, на понятный язык для конкретного предприятия.

От эксперта зависит многое, но далеко не все. Он должен переработать, провести оптимизацию, внести какие новшества или

улучшить уже имеющиеся факторы и в конечном итоге провести документацию, то есть расписать все свои этапы достижения рабочей системы. Но ведь чтобы это все работало нужно адаптировать СМК под выбранный тип предприятия, а это не входи в обязанности работника. В первую очередь все это нужно заказчику, а не вызванному специалисту, так что разработка требует хоть и не равных, но все же определенных усилий с обеих сторон.

Э.Адаптация рекомендаций экспертов на предприятии.

Что это значит: Лицо, которое несет ответственность за предприятие (заказчик) не просто принимает собранный пакет документов по разработке СМК и подписывает акт приемки-передачи, а сразу проверяет правильность и вычитает их на предмет реальности и аутентичности.

4.Обучение сотрудников.

Ни для кого не секрет, что существуют курсы по повышению квалификации. Под каждого работника нужно подобрать свой курс, исходя из его должности и так называемых личностных качеств. В итоге можно поднять общий уровень знаний и компетентность сотрудников. Как говорилось ранее, СМК не может быть сформирована усилиями лишь одного человека. Нужен вклад с каждой рабочей стороны, начиная с начальника и заканчивая уборщицей. Построить систему можно, при помощи решения начальника, но ведь ее нужно еще и поддерживать, а чтобы ее поддерживать должна быть заинтересованность каждого работника, так, что помимо курсов нужна еще и мотивация.

5.Сертификация СМК на соответствие нужному стандарту.

Как и в случае с анализом здесь выделяется 2 варианта:

• Документарный аудит делится на 3 этапа:

1)Передача необходимого пакета документов в сертификационный

орган.

2)Оценка сертификационным органом предоставленных документов и выявление в последующем ремарок, а также рекомендаций, чтобы их устранить.

3)Возвращение документов заказчику, с целью устранения им выявленных замечаний и внесения соответствующих корректировок.

• Выездной аудит делится на 3 этапа:

1)Оценка аудитором системы менеджмента качества при встрече, подметка несоответствий или же мелких недочетов, а также советы и рекомендации по их устранению.

2)Непосредственное устранение всех выявленных ошибок и несоответствий заказчиком.

3)Выполнив все выше перечисленное, заказчик получает свой сертификат системы менеджмента качества.

Предприятие получает готовый план по развитию и модернизации СМК, когда подается заявление на получение сертификата.

б.Развитие СМК.

Самый оптимальный вариант развития СМК это внедрение комплекса мер изнутри компании. Этот этап самый сложный. Как бы просто это не звучало, но всегда тяжело что-то начинать делать сначала. Данный случай не исключение, ведь в момент внедрения в силу вступает «психологический фактор» внедрения. Руководство должно дать ход делу и сдвинуть его с мертвой точки. Для упрощения задачи можно привлечь сторонних экспертов, чем часто и пользуются, так как они проведут:

1)Адаптацию требований по СМК.

2)«Перевод» по обновлениям законодательства.

3)Обучение персонала.

4)Оптимизацию (при наличии избытка ресурсов, которые не задействованы) и сократят лишние затраты.

5)Плановый инспекционный контроль, контроль улучшений и ресертификацию [2].

Таким образом, система менеджмента качества - это целостная система, которая представляет собой определенный набор методов, при помощи которых предприятие добивается соответствия ожиданиям потребителя относительно товаров и услуг. Говоря иначе, цель внедрения СМК - это придача продукции конкурентоспособности на рынке и улучшение деятельности компании. Пройдя все этапы можно добиться не только улучшения качества продукции, но также и заслужить доверие со стороны партнеров и потребителей.

Использованные источники:

1. Гродзенский С. Я., Чесалин А. Н., Гродзенский Я. С. Средства и методы управления качеством : учебное пособие. М. : Проспект, 2019. 128 с.

2. Старцева Т. Е., Асташева Н. П., Антипова Т. Н. [и др.]. Управление качеством в современной инновационной среде : монография ; под редакцией Т. Е. Старцева ; составители Н. П. Асташева [и др.]. Королёв : Научный консультант, 2018. 338 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.