Менеджмент
УДК 658.5 ЗИНИЧ ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА
доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», г. Омск, Россия
e-mail: lv.zinich@omgau.org
КУЗНЕЦОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», г. Омск, Россия, e-mail: na.kuznetsova@omgau.org
ЕВДОХИНА ОЛЬГА СЕМЕНОВНА
к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», г. Омск, Россия, e-mail: os.evdokhina@omgau.org
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация. Система менеджмента качества предполагает включение действий, позволяющих предприятию устанавливать цели, а также определять процессы и ресурсы, чтобы достичь желаемых результатов. Посредством системы менеджмента качества руководство предприятия оптимизирует процесс использования ресурсов, принимает решения с учетом их долгосрочных и краткосрочных последствий. Именно система менеджмента качества позволяет предприятию управлять производственными процессами, своевременно идентифицируя преднамеренные либо непреднамеренные последствия в ходе предоставления продукции или услуг. Качество представляет собой общественную оценку, характеризующую степень удовлетворенности покупателей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которой наделили продукцию ее производители в данных условиях. Цель внутреннего аудита системы менеджмента качества состоит в проведении систематического и независимого анализа, который позволяет определить соответствие деятельности в сфере качества запланированным показателям, а также оценить эффективность системы менеджмента качества и ее способности на пути достижения поставленных предприятием целей и задач. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии позволит аппарату управления усилить контроль над функционированием системы менеджмента качества, скоординировать работу подразделений и служб на достижение поставленной цели, установить ответственность исполнителей, вовремя обнаруживать наиболее узкие места в управлении.
Ключевые слова: система менеджмента качества, процессный подход, лаборатория управления качеством, качество, аудит.
ZINICHLYUBOV VLADIMIROVNA
Associate Professor of the Department of Management and Marketing Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk, Russia,
e-mail: lv.zinich@omgau.org
KUZNETSOVA NATALIA ALEXANDROVNA
Senior Lecturer of the Department of Management and Marketing of the Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk, Russia,
e-mail: na.kuznetsova@omgau.org
EVDOKHINA OLGA SEMENOVNA
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Management and Marketing Omsk State Agrarian University named
after P.A. Stolypin, Omsk, Russia, e-mail: os.evdokhina@omgau.org
IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM QUALITY IN THE ENTERPRISE
Abstract. The quality management system involves the inclusion of actions that allow the company to set goals, as well as define processes and resources to achieve the desired results. Through the quality management system, the company's management optimizes the process of using resources, makes decisions taking into account their long-term and short-term consequences. It is the quality management system that allows the company to manage production processes, promptly identifying intentional or unintended consequences during the provision of products or services. Quality is a public assessment that characterizes the degree of customer satisfaction in specific conditions of consumption of the set of properties that its manufacturers have endowed products with in these conditions. The purpose of the internal audit of the quality management system is to conduct a systematic and independent analysis that allows you to determine the compliance of quality activities with planned indicators, as well as to evaluate the effectiveness of the quality management system and its ability to achieve the goals and objectives set by the enterprise. Improving the quality management system at the enterprise will allow the management apparatus to strengthen control over the functioning of the quality management system, coordinate the work of departments and services to achieve the set goal, establish the responsibility of performers, and detect the most bottlenecks in management in time.
Keywords: quality management system, process approach, quality management laboratory, quality, audit.
Введение. Система менеджмента качества (СМК) представляет собой комплекс мер, которые направлены на учитывающее потребности и ожидания потребителей, управление качеством продукта (либо услуги), производимого предприятием. Интерес к СМК обозначился очень давно, в работах таких ученых и специалистов в области управления качеством, как: В. Ф. Стукач, И. А. Волкова, А. П. Агарков, С. В. Бочарова, Л. Ф. Попова, В. В. Глухов, С. Я. Гродзенский, В. А. Разумов, А.В. Тебекин и др [1-5]. Исследованию внутренних аудитов СМК и их результативности посвящены труды отечественных авторов: О. С. Дьяконова, А. Н. Заи-кина, О. В. Иванова, О. В. Крышкина, А. М. Куницына, А. Л Ложникова, Н. Г. Николаева, К. Г. Пальцева, Е. А. Поспелова, Т. В. Сметанина и др.
Основная часть. Для усовершенствования эффективности управления и улучшения качества производимой продукции и предоставляемых услуг общество должно быть обеспечено необходимыми мощностями, кадровыми и материальными ресурсами, а также желанием не только руководящего состава, но и готовностью меняться и принимать изменения самих структурных подразделений [7, 10]. Необходимо донести важность организационной поддержки внутренних структурных изменений, которая сильно влияет не только на качество структурных изменений, но и на количество ресурсов, связанных с ними.
Усовершенствование СМК должно обеспечивать эффективность производства качественной продукции, выполнение государственного заказа в полном объеме, вовлеченности сотрудников в работу и создание положительной репутации для потребителя [6, 8].
Действия высшего руководства предприятия по совершенствованию СМК включают в себя: планирование, организацию выполнения работ, проверку и совершенствование.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Я О Т Р
и и
Н О
о
Я О
Р
м и
Я Т
н
Процессы управления
Информирование
Основные бизнес-процессы
Анализ \ внешней > среды / Разработка \ стратегии / Маркетинг \ внутреннего и внешнего рынков Разработ- \ ка про- у> дукта Производство продукции Сбыт \ продукции
Вспомогательные бизнес-процессы
Управление финансами Управление персоналом Управление информационными ресурсами Управление внешними связями Управление рисками Управление развитием и улучшением
Рис. 1. Действия руководства предприятия по совершенствованию СМК.
Несмотря на старания высшего руководства, в большинство предприятий до настоящего времени сотрудники практически не вовлечены в процесс совершенствования СМК. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда необходимость поддержания и совершенствования СМК не осознается большей частью работников. Основной причиной, которая препятствует заинтересованности работников в процессе управления качеством, являются слабая мотивация и осознание ими важности СМК и ее совершенствования.
Непрерывное обучение персонала в области качества специалистами лаборатории управления качеством (ЛУК), вовлеченность руководства позволит повысить результативность работы как отдельных подразделений, так и деятельности предприятия в целом.
Лабораториями управления качеством необходимо рассмотреть возможность увеличить количество внутренних аудитов. Уделить особое внимание тем подразделениям, где было выявлено большое количество несоответствий, где были выявлены критические, повторные или аналогичные несоответствия. Привлекать к участию во внутренних аудитах сотрудников предприятия из смежных отделов в качестве экспертов в своей области работы.
Выявленные ЛУК в ходе аудита несоответствия указывают на недостаточную осведомленность и понимание сотрудников в необходимости системы менеджмента качества на предприятии.
Для усиления контроля и введения личной ответственности ЛУК необходимо разработать методику по «Расчету коэффициента качества» для подразделений (денежные штрафы, с вычетом из дополнительного фонда) в случаях повторного выявления критических, повторных, аналогичных несоответствий. А также для невыполнения корректирующих и предупреждающих действий в установленные сроки. Для каждого случая установить фиксированный показатель снижения коэффициента качества, который будет учитываться при распределении дополнительного фонда отдела либо конкретного работника. Нормативные значения показателей качества труда рабочих цехов, отделов представлены в таблице 1.
В целях дальнейшего улучшения системы менеджмента качества необходимо выполнять следующие рекомендации:
- увеличить количество внутренних аудитов;
- разработать методику «Расчета коэффициента качества» (денежные штрафы с вычетом из дополнительного фонда);
- контролировать выполнение мероприятий по СМК и выполнение корректирующих действий по результатам аудитов;
- проводить обучающие семинары для уполномоченных по качеству подразделений и внутренних аудиторов;
- совершенствовать критерии результативности процессов СМК;
- реализовать «Программу внутреннего аудита СМК» и «Календарный план разработки (переработки, актуализации) стандартов организации СМК»;
- ввести электронный документооборот для подразделений при согласовании документов СМК (стандартов, методик, положений, инструкций), электронную цифровую подпись для исполнителей.
Показатель качества Наименование показателя качества Нормативное значение снижения показателя качества Единица измерения Ответственный за информацию
ПК 1 Возврат продукции от ОТК 0,026 За инцидент ОТК
ПК 2 Нарушение требования технологической дисциплины 0,024 За инцидент ОТК
ПК 3 Наличие акта о браке 0,024 За инцидент ОТК
ПК 4 Наличие рекламационных актов, возврат продукции от подразделений- потребителей 0,045 За инцидент ОТК
ПК 5 Невыполнение пунктов мероприятий, приказов, распоряжений, контролируемых ОТК 0,045 За каждый пункт ОТК
ПК 6 Взаимные претензии между подразделениями 0,026 За инцидент Общий отдел (канцелярия)
ПК 7 Непроведение «Дня качества» в подразделении 0,024 За инцидент ОТК
ПК 8 Невыполнение пунктов мероприятий, приказов, распоряжений, контролируемых ОТК 0,045 За инцидент Общий отдел (канцелярия)
ПК 9 Нарушение требований по культуре производства 0,024 За инцидент ОТК
ПК 10 Нарушение требований по охране труда 0,026 За инцидент ОТК
ПК 11 Наличие повторного несоответствия, найденного в ходе внутреннего аудита 0,045 За инцидент ЛУК
ПК 12 Наличие аналогичного несоответствия, найденного в ходе внутреннего аудита 0,046 За инцидент ЛУК
ПК 13 Наличие критического несоответствия, найденного в ходе внутреннего аудита 0,046 За инцидент ЛУК
ПК 14 Несвоевременное предоставление мероприятий по протоколу аудита 0,027 За инцидент ЛУК
ПК 15 Неустранение несоответствий по протоколам аудитов 0,047 За инцидент ЛУК
В соответствии с рекомендациями и после утверждения и внедрения методики «Расчета коэффициента качества» для подразделений предприятия необходимо увеличить количество аудитов, уменьшить количество несоответствий, в первую очередь критических, в том числе снизить количество повторных и аналогичных несоответствий в подразделениях предприятия.
В таблице 2 представлено количество планируемых внутренних аудитов и ожидаемые результаты по выявленным несоответствиям.
Таблица 2
Факт План Изменение, + / -
Проведено аудитов, 67 85 18
в том числе:
плановых 61 70 9
внеплановых 6 15 9
Проверено подразделений 54 54 -
Выявлено всегонесоответствий, 429 380 -49
в том числе:
критических 41 30 -11
некритических, 388 300 -88
в том числе:
повторных 18 10 -8
аналогичных 37 15 -22
По результатам выполнения мероприятий по улучшению СМК предварительная оценка результативности процессов СМК представлена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование процессов СМК Результативность процессов СМК
Факт План Изменение, + / -
«Управление СМК» 0,96 1 0,04
«Разработка» 0,93 0,97 0,04
«Закупки» 0,80 0,89 0,09
«Производство» 0,94 0,99 0,05
«Подготовка и освоение производства» 0,93 0,98 0,05
«Управление персоналом» 1,0 1,0 -
«Управление инновационной деятельностью» 0,87 0, 95 0,08
«Управление рисками» 0,91 0,95 0,04
Значения показателей результативности СМК и результативность СМК в целом также должны увеличиться. Предварительные показатели представлены в таблице 4.
Таблица 4
Наименование показателя результативности СМК, подлежащего оценке Значение показателя эффективности СМК
Факт План Изменение, + / -
Удовлетворенность потребителей (заказчиков) качеством выпускаемой обществом продукции 0,991 0,995 0,004
Соответствие требованиям к продукции 0,964 0,97 0,006
Степень выполнения требований ГОСТ РВ 0015-002, зависящих от вида деятельности 0,949 0,96 0,011
Степень достижения целей общества в области качества и установленных критериев оценки результативности процессов 0,98 0,99 0,01
Качество продукции поставщиков 0,97 0,98 0,01
Степень и эффективность выполнения плановых мероприятий по управлению рисками 0,918 0,94 0,022
Экономическая эффективность инвестиций в инновации 0,96 0,98 0,02
Эффективность СМК 0,962 0,974 0,012
В случае выполнения всех мероприятий, а также внедрения методики «Расчета коэффициента качества» ожидаемое улучшение эффективности СМК на предприятии составит 0,012 пункта.
Заключение. Усовершенствование системы менеджмента качества должно обеспечивать эффективность производства качественной продукции, выполнение государственного заказа в полном объеме, вовлеченность сотрудников в работу и создание положительной репутации для потребителя [10, 11]. В целях дальнейшего улучшения системы менеджмента качества необходимо выполнить следующие рекомендации: осуществлять дальнейшее развитие СМК; увеличить количество внутренних аудитов; разработать методику «Расчета коэффициента качества» для подразделений; проводить обучающие семинары для уполномоченных по качеству подразделений и внутренних аудиторов; ввести электронный документооборот для подразделений при согласовании документов СМК (стандартов, методик, положений, инструкций), электронную цифровую подпись для исполнителей. Методика снижения коэффициента качества для подразделений предприятия позволит усилить контроль в отделах, цехах, лабораториях, а также введения личной ответственности исполнителей. Реализация всех рекомендаций позволит аппарату управления усилить контроль над функционированием СМК, скоординировать работу подразделений и служб на достижение поставленной цели, установить ответственность исполнителей, вовремя обнаруживать наиболее узкие места в управлении. В случае выполнения всех мероприятий, а также внедрения методики «Расчета коэффициента каче-
Литература
1. Агарков А. П. Управление качеством: учебник для бакалавров /Москва, 2022. (3-е изд., стер.)
2. Косенчук О. В., Зинич Л. В., Асташова Е. А. Основы управления качеством. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2014. - 84 с.
3. Оценка качества менеджмента организаций на примере европейского опыта Волкова И. А. В книге: Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, образование. Материалы VII Международного научно-практического форума. Под редакцией И. И. Антоновой. - 2018. - С. 88-92.
4. Стукач В. Ф., Волкова И. А., Михальская Н. В. Управление качеством. Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2006. - 332 с.
5. Управление качеством в России: опыт стран европейского союза в стандартизации систем управления качеством. Волкова И. А., Галынчик Т. А., Козлова О. А., Малышева М. К., Петрова В. С., Тагиро-ва А. В. Под общ. ред. И. А. Волковой. Ставрополь, 2018.
6. Управление качеством предприятий: анализ и модели управления качества Цзинькэ Ц., Киматова Р. Г., Кубашева Г. А. Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - Т. 12. - № 3. - С. 183-192.
7. Improvement of human resource management in the quality management system of the enterprise Mozhaeva T. // MATEC Web of Conferences. The conference proceedings (ISPCIME-2019). 2019. С. 06009.
8. Improvement of human resources management in the system of quality management Meshcheryakova E., Tulekbayeva A., Naukenova A., Beyseyev S., Otunshiyeva A. Industrial Technology and Engineering. 2018. No. 4 (29). P. 46-56.
9. Modern systemwide processes of quality management in agricultural tenure at the regional level Sofiina E. V. International Journal for Quality Research. 2020. Т. 14. No. 2. P. 455-458.
10. Relationship between quality management practices, performance and maturity quality management, a contingency approach Negron L.A. Quality Management Journal. 2020. Т. 27. No. 4. P. 215-228.
11. The product quality management as a means of an enterprise competitiveness management Egorova M. A., Pishchulin V. N. Modern Science. 2018. No. 4-1. P. 90-94.
References:
1.Agarkov A. P. Upravlenie kachestvom: uchebnik dlya bakalavrov /Moskva, 2022. (3-e izd., ster.)
2. Kosenchuk O. V., Zinich L. V., Astashova E. A. Osnovy upravleniya kachestvom. - Omsk: Izd-vo FGOU VPO OmGA U, 2014. - 84 s.
3. Ocenka kachestva menedzhmenta organizacij na primere evropejskogo opyta Volkova I. A. V knige: Effek-tivnye sistemy menedzhmenta: kachestvo, innovacii, obrazovanie. Materialy VII Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma. Pod redakciej 1.1. Antonovoj. - 2018. - S. 88-92.
4. Stukach V. F., Volkova I. A., Mihal'skaya N. V. Upravlenie kachestvom. Omsk: Izd-vo FGOU VPO OmGAU, 2006. - 332 s.
5. Upravlenie kachestvom v Rossii: opyt stran evropejskogo soyuza v standartizacii sistem upravleniya kachestvom. Volkova I. A., Galynchik T. A., Kozlova O. A., Malysheva M. K., Petrova V. S., Tagirova A. V. Pod obshch. red. I. A. Volkovoj. Stavropol', 2018.
6. Upravlenie kachestvom predpriyatij: analiz i modeli upravleniya kachestva Czin'ke C., Kimatova R. G., Ku-basheva G. A. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. - 2017. - T. 12. - № 3. - S. 183-192.
7. Improvement of human resource management in the quality management system of the enterprise Mozhaeva T. //MATEC Web of Conferences. The conference proceedings (ISPCIME-2019). 2019. S. 06009.
8. Improvement of human resources management in the system of quality management Meshcheryakova E., Tulekbayeva A., Naukenova A., Beyseyev S., Otunshiyeva A. Industrial Technology and Engineering. 2018. No. 4 (29). P. 46-56.
9. Modern systemwide processes of quality management in agricultural tenure at the regional level Sofiina E. V. International Journal for Quality Research. 2020. T. 14. No. 2. P. 455-458.
10. Relationship between quality management practices, performance and maturity quality management, a contingency approach Negron L.A. Quality Management Journal. 2020. T. 27. No. 4. P. 215-228.
11. The product quality management as a means of an enterprise competitiveness management Egorova M. A., Pishchulin V. N. Modern Science. 2018. No. 4-1. P. 90-94.