УДК 658.56
М.А. РУДАКОВА, соискатель
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ» ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель: установить взаимосвязь между категориями «система менеджмента качества» и «риск-менеджмент», обосновать необходимость их интеграции в единый процесс.
Методы: абстрактно-логический метод.
Результаты: Проведенный анализ категорий «система менеджмента качества» и «риск-менеджмент» позволил выявить идентичные критерии формирования данных понятий, на основе которых были определены базисные элементы и выделены содержательные отношения между ними, что позволило построить концептуальную модель дефиниции управления рисками в области обеспечения качества продукции.
Научная новизна: заключается в концептуализации понятия «управление рисками в области обеспечения качества продукции», в результате чего сформулировано авторское определение, которое представляет собой новое процессное видение для экономики промышленного предприятия.
Практическая значимость: Процесс управления рисками в области менеджмента качества промышленного предприятия позволит оперативно выявлять риски снижения качества выпускаемой продукции, влияющие на величину потерь от несоответствия и брака продукции.
Ключевые слова: риск; качество; система менеджмента качества; риск-менеджмент; экономика и управление промышленными предприятиями.
Введение и результаты исследования
В последнее десятилетие наблюдается значительное углубление исследований в области изучения особенностей, развития и совершенствования системы менеджмента качества (далее - СМК), эффективного управления затратами на качество, разработки методик по оценке и мониторингу СМК. С ростом интереса исследователей к данным проблемам стали возникать многочисленные понятия СМК. Однако вся совокупность определений представляет собой различные трактовки общего смысла, отражая в различных сочетаниях специфические грани исследуемой системы.
Так, в стандарте ISO 9000 рассматриваемая категория трактуется как управленческая система, основанная на структурированном наборе элементов, которые реализуют все функции деятельности предприятия по достижению качества [1]. Другими авторами [2-8], аналогично стандарту, изучаемая категория понимается как система целенаправленной деятельности в области политики качества, обеспечивающая требуемую результативность и эффективность предприятия.
Стоит отметить, что в трудах Ф.У. Тейлора, Э.В. Деминга, Дж.М. Джурана, Ф.В. Кросби, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона, К. Исикава, Г. Тагути и других ученых наблюдается эволюция системных подходов к изучению СМК. СССР также была лидером по разработке системных методов повышения уровня качества продукции. Так, например, в 1950-1990-х гг. были разработаны и внедрены следующие системы - БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУКП. Таким образом, параллельное развитие зарубежных и отечественных ученых в области СМК характеризуется научным прорывом от этапа контроля продукции до всеобщего менеджмента качества, охватывающего все этапы жизненного цикла продукции [9].
Ряд авторов [10-14] считают разработку механизма управления неотъемлемым элементом СМК, который определяется как совокупность методов, приемов и инструментов. Помимо этого поддерживающими механизмами СМК являются организация, совершенствование и управление процессами. Достаточное число ученых [6; 7; 13-15] в трактовке определения СМК уделяют внимание среде функционирования, а именно факторам
внешней среды (конкуренция, неопределенность), которые оказывают свое влияние на объект, т.е. на возможность постоянного улучшения всех аспектов качества, определяющих уровень эффективности применяемой СМК. Стоит отметить, что во всех определениях в меньшей мере уделяется внимание зависимости функционирования СМК от условий внутренней среды предприятия, что, на наш взгляд, является недостатком. Однако А.В. Евплов, Е.Б. Хохлова и Р.Д. Эльканов [7; 8; 15] все же акцентируют внимание на значимости персонала как элемента внутренней среды, влияющего на достижение поставленных целей.
В содержании рассмотренных нами определений доминантное значение имеет цель СМК, которая авторами трактуется по-разному, а именно - как эффективное управление ресурсами, выработка рациональных управленческих решений, повышение качества продукта, сокращение (оптимальность) затрат, повышение удовлетворенности потребителя качеством. В частности, Н.И. Новицкий, А.Ю. Ракшня, А.Ю. Мхитарян [5; 6; 16] помимо сформулированных целей, акцентируют свое внимание на конечный результат, полученный от внедрения СМК, который заключается в повышении эффективности деятельности предприятия, в достижении требуемого уровня качества, в оптимальном использовании ресурсов и минимизации затрат, в удовлетворении потребностей потребителя.
В условиях высококонкурентного рынка вопросы управления качеством выпускаемой продукции приобретают особое значение. Это объясняется тем, что качество наравне с ценой является главным инструментом в борьбе за рынки сбыта [17]. Так, качественно новый уровень эффективности производства, доведение качественно-стоимостных характеристик производимой продукции до уровня конкурентоспособного могут быть обеспечены за счет внедрения новых инструментов и принципов СМК [18; 19].
Однако любая программа повышения качества, реализуемая на предприятии, подвержена влиянию совокупности факторов внешней и внутренней среды. На сегодняшний момент в научных трудах отечественных авторов проблемы совершенствования механизмов риск-менеджмента в области политики качества промышленных предприятий рассмотрены недостаточно полно.
Исследование особенностей политики СМК 11 промышленных предприятий Пермского края показало, что в современных условиях система не рассматривает проблемы управления рисками. В свою очередь исследования риск-менеджмента не раскрывают проблемы снижения вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь в системе менеджмента качества. В результате этого актуальной является проблема интеграции системы управления рисками в систему менеджмента качества, решение которой позволит оперативно выявлять, оценивать и управлять рисками в области качества, минимизировать потери с одновременным достижением требуемых результатов по объему и качеству производимой продукции. В связи с этим был проведен анализ существующих теоретических основ формирования категории «риск-менеджмент», что позволило выявить идентичные с категорией СМК критерии.
Отметим, что основоположниками теории риск-менеджмента являются такие зарубежные экономисты, как А. Смит, Н.У. Сениор, Дж. Милль, А. Маршалл, А. Ригу. Определяющими аспектами риск-менеджмента, по их мнению, являются величина показателя нормы прибыли, принятие какого-либо решения и возможность компенсации ущерба [20].
Большинство современных авторов [21-22] определяют риск-менеджмент как процесс, представляющий собой совокупность последовательных управленческих влияний на деятельность предприятия и достижение определенных результатов.
Анализ определений показал, что ряд ученых [21-23; 25; 26-32] концентрируют свое внимание на вопросе создания адекватного механизма, который заключается в анализе, учете, разработке, практической реализации процессов, скоордини-рованности действий, целенаправленном поиске и организации работы, системе формирования и диагностики, планировании и прогнозировании, применении совокупности методов и приемов.
Из определений следует, что деятельность риск-менеджмента устанавливает цели для получения какого-либо результата. Связано это с тем, что большинство авторов видят в постановке генеральной цели снижение потерь, минимизацию отрицательных последствий, повышение инвестиционной адаптивности, рациональное
использование ресурсов (человеческих, материальных, финансовых), увеличение доходности и достижение допустимого уровня риска. В рамках нашего исследования была определена следующая цель риск-менеджмента - это достижение приемлемого уровня риска. В связи с этим выявлен главный показатель результативности риск-менеджмента, который заключается, по мнению В.Н. Гнидовского, Л.П. Гончаренко, С.А. Филина, В. А. Коновалова [25; 27; 28; 32], в устойчивости функционирования предприятия в определенных границах риска, что достигается посредством разработки и применения совокупности механизмов.
Исходя из мнения большинства авторов, объектами риск-менеджмента являются риск, потери, экономические отношения, факторы и источники риска, которые являются управляемыми элементами в системе.
Как видно из определений категории «риск-менеджмент», множество современных исследований направлено на разработку эффективной технологии управления рисками, которая содержала бы в себе оптимальную совокупность методов анализа, оценки и способов минимизации негативных последствий, возникших при совершении рисковых событий.
Таким образом, на основании полученных результатов и метода концептуального моделирования, предложенного А.Г. Теслиновым [33], были определены базисные элементы понятия «управление рисками в области обеспечения качества продукции», которым было дано следующее содержание:
- процесс - совокупность последовательных воздействий на рискосодержащее событие для достижения цели;
- риск - вероятность возникновения производственных, управленческих и прочих факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности предприятия;
- адекватный механизм - совокупность методов, приемов, процессов (планирование, прогнозирование, учет, анализ, оценка, идентификация), разработанных мероприятий и программ, применение которых осуществляется с целью измерения, воздействия риска в области обеспечения качества;
- качество продукции - достижение необходимых требований к продукции.
С учетом того, что перечисленные понятия находятся во взаимосвязи друг с другом, нами были сформулированы отношения этих элементов.
Отношения «системы параметров». Каждое понятие само по себе может быть классифицировано. Так, адекватный механизм управления рисками представлен следующими элементами: идентификация рисков, классификация рисков и источников их возникновения, описание рисков, качественный и количественный анализ рисков, анализ вероятности возникновения риска, выбор методов управления рисками, расчет экономической эффективности, анализ, сравнение показателей качества и показателей эффективности с пороговыми значениями.
Механизм СМК содержит такую структуру элементов, как ретроспективный анализ видов несоответствий и брака, анализ причин появления несоответствий и брака, управление процессом производства, калибровка контрольного и измерительного оборудования, обеспечение качества поставок, аудит СМК, внедрение программ улучшения качества, внедрение и развитие программы улучшения.
«Система параметров» относительно понятия «качество продукции» - это минимизация и оптимизация уровня затрат, достижение приемлемого уровня качества продукции, повышение кон -курентоспособности предприятия, повышение удовлетворенности пользователей, рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества обслуживания, отсутствие нежелательной вариативности, адаптивность к рынку, поддержание и совершенствование качества продукции.
Отношения «воздействия». Процессы целенаправленно воздействуют на факторы риска для достижения определенного результата.
Отношения «целеполагания». Деятельность по разработке совокупности процессов, включающая внедрение адекватного механизма, способствующего достижению приемлемого уровня риска продукции.
Отношения «взаимозависимости». Состояние качества продукции определяется результатом реализации программ управления рисками в области обеспечения качества продукции. В то же время конечный результат определяет состояние и уровень развития риск-менеджмента.
Отношения «установления механизма».
Процессы направлены на разработку, реализацию механизма управления рисками, который разрабатывается с учетом возможностей предприятия и поставленных целей.
Отношения «обеспечения» - это отношения между « адекватным механизмом» и «качеством», заключающиеся в систематическом применении совокупности методов, приемов, процессов, необходимых для обеспечения необходимого уровня качества продукции.
Определение элементов понятия «управление рисками в области обеспечения качества продукции» и выделение содержательных отношений между ними позволило построить концептуальную модель, которая является авторской разработкой (см. рис.).
Опираясь на концептуальную модель, представленную на вышеуказанном рисунке, можно дать авторское определение понятию «управление рисками в области обеспечения качества продук-
ции» - процесс использования совокупности адекватных механизмов достижения приемлемого уровня риска при целенаправленном обеспечении необходимого уровня качества продукции промышленного предприятия.
Данное определение отражает научную новизну изучаемого вопроса, интегрируя содержательную сторону двух категорий «система менеджмента качества» и «риск-менеджмент» в единый целостный процесс, направленный на оперативное выявление, оценивание и управление рисками в области качества, минимизирую потери с одновременным достижением требуемых результатов по объему и качеству производимой продукции.
Управление рисками в области обеспечения качества продукции предполагает разработку динамической системы управления рисками в СМК промышленного предприятия, которая позволит оперативно выявлять риски снижения качества выпускаемой продукции, факторы внешней и внутренней среды, влияющие на величину по-
Концептуальная модель понятия «управление рисками в области обеспечения качества продукции»
терь от несоответствия продукции, устанавливать взаимосвязи затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия, оптимизировать структуру затрат на качество, обосновывать управленческие решения в области инвестирования средств в предупредительные мероприятия с целью обеспечения высокого качества выпускаемой продукции.
Список литературы
1. Selection and use of the ISO 9000 family of standards. -URL: http://www.iso.org/iso/iso_9000_selection_and_use-2009.pdf
2. Мазур И.И Управление качеством: учеб. пособие. -4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - С. 47.
3. Михеева Е.Н. Управление качеством. - М.: Дашков и К, 2010. - С. 42.
4. Мишин В.М. Управление качеством. - 2-е изд. пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 448.
5. Новицкий Н.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2001. - С. 18.
6. Ракшня А.Ю. Принципы и методы формирования и развития системы менеджмента качества коммерческой организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Астрахань, 2009. - С. 6.
7. Хохлова Е.Б. Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности): автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2012. - С. 5-6.
8. Эльканов Р.Д. Система менеджмента качества компании как результат деятельности успешного менеджера: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Армавир, 2011. - С. 6.
9. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Методология организационного проектирования инженерной составляющей системы менеджмента качества. - Минск: Новое знание; М.: Инфра-М, 2011. - 491 с.
10. Ахметова С.Г. Система менеджмента качества: учеб. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. гос. тех. ун-та, 2009. - С. 11.
11. Карпенко Е.М. Менеджент качества: учеб. пособие. -Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - С. 18.
12. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики: учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2007. - С. 223.
13. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Методология организационного проектирования инженерной составляющей системы менеджмента качеств. - Минск: Новое издание; М.: ИНФРА-М, 2011. - С. 33.
14. Смагина М. Н. Механизм реализации системы менеджмент качества на промышленном предприятии: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Тамбов, 2006. - С. 4-8.
15. Евплов А. В. Формирование эффективной системы качества менеджмента на промышленном предприятии: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2009. - С. 6.
16. Мхитарян А.Ю. Совершенствование системы менеджмента качества и оценка ее результативности в инфо-коммуникациях: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2012 - С. 6.
17. Третьякова Е.А. Теоретико-методические аспекты совершенствования учета и нормирования затрат на обеспечение качества продукции / Е.А. Третьякова, В.Б. Казымов, Е.А. Исмагилова // Вестник ПНИПУ Социально-экономические науки. - 2012. - № 15 (39). - С. 48-65.
18. Давыдова Н. С. Бережливое производство. -Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2012. - 138с.
19. Давыдова Н.С., Клочков Ю.П. Модель управления внедрением системы «Бережливое производство» на предприятии // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. - 2012. - Вып. 4. - С. 32-35.
20. Рыхтикова Н. А. Анализ и управление рисками организации. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.
21. Александров А.В. Формирование системы риск-менеджмента на предприятиях нефтедобывающей промышленности. - СПб., 2010. - С. 6.
22. Балдин К.В. Риск-менеджмент: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - С. 156.
23. Смирнов Д.М. Оценка эффективности управления хозяйственными рисками на промышленных предприятиях в условиях неопределенности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Астрахань, 2010. - С. 10.
24. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками. -М.: Проспект, 2009. - С. 145.
25. Гнидковский В.Н. Формирование и диагностика риск-менеджмента предпринимательских структур: дис. . канд. экон. наук. - В. Новгород, 2009. - С. 4.
26. Темпан Л.Н., Эриашвили Н.Д. Управление рисками в условиях финансового кризиса. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - С. 46.
27. Филина Ф.Н. Риск-менеджмен. - М.: ГроссМеддиа: РОСБУХ, 2008. - С. 105.
28. Коновалов В.А. Система оценочных показателей как инструмент повышения эффективности риск-менеджмента предпринимательских структур: автореф. дис. . канд. экон. наук. - М., 2011. - С. 20-21.
29. Максимчук И.В. Управление рисками как фактор повышения инвестиционной адаптивности строительного комплекса: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2006. - С. 7.
30. Хрусталев Е.Ю., Стрельникова И.А. Методология качественного управления инвестиционными рисками на промышленных предприятиях // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 18-22.
31. Уродовских В.Н. Управление рисками предприятия: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - С. 22.
32. Гончаренко Л.П. Риск-менеджмент: учеб. пособие / под ред. Е.А. Олейникова; Л.П. Гончарова, С. А. Филина. -М.: КНОРУС, 2008. - С. 66.
33. Теслинов А. Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. - СПб.: Питер, 2009. - 288 с.
В редакцию материал поступил 14.02.13 © Рудакова М.А., 2013
Информация об авторах
Рудакова Мария Александровна, соискатель кафедры управления финансами, Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Адрес: 614990, г. Пермь, Комсомольский пр-т, 29, тел.: (3422) 2-198-064 E-mail: Mrudakova7@yandex.ru
Как цитировать статью: Рудакова М.А. Концептуальное представление понятия «управление рисками в области обеспечения качества продукции» для промышленного предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 2(26). - С. 87-93.
MA. RUDAKOVA,
applicant
Perm national research polytechnic university, Perm, Russia CONCEPTUAL PRESENTATION OF THE NOTION «RISK MANAGEMENT IN PRODUCTION QUALITY PROVISION» FOR AN INDUSTRIAL ENTERPRISE
Objective: to establish interrelation between categories "quality management system" and "risk management", to ground the need to integrate them into a single process.
Methods: abstract-logical method.
Results: The carried out analysis of categories "quality management system" and "risk management" allowed to reveal the identical criteria of forming these notions, which served as the basis for determining the main elements and content relations between them, which allowed to construct the conceptual model of risk management definition in the sphere of production quality provision.
Scientific novelty: conceptualization of the notion "risk management in the sphere of production quality provision", resulting in the author's definition constituting the new procedural vision for the industrial enterprise economy.
Practical value: The risk management process in the sphere of industrial enterprise quality provision will allow to rapidly reveal the risks of production quality reduction influencing on the value of costs of inconsistent and defective goods.
Key words: risk; quality; quality management system; risk management; economy and management of industrial enterprises.
References
1. Selection and use of the ISO 9000family of standards, available at: http://www.iso.org/iso/iso_9000_selection_and_use-2009.pdf
2. Mazur I.I. Upravlenie kachestvom (Quality management), Moscow: Omega-L, 2007, p. 47.
3. Mikheeva E.N. Upravlenie kachestvom (Quality management), Moscow: Dashkov i K, 2010, p. 42.
4. Mishin V.M. Upravlenie kachestvom (Quality management), Moscow: YuNITI-DANA, 2007, p. 448.
5. Novitskii N.I. Upravlenie kachestvomproduktsii (Production quality management), Minsk: Novoe znanie, 2001, p. 18.
6. Rakshnya A.Yu. Printsipy i metody formirovaniya i razvitiya sistemy menedzhmenta kachestva kommercheskoi organizatsii (Principles and methods of forming and developing the quality management system of a commercial organization), Astrakhan', 2009, p. 6.
7. Khokhlova E.B. Upravlenie organizatsiei na osnovepostroeniya sistemy menedzhmenta kachestva (naprimerepoligraficheskoi deyatel'nosti) (Management of organization basingon quality management system construction (on the example of printing industry)), Moscow, 2012, pp. 5-6.
8. El'kanov R.D. Sistema menedzhmenta kachestva kompanii kak rezul'tat deyatel'nosti uspeshnogo menedzhera (Quality management system of a company as a result of a successful manager's activity), Armavir, 2011, p. 6.
9. Serenkov P.S. Metody menedzhmenta kachestva. Metodologiya organizatsionnogoproektirovaniya inzhenernoi sostavlyayushchei sistemy menedzhmenta kachestva (Methods of quality management. Methodology of organizational projecting of engineering component of quality management system), Minsk.: Novoe znanie; Moscow: Infra-M, 2011, 491 p.
10. Akhmetova S.G. Sistema menedzhmenta kachestva (Quality management system). Perm': Izd-vo Perm. gos. tekh. un-ta, 2009, p. 11.
11. Karpenko E.M. Menedzhent kachestva (Quality management). Minsk: IVTs Minfina, 2007, p. 18.
12. Ogvozdin V.Yu. Upravlenie kachestvom: osnovy teorii i praktiki (Quality management bases of theory and practice), Moscow: Delo i servis, 2007, p. 223.
13. Serenkov P. S. Metody menedzhmenta kachestva. Metodologiya organizatsionnogo proektirovaniya inzhenernoi sostavlyayushchei sistemy menedzhmenta kachestv (Methods of quality management. Methodology of organizational projecting of engineering component of quality management system), Minsk: Novoe izdanie; Moscow: INFRA-M, 2011, p. 33.
14. Smagina M.N. Mekhanizm realizatsii sistemy menedzhment kachestva napromyshlennompredpriyatii (Mechanism of quality management system implementation at an industrial enterprise), Tambov, 2006, pp. 4-8.
15. Evplov A.V. Formirovanie effektivnoi sistemy kachestva menedzhmenta na promyshlennom predpriyatii (Forming an efficient quality management system at an industrial enterprise), Moscow, 2009, p. 6.
16. Mkhitaryan A.Yu. Sovershenstvovanie sistemy menedzhmenta kachestva i otsenka ee rezul'tativnosti v infokommunikatsiyakh (Improving the quality management system and evaluation of its results in infocommunications), Saint Petersburg, 2012, p. 6.
17. Tret'yakova E.A. Teoretiko-metodicheskie aspekty sovershenstvovaniya ucheta i normirovaniya zatrat na obespechenie kachestva produktsii (Theoretical-methodological aspects of improving accounting and rate setting of costs for production quality provision), VestnikPNIPU. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, 2012, No. 15(39), pp. 48-65.
18. Davydova N.S. Berezhlivoeproizvodstvo (Lean production). Izhevsk: Izd-vo Instituta ekonomiki i upravleniya UdGU, 2012, 138 p.
19. Davydova N.S., Klochkov Yu.P. Model' upravleniya vnedreniem sistemy «Berezhlivoe proizvodstvo» na predpriyatii (Model of management of "Lean production" system introduction at an enterprise), Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ser. Ekonomika i pravo, 2012, Vol. 4, pp. 32-35.
20. Rykhtikova N.A. Analiz i upravlenie riskami organizatsii (Analysis and management of risks of an organization), Moscow: FORUM: INFRA-M, 2009, 240 p.
21. Aleksandrov A.V. Formirovanie sistemy risk-menedzhmenta napredpriyatiyakh neftedobyvayushcheipromyshlennosti (Risk management system forming at oil-extracting enterprises), Saint Petersburg, 2010, p. 6.
22. Baldin K.V. Risk-menedzhment (Risk management), Moscow: Gardariki, 2005, p. 156.
23. Smirnov D.M. Otsenka effektivnosti upravleniya khozyaistvennymi riskami napromyshlennykhpredpriyatiyakh v usloviyakh neopredelen-nosti (Evaluation of efficiency of economic risks management at industrial enterprises under uncertainty). Astrakhan, 2010, p. 10.
24. Chernova G.V., Kudryavtsev A.A. Upravlenie riskami (Risk management), Moscow: Prospekt, 2009, p. 145.
25. Gnidkovskii V.N. Formirovanie i diagnostika risk-menedzhmentapredprinimatel'skikh struktur (Forming and disgnosing of risk management at enterprenuership structures). Velikii Novgorod, 2009, p. 4.
26. Tempan L.N., Eriashvili N.D. Upravlenie riskami v usloviyakhfinansovogo krizisa (Risk management under financial crisis), Moscow: YuNITI-DANA, 2011, p. 46.
27. Filina F.N. Risk-menedzhment (Risk management), Moscow: GrossMeddia: ROSBUKh, 2008, p. 105.
28. Konovalov V.A. Sistema otsenochnykh pokazatelei kak instrument povysheniya effektivnosti risk-menedzhmenta predprinimatel'skikh struktur (System of evaluative indicators as a tool of increasing the efficiency of risk management at enterprenuership structures), Moscow, 2011, p. 20-21.
29. Maksimchuk I.V. Upravlenie riskami kak faktorpovysheniya investitsionnoi adaptivnosti stroitel'nogo komplekssa (Risk management as a factor of increasing the investment adaptation of construction complex), Saint Petersburg, 2006, p. 7.
30. Khrustalev E.Yu., Strel'nikova I.A. Metodologiya kachestvennogo upravleniya investitsionnymi riskami na promyshlennykh predpriyatiyakh (Methodology of quality management of investment risks at industrial enterprises), Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika, 2011, No. 4, pp. 18-22.
31. Urodovskikh V.N. Upravlenie riskamipredpriyatiya (Risk management at an enterprise), Moscow: Vuzovskii uchebnik: INFRA-M, 2011, p. 22.
32. Goncharenko L.P. Risk-menedzhment (Risk management), Moscow: KNORUS, 2008, p. 66.
33. Teslinov A.G. Kontseptual'noe myshlenie v razreshenii slozhnykh i zaputannykh problem (Conceptual thinking in solving complex and intricate problems), Saint Petersburg: Piter, 2009, 288 p.
Information about the author
Rudakova Maria Aleksandrovna, applicant of the chair of finance management, Perm national research polytechnic university Address: 29 Komsomolskiy Prospekt, 614990, Perm region, Perm, tel.: (3422) 2-198-064 E-mail: Mrudakova7@yandex.ru
How to cite the article: Rudakova M.A.Conceptual presentation of the notion«risk management in production quality provision» for an industrial enterprise, Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2013, No. 2(26), pр. 87-93.
© Rudakova M. A., 2013