Научная статья на тему 'Алгоритм внедрения системы менеджмента качества на предприятии'

Алгоритм внедрения системы менеджмента качества на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / КАЧЕСТВО / СТРАТЕГИЯ / АУДИТ / ПРОЦЕССЫ / ДОКУМЕНТАЦИЯ / ПРОЦЕДУРЫ / САМООЦЕНКА / РУКОВОДСТВО / ALGORITHM / QUALITY / STRATEGY / AUDIT / PROCESSES / DOCUMENTATION / PROCEDURES / SELF-ESTEEM / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадяев Игорь Викторович, Подойницына Анастасия Юрьевна

В статье рассматривается алгоритм внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Приведена последовательность действий по внедрению системы качества, а также пояснение к каждому действию и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадяев Игорь Викторович, Подойницына Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM IMPLEMENTATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE ENTERPRISE

In the article the algorithm for implementation of quality management systems in the enterprise. It shows the sequence of actions for the implementation of the quality system, as well as an explanation of each step and recommendations.

Текст научной работы на тему «Алгоритм внедрения системы менеджмента качества на предприятии»

Технические науки — от теории к практике _№ 4 (52), 2016 г

СЕКЦИЯ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И МЕНЕДЖМЕНТ, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»

АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Бадяев Игорь Викторович

старший преподаватель кафедры «Технологическая информатика и информационные системы», Тихоокеанский государственный университет,

РФ, г. Хабаровск E-mail: badyaev@mail. ru

Подойницына Анастасия Юрьевна

магистрант направления «Управление качеством», кафедра «Технологическая информатика и информационные системы», Тихоокеанский государственный университет,

РФ, г. Хабаровск E-mail: nasty-angely@mail. ru

THE ALGORITHM IMPLEMENTATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE ENTERPRISE

Igor Badyaev

senior lecturer of the Department "Technology Computer Science and Information Systems ", Pacific national University,

Russia, Khabarovsk

Anastasia Podoynitcyna

undergraduate directions "Quality Management", Department "Technology Computer Science and Information Systems"

Pacific State University, Russia, Khabarovsk

Технические науки — от теории к практике № 4 (52), 2016г_

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается алгоритм внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Приведена последовательность действий по внедрению системы качества, а также пояснение к каждому действию и рекомендации.

ABSTRACT

In the article the algorithm for implementation of quality management systems in the enterprise. It shows the sequence of actions for the implementation of the quality system, as well as an explanation of each step and recommendations.

Ключевые слова: алгоритм, качество, стратегия, аудит, процессы, документация, процедуры, самооценка, руководство.

Keywords: algorithm, quality, strategy, audit, processes, documentation, procedures, self-esteem, leadership.

Одним из важнейших условий успешного развития экономики на сегодняшний день является производство конкурентоспособной продукции.

Основой конкурентоспособности предприятия служит качество продукции или услуг. Маркетинговые исследования показывают, что среди всех показателей конкурентоспособности, качество на 75 % влияет на выбор продукции. Достоверность этих исследований подтверждает успех развитых стран: США, Китай, Япония, Корея и др., продукция которых популярна во всем мире из-за высокого уровня ее качества. Процесс глобализации в экономике обостряет конкуренцию, так как расширение рынка позволяет покупателю выбирать товары практически всех мировых производителей. В результате каждый из них соперничает с остальными в определенной области. В таких условиях выживает лишь тот, кто обеспечивает высокое качество при низкой цене.

Для обеспечения качества на производстве применяются различные системы управления: система менеджмента качества (далее -СМК), энергетического менеджмента, бережливое производство, мотивационный менеджмент и др. Большинство Российских предприятий испытывает затруднение с внедрением и применением СМК. В большей части это связано с отсутствием обмена опытом с другими странами в Советские времена, и, как следствие, с отставанием в развитии данного направления.

Одним из важных аспектов в достижении конкуренции является подтверждение соответствия СМК международным требованиям,

Технические науки — от теории к практике _№ 4 (52), 2016 г

то есть сертификация по стандартам серии ISO 9000. Каждое предприятие добивается соответствия своими путями. В данной статье будет предложен общий алгоритм, шаблон, внедрения СМК на предприятиях, а также дальнейшего подтверждение ее соответствия и совершенствования.

Итак, с чего стоит начать? Вопрос, которым задается каждый руководитель. Фундаментом эффективного внедрения СМК является объективная самооценка предприятия.

В настоящее время существует множество методов самооценки. Наиболее эффективным для начала с нуля будет предварительный аудит. Для того, чтобы результаты аудита были понятны и очевидны следует подробнейшим образом изучить требования стандартов серии ИСО 9000. В соответствии с требованиями стандартов составляется «чек-лист» - опросный лист, который включает в себя как вопросы, так и требования стандарта. В чек-листе аудитор, или руководитель делает соответствующие пометки. По итогам предварительного аудита проверяющий составляет список нарушений, которые были выявлены. Начало положено.

Соблюдения только требований стандарта может быть не достаточно для достижения высокого качества продукции. Для того чтобы не пропустить важные моменты, которые следует регулировать и контролировать, существует эффективный метод, под названием «процессный подход». Процессный подход заключается в рассмотрении деятельности предприятия в виде процессов, в котором главным процессов является «Производство продукции/услуг».

Рассмотрение процессов в данном алгоритме, пожалуй, самое трудоемкое действие. От специалиста требуется рассмотреть предприятие со всех его сторон, не пропустить ни одного подпроцесса, даже, на первый взгляд - самого незначительного.

Итогом проведенной работы станет: карта процессов в каждом отделе, на каждом уровне; подробный список действий, выполняемых сотрудниками, а также список попутных документов, которые необходимо создавать в процессе работы; список необходимых внутренних и внешних регулирующих документов, которые необходимо приобрести и/или создать; и, что не маловажно, матрица ответственности каждого сотрудника, которая позволяет более корректно делегировать полномочия и ответственность, корректно составлять должностные инструкции и списки обязанностей.

Дальнейшую работу по внедрению СМК рекомендуется продолжить с разработки внутренних документов и форм записей. Важно понимать, что данные документы станут основой в будущей

Технические науки — от теории к практике № 4 (52), 2016г_

СМК и возьмут на себя регулирующую и контролирующую роли. Выполнение требований внутренних документов должно быть обязательным для всех сотрудников, именно по этому, их создание требует согласования со всеми подразделениями, а также учета специфики работы каждого подразделения в частности.

К внутренним документам СМК, как правило, относятся документированные процедуры (6 обязательных по ИСО 9001), Политика в области качества, Руководство по качеству, а также документальное оформление необходимой деятельности, например: требования конфиденциальности; управление персоналом; работа с заказчиком; закупки; хранение ресурсов и т. д., на усмотрение организации. В этом вопросе стоит обратить внимание на предыдущий шаг - рассмотрение процессов. Вероятно, возникнет такая ситуация, когда необходимо особо регулировать и контролировать какие-либо процессы. Именно на эти процессы в обязательном порядке следует разработать документированные процедуры.

Все внутренние документы, которые регулируют деятельность, обязательно должны быть одобрены и утверждены высшим руководством.

Написание документов - самый длительный период внедрения СМК на предприятии. Следующим шагом станет знакомство персонала с новыми правилами, их осознание и принятие.

Обучение персонала, как правило, начинается с разработки плана обучения. Допустим, разработано 20 документированных процедур, Руководство по качеству и Политика. Охватить весь объем информации за 1 раз - физически невозможно. Для успешного усвоения информации следует составить план-график, который позволит сотрудникам 1-2 часа в день получать новую информацию, а в остальное время - заниматься своей работой.

В процессе обучения лектор может столкнуться с негативом сотрудников. Здесь очень важно понимать, что «отторжение, неприятие нового» - это нормальная ситуация. Многие из сотрудников не понимают, для чего это нужно, зачем делать что-то новое, ведь работа идет, клиенты довольны и предприятие получает прибыть. Но стоит задуматься: а что будет через 10 лет? Стандарты меняются каждый год, качество продукции с каждым годом - все более актуальный вопрос. Возможно, случится так, что через те самые 10 лет потребитель откажется сотрудничать с предприятиями, которые не дают гарантии качества продукции/ услуг.

Возможно, сотрудники не поймут этого в процессе обучения. Как показывает статистика, за состоянием «отторжения» следует

Технические науки — от теории к практике _№ 4 (52), 2016 г

«смирение» и «принятие». В процессе принятия нововведений человек автоматически начинает выполнять те требования, которые устанавливает руководство. И, только когда пройдет какое-то время, сотрудник понимает, что деятельность его стала более упорядоченной, что он стал допускать меньше ошибок, и, как следствие, тратить меньше ресурсов, выпускать меньше брака, расходовать меньше электроэнергии и т. д., то есть предприятие, в целом, больше экономит и получает больше прибыли. Больше прибыли - означает новые торговые точки, расширение рынка сбыта, повышение заработной платы сотрудников и множество других положительных моментов.

Итогом обучения может быть экзамен, тестирование или индивидуальное собеседование. Руководство организации должно понимать, какой объем информации усвоили сотрудники. Кроме того, руководство должно мотивировать персонал на положительный результат.

Последним шагом во внедрении СМК является плановый аудит. Процессы определены, требования разработаны, сотрудники обучены. Для получения достоверных результатов уровня внедрения СМК следует проконтролировать, как выполняются установленные требования.

Аудит не рекомендуется проводить сразу после обучения, т. к. сотрудникам требуется какое-то время для перехода на новые стандарты. Как показывает практика, в предприятии с численностью порядка 50 сотрудников, переходный период длится 2-3 месяца.

Плановый аудит покажет, в какой области остались пробелы. По итогам аудита в обязательном порядке следует разработка корректирующих и предупреждающих действий. Следует выяснить причины выявленных несоответствий и приложить максимум усилий для их дальнейшего предотвращения.

Данный алгоритм подходит для предприятий любого типа, является универсальным. В зависимости от специфики предприятия, алгоритм может быть дополнен, но основные шаги останутся неизменными.

Список литературы:

1. ГОСТ ИСО 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования. -Введ. 2013-01-01. - М.: Стандартинформ. URL: http://docs.cntd.ru/document / gost-iso-9001 -2011.

2. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.