Научная статья на тему 'К вопросу внедрения системы менеджмента качества в вузе'

К вопросу внедрения системы менеджмента качества в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION QUALITY EVALUATION / ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / THE INTRODUCTION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенофонтова Ольга Леонидовна, Кузнецова Светлана Владимировна

В статье рассматривается понятие системы менеджмента качества; выделяются проблемы эффективного использования системы менеджмента качества в высших учебных заведениях; намечены пути их устранения, в частности, рассматриваются этапы внедрения системы менеджмента качества в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ксенофонтова Ольга Леонидовна, Кузнецова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INTRODUCTION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM TO THE INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

In the article the definition of quality management system is carried out; the problems of the effective usage of quality management system in the institutions of higher education are marked out; the ways of its removal are planned, particularly the stages of introduction of quality management system to the institution of higher education are carried out.

Текст научной работы на тему «К вопросу внедрения системы менеджмента качества в вузе»

Новые технологии в образовании

New technologies in education

УДК 378.1

К ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В ВУЗЕ

О.Л. Ксенофонтова, С.В. Кузнецова

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассматривается понятие системы менеджмента качества; выделяются проблемы эффективного использования системы менеджмента качества в высших учебных заведениях; намечены пути их устранения, в частности, рассматриваются этапы внедрения системы менеджмента качества в вузе.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, система менеджмента качества, оценка качества образования, внедрение системы менеджмента качества.

В настоящее время в вузах созданы системы менеджмента качества (СМК), закладывающие основу для эталонной модели качества процесса и результатов образования на основе международных стандартов.

Современное представление об успешности организации в области качества, в том числе и вуза, включает три этапа признания обществом заслуг:

1. Качество продукции организации (качество выпускников вуза).

2. Качество производственной (операционной) системы организации (качество процесса предоставления образовательных услуг и качество выпускников вуза).

3. Качество (совершенство) организации в целом (качество менеджмента вуза, качество преподавательского состава, качество процесса предоставления образовательных услуг и качество выпускников вуза).

Менеджмент качества - это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией с ориентацией на качество, носящая непрерывный харак-

тер. Менеджмент определяет, что нужно делать для руководства организацией, а менеджмент качества указывает на то, как это надо делать лучше.

Приступая к разработке СМК вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться и принципы оценки ее совершенства. Под моделью системы менеджмента качества понимают определенную совокупность критериев и их составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности вуза с позиций менеджмента качества, а также составляющих, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.

По каждому из реализуемых в вузе процессов, входящих в реестр процессов СМК, должен осуществляться менеджмент процесса, который в типовой модели интерпретируется как: 1) планирование качества процесса, 2) управление качеством процесса, 3) обеспечение качества процес-

са, 4) улучшение качества процесса, 5) оценка качества процесса [1].

Реализация процессов вуза должна сопровождаться деятельностью по измерению, анализу и улучшению, т.е. должны осуществляться мониторинг, измерение и анализ процессов, управление несоответствиями и улучшение процессов.

Анализ имеющегося опыта в сфере СМК в высших учебных заведениях позволяет выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование таких систем:

- отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в вузе;

- отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;

- утрачивание связи с предприятиями промышленности, в результате чего образовательная деятельность ведется в отрыве от потребностей сегодняшнего дня;

- отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления вузом;

- неприятие профессорско - преподавательским составом новых принципов управления;

- недостаточное содействие вузам во внедрении принципов менеджмента качества со стороны органов управления;

- недостаточные объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования своей деятельности.

В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:

- разработать общий алгоритм проектирования и внедрения системы менеджмента качества вуза;

- провести исследования основных рабочих процессов вуза, их основных закономерностей и взаимосвязей, определяющих качество образовательной деятельности в высшей школе;

- определить показатели, характеризующие

качество образовательного процесса и его результатов, и методы их измерения; провести анализ и адаптацию требований и рекомендаций стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001 применительно к специфике управления качеством в вузе;

- разработать базовую структуру системы менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001, включая организационную структуру и структуру документации системы менеджмента качества вуза;

- разработать требования к построению и содержанию Руководства по качеству вуза, документированных процедур основных рабочих процессов и другой документации системы менеджмента качества вуза;

- разработать модель и методику самооценки деятельности вузов с позиций менеджмента качества и провести ее апробацию [2].

Выполнение всего вышеперечисленного комплекса работ требует масштабных исследований, учитывающих международный и российский опыт создания системы менеджмента качества в вузах. Внедрение системы менеджмента и оценки качества образования - это одно из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности вуза, увеличение его рыночной доли, повышение эффективности его работы по всем показателям.

Первоочередной задачей вуза при внедрении системы менеджмента качества является разработка этапов проектирования СМК. Существует немало различных подходов к внедрению систем менеджмента качества, которых может придерживаться организация. Ни один из них не имеет особых преимуществ перед другими. Поэтому, главным и, возможно, единственным критерием выбора является работоспособность того или иного подхода в условиях рассматриваемой организации.

Рассмотрим возможный алгоритм проектирования и внедрения системы менеджмента качества в вузе. Этап 1. Демонстрация приверженности руководителя проблемам качества. Установить:

• взгляды на будущее;

• годовой бюджет, выделяемый на решение задачи.

Руководитель организации должен обеспечить свою лидирующую роль. Этап 2. Формирование руководящей комиссии для планирования внедрения СМК. Желательно, чтобы председателем комиссии был директор организации. Комиссия должна:

• включать в свой состав представителей всех подразделений организации, особенно тех, чья деятельность подпадает под любую намечаемую сертификацию;

• располагать необходимыми полномочиями для выработки политики организации в области качества для рассмотрения хода внедрения и оценки эффективности системы;

• участвовать в обучении персонала и руководить рабочими группами;

• участвовать в повышении квалификации персонала в области аудита, написания методик и т.д.

Важно также развивать у сотрудников чувство ответственности за закрепленные области деятельности и поощрять их к разработке проектов методик, влияющих на их работу.

Этап 3. Назначение координатора работ в области качества.

Координатор обязан:

• отчитываться перед ректором (директором) и руководящей комиссией;

• хорошо знать концепции и методы управления качеством, знать деятельность организации;

• обладать умением работать с людьми и быть способным распространять идеологию качества внутри организации;

• координировать процесс сертификации, обеспечивать разработку методик, инструкций и других подобных документов, способствовать обучению и повышению квалификации сотрудников в области аудита, составления методик и других вопросах качества.

Директор организации и руководящая комиссия должны обнаруживать ви-

димую всем поддержку координатора в исполнении им своих обязанностей. Этап 4. Обоснование внедрения и области распространения СМК. Руководящая комиссия должна установить:

• причины, по которым требуется внедрить систему менеджмента качества:

• область распространения системы, исходя из потребностей организации;

• необходимость сертификации системы;

• даты завершения этапов внедрения системы, включая ее сертификацию.

Этап 5. Создание необходимого уровня осведомленности сотрудников организации по вопросам качества. Руководящая комиссия должна:

• разработать политику организации в области качества, объявить и разъяснить ее сотрудникам;

• организовать курсы обучения для сотрудников:

• обеспечить понимание всеми сотрудниками ролей руководящей комиссии и координатора в области качества.

Этап 6. Установление основных функций СМК, управление которыми осуществляется с использованием документированных методик.

Должны быть выявлены:

• наиболее важные области деятельности, требующие для своего контроля специально разработанных методик;

• соответствие существующих в организации систем менеджмента, отвечающих требованиям стандарта.

Этап 7. Разработка руководства по качеству (оно должно быть кратким и простым для чтения и понимания).

Руководящая комиссия или координатор по качеству должны разработать руководство по качеству, которое:

• служит разъясняющим документом для персон и потребителей;

• является средством обеспечения соответствия существующих систем менеджмента организации требованиям стандарта и внедрения дополнительных систем,

охватывающих все области, которые не регламентированы существующими. Этап 8. Обеспечение участия персонала.

Руководящая комиссия должна организовать для персонала соответствующие учебные занятия, направленные на:

• разъяснение целей внедрения системы менеджмента качества и тех преимуществ, которые она дает;

• разъяснение назначения руководства по качеству;

• разъяснение плана внедрения системы;

• обучение персонала пользованию письменными методиками.

Этап 9. Разработка методик.

Руководящая комиссия и/или координатор по качеству должны обеспечить разработку и внедрение:

• процедуры разработки письменных методик;

• системы обозначения и идентификации документов;

• системы анализа и пересмотра методик;

• план внедрения методик с соответствующими сроками.

Этап 10. Внедрение СМК.

Руководящая комиссия и/или координатор по качеству должны отслеживать процесс внедрения системы. Необходимо учитывать, что длительность этого процесса может быть различной и увеличиваться особенно заметно, когда требуется изменить корпоративную культуру организации. График внедрения системы должен, по возможности, соблюдаться.

Этап 11. Аудит и рассмотрения системы менеджмента качества.

Координатор по качеству должен составить график проведения аудитов и назначить сотрудников, которые должны пройти обучение в качестве внутренних аудиторов. Руководящая комиссия должна устраивать регулярные рассмотрения хода внедрения системы на всех этапах этого процесса с целью получения ответов на следующие вопросы:

• остается ли система менеджмента качества, отвечающей особенностям организации?

• сколько выявлено несоответствий организации требованиям к системам менеджмента качества?

• сколько поступило претензий от потребителей и каковы их причины?

• каковы результаты внутреннего аудита?

Приведенный выше общий алгоритм внедрения системы менеджмента качества носит исключительно справочный характер. Содержащаяся в нем последовательность событий не обязательно должна соблюдаться, и их хронология обусловливается потребностями организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вешнева И.В. Построение совершенной системы менеджмента качества в ВУЗе и его подразделениях: Учебно - методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 126 с.

2. Ксенофонтова О.Л., Малыгин А.А. Управление вузом на основе системы менеджмента и оценки качества образования // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2012. -№4. - С. 56-63.

Рукопись поступила в редакцию 04.04.2014.

TO THE QUESTION OF INTRODUCTION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM TO THE

INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

O. Ksenofontova, S. Kuznetsova

In the article the definition of quality management system is carried out; the problems of the effective usage of quality management system in the institutions of higher education are marked out; the ways of its removal are planned, particularly the stages of introduction of quality management system to the institution of higher education are carried out.

Key words: institution of higher education, quality management system, education quality evaluation, the introduction of quality management system.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.