1. Беляева Л.И. Ювенальная юстиция: история и современность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kraevoy.krk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=97/ (дата обращения: 13.06.2017).
2. КузнецоваМ. Ювенальная проформа «ЭЖ-Юрист», 2010. № 13.
ЗАРОЖДЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ Прейскурантова Т.Ю.
Прейскурантова Татьяна Юрьевна — бакалавр, направление: юриспруденция, кафедра права, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, старший администратор, EcoStandard Group, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются центральные исторические события и аспекты, которые являлись зарождением системы ювенальной юстиции в России. Каждый из них, так или иначе, отразился на положении несовершеннолетних в стране. Останавливаясь на каждом этапе развития ювенальной юстиции, можно отследить прогрессивный рост и расширение данного института.
Ключевые слова: несовершеннолетний, юстиция, суды, ответственность.
В Российском законодательстве до 1649 г., не обнаруживается каких - либо постановлений об ответственности малолетних.
В качестве первого законодательного определения ответственности несовершеннолетних в России принято ссылаться на указ Сената от 23 августа 1742 г., поводом для которого послужило дело об убийстве четырнадцатилетней девочкой Прасковьей Федоровой двух крестьянских детей. Указом было определено.
Более полно порядок ответственности малолетних был определен Указом от 26 июня 1765 г., который определял полную невменяемость до 10 лет. Детей, не достигших этого возраста, велено было отдавать для наказания родителям, родственникам или помещику. Для подростков 10 - 17 лет допускалось смягчение наказания, причем различались малолетние 10-15 лет и 15-17 лет [1].
Первая попытка создания правосудия для несовершеннолетних была предпринята Екатериной II. В 1775 году были учреждены так называемые Совестные суды, которым передаются все дела о малолетних преступниках. Эти суды должны были рассматривать дела не только на основании законов, но и на основании принципов «естественной справедливости». Екатерина II предписывает Совестным судам рассматривать дела, исходя из принципов «человеколюбия, почтения к особе ближнего, отвращения от угнетения» и притеснения. Совестные суды просуществовали в России почти половину века и в 1828 году были упразднены.
Свод законов 1832 года целиком перенял Указ Екатерины II от 26 июня 1765 года, изменения вошли только во второе издание Свода 1842 года.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года изменило положения Свода законов Российской империи:
до 7 лет - нет вменения (ст. 94),
• в 7-10 лет - дети не подлежат ответственности, но отдаются родителям для домашнего исправления (ст. 137),
• в 10-14 лет ставился вопрос о том, насколько несовершеннолетний сознавал тяжесть своего поступка (если было доказано, что преступление совершено без разумения, то малолетний приравнивался с 7-10-летним).
• возраст «неразумения» был ограничен 14 годами,
• возраст от 14 до 21 года считался основанием для уменьшения ответственности.
Уже позднее 2 июня 1897г был издан Закон «О малолетних и несовершеннолетних преступниках».
Закон признавал важнейшими из средств воздействия на малолетних, совершивших преступления, воспитательно-исправительные, а не карательные меры. Закон 1897 г. ознаменовал собою начало коренной реформы ответственности несовершеннолетних.
Закон 1897 г. существенно изменил систему наказания несовершеннолетних и порядок уголовного преследования, он отменил наиболее тяжкие уголовные наказания для несовершеннолетних в возрасте до 17 лет: смертную казнь, каторгу, поселение, ссылку и др. Несовершеннолетние не могли быть приговорены к тюремному заключению совместно с взрослыми, усиливалась воспитательная функция наказания в отношении несовершеннолетних. По новому закону запрещалось содержание несовершеннолетних под стражей в полицейских арестных помещениях [2].
1897 г. явился значительным шагом вперед по пути развития и совершенствования уголовного права и процесса, стал важным событием в законотворчестве России, и во многом опередил законодательство запада, послужил основой для деятельности особых судов для несовершеннолетних преступников и действовал до 1918 г. [3].
До 1909 в России не существовало специальных судов для несовершеннолетних.
3 ноября 1909 года Съезд мировых судей избрал детским судьей Санкт-Петербурга добавочного мирового судью Н.А. Окунева, который имел 30-летний опыт работы в суде. Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 года. Дела несовершеннолетних слушались при закрытых дверях.
Принцип избрания наказания малолетнему был достаточно прост. Если после суда имелась возможность того, что малолетний может чем-то заняться, то суд оставлял его под совместным надзором родителей и попечителей. Приходя к выводу о том, что малолетний неисправим, судья отправлял его в приют [4].
В 1917 году такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове
Автономная ювенальная юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 года, и была заменена на другую систему, которая считалась более гуманной, более приспособленной по отношению к детям и подросткам. Преобразования судебной системы начались в январе 1918 г. и были продолжены в марте 1920 г. Ювенальные суды были заменены на комиссии по несовершеннолетним. Работу комиссий по делам несовершеннолетних, можно считать элементом ювенальной юстиции.
Декрет от 17 января 1918 г. «О комиссиях о несовершеннолетних» внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для них.
В 20-е годы происходит переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Модель ювенальной юстиции развития не получила. Все последующие нормативные акты выявляют тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.
В феврале 1920г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними», утвержденный постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920г. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., в статье 18 установил общее правило: к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет не могли применяться все виды уголовных наказаний, как к взрослым, вплоть до смертной казни. Но в примечании к статье 33 УК было сказано: «Высшая мера наказания - расстрел - не может быть применена к лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18-летнего возраста». Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик в ст.32 предписывали применять более мягкие меры социальной защиты к лицам, не достигшим совершеннолетия.
В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правила подсудности дел о несовершеннолетних. Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты. УПК в редакции 1923 г. предписывал рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет в судебном порядке только по постановлению комиссии о несовершеннолетних [2].
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. (ст. 22) исключил несовершеннолетних в возрасте до 18 лет из числа тех, к кому могла быть применена высшая мера наказания. Законодательство 1934 - 1935 гг. можно назвать чрезвычайным. Рубежом карательной переориентации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г.
1. Новый памятник законов Российской империи. Спб., 1837. С. 297.
2. Устав Уголовного Судопроизводства / Свод законов Российской империи. Т. XVI. Ст. 71.
3. Закон от 2 июля 1897 г. О малолетних и несовершеннолетних преступниках, 1899. С. 13.
4. Слуцкий Е.Г.1, Основы ювенологии. Спб., 1990. С. 67.
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ,
ЗНАЧЕНИЕ Квас И.В.
Квас Ирина Витальевна — студент, Институт магистратуры Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Аннотация: каждый процессуальный документ, находящийся в материалах уголовного дела, должен составляться в соответствии с требованиями УПК РФ, обеспечивать соблюдение уголовно-процессуальной формы, процессуальное значение которого должно отражаться в закрепленном в законодательстве понятии. Назначение уголовного судопроизводства в Российской Федерации состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (статья 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ, далее УПК РФ). В целях непосредственного выполнения указанных задач по защите интересов и прав фигурантов уголовного дела, уголовно-процессуальным законом закреплен определенный порядок действий должностных лиц, органов предварительного следствия, других органов правоохранительной системы, для обеспечения всесторонности, полноты, объективности, быстроты расследования, а также обеспечения установленного процессуального оформления всех материалов уголовного дела с момента поступления сообщения о преступлении и до направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения.
Ключевые слова: обвинительное заключение, процессуальное значение, требования, понятие.
Порядок действий, обеспечивающий надлежащее оформление материалов уголовного дела, подразумевает составление множества процессуальных документов, которые в совокупности представляют собой упорядоченную систему уголовно-процессуальных актов досудебного производства.
Для более удобного анализа системы процессуальных актов досудебного производства, Загорский Г. И. все акты по уголовному делу в зависимости от процессуального назначения разделил на две большие группы:
1. Первая группа актов связана с процессуальными решениями, которые принимаются в ходе производства по уголовному делу дознавателем, начальником подразделения дознания, следователем, руководителем следственного органа, прокурором. Автор поясняет: «Процессуальные решения, которые принимаются в досудебном производстве по уголовному делу, влияют на сам ход дальнейшего производства уголовного дела и являются итоговыми (основными). Поэтому все процессуальные решения соответствующих участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения на досудебной части уголовного судопроизводства реализуются посредством вынесения соответствующих постановлений. Таким образом, первая группа процессуальных актов досудебного производства по уголовному делу представлена соответствующими постановлениями досудебного производства по уголовному делу».
2. Вторая группа актов тесно связана с постановлениями досудебного производства по уголовному делу, т. к. «любое постановление досудебного производства по уголовному делу не может быть вынесено без данной группы процессуальных актов уголовного судопроизводства. Речь в данном случае идет о соответствующих протоколах следственного и иного процессуального действия. Все эти протоколы составляются в процессе производства
1 Слуцкий Евгений Георгиевич (1949 - 2007), российский экономист, социальный психолог и политолог, д.э.н., проф., академик РАЕН.