ISSN 2221-7347
Экономика и право
УДК 339+346.26(470.56)”17/18”
Н.В. Лужнова, Н.В. Волкова, О.В. Шихорина
ЗАРОЖДЕНИЕ ТОРГОВЛИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье исследуются особенности и проблемы зарождения торговли и предпринимательства в Оренбургской области в XVIII-XIX веках, также выявлены причины отставания в развитии торговли.
Ключевые слова: история торговли, купцы, меновая торговля
Развитию торговли в Оренбургской губернии в XVIII веке отводилось важнейшее место, хотя перед администрацией на первом плане стояли задачи военно-административного порядка, заселение и освоение громадной территории, укрепление пограничной линии, установление связей со странами Востока. Все оренбургские губернаторы одной из главных задач своей деятельности считали всемерное развитие и поощрение торговли, и правительство шло им навстречу. [1]
С ростом товарного производства, увеличением населения в Оренбуржье постепенно сложились внутренний и внешний рынки, которые обслуживала торговля. Внутренний рынок был представлен ярмарками, базарами, торжками, сетью лавок в городах Оренбургской губернии, разносной и развозной торговлей. Для ведения внешней торговли использовались Орский, Оренбургский и Троицкий меновые дворы.
Внутренняя торговля постепенно налаживалась с увеличением населения, созданием инфраструктуры торговли, поступлением на рынок товаров. Следует иметь в виду, что спрос населения на товары был довольно ограниченным из-за безденежья и малой потребности в широком ассортименте мануфактуры. Сказывался натуральный характер крестьянских хозяйств в течение всего XVIII века.
На ярмарках, базарах в основном шла мелкооптовая и розничная торговля. В ней преобладала продукция сельского хозяйства: пшеница, рожь (большей частью в Башкирии), пшено, просо, горох, мак, конопля, лён, гречиха. Цены на эту продукцию в городах и сельской местности весьма разнились. Самые низкие цены были в Исетской провинции. [2]
На внутреннем рынке большим спросом пользовались мясо, баранье сало, рыба, мёд, воск. Широкое распространение получила торговля скотом и продукцией животноводства. У полукочевых башкир было развито скотоводство, и продукты его поставлялись на внутренний рынок. На сельских ярмарках и базарах продавались лошади, коровы, овцы. Башкиры поставляли на рынок пушнину, мёд, дикий хмель.
Активность на местных ярмарках и базарах проявляли скупщики. Они скупали у крестьян излишки хлеба, скот, овчину, шерсть с тем, чтобы с выгодой их перепродать на заводы горного Урала. На местных базарах и торжках крестьяне-скупщики производили обмен товаров промышленного производства с уральских заводов и изделия кустарных промыслов на хлеб. Именно из числа наиболее удачливых крестьян-скупщиков постепенно формировалось местное купечество.
Узость местного рынка, низкая покупательная способность населения, незначительное число местных купцов несколько сдерживали развитие внутренней торговли в Оренбургском крае в XVIII веке.
Более успешно развивалась внешняя торговля. Для этого изначально создавались благоприятные условия, начало которым положили привилегии, данные городу Оренбургу императрицей Анной Иоанновной. При Елизавете Петровне деятельность купцов перемещается из Ор-ской крепости в Оренбург.
© Лужнова Н.В., Волкова Н.В., Шихорина О.В., 2013.
63
Новый университет. 2013. № 5 (27).
ISSN 2221-7347
Внешняя торговля во многом связана с появлением в 1744 годув трех верстах от Оренбурга на левобережье Яика Менового двора для торговли с азиатскими купцами. Меновой двор - внушительный торговый комплекс, где длина каждой стороны его составляла 430 метров. Внутри Менового двора находилось 246 лавок и амбаров, где с весны до поздней осени шла меновая, т.е. безденежная торговля. По данным таможни, на меновой торг Оренбурга в 1745 году поступило 3,1 тысячи голов скота, пригнанного казахами, в 1746 году - 7,3 тысячи голов. По словам губернатора И.И. Неплюева, «знатный торг в Оренбурге возымел начало». [3]
Решением Сената и Коммерц-коллегии в 1745 году в Оренбурге была учреждена пограничная таможня. Исходя из реальной обстановки и понимания значимости развития приграничной торговли определялась задача таможни, которая «заключалась не только во взимании пошлин и борьбе с контрабандным привозом товаров, но и в организации и контроле всей осуществлявшейся в крае русско-азиатской торговли». [4]
В целях расширения и упрочения оренбургской торговли правительство приравняло ее к ярмарке, то есть разрешало всем купцам, как местным, так и приезжим, продавать свои товары, как оптом, так и в розницу. В других городах такое право имели только местные купцы. Указом Коммерц-коллегии от 2 июня 1752 года определялось: «Торг в Оренбурге признавать ярмаркой и дозволить русским и азиатским купцам продавать и покупать товары оптом и в розницу с платежом по тарифу». Кроме Оренбургского, действовали также Троицкий и Орский меновые дворы. Доходность меновой торговли стала очевидной.
Открытие меновой торговли с Казахской (Киргизской) степью и среднеазиатскими странами в середине XVIII века совпало с общим подъёмом промышленности и торговли в России. Особенно быстро росло число полотняных мануфактур и суконных фабрик, которые требовали увеличения поставок хлопка, шерсти и нуждались в новых рынках сбыта произведённой продукции. Изделия русской мануфактурной, а также горнозаводской промышленности находили хороший сбыт на Оренбургском региональном рынке, где их приобретали казахи и среднеазиатские купцы. Успешно шел сбыт сукна, бумажных тканей, изделий из металла, кожевенных товаров, краски, чая, сахара.
В Оренбурге меновой торг с азиатами осуществлялся на Меновом дворе. По словам
Э. Эверсмана, «Меновой двор ... находится в трех верстах от города ... - большое, каменное, в своем роде прекрасное строение. Поместительный квадрат, коего стены состоят из каменных лавок, непосредственно примыкающих одна к другой, заключает в себе другой такой же, только меньше, квадрат, так что из этого происходит два двора, из коих один внутренний образуется малым четвероугольником, а другой величиною более - между наружными и внутренними стенами. Внутренний меновой двор называется Азиатским. В тамошних лавках живут только Бухарцы и Хивинцы или те купцы, кои пришли с караванами и здесь-то вскрывают их товары и берут пошлины - в лавках наружного менового двора производится меновой торг с Киргизца-ми».[4]
Вместе с тем, обнаружилось, что широкое поступление товаров промышленности отечественного производства не могло обеспечиваться в достаточной мере немногочисленным и недостаточно состоятельным оренбургским купечеством. По «табели», составленной в 1767 году, во всех провинциях Оренбургской губернии насчитывалось положенных в подушный оклад 1070 купцов (74 - в Оренбургской губернии, 367 - в Уфимской губернии, 295 - в Исетской и 334 - в Ставропольской губерниях), что составляло примерно 0,06% населения Оренбургской губернии (158 022 человек). В 1770-1771 годах здесь было 1092 купца, т.е. число купцов увеличилось по сравнению с 1767 годом всего на 22 человека.
В меновую торговлю помимо купцов включились торгующие крестьяне (в основном из государственных), помещичьи крестьяне, мещане, казаки и отставные солдаты. Но они занимались в основном мелочной торговлей (коробейничеством). Главную роль в меновой торговле играли иногородние купцы и торговые татары. Купцы выступали в роли оптовых скупщиков изделий русской промышленности, в том числе крестьянских промыслов, а также в роли посредников между казахскими феодалами, заинтересованными в сбыте лишнего скота, и русской «указной» мануфактурой, выполнявшей заказы военного ведомства. Потребности русской ар-
64
ISSN 2221-7347
Экономика и право
мии в казахских лошадях удовлетворялись меной их у казахов. За каждую лошадь выплачивалось не более 2-3 четвертей муки.
Так, постепенно в течение XVIII века меновая торговля с казахами заняла первостепенное место во внешней торговле Оренбургского края в силу её чрезвычайной прибыльности.
Важнейшим направлением оренбургской коммерции было азиатское. Из Бухары, Ташкента через казахскую степь с наступлением весны и до осени тянулись торговые караваны. Среднеазиатские купцы везли в Оренбургский край китайские шелковые материи, индийскую парчу, каракуль, ковры, сухофрукты и др.
Существенное расширение торговли Оренбургского края отмечается в конце XVIII века. С 1787 по 1796 годы из Бухары в Оренбург поступило товаров на 4,2 млн. рублей, а обратно -почти на 3,7 млн. рублей. Из Хивы в 1796 году было вывезено товаров на 51354 рубля, а отправлено товаров в ханство на 43561 рублей. Развитие торговых отношений со Средней Азией в XVIII веке по своим масштабам и значимости уступало торговле с казахами, но уже вполне обозначилась их дальнейшая перспектива.
Итак, становление и развитие внутренней и внешней торговли в Оренбургском крае в
XVIII в. происходило по мере его заселения и хозяйственного освоения. Первопроходцами «оренбургской коммерции» стали купцы - выходцы из центральных губерний России, и основною сферою их деятельности являлось горнозаводское дело; затем внутренняя и внешняя торговля. Постепенно в торговлю и предпринимательство включаются государственные крестьяне, казаки, мещане. Действовать им приходилось в чрезвычайно сложных условиях. Оренбургский край только складывался, был малозаселённым, ёмкость внутреннего рынка ограничивалась низкой платёжеспособностью населения. Внешний рынок целиком определялся торговыми отношениями с казахами и ханствами Средней Азии, которые не всегда носили цивилизованный характер.
По мере развития промышленности и сельского хозяйства расширялся внутренний и внешний рынок. На первом месте находилась торговля продукцией горнозаводской промышленности и сельского хозяйства, а затем в орбиту обмена подключались товары мануфактурного производства, поставляемые из центральных губерний. Купцов, предпринимателей, торговцев в Оренбургском крае отличали напористость, изворотливость, способность претерпевать невзгоды, готовность к риску ради извлечения прибыли. Именно они в XVIII веке вполне обозначили контуры и перспективы дальнейшего экономического и социального развития Оренбуржья на век грядущий.
Во второй половине XIX века продолжает развиваться внутренняя и внешняя торговля, происходят определенные изменения в ее структуре и самом характере. Расширение хозяйственной деятельности, рост населения, развитие промышленности, сельского хозяйства и усиление его товарности потребовали укрепления и расширения торговой сети в Оренбургском крае, которая была представлена в основном ярмарками и базарами. Ещё в 1861 году отмечалось, что «торговля губернии по недостатку сбыта носит характер преимущественно ярмарочный».
В Оренбургской губернии в 1865 году действовало 74 ярмарки. Из них были: крупными -13, средними - 43, мелкими - 18. Всего же на Южном Урале в 1865 году действовало 129 ярмарок, в том числе: крупных - 24(18,6%) с оборотом в 11781117 рублей, средних - 69 (53,4%) с оборотом 2294508 рублей, мелких - 36 (27,9%) с оборотом 152026 рублей. [3]
Развитие предпринимательства и торговли в Оренбургской губернии во второй половине
XIX века в немалой степени способствовало росту торгового сословия, которое постепенно сосредоточило в своих руках финансовую мощь. Определяющую роль играло гильдейское купечество. Для того, чтобы принадлежать к одной из гильдий, требовалось объявлять свой капитал. Для купцов 1-й гильдии он составлял более 10 тыс. рублей, 2-й гильдии - более 1 тыс. рублей, 3-й гильдии - более 500 рублей. В 1861 году в Оренбургской губернии насчитывалось 12678 купцов, что составляло 0,68% всего населения. Гильдейским купцам принадлежали значительные капиталы: оренбургским - 1,2 млн. рублей, а уфимским - 0,7 млн. рублей.
65
Новый университет. 2013. № 5 (27).
ISSN 2221-7347
«Положение о пошлинах за право торговли и другие промыслы» от 1863 года упразднило 3-ю гильдию и разряд «торгующих» крестьян. Однако и эта мера не смогла приостановить рост желающих торговать.
Малочисленность (особенно в первой четверти XIX века), недостаток капиталов и профессиональных навыков значительно сокращали возможности купечества Южного Урала в плане освоения имеющихся в регионе экономических ресурсов. Правительство пыталось компенсировать эти недостатки путем предоставления оренбургским купцам различных привилегий и льгот, как в плане налоговых выплат, так и в профессиональной сфере. Наиболее привлекательным в данном случае являлось разрешение, предоставляемое купцам 2-й и 3-й гильдий, участвовать в международной торговле на правах купцов высшей гильдии. Ограниченные масштабы коммерческой деятельности второ- и третьегильдейцев в данном случае могли иметь преимущества, поскольку позволяли быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка и обусловливали быструю окупаемость затрат. Однако тяжелый режим торговли со странами Азии не позволял южноуральским купцам в полной мере воспользоваться данными льготами. Кроме того, в силу «молодости» Оренбургской губернии и ее отдаленности от центральных районов России местное купечество в указанный период находилось лишь в стадии своего оформления. Шло первоначальное накопление капитала, сопряженное с нарушением законодательства, жестокой борьбой за выживание, отсутствием цивилизованных рыночных отношений.
Библиографический список
1. История Оренбуржья: учебное пособие для ВУЗов / В.Ф. Глуховский.- Оренбург: ОГАУ, 2010.
392 с.
2. Дореформенное купечество Южного Урала: повседневная жизнь в городской среде: монография / Е.В. Банникова. Оренбург, 2009. 238 с.
3. Повседневная жизнь Уральского купечества в первой половине XIX в.: монография / Е.В. Банникова. Оренбург: ГУ «РЦРО», 2010. 206 с.
4. Солонченко Е.А. Организация и деятельность таможенных служб в Оренбургской губернии в XVIII в. Проблемы истории Оренбургского края XVШ-XXвв.: сборник статей. Оренбург: ОГАУ, 2004. 288 с.
Статья поступила в редакцию 07.06.2013.
ЛУЖНОВА Наталья Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы, Оренбургский государственный университет.
ВОЛКОВА Нина Васильевна - студент Оренбургский государственный университет.
ШИХОРИНА Оксана Владимировна - студент Оренбургский государственный университет.
66