Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2024. Т. 68, № 1. C. 62-75 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2024, Vol. 68, No. 1, pp. 62-75 (In Russ.)
DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-68-1-5 ЗАРОЖДЕНИЕ САУДИДСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ОСНОВАМИ ВАХХАБИТСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
Ф.Ю. Матвеев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,
Россия; fedorferenc1997@gmail. com
Аннотация: Статья посвящена анализу влияния ваххабитского движения на зарождение первого государства Саудидов в 40-х годах XVIII в. Особое внимание уделяется отличительным чертам ваххабитской доктрины и социально-политической трансформации Дир'ийского эмирата под ее непосредственным влиянием. Основу задействованного источникового массива составляют исторические хроники ранних ваххабитских ученых — Хусейна ибн Ганнама (ум. в 1811 г.) и 'Усмана ибн Бишра (ум. в 1871/72 г.), а также анонимный труд «Блеск метеора в житии Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба». Кроме того, при рассмотрении базовых идеологических установок ваххабизма привлекаются трактаты шейха Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба (1703-1792). Всестороннее изучение данных материалов дает возможность реконструировать социальные и политические процессы в Неджде исследуемого периода, а также сделать вывод о фундаментальной роли ваххабитской идеологии в зарождении саудид-ской государственности и отсутствии решающего значения в этом процессе каких-либо других факторов.
Ключевые слова: Аравия, XVIII в., Неджд, Эль-'Арид, Дир'ийский эмират, первое государство Саудидов, ваххабитское движение, Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб, Мухаммад ибн Сауд
Для цитирования: Матвеев Ф.Ю. Зарождение саудидской государственности и ее связь с основами ваххабитского вероучения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2024. Т. 68, № 1. С. 62-75. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-68-1-5
THE ORIGIN OF SAUDI STATEHOOD
AND ITS CONNECTION WITH THE FOUNDATIONS
OF THE WAHHABI CREED
Fedor Yu. Matveev
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia;
© Матвеев Ф.Ю., 2024
Ig oe
Abstract: The article focuses on the analysis of the impact of the Wahhabi movement on the emergence of the First Saudi State in the 1740s. Special attention is paid to the investigation of the distinctive features of the Wahhabi doctrine and the socio-political transformation of the Emirate of Diriyah under its direct influence. The study is based on the chronicles of the early Wahhabi theologians and historians — Hussein ibn Ghannam (d. 1811) and Usman ibn Bishr (d. 1871/72), as well as the anonymous work "The Shine of the Meteor in the Life of Muhammad ibn 'Abd al-Wahhab". The treatises of the founder of Wahhabism Muhammad ibn 'Abd al-Wahhab (1703-1792) serve as a source of information about the early ideology of the movement. A comprehensive study of the listed sources makes it possible to reconstruct the social and political processes in Najd of the mentioned period, and also to draw a conclusion about the leading role of the Wahhabi doctrine in the emergence of Saudi statehood and the absence of other socio-political factors in this process.
Keywords: Arabia, 18th century, Nejd, Al-'Arid, Emirate of Diriyah, First Saudi State, Wahhabism, Muhammad ibn 'Abd al-Wahhab, Muhammad ibn Saud
For citation: Matveev F.Yu. The origin of Saudi statehood and its connection with the foundations of the wahhabi creed. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2024, Vol. 68, No. 1, pp. 62-75. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-68-1-5 (In Russ.)
Пришедшееся на первую половину XVIII в. зарождение Дир'ийского эмирата1 стало поворотным периодом в истории Аравии Нового времени, определившим ее дальнейшую судьбу. Стремительное складывание централизованного государства вокруг династии Саудидов, обеспечившее их успешную военную экспансию, несомненно представляет собой узловое событие в данном контексте. Поэтому его анализ, несомненно, является ключом к пониманию не только социально-политических процессов далекого прошлого, но и всех главных закономерностей развития Аравии вплоть до открытия на ее территории первых запасов нефти.
Следует подчеркнуть, что основные вехи истории первого государства Саудидов, в том числе заключение судьбоносного союза между основателем ваххабитского движения, богословом Мухамма-дом ибн 'Абд аль-Ваххабом (1703-1792) и эмиром Мухаммадом ибн Саудом (ум. в 1765 г.), а также последовавшие за ним социально-политические трансформации подвластного им эмирата нашли адекватное отражение в письменных источниках. В частности, знаменитые труды ваххабитских хронистов Хусейна ибн Ганнама (ум. в 1811 г.)2
1 Дир'ийский эмират — первое государство Саудидов, названное по имени его столицы — Эд-Дир 'ийи.
2 Ибн Ганнам, Хусейн. Тарих Наджд аль-мусамма раудат аль-афкар ва-ль-афхам (История Неджда, называемая садом мыслей и понятий). Т. 1-2. Эр-Рияд: Дар аш-шурук, 2010 (далее — Ибн Ганнам. Тарих Наджд).
и 'Усмана ибн Бишра (ум. в 1811 г.)3 при всей их тенденциозности служат достаточно надежной основой для реконструкции и анализа вышеозначенных процессов. Немало сведений обнаруживается и в анонимной хронике «Блеск метеора в житии Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба»4, включающей описание раннего этапа жизни вероучителя. Однако глубинные закономерности, лежащие в основе этих процессов, по-прежнему остаются малоизученной областью как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Коренные причины трансформации традиционной социально-политической структуры Дир'ийского эмирата не были в полной мере осмыслены, и особое место в этой связи занимает вопрос о природе синергии между ваххабитским движением и династией Ааль Сауд.
В отечественной историографии5, длительное время находившейся под влиянием марксистско-ленинского дискурса, неизбежно обнаруживается во многом ошибочная ориентация на поиск исключительно экономических предпосылок формирования саудидской государственности. Его сторонники считают таковыми потребность дир'ийской знати в обогащении путем расширения масштабов разбойничьих набегов, а также запрос рядовых жителей оазиса на ослабление или упорядочение эксплуатации со стороны местной «аристократии». Не вдаваясь в критику исходных установок подобного подхода, отметим, что ваххабизм в таком случае представляется всего лишь пассивным инструментом, своевременно оказавшимся в руках правящей верхушки.
В англоязычных трудах6, в свою очередь, признается главенствующая роль в вышеупомянутых процессах движения Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба, однако детально этот вопрос не разработан. Анализ его доктрины в плане поиска в ней запроса на формирование государства нередко подменяется описанием утилитарных причин принятия ваххабизма Саудидами, что во многом сближает данный подход с описанным ранее. Следует подчеркнуть, что даже беглый
3 Ибн Бишр, 'Усман ибн 'Абдаллах. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд (Символ славы в истории Неджда). Т. 1. Эр-Рияд: Дарат аль-Малик 'Абд аль-'Азиз, 1982 (далее — Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд).
4 Лам'а аш-шихаб фи сират Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб (Блеск метеора в житии Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба). Эр-Рияд: Дарат аль-малик 'Абд аль-'Азиз, 2005 (далее — Лам'а аш-шихаб).
5 Подробнее см.: Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М.: Наука, 1982., Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М.: Наука, 1966; Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX — первой трети XX в. М.: АН СССР, 1961.
6 Подробнее см.: Commins D. The Wahhabi Mission and Saudi Arabia. New York: I.B. Tauris & Co Ltd, 2006; Al-Rasheed, Madawi. A History of Saudi Arabia. London: Cambridge university press, 2010.
разбор источников дает повод усомниться в правомерности такого взгляда. В других же случаях специалисты ограничиваются вполне справедливым, но лишенным конкретики указанием на роль ваххабитской концепции джихада, определившей специфику социально-политической модели ваххабитов-«единобожников».
Настоящее исследование предполагает полное перемещение фокуса внимания с династии Саудидов на ваххабитское движение, выступившее, в действительности, главным инициатором и бенефициаром зарождения государственности в Дир'ийском оазисе. В рамках данного исследования предполагается четко обозначить источник государствообразующего импульса в учении Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба, а также на основании летописных данных продемонстрировать, каким образом он определил всю раннюю историю этого радикального исламского течения. Тем самым работа призвана закрепить представление о саудидской государственности как о неизбежном результате реализации ваххабитской доктрины на практике.
В поисках ответов на поставленные вопросы важнейшую роль играет выбор источников. В данном случае упор сделан на две ранние работы Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба — «Китаб ат-таухид» («Книга единобожия»)7 и трактат «аль-Усуль ас-саляса ва-ль-адилятиха» («Три основы и их доказательства»)8. Первая из них, согласно летописи Хусейна ибн Ганнама и анонимной хронике «Блеска метеора»9, была составлена во время пребывания вероучителя в селении Хураймала — за несколько лет до переселения в Дир'ийю. Создание второй, вероятнее всего, также относится к упомянутому периоду. По крайней мере, подтверждением этому принято считать сообщение 'Усмана ибн Бишра о преподавании шейхом «основ [веры]» сразу после прибытия во владения Саудидов10. В пользу этого также свидетельствует и заметное сходство структуры обеих книг и их тематики. Именно время создания обуславливает особую ценность данных трудов — в них в наиболее чистом виде сформулировано идейное содержание ваххабитского учения.
В этом контексте крайне важно обратить внимание на практически полное отсутствие в «Книге единобожия» и «Трех основах» ка-
7 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Китаб ат-таухид (Книга единобожия). Эр-Рияд: [б.и.], 2012 (далее — Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Китаб ат-таухид).
8 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Аль-Усуль ас-саляса ва-ль-адилятиха (Три основы и их доказательства). Эр-Рияд: Фахрасат мактабат аль-малик Фахд аль-ватания аснаа ан-нашр, 1999 (далее — Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Аль-Усуль ас-саляса).
9 Лам'а аш-шихаб. С. 64.
10 Ибн Бишр, 'Усман ибн 'Абдаллах. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд. С. 45.
ких-либо социально-политических идей. Подобные мотивы впервые всплывают лишь в значительно более поздних трактатах Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба. Довольно поздней является и ваххабитская концепция имамата, представление о привлекательности которой в глазах Саудидов служит краеугольным камнем устоявшихся в науке взглядов на первичность роли последней в складывании недждийской государственности. Более того, сравнение некоторых трактатов, составленных вероучителем в период его пребывания в Дир'ийе, позволяет предположить, что ваххабитская концепция имамата выкристаллизовывалась поэтапно. Так, в книге «Вопросы джахилии» она встречается лишь в виде общих рекомендаций, вплетенных в ткань религиозных рассуждений (в частности, среди признаков неверия называются «неподчинение правителям», а также раскол в общине правоверных и смута)11. В других же работах власть имама и зиждущаяся на ней социально-политическая структура описываются значительно подробнее. Так, преступлением провозглашаются «неподчинение эмирам»12, «незаконное присвоение трофеев»13, «мздоимство»14, «распространение смуты», «обман подданных», «немилосердное отношение к подданным»15 и т.д.
Таким образом, представление о том, что причиной заключения союза между Мухаммадом ибн 'Абд аль-Ваххабом и Мухаммадом ибн Саудом стала заинтересованность последнего в укреплении личной власти, на страницах источников подтверждения не находит. Более того, хотя переселение шейха в Дир'ийю и имело далеко идущие последствия, нет оснований полагать, что знаменитое принесение взаимных клятв вероучителем и эмиром воспринималось современниками как действительно знаковое событие. Вероятнее всего, подобный «ритуал» был заурядной частью процедуры вступления Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба в должность дир'ийского кади. Назначения 'алимов на этот пост были обыденностью в Неджде16, а тесное взаимодействие между ними и эмирами обуславливалось, в первую очередь, спецификой традиционной социально-политиче-
11 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Масаиль аль-Джахилия (Вопросы джахилии). Эр-Рияд: Муассасат аль-Джераси ли-т-таузиа, 2002. С. 26.
12 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Муаллафат аш-шайх аль-имам Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб (Сочинения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Т. 1. Ч. 2. Под ред. Абд аль-Азиза ибн Зейда ар-Руми. Эр-Рияд: Джамиат аль-имам Мухаммад ибн Сауд аль-исламия, 1976 (далее—Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Муаллафат). С.45.
13 Там же.
14 Там же. С.43.
15 Там же. С.57.
16 Неджд — историческая область в Центральной Аравии.
ской жизни в Центральной Аравии — кади был связующим звеном между военной верхушкой и рядовыми жителями оазиса.
Восторженные и яркие летописные упоминания этого эпизода следует отнести на счет ангажированности авторов. Кроме того, нельзя забывать, что хронисты оценивали его в свете уже свершившихся событий — успешных ваххабитских завоеваний и расцвета первого государства Саудидов. В качестве наиболее яркого примера приведем следующие строки из труда Ибн Бишра: «И тогда [Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб] сказал [Ибн Сауду]: "Взгляни, Неджд до самых своих пределов погряз в многобожии, невежестве, междоусобных войнах и кровопролитии, так стань же имамом, который поведет за собой мусульман! Да соберутся они под твоим стягом и стягом твоих сыновей!"»17. Заметим, что сам автор не мог быть свидетелем данной речи, а в более ранней хронике Ибн Ганнама упоминания о ней отсутствуют. В пользу того, что она является домыслом, может свидетельствовать и фигурирование в ней сыновей Ибн Сауда в качестве «наследников» — в действительности, подобный принцип передачи власти, нетипичный для Центральной Аравии, был установлен в Дир'ийе отдельной фетвой Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба лишь спустя 44 года. Все вышеизложенное позволяет опровергнуть существование явного запроса на складывание государства со стороны эмиров и более подробно рассмотреть саму ваххабитскую доктрину в качестве источника подобного импульса. С этих позиций, в первую очередь, необходимо заново проанализировать упоминаемую многими исследователями роль в этом процессе ваххабитской установки на непрестанное ведение джихада.
Идеологическая основа концепции тотальной священной войны, разработанная Мухаммадом ибн 'Абд аль-Ваххабом, встречается в самых ранних его трактатах. В целом, она зиждется на трех основных столпах, первым из которых является представление об агрессивном прозелитизме, как о личной обязанности каждого мусульманина. В работе «Три основы» он прямо называет «призыв [к монотеизму]» одной из базовых установок ислама18. На страницах «Китаб ат-таухид» эта тема также поднимается уже в одной из первых глав, в рамках рассуждений об основах единобожия19. Характерной чертой ваххабитского учения в этой связи является легитимация насилия в качестве одного из основных инструментов распространения веры. Примечательно, что подобная агрессивность была присуща движению еще на раннем этапе его становления, о чем
17 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд. С. 45.
18 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Аль-Усуль ас-саляса. С. 3.
19 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Китаб ат-таухид. С. 49.
сохранилось множество летописных свидетельств. Ярчайшим из них служит содержащийся в хронике «Блеск метеора» диалог, который состоялся в Хураймале между Мухаммадом ибн 'Абд аль-Ваххабом и одним из его родственников. Последний задал вероучителю вопрос о том, что следует делать истинному мусульманину с теми, кто не прислушивается к обычным увещеваниям. Согласно летописи, вероучитель ответил: «Принуждайте их силой меча»20. «Тогда его спросили: — продолжает хронист, — "Чем же они заслужили [подобное отношение]?" Он ответил: "Ибо они неверные и многобожники"»21.
Второй опорой ваххабитской концепции джихада стал предложенный вероучителем способ определения объектов этой агрессивной установки. К ним он относил не только немусульман и адептов различных суфийских или шиитских течений, но и всякого, кто в полной мере не разделял его религиозных воззрений. Шейх подчеркивал, что распространение «призыва» есть не просто обязанность каждого его сторонника, но неотъемлемая составляющая таухида. Из этого напрямую следовало, что даже сочувствующие ваххабизму могли быть причислены к многобожникам, если не вставали на его
защиту с мечом в руках. Ибн 'Абд аль-Ваххаб в своих проповедях
22
многократно озвучивает призывы к жертвенности и стойкости22, даже если от человека потребуется прямое неповиновение «[имеющим власть] ученым и сильным мира сего, запрещающим дозволенное Аллахом и разрешающим запрещенное Им»23. Любопытно в этой связи выглядит обоснование необходимости подобной непримиримости. По словам шейха, всякий, кто носит пышные титулы, — «наиболее низок в глазах Аллаха <.. .> ибо лишь Аллах есть судья и лишь Он принимает решения»24, а, следовательно, подчинение неваххаббитской власти или симпатии к ней есть ни что иное, как нарушение таухида, так как подобным актом люди «творят господ помимо Аллаха»25.
В итоге ваххабизм можно охарактеризовать как идеологию, которая, во-первых, отличается крайней непримиримостью по отношению к любым проявлениям инакомыслия и предельной бескомпромиссностью в насильственной борьбе с ними. «Всякий покорившийся Пророку, мир ему и благословение, и поклоняющийся одному лишь Аллаху, не должен потворствовать их врагам даже
20 Лам'а аш-шихаб. С. 67.
21 Там же.
22 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Аль-усуль ас-саляса. С. 4.
23 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Китаб ат-таухид. С. 154.
24 Там же. С. 176.
25 Там же.
среди своей родни», — восклицает вероучитель в одном из своих трактатов26. Кроме того, в рамках подобной идеологии полностью отрицается любая религиозная норма помимо ваххабитской. Из этого следует, что ваххабитское движение может существовать и реализо-вывать на практике свою доктрину только в условиях абсолютного силового доминирования. В противном случае, ни о каком едином и нерушимом сообществе сторонников подобного учения не может идти речи. Без опоры на военную силу оно сможет существовать лишь в виде недолговечных маргинальных группировок. В целом, эти свойства ваххабизма обусловили потребность в формировании первого государства Саудидов. Заметим, что именно из них, а не из объективных экономических предпосылок проистекает и отмеченный многими исследователями экспансионистский характер последнего.
Все вышеизложенное отчетливо прослеживается в ранней истории ваххабитского движения. После завершения работы над «Китаб ат-таухид» и начала активной проповеди Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб еще несколько лет прожил в Хураймале. Смерть его отца 'Абд аль-Ваххаба ибн Сулеймана (ум. в 1740 г.) позволила вероучителю занять место кади и начать «борьбу с ширком27 и бид'а28»29. Согласно хроникам, вскоре он собрал вокруг себя многочисленных учеников, которые, по словам Ибн Бишра, «[поддерживали шейха] во всех его начинаниях»30. Тем не менее, опираясь на те же источники, можно заключить, что география распространения ваххабизма на первых порах была не столь обширна. Так, Ибн Ганнам называет среди сторонников новой веры уроженцев «Хураймалы, 'Уяйны, Дир'ийи, Эр-Рияда и Манфухи»31 — весьма небольших поселений в окрестностях Джебель-Тувайк и вади Ханифа. По-видимому, на тот момент ваххабиты оставались относительно немногочисленной группировкой, не обладавшей достаточными ресурсами для того, чтобы прямо навязывать свою волю оппонентам. В пользу этого свидетельствуют обстоятельства, при которых Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб был вынужден покинуть Хураймалу уже через несколько лет. Ибн Ганнам утверждает, что шейх отправился в странствие для того, чтобы проповедовать единобожие в Неджде32. Однако Ибн
26 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Аль-усуль ас-саляса. С. 3.
27 Ширк — многобожие.
28 Бид'а — новшество религиозно-догматического характера в исламе.
29 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд. С. 38.
30 Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т. 1. С. 214.
31 Там же.
32 Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т. 1. С. 215.
Бишр приводит совсем другую версию, согласно которой вооруженная гвардия эмира — 'абды33 решили расправиться с набирающим популярность радикально мыслящим проповедником34. Будучи неспособными противопоставить что-либо подобной силе, ваххабиты были вынуждены переселиться в 'Уяйну.
На новом месте их влияние значительно возросло: местный правитель 'Усман ибн Му'аммар радушно принял беглого 'али-ма и пообещал его поддержать35. Данные источников позволяют предположить, что тому было две причины. Первой из них можно считать близость семейства вероучителя и правящей династии Ааль Му'аммар. Согласно труду 'Абдаллаха Ааль Бассама, предки Ибн Абд аль-Ваххаба занимали пост кади 'Уяйны еще со времен его деда Сулеймана ибн Али аль-Мушаррафа (ум. в 1668 г.)36. Дружба двух кланов была впоследствии закреплена браком между Мухаммадом ибн 'Абд аль-Ваххабом и тетей 'Усмана ибн Му'аммара37.
Однако намного большее значение для установления партнерских отношений имел заметный рост числа сторонников нового движения. По словам Ибн Бишра, в их рядах, помимо «множества жителей 'Уяйны», оказалось немалое число переселенцев из Хураймалы, последовавших за своим учителем38. Летописные данные позволяют примерно оценить их количество в период пребывания Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба в селении. Так, в уничтожении местной священной рощи участвовало 70 мужчин, многие из которых принадлежали к знати39. При том что, по данным «Блеска метеора», само поселение насчитывало около 300 домов, численность ваххабитов уже кажется весьма значительной.
Еще более примечательно в этой связи другое сообщение, касающееся ваххабитского похода на соседний оазис Джубейля: «Тогда шейх обратился к эмиру: "Я страшусь, что обитатели Джубейли <.> помешают нам, поэтому я смогу разрушить [гробницы] только с твоей помощью". Тогда 'Усман собрал войско из 600 человек и направился в Джубейлю»40. При анализе данного отрывка следует иметь
33 'Абды — гвардия рабов, выполнявшая военные, полицейские и другие функции.
34 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд. С. 38.
35 Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т. 1. С. 216.
36 Ааль Бассам, 'Абдаллах. Улама ан-Наджд хилял самания курун (Богословы Неджда восьми последних веков). Т. 2. Эр-Рияд: Дарат аль-малик 'Абд аль-'Азиз, 1998. С. 350.
37 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд. С. 38.
38 Там же.
39 Там же. С. 39.
40 Там же.
ввиду, что обычное количество воинов в «дружине» недждийских эмиров редко превышало несколько десятков. Взаимные грабительские набеги, в свою очередь, также не отличались масштабностью и чаще всего представляли собой стычки между небольшими отрядами. Основываясь на этом, можно сделать заключение о колоссальной по аравийским меркам мобилизационной способности ваххабитского движения и в очередной раз удостовериться в его политическом значении в жизни 'Уяйны тех лет. Вероятно, обращаясь к эмиру, Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб стремился получить не столько помощь его войска, сколько опытное руководство для своего собственного ополчения. Позднее, в эпоху саудидских войн, именно многочисленные пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием, стали основой дир'ийской военной мощи.
Таким образом, уже в 'Уяйне ваххабиты сумели обрести абсолютное силовое доминирование как внутри оазиса, так и в окружавших его землях. Отметим, что хотя активное навязывание Мухаммадом ибн 'Абд аль-Ваххабом своего учения возмущало многих жителей селения, в том числе и 'алимов, до определенного момента никто не обладал достаточным ресурсом, позволяющим дать ему отпор. Дальнейшее развертывание «призыва», без сомнения, привело бы к возникновению потребности в государственности, как системы обеспечения роста боевого потенциала движения. Тем не менее, спустя некоторое время ваххабиты сами столкнулись со значительно превосходящим их противником.
Начало этому было положено инициированной вероучителем расправой над девушкой, обвиненной в прелюбодеянии. Сведения об этом обнаруживаются в труде Ибн Бишра: «В то время к шейху подошла женщина с тем, чтобы покаяться в прелюбодеянии <...>, и тогда он приказал побить ее камнями»41. Ибн Ганнам подчеркивает, что эта казнь проходила при активном участии правителя оазиса42. По свидетельству летописца, слухи о побиении камнями распространи-
43
лись по окрестностям, «поселив страх и трепет в душах неверных»43. Однако подобная огласка оказалась губительной для ваххабитов, поскольку вести о случившемся вскоре дошли до Сулеймана ибн Мухаммада (ум. в 1753 г.) из рода Ааль Хумайид — правителя Эль-Хасы44 и главы могущественного племени Бану Халид45. В то время
41 Там же. С. 39.
42 Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т. 2. С. 669.
43 Там же.
44 Эль-Хаса — историческая область на востоке Аравии и одноименный оазис.
45 Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т. 2. С. 670.
халидиты представляли собой один из наиболее многочисленных племенных союзов всего Аравийского полуострова. К тому же его вожди владели крупнейшим аграрными областями и торговыми городами Восточной Аравии. Их влияние распространялось также на многие оазисы Неджда, в том числе на 'Уяйну, представлявшую собой одну из ключевых точек торгового маршрута, который связывал Эль-Хасу и Хиджаз46. Узнав о ваххабитской расправе, Сулейман немедленно направил Ибн Му'аммару послание, в котором повелел убить или изгнать Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба. Причины этого решения не до конца ясны. Едва ли приказ был отдан из опасений перед ваххабитами — ни само движение, ни его покровители на первых порах не могли быть серьезной угрозой для Ааль Хумайид. Наиболее вероятным кажется то, что халидиты стремились завоевать симпатии жителей 'Уяйны и укрепить свое влияние как в ней самой, так и и на прилегающих территориях. Не исключено также, что причиной вовлечения Сулеймана ибн Мухаммада в недждийские дела стало недовольство многочисленных шиитских общин Эль-Хуфуфа47, обеспокоенных самоуправством ваххабитов.
Так или иначе, 'Усман ибн Му'аммар способствовал отъезду Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба, опасаясь разграбления своей собственности в Эль-Хасе48, а также гибельного вторжения хали-дитов. «Мы не можем отказать [Сулейману], у нас слишком мало сил», — оправдывался он49. Вероучитель покинул 'Уяйну в 1744 г.50 Для дальнейшего претворения в жизнь своего религиозного проекта ему было необходимо найти место, в котором его движение не просто вновь обрело бы утраченное силовое доминирование, но и смогло бы утвердить его, не привлекая внимания более могущественных противников. Как известно, им стала Дир'ийя.
Присутствие среди сторонников шейха братьев и жены дир'ийского правящего эмира позволило ему укрепить свое положение при дворе, а волна переселений из 'Уяйны и других окрестных земель вскоре сделала ваххабитов главной социально-политической силой в Дир'ийи. По словам Ибн Бишра, последователей Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба в оазисе стало так много, что община долгое время испытывала проблемы с их обеспечением пищей и кровом51.
46 Хиджаз — горная цепь и одноименная историческая область на западе Аравии.
47 Эль-Хуфуф — крупнейший город Эль-Хасы, «столица» эмирата Бану Халид.
48 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд. Т. 1. С. 40; Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т.2. С. 670.
49 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд. Т. 1. С. 40.
50 Там же; Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т. 2. С. 671.
51 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд. Т. 1. С. 44.
Внешнеполитические условия также оказались весьма благоприятны — захудалое глинобитное поселение, не имевшее никакого стратегического значения, практически не интересовало влиятельных соседей.
Установив свою власть в оазисе и обретя военного руководителя в лице Мухаммада ибн Сауда, ваххабиты постепенно захватили разобщенные эмираты Эль-'Арида, ресурсы которых стали основой их дальнейших завоеваний. Именно постепенный, но неуклонный рост масштабов военных кампаний и необходимость их обеспечения потребовали коренной перестройки социально-политической жизни в эмирате, завершившейся возникновением первого государства Са-удидов. При этом инициатива по расширению экспансии, несмотря на ее явную выгоду с точки зрения военной верхушки, по большей части исходила от вероучителя и его сторонников.
Таким образом, вопреки распространенному представлению об использовании ваххабизма ранними Саудидами для укрепления собственной власти, можно сделать вывод о том, что именно движение Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба и лежащие в его основе принципы и идеалы стали движущей силой в формировании недждийской государственности. Радикальное неприятие всякого инакомыслия в совокупности с установкой на агрессивный прозелитизм сделали существование ваххабизма возможным лишь в ситуации его абсолютного силового доминирования. В полной мере эти условия сложились только после переселения вероучителя в Дир'ийю, где последовательное нарастание масштабов «призыва» привело к складыванию новой социально-политической системы, направленной на обеспечение его ресурсной базы. Эмирская власть, в свою очередь, на первых порах играла роль организующей силы в военных походах. Сколь-либо заметный статус она получила лишь в рамках развившейся значительно позже концепции имамата, оставаясь, однако, не столько самостоятельным основанием новоявленного государства, сколько точкой его централизации на пути претворения в жизнь идей ваххабизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М.: Наука, 1982.
2. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М.: Наука, 1966.
3. Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии
в XIX — первой трети XX в. М.: АН СССР, 1961.
4. Commins D. The Wahhabi Mission and Saudi Arabia. New York: I.B. Tauris & Co
Ltd, 2006.
5. Al-Rasheed, Madawi. A History of Saudi Arabia. London: Cambridge university press, 2010.
6. Ааль Бассам, 'Абдаллах. 'Улама ан-Наджд хилял самания курун (Богословы Неджда восьми последних веков). Т. 2. Эр-Рияд: Дарат аль-малик 'Абд аль-'Азиз, 1998.
7. Ибн Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Китаб ат-таухид (Книга единобожия). Эр-Рияд: [б.и.], 2012.
8. Ибн Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Аль-Усуль ас-саляса ва-ль-адилятиха (Три основы и их доказательства). Эр-Рияд: Фахрасат мактабат аль-малик Фахд аль-ватания аснаа ан-нашр, 1999.
9. Ибн Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Масаиль аль-Джахилия (Вопросы джахилии). Эр-Рияд: Муассасат аль-Джераси ли-т-таузиа, 2002.
10. Ибн Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Муаллафат аш-шейх аль-имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (Сочинения шейха Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба). Т. 1. Под ред. Абд аль-Азиза ибн Зейда ар-Руми. Эр-Рияд: Джамиат аль-имам Мухаммад ибн Сауд аль-исламия, 1976.
11. Ибн Бишр, 'Усман ибн 'Абдаллах. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд (Символ славы в истории Неджда). Т. 1. Эр-Рияд: Дарат аль-малик 'Абд аль-'Азиз, 1982.
12. ИбнГаннам, Хусейн. Тарих Наджд аль-мусамма раудат аль-афкар ва-ль-афхам (История Неджда, называемая садом мыслей и понятий). Т. 1. Эр-Рияд: Дар аш-шурук, 2010.
13. Лам'а аш-шихаб фи сират Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб (Блеск метеора в житии Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба). Эр-Рияд: Дарат аль-малик 'Абд аль-'Азиз, 2005.
REFERENCES
1. Vasiliev A.M. Istoriya Saudovskoy Aravii (History of Saudi Arabia). Moscow: Nauka, 1982.
2. Lutsky V.B. Novaya istorya arabskyh stran (New history of Arab countries). Moscow: Nauka, 1966.
3. Pershits A.I. Hozaystvo i obshestvenno-politicheskiy story severnoy Aravii vXIX— pervoy tretiXXveka (Economy and socio-political system of Northern Arabia in the 19th — first third of the 20th century). M.: USSR Academy of Sciences, 1961.
4. Commins D. The Wahhabi Mission and Saudi Arabia. New York: I.B. Tauris & Co Ltd, 2006.
5. Al-Rasheed, Madawi. A History of Saudi Arabia. London: Cambridge university press, 2010.
6. Al Bassam, 'Abd Allah. 'Ulama an-Najdhilalsamaniya qurun (Theologians of Najd of the last eight centuries). Vol. 2. Riyadh: Darat al-malik 'Abd al-'Aziz, 1998.
7. Ibn 'Abd al-Wahhab, Muhammad. Kitab al-Tawhid (The Book of the Oneness of God). Riyadh: [s.n.], 2012.
8. Ibn 'Abd al-Wahhab, Muhammad. Al-Usul al-Salyasa wa-al-Adilatiha (The Three Fundamental Principles and its Evidence). Riyadh: Fakhrasat Maktabat al-Malik Fahd al-Watania asnaa al-Nashr, 1999.
9. Ibn 'Abd al-Wahhab, Muhammad. Masa'il al-Jahiliyya (Issues of Jahiliya). Riyadh: Muassasat al-Jerasi li-t-tawzia, 2002.
10. Ibn 'Abd al-Wahhab, Muhammad. Muallafat al-Sheikh al-Imam Muhammad Ibn Abd al-Wahhab (The Writings of Sheikh Muhammad ibn 'Abd al-Wahhab). Vol. 1. Ed. by 'Abd al-'Aziz Ibn Zeid al-Rumi. Riyadh: Jamiat al-Imam Muhammad Ibn Saud al-Islamiya, 1976.
11. Ibn Bishr, 'Usman Ibn 'Abdallah. 'Unwan al-Majdfi Tarikh Najd (Symbol of Glory in the History of Najd). Vol. 1. Riyadh: Darat al-Malik 'Abd al-'Aziz, 1982.
12. Ibn Ghannam, Hussein. Tarikh Najd al-musamma Raudat al-Afkar wa-l-Afkham (History of Najd, called the Garden of Thoughts and Concepts). Vol. 1-2. Riyadh: Dar al-Shuruk, 2010.
13. Lam'a al-Shihab fi Sirat Muhammad Ibn 'Abd al- Wahhab (Shine of a Meteor in the Life of Muhammad Ibn 'Abd al-Wahhab). Riyadh: Darat al-Malik 'Abd al-'Aziz, 2005.
Статья поступила в редакцию 20.08.2023; одобрена после рецензирования 18.11.2023; принята к публикации 25.03.2024.
The article was submitted 20.08.2023; approved after reviewing 18.11.2023; accepted for publication 25.03.2024.
ОБ АВТОРЕ
Матвеев Федор Юрьевич — аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова; fedorferenc1997@gmail. com
ABOUT THE AUTHOR
Fedor Y. Matveev — Ph.D. Student, Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; [email protected]