Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ РАННИХ ФОРМ РАДИОТЕАТРА НА ПРИМЕРАХ "УСТНОЙ ГАЗЕТЫ РОСТА" И "РАДИОГАЗЕТЫ РОСТА"'

ЗАРОЖДЕНИЕ РАННИХ ФОРМ РАДИОТЕАТРА НА ПРИМЕРАХ "УСТНОЙ ГАЗЕТЫ РОСТА" И "РАДИОГАЗЕТЫ РОСТА" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОВЕЩАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ / РАДИОГАЗЕТА / РАДИОТЕАТР / РАДИОСПЕКТАКЛЬ / ИСТОРИЯ РАДИОТЕАТРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вдовина Елена Александровна

Статья посвящена ранним годам развития отечественного радиотеатра, когда художественное радиовещание как новая неизведанная область творческого освоения действительности оказалось в авангарде культурного процесса. Ранние формы радиотеатра в рамках литературных разделов радиогазет рассматриваются как этап формирования жанра радиотеатра. Прослеживается предыстория радиотеатра на примерах «Устной газеты РОСТА» (1918-1924) и «Радиогазеты РОСТА» (1924-1927). Приводятся материалы, иллюстрирующие творческие поиски в области художественного радиовещания. Особенности трансляции радиогазет рассматриваются как попытки построения диалога с массовой аудиторией. Обозначен круг творческих задач, с которыми методами проб и ошибок вынуждены были справляться авторы и исполнители первых регулярных радиопередач. Проанализированы основные тенденции взаимодействия радиовещания 1920-х годов с современной ему писательской средой. Намечены основные тенденции «освоения» ранним радиотеатром классической литературы. Также обозначены взаимовлияния радиотеатра и радиожурналистики означенного периода. Намечены основные черты влияния некоторых изменений законодательного порядка на реальный творческий процесс. Определены место и значение радиовещания и ранних форм радиотеатра в советской культурной политике 1920-х годов. Намечена роль радиовещании в формировании мифологизированной картины современного мира в сознании советских граждан обозначенного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EARLY FORMS OF RADIO DRAMA IN CASE OF USTNAYA GAZETA ROSTA AND RADIOGAZETA ROSTA

The article is devoted to early years of development of the Soviet radio drama, when artistic broadcasting, as a new unexplored field of creative exploration of reality, was at the forefront of cultural process. The early forms of radio drama within the literary sections of radio newspapers are considered as a stage in the formation of the radio drama genre. The prehistory of the radio drama is traced in the Ustnaya Gazeta ROSTA (1918-1924) and Radiogazeta ROSTA (1924-1927). Materials illustrating the creative searches in the field of artistic broadcasting are given. Features of broadcasting the radio newspapers are considered as attempts to build a dialogue with audience. A range of creative tasks is outlined, which the authors and performers of the first regular broadcasting programs had to cope with by trial and error. The main trends in the interaction of radio broadcasting in the 1920s are analyzed with the contemporary writing environment. The main tendencies of development of classical literature by the early radio theater are outlined. The mutual influences of the radio theater and radio journalism of the indicated period are also indicated. The main features of the influence of some changes in the legislative order on the real creative process are outlined. The place and significance of radio broadcasting and early forms of radio theater in the Soviet cultural policy of the 1920s are indicated. The role of broadcasting in the formation of a mythologized picture of the modern world in Soviet citizens’ minds of the designated period is outlined.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ РАННИХ ФОРМ РАДИОТЕАТРА НА ПРИМЕРАХ "УСТНОЙ ГАЗЕТЫ РОСТА" И "РАДИОГАЗЕТЫ РОСТА"»

УДК 792

DOI: 10.31773/2078-1768-2022-60-175-180

ЗАРОЖДЕНИЕ РАННИХ ФОРМ РАДИОТЕАТРА НА ПРИМЕРАХ «УСТНОЙ ГАЗЕТЫ РОСТА» И «РАДИОГАЗЕТЫ РОСТА»

Вдовина Елена Александровна, старший преподаватель кафедры сценической речи, Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России (г. Москва, РФ). E-mail: e.a.vdovina@gmail.com

Статья посвящена ранним годам развития отечественного радиотеатра, когда художественное радиовещание как новая неизведанная область творческого освоения действительности оказалось в авангарде культурного процесса. Ранние формы радиотеатра в рамках литературных разделов радиогазет рассматриваются как этап формирования жанра радиотеатра. Прослеживается предыстория радиотеатра на примерах «Устной газеты РОСТА» (1918-1924) и «Радиогазеты РОСТА» (1924-1927). Приводятся материалы, иллюстрирующие творческие поиски в области художественного радиовещания. Особенности трансляции радиогазет рассматриваются как попытки построения диалога с массовой аудиторией. Обозначен круг творческих задач, с которыми методами проб и ошибок вынуждены были справляться авторы и исполнители первых регулярных радиопередач. Проанализированы основные тенденции взаимодействия радиовещания 1920-х годов с современной ему писательской средой. Намечены основные тенденции «освоения» ранним радиотеатром классической литературы. Также обозначены взаимовлияния радиотеатра и радиожурналистики означенного периода. Намечены основные черты влияния некоторых изменений законодательного порядка на реальный творческий процесс. Определены место и значение радиовещания и ранних форм радиотеатра в советской культурной политике 1920-х годов. Намечена роль радиовещании в формировании мифологизированной картины современного мира в сознании советских граждан обозначенного периода.

Ключевые слова: радиовещание, художественное радиовещание, радиогазета, радиотеатр, радиоспектакль, история радиотеатра.

THE EARLY FORMS OF RADIO DRAMA IN CASE OF USTNAYA GAZETA ROSTA AND RADIOGAZETA ROSTA

Vdovina Elena Aleksandrovna, Sr Instructor of Department of Stage Speech, M.S. Shchepkin Theatre (Moscow, Russian Federation). E-mail: e.a.vdovina@gmail.com

The article is devoted to early years of development of the Soviet radio drama, when artistic broadcasting, as a new unexplored field of creative exploration of reality, was at the forefront of cultural process. The early forms of radio drama within the literary sections of radio newspapers are considered as a stage in the formation of the radio drama genre. The prehistory of the radio drama is traced in the Ustnaya Gazeta ROSTA (1918-1924) and Radiogazeta ROSTA (1924-1927). Materials illustrating the creative searches in the field of artistic broadcasting are given. Features of broadcasting the radio newspapers are considered as attempts to build a dialogue with audience. A range of creative tasks is outlined, which the authors and performers of the first regular broadcasting programs had to cope with by trial and error. The main trends in the interaction of radio broadcasting in the 1920s are analyzed with the contemporary writing environment.

The main tendencies of development of classical literature by the early radio theater are outlined. The mutual influences of the radio theater and radio journalism of the indicated period are also indicated. The main features of the influence of some changes in the legislative order on the real creative process are outlined. The place and significance of radio broadcasting and early forms of radio theater in the Soviet cultural policy of the 1920s are indicated. The role of broadcasting in the formation of a mythologized picture of the modern world in Soviet citizens' minds of the designated period is outlined.

Keywords: radio, broadcasting, artistic broadcasting, radio newspaper, radio theater, radio performance, history of radio drama.

В истории бывают короткие, но необыкновенно насыщенные периоды, когда в несколько лет или в одно десятилетие происходят колоссальные общественные и политические сдвиги, перемены в науке и культуре такого масштаба, которых не дает и иное столетие. В такое время историко-культурный процесс напоминает некую бурную химическую реакцию, ускоренную неведомым катализатором.

К подобным периодам отечественной истории можно отнести 1920-30-е годы. Общественно-политическая ситуация на протяжении двух десятилетий несколько раз меняется кардинально - от Военного коммунизма и национализации к Новой экономической политике, от идей мировой революции до, по сути, реставрации имперского строя, только с другой, несемейной, системой «престолонаследования».

1920-е годы в отечественной культуре - период насыщенный, разнообразный, складывающийся на пересечении различных художественных направлений, стилей, школ. Это годы активной творческой жизни писателей, поэтов, музыкантов, режиссеров и художников первой величины. В то же время власть расширяет круг своего влияния на художественный процесс, стремится регламентировать искусство, однако механизмы подчинения складываются не за один день. Начинается и обратный процесс - стремление искусства адаптироваться к новой реальности. Для многих художников попытки построения диалога с властью будут чреваты утратой творческой независимости, эта тенденция станет господствующей к тридцатым годам. В первое десятилетие советской власти сохраняется относительная свобода творчества. Искусство в 1920-е годы испытывает, сравнительно с дальнейшим советским периодом, меньшее давление со стороны власти и пока еще

развивается самобытно, подчиняясь в большой степени своей внутренней логике. Именно в этот период на арену художественной жизни страны выходит радиовещание.

На протяжении 1920-30-х годов радиовещание находилось в эпицентре общественных и художественных интересов. Сквозь несовершенство первых речевых радиопередач энтузиасты радио представляли его поистине грандиозное будущее. Радио рисовалось им небывалым новым искусством, которое соединит в себе все лучшие достижения человеческого гения. При этом организационная сторона отечественного радиовещания была более чем сумбурна, отражая в миниатюре бурные и подчас довольно хаотичные процессы становления всего молодого советского государства.

Проследить этапы зарождения искусства радиотеатра в формирующемся художественном радиовещании - задача непростая, но чрезвычайно важная для понимания самой его природы. В первых несовершенных своих образцах специфика радиотеатра порой проявлялась весьма ярко и показательно.

3 июня 1921 года на заседании Совета Труда и Обороны было принято постановление об организации первой регулярной речевой радиопередачи - «газеты без бумаги и расстояний» - «Устной газеты РОСТА».

Для ее трансляции были установлены громкоговорители на центральных площадях Москвы. «Устная газета» - первая газета «без бумаг и расстояний» - передавала в эфир материалы центральных печатных органов и телеграммы РОСТА, вполне успешно претворяя в жизнь ленинскую формулу, оперативно информируя советского гражданина о событиях, происходящих в жизни страны и за рубежом.

В истории радиожурналистики долгое время считалось, что микрофонные тексты (выражаясь современным языком) «Устной газеты» не сохранились. Однако Т. М. Горяевой, авторитетному специалисту в области истории радиовещания, удалось выявить некоторые тексты, благодаря полистному просмотру документов учреждений, причастных к идеологическому и организационному контролю над радиовещанием [2, с. 36-40].

Многое в существовании и развитии «Устной газеты» обусловливалось ее «многоликим» адресатом. Радиогазета передавалась через репродукторы, установленные на шести центральных площадях Москвы. К девяти часам вечера - времени начала передачи - вокруг репродукторов собиралось довольно большое количество народу, любопытство соединяло людей самых разных возрастных, социальных, профессиональных групп. На такую - массовую, в прямом смысле этого слова, аудиторию была рассчитана и форма подачи материала. Функцию, которою позже назовут профессией диктора, выполняли сначала сотрудники Центральной телефонной станции, чуть позже - артисты московских театров. И те и другие были лишены каких-либо навыков того, как следует читать в микрофон. Но они знали, что слова их обращены к многочисленной толпе - на одной из площадей, оборудованной громкоговорителем. Можно предположить, что стиль передачи был близок к митинговому. Такая манера чтения микрофонных текстов вполне органично вписывается в представление об образе типичного оратора 1920-х годов, который складывается, например, по сохранившимся записям выступлений революционных вождей и партийных деятелей.

В 1923 году был организован Трест заводов слабого тока, объединяющий все предприятия отрасли - налаживается деятельность отечественной радиопромышленности. Начинается серийное производство радиоаппаратуры, она становится более доступной, расширяется число городов, охваченных лихорадкой радиовещания. Растет число радиолюбителей, своими руками собиравших простейшие радиоприемники.

С появлением первых небольших приемников, радио становится принадлежностью домашней жизни. Радиослушатель перемещается с городской площади, где радиогазете внимало

множество народу, в комнату, к небольшому прибору с наушниками. Восприятие радиопередачи из коллективного процесса становится индивидуальным.

Радиовещание постепенно входило в городской быт, недавнее чудо становилось атрибутом повседневной жизни. Постепенно происходила трансформация восприятия: от простого наивного интереса к самому явлению слушатель переходит к оценке содержания радиосообщения, формы его подачи. Радиовещание перестает быть просто любопытным аттракционом: четко выделяется одна из его основных функций - средства массовой информации. В ответ на назревшую потребность организуется новое издание - «Радиогазета РОСТА». Ее принципиальным отличием была оперативность в предоставлении информации. Если раньше в «Устной газете» дублировали новости, о которых большинство слушателей знало из газет, то новое «радио-издание» поставляло слушателю информацию накануне ее выхода на страницы центральных газет.

«Радиогазету РОСТА» выпускало Акционерное общество «Радиопередача», созданное осенью 1924 года. Его главными учредителями выступили Трест заводов слабого тока, Российское Телеграфное агентство (РОСТА) и Наркомат почт и телеграфов. В августе того же года в число акционеров вошло Главное военно-техническое управление. Таким образом, управление радиовещанием в стране фактически оказалось в руках неправительственной организации. Это обеспечивало определенную долю свободы вещанию как в отношении финансов, так и, отчасти, в вопросах творчества.

Анализируя первые две сотни выпущенных под его начало номеров, ответственный редактор «Радиогазету РОСТА» Б. Г. Данский отчитывался: «Если сравнить последние номера радиогазеты с ее первыми номерами, то газеты просто не узнать. Сейчас наша радиогазета - совсем, как настоящая, заправская газета. Ежедневно в газете две статейки - о заграничных и о наших советских делах. Телеграмм ежедневно не менее 10-15. Важнейших московских сообщений 15-20. Новостей науки и техники тоже 5-10 заметок. Кроме того, отзывы о театре и кино, о книгах, отдел спорта, юридический отдел, стихи, рассказы, ча-

стушки и т. д. Наконец, переписка с радиослушателями - ежедневно помещается 5-10 ответов на письма, интересные не только для написавших письма, но и для широкой массы радиослушателей» [3, с. 2].

«...стихи, рассказы, частушки и т. д.» -в таком скромном виде в радиогазете РОСТА начинает свое существование литературный театр1 на радио. Если раньше художественное слово появлялось в эфире эпизодически, ограничивалось чтением стихов и лозунгов в концертах, посвященных очередной революционной дате, теперь оно получило, хотя и скромное, но стабильное место в регулярном радиовещании.

В отношении литературных фрагментов -и так весьма строго отбираемых по идеологическим соображениях - активно применялся монтаж. Как технологическое средство монтаж появился на радио с внедрением технологии звукозаписи. В живом вещании монтаж тем не менее уже использовался - как выразительное средство. Это была особая форма композиции, отдельные части которой соединялись друг с другом не на пленке, а при исполнении в эфире. Комментарий ведущего являлся одной из составляющих этих начальных форм радиомонтажа.

Первые месяцы «Радиогазета РОСТА» выходила четырежды в неделю - в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Затем выпуски становятся ежедневными. Наконец, с 31 марта 1925 года, радиогазета начинает выходить дважды в день -появляются утренний и вечерний выпуски, которые существенно отличаются друг от друга.

Утренний выпуск представлял собой некую обширную подборку на актуальную тему. Довольно часто выпуск строился вокруг события дня политической или общественной жизни. Выпуск радиогазеты посвящался, например, очередному партийному съезду или визиту важного иностранного гостя. Иногда в центре внимания оказывалась годовщина какого-либо исторического события.

1 Здесь и далее мы будем использовать понятие литературного театра на радио так, как его использовал А. А. Шерель, исключительно применительно к радиотеатру, не претендуя на раскрытие термина «литературный театр» в контексте взаимоотношений театра и литературной эстрады [5, с. 276-283].

Вечерняя радиогазета строилась несколько иначе. Она была более информационной, хотя в задачу выпуска не входило дать полную панораму событий, построенную на агентских телеграммах, но отдельные фрагменты этой панорамы могли в эфире присутствовать. Часто вечерний выпуск давал более развернутую картину того события, о котором говорилось в утреннем. Метод работы репортеров радиогазеты был тот же, что и в обычной ежедневной газете: утром они получали задание, примерно к двум часам дня корреспонденты предоставляли материал в редакцию, где шла подготовка вечернего выпуска. То есть вполне вероятно, что корреспондент, вернувшийся с задания, иногда мог выйти в радиоэфир и непосредственно рассказать о событиях, которым он только что был свидетелем, минуя контроль редактора, а значит и цензора. Это еще раз говорит о довольно значительной степени свободы, которой пользовались создатели радиогазеты в эти годы.

По тем или иным причинам, механизмы государственного контроля на радио начинают складываться сравнительно поздно - в 19261927 годы. До этого управление радиовещанием находилось в руках частных предпринимателей - акционеров общества «Радиопередача», что гарантировало некоторую свободу творчества. Разумеется, степень этой свободы не стоит преувеличивать. Выпуск «Радиогазеты РОСТА» осуществлялся под идейно-политическим контролем Агитпропа ЦК партии.

Разделение «Радиогазеты» объяснялось стремлением удовлетворить запросы разных категорий радиослушателей. Мероприятия по изучению состава слушательской аудитории и анализу эффективности радиовещания начались едва ли не одновременно с первыми выпусками «Радиогазеты РОСТА». Этим занимались Общество Друзей Радио2, Главполитпросвет и специальное бюро при культотделе акционерного общества «Радиопередача». Однако в действительности в этом разделении вещания просматривается не столько желание угодить реальному слушателю, сколько создать иллюзию существования неко-

2 Созданная в 1924 году добровольная общественная организация, в задачи которой входили пропаганда идей радиовещания, популяризация радиотехнических знаний, содействие развитию радиолюбительства.

его «идеального» советского радиослушателя. Подразумевалось, что каждый вечер, после отработанной на заводе или фабрике смены, каждый представитель рабочего класса садится у своего радиоприемника и вовсе не для того, чтобы просто развлечься после рабочего дня. Нет, он внимательно слушает вечерний выпуск «Радиогазеты», чтобы быть в курсе последних событий политической и общественной жизни. Такой вечерний «досуг» был как бы единственно правильным для жителей «страны рабочих и крестьян».

«Утренняя газета РОСТА» знакомила слушателей не только с «переосмысленными» в духе времени произведениями классической литературы. В эфире освещалось творчество и современных советских писателей, поэтов и драматургов, а также зарубежных авторов, но только тех, чье творчество было созвучно идеям революции.

Создатели радиогазеты подходили к отбору художественного материала для его непосредственной передачи в эфир избирательно. Особенно часто в утренней радиогазете передавались произведения рабочих и крестьянских поэтов и писателей - выдвиженцев от Российской ассоциации пролетарских писателей - всемогущего РАППа. Сами названия стихов, выходивших в эфир, позволяют составить некоторое представление: «О смазчике», «В прокатном», «Веселый столяр». Или «Сын завода», «Смычка», «Красный марш». Несмотря на довольно примитивный эстетический уровень этих опусов, для исследователя они представляют определенный интерес. Ведь, как верно отмечали некоторые специалисты в области концепции ментальности, повседневное сознание народа особенно ярко проявляется отнюдь не в высокой, элитарной культуре, но, напротив, в культуре народной, массовой [4, с. 12-13]. Однако подобные опусы были далеко не единственным способом наполнения литературного вещания.

В 1920-е годы, когда художественное радиовещание делало свои первые шаги, с ним шли на сотрудничество вполне состоявшиеся, порой даже знаменитые литераторы. Именно в «Радиогазете» были впервые «опубликованы» очерки, фельетоны и рассказы многих известных писателей, поэтов, публицистов. Для микрофона эпизодически работали писатели и поэты такого уровня, как

Михаил Зощенко, Леонид Леонов, Валентин Катаев, Михаил Кольцов, Владимир Маяковский.

Постепенно литературное вещание перерастает рамки соответствующего раздела радиогазеты. В эфир начинают выходить «Радиовечера» и «Живые альманахи» - литературные чтения, посвященные творчеству современных писателей. В них выступали иногда сами литераторы, отрывки их произведений читали у микрофона профессиональные актеры и чтецы, иногда слово предоставлялось критикам-литературоведам.

«Радиогазета РОСТА», выходившая с 23 ноября 1924 года по 17 мая 1926 года [7, с. 108-137], положила начало периоду, когда радиогазеты как центральных станций, так и выпускавшиеся на местах стали основной формой наполнения эфира. К началу 1930 года в СССР насчитывалось порядка 300 радиогазет центрального и местного вещания [6, с. 34].

Обязательной составляющей радиогазеты были музыкальные и литературные разделы, из которых впоследствии вырастут различные направления художественного радиовещания, в том числе и радиотеатр.

Каких бы сюжетов ни касалась радиогазета, она давала не только обширную, но и в значительной мере мифологизированную картину современной жизни. Даже когда речь шла о пропаганде классической литературы, работники радио - в духе времени - старались выпячивать классовые противостояния, мотивы капиталистической эксплуатации, борьбы обездоленных масс против угнетателей.

По весьма точному замечанию Маршалла Маклюэна «Англия и Америка получили "прививку" против радио, долгое время находившись под воздействием письменности и индустриализма. Эти формы предполагают интенсивную визуальную организацию опыта. У более приземленных и менее визуальных европейских культур иммунитета к радио не было. Его племенная магия не прошла мимо них, и старая сеть родства снова начала резонировать, но теперь уже с нотой фашизма» [5, с. 339].

В нашей стране ситуация усугублялась еще и тем, что мифологическое сознание было характерно для многомиллионных советских масс. Многие исследователи [8, с. 302-340] констати-

руют мощное воздействие архаических мифов в русской политической культуре. Более того, некоторые ученые рассматривают революцию 1917 года как реализацию идеи крестьянской общины и «большую крестьянскую революцию» [1, с. 99]. Здесь следует учитывать особенности 1920-х годов. Революция, гражданская война, а затем коллективизация стронула с мест и бросила в города множество вчерашних крестьян,

психология которых одинаково плохо усваивала и социалистические догмы, и произведения левого авангарда 20-х годов, и произведения мировой классической культуры, заново осмысленные сквозь призму советской идеологии. Зато вчерашний мужик легко поддавался на идеи коллективизма, тяготевшие к церковной соборности, на патриархальный культ вождя, на праведность всеобщего равенства в нищете.

Литература

1. Бабашкин В. В. Крестьянский менталитет: наследие России царской и России коммунистической // Общественные науки и современность. - 1995. - № 2. - С. 99-110.

2. Горяева Т. М. Радио России. Политический контроль радиовещания в 1920-30-х годах. Документированная история. - М.: РОССПЭН, 2009. - 159 с.

3. Данский Б. Г. Радиогазета и радиослушатель // Новости радио. - 1925. - № 30. - С. 2-3.

4. Ионов И. Н. Историческое бессознательное и политический миф. Историографический очерк // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. - М.: РГГУ, 1996. - 95 с.

5. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2017. - 464 с.

6. Платов М. Не надо изобретать обезьяну // Советское радио и телевидение. - 1962. - № 2. - С. 34.

7. Ружников В. Н. Так начиналось: историко-теоретический очерк советского радиовещания 1917-1928. - М.: Искусство, 1987. - 208 с.

8. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX веков. - М.: Наука, 1967. - 339 с.

9. Шерель А. А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: очерки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 576 с.

References

1. Babashkin V.V. Krest'yanskiy mentalitet: nasledie Rossii tsarskoy i Rossii kommunisticheskoy [Peasant mentality: the legacy of tsarist and communist Russia]. Obshchestvennye nauki i sovremennost'[Social sciences and modernity],

1995, no. 2, pp. 99-110. (In Russ.).

2. Goryaeva T.M. Radio Rossii. Politicheskiy control' radioveshchaniya v 1920-30-kh godakh. Dokumentirovannaya istoriya [Radio of Russia. Political Control of Broadcasting in the 1920s and 30s. Documented history]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2009. 159 p. (In Russ.).

3. Danskiy B.G. Radiogazeta i radioslushatel' [Radio newspaper and radio listener]. Novosti radio [Radio news], 1925, no. 30, pp. 2-3. (In Russ.).

4. Ionov I.N. Istoricheskoe bessoznatel'noe i politicheskiy mif. Istoriograficheskiy ocherk [Historical unconscious and political myth. Historiographic essay]. Sovremennaya politicheskaya mifologiya: soderzhanie i mekhanizmy funktsionirovaniya [Modern political mythology: content and mechanisms of functioning]. Moscow, RGGU Publ.

1996. 95 p. (In Russ.).

5. Maklyuen M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: The Extensions of Man]. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2017. 464 p. (In Russ.).

6. Platov M. Ne nado izobretat' obez'yanu [No need to invent a monkey]. Sovetskoe radio i televidenie [Soviet radio and television], 1962, no. 2, p. 34 (In Russ.).

7. Ruzhnikov V.N. Tak nachinalos': istoriko-teoreticheskiy ocherk sovetskogo radioveshchaniya 1917-1928 [So it began: a historical and theoretical essay on Soviet radio broadcasting 1917-1928]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1987. 208 p. (In Russ.).

8. Chistov K.V. Russkie narodnye sotsial'no-utopicheskie legendy XVII-XIXvekov [Russian folk socio-utopian legends of the 17th - 19th centuries]. Moscow, Nauka Publ., 1967. 339 p. (In Russ.).

9. Sherel A.A. Audiokul'tura XX veka. Istoriya, esteticheskie zakonomernosti, osobennosti vliyaniya na auditoriyu: ocherki [Audio culture of the XX century. History, aesthetic patterns, features of influence on the audience: essays]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2004. 576 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.