Научная статья на тему 'Зарождение основ спортивной тренировки и формирование понятийного аппарата в науке о физической культуре и спорте'

Зарождение основ спортивной тренировки и формирование понятийного аппарата в науке о физической культуре и спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1167
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / НАУКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / HISTORY / SCIENCE / PHYSICAL CULTURE / SPORT / SPORTS TRAINING / TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворожко Юрий Викторович, Любина Екатерина Сергеевна

Определение тенденции, проблем и приоритетных направлений в процессе формирования основ спортивной тренировки в пореформенной России способствует поиску эффективных путей развития теории и практики спортивной тренировки, повышению качества исследований в спортивной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворожко Юрий Викторович, Любина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of the tendency, problems and main directions in the course of formation of the bases of sports training in post-reform Russia promotes the search of effective ways of development of the theory and practice of sports training that allows improving the quality of researches in sport science

Текст научной работы на тему «Зарождение основ спортивной тренировки и формирование понятийного аппарата в науке о физической культуре и спорте»

№ 337

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Август

2010

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 930.1:796

Ю.В. Ворожко, Е.С. Любина

ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В НАУКЕ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

Определение тенденции, проблем и приоритетных направлений в процессе формирования основ спортивной тренировки в пореформенной России способствует поиску эффективных путей развития теории и практики спортивной тренировки, повышению качества исследований в спортивной науке.

Ключевые слова: история; наука; физическая культура; спорт; спортивная тренировка; понятийный аппарат.

Спорт в конце XIX в. рассматривался как средство физического развития (в отдельных случаях - физического совершенствования), именно это и было главной целью занятий спортом. Он подразделялся на подвижный и неподвижный; подвижный, в свою очередь, - на элементарный и высший. К высшему относили охоту, верховую езду, греблю, парусный и велосипедный спорт, а к элементарному - гимнастику, борьбу, фехтование, конькобежный спорт, элементы легкой атлетики (бег и ходьбу), плавание, игры с предметами. Неподвижный спорт включал в себя стрельбу, разведение животных, садки (голубиные и псовые), бои животных, садоводство, собирание коллекций, домашние игры (бильярд, лото, домино, карты, кости, шашки, шахматы). В этот период целью занятий спортом не было достижение высоких результатов [1].

С развитием спортивной науки и ростом числа занимающихся в клубах и обществах появилась потребность в правильно организованных методических подходах к спортивной тренировке. В конце XIX в. это было связано и с тем, что спорт рассматривался как одно из наиболее мощных средств правильного и всестороннего физического развития.

Цель данной статьи - определить тенденции, проблемы и основные направления формирования основ спортивной тренировки в сфере физической культуры и спорта в пореформенной России.

В рассматриваемый период появились научные исследования о влиянии занятий отдельными физическими упражнениями на организм занимающихся; возникла необходимость в создании специальных систем подготовки атлетов с учетом функциональных изменений при занятиях спортом. Отечественные авторы начинают разрабатывать вопросы периодизации и планирования спортивной тренировки; в отдельных работах дается определение спортивной тренировки, отмечается необходимость предварительного отбора. Наибольшую роль в развитии науки о спорте сыграли К. Михайлов, М. Кистер, В. Гуд, В. Краевский и др. Необходимо подчеркнуть, что все вышеназванные авторы, представляя рекомендации будущим спортсменам, прежде всего обобщали свой личный опыт [1. С. 81].

В 1890-х гг. исследователи предприняли попытки определения периодизации тренировочного процесса. А. Ивашенцов, М. Кистер, В. Краевский отмечали, что тренировка необходима для всякого вида спорта, а так

как определенный вид спорта требует выполнения специфических движений и работы определенных мышечных групп, то спортивная тренировка подразделяется на общую, или гигиеническую, и специальную.

Под общей тренировкой понималась подготовка организма занимающихся к физической работе, т.е. повышение физической работоспособности. Кроме того, общая тренировка имела целью снизить количество жировых отложений в организме и увеличить жизненную емкость легких. Другими словами, общая тренировка есть просто правильный образ жизни [2].

В общую тренировку включались:

1) упражнения;

2) диета;

3) образ жизни.

К общеразвивающим упражнениям относили ходьбу, бег, плавание, катание на коньках, бокс, борьбу, гимнастику. Диета подразумевала исключение из рациона питания определенных продуктов и алкогольных напитков и замену их пищей, содействующей образованию мяса или тканей тренирующихся [3].

Высокие спортивные достижения на состязаниях были показателем результативности спортивной тренировки, а ее главная задача определялась как подготовка к выступлению на соревнованиях.

В конце XIX столетия в работах многих исследователей формулируется цель спортивной тренировки: физическое совершенствование физического развития спортсмена посредством физических упражнений. Результат ее ученые видели в достижении высоких спортивных показателеей при выступлении на соревнованиях. Б.А. Котов разработал периодизацию тренировки, на которую впоследствии опирались советские ученые. Он выделил 3 периода: 1) общий, целью которого является общее укрепление здоровья; 2) подготовительный - развитие необходимых физических качеств: силы, выносливости, ловкости и др.; 3) специальный -отработка техники и подготовки к соревнованиям [4].

В 90-х гг. XIX в. стали делить спортсменов по степени подготовленности в отдельных видах спорта -велосипедных гонках, конькобежном спорте.

Анализ монографий по спортивной тематике позволяет констатировать, что в конце XIX столетия в связи с зарождением и распространением в России отдельных видов спорта, развитием спортивной науки выделилось и теоретико-методическое направление. Заро-

дились основы спортивной тренировки, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие теории и методики спорта. В 1880-1890-х гг. отечественные авторы, анализируя собственный опыт занятий спортом, наибольшее внимание уделяли вопросам планирования и периодизации спортивной тренировки, нормирования тренировочной нагрузки; разрабатывали методические приемы обучения двигательным действиям. Наиболее популярным был метод расчлененного упражнения. Закладывались основы спортивной техники; отмечался процесс формирования взглядов на тактическую подготовку спортсменов в отдельных видах спорта. Работы отечественных исследователей теории и методики спортивной тренировки 80-90-х гг. XIX столетия оказали огромное влияние на дальнейшее развитие этой отрасли знания [5].

Не менее важным был процесс зарождения научных основ спортивной тренировки, спортивной науки в целом. Создание общенаучного понятийного аппарата, на наш взгляд, является одним из признаков функционирования и развития системно-организованной науки о ФИС, развитие которой продолжается и сегодня.

Возникновение основных научных понятий можно отнести еще ко второй половине XVIII - первой половине XIX в. Именно в этот период заимствованное понятие «физическая культура» начинает использоваться в значении «гимнастика из-за границы», в том числе военно-физическая подготовка, физическое образование, воспитательно-оздоровительные праздники и подготовка к ним [6].

Понятие «физическое воспитание» впервые было использовано Н.И. Новиковым (1744-1818) применительно к военно-физической подготовке: в «Журнале Министерства народного просвещения» он опубликовал научнометодические материалы по вневойсковой и военной физической подготовке молодежи как обязательной части дворянского образования, которая играет большую роль и для подготовки русской армии и флота [6].

Во второй половине XIX в. трактовки понятия «физическое воспитание» отличались большим разночтением. Авторы полагают, что это связано с выделением двух основных направлений в построении концепции физического воспитания - гигиенического, основоположником которого был Е.А. Покровский, и образовательного, создателем которого являлся П.Ф. Лесгафт.

Рассматривая физическое воспитание в оздоровительном аспекте, приверженцы гигиенического направления по сути сводили его к тренировке систем жизнеобеспечения, направленному воспитанию физических качеств человека. «Под именем физическое воспитание, - писал Е.А. Покровский, - как известно, врачи подразумевают многочисленную совокупность факторов, которыми обусловливается телесное развитие человека, начиная с рождения и кончая взрослым состоянием его» [7. С. 37]. Зачастую понятие «физическое воспитание» механически заменялось другими: «физическое развитие», «гимнастика», «атлетика», «физическая и телесная культура», которые использовались как равнозначные.

Создатель образовательного направления профессор П. Ф. Лесгафт, отказавшись от традиционных взглядов на физическое воспитание, трактовавших этот про-

цесс в рамках оздоровительного воздействия на человека, строго разграничил понятия «физическое воспитание» и «физическое образование». Термин «физическое образование», впервые раскрытый им на научной основе, понимался однозначно как осознанный процесс воздействия физических упражнений на человека с целью формирования двигательных умений, навыков и специальных знаний [7].

Таким образом, впервые используя термин «физическое образование», П.Ф. Лесгафт понимал его однозначно как осознанный процесс воздействия физических упражнений на человека [4].

В русской педагогической и спортивной терминологии понятие «физическая культура» было впервые введено в 1910 г. помощником заведующего училищами г. Москвы С.В. Зенченко. Он определил физическую культуру как совокупность трех терминов: «физическое воспитание», «физическое развитие» и «физическое образование». Определение термина «физическая культура» в формулировке С. В. Зенченко было зафиксировано в резолюции первого общеземского съезда по народному образованию, который состоялся в Москве в августе 1911 г., в разделе «Физическое образование и воспитание» [8].

Впервые, по данным П. А. Столпянского, слово «спорт» было упомянуто в 1851 г. в газете «Северная пчела», издаваемой Ф.В. Булгариным; понятие «спорт» подразумевало «все гимнастические упражнения или забавы. Сюда же принадлежит псовая охота, стрельба в цель, фехтование, верховая езда, охота, рыболовство, мореплавание» [9. С. 30]. Точного определения понятия «спорт» в источниках конца XIX в. нет. В журнале «Охотник» за 1887 г. дается следующее определение этого термина: «честолюбивое стремление к достижению чего-либо особенно выдающегося в сфере телесных упражнений». В этом же журнале была представлена классификация видов спорта.

Как отмечает К.В. Цуркан, первая представленная систематизация спорта была примитивной, поскольку не имела научного обоснования. Спорт в это период рассматривался в основном как средство физического развития, а занятия спортом практически не ставили целью достижение высоких результатов [10].

Лишь в 80-90 гг. XIX в. была предпринята попытка по-новому рассмотреть понятия «спорт», «спортивная тренировка». Это связано с появлением научных исследований о влиянии занятий отдельными физическими упражнениями на организм занимающихся. В числе таких работ необходимо отметить труды М. Кис-тера «Английский бокс»(1899 г.), В.Е. Игнатьева «Физическое воспитание», Ф.В. Геннига «Техника и тренировка легкой атлетики» (1913 г.), Б.А. Котова «Олимпийский спорт» (1916 г.) и др.

Журнал «Спорт» за 1897 г. приводит следующее определение: «Спорт есть разумное развлечение, духовная пища самого лучшего качества, он развивает и воспитывает тело, ум и душу, только тот и есть взрослый и зрелый человек, кто не чуждается спорта и кто развлекается разумно!» (В.Е. Петракова, 1999). В отечественной спортивной литературе появляются определения также спортивной тренировки. Одним из первых такое определение дал В. Гуд в 1889 г.: «Под тре-

нировкой тела я подразумеваю... развитие силы... мускулов и вообще здоровья» [11. С. 42].

М. Кистер под спортивной тренировкой понимал искусство привести человеческий организм в такую готовность, чтобы он был в состоянии в назначенный день (состязания) произвести наибольшую физическую работу, к которой по своему природному расположению не всегда способен [11] .

В рассматриваемый период предпринимались попытки упорядочения терминологии спорта. Впервые в отечественной литературе по истории спорта призыв разобраться в терминологии прозвучал в 1887 г. [12]. Путаница возникала в связи с тем, что понятия в этой

сфере часто заимствовались из иностранной литературы. Но отечественные ученые, врачи, педагоги и спортсмены внесли свой вклад в разработку национальных основ системы физического воспитания и спорта.

Таким образом, на первом этапе развития науки в области ФИС еще не было единства в определении терминов «физическое воспитание», «спорт», однозначно был истолкован термин «физическое образование», а термин «физическая культура» наполнился новым содержанием. В связи с этим неоднократно предпринимались попытки к упорядочению терминологии физического воспитания, спортивной тренировки, общей теории спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. ПетраковаВ.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века.): Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. С. 31.

2. Столбов В.В. и др. История физической культуры и спорта: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2000. С. 241.

3. Петракова В.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века.): Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. С. 6.

4. Цуркан К.В. Физическое воспитание и спорт в Москве во второй половине XIX - начале XX вв. (исторический очерк): Дис. ... канд. пед.

наук. Калинин, 1965. С. 217.

5. Петракова В.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века): Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. С. 87.

6. Кулинко Н.Ф. Основные периоды и этапы в развитии отечественной истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины //

Теория и практика физической культуры. 1997. № 1. С. 10-13.

7. Карпушко Н.А. Развитие научно-методических основ физического воспитания в дореволюционной России: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1982.

247 с.

8. Цуркан К.В. Физическое воспитание и спорт в Москве во второй половине XIX - начале XX вв. (исторический очерк): Дис. ... канд. пед.

наук. Калинин, 1965. С. 214.

9. Петракова В.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века): Дис. ... канд. пед наук. М., 1999. С. 30.

10. Цуркан К.В. Физическое воспитание и спорт в Москве во второй половине XIX - начале XX вв. (исторический очерк): Дис. ... канд. пед. наук. Калинин, 1965. С. 215.

11. Петракова В.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века: Дис. ... канд. пед наук. М., 1999. С. 87.

12. СуникА.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков. М.: Советский спорт, 2004. С. 148.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 29 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.