Научная статья на тему 'Зарождение метода тестов в отечественной школе (на примере естественнонаучного образования)'

Зарождение метода тестов в отечественной школе (на примере естественнонаучного образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод тестирования / историографический анализ / естественнонаучное образование / применение метода тестов с начала ХХ в. до 1960-х гг. / the test method / the historiographical analysis / the naturalscience education / using the test method from the beginning of the twentieth century to the 1960s

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миренкова Елена Васильевна

В статье обоснована актуальность обращения к истории зарождения метода тестов в отечественной школе. На основе проведенного историографического анализа показано, как метод тестов появился и получил развитие за рубежом, затем начал распространяться в России. Дана краткая характеристика функционирования школ с начала ХХ в. до второй половины 1960-х гг. во взаимосвязи с образовательной политикой государства, состоянием учета и контроля знаний школьников, применением тестов. В течение этого периода четко выделяются три этапа в развитии тестирования. С начала ХХ в. по 1935 г. – этап становления и активного использования тестов. Второй этап – с 1936 г. до начала 1960-х гг. Это этап отрицания тестов и застоя в тестировании. С начала 1960-х гг. начался этап активного возрождения метода тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of the test method in the domestic school (the case study of natural science education)

The article substantiates the relevance of the appeal to the history of the genesis of the test method in the domestic school. Based on the conducted historiographical analysis, it is shown how the test method appeared and was developed abroad, then began to spread in Russia. A brief description of the functioning of schools from the beginning of the twentieth century to the second half of the 1960s is given in connection with the educational policy of the state, the state of assessment and control of students’ knowledge, the use of tests. During this period, three stages in the development of testing are clearly distinguished. From the beginning of the twentieth century to 1935 – the stage of formation and active use of tests. The second stage – from 1936 to the early 1960s. This is the stage of denial of tests and stagnation in testing. Since the beginning of the 1960s, the stage of active revival of the test method has begun.

Текст научной работы на тему «Зарождение метода тестов в отечественной школе (на примере естественнонаучного образования)»

УДК 373.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-127-138

ББК 74.202.6

ЗАРОЖДЕНИЕ МЕТОДА ТЕСТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

THE GENESIS OF THE TEST METHOD IN THE DOMESTIC SCHOOL (THE CASE STUDY OF NATURAL SCIENCE EDUCATION)

Миренкова Елена Васильевна

Профессор кафедры экологии и химии, ФБГОУ «Смоленский государственный университет», доктор педагогических наук, доцент E-mail: mirenkowa.elena@yandex.ru

Mirenkova Elena V.

Professor at the Department of Ecology and Chemistry, Smolensk State University, ScD in Education, Associate Professor E-mail: mirenkowa.elena@yandex.ru

Аннотация. В статье обоснована актуальность обращения к истории зарождения метода тестов в отечественной школе. На основе проведенного историографического анализа показано, как метод тестов появился и получил развитие за рубежом, затем начал распространяться в России. Дана краткая характеристика функционирования школ с начала ХХ в. до второй половины 1960-х гг. во взаимосвязи с образовательной политикой государства, состоянием учета и контроля знаний школьников, применением тестов. В течение этого периода четко выделяются три этапа в развитии тестирования. С начала ХХ в. по 1935 г. - этап становления и активного использования тестов. Второй этап - с 1936 г. до начала 1960-х гг. Это этап отрицания тестов

Abstract. The article substantiates the relevance of the appeal to the history of the genesis of the test method in the domestic school. Based on the conducted historiographical analysis, it is shown how the test method appeared and was developed abroad, then began to spread in Russia. A brief description of the functioning of schools from the beginning of the twentieth century to the second half of the 1960s is given in connection with the educational policy of the state, the state of assessment and control of students' knowledge, the use of tests. During this period, three stages in the development of testing are clearly distinguished. From the beginning of the twentieth century to 1935 - the stage

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Миренкова Е. В., 2024

и застоя в тестировании. С начала 1960-х гг. начался этап активного возрождения метода тестов.

of formation and active use of tests. The second stage - from 1936 to the early 1960s. This is the stage of denial of tests and stagnation in testing. Since the beginning of the 1960s, the stage of active revival of the test method has begun.

Ключевые слова: метод тестирования,

Keywords: the test method,

историографический анализ, естественнонаучное the historiographical analysis, the natural-образование, применение метода тестов с начала science education, using the test method

Для цитирования: Миренкова Е. В. Зарождение Cite as: Mirenkova e. v. The genesis

Учет и контроль учебных достижений - неотъемлемая составная часть процесса обучения. Определение результативности обучения возникло одновременно с самим обучением. Несмотря на то, что контроль в том или ином виде всегда присутствует в обучении, по мере исторического развития образовательной теории и практики менялись формы, методы, средства определения результатов, виды контрольных мероприятий, их интенсивность, разрабатывались критерии оценок, подходы для интерпретации полученных данных.

Метод тестов как способ выявления учебных результатов возник относительно недавно, а широкое его внедрение в современную образовательную практику вызывает к нему повышенный интерес. Подчеркнем «важность и педагогическую ценность этого метода, дающего возможность статистически точно анализировать процесс получения образования, искоренять недочеты и видеть дальнейшие перспективы его развития» [1, с. 27]. Кроме того, около пятидесяти лет назад считалось, что «тесты представляют собой одну из наиболее доступных форм применения математических методов к оценке такого сложного педагогического явления, как процесс усвоения знаний и формирования умений и навыков» [2, с. 135].

Охарактеризуем историю появления метода тестирования в отечественном образовании, чтобы выявить тенденции его развития, в том числе на уровне конкретных предметных практик, с целью актуализации положительного педагогического опыта.

С начала ХХ в. вплоть до послереволюционных годов в российском образовании господствовали гуманистические тенденции, в соответствии с которыми акцент

ХХ в. до 1960-х гг.

from the beginning of the twentieth century to the 1960s.

метода тестов в отечественной школе (на примере естественнонаучного образования) // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 127-138. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-127-138.

of the test method in the domestic school (the case study of natural science education). Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 1, pp. 127-138. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-127-138.

с контроля и оценки результатов обучения смещался на процесс приобретения знаний, индивидуальные психологические характеристики учащихся. Претворяя в жизнь идеи демократизации, органы управления образованием предписывали учителю снизить свои контролирующие функции, стать для учеников советчиком и старшим товарищем. Постановлением Наркомпроса от 31 (18) мая 1918 г. роль контроля в образовании свелась к нулю: были полностью отменены баллы, экзамены и индивидуальные проверки учащихся [3].

Совершенно очевидно, что отмена контролирующих процедур привела к негативным последствиям, и результатом стало смягчение официальной политики по отношению к педагогическому контролю уже в начале 1920-х гг. Стала допускаться проверка знаний учащихся с помощью письменных работ и собеседований, была введена практика проведения зачетов и применения тестов. В 1922 г. была создана особая коллегии по учету работы школ при научно-педагогической секции ГУС (Государственного ученого совета) Наркомпроса. Начиная с 1926 г. стали применяться разнообразные формы контроля: дневники учащихся, дискуссии, рефераты, коллективные отчеты, зачеты, вопросы, тесты и письменные контрольные работы [3].

Теория и практика применения тестов в России развивались в русле общемировых тенденций. Метод тестирования зародился за рубежом. Его родоначальником считают англичанина Френсиса Гальтона (F. Galton; 1822-1911), который одним из первых сделал попытку измерить различия между людьми в области элементарных психических процессов [1].

Испытания, проводившиеся в его лаборатории, Ф. Гальтон назвал умственными тестами. Этот термин получил широкое распространение после статьи американского психолога Джеймса Мак-Кина Кеттела (James McKeen Cattell; 1860-1944), некоторое время работавшего в лаборатории Ф. Гальтона. Горячий сторонник и пропагандист тестового метода, Дж. Кеттел считал тест инструментом для проведения научного эксперимента; им же были созданы многочисленные умственные тесты.

Несмотря на то, что первые научно значимые тесты были созданы в психологии, они были сопряжены с задачами педагогики и применялись, главным образом, в сфере образования. Первая система тестов, опубликованная Дж. Кеттелом в 1890 г., проходила апробацию в лабораториях нескольких колледжей [4, с. 27].

Большой вклад в развитие тестологии внес французский ученый Альфред Бине (Alfred Binet; 1857-1911), создавший в соавторстве с Теодором Симоном (Thеodore Simon; 1873-1961) первые практические психологические тесты для диагностики детей с задержкой умственного развития.

Начало ХХ в., когда американский психолог В. А. Макколл предложил разделить тесты на два вида: педагогические и психологические, считается началом развития педагогического направления в тестологии.

Наиболее масштабное внедрение тестов в систему образования имело место в США и связано оно с именем Эдварда Ли Торндайка (Edward Lee Thorndike; 18741949). Именно его считают основоположником педагогического тестирования.

Под его руководством или при личном участии в США в 1909-1915 гг. были созданы тесты по основным школьным дисциплинам [4; 5].

В нашей стране период с начала 1920-х до 1935 г. характеризуется активным применением тестов в школьном деле. Это время построения новой советской школы, когда поощрялись педагогические новации и эксперименты. В это время активно формируется новое научное направление - педология - наука о комплексном развитии детей. По результатам тестов и анкет педологи составляли характеристики учеников и давали рекомендации по комплектованию классов, режиму учебы.

Под эгидой Наркомата просвещения РСФСР при государственном финансировании были организованы специальные центры и лаборатории, которые занимались созданием тестов школьных достижений. В 1926 г. на основе американских аналогов были разработаны отечественные тесты по природоведению, обществоведению, счету, решению задач, на понимание чтения и правописание, на знание географической карты.

Централизованных тестов по химии, физике, биологии создано не было. Причины разные. Так, единая программа по химии была утверждена только в 1922 г., при этом предлагался несистематический курс, приближающий химию к практической жизни. Предмет изучался не во всех типах школ, стабильные учебники отсутствовали.

Наибольший интерес представляет учет и контроль работы школьников при изучении ими систематического курса химии, старт которому положили программа и написанный под нее первый стабильный учебник В. Н. Верховского, Я. Л. Голь-дфарба и Л. М. Сморгонского в 1932-1933 гг. Для облегчения работы учителя по этому учебнику этим же коллективом авторов была создана «Методика преподавания химии в средней школе» (1934). Глава о проверке знаний учащихся составлена В. Н. Верховским и включала довольно значительный материал, посвященный тестовой форме контроля. Автор подчеркивал, что «тесты представляют собой лишь одну из форм учета знаний и умений учащихся. Обладая целым рядом достоинств, они не могут претендовать на универсальность и отнюдь не исключают других видов учета» [6, с. 74].

В. Н. Верховский перечислял плюсы тестового метода: одновременный охват многих учащихся при одном работнике, гарантия от внесения субъективности в оценку знаний, возможность сравнения результатов успешности не только внутри класса, но и отдельных классов и даже школ между собой, возможность количественного выражения результатов учета успеваемости. Еще более подробно автор указывал на недостатки тестового контроля вообще и по химии в частности:

1. Кратковременность испытания со всеми недостатками, вытекающими из нее.

2. Не весь материал по химии может быть подвергнут тестированию. Не поддается частично тестированию то, что относится к лабораторной практике.

3. У педагога нет уверенности в том, что ответ учащимися не дан формально, без понимания самой химической сути явления. Эта уверенность в правильном

ответе может быть получена путем постановки дополнительных контролирующих вопросов, но это усложняет тест и делает его громоздким.

4. Составление тестов часто непосильно рядовому педагогу, а при готовых тестах намечается тенденция нарочитой подготовки, «натаскивания» учащихся.

5. Проведение тестов встречает технические трудности (затрата бумаги).

6. Обработка тестов требует большой затраты времени и труда со стороны педагога.

В частной «Методике преподавания химии в средней школе» были конкретизированы объекты тестового контроля: физические свойства веществ, химические закономерности, классификации химических явлений, распространение и применение веществ, умения решать расчетные задачи.

Здесь же были перечислены и возможные формы тестовых заданий по химии:

1) прямой вопрос (чаще всего);

2) подчеркивание;

3) перечисление;

4) требование дать чертеж, докончить начатый, сделать исправление;

5) задача на вычисление;

6) требование написать формулы и обратно;

7) написание химического равенства словами или формулами;

8) расстановка коэффициентов в написанном равенстве.

Давая рекомендации учителям по составлению тестовых заданий, В. Н. Вер-ховский указывает и требования к ним:

1. Тест должен быть краток.

2. Вопросы должны быть ясные и точные.

3. Нельзя давать подсказывающих вопросов.

4. Недопустимы альтернативные вопросы (да или нет).

5. Наиболее трудные вопросы следует располагать в середине.

6. Вопросы должны легко поддаваться учету или обработке.

7. Удобно предлагать тест в двух вариантах одновременно.

8. Тесты должны проводиться в такой обстановке, чтобы учащиеся смотрели на тестирование как на обычную форму работы.

Анализ описания метода тестов, сделанный представителем частной методики, позволяет заключить: автор дал многоаспектную, при этом четкую характеристику тестового метода, раскрыв как общие вопросы тестирования, так и частные, специфические предметные особенности. В этот период на примере конкретного учебного предмета не стоило ожидать глубоких теоретических обобщений. Перед ученым-методистом стояла задача кратко и емко показать возможности тестового метода контроля при обучении школьников химии, что и было блестяще сделано.

В пособии приводятся примеры тестов для седьмого и восьмого классов, в соответствии с рекомендациями - в двух вариантах. Приведем фрагменты из них (табл. 1 и табл. 2).

Таблица 1

Фрагмент теста по химии для VII класса по теме 1. Атомно-молекулярное учение.

2. Кислород. Окисление [6, с. 76]

№ Содержание вопросов Оценка

1 Приведите пример превращения одного простого вещества в другое простое вещество........................................................

2 Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях: СО2 + С = СО N + н2о = №ОН + н2

6 В чем заключается сходство элементов группы кислорода и группы галоидов?

7 Сожгли простое вещество и получили окисел, растворимый в воде. Как можно узнать, какое вещество сожгли - металл или неметалл?

8 Подчеркните окислители в следующих реакциях: СиО + Н2 = Си + Н20

10 Укажите два случая использования кислорода в технике:

Таблица 2 Фрагмент теста по химии для VIII класса по теме 1. Растворы. 2. Сера [6, с. 79]

№ Содержание вопросов Оценка

1 Подчеркните названия веществ, хорошо растворимых в воде: медный купорос, водород, ртуть, поваренная соль, масло, хлороводород

2 Какими средствами можно ускорить процесс растворения твердых веществ?

4 В 100 г воды при t 450 растворено 35 г селитры. Пользуясь прилагаемой кривой растворимости, определите: 1) Сколько граммов селитры не хватает до полного насыщения раствора? 2) На сколько градусов нужно понизить температуру, чтобы первоначально взятый раствор стал насыщенным?............

6 Чем элементы группы кислорода отличаются от элементов группы галоидов?

9 Какими способами серная кислота получается на заводах?

12 Назовите наиболее важные соли серной кислоты:

Анализ формы тестовых заданий позволяет заключить, что в подавляющем большинстве это были открытые задания, требующие самостоятельного краткого конструирования ответа. Тестовые задания составлены в полном соответствии с обозначенными выше рекомендациями и требованиями.

Важные выводы дает анализ содержания заданий.

Во-первых, следует констатировать разнообразие объектов контроля. Диагностике подвергаются как разные формы предметных знаний (понятия, факты, закономерности), так и ключевые предметные умения (расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, определять окислитель и восстановитель, решать расчетные химические задачи). Задания не простые, предполагающие владение и конкретной информацией, и умениями рассуждать; элементы угадывания при их выполнении практически сведены к нулю.

Во-вторых, заданиями целенаправленно выявляются умения школьников производить важнейшие логические операции. В данных примерах это операции сравнения.

В-третьих, выполнение тестовых заданий демонстрирует умения испытуемых пользоваться графическими средствами отображения информации, в частности -кривыми растворимости.

В-четвертых, многие задания имеют ярко выраженный практико-ориентиро-ванный характер. Их выполнение демонстрирует умения учащихся применять знания в химической лаборатории, в быту, знания производственных процессов.

Система образования регулируется государством. К началу 1930-х гг. в стране сложились условия, способствующие ослаблению внимания к тестовой форме контроля, а впоследствии и к полному отказу от нее.

Отчасти причины кроются в некритически заимствованном опыте зарубежной школы, механическом переносе методики применения тестов. Кроме того, полученные при тестировании результаты далеко не всегда удовлетворяли руководящие органы. Хорошие показатели демонстрировали испытуемые с «неблагополучным» для советского строя происхождением, в то время как дети с пролетарскими корнями показывали низкие результаты. Классовая дифференциация была неприемлема.

Эти и другие факторы способствовали тому, что 5 сентября 1931 г. вышло постановление Центрального Комитета партии «О начальной и средней школе», в котором особое внимание обращалось на строго индивидуальный учет знаний учащихся. Стандартизированная и в некотором роде обезличенная тестовая форма контроля не отвечала предписаниям. Стали появляться и другие постановления, регламентирующие работу школ.

Прогрессивные ученые и методисты пытались защитить тестовый метод контроля. Так, в той же частной «Методике» В. Н. Верховский утверждает, что «тестовый учет отнюдь не противоречит постановлению ЦК ВКП(б) от 25/УШ 32 г. в части учета. ...Выражение постановления ЦК «всякие сложные формы учета и отчетности запретить» не может быть применено к тестам, которые чаще упрощают учет, нежели усложняют его» [6, с. 74; выделено автором В. В.].

Постановлением от 14 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» тестовый инструментарий признан «буржуазным», дискриминирующим учащихся и «изгнан» из советской школы. Показательно будет отметить, что во втором издании «Методики преподавания химии в средней школе» (1936) о тестах упоминания уже нет [7].

Почти на тридцать лет в отечественной науке исследования в области разработки и применения заданий в тестовой форме были приостановлены, в то время как на западе они продолжали интенсивно развиваться. Прогрессивные учителя и преподаватели локально продолжали применять метод тестов в учебном процессе, однако серьезных площадок для обмета опытом не было. О том, что метод тестов в этот период не являлся существенным элементом учета и контроля знаний, можно судить по содержанию статей ведущих методистов-предметников [8-10]. В них раскрываются вопросы методики проверки и оценки успеваемости учащихся, характеризуются разнообразные формы и методы контроля, обобщается опыт учителей. О тестах в работах не упоминается.

Формальной точкой отсчета возрождения метода тестов стал 1956 г., когда прошел ХХ съезд КПСС. После него вначале в журнале «Коммунист», затем в журнале «Вопросы психологии» появились статьи о необходимости использования данных психологической науки на практике [4, с. 6]. Как было подчеркнуто ранее, психологические исследования в значительной мере были призваны обслуживать педагогический процесс.

Постановкой официального вопроса о возможности и целесообразности применения в советской школе тестового метода проверки знаний можно считать статью С. И. Воскерчьяна «Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников», опубликованную в журнале «Советская педагогика» в 1963 г. [11]. Автор убедительно доказывает необходимость объективизации оценки знаний, «точного выявления уровня успеваемости», подчеркивает возможность и необходимость внедрения в дидактику методов математики, утверждая, что «одной из доступных форм применения математики в педагогике... является метод тестов» [11, с. 30].

С. И. Воскерчьян считал, что «необходимо создавать советские школьные тесты и советскую теорию тестов» [11, с. 31]. В работе исследователь дал одно из самых удачных определений теста как кратковременного, технически сравнительно просто обставленного испытания, проводимого в равных для всех испытуемых условиях и имеющего вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого [11, с. 31].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заметим, что в Педагогическом словаре, изданном АПН РСФСР в 1960 г., тесты определялись как короткие стандартизованные задания, по которым проводятся испытания, применяемые психологами капиталистических стран для определения умственного развития, способностей, волевых качеств и других сторон личности [5, с. 129]. С. И. Воскерчьян оперировал понятием «дифференцирующая сила заданий», раскрывал взаимосвязь формы и «действительности» (показательности) теста, характеризует такие их свойства, как объективность и надежность [11].

Стимулом к развитию метода тестов послужила совокупность факторов. Стремительный рост в СССР в послевоенные годы числа студентов вузов и техникумов, в том числе заочной и вечерней форм обучения, обусловил необходимость применения массового экспресс-контроля знаний. Преподаватели стали внедрять тестовые

методы проверки. В вузах стали появляться электронные вычислительные машины, облегчающие обработку полученных данных. Все большее распространение приобретала технология программированного обучения, весьма существенным компонентом которой был элемент программированного контроля.

Адаптация набирающей популярность во всем мире теории программированного обучения в плоскость частных школьных методик обусловила появление соответствующих материалов в центральной печати и в нашей стране. В 1963 г. вышли обзорные статьи о программированном обучении в журналах «Физика в школе» [12] и «Химия в школе» [13]. Несколько позже, в 1969 г., аналогичные материалы были опубликованы в журналах «Биология в школе» [14] и «География в школе» [15]. Идеи программированного обучения более энергично воплощались при обучении физики, что находило отражение в достаточно интенсивном обмене и тиражировании педагогического опыта [16; 17]. Как элементы программированного контроля по всем предметам предлагались примеры тестов с выбором ответа, несколько реже - тестов со свободным ответом.

На этой волне научно-методические журналы «Химия в школе», «Биология в школе», «Физика в школе», «География в школе» с середины 1960-х гг. стали достаточно активно публиковать разнообразные практические наработки учителей в области тестового метода контроля образовательных достижений учащихся.

Проведенный библиографический и историографический анализы позволяют заключить:

1. Метод тестов зародился за рубежом. В Россию педагогическая тестология пришла из Америки в начале 1920-х гг.

2. Применение метода тестов в учебном процессе шло неравномерно, на него оказывали влияние социально-политическая ситуация и образовательная политика.

3. Государственная политика способна оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на систему образования, в том числе на оценивание его результатов.

4. В 1920-1930-х гг. метод тестирования не только получил известное распространение в нашей стране, но и активно развивался в рамках частных методик. В области естественнонаучного образования наибольшую разработанность на этапе своего становления метод тестов получил в методике обучения химии (В. Н. Верховский).

5. Обращение к историческому опыту подтверждает актуальность изучения методического наследия. Так, многочисленные идеи, заложенные в трудах одного из первых крупнейших методистов-химиков В. Н. Верховского, и сейчас являются востребованными и получают дальнейшее развитие. Можно констатировать, что еще в период становления метода тестирования учебных достижений обращалось внимание на (оперируя сегодняшней терминологией) метапредметные результаты школьников и особо актуальный сейчас прагматизм знаний.

6. После значительного перерыва (1930-е - начало 1960-х) возрождение и развитие метода тестов особенно активно стало осуществляться в рамках внедрения и распространения технологии программированного обучения. Среди естественнонаучных дисциплин наибольшую популярность программированное обучение, а вместе с ним и метод тестов получили в области физики.

7. С середины 1960-х гг. в рамках частных методик стартовало накопление богатого эмпирического опыта тестирования. Наступил важный и необходимый период, стимулирующий дальнейшее развитие метода тестов в образовании.

8. Поскольку теоретические основы тестирования, как и целостная теория педагогических измерений, в это время в стране отсутствовала, правильней будет говорить, что в подавляющем большинстве создавались не тесты, а задания в тестовой форме. Теоретических оснований для их комплексной методической оценки разработано не было, как таковая экспертиза тестовых заданий не осуществлялась, апробацион-ному тестированию и статистической проверке задания не подвергались.

Изучение и актуализация методического наследия прошлого позволяют не только воспитать и приумножить чувство гордости за отечественную методическую школу, но и обогатить ресурсный потенциал современного учителя [18].

Список литературы

1. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: Интеллект-центр, 2001. 296 с.

2. Ильина Т. А. Тестовая методика проверки знаний и программированное обучение // Советская педагогика. 1967. № 2. С. 122-135.

3. Сычева М. В. Исторические предпосылки современных контроля и оценки в образовании // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. «Артемовские чтения», посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2015. С. 50-52.

4. Кадневский В. М. Генезис тестирования в истории отечественного образования: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2007. 42 с.

5. Ганин В. В., Ганина Н. В. Становление педагогического тестирования в России (конец XIX - начало XXI века) // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 127-132.

6. Верховский В. Н., Гольдфарб Я. Л., Сморгонский Л. М. Методика преподавания химии в средней школе. М.-Л.: Учпедгиз, 1934. 376 с.

7. Верховский В. Н., Гольдфарб Я. Л., Сморгонский Л. М. Методика преподавания химии в средней школе. Изд. 2-е, перераб. М.-Л.: Учпедгиз, 1936. 375 с.

8. Цал Е. Я. Методика проверки знаний учащихся по ботанике // Биология в школе. 1958. № 4. С. 22-27.

9. Глориозов П. А. Методика проверки и оценки успеваемости учащихся по химии // Химия в школе. 1961. № 4. С. 32-41.

10. Меньшов С. П. Письменная проверка знаний учащихся по ботанике // Биология в школе. 1962. № 2. С. 6-12.

11. Воскерчьян С. И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников // Сов. педагогика. 1963. № 10. С. 28-37.

12. Соколовский И. Ю. О программированном обучении // Физика в школе. 1963. № 3. С. 24-28.

13. Шаповаленко С. Г. О программированном обучении химии // Химия в школе. 1963. № 5. С. 18-25.

14. Гольнева Д. П. О программированном обучении // Биология в школе. 1969. № 5. С. 25-30.

15. Студенцов Н. Н. О теоретических основах программированного обучения // География в школе. 1969. № 4. С. 48-51.

16. Маркова Н. П. Программированные материалы по физике. IX класс. М.: Просвещение, 1967. 91 с.

17. Пеннер Д. И., Луковенко В. С. Некоторые проблемы программированного обучения в школе // Физика в школе. 1969. № 2. С. 54-59.

18. Основные направления развития отечественного образования и педагогики первой половины ХХ века / М. В. Богуславский, Т. Н. Богуславская, К. Ю. Милованов [и др.] // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 107-117. URL: http://www.pmedu. ru/images/2019-2/11.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

References

1. Mayorov A. N. Teoriya i praktika sozdaniya testov dlya sistemy obrazovaniya (Kak vybirat, sozdavat i ispolzovat testy dlya tseley obrazovaniya). Moscow: Intellekt-tsentr, 2001. 296 p.

2. Ilyina T. A. Testovaya metodika proverki znaniy i programmirovannoe obuchenie. Sovetskaya pedagogika. 1967, No. 2, pp. 122-135.

3. Sycheva M. V. Istoricheskie predposylki sovremennykh kontrolya i otsenki v obrazovanii. In: Sovremennoe obrazovanie: nauchnye podkhody, opyt, problemy, perspektivy. Proceedings of International scientific-practical conference "Artemovskie chteniya", dedicated to the 70th anniversary ofthevictory in the Great Patriotic War. Penza: Penzenskiy gos. un-t, 2015. Pp. 50-52.

4. Kadnevskiy V. M. Genezis testirovaniya v istorii otechestvennogo obrazovaniya. Extended abstract of ScD dissertation (Pedagogy). Ekaterinburg, 2007. 42 p.

5. Ganin V. V., Ganina N. V. Stanovlenie pedagogicheskogo testirovaniya v Rossii (konets XIX -nachalo XXI veka). Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012, No. 4, pp. 127-132.

6. Verkhovskiy V. N., Goldfarb Ya. L., Smorgonskiy L. M. Metodika prepodavaniya khimii v sredney shkole. Moscow-Leningrad: Uchpedgiz, 1934. 376 p.

7. Verkhovskiy V. N., Goldfarb Ya. L., Smorgonskiy L. M. Metodika prepodavaniya khimii vsredney shkole. Second edition, revised. Moscow-Leningrad: Uchpedgiz, 1936. 375 p.

8. Tsal E. Ya. Metodika proverki znaniy uchashchikhsya po botanike. Biologiya v shkole. 1958, No. 4, pp. 22-27.

9. Gloriozov P. A. Metodika proverki i otsenki uspevaemosti uchashchikhsya po khimii. Khimiya v shkole. 1961, No. 4, pp. 32-41.

10. Menshov S. P. Pismennaya proverka znaniy uchashchikhsya po botanike. Biologiya v shkole. 1962, No. 2, pp. 6-12.

11. Voskerchyan S. I. Ob ispolzovanii metoda testov pri uchete uspevaemosti Shkolnikov. Sov. pedagogika. 1963, No. 10, pp. 28-37.

12. Sokolovskiy I. Yu. O programmirovannom obuchenii. Fizika v shkole. 1963, No. 3, pp. 24-28.

13. Shapovalenko S. G. O programmirovannom obuchenii khimii. Khimiya v shkole. 1963, No. 5, pp. 18-25.

14. Golneva D. P. O programmirovannom obuchenii. Biologiya v shkole. 1969, No. 5, pp. 25-30.

15. Studentsov N. N. O teoreticheskikh osnovakh programmirovannogo obucheniya. Geografiya v shkole. 1969, No. 4, pp. 48-51.

16. Markova N. P. Programmirovannye materialy po fizike. IX klass. Moscow: Prosveshchenie, 1967. 91 p.

17. Penner D. I., Lukovenko V. S. Nekotorye problemy programmirovannogo obucheniya v shkole. Fizika v shkole. 1969, No. 2, pp. 54-59.

18. Boguslavskiy M. V., Boguslavskaya T. N., Milovanov K. Yu. Et al. Osnovnye napravleniya razvitiya otechestvennogo obrazovaniya i pedagogiki pervoy poloviny XX veka. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019, No. 2, pp. 107-117. Available at: http://www.pmedu.ru/ i mage s/2019-2/11.pdf (accessed: 20.07.2023).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 1

Статья поступила в редакцию 31.07.2023 The article was received on 31.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.