ИСТОРИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
ЗАРОЖДЕНИЕ КРЕЙСЕРСТВА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ (по материалам Российского государственного исторического архива Дальнего Востока)
Анатолий Георгиевич СМИРНОВ,
член союза писателей России
В XVII в. русские землепроходцы-мореплаватели открыли Аляску и Алеутские острова. В 1825 г. царское правительство России усилило свое влияние и смогло ужесточить условия мореплавания и торговли для США и Англии в этих районах, но последовавшая затем в 1853—1956 гг. Крымская война значительно ослабила Россию, особенно на Тихом океане.
В 1867 г. Аляска и Алеутские острова были проданы американцам, с их стороны началось хищническое истребление морских богатств, в том числе и морских охотничьих промыслов. С 1867 по 1884 г. Аляска и Алеутские острова находились в ведении военного министра США. Но для американских аппетитов этого было мало, они с алчностью смотрели на оставшиеся русские владения, куда устремились их суда для хищнического отстрела морских котиков, моржей, бобров и песцов. Существовал и разрешенный промысел для Российско-Американской компании. Надзиратель на о-ве Беринга Иван Тетерин в своем докладе привел такие цифры промышленного отстрела котиков: в 1868 г. — 6750, в 1869 г. — 11 100,1870 г. — 15 500, 1871 г. — 9500, 1872г. — 12 912, всего — 65 762 морских котика1.
Главный распорядитель Американско-Русской торговой компании на Командорских островах Иван Зандаган докладывал о промысле на российском о-ве Медном: убито котиков в 1868 г.—9000, 1869 г. — 10 000, 1870 г. — 12 000, всего за три года — 31 тыс. морских котиков, 1115 штук песцов2.
Американский торговый дом «Хутчинсон Кооль и Ко» 18 февраля 1871 г. заключил договор на промысел котиков с российским Министерством внутренних дел. «Я, нижеподписавшийся представитель Американского торгового дома «Хутчинсон Кооль и Ко», гражданин Северо-Амери-канских Штатов Август Вассерман, заключил сей контракт с Российским Министерством Внутренних дел о нижеследующем:
1. Российское правительство предоставляет торговому дому «Хутчинсон Кооль и Ко» исключительное право в продолжении двадцати лет на ловлю морских котиков на принадлежащих России Командорских островах (Беринга и Медном), считая с февраля... тысяча восемьсот семьдесят первого года.
2. Торговый дом «Хутчинсон Кооль и Ко» обязывается в течение года от заключения настоящего контракта представить в числе своих участников по крайней мере одного компаньона от русских подданных, имя которого присоединяется к фирме компании. Наблюдение за соблюдением сего условия возлагается на местное начальство края.
3. Торговый дом «Хутчинсон Кооль и Ко» за приобретаемое им исключительное право на ловлю морских котиков в вышеупомянутых местностях выплачивает Российскому правительству ежегодно в течение двадцати лет арендную плату по пять тысяч рублей согласно сего контракта и по два рубля за каждую шкуру морского котика, вывезенную с вышеозначенных островов. Сверх того, торговый дом выплачивает туземцам за каждую неповрежденную шкуру, принятую от них, по пятьдесят копеек серебряною монетою.
4. Добыча морских котиков на островах Беринга и Медном должна производиться исключительно туземцами, на Тюленьем же острове по необходимости компания может задействовать своих охотников.
5.Торговый дом обязывается убивать на всех вышеуказанных островах только такое количество котиков, которое будет ежегодно определено к отстрелу местным русским начальством. Компания обязуется принять от туземцев все промышленное количество шкурок сполна, за исключением шкур, поврежденных и недоростков.
В настоящее же время, собственно для определения цены контракта, наименьшее число шкур для вывоза компанией определяется в одну тысячу шкур.
6. Ловля котиков должна производиться от мая месяца до конца ноября.
Заверено: нотариус М. Успенский»3.
После заключения контракта на имя генерал-губернатора Восточной Сибири поступил рапорт: «... получив от департамента МВД предложение сделать необходимые распоряжения к тому, чтобы исполнение контракта, заключенного МВД с представителем Американского торгового дома «Хутчинсон Кооль и Ко» Августом Вассерманом наловлю котиков на Командорских островах и на острове Тюленьем, было обеспечено на текущий год, я препроводил копию сего контракта Камчатскому исправнику с предписанием: сделать надлежащие по оному распоряжения и о мерах, какие будут им приняты, донести.
Вместе с тем, я предложил ему командировать доверенное лицо для наблюдения на месте промысла котиков.
Военный губернатор Приморской области контр-адмирал Кроун... № 4 Санкт-Петербург 21 февраля 1871 года»4.
Вопрос контроля над близлежащими от Камчатки островами был решен еще раньше—в 1868 г. В депеше на имя члена совета Главного управления Восточной Сибири Полонского генерал-губернатор Восточной Сибири и командующий войсками Корсаков, находясь на оз. Ханка в Камень-Рыболове, через походную канцелярию дал распоряжение: «Лежащие близ Камчатки острова Беринга, Медный и Шумшу, принадлежащие Российско-Американской компании, за упразднением ее присоединить к Приморской области (центр тогда находился в Николаевске-на-Амуре. — А. С.) и заведывание населяющими их инородцами предложено мною господину начальнику этой области возложить на двух подчиненных Петропавловскому исправнику вахтеров, из которых один будет назначен
на Беринг или Медный по усмотрению губернатора, другой на Шумшу. На этих же вахтеров предлагается возложить и сбор ясака с инородцев. Но так как они до сих пор не были обложены ясаком, то я прошу Ваше Превосходительство во время Вашего пребывания в Николаевске, войти по сему предмету в соглашение с контр-адмиралом Фуругельмом (командующим в то время Сибирским флотом. — А. С.) и предоставить мне Ваши соображения касательно обложения ясаком упомянутых инородцев.
Корсаков. Июня 12 дня 1868 года»5.
Для охраны островов и побережья России планировалось дежурство крейсеров. Была подготовлена инструкция крейсерам у берегов Приморской области Восточной Сибири, одобренная 3 августа 1874 г. его императорским высочеством Великим князем Константином: 1. «Иметь постоянно в виду, что правительство наше не только не мешает, запрещает или не стесняет производить иностранцами китового промысла в северной части Тихого океана, но даже дозволяет иностранцам ловлю китов в Охотском море, и что главная цель учреждения крейсерства заключается в том, чтобы промысел этот производился не во вред подвластным России племенам и, в особенности, тем Российским подданным, которые занимаются китовым промыслом, как например, господин Линд-гольм (он занимался китовым промыслом вместе со знаменитым шкипером Геком. — А.С.), и чтобы в морях, омывающих русские владения, повсюду соблюдался порядок.
Посему поручается наблюдать:
а) чтобы иностранцы, промышляя китов, не входили в заливы и бухты и не подходили ближе трех миль к берегам и островам нашим в Беринговом и Охотском морях и к Камчатскому полуострову.
При сем следует пояснить иностранцам, что китовый промысел в бухтах, заливах, проливах и стоянки ближе трех миль от означенных берегов и островов предоставляются исключительно русским.
б) чтобы иностранцы без дозволения местного начальства не приставали к нашим берегам и островам для производства торговли с туземцами, запасанья дровами и китового жира.
2. Плавание располагать сообразно с плаванием китоловов, которые, отправляясь на промысел с Сандвичевых островов и других мест, обыкновенно рассчитывают так, чтобы прийти в Охотское море в начале мая, в Берингово море в начале июня для промысла китов в открытом море и около островов, а в июле и в августе посещают преимущественно заливы, куда в это время киты-матки уходят телиться.
Наконец, в сентябре китоловы обычно оканчивают уже промысел в северных широтах и удаляются на юг.
Постарайтесь, по возможности, обозреть ту местность между Шелагским мысом и Анадырскою губою, а также залив Креста, в который по отзыву бывшего генерал-губернатора Восточной Сибири, генерала от кавалерии Синельникова, откровенно водворились иностранцы и устроили постоянные посты вроде редутов.
3. При встрече иностранных судов в запрещенных для иностранцев водах останавливать каждое судно и потребовать от капитана письменных ответов на предметы, поименованные в данных Вам опросных листах, объявить ему для сведения и пополнения содержания 1 пункта этой инструкции.
4. С иностранными судами, которые будут найдены производящими китовый промысел в запрещенных водах или торгующими без письменного дозволения надлежащего начальства с туземцами или вытапливающими на берегу китовый жир, поступать так, как выше сказано, и тотчас приглашать их удалиться в море.
5. Если бы иностранцы позволили себе насильственные действия или грабежи в черте Российских владений, то прежде всего оказывать защиту и покровительство жителям наших островов и берегов, хотя бы для того потребовалось отразить силу силою, но только избегая, по возможности, кровопролития.
6. Если те иностранцы сделаются виновными в преступлениях против собственности или личности туземцев, то не отпускать или выдавать этих людей их стороне до тех пор, пока они не будут на месте подвергнуты наказанию.
Верно: член совета, управляющий отделом
(подпись неразборчива)»6.
Инструкция и необходимость направления крейсера для защиты российского побережья и островов на Тихом океане были, да только решение практических вопросов утонуло в переписке из-за нежелания морского ведомства нести крейсерскую службу в этом районе. Из Иркутска от генерал-губернатора Восточной Сибири и других ответственных лиц в Санкт-Петербург шли донесения и просьбы наладить охрану побережья островов.
К Берингову проливу в 1875 г. был направлен клипер «Гайдамак», который прошелся, как на прогулке, туда и обратно, и на этом его миссия закончилась. В 1876 г. на Камчатке побывал клипер «Всадник», доставивший грузы, но так как он выполнял свою задачу, то иностранными браконьерами не занимался. Министр внутренних дел направил в Морское министерство соответствующий запрос, в котором просил оказать помощь при доставке грузов для военно-морских баз и при возможности в эти же пункты попутно завозить грузы для гражданской администрации портов.
Мнение Морского министерства четко выражено в письме Министерства внутренних дел генерал-губернатору Восточной Сибири от 15 января 1877 г.: «... ставлю в известность Ваше Превосходительство о сделанных с морским министерством сношениях по ходатайству Вашему о содержании в Беринговом море постоянного крейсера с целью ограждения инородцев, обитающих на Северо-Восточных приобретениях Приморской области, от эксплуатации иностранных китобоев.
По поводу этого Управляющий Морским министерством уведомил, что из подробного отчета командира клипера «Гайдамак», посылавшегося к Берингову проливу в 1875 г., нельзя заключить, чтобы инородцы на самом деле подвергались там притеснениям со стороны иностранцев, преувеличенные слухи о которых послужили поводом к отправлению в Берингово море наших военных судов.
Донесение командира клипера «Всадник», посылавшегося на север Приморской области в прошлом году, в Морское министерство еще не поступило, но из кратких сведений о результатах плавания клипера, доставленных командующим отрядом судов в Тихом океане контр-адмиралом Пузино, однако ж, видно, что и в прошлом году существование
какой-либо эксплуатации инородцев иностранными китобоями фактически не подтвердилось.
Независимо от этих соображений Морское министерство обращает внимание еще на то, что содержание постоянно крейсера в северных морях Приморской области было бы сопряжено с большими расходами, а для указываемой цели не всякое судно могло быть употреблено.
В настоящее время почти все суда Сибирской флотилии по политическим соображениям отправлены в Сан-Франциско, и потому теперь не может быть и вопроса о посылке на постоянную службу в Берингово море крейсера.»
В заключение генерал-адъютант Лесовский (в то время управляющий Морским министерством. — А.С.) присовокупил, что перевозку на военных судах коммерческих грузов не считает совместимой с обязанностями военно-морских офицеров.
Подписал документ «за министра внутренних дел товарищ министра Маков»7.
В это время немногочисленная администрация Командорских островов как могла боролась с браконьерами, предпринимая соответствующие меры. В копии докладной записки исполняющего дела управляющего Командорскими островами генерал-губернатору Восточной Сибири от 22 сентября 1879 г. сказано: «Я имел уже честь представить Вашему Высокопревосходительству соображение, основанное на фактах о необходимости военного крейсера в водах Восточного океана у северо-восточных берегов Российских владений.
В настоящее время в подтверждение имею честь предоставить факты, указывающие на то, что американские суда, считая себя безопасными от преследования, дошли уже до явного грабежа.
7—29 июля 1879 года русский пароход «Александр II» отправился с острова Беринга на остров Медный. При обратном приходе парохода мне были доставлены рапорта надзирателя и старшины острова Медный, а также и копия судового журнала. Из прилагаемых документов, ваше Высокопревосходительство, имеете усмотреть, что шхуна американская «Три сестры», капитан Герендин, занималась незаконным образом промыслом бобров на острове Медный.
Второй случай был во время моего пребывания на острове Медный на пароходе «Александр II». 28 июля старого стиля туземцы-сторожа дали знать, что около лежбища (бобров. — А. С.) стоит шхуна, которая спускала три вельбота, но они не смогли пристать к берегу из-за буруна. Со шхуны раньше на южной оконечности острова высаживались люди и производили стрельбу из ружей в цель (по бобрам. — А. С.).
.Шхуна «Три сестры» нанесла бобровому лежбищу на острове Медный большой вред. Ранее по моему распоряжению в видах увеличения промысла в будущем полтора года лежбище оставалось в покое, не было промысла. Результат был ощутителен — бобры умножились и стали появляться в таких местах, где их прежде и не видели никогда. Шхуна «Три сестры» употреблением огнестрельного оружия и пребыванием команды на берегу распугала бобров в месте их расположения, теперь стало мало бобров около лежбища.
Все меры, принимаемые местными начальствующими лицами для увеличения промыслов, парализуются подобного рода судами и способами, употребляемыми ими для промысла.
Командированный и.д. управляющего Командорскими островами Гребницкий. №89»8.
Из этого документа видно, что договор российского МВД и американской компании «Хутчинсон Кооль и Ко» грубо игнорируется. Другой документ—рапорт надзирателя острова Медный — сообщает: «3 числа сего июля видел из селения часовой А. Зайков, что прошла шхуна на западную сторону острова Медный. Сего 10 числа подъехал старшина острова Медный Игнатий Артамонов, который увидел, что шхуна стоит на якоре на самом том месте, где ловят бобров. Капитан отправился на пароходе к западному мысу. Шхуна занималась бобровым промыслом.
На шхуне «Три сестры» найдено 45 бобровых, 23 котиковых и две нерпичьи шкуры и все это было засолено. На берегу была найдена шлюпка и шесть человек, которые и жили тут. У них также найден один бобр. Всего найдено по 46 штук бобров, как это показал и сам капитан шхуны при первом его допросе. На шхуне «Три сестры» капитаном был Герен-дин, команда 16 человек.
И.д. надзирателя острова Медный казак Григорий Селиванов»9.
Из вахтенного журнала русского парохода «Александр II», управляемого Иваном Сандоманом: «20 июля прибыл я к селению на острове Медный. 22 июля староста Игнатий Артамонов и еще двое людей отправились в двух байдарках к северному мысу, чтобы следить за шхуной (обнаруженной ранее. — А.С.). Половина второго пополудни мы подошли к ней, она стояла на якоре менее полумили от северного мыса. На нескольких шлюпках мы пристали к ней, оказалась она шхуна «Три сестры» из Сан-Франциско, шкипер Л.Герендин, команда 16 человек, 8 белых, 8 дикарей. На мой вопрос он признался, что ловит бобров. Мы открыли его люки и осмотрели трюм и нашли там 45 штук морских бобров (много из них бельки-недоростки) и 23 котиковые шкуры. Морских бобров мы отобрали, на котиковых шкурах были все признаки, что они были подстрелены. Я велел капитану сняться с якоря и не подходить близко к островам.
Капитан знал очень хорошо, что он поступает противозаконно.
Капитан парохода Сандоман»10.
Прошел год. Переписка генерал-губернатора Сибири с Петербургом продолжалась. В 1880 г. Николай Александрович Гребницкий отправляет очередное донесение: «От 27 августа 1879 г. за № 81 мною донесено было о промысле шхуны «Три сестры» морских бобров на острове Медный.
В настоящем году шхуна «Три сестры», капитан Биквит, снова была на острове Медный, где не только промышляла морских котов на берегу, но даже стреляла по жителям. Прибыв на остров Медный 2 июля, я застал жителей в величайшем страхе, господствовала общая паника. Промыслы были остановлены больше, чем на неделю. По расспросам оказалось: 20 июля пришла шхуна, бросившая якорь около лежбища бобров. Поставленный мною во главе караула казак Шемаев отправился на шхуну, на которой нашелся один матрос, говоривший по-русски, который и служил переводчиком.
Капитан пытался соблазнить казака и инородцев ромом, зная пристрастие инородцев к крепким напиткам, но безуспешно, так как Шема-ев воспретил алеутам пить и брать с собою.
Шхуна ушла в море на остров Беринг. 24 июля шхуна возвратилась на остров Медный и пришла прямо на лежбище котов. Жители, заня-
тые промыслом до вечера, не знали об этом. Узнав же о том, что на берегу люди бьют котов и притом в таком месте, куда невозможно подойти с острова из-за крутых скал, жители захватили ружья и побежали в горы. Взобравшись на скалы, увидели 2 шлюпки, груженные шкурами. Желая воспрепятствовать дальнейшему забитию зверя палками (дубинами), алеуты стали стрелять холостыми зарядами, чтобы напуганный зверь ушел в воду, где его уже трудно промышлять.
Испуганные коты сошли в воду. Бывшая у охотников третья шлюпка ушла, но оставила 4 человека, которых забрали на шхуну позже. На другой день на берег прибыли люди на шлюпках уже вооруженными. По пути стреляли зверя на воде, потом стали стрелять котов с берега.
Алеуты снова стали стрелять холостыми зарядами, на это им ответили учащенной пальбой. Алеуты, зарядив свои штуцера, пулями им ответили. Но их пули за дальностью не могли достать. Американские пули доставали. Как только перестали стрелять иностранцы, так перестали стрелять и алеуты.
Перестрелка произвела свое действие — шлюпки удалились на шхуну, которая еще два дня стояла вблизи берега. Все это время слышны были выстрелы.
На месте, где били зверя, жители впоследствии насчитали 162 туши котов, из них только с 64 были сняты шкуры.
Донося о вышеизложенном, имею честь просить Ваше Высокопревосходительство ходатайствовать о присылке военного крейсера, присутствие которого, вероятно, было бы достаточным для ограждения промыслов и жителей от подобного рода нападений.
Вместе с тем, прошу дать указание, как поступать на будущее время в подобного рода случаях. Не имея возможности получить ранее указания, я должен был весною сделать со своей стороны распоряжения, о которых и имею честь донести. На северо-западной оконечности острова Медный вблизи лежбища бобров устроен караул под начальством казака Шемаева.
Казакам и для надзирателей даны инструкции и снабжены они объявлением на русском и английском языках. Копии честь имею при сем представить.
Гребницкий11.
Объявление (На русском и английском языках).
Российское Правительство объявляет:
На основании существующих международных законов лов и охота на зверей ближе 5 миль от морского побережья не должны быть производимы. Добывание зверя на берегу и внутри материка безусловно воспрещены.
Приставать к берегам дозволяется в случаях крушения и необходимости запастись пресною водою.
В случаях незаконного лова зверей с судами и людьми поступле-но будет на основании международных договоров как с разбойниками (мор ски ми).
Суда, желающие вести торговлю с жителями, должны получить разрешение на это от господина Военного Губернатора Приморской области во Владивостоке.
По предъявлению настоящего объявления судно немедленно должно удалиться от берега.
С подлинным верно:
и.д. управляющего Командорскими островами
Гребницкий.
Инструкция и.д. надзирателя на острове Медном и состоящему временно на острове казаку Шемаеву.
На острове Медном ввиду охранения лежбищ бобров и котов от посягательств иностранцев учреждаются казармы из жителей под начальством казаков.
Каждый из казаков снабжен объявлением, которое должно быть предъявлено командиру судна.
В случаях спуска людей на берег требовать их немедленного удаления.
При неисполнении требования арестовывать. В случае вооруженного сопротивления употреблять оружие для самообороны.
В случаях, если по, предъявлению объявления, судно не удалится немедленно от берега, принять все меры не допускать экипаж судовой к промыслу, употребив, если это будет нужным, силу только в крайнем случае.
В случаях, если, судно дозволит себе насилие относительно жителей или употребит открытое сопротивление, то по прибытию достаточного числа жителей арестовывать лодки и само судно, если к этому дана будет возможность.
И.д. управляющего Командорскими островами
Греб ниц кий
5 мая 1880 года № 18.
Обществу жителей острова Медный
Государь Император в видах охранения приобретенных своих владений и промыслов, существующих на них, повелел ежегодно откомандировывать военные суда для крейсерства вблизи берегов.
Известие о присутствии вооруженной силы, которая не может постоянно пребывать на одном месте, едва ли в состоянии будет остановить дерзкие попытки иностранцев воспользоваться существующим на островах промыслом, если жители сами со своей стороны при помощи Правительства не учредят строгого и бдительного надзора за местами, где происходит промысел.
Поэтому я, как Правительством поставленное лицо, объявляю жителям острова Медный приказ о поведении вблизи лежбища бобров, которое составляет славную приманку иностранцам.
1. Выстроить юрту, купленную на общественный счет.
2. Иметь постоянный караул не менее как из трех человек во все время продолжения навигации.
3. Караульным на месте иметь байдарки.
4. В случае появления судна, один из них немедленно отъезжает, если нельзя выехать, то выходит в море-гавань.
5. При караульных живет казак Камчатской казачьей команды.
6. При съезде людей с судна на берег остающиеся караульные помогают казаку. В случае, если требование о немедленном удалении иностранцев не исполнено, —арестовывать всех съехавших на берег и имевших очевидное намерение промысла.
7. При открытом сопротивлении иностранцев разрешается применять силу.
8. Караульными должны быть выбраны молодые, сильные лица.
9. Общество назначает караульным пай из котового промысла в размере, чтобы могло быть ими упромышленно (то есть, сколько они смогли бы добыть, если бы занимались промыслом. — А.С.), основываясь на трехлетней сложности числа добытых ими котов (среднегодовое число от промысла в течение трех лет. — А.С.).
10. Распределение это приводится в исполнение немедленно.
11. На лежбище Котовых всегда иметь дежурные байдарки и, если есть возможность, то и вельботы на случай появления судов со стороны моря, дабы и.д. надзирателя смог совместно с жителями выехать на судно для объявления о немедленном удалении судна от берегов.
И.д. управляющего Командорскими островами
Греб ниц кий 15 мая 1880 г. № 17»12.
Если говорить о патриотизме, то вот он, пример настоящего русского патриотизма—без звона, шума и славословия. На краю земли (дальше не бывает) человек осознает свою ответственность за охрану и оборону русской земли. О том, что иностранцы хищнически истребляют наши морские богатства, сообщал не только Гребницкий, но и многие другие, в том числе китобои.
А переписка с Петербургом продолжалась. Генерал-губернатор вышел на правительство и царский двор, используя все рычаги и влияние. И, наконец, дело с мертвой точки сдвинулось. За подписью управляющего Морским министерством Лесовского и директора свиты Его Величества Пещурова главному командиру портов Восточного океана пришло указание: «Согласно ходатайства генерал-губернатора Восточной Сибири и Высочайше утвержденному положению комитета Министров в навигацию будущего года иметь быть послать к Берингову проливу для ограждения наших подданных от эксплуатации иностранцев одно из судов отряда в Тихом океане.»
Для этого решения потребовалось почти десять лет переписки и более десяти лет мужества тех, кто охранял, оборонял и защищал интересы Российского государства на далеких островах. Их можно смело назвать первыми пограничниками России на Тихом океане.
1 РГИА. Ф. 1, оп. 4, д. 316, л. 192.
2 Там же. Л. 192 а.
3 Там же. Д. 212, л. 18—21
4 Там же. Л. 5.
5 Там же. Д. 117, л. 25.
6 Там же. Д. 338, л. 2—5.
7 Там же. Л. 23— 25.
8 Там же. Л. 56— 58.
9 Там же. Л. 59— -60.
10 Там же. Л. 61— 62.
11 Там же. Л. 90— 92.
12 Там же. 9 Л. 96.
SUMMARY: The article “The Beginning of cruisering at the Pacific Ocean” is devoted to the problem of providing and forming marine resources of the Russian Eastern territories. The main part of this article includes documents and letters that describe the process of Russia-American counteraction. This article is written on the basis of documents from Russian National History Archive of the Far East.