СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Назаренко М. А. Минтруд назвал регионы с наибольшей безработицей. В список вошла и Ульяновская область // Улпресса - 2016. - URL: https://ulpressa.ru/2016/03/15/mintrud-nazval-regionyi-s-naibolshey-bezrabotitsey-v-spisok-popala-i-ulyanovskaya-oblast/.
2. Хараева М. С. Человеческий капитал -как фактор опережающего экономического развития // Креативная экономика. - 2014. -№3. - С. 24-27.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publication
s/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 24.12.2017).
Рогова Татьяна Николаевна, доцент кафедры «Экономика и организация производства» УлГТУ.
Широкий Денис Анатольевич, студент инженерно-экономического факультета УлГТУ, обучающийся по направлению «Экономика».
Поступила 29.01.2018 г.
УДК 338.24+351.862.6 О. А. МОИСЕЕВА
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
История зарождения теории экономической безопасности берёт своё начало в Книге пророка Иезекииля, в дальнейшем она находит развитие в трудах античных мыслителей и философов. Анализ данных трудов показывает, что термин «безопасность» зачастую отождествляется с термином «общественная безопасность». В современном же мире понятие «экономическая безопасность» граничит с понятием «государственная безопасность», так как человечество живёт, развивается и стремится к расширению не только территориальному, но и экономическому.
Ключевые слова: безопасность, опасность, государство, экономическая безопасность.
Считается, что первое упоминание о безопасности было сделано в 28-й главе Книги пророка Иезекииля Ветхого Завета Библии. В главе говорится о слове Господнем, в котором Господь Бог выражает своё негодование к начальствующему в Тире. Данный правитель возгордился, свой ум поставил наравне с разумом Божиим, богатство затмило его разум и сердце. Господь предупреждает, какая участь ждёт правителя: он будет низвергнут с горы Божией, пожран огнём и превращён в пепел, сделается ужасом.
Приведём дословный пример упоминания опасности в данной главе: «большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством
© Моисеева О. А., 2018
твоим, - за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим, вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых» [1].
Несмотря на это, Господь милостив и дарует безопасность народу: «Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову: тогда они будут жить на ней безопасно, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, потому что Я произведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я Господь Бог их» [1].
Таким образом, можно утверждать, что разграничение, да и само представление об опасности и безопасности существует ровно столько, сколько существует человек на Земле.
О «государственном и политическом устройстве общества, задачах и функциях государства в сфере обеспечения безопасности» писали и в античности [5]. «Платон считал, что из стражей надо выбирать таких людей, которые, по нашим наблюдениям, целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей. Они охраняли бы государство от внешних врагов, а внутри оберегали бы дружественных граждан, чтобы у этих не было желания, а у тех - сил творить зло. А юноши, которых мы назовем стражами, были бы помощниками правителей и проводниками их взглядов» [5].
«Так, Аристотель содержание безопасности сводил к проблеме самосохранения» [2]. Сейчас, человек живёт в окружении различных угроз, рисков и опасностей, существующих как внутри человеческого сообщества и связанных с деятельностью, в том числе и экономической, различных субъектов, так и вне человеческого сообщества, например, природными катаклизмами.
Термин «безопасность» в обиходе стал применяться с 1190 г. и «означал спокойное состояние духа человека, считающего себя защи-щённым от любой опасности» [4]. Однако в данном значении он употреблялся «до XVII в. достаточно редко. В XVII-XVIII вв. почти во всех странах доминирует суждение, согласно которому, главная цель государства - общее благосостояние и безопасность. С этого времени термин „безопасность" приобрёл новое толкование как ситуация спокойствия, отсутствия реальной опасности (физической, моральной), а также материальные, экономические, политические условия» [4].
В это же время «известный учёный Зонненфельс утверждал, что безопасность - это такое состояние, при котором никому нечего опасаться, а один из основателей политической науки Н. Макиавелли предлагал толковать безопасность так: „... Государя подстерегают две опасности: одна изнутри или со стороны подданных, другая извне - от сильных соседей. С внешней опасностью можно справиться при помощи хорошего войска и хороших союзников. А если опасность извне будет устранена, то и внутри сохраниться мир при условии, что его не нарушат тайные заговоры. Главное средство против них - не навлекать на себя ненависти" [5] и презрения „подданных и быть угодным
народу.. Ведь заговорщик всегда рассчитывает на то, что убийством государя угодит народу; если он не знает, что возмутит народ, у него не хватит духа пойти на такое дело, ибо трудностям, с которыми сопряжен всякий заговор, нет числа."» [5].
«Б. Спиноза связывал обеспечение безопасности с непосредственным функционированием органов управления: „Для безопасности государства и неважно, какими мотивами руководствуются люди, надлежащим образом управляя делами, лишь бы эти последние управлялись надлежащим образом. Ибо свобода или твёрдость души есть частная добродетель, добродетель же государства - безопасность"» [5].
В «России в „Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблён термин „государственная безопасность", который отождествлялся с термином „общественная безопасность". По истечении некоторого периода времени законодательно был закреплён термин „охранение общественной безопасности"» [4].
«В СССР термин „государственная безопасность» был законодательно закреплён в июле 1934 г."» [4].
Общепризнано, что «термин „экономическая безопасность" ввёл президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав Федеральный комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической практики невмешательства государства в экономическую жизнь. С тех пор вопрос об экономической безопасности не терял своей актуальности, а в период обострения экономической ситуации был особенно острым» [2].
Из вышесказанного следует, что интерес и осознание «безопасности» существует ровно столько, сколько существует человечество. Человек всегда старался избегать опасности в целях самосохранения, а для этого необходимо вырабатывать пути их избегания, точнее, системы безопасности. В связи с развитием человечества развиваются и отрасли, наука, совершенствуется система обороны стран, а также активно развиваются экономические связи, которые, как и все остальные, подвержены определённого рода опасности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ветхий Завет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakonbozhiy.ru/Biblia/ Vethij_Zavet/ Книга пророка Иезекииля, глава 28. (дата обращения: 18.12.2017).
2. Международная и национальная безопасность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kubsau.ru/upload/iblock/127/ 1273041е3а1349218426Ь10422712372.г1р#1.(дата обращения: 18.12.2017).
3. Морунов В. В. Экономическая безопасность инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в условиях трансформации социально-экономических систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy-lib.com.>economicheskay-bezoasnost. (дата обращения: 18.12.2017).
4. Национальная безопасность и её роль в стабилизации экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/
economy/2c0b65635a2ac68a4c53a88521306d26_0. html. (дата обращения: 18.12.2017).
5. О категориально-понятийном аппарате теории национальной безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fan-5.ru/pass/pass-47707.php. (дата обращения: 18.12.2017).
Моисеева Олеся Александровна, ассистент кафедры «Управление персоналом» УлГТУ, аспирант УлГТУ 1-го года обучения.
Поступила 15.02.2018 г.
УДК 331.5:378
В. Н. ЛАЗАРЕВ, Е. В. ПИРОГОВА, М. В. ЗАБОЛОТНИКОВА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РЫНКА ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Обоснована роль высших учебных заведений и рынка труда в условиях развития рыночной экономики, охарактеризованы особенности их взаимодействия. Выявлены проблемные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг и представлен ряд рекомендаций по повышению его эффективности.
Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, профессиональная компетенция, интересы рынка труда и рынка образовательных услуг, механизм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Рассмотрение аспектов взаимодействия высших учебных заведений и рынка труда в условиях развития рыночных отношений является особенно актуальным с формированием современных требований, предъявляемых рынком труда к высшим учебным заведениям, где современная образовательная организация является полноправным участником [3, с. 38].
С тех пор как вузы стали субъектами рыночной экономики, возникла конкуренция в сфере высшего образования. Высшие учебные заведения приобретают опыт функционирования в рыночных условиях, налаживают и развивают необходимые связи с рынком труда. Приём на обучение в вузы стал более широким, стали появляться дополнительные факторы увеличения и сокращения кадров в той или иной профес-
© Лазарев В. Н., Пирогова Е. В., Заболотникова М. В., 2018
сиональной отрасли. С достижением достаточно высокого уровня коммерциализации в сфере гуманитарного образования стало возможным перенаправить бюджетные средства в технические и естественные образовательные науки. Появилась возможность получать дополнительное высшее образование по разным формам обучения, а также (в последние годы) получила широкое распространение концепция непрерывного образования [5, с. 34].
Рынок труда и рынок образовательных услуг в современных экономических процессах занимают особое положение, поскольку обеспечивают все сферы материального и нематериального производства рабочей силой, наделённой определёнными компетенциями. Компетенции могут выступать координирующим элементом взаимодействия данных рынков. Формирование, совершенствование и воспроизводство компетенций работника возможно только в процессе его деятельности в динамики его жизни на рынке труда [1, с. 219].