Научная статья на тему 'Зарождение и развитие среднего образования на Урале в xviii - первой половине xix веков'

Зарождение и развитие среднего образования на Урале в xviii - первой половине xix веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1952
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарождение и развитие среднего образования на Урале в xviii - первой половине xix веков»

Владимир Яковлевич Рушанин

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х ВЕКОВ

Урал начал осваиваться русскими людьми еще на рубеже ХТТ-ХТТТ вв. Особенно ускорился этот процесс в ХV-ХVТ вв. В это период в крае были открыты богатейшие запасы соли, возникли города Чердынь и Соликамск. В

XVII в. на Урале существовали десятки слобод, основанных крестьянами. Особое место в истории края занимает XVIII

в. В это время Урал, с его огромными запасами железной и медной руды, стал признанным центром отечественной металлургии Российской империи.

До XV! в. в России не существовало государственного организованного образования. Феодальное общество на ранних стадиях своего развития обходилось узким кругом грамотных людей. Обучение было частным, индивидуальным, домашним, церковным. Сыновья бояр, дворян, духовенства, посадских, крестьян учились читать и писать по одним и тем же книгам. После этого каждый из них мог пополнить свои знания, изучая науки самостоятельно. Обучение грамоте считалось частным делом граждан; при этом для двух сословий - дворян и духовенства - оно являлось обязательным, иначе дворянские или поповские дети лишались ряда привилегий. На Урале в XVII в. уровень грамотности ниже, чем в стране в целом, так как основных центров просвещения - церквей и монастырей - было меньше, чем в Центральной России.

Вплоть до XVIII в. учебных заведений для низших сословий не существовало. Лишь немногие отдавали детей «на выучку церковникам или вообще кому-нибудь из грамотных людей; таких детей учили по-прежнему, главным образом, чтению церковных и богослужебных книг, так как простой народ пресле-

112

довал в грамотности, как и в прежние века, исключительно одну религиознонравственную цепь» [13, с. 223]. Первые школы в XVIII в. возникли благодаря инициативе архиереев, которые, выполняя указ Петра I1, стали открывать при архиерейских дворах (или в непосредственно подчиненных им монастырях) общеобразовательные школы, дававшие начальное образование. В Великороссии раньше других была основана школа в Ростове - в 1702 г., в 1703-1704 г. - в Тобольске, а затем Новгороде и Смоленске. Постепенно все эти школы превратились из общих в духовные. Большинство из них являлись славянолатинскими, так как их создатели вышли с Украины и закончили Киевскую духовную академию [47, с. 383].

По заданию Петра I и при его прямом участии Феофан Прокопович -один из виднейших деятелей церковного просвещения - составил «Духовный регламент» [38, с. 32, 41-43]. Утвержденный царем 25 января 1721 г. этот документ по-новому определил роль православной церкви в общественной жизни, в том числе и в деле просвещения.

1 Киевская духовная академия, основанная в 1632 г. - первое высшее учебное заведение в России [47, с. 382].

По «Духовному регламенту» епископы обязывались открывать архиерейские школы для подготовки священников при всех архиерейских домах.

На содержание учащихся и учителей епископам разрешалось проводить в своей епархии особый хлебный сбор с монастырских земель. На каждую школу полагался один учитель, «который бы детей учил не только чисто, ясно и точно в книгах честь... но учил бы честь и разуметь» [42, с. 323]. В архиерейских школах обучали детей чтению, письму, славянской грамматике, а также, говорилось в указе 1722 г., «неизлишнее будет. обучиться и арифметике. и нужнейшей части геометрии» [43, с. 698].

В 20-х гг. XVIII в. некоторые архиерейские школы стали превращаться в средние духовные учебные заведения -семинарии1, в которых кроме духовных дисциплин преподавались логика, география, история и другие общеобразовательные предметы. Одна из первых семинарий была открыта в 1721 г. Феофаном Прокоповичем в своем доме, в Петербурге. Она являлась лучшей для своего времени школой как по оборудованию, так и по организации обучения. Позднее семинарии были основаны в Вологде, Коломне, Пскове, Казани, Твери, Вятке [38, с. 57].

По манифесту императрицы Анны Ивановны от 17 марта 1730 г. во всех епархиях необходимо было создать духовные семинарии, где дети духовенства должны были обучаться грамоте, грамматике, риторике и «другим высшим наукам». Окончившие семинарию освобождались от военной обязанности, но им следовало определиться на духовную

1 Семинария (от лат. semmarшm - рассад-

ник, переносно - школа) - среднее учебное заведение; для подготовки духовенства - духовная семинария.

или гражданскую службу. Духовные школы становились строго сословными.

Однако процесс организации духовных семинарий растянулся вплоть до конца XVIII в. [35, с. 106]. Именно в этот период формируется система российской духовной школы, ее классическое оформление (при этом особое значение получило изучение латинского языка2), дифференциация ступеней образования: начального - духовные училища, среднего - семинарии, и высшего - академии [25, с. 25].

Духовные средние учебные заведения Урала

В XVII в. территория Урала в церковном отношении подчинялась учрежденной в 1657 г. Вятско-ВеликоПермской епархии с кафедрой епископа в городе Xлынове (Вятке). Средний Урал и Зауралье вошли в состав Сибирской и Тобольской епархии (1620 г.) с центром в городе Тобольске. С 1799 г. епархии вводились в границы губерний: появились самостоятельные Оренбургская и Пермская епархии [54, с. 199].

В 1733 г. епископом в Вятскую епархию был назначен бывший профессор и ректор Киевской духовной академии Лаврентий Горка (1671-1737 гг.). Этот просвещенный, широко образованный человек, сторонник реформ и преобразований, соратник Феофана Прокоповича, получил в народе звание «просветителя Вятской земли». До перевода в Вятскую епархию он был уже известен как автор учебников по риторике и поэтике, историограф военных походов

2 Латинский язык в то время был международным языком науки. Особенно возрастало значение латыни с середины семинарского курса. От семинаристов требовалось говорить на латинском даже в классе до прихода преподавателя. На латинском издавались учебники.

113

Петра I, служил епископом в Астрахани, Устюге, Рязани [67].

Уже в 1734 г. Лаврентий Горка создал в Xлынове славяно-латинскую школу для детей духовного и светского звания, преобразованную через четверть века в духовную семинарию. Для обучения почти 400 учеников он пригласил группу преподавателей из Киевской духовной семинарии (М. Финицкого,

В. Лещинского, И. Богомедлевского и др.) [8]. Лаврентий Горка был известен как очень образованный человек, писатель (автор драмы «Иосиф Патриарх»), большой книжник. С собой в Xлынов он привез 350 книг (из них 235 на латинском, греческом и еврейском языках)

[41, с. 120].

Платон Любарский вспоминал о том, что Л. Горка «к искоренению прежнего суеверия, грубости, омерзения к наукам, а по вкоренению... вежливости и просвещения такое прикладывал старание, что самоперсонально ежедневно почти посещал училище, поощрял, обнадеживал учеников, учреждал для них, в облегчении скуки, разные забавы, выписал, состоявшую из весьма полезных и знатных авторов книг, библиотеку.»

[29, с. 52].

Мы согласны с составителями «Энциклопедии земли вятской», считающими, что пребывание в Вятке Лаврентия Горки «стало для нашей культуры XVIII в. едва ли не самым ярким и масштабным событием» [68, с. 16]. В Вятке он неутомимо продолжал свою просветительскую деятельность. После смерти епископа часть его библиотеки осталась в семинарии. При нем из Москвы и после его смерти из-за границы были выписаны лучшие сочинения не только церковных писателей, античных и средневековых историков, поэтов и организаторов, но и важнейшие труды ученых XVII и XVIII вв. [32, с. 30-33].

114

Среди книг были: Эразм Роттердамский - 21 том (1703-1706), Августин -

8 томов (1755-1759), Тезаурус латинского языка Роберта Стефани в 4-х томах (1734), сочинения Августина Аврелия в

10 томах (1689-1696), Цицерон в

9 томах (1745), Гораций - 2 тома (1711),

басни Эзопа (1570), сочинения Сенеки (1590) и др. Из русских изданий - книги Феофана Прокоповича (1745, 1772,

1782), сочинения и переводы Дмитрия и Антиоха Кантемиров (1719, 1740), «Записи о мореплавании.» Я. Княженина (1769) и др.

В 1789 г., когда в Вятской семинарии обучались свыше 700 учащихся, губернским архитектором Ф. М. Росляковым был составлен проект ансамбля духовной семинарии. Строительство всего ансамбля (в него входили архиерейский дом, учебные корпуса, библиотека, столовая, больница, баня и др.) было закончено (с учетом пожара 1819 г.) только в 1831 г.1

Будучи единственным учебным заведением на Вятке до 80-х гг. XVIII в., семинария стала рассадником просвещения и образования в огромной Вятской губернии. Xотя она готовила священников, но далеко не все ее воспитанники в дальнейшем посвящали себя церковной деятельности. Многие становились учителями, учеными, чиновниками, писателями и поэтами [66, с. 123]. Действительно, среди выпускников Вятской духовной семинарии можно назвать первого русского доктора медицины К. И. Щепина (1728-1770); доктора медицины, тесно связанного с Н. И. Новиковым и его кружком В. Я. Колокольникова (1758-1792) [7, с. 7-8]; историка и ботаника А. И. Вештомова (1768-1825); исто-

1 Архитектурный комплекс Вятской духовной семинарии, дошел до наших дней. Ныне в корпусах размещено военное училище.

рика, профессора Московского университета Н. Е. Черепанова (1763-1823) и др.

Xарактерной чертой семинарской жизни было всеобщее увлечение литературой, прежде всего поэзией. Дошедшие до нас ученические тетради свидетельствуют о том, что поэзия определяла основной (впрочем, неофициальный) профиль этого учебного заведения. У истоков вятского стихотворчества стояли И. Богомедлевский и М. Финицкий -первые учителя, посвятившие вятчан в тайны «пиитических трудов». Так, например, М. Е. Финицкий, преподававший в 1735-1745 гг. пиитику и риторику, написал в 1741 г. учебник поэзии, в котором развивал идеи, изложенные в учебнике Л. Горки (1707). В последующие десятилетия риторику и пиитику преподавали уже выпускники семинарии М. А. Ушаков (1730-1800), Г. С. Шутов (1743-1807), А. И. Попов (1748-1788). Они не только учили юношей, но и сами писали оды, басни, стихи.

В результате в первой половине

XVIII в. при славяно-латинской, а затем и духовной семинарии сложилась самобытная вятская поэтическая школа. Вятская духовная семинария принадлежала к наиболее авторитетным духовным школам России XVIII в.1 Период ее расцвета, по мнению специалистов, падает на 60-70-е гг. [68, с. 18]. Именно в это время в стенах семинарии вырос поэт общероссийского масштаба - Е. И. Костров (1755-1796). После восьми лет учебы в Вятской духовной семинарии он уезжает в Москву, где вначале учится в Славяно-греко-латинской академии, а затем - университете. В 1780 г. он издал в Москве переводы Апулея («Золотой осел»), а через семь лет закончил пере-

1 В 1796 г. в Российской империи действовали 2 духовные академии, 30 духовных семинарий (в том числе Вятская и Тобольская) и свыше 100 начальных школ [35, с. 106].

вод первых шести песен поэмы Гомера «Илиада». Именно по переводам Ермила Кострова русский читатель впервые познакомился с этими классическими произведениями. Известно, что А. С. Пушкин высоко ценил творчество Е. И. Кострова, ставил его в один ряд с М. В. Ломоносовым, М. М. Xерасковым, Г. Р. Державиным.

В 1758 г. митрополитом в Тобольск был назначен Павел (Петр Ко-нючкевич, 1705-1770), выпускник Киевской духовной академии. Местную духовную школу он поднял до уровня духовной семинарии с полной программой обучения, пригласив для преподавания ученых из Киевской духовной академии. Преподавание в семинарии было поставлено на должном уровне. В 1779 г. сюда поступил учиться 12-летний сын священника из маленького уральского заводского поселения П. Словцов. Он увлекся литературой и философией. Уже в 1782 г. по поручению ректора семинарии в связи с указом правительства об учреждении Тобольского наместничества на торжестве 15-летний поэт прочел свою оду «К Сибири» [49].

В 1788 г. П. Словцова и Л. Земля-ницына как лучших учеников семинарии послали для продолжения учебы в Петербург, в Александро-Невскую духовную семинарию. «Объявитель сего философии ученик Тобольской епархии священнический сын Петр Словцов, обучаясь в Тобольской семинарии, проходил пиитический, риторический и философский классы с отличным успехом и прилежанием. Понятия в учении изрядного и нравов честных.», - так аттестовался он ректором Тобольской семинарии о. Геннадием. Окончив курс обучения (интересно, что его товарищем по учебе был выдающийся впоследствии государственный деятель и реформатор М. М. Сперанский), П. А. Словцов в

115

1792 г. был назначен преподавателем родной Тобольской духовной семинарии. Обладая большим поэтическим дарованием, он в то же время много читал духовных, а также новых мыслителей, труды по естественным наукам и астрономии. Его стихотворения были известны Г. Р. Державину [4, с. 47-48].

В начале XIX в. Словцов активно печатает в «Вестнике Европы», «Московском телеграфе» статьи, анализирующие торговлю, земледелие, состояние образования Сибири. Казанское, а затем Санкт-Петербургское общество любителей словесности избрало его в почетные члены.

В 1828 и 1834 гг. соответственно в Москве выходят две его книги: «Письма из Сибири 1826 года» и «Прогулки вокруг Тобольска в 1830 году».

П. А. Словцов - отец урало-сибирской историографии. Двухтомное «Историческое обозрение Сибири», над которым автор работал 12 лет, - один из первых больших научных исторических трудов в России вообще [48].

П. А. Словцов известен как крупный организатор народного образования Сибири и Урала: он был директором училищ Иркутской губернии, инспектором Казанского учебного округа, в который входили уральские губернии; дослужился до чина действительного статского советника (т. е. генерала).

Выпускники Тобольской духовной семинарии в конце XVIII - начале XIX вв. активно работали, в том числе и в учебных заведениях Урала.

Появление духовных учебных заведений на Урале было связано с учреждением в 1799-1800 гг. Оренбургской и Пермской епархий. Создание новых церковных управленческих структур, миссионерская деятельность православной церкви обострили проблему подготовки кадров священно- и церковнослужителей.

116

Начало в области духовного образования на Южном Урале было положено открытием в 1799 г. в Челябинске школы русской грамоты для обучения детей духовенства. В 1803 г. такие же училища были открыты при духовных правлениях в Оренбурге, Бугульме и Мензелинске, но фактически уже к 1807-1809 гг. их деятельность (в связи с недостатком средств на содержание) была свернута, хотя формально они просуществовали до 1814 г. [62, с. 198-200;

26, с. 65].

Первым средним учебным заведением края стала Оренбургская духовная семинария, открытая 26 сентября 1800 г. в Уфе1. Не сбрасывая со счетов специфику духовного образования, состав учителей и контингент обучавшихся, следует, тем не менее, признать, что Оренбургская духовная семинария в Уфе на протяжении длительного периода времени оставалась центром культурной жизни огромного региона.

Учебный курс семинарии объединял программу начальной и средней школы. Причем с самого начала состав семинарии был полным - в старшие отделения перевелись ученики из Тобольской и Казанской семинарий. Количество учеников очень быстро увеличивалось: в 1800 г. в семинарии учились 172 человека, 1801 г. - 269, 1802 г. - 276, 1805 г. - 391 [51, с. 47-48].

Одновременно с учреждением Пермской епархии 11 ноября 1800 г. открылась духовная семинария в Перми, в которой учились 152 юноши [9, с. 95].

В 1808 г. была проведена реформа в сфере духовного образования. Вся школьная сеть была разделена на духовно-учебные округа во главе с академиями. Получили разграничение ступени

1 Первая же гимназия появилась в губернии только в 1828 г. [60].

духовного образования: приходские

училища, уездные училища (иногда они объединялись под названием низших духовных училищ), семинарии, академии. Программа семинарии была рассчитана на 6 лет - по 2 года в каждом из трех отделений, за которыми закреплялись прежние наименования: начальное называлось риторикой, среднее - философией, старшее - богословием. По Уставу 1814 г. в духовных семинариях преподавалось 17 предметов1. По инициативе обер-прокурора Н. А. Протасова к ним добавилось 7 новых. К 1840 г. в семинариях преподавалось уже 26 предметов.

За первый период своего существования (с 1806 по 1816 гг.) семинарию окончили 166 человек, во второй период (с 1818 по 1850 гг.) - 486 человек получили полное среднее образование [25, с. 30].

После преобразования в 1818 г. Оренбургской семинарии в среднее учебное заведение от нее было отделено Уфимское духовное училище, открытое в качестве самостоятельной подготовительной к семинарии школы. Более 10 лет оно являлось единственным в епархии. Только в 1830-1831 гг. были открыты уездные и приходские школы в Челябинске и Бугульме [62, с. 188-200].

В 1850 г. в духовных училищах Оренбургской епархии обучались 542 человека, в семинарии - 169 [52, с. 45], в четырех духовных училищах Пермской епархии - 910 человек, а в семинарии -359 [65, с. 155]. Оренбургская (в Уфе) и Пермская духовные семинарии стали

1 По уставу 1814 г. в духовных семинариях преподавались: словесность, гражданская история, математика, физика, пасхалия, логика, психология, философия, греческий, еврейский, один из «новых» иностранных языков, Священное Писание с наукой истолкования, Библейская история, общая церковная и русская история, церковные древности, догматическое богословие, нравственное богословие [53, с. 17-18].

своеобразными кузницами педагогических кадров для духовных училищ.

Духовные семинарии в Уфе, Вятке, Тобольске, Перми, выпускники которых посвятили себя не только духовной2, но и светской деятельности, внесли значительный вклад в формирование уральской интеллигенции первой половины XIX в. Многие выпускники пополняли студенческие аудитории, семинаристы становились учителями светских школ, поэтами, учеными, чиновниками различных ведомств.

Полный курс обучения был рассчитан на 8 лет, но семинаристы обычно зачислялись в зависимости от уровня их подготовки в любой из первых пяти классов. В семинариях работало много талантливых преподавателей, занимавшихся литературой и научной деятельностью.

Так, в 1859 г. преподаватель духовной семинарии в Уфе В. М. Черем-шанский за капитальный труд, не утративший ценности и до наших дней -«Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях» -был удостоен золотой медали ученого комитета мастерства государственных имуществ [39, с. 245].

Семинарии давали больший объем знаний, чем светские училища. Это обеспечивалось и продолжительностью учебного цикла, и качеством учебного плана, и компетентностью преподавателей. Мы согласны с утверждением

А. И. Конюченко, что в первой половине XIX в. «духовное образование по своему уровню на этапе средней школы не уступало светскому, а как классическая,

2 Например, выпускниками Пермской духовной семинарии были впоследствии епископ Екатеринбургский Иона, епископ Олонецкий Палладий, архиепископ Волынский Иннокентий.

117

гуманитарная - духовная школа стояла выше светской» [25, с. 28]1.

Мусульманские духовные школы (мектебы и медресе), возникшие еще в VII в., на арабском языке обучали детей Корану, а также шариату (мусульманскому законодательству, исходящему из Корана) [38, с. 537]. В первой половине

XIX в. на Урале расширилась сеть мусульманских религиозных школ - мекте-бов (школа низшего типа) и медресе (школа повышенного типа). Медресе были школами чаще средними (иногда повышенными начальными), реже высшими. Они готовили служителей культа, мусульманских богословов, чиновников. Но из медресе выходили нередко и видные деятели науки и литературы [38, с. 549].

Известный уральский историк В. Шишонко отмечал: «Магометанские школы были устроены почти во всех селениях, в коих находятся мечети. В них преподаются: татарский язык, чтение на арабском языке, с пояснением Корана; учителями в них состоят приходские муллы» [64, с. 263].

В 1858 г. в Пермской губернии функционировала 51 мусульманская школа, учились 1849 мальчиков и 555 девочек [Там же, с. 263-264]. Гораздо больше подобных школ было на Южном Урале, значительную часть населения которого составляли башкиры и татары. Так, на территории Оренбургской губернии к 60-м гг. XIX в. было открыто 150 медресе [33]. Некоторые из них существовали с XVIII в. К ним можно отнести медресе в башкирском селении Каргалы

1 Интересно, что когда встал вопрос о разрешении выпускникам духовных семинарий продолжать образование в университетах, получивших в 1863 г. новый Устав, то министр просвещения А. В. Головнин признал образование духовной семинарии равным гимназическому [53, с. 46-47].

(к северо-западу от Оренбурга), созданное приехавшим из Xорезма ученым богословом [38, с. 549]. «Умственное образование башкирцев - как народа, находящегося еще в полудиком состоянии, - сообщал в 1859 г. В. М. Черемшанский, -состоит на низкой степени. Впрочем, для образования юношества по многолюдным селениям и у них заведены частные школы, в которых дети башкирцев и мещеряков обучаются основным предметам их народного образования - грамоте татарской и закону мусульманскому...» К 1851 г. на территории Башкирии работало 306 мусульманских школ, в которых обучались 7 тыс. человек [61, с. 140]. В середине XIX в. их количество резко выросло. В 60-х гг. XIX в. только в Уфимской губернии насчитывалось уже 354 мектеба и медресе, в которых обучались 15 693 человека [39, с. 242]. Заведения содержались за счет сельских обществ и практически полностью держались на энтузиазме мусульманского духовенства.

Первые мужские гимназии в крае

Средние светские учебные заведения в России фактически появились только в начале XIX в. В предыдущем столетии в стране было только три учебных заведения (в Москве, Петербурге и Казани), которые назывались гимназиями [65, с. 3]. В последней четверти

XVIII в. процесс разложения феодальнокрепостнических общественных отношений охватил все стороны экономической и социально-политической жизни России. Екатерина II, реагируя на новые запросы, предприняла попытку создания единой системы народного образования в стране.

5 августа 1786 г. ею был утвержден «Устав народных училищ в Российской империи» [44, с. 646]. Согласно этому уставу, в губернских городах

118

должны были открыться главные народные училища (4-классные, с 2-летним курсом обучения в выпускном классе), а в уездных городах - 2-классные малые народные училища. В число 25 губернских городов, где в первую очередь открывались дающие повышенное образование главные народные училища, попали Вятка, Пермь, Уфа [17, с. 462-463]. Кроме русского, во всех классах главных народных училищ изучались латинский и один из новых иностранных языков. Кроме того, преподавались всеобщая и русская история, всеобщая и русская география, математика, физика и другие предметы [20, с. 69]. Желающих заниматься было достаточно. Так, например, в Пермском главном народном училище в 1797 г. обучались 100 детей [12, с. 144].

Новый этап в истории просвещения России начался с XIX в., когда народное образование окончательно стало считаться делом государственным. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения [46], а через год принят устав, положивший начало перестройке народного образования в стране.

Все учебные заведения делились на четыре разряда: приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 года обучения), губернские училища, или гимназии (4 года обучения), и университеты. Учебные планы этих учреждений были составлены так, чтобы приходское училище служило ступенью к уездному, уездное - к губернскому, а губернское училище - к университету. В то же время училище каждого разряда давало законченное образование для тех, кто не имел возможности или не хотел его продолжать.

Для управления учебными заведениями Россия была поделена на шесть учебных округов. В каждом из них управление учебными заведениями должны были осуществлять попечитель

и университет. В Московском, Виленском и Дернском округах университеты уже существовали, в 1804 г. были открыты в Казани и Xарькове. Территории уральских губерний отнесли к Казанскому учебному округу [47, с. 384].

С 1804 г. начинается постепенное преобразование главных народных училищ в гимназии и основание новых гимназий. Губернские училища, или гимназии, предполагалось иметь в каждом губернском городе, причем наблюдение за гимназиями было предоставлено университетам [57]. Директор гимназии являлся одновременно и директором уездных училищ, которых предполагалось иметь, по крайней мере, по одному в каждом уездном и губернском городе. Наконец, смотритель уездного училища был, в свою очередь, начальником приходских училищ своего уезда.

Учреждение в губернских городах гимназий, согласно Уставу, имело двоякую цель: 1) «приготовление к университетским наукам юношества»;

2) «преподавание наук, хотя начальных, но полных» для тех юношей, кто не будет учиться в университете [65, с. 34]. На Урале процесс преобразования главных народных училищ в гимназии затянулся на несколько лет. Причиной было то, что Государственное казначейство не отпускало средства, необходимые для открытия гимназий, кроме того, ощущался недостаток преподавателей, особенно иностранных языков, было мало учащихся, способных поступить в гимназии. В результате только в 1808 г. главное народное училище в Перми было преобразовано в Пермскую мужскую гимназию, а в Вятке это произошло только в 1811 г. Причем Пермская мужская гимназия была пятой, а Вятская -восьмой по счету в Казанском учебном округе [6, с. 5].

119

В первых российских гимназиях отдавалось предпочтение реальным дисциплинам, а изучение собственно образовательных предметов дополнялось предметами профессионально-ориентированными: коммерцией, технологией, механикой. В 1819 г. из учебных планов гимназий были исключены: коммерческие науки, технология, эстетика, психология, естественное и народное право, политическая экономия. Вместо этих предметов вводилось изучение Закона Божьего, усиливалось преподавание древних языков, а курс географии и истории делался более обширным, что приближало содержание гимназического образования к западноевропейскому.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1825 г. в России насчитывалось всего 48 гимназий, в которых учились около 5,5 тыс. учеников. В Казанском учебном округе действовало 10 гимназий. Среднее число учащихся в них равнялось 69 [47, с. 385].

На Южном Урале гимназия открылась в 1828 г., позже, чем в соседних губерниях1. Она была учреждена не в Оренбурге, месте пребывания военного губернатора, а в Уфе - гражданском центре губернии. До 1865 г. мужская гимназия называлась Оренбургской - по названию губернии. В год открытия в Уфе в ней обучались в одном классе всего 20 мальчиков, а через двадцать лет (1847 г.) - уже 225 человек. В ней преподавали латинский, немецкий и французский языки, словесность, логику, математику, историю, физику, статистику и другие предметы [39, с. 240]. Согласно уставу 1828 г., курс гимназий стал семилетним, а содержание обучения в них сугубо «классическим». Учебный план

1 В дореволюционной литературе ряд авторов ошибочно относили открытие гимназии в Уфе к 1821 или 1824 гг. [40, с. 221; 1, с. 126].

120

гимназий приобрел ярко выраженный гуманитарный характер.

Двери гимназий первоначально были открыты для людей «всякого звания». Но с 1835 г. в соответствии с уставом 1828 г. гимназии превратились в сословные учебные заведения, предназначенные «преимущественно для дворян». Действительно, в 1853 г. дети дворян составляли 72,3 % всех учащихся мужских гимназий России [19, с. 203]. Похожая картина была и на Урале. Так, доля детей дворян и чиновников составляла 73 % всех обучающихся в Оренбургской мужской гимназии [31, с. 17].

Один из первых историков Пермской гимназии (и ее выпускник)

А. А. Дмитриев выделил три этапа становления этого первого на Урале светского среднего учебного заведения:

1) 1789-1808 гг. - главное пермское народное училище (предистория);

2) 1808-1835 гг. - пермская губернская 4-классная гимназия (начальный этап);

3) 1835-1865 гг. - пермская губернская 7-классная гимназия (этап становления) [14, с. 4-5]. Обучение в ней было платным, причем в 1845 г. плата значительно повысилась. Постоянно росло количество учащихся в гимназиях. Так, в 1818 г. в Пермской гимназии был 21 ученик, в 1828 - 38, в 1838 - 102, в 1851 - 148, в 1860 - 168 [12, с. 144].

Формирование первых гимназий на Урале шло непросто, а порой сопровождалось серьезными осложнениями. Например, в Перми местная городская дума и приказ общественного презрения прекратили финансирование гимназии. Ситуацию усугубил пожар 1842 г., в ходе которого здание учебного заведения сгорело.

В такой непростой период в гимназию пришел в качестве директора выпускник Казанского университета И. Ф. Грацианский. На помощь от казны

трудно было рассчитывать, поэтому он обратился к благотворительности местного общества. Благодаря его усилиям были построены два учебных корпуса, храм и пансион [9, с. 200]. «Неправдоподобной теперь покажется, - писал в 1879 г.

В. Н. Шишонко, - та неподражаемая находчивость его, с какой он действовал, возбуждая сочувствие в обществе Пермской губернии к задуманному делу. Даже таких людей, как говорится, крепких на деньгу, и тех глубокоуважаемый Иван Фролович находил уменье расчувство-вать и вызвать при том к большим пожертвованиям. Рассказывают, что два купца после личных бесед с директором, который для этой цели нарочно заявился в их город, такое возымели сочувствие к делу просвещения юношества, совершенно чуждого им, что возжелали иметь самое деятельное участие в проектируемом предприятии: один из них пожертвовал для этой цели 5 000 р., а другой -

6 325 р. Не менее значительные куши вывозил г. директор и с Ирбитской ярмарки, куда нарочито за сбором он ездил» [64, с. 131-132].

Попечитель Казанского учебного округа охарактеризовал министру народного просвещения И. Ф. Грацианского «как одного из отличнейших и полезнейших директоров округа по административному, хозяйственному и учебному управлению». «При этом, - сообщал попечитель директору Пермской гимназии, -я упомянул о тех из Ваших подчиненных, которые мне известны по их особенным трудам» [Там же, с. 130]. Действительно, многие учителя (П. И. Мельников, Н. А. Фирсов, Г. П. Мухачев и др.), кроме преподавания, активно занимались научной и литературной работой, переводами. Они внесли огромный вклад в изучение истории, географии, природы, статистики, этнографии края. Учите-

121

ля гимназии принимали активное участие в общественной жизни Перми [18, с. 71].

Закономерно, что лучшие из преподавателей гимназии, как правило, получившие университетское образование, тянулись к научно-исследовательской работе с целью найти выход творческой инициативе. Например, уже в первые восемь лет (1811-1819) существования Вятской гимназии ее преподаватели

В. Я. Баженов, А. Я. Некрасов опубликовали статистические, топографические, исторические работы, связанные с вятским краем. «Мы с особенным удовольствием, - писал историк Вятской гимназии, - оттеняем эту высоко-симпатичную черту тогдашних педагогов гимназии, единственных в то время, если можно выразиться, хранителей священного огня науки и проводников ее лучей в темные углы заурядной полуграмотной образованности» [69, с. 11].

По оценке другого историка Вятской гимназии М. Г. Васильева, она «сама по себе представляет высшее местное учебное заведение, своего рода местный университет» [6, с. 43].

Особо отметим, что сеть гимназий в крае росла крайне медленно. Так, еще в 1836 г. попечитель Казанского учебного округа М. Н. Мусин-Пушкин поставил вопрос об учреждении в Екатеринбурге мужской гимназии. Но лишь через четверть века, т. е. в 1861 г., она была открыта [5, с. 5-9]. Причем Главный начальник горных заводов Урала Ф. И. Фелькнер настаивал на совмещении в программе нового учебного заведения программ классической гимназии и горного училища. Ему оппонировал директор горного училища и известный уральский историк Н. К. Чупин. Он подчеркивал, что для получения горнотехнического образования в Екатеринбурге в 1853 г. уже открыли Уральское горное

училище, а городу нужна именно классическая гимназия, чтобы дети различных сословий могли готовить себя для поступления в университет [63].

В 1864 г. был принят Устав о гимназиях и прогимназиях [65, с. 448477]. Согласно ему, мужские гимназии были должны давать общее среднее образование классического направления. Принимались в них выходцы из всех сословий в возрасте не менее 10 лет после специальных вступительных экзаменов. Гимназист, окончивший полный курс обучения, получал право поступления в университет, а в случае определения на гражданскую службу - льготы при присвоении первого классного чина. Устав отменял телесные наказания, расширял права педагогических советов. Улучшалось материальное положение средней школы и ее учительского персонала. Влияние духа эпохи Великих реформ

здесь очевидно. «Эпоха всеобщего либерального воодушевления, вызванная уничтожением русского исторического греха, всполыхнула и застывшее было болото средней школы, всполыхнула и очистила от всяких чуждых образованию целей и мотивов. Xоть и ненадолго, да появился чисто просветительный устав» [2, с. 254].

Учебный курс гимназий по-прежнему делился на семь классов годичной продолжительностью каждый. Программа включала русский, латинский, французский, немецкий, математику, историю, географию, физику, Закон Божий и др. предметы. Плата за обучение равнялась в среднем 16 руб. в год.

Доля детей дворян и чиновников среди гимназистов уменьшилась, так же последовательно рос процент детей так называемых «податных сословий» (См. табл. 1).

Таблица № 1

Данные об изменении сословного состава учащихся гимназий России [19, с. 203]

Годы Всего учащихся Дети дворян и чиновников % Дети духовенства % Дети податных сословий %

1833 7 495 5 910 78,9 159 2,1 1 426 19,0

1853 15 069 12 007 72,3 343 2,8 2 719 24,9

1868 26 457 17 806 67,3 969 3,6 7 015 28,4

Таким образом, к 1864 г. в Пермской губернии были только две мужские гимназии - в Перми и Екатеринбурге, в которых учились 455 юношей [65, с. 287]. Пермская гимназия - старейшая на Урале - помещалась в собственном двухэтажном каменном здании. По результатам ревизии, считалась лучшей в Казанском учебном округе. Бессменным директором был И. Ф. Грацианский. В пансионате проживали 35 воспитанников. Библиотека насчитывала 2 967 то-

мов. На содержание гимназии было потрачено 17 825 руб. [40, с. 220].

Среди выпускников гимназии этого периода профессора Московского, Петербургского, Казанского университетов, известные ученые И. Н. Березин, М. Я. Киттара, П. А. Мулов, Л. Н. Кудрявцев, М. А. Xохлов, известные уральские общественные деятели Н. К. Чупин, Д. Д. Смышляев, А. А. Дмитриев и др. [15, с. 89].

122

Только что открывшаяся Екатеринбургская гимназия в то время помещалась в одном здании с Уральским горным училищем. Директором являлся А. Д. Крупенин. Библиотека насчитывала 3 241 том. Средства содержания -

11 820 руб. [40, с. 220].

В Вятской губернии была всего одна мужская гимназия на протяжении всего XIX в. Директором в 1864 г. стал И. М. Глебов. Гимназия помещалась в собственном каменном доме, имела великолепную библиотеку в 3081 том. На содержание было потрачено 11 848 руб. [40, с. 220-221]. Из 32 преподавателей гимназии 23 имели высшее образование, 5 - незаконченное высшее. Из имевших высшее образование половина (11 человек) окончили Казанский университет, четверо - Главный педагогический институт в Петербурге [10]. Единственная на Южном Урале - Оренбургская (в Уфе) гимназия1 насчитывала 172 учащихся. Директором гимназии был

А. С. Савин. Учебное заведение располагалось в удобном собственном здании, имело большую библиотеку (2 875 томов), на содержание которой было потрачено 24 060 руб. [41, с. 221].

Зачатки женского среднего образования

В официальной структуре образования в России до середины XVIII в. не существовало учебных заведений для женщин. Реформы Петра I, касавшиеся подготовки образованных людей, имели в виду лишь мужское население.

Во второй половине XVIII в. для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионы. Большинство их содержали иностранцы.

1 Мужская гимназия - пятая по счету на Урале в Оренбурге была открыта только в 1868 г. [1, с. 127].

Курс обучения устанавливался по усмотрению содержателей заведения. Большинство пансионов находилось в Петербурге и Москве [38, с. 134-135]. На Урале более 150 лет назад в Вятке был открыт женский пансион Луизы Диттель [23, с. 79].

Устав 1786 г. позволил получать образование и девочкам из демократических слоев населения: в малые и главные народные училища принимались не только мальчики, но и девочки. Но в действительности число учениц было незначительно. Традиционно считалось «непристойным» посылать девочек в такие школы [38, с. 14]. Например, в Пермском главном народном училище в 1787 г. учились 100 детей, в том числе и девочек [12]. А в Вятской губернии в конце XVIII в. не оказалось никого, кто бы захотел отдать в училище девочку, и оно открывалось для одних только мальчиков [50, с. 239].

Женские институты, существовавшие в первой половине XIX в., не в состоянии были удовлетворить возросшие запросы общества в женском образовании. В какой-то мере восполняли пробел частные пансионы, которые появлялись в губернских городах. В 1845 г. открылся пансион Штиккель в Перми, в котором обучалось до 30 воспитанниц. Школа помещалась в двухэтажном доме, часть которого занимала сама хозяйка и классные дамы. Другая часть здания была отдана под учебные и жилые комнаты пансионерок. Все они делились на полных пансионерок (учились и жили здесь, платя за это 180 руб.) и полупансионерок (платили только за учебу, а жили дома).

В пансионе Штиккель девушки изучали Закон Божий, русский язык, словесность, историю, географию, арифметику, французский язык, чистописание, музыку и другие предметы. Преподавали их учителя из местной

123

мужской гимназии. К сожалению, пансион, просуществовав всего четыре года, после смерти владелицы был закрыт [59, с. 28-33].

До середины XIX в. преимущественное внимание правительства было направлено на детей мужского пола. Женское школьное образование - поздний плод развития общеобразовательных систем. XIX в. почти на половину столетия сохранил как единственный тип среднего женского учебного заведения закрытый женский институт, созданный Екатериной ТТ.

Оренбургское девичье училище долгое время являлось единственным государственным учебным заведением на Южном Урале. Оно было открыто в 1832 г. [39, с. 240] в рамках военного ведомства как отделение Неплюевского военного училища. Школа предназначалась в основном для дочерей военнослужащих нижних чинов отдельного Оренбургского корпуса. В 1848 г. девичье училище превратилось в привилегированное учебное заведение закрытого типа и стало давать своим воспитанницам неполное среднее образование. Оно перешло в ведомство императрицы Ма-рии1. Подавляющую долю учениц составляли дочери офицеров и чиновников края. Всего в училище обучались около 70 воспитанниц.

30 августа 1855 г. оно получило название Оренбургского Института Императора Николая I [58, с. 37]. Принятым уставом институт был отнесен ко второму, среднему разряду учебных заведений. Для него была определена и главная воспитательная задача: подготовка девушек «к добросовестному и строгому исполнению предстоящих им обязанно-

1 Начало этому ведомству было положено в конце XVIII в., официальное его наименование - Ведомство учреждений императрицы Марии -относится к 1854 г.

124

стей, дабы они со временем могли быть добрыми женами и полезными матерями семейств» [57, с. 6-7]. Это было учебное заведение закрытого типа, его воспитанницы жили в пансионате. Обучение длилось 6 лет. На общеобразовательные предметы отводилось 25 с половиной часов в неделю, на рукоделие, танцы и музыку - 10 с половиной часов [38, с. 262-263].

Программа обучения включала 15 предметов: русский язык, русскую словесность (литературу), арифметику, русскую и всеобщую историю и географию, чистописание, Закон Божий, церковное пение, французский и немецкий языки, рисование, танцы, рукоделие.

Институт вошел, наряду с 34 подобными ему, в общероссийскую систему учебных заведений. На Урале это было единственное женское среднее общеобразовательное учебное заведение, которое финансировалось и входило в общероссийскую систему учебных заведений учреждений императрицы Марии -супруги Павла I, прославившейся заботой об образовании и воспитании девушек из «благородных» сословий [34, с. 9-10].

Общественная потребность в женском образовании в этот период только созревала и, в сравнении с мужским, качество преподавания было явно ниже. Известный уральский историк

В. Н. Шишонко давал следующую оценку этой ситуации: «В нашей системе народного образования преимущественное внимание Правительства было обращено на детей мужского пола. Институты для девиц... предназначены для ограниченного числа дочерей дворян. Частные пансионы большею частью доступны только детям родителей богатых; лица же недостаточного состояния, особенно в отдаленных местах России, лишены всякой возможности дать дочерям своим

даже самое скромное образование» [64, с. 248].

В 1850-1860-х гг. в стране происходит реформа женского образования, которая была вызвана в основном двумя причинами: 1) жгучая острота «женского вопроса» в те годы - в общественном сознании женщины воспринимались как второе крепостное сословие; 2) отсутствие целостного звена женского образования в общей образовательной системе России [55, с. 16-17].

30 мая 1858 г. Александром II было утверждено Положение о женских училищах Министерства народного просвещения. По этому положению, курс училищ 2-го разряда был четырехлетним, а училищ 1-го разряда - шестилетним [28, с. 46]. В них давались знания по Закону Божьему, русскому языку, географии, русской и всеобщей истории, естественной истории и другим предметам. К необязательным дисциплинам, которым обучали за отдельную плату, были отнесены иностранные языки, пение, музыка, танцы.

Училища должны были открываться в городах, жители которых «наиболее нуждаются в способах образования дочерей своих». Средства на содержание могли поступать от правительства, разных ведомств и частных лиц. Они шли в «безотчетное пользование начальницы» училища. Ей же было предоставлено право определять размер платы за учение. Но она не должна была превышать 35 руб. в год в училище 1-го разряда и 25 руб. в училище 2-го разряда [Там же].

При создании женских училищ особенно большую роль сыграли руководители губерний, органы местного самоуправления. Так, например, еще до открытия в г. Вятке женского училища 1-го разряда, 1 ноября 1858 г. состоялся приговор городского общества, поста-

125

новляющий: на содержание училища производить в течение 12 лет ежегодный денежный сбор с купцов по 1 % с объявленных капиталов (2 700); выделить за счет городского общества землю для строительства здания; по открытию в

г. Вятке общественного банка, назначить на содержание училища пособие из прибылей этого банка. Кроме того, только в 1859-1860 учебном году в училище поступили пожертвования: от Вятского духовенства - 330 руб., от купеческого общества - 1 362 руб., от вятского купца Лохвицкого - 3 150 руб., от почетного гражданина Кузнецова - 200 руб.; от купца Шуванова - 300 руб.; от содержателя Уржумского откупа - 500 руб. и др. Этот процесс стимулировал губернатор

Н. М. Муравьёв [36, с. 49-50, 53]. На содержание училища в 1863-1864 учебном году поступило в качестве платы за обучение 1 122 руб., пособие от города -

1 117 руб., прочие источники - 3 672 руб. Начальницей училища, которое помещалось в собственном здании, была Е. Н. Сычугова [40, с. 475].

Еще в большей степени значение и роль благотворительности при создании женской средней школы на Урале проявилось при открытии 28 декабря

1860 г. женского училища 1-го разряда в Перми. В сентябре известный общественный деятель Д. Д. Смышляев организовал благотворительный литературномузыкальный вечер, средства от которого (450 руб.) составили первый взнос в пользу учебного заведения [30, с. 49-51]. Затем поступили доходы с любительского спектакля (880 руб.), 2-х лотерей, бала и т. д.

Попечительницей училища была избрана супруга пермского военного губернатора А. В. Лошкарёва. В 1862 г. вместе они обратились к дворянству Пермской губернии, прося его о содействии женскому училищу. Сами же Лошкарёвы изъявили согласие жертво-

вать по 1 коп. с 10 десятин земли. Кроме того, графиня Рошфор с 1860 г. вносила по 250 руб. ежегодно в пользу училища, графиня Н. П. Строганова - по одной тысяче руб., П. Н. Демидов - по 500 руб. и т. д. [16, с. 17]. Пермские миллионеры братья Ф. К. и Г. К. Каменские подарили училищу двухэтажное каменное здание, в котором учились 109 девочек. На содержание училища жертвовали и купцы Фоминых, Губкин, Попов, Жуковский, Кузнецов, Xаймович и др. С купцов

1-й гильдии взимали в пользу училища 10 руб. в год, с купцов 2-й гильдии -3 руб. и за каждое промысловое свидетельство - 3 руб. [12, с. 55].

Плата за учение до 1865 г. составляла в приготовительном классе -10 руб. в год, за обязательные предметы -15 руб., за необязательные - 20 руб. [40, с. 475]. Плата за учение в Уфимском училище 1-го разряда (начальница

А. В. Чагина), учрежденном в 1860 г., в подготовительном классе составляла

10 руб., в 1-3 классах - 20 руб. в год [22, с. 38-39].

Золотопромышленная компания графа А. Бенардаки, Ушакова и Расторгуева в 1863 г. пожертвовала только что открывшемуся Екатеринбургскому училищу 1-го разряда (начальница Е. И. Кук), «каменный двухэтажный дом с деревянным флигелем и с обширным усадебным местом» стоимостью в 5 тыс. руб. А купец М. А. Петров обязался «исправить и отделать заново за свой счет деревянный флигель, выстроить теплую соединительную галерею для связи флигеля с главным домом», построить новую баню и заборы вокруг всей усадьбы [40, с. 476]. Стоит ли удивляться при таком внимании общества (из городской думы поступило 2 070 руб., пожертвований - 2 182 руб.), что в 1864 г. плата за учение составляла только примерно

треть средств на содержание училища -

2 208 руб. [37, с. 282-283].

Всего к 1864 г. на Урале действовало 4 из 30 открытых в России женских училищ 1-го разряда: в Вятке, Перми, Уфе, Екатеринбурге. В них обучалось 447 девочек. Женских училищ 2-го разряда было 8 (в Оренбурге, Челябинске, Троицке, Елабуге, Слободском и др. городах) из 75 открытых в России, что составляло 10,7 % общей численности. Их посещали 484 ученицы.

Министр народного просвещения в отчете за 1863 г. обращал внимание на дешевизну содержания этих училищ в сравнении с училищами 1-го разряда, а во-вторых, на замечательные примеры «сочувствия к этим училищам некоторых городских обществ». Он отмечал, что училище «в Челябинске открыто в

1861 г., содержится за счет сумм, собираемых с местных кузнецов и мещан. Еще лучше содержится женское училище в Слободском - за счет городского общественного банка. Эти случаи - в Челябинске и Слободском - позволяют устанавливать умеренную плату за обучение. В Челябинске от 1,5 до 12 руб., причем большая часть суммы собирается с детей из сословий, которые не участвуют в содержании училищ, а в Слободском дети, родители которых принадлежат к городским сословиям, учатся бесплатно» [24, с. 15].

Всего же к 1864 г. на Урале в двенадцати женских училищах 1-го и 2-го разрядов (по уставу 1870 г. они будут преобразованы в гимназии и прогимназии) обучались 929 девочек. Из семей дворян и чиновников - 40 % учениц, из семей духовенства - 8,4 %, городского сословия - 46 %, сельского - 6 %, прочих - 0,5 %.

В 60-е гг. XIX в., в условиях сохранения неравенства женщины, средняя школа не стала для нее полноправной и

126

по своей программе уступала мужским гимназиям. Так, выпускницы женских училищ 1-го разряда не получали права поступления в государственные высшие учебные заведения. В 1865 г. был подготовлен новый проект Положения о женских гимназиях и прогимназиях. Он увеличивал срок обучения в женских гимназиях до семи лет, существенно сблизив их с мужской средней школой; вводил специальный восьмой педагогический класс.

В начале 60-х гг. на Урале открываются женские средние школы православного духовного ведомства - епархиальные училища в Вятке и Уфе [45; 3, с. 7]. В них поступали девочки 10-12 лет. В программу обучения в течение шести лет входили Закон Божий, русский язык, арифметика, география, история, церковное пение и другие предметы. Принимали в эти учебные заведения не только дочерей священнослужителей, но и представительниц других сословий, а так как обучение в них было бесплатным, то они были привлекательными для многих. К тому же по Уставу 1868 г. обучение в данных школах приобретало светский характер, вводилось преподавание педагогики, физики, геометрии, отменялось изучение богослужения.

В целом, за более чем столетнюю историю (середина XVIII - середина XIX вв.) среднее образование на Урале, как и в России, сделало лишь первые шаги. Прав был А. Н. Коломзин, который в 1912 г. отмечал, что российское «среднее образование. влачило жалкое существование вплоть до царствования Александра II1 и быстро стало расти лишь за последнее время» [21, с. 11-12].

К началу 60-х гг. XIX в. на Урале было 3 духовных семинарии (в Вятке, Уфе, Перми), в которых обучались 800 человек и 4 мужских гимназии (в Вятке, Уфе, Перми, Екатеринбурге), в которых учились около 900 человек, т. е. в 7 мужских средних учебных заведениях обучались около 1 700 юношей. В 7 женских средних учебных заведениях (в Вятке, Уфе, Перми, Екатеринбурге, Оренбурге) обучались около 800 девушек. Всего же в 9 светских и 5 духовных средних учебных заведениях огромного края обучались 2 500 юношей и девушек [11, с. 94;

27, с. 133]. Острейшая потребность в образованных людях, специалистах, вызванная бурным развитием капитализма, модернизацией экономики, привела к появлению на рубеже XIX - XX вв. десятков новых средних и среднеспециальных учебных заведений всех видов и типов.

1 Время царствования императора Александра II: 1855-1881 гг.

127

1. Алекторов, А. История Оренбургской губернии / А. Алекторов. - Оренбург, 1883.

2. Алекшинцев, И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX века) / И. Алекшинцев. - СПб., 1912.

3. Алфеев, И. Исторический очерк Уфимского епархиального женского учиища с 1862 по 1912 год / И. Алфеев. - Уфа, 1913.

4. Беспалова, Л. Г. Тюменский край и писатели XVII-XIX веков / Л. Г. Беспалова, Ю. М. Беспалова. - Екатеринбург, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Будрин, В. И. 50-летие существования Екатеринбургской мужской гимназии /

В. И. Будрин. 1861-1911. - Екатеринбург, 1911.

6. Васильев, М. Г. История Вятской гимназии за 100 лет ее существования (18111911) / М. Г. Васильев. - Вятка, 1911.

7. Верещагин, А. С. В. Я. Колокольников (К истории Вятской семинарии) / А. С. Верещагин. - Вятка, 1896.

8. Верещагин, А. С. Эпизоды из жизни основателя Вятской семинарии: в 2 вып. / А. С. Верещагин. - Вятка, 1893-1902.

9. Верхоланцев, В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее: краткий историкостатистический очерк / В. С. Верхоланцев. - Пермь, 1913.

10. ГАКО. Ф. 211. Оп. 1. Д. 2. Лл. 44-45.

11. Голубев, П. А. Вятское земство среди других земств России / П. А. Голубев. - Вятка, 1901. С. 94;

12. Голубев, П. А. Историко-статистические таблицы по Пермской губернии / П. А. Голубев. - Пермь, 1904.

13. Григорьев, В. В. Исторический очерк русской школы / В. В. Григорьев. - М., 1900.

14. Дмитриев, А. А. Столетие Пермской гимназии / А. А. Дмитриев. - Казань, 1886.

15. Зверев, А. В. Старейшее учебное заведение г. Перми. К столетию Пермской мужской гимназии (1808-1908) / А. В. Зверев. - Пермь, 1908.

16. Исторический очерк Пермской Мариинской женской гимназии за двадцать пять лет ее существования. 1861-1886. - Пермь, 1886.

17. История Урала с древнейших времен до 1861 года. - М., 1989.

18. Калинина, Т. А. Пермская гимназия и Д. Д. Смышляев / Т. А. Калинина // Страницы прошлого: избр. материалы краевед. Смышляевских чтений в Перми. - Пермь,

1995.

19. Камоско, Л. В. Изменение сословного состава учащихся средней и высшей школы России (30 -80-е годы XIX в.) / Л. В. Камоско // Вопросы истории. - 1970. - № 10.

20. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики. XVIII в. / П. Ф. Каптерев // Педагогика. - 1994. - № 1.

21. Коломзин, А. Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования / А. Н. Коломзин. - СПб., 1912.

22. Конев, Л. М. К проблеме попечительства и благотворительности в школах России и Урала в XIX - начале XX века / Л. М. Конев. - Челябинск, 1999.

23. Конев, Л. М. Становление и развитие женской средней общеобразовательной школы на Урале (1861 - фев. 1917 г.): дисс. ... канд. ист. наук / Л. М. Конев. - Челябинск, 1995.

128

24. Конев, Л. М. Становление и развитие русской национальной школы на Урале и развитие русской национальной школы на Урале в середине XIX - начале XX века / Л. М. Конев. - Челябинск, 2001.

25. Конюченко, А. И. Духовное образование в Оренбургской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. / Л. М. Конюченко: дисс. ... канд. ист. наук. - Челябинск,

1996.

26. Конюченко, А. И. Челябинское духовное училище / А. И. Конюченко // Челябинск неизвестный: краевед. сб. Вып. 1. - Челябинск, 1996.

27. Красноперов, Е. И. Двадцатилетие Пермского края со времени отмены крепостного права / Е. И. Красноперов. - (Ист.-стат. очерк). - Пермь, 1886.

28. Лихачева, Е. Материалы для истории женского образования в России. 1856 -1880 / Е. Лихачева. - СПб., 1901.

29. Любарский, П. Иерархия вятская и астраханская / Платон Любарский // Чтения общества истории и древностей российских. - М., 1848. - № 7.

30. Мариинская женская гимназия в Перми. К пятидесятилетнему юбилею. - Пермь, 1913.

31. Мирсантова, С. Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине XIX века: авт. дисс. ... канд. ист. наук / Мирсантова С. Г. - Екатеринбург, 2000.

32. Никитников, Г. Иерархия Вятской епархии / Г. Никитников. - Вятка, 1863.

33. Оренбургская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 года. - СПб., 1871. - С. IV.

34. Оренбургский государственный педагогический институт. - Оренбург, 1999.

35. Отечественная история: энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. - М., 1996.

36. Отчет Вятской Мариинской женской гимназии за 1884 год. - Вятка, 1885.

37. Отчет Министра народного просвещения за 1862, 1863, 1864 гг. -СПб., 1865.

38. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в. - М., 1973.

39. Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1, ч. 2. - Уфа, 1959.

40. Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год. - СПб., 1865.

41. Петряев, Е. Д. Записки книголюба / Е. Д. Петряев. - Киров, 1978.

42. Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. - СПб., 1830 - № 3718.

43. Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. - СПб., 1830. - № 4021.

44. Полное собрание законов Российской империи. Т. XXII. - СПб., 1830. - № 16431.

45. РГИА. Ф. 802. Оп. 8. Д. 24450. Л. 7 об.

46. Рождественский, С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. 1802-1902 / С. В. Рождественский. -СПб., 1902.

47. Россия: энцикл. слов. - Л., 1991.

48. Словцов, П. А. Историческое обозрение Сибири. Кн. 1 и 2 / П. А. Словцов. - Изд.

2-е. - СПб., 1886.

49. Словцов, П. А. Послание к М. М. Сперанскому. К Сибири. Материя. Древность // Поэты 1790-1810-х годов. - Л., 1971.

50. 100-летие Вятской губернии: сб. материалов по истории Вятского края. - Вятка, 1880.

51. Столетний юбилей Уфимской духовной семинарии. - Уфа, 1901.

52. Титлинов, Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии / Б. В. Титлинов. - Вильно, 1908.

129

53. Титлинов, Б. В. Духовная школа в России в XX столетии / Б. В. Титлинов. - Вильно, 1909.

54. Уральская историческая энциклопедия. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург, 2000.

55. Усачева, Р. Ф. Формирование системы женского среднего образования в России: автореф. дисс. канд. пед. наук / Р. Ф. Усачева. - Ростов н/Д, 1997.

56. Устав женских учебных заведений учреждений императрицы Марии - СПб., 1855.

57. Устав учебных заведений, подведомственных университетам. СПб., 1804.

58. Учебные заведения ведомства учреждений Императрицы Марии: краткий очерк. -СПб., 1906.

59. Фирсов, Н. Очерк воспитания девиц в Пермской губернии / Н. Фирсов. - Пермь, 1858.

60. ЦГИА РБ. Ф. И. - 119. Оп. 1. Д. 198. Л. 65 об.

61. Черемшанский, В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственностатистическом, этнографическом и промышленном отношениях / В. М. Черемшан-ский. - Уфа, 1859.

62. Чернавский, Н. М. Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем / Н. М. Чер-навский. - Оренбург, 1901.

63. Чупин, Н. К. Еще раз о Екатеринбургской гимназии / Н. К. Чупин // С.-Петерб. ведомости. - 1865. - 21 окт.

64. Шишонко, В. Н. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии / В. Н. Шишонко. - Екатеринбург, 1879.

65. Шмид, Е. История средних учебных заведений в России в XIX в. / Е. Шмид. - СПб., 1878.

66. Эммаусский, А. В. Вятка во второй половине XVIII века / А. В. Эммаусский // Энциклопедия земли вятской. Т. 4. История. - Киров, 1995.

67. Эммаусский, А. В. Исторический очерк Вятского края XVII - XVIII веков / А. В. Эммаусский. - Киров, 1956.

68. Энциклопедия земли вятской. Т. 2. Литература. - Киров, 1995.

69. Юрьев, В. Вятская гимназия в первые свои восемь лет (1811-1819) / В. Юрьев. -Вятка, 1888.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.