ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008
УДК 370 (09)
И. В. СКАЛЫГА
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
РАЗВИТИЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НА УРАЛЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА
ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОЙ
И ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИЙ)_________________________
В статье рассматриваются изменения в начальном и среднем образовании в период Первой мировой войны и революционных событий 1917 г., показана роль государства в развитии образования. Особое внимание уделено профессиональной подготовке учительства: структуре учебных заведений, изучаемым дисциплинам, особенности организации процесса обучения.
Война вносит коррективы во все сферы жизни общества: меняются ценностные ориентации и взгляды людей на многие общественные явления. Характерным является то, что, несмотря на трудности военного периода, в годы Первой мировой войны в России в общественном мнении нашло отражение увеличение значимости образования. Стремление к получению знаний прослеживалось во всех слоях общества. Даже жители сельской местности стремились дать образование своим детям для более успешного трудоустройства.
История развития образования в годы Первой мировой войны привлекала внимание отечественных исследователей. В работах современных историков, И. А. Слудковской, В. Б. Помелова, Л. М. Зотовой [1], посвященных развитию образования на Урале в начале XX века, определенное внимание уделяется и периоду 1914—1917 гг., однако как самостоятельная проблема развитие образования в условиях Первой мировой войны в Уральском регионе в научной литературе не получило отражения.
Хронологические рамки статьи охватывают 1914 — 1917 гг.: от начала мировой войны до победы Октябрьской революции. Территориальные рамки включают в себя территорию Пермской и Вятской губерний.
В задачи статьи входит: рассмотреть количественные изменения, происшедшие в сети начальных училищ в 1914—1917 гг., изучить структуру образовательных учреждений, занимающихся педагогической подготовкой учителей; выявить изменения происшедшие в образовательном уровне педагогов на протяжении войны.
Накануне Первой мировой войны прослеживались положительные тенденции в развитии сети и увеличении контингента в образовательных учреждениях Вятской и Пермской губерний. Количество учебных заведений в эти годы неуклонно росло (табл. 1).
В 1914—1915 гг. в учебных заведениях Пермской губернии образовательный процесс шел своим ходом.
Однако в условиях начавшейся войны возникают определенные сложности в развитии образования. В ряде случаев занятия в школах приостанавливались на определенные промежутки времени, когда учебные здания были использованы под призывные пункты, казармы в связи с мобилизацией. Так, в 1915 г. в здании Екатеринбургского учительского института размещались воинские части, учащиеся в это время проходили обучение в съемном помещении [2]. В Вятской губернии влияние войны сказывалось больше, чем в Пермской губернии, ввиду территориальной приближенности к прифронтовой полосе. В 1914 г. под постой войск здесь были заняты все учебные заведения в городах Вятке и Глазове, в уездных городах (Орлов, Котельнич, Слободское) — часть училищ. В связи с этим учебные занятия начинались позже установленного срока, обучение могло проводиться в помещениях других учебных заведений, была сокращена продолжительность урока. Так, например, в Вятской первой мужской гимназии 1914/15 учебный год начался не 16 августа, как положено, а 1 сентября в старших, 7 — 8, классах. В остальных классах занятия были начаты 9 сентября и в течение всего учебного года проходили с 16 до 18 часов в помещении Вятской второй женской гимназии в связи с размещением в части здания гимназии воинских подразделений. При этом продолжительность урока сократилась с пятидесяти до сорока минут.
В 1915 г. происходит рост населения в изучаемых губерниях, связанный с притоком большого числа беженцев на Урал. Вследствие этого возникает необходимость пересмотра планов по открытию учебных заведений, необходимых для охвата детей обязательным начальным образованием, которое намечалось ввестись в регионе. 1 января 1916 г. об этом сообщалось в Министерство народного просвещения уездными земствами совместно с городскими управлениями Вятской и Пермской губерний [3]. Рост числа учебных заведений с началом Первой мировой войны по сравнению с предвоенными годами несколько за-
Сет, уіебм і ммдеиі ■ вліесгжі уи ища Вгпж>і губервшв я 1412-1411 гг."
коли чсаі'Т'гю 1312 1313 1314 1315
учйб. да 1ЬС :ДС':1 П-1Я Д17Й Л.4ЛЗ .1577
уча щ иезе н 207150 210403 216Д67 213616
малич и к.и 1ЛЁЙ51 І 42Л44. 146013 14367Д
дана1! к. и 67237 675Э1 70Й14
'Таблица с се: ташизм а поданным: Обззр В япг кгзй губернии за 1913 г. П рнлпжізм ие к іі£:сіі юдааі інайиіяму от ч оту Вятсктпи губернатора. — Витка: [б. и.|, 1.91 4. — с. 110.; Обзор Вятской губорнии та 131 4г. Приложимие к. [шагщздаммайш&му атолу Вят-скот губартгора. - Вятка: [б. и.|, 1315. — с. 1 33-100.; Обзар Вятской іубарі-іии за 1315:г. Приложимиєг к нсггсдддмыбйишму отчату Внтскога іубар ттора. - В ятка: |б. н. |, 1316. — с. 123.
медляется. Так, в Вятской губернии в 1913 г. относительно 1912 г. число учебных заведений увеличилось на 195, в 1914 г., по сравнению с предшествующим годом — на 116, в 1915 г. — на 88 (табл. 1).
Изменение количества учебных заведений происходило и в Пермской губернии. В 1915 г., по сравнению с 1914 г., число начальных государственных и земских начальных училищ губернии увеличилось на 66. Исключение составляли Чердынский и Соликамский уезды, где число училищ уменьшилось — в первом на 2, во втором на 1 [4]. В некоторых уездах как Пермской, так и Вятской губерний учебные заведения закрывались в связи с отсутствием возможности набрать необходимое количество учеников, однако другие школы в то же время были переполнены и ощущали нехватку опытных педагогов.
Ситуация осложнялась в связи с уходом учителей на фронт. В Вятской губернии на 1 января 1916 г. было призвано в армию свыше 300 учителей [5]. Из личного состава Екатерино-Петровского высшего начального училища Пермской губернии в 1914 г. было призвано на военную службу 5 учителей, что привело к трудностям в организации учебного процесса [6]. В первом инспекторском районе Екатеринбургского уезда в 1915 г. количество учителей в связи с войной уменьшилось на 14 человек: 16,3 % уволилось по разным причинам, вместе с мобилизованными сокращение составило 20 % [7]. Отсрочка от военной службы, согласно циркуляру попечителя Оренбургского учебного округа от 18 июля 1914 г., предоставлялась только тем учителям, которые поступали в учительские институты или семинарии [8]. С уходом учителей на фронт изменился качественный состав кадров — уменьшается число опытных педагогов со стажем, на смену которым приходят молодые учительницы. Вследствие этого наблюдалось снижение образовательного уровня педагогов. В частности, в начальных училищах Пермской губернии в 1915 г., по сравнению с 1914 г., образовательный уровень педагогов снизился на 6,6 % [9]. Преподавателей, имеющих специальную педагогическую подготовку, в 1914 г. насчитывался 41 %, а в 1915 г. — 38% [10]. В Вятской губернии в народных училищах Вятского уезда число учителей со специальной подготовкой за этот же период снизилось на 13 % [11].
В сложившейся ситуации актуальнее, чем в предвоенные годы, стали проблемы подготовки учительских кадров и повышения образовательного и профессионального уровня работающих педагогов. Функцию профессиональной подготовки учителей выполняли средние учебные заведения — гимназии. По источнику финансирования гимназии делились на министерские, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения; Мариинские жен-
ские гимназии, находившиеся в ведомстве учреждений императрицы Марии и частные.
В Пермской и Вятской губерниях как в мужских, так и в женских гимназиях в 1914—1917 гг. открывался восьмой педагогический класс, в котором готовили учителей для приходских и уездных училищ. В Вятской губернии, согласно отчетам вятского губернатора перед Министерством народного просвещения, в 1913 г. в 11 из 16 женских гимназий МНП был восьмой педагогический класс, в 1914 г. — во всех министерских женских гимназиях [12]. Программа восьмого педагогического класса предусматривала изучение гимназистами педагогики (общая и история педагогики, дидактика) как основного предмета. Недельное количество часов курса педагогики не уступало таким предметам как русский язык и математика и составляло 3 часа в неделю. Кроме того, среди основных предметов можно выделить: словесность, церковнославянский, французский и немецкий языки, историю и географию. Большое значение в подготовке будущих учителей имела педагогическая практика, проходившая в младших классах гимназий, местных церковно-приходских школах. При гимназиях также могли быть специально созданные для этих целей училища, что упрощало поиск базы для прохождения практики и позволяло учащимся беспрепятственно наблюдать за психолого-педагоги-ческой стороной учебного процесса и проводить пробные уроки.
В Мариинских женских гимназиях также был восьмой педагогический класс. После окончания гимназии воспитанницы получали звание домашних учительниц, имеющих право преподавать предметы, в которых показывали наилучшие успехи, а после окончания педагогического класса получали звание домашних наставниц. В Мариинской женской гимназии Пермской губернии восьмой класс был открыт в 1916 г. в составе 30 учениц, в него записались все выпускницы седьмого класса [13]. В Вятской Мариинской женской гимназии педагогический класс к этому времени уже существовал. Он был открыт еще в 1861 г., когда Мариинские гимназии именовались Мариинскими женскими училищами [14].
Определенную роль в развитии педагогического образования сыграли частные гимназии, их организация осуществлялась по инициативе передовой интеллигенции. По усмотрению местных властей на содержание этих учебных заведений в ряде случаев выделялось государственное пособие, но основным источником финансирования являлись благотворительные средства. В Пермской губернии в рассматриваемый период особое значение имела деятельность частной женской гимназии мадам Л. В. Барбатенко с восьмым педагогическим классом. В отчете гимназии за 1915 г.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008
40
отмечено, что в 8 классе обучалось 25 учениц [15]. Показательно, что основной состав учениц этой гимназии — дочери зажиточных селян и городских средних слоев [16].
Подготовкой учительниц наряду с Министерством народного просвещения и ведомством императрицы Марии занималось также духовное ведомство. При епархиальных училищах существовали седьмые педагогические классы с двухгодичным курсом обучения. К 1915 г. в женских епархиальных училищах изучалось 24 учебных предмета: русский язык с чистописанием, церковнославянский язык, методика русского и церковнославянского языка, арифметика, педагогика, история педагогики, педагогическая психология, Закон Божий, история, методика преподавания истории, география, логика, алгебра, космография; литература новейшая русская и иностранная и др. Педагогическая практика учениц проходила в образцовой начальной школе при училище. Каждый день по две ученицы изучали психологические особенности учащихся младших классов. Свои наблюдения они заносили в дневники по педагогической практике, которые являлись отчетами по педагогике и сдавались в конце года [17].
Наиболее востребованными в учебных заведениях были выпускники учительских семинарий и институтов, т. к. из их числа большая часть закреплялась на постоянной работе в школах. Пермская женская учительская семинария была открыта в 1908 г. В Вятской губернии в 1913 г. функционировали две учительские семинарии: Кукарская мужская и Сарапульская женская. В 1915 г. была открыта еще одна мужская учительская семинария в Глазове и общая численность обучающихся составляла 251 человек (160 мужского пола и 91 женского) [18]. После окончания учительской семинарии учащимся предоставлялось место работы [19].
Учительские институты готовили квалифицированных специалистов для начальных и средних учебных заведений. Преимущественным правом поступления пользовались выпускники городских училищ, проработавшие в школе не менее 1 года. Окончившие среднее учебное заведение (гимназию, духовную семинарию и др.) принимались без экзаменов при наличии одобрительных данных об их «нравственности». В Вятской губернии учительский институт был открыт 1 июля 1914 г., в 1915 г. в нем обучалось 47 мальчиков [20]. Екатеринбургский учительский институт Пермской губернии появился еще в 1912 г.
Основным источником финансирования учительских институтов являлась государственная казна. Поступление денежных средств из казны для Екатеринбургского учительского института Пермской губернии в период с 1913 по 1917 г., согласно архивным данным, постепенно возрастает (табл. 2). В 1915 г. по сравнению с 1914 г. поступление из государственной казны для Екатеринбургского учительского института увеличилось на 1 128,62 руб. В 1916 г. увеличение по сравнению с предыдущим годом составило 5 657,73 руб., хотя во многом увеличение поступлений денежных сумм объясняется инфляцией, вызванной войной. В то же время в 1917 г. поступление денежных
средств увеличивается крайне незначительно — на 61,67 руб., причиной послужили революционные события в стране.
Аналогичная ситуация имела место в Вятской губернии. На содержание Вятского учительского института в 1914 г. из казны поступило 34 120 руб., прочих доходов насчитывалось 295 руб., в 1915 г. — 31 600 руб. [21]. Среди других источников поступления денежных средств на содержание учительских институтов можно выделить наиболее постоянный — оплата за обучение, которая составляла 15 руб. в год с каждого учащегося.
Учебный план учительских институтов был строго определен и оставался неизменным для всех российских учебных заведений этого профиля. Объем изучаемых предметов соответствовал более глубокому изучению содержания программ высших начальных училищ и включал такие предметы, как Закон Божий, русский язык и церковно-славянское чтение, арифметика и начало алгебры, геометрия, география русская и всеобщая, естественная история и физика, черчение и рисование, чистописание, ручной труд, пение и гимнастика. Программа по педагогике содержала разделы умственного и нравственного педагогического воспитания, общие требования дидактики и методики, школьную дисциплину. Особое внимание в педагогических учебных заведениях уделялось педагогической практике, начинавшейся с первого года обучения. Уроки, проведенные учащимися, подробно разбирали и обсуждали их товарищи по обучению и педагоги. Для прохождения педагогической практики при учительских институтах и семинариях, как и при гимназиях, открывались городские училища [22].
С падением самодержавия в образовании происходят значительные изменения: существовавшие органы образования упразднялись и создавались новые. Временным правительством 4 июня 1917 г. был создан Государственный комитет по народному образованию.
Однако, несмотря структурные изменения 1917 г., новые власти продолжали уделять значительное внимание образованию, так как существовала необходимость в высококвалифицированных специалистах. Временное правительство постановлением от 28 марта 1917 г. увеличило учителям жалование из казны с 360 руб. до 600 руб. в год, не считая прибавок за выслугу в размере 60 руб. за каждые 5 лет службы и на дороговизну, которые сохранялись независимо от размера жалования. Тем же, кто имел жалование свыше 600 руб., оно оставалось неизменным [23].
Революционные события усугубляли проблемы военного времени. Во второй половине 1917 г. в связи с прекращением связей со столицей и другими культурными центрами прервалось централизованное снабжение регионов учебными пособиями. В Екатеринбурге пополнение библиотек учебных заведений осуществлялась за счет ревизий библиотек общеобразовательных курсов [24]. Временный комитет по народному образованию циркуляром от 4 октября 1917 г. указывал учителям Ирбитского уезда, что в связи с дороговизной на письменные принадлежности, школьные пособия и учебники, создались трудности их по-
Тлблир 2.
Годи 1013 1531.4 1015 1016 1017
ф ина і е: и ранам ив, руб. 30&52Д5 3276Н.6 ааддазз ЗД427.33 -ПЛ4Л£3
Табли ца ссстаилнма га дп н ни м: ГАС О. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1 3. Л. 7.; Д. 44. Л. 5о6Д. 39. Л. 20Ы5.; Д. 77. ЛЛ. 2, 13,.; Д I АО. А. 13.
лучения со складов и рекомендовал педагогам обратить внимание на более экономичное использование последних [25].
Количество желающих получить образование не уменьшалось и в 1917 г., однако далеко не все, кто стремился отдать своих детей в начальные учебные заведения, могли это сделать. На заседании Вятской городской думы 20 сентября 1917 г. сообщалось, что в 9 имеющихся училищах лишены возможности обучаться грамоте 59 человек, преимущественно дети малоимущих жителей города [26].
Поэтому по-прежнему сохранялась необходимость в открытии новых учебных заведений и подготовке квалифицированных учителей. В июле 1917 г. в г. Ирбит Пермской губернии был открыт учительский институт в составе 2 отделений — исторического и физико-математического, на его содержание из казны было выделено 30070 руб. [27]. Кроме того, учителей начальных школ готовили четыре учительские семинарии: Чердынская, Оханская (в Нытьвенском заводе), Ирбитская, Пермская.
Таким образом, в условиях Первой мировой войны происходит увеличение числа учебных заведений и количества учащихся в Пермской и Вятской губерниях. В общественном мнении в военные годы значимость образования значительно возрастает. Это потребовало расширения подготовки учительских кадров на Урале. Несмотря на трудности периода, связанные с занятием под призывные пункты, казармы и лазареты учебных заведений, с уходом на фронт учи-телей-мужчин, профессиональная подготовка учителей являлась одной из важнейших задач как царского правительства, так и новой власти. В 1917 г. продолжали открываться начальные и средние учебные заведения, увеличивалось финансирование образования, повысилось учительское жалованье.
Библиографический список
1. Слудковская, И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX — начале XX века. / И.А. Слудковская. — Пермь: ПОИПКРО, 1998. — 172 с.; Помелов, В.Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции во второй половине XIX в. — 1917 г.: на материалах Вятской губернии и сравнительном анализе проблемы в соседних с ней регионах. / В.Б. Помелов; под ред. З.И. Равкина. — Киров: ВГПУ, 1998. — 290 с.; Зотова, Л.М. Женское образование в Вятской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. / Л.М. Зотова. — Киров: [б. и.], 2003. — 244 с.
2. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 27. Л. 15.
3. Сеть высших начальных школ. // Зауральский край. — 1915. — 5 октября. — с. 3.
4. Государственный архив Пермской области (ГАПО). Ф. 42. Оп. 1. Д. 509. Л. 53.
5. Отчет о состоянии народных училищ Вятской губернии за 1915 гражд. год. — Вятка: [б. и.], 1916. — С. 12.
6. ГАПО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 535. Л. 43.
7. Там же. Д. 534. Л. 45об.
8. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 27. Л. 1.
9. ГАПО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 533. Л. 5.
10. Там же. Д. 509. Л. 56.
11. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 205. Оп. 4. Д. 3126. Л. 17об.
12. Обзор Вятской губернии за 1913 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. — Вятка: [б. и.], 1914. — С. 118.; Обзор Вятской губернии за 1914 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. — Вятка: [б. и.], 1915. — С. 167.
13. Слудковская, И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX — начале XX века / И.А. Слудковская. — Пермь: ПОИПКРО, 1998. - С. 84.
14. Зотова, Л.М. Женское образование в Вятской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. / Л.М. Зотова. — Киров: [б. и.], 2003. — С. 24 — 25.
15. ГАПО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 585. Л. 3.
16. Слудковская, И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX — начале XX века / И.А. Слудковская. — Пермь: ПОИПКРО, 1998. — С. 84-86.
17. Зотова, Л.М. Женское образование в Вятской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. / Л.М. Зотова. — Киров: [б. и.], 2003. — С. 123 — 124.
18. Из ведомости Вятского губернского статистического комитета о состоянии народного образования в губернии за 1915 г. // Из истории Урала: сб. документов и материалов. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979. — С. 364.
19. ГАПО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 92. ЛЛ. 1-2.
20. Из ведомости Вятского губернского статистического комитета о состоянии народного образования в губернии за 1915 г. // Из истории Урала: сб. документов и материалов. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979. — С. 364.; ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 14. Л. 42.
21.ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 14. ЛЛ. 25, 60 - 61.
22. Вятский государственный гуманитарный университет. 1914 — 2004. Памятная книга. — Киров: ВятГГУ, 2004. — С. 32.; ГАПО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.; Д. 53. Л. 78.
23. ГАКО. Ф. 628. Оп. 6. Д. 924. Л. 5.; ГАСО. Ф. р-1600. Оп. 1. Д. 15. ЛЛ. 1-42.
24. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 189. Л. 6.
25. ГАСО. Ф. 720. Оп. 1. Д. 5. Л. 7.
26. ГАКО. Ф. 628. Оп. 6. Д. 924. Л. 32 об.
27. ГАПО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 60. Л. 38.
СКАЛЫГА Ирина Владимировна, аспирант кафедры отечественной истории.
Статья поступила в редакцию 07.02.08 г.
© И. В. Скалыга
Книжная полка
ББК 63.3(2)/И90
История России [Текст] : учеб. для техн. вузов / А. А. Чернобаев [и др.] ; под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Высш. шк., 2007. — 637 с. — (Учебник для вузов). — Библиогр.: с. 629-633. — ISBN 978-5-06-005802-4.
В учебнике кратко освещаются основные периоды российской истории с древнейших времен до сегодняшних дней. Главное внимание уделено изучению государственно-политических, социально-экономических и внешнеполитических проблем. Книга поможет студентам сформировать целостное представление о характере и особенностях исторического развития России.
Для студентов технических вузов и факультетов естественного профиля университетов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ