Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИНОПРОКАТНОГО ДЕЛА В КРЫМУ (1897-1945 ГГ.)'

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИНОПРОКАТНОГО ДЕЛА В КРЫМУ (1897-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОПРОКАТ / КИНОТЕАТР / КИНООБОРУДОВАНИЕ / КИНОФИКАЦИЯ / КИНОИСКУССТВО / КРЫМ / FILM DISTRIBUTION / CINEMA / CINEMA EQUIPMENT / CINEMATOGRAPHY / CINEMA ART / CRIMEA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шилова Л.В.

В статье проанализирован процесс зарождения и развития кинопрокатного дела Крыма с момента его возникновения в конце ХIX в. и до начала Великой Отечественной войны. Автор характеризует становление коммерческого кинопрокатного дела в Таврической губернии дореволюционного периода, его национализацию в первые годы советской власти и дальнейшее развитие в новых общественно-политических и социально-экономических реалиях 1920-1940-х гг. Показано, как трансформировалась институциональная организация кинопроката в связи с переходом от Новой экономической политики к сталинской модернизации и до начала Великой Отечественной войны. Изучение малоизвестных страниц истории крымского кинопроката позволило автору раскрыть основные этапы и особенности его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGIN AND DEVELOPMENT OF FILM DISTRIBUTION BUSINESS IN CRIMEA (1897-1945)

The article analyzes the process of origin and development of the film distribution business of the Crimea from its inception in the late XIX century to the beginning of the Great Patriotic war. The author characterizes the formation of commercial film distribution business in the Tauride province of the pre-revolutionary period, its nationalization in the first years of Soviet power, and its further development in the new sociopolitical and socioeconomic realities of the 1920s and 1940s. It is shown how the institutional organization of film distribution was transformed in connection with the transition from the «new economic policy» to the Stalinist modernization and before the beginning of the Great Patriotic war. The study of little-known pages of the history of the Crimean film distribution allowed the author to reveal the main stages and features of its development.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИНОПРОКАТНОГО ДЕЛА В КРЫМУ (1897-1945 ГГ.)»

№ 2 (77), 2020

жизнь регионов

F -151

4. Русская идея. М., 2004.

5. Советский энциклопедический словарь М., 1980.

References

1. Dugin A.G. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov v prostranstve Evrazii [The Russian Orthodox Church in the space of Eurasia]. Moscow, 2012. URL: http://my.arcto.ru/public/ rpc.html

2. Odintsov M.I. State-Church relations in Russia (on the materials of the national history of the XX century): dis. ... Doctor of Sciences in History. URL: http://rusoir.ru/president/ president-works/president-works-80

3. Akhiezer A.S. Sociokulturnaya dinamika Rossii [Socio-Cultural dynamics of Russia]. Novosibirsk, 1997.

4. Russkaya ideya [Russian idea]. Moscow, 2004.

5. Sovetskij enciklopedicheskij slovar [Soviet encyclopedia]. Moscow, 1980.

УДК 791.43.01

Л.В. ШИЛОВА

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИНОПРОКАТНОГО ДЕЛА В КРЫМУ (1897-1945 гг.)

Шилова Лилия Витальевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, ул. Киевская, 39), Liyashilova-27@mail.ru

Аннотация. В статье проанализирован процесс зарождения и развития кинопрокатного дела Крыма с момента его возникновения в конце XIX в. и до начала Великой Отечественной войны. Автор характеризует становление коммерческого кинопрокатного дела в Таврической губернии дореволюционного периода, его национализацию в первые годы советской власти и дальнейшее развитие в новых общественно-политических и социально-экономических реалиях 1920-1940-х гг. Показано, как трансформировалась институциональная организация кинопроката в связи с переходом от Новой экономической политики к сталинской модернизации и до начала Великой Отечественной войны. Изучение малоизвестных страниц истории крымского кинопроката позволило автору раскрыть основные этапы и особенности его развития.

Ключевые слова: кинопрокат, кинотеатр, кинооборудование, кинофикация, киноискусство, Крым.

UDC 791.43.01 L.V. SHILOVA

ORIGIN AND DEVELOPMENT OF FILM DISTRIBUTION BUSINESS

IN CRIMEA (1897-1945)

Shilova Liliya Vitalyevna, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associate Professor of design of the Crimean University of Culture, Arts and Tourism (39, Kievskaya st., Simferopol), Liyashilova-27@mail.ru

Abstract. The article analyzes the process of origin and development of the film distribution business of the Crimea from its inception in the late XIX century to the beginning of the Great Patriotic war. The author characterizes the formation of commercial film distribution business in the Tauride province of the pre-revolutionary period, its nationalization in the first years of Soviet power, and its further development in the new sociopolitical and socioeconomic realities of the 1920s and 1940s. It is shown how the institutional organization of film distribution was transformed in connection with the transition from the «new economic policy» to the Stalinist modernization and before the beginning of the Great Patriotic war. The study of little-known pages of the history of the Crimean film distribution allowed the author to reveal the main stages and features of its development. Keywords, film distribution, cinema, cinema equipment, cinematography, cinema art, Crimea.

"Культурная жизнь Юга России" № 2 (77), 2020

Феномен кинематографа сложен и многогранен, его ретроспективное изучение требует реконструкции истории не только киноискусства со всеми его творческими нюансами, не только кинопроизводства, но и кинопроката. Именно от институциональной организации и материально-технического состояния индустрии проката кинофильмов зависит то, сколько зрителей увидят тот или иной фильм, насколько долгим будет его прокатный цикл. Между тем история крымского кинопроката до настоящего времени практически не привлекала внимание исследователей. Эта научная лакуна не позволяет в полной мере выделить основные этапы развития кинопрокатного дела в Крыму, выявить специфические особенности его развития на разных этапах, а также использовать исторический опыт на современном этапе.

Целью статьи является анализ процесса зарождения и развития кинопрокатного дела Крыма с момента его возникновения в конце XIX в. и до начала Великой Отечественной войны. Для реализации этой цели необходимо решение следующих исследовательских задач: 1) охарактеризовать процесс зарождения кинопрокатного дела в дореволюционной Таврической губернии; 2) рассмотреть процесс национализации киноотрасли в первые годы советской власти и ее развитие во время реализации «новой экономической политики»; 3) определить влияние сталинской модернизации 1929-1941 гг. на сферу кинопроката.

Первые упоминания о кинематографе и кинопрокатной деятельности в Крыму относятся к концу XIX века. В то время стационарных кинотеатров еще не существовало. Кинопоказы осуществлялись с помощью передвижной аппаратуры, принадлежавшей частным предпринимателям, которые переезжали из одного города в другой. Из источников известно, что первые такие киносеансы в Крыму состоялись в 1897 г. В последующие годы стали появляться первые стационарные кинотеатры (т.н. синематографы), также принадлежащие частным лицам: к 1913 г. на территории Таврической губернии их насчитывалось более 20 [1, с. 116-118].

После установления советской власти как кинопроизводство, так и кинопрокат попадают под контроль со стороны государства. Это было обусловлено не только идеологическими, но и экономическими причинами. 27 августа (сейчас этот день отмечается как День российского кино) 1919 года Советом народных комиссаров (СНК) РСФСР был издан декрет о национализации «всей кинематографической и фотографической торговли и промышленности» и закреплении их в ведении Народного комиссариата просвещения. Однако на территории Крымского полуострова советская власть окончательно была установлена только в ноябре 1920 г., из-за чего национализация кинопроизводства и кинопроката здесь произошла позже, чем в центральных губерниях Советской России. Приказом Революционного комитета Крыма от 22 декабря 1920 г. все движимое и недвижимое имущество как театров, так и кинотеатров было национализировано и передавалось подотделу искусств Крымского отдела народного образования [2, с. 147].

19 декабря 1922 г. было принято постановление СНК РСФСР о преобразовании фотокиноотдела Народного комиссариата просвещения в Центральное государственное фотокинопредприятие (Госкино). Госкино передавались все кинофабрики, киноателье и кинотеатры РСФСР (в других союзных республиках действовали свои организации с аналогичными функциями), а также монопольное право осуществлять кинопрокатную деятельность на территории республики. В 1924 г. эта государственная структура была преобразована во Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино» (Совкино) [3, с. 61]. Акционерами этого общества являлись только государственные организации. В Крымской АССР, которая находилась в составе РСФСР, было создано структурное подразделение этого акционерного общества - Крымская областная контора «Совкино» (точная дата создания на данный момент не установлена).

Основной особенностью советского кинопрокатного дела 1920-х гг. являлось то, что в рамках т. н. Новой экономической политики была временно возобновлена частная

№ 2 (77), 2020

жизнь регионов ^

кинопрокатная деятельность. Ее осуществляли частные предприниматели (т.н. нэпманы), которые брали в аренду у государства ранее национализированные кинотеатры и кинооборудование. При этом государственные органы кинематографии (Госкино, затем - Совки н о) п олучи ли монопольное право кинопрокат а на вс ей терр и тори и Р С ФС Р. Поэтому не только нэпманы, но и все другие советские организации (например, рабочие клубы), должны были в обязательном порядке приобретать у них лицензию на каждый демонстрируемый фильм, отдавая за это до 70% кассовой выручки. Кинопрокат стал одним из важных источников денежных поступлений в госбюджет. Вся система кинопроката 1920-х ориентировалась на получение максимальной прибыли с наименьшими затратами - здания кинотеатров не ремонтировались, а их оборудование практически не обновлялось - повсеместно использовалась национализированная в 1919 г. кинотехника [4, л. 1].

Однако в конце 1920-х гг., после начала сталинских преобразований в СССР, частное предпринимательство в сфере кинопроката было ликвидировано. Организациями, осуществлявшими кинопрокатную деятельность, стали государственные кинотресты, действовавшие на принципах хозрасчета. Количественные показатели их деятельности были заложены в пятилетние планы развития народного хозяйства. Постановлением СНК СССР от 11 февраля 1933 г. было создано Главное Управление кинофото-промышленности (ГУКФ) при СНК СССР (ГУКФ) с выделением из него республиканских трестов по производству и прокату фильмов. На территории РСФСР был образован трест по прокату кинокартин «Роскино», который должен был иметь свои подразделения в регионах. Соответственно, с 1 января 1934 г. в Крымской АССР начал действовать Крымский трест по кинофикации (в некоторых документах он называется Государственным трестом «Крымкино»). Этот трест был создан на основании постановления СНК РСФСР от 14 ноября 1933 г. «О реорганизации управления киносетью на территории РСФСР» [5]. Согласно этому постановлению во всех регионах РСФСР создавались тресты по кинофикации, сочетающие организационно-управленческие и хозяйственно-финансовые функции. На момент создания Крымского треста кинофикации в его распоряжении находилось 23 стационарных кинотеатра, из которых лишь 3 (в Симферополе, Севастополе и Керчи) имели технику для показа звукового кино. Вскоре началась активная работа по ремонту и техническому переоснащению кинотеатров. Были закуплены 32 специальные автомашины-кинопередвижки, предназначенные в основном для выездной работы в сельской местности. Общее количество киноустановок в Крымской АССР увеличилось с 315 единиц в 1933 г. до 637 единиц в 1940 г. (из них 333 - в сельской местности). Количество посетителей киносеансов на территории автономной республики возросло с 5,6 млн в 1934 г. до 12,8 млн в 1938 г. [6, с. 152].

Важной задачей, поставленной советскими органами культуры в 1930-е гг., было расширение сети стационарных звуковых кинотеатров. В конце 1930-х - начале 1940-х гг. были предприняты новые шаги по централизации кинопроката и усиления идеологического и финансового контроля над ним со стороны государства. 28 марта 1940 г. Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР был утвержден приказ «Об объединении трестов кинофикации с управлениями кинофикации» [7, л. 47-47 об.]. Выполняя это постановление общесоюзного органа, СНК Крымской АССР своим решением от 10 апреля 1940 г. создало единое Управление кинофикации Крымской АССР, в состав которого вошло все имущество и кадры ликвидированного треста «Крымкино» [3, с. 61].

Таким образом, первый этап развития крымского кинопрокатного дела, продолжавшийся с периода его зарождения в конце XIX в. и до начала Великой Отечественной войны, отличался динамизмом, кардинальными трансформациями, которые в первую очередь были обусловлены общественно-политической ситуацией в стране. Национализация и фактическая монополизация советской властью отечественного кинодела была направлена на то, чтобы полностью взять его под контроль и использовать для про-

"Культурная жизнь Юга России

№ 2 (77), 2020

паганды идей социализма и формирования нового советского человека с высоким уровнем культуры и соответствующими морально-нравственными ценностями. Именно идейно-политическая важность данного вида деятельности стимулировала постоянные новации в сфере институциональной организации советского кинопроката, его постепенную техническую модернизацию и переход к действительно массовому охвату населения, в том числе проживающего в сельской местности. В целом советская кинопрокатная деятельность доказала свою эффективность и способность успешно выполнять поставленные перед ней пропагандистские, хозяйственно-экономические, просветительские задачи.

Литература

1. Ржавская Л.С. Кинотеатры Симферополя // Симферополь на перекрестках истории: материалы научно-практической конференции. Симферополь, 2016. С. 115-122.

2. Ревкомы Крыма: сборник документов и материалов. Симферополь, 1968.

3. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. М., 2012.

4. Государственный архив Республики Крым (ГА РК). Ф. Р-1686. Оп. 1. Д. 23.

5. О реорганизации управления киносетью на территории РСФСР. Постановление СНК РСФСР от 14.11.1933 г. URL: http://lawru.info/dok/1933/11/14/n1196899.htm

6. Материалы к отчету правительства Крымской АССР VIII Съезду Советов Крымской АССР. Симферополь, 1935.

7. ГАРК. Ф. Р-2697. Оп. 4. Д. 47.

References

1. Rzhavskaya L.S. Cinemas of Simferopol // Simferopol at the crossroads of history: materials of the scientific and practical conference. Simferopol, 2016.

2. Revkomy Kryma: sbornik dokumentov i materialov [The revolutionary Committee of the Crimea: a Collection of documents and materials.] Simferopol, 1968.

3. Istoriya kinootrasli v Rossii: upravlenie, kinoproizvodstvo, prokat [The history of the film industry in Russia: management, film production, rental]. Moskow, 2012.

4. State Archive of the Republic of Crimea (SA RC). F. R-1686. Op. 1. D. 23.

5. O reorganizacii upravleniya kinoset'yu na territorii RSFSR. Postanovlenie SNK RSFSR ot 14.11.1933 g. [About reorganization of management of the cinema network in the territory of the RSFSR. Resolution of the SNK of the RSFSR of 14.11.1933]. URL: http://lawru.info/ dok/1933/11/14/n1196899.htm

6. Materials for the report of the government of the Crimean ASSR to the VIII Congress of Soviets of the Crimean ASSR. Simferopol, 1935.

7. SARC. F. R-2697. Op. 4. D. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.