Соколова Я.С ©
Выпускник кафедры Культурологии Института философии Санкт-Петербургского
государственного университета
ЗАРОЖДЕНИЕ ГОТИКИ ВО ФРАНЦИИ КАПЕТИНГОВ И РОЛЬ ХУДОЖНИКА В
XII-XIII ВВ.
Аннотация
Данная статья посвящена периоду Позднего Средневековья (Basso Medioevo X-XIV) во Франции времени правления династии капетингов и становления готического стиля в условиях политико-социальных и мировоззренческих метаморфоз.
Ключевые слова: Средневековье, Франция, династия капетингов, готическая архитектура Франции, зарождение готики
Sokolova I.S.
A graduate of St. Petersburg State University, Institute of Philosophy, Department of Cultural
Studies
THE ORIGIN OF THE GOTHIC IN CAPETIAN FRANCE AND THE ROLE OF THE
ARTIST IN XII-XIII CENTURIES.
Summary
This article is devoted to the period of the High Middle Ages (Basso Medioevo X-XIV) in France during the reign of Capetian dynasty and the formation of the Gothic style in the conditions
of political and social, ideological metamorphosis.
Keywords: Middle Ages, medieval France, the Capetian dynasty, France gothic architecture, the emergence of Gothic.
В ходе длительного складывания романской эпохи и всего ее развития в государственностях Европы не прекращались поиски архитектурной и фигуративной идентичности. Итогом этого процесса стало формирование обширных зон, похожих друг на друга с художественной точки зрения: фундаментальная византийская составляющая, пусть и по-разному воспринятая и переработанная, имела функцию «соединительной ткани» сложного, но единого организма.
Около середины XII века в области архитектуры происходят заметные изменения: гомогенность начинает постепенно уступать место различиям и все более индивидуальным характеристикам, вплоть до разительного архитектурного дифференцирования в контексте европейской географической протяженности.
Окончательный крах универсалистских идеалов католической церкви и Священной римской империи, характерных для Раннего Средневековья, и формирование первых национальных европейских монархий благоприятствовали складыванию новой реальности для художественного творчества. Данный феномен, тем не менее, не раздробил европейскую культуру: именно во время их консолидации, различные художественные поиски находили возможность для более динамичной, по сравнению с прошлым, циркуляции и сопоставления идей, дав, таким образом, жизнь одному из наиважнейших моментов высокой культурной интернациональности в истории западной цивилизации.
Становится все легче определять происхождение артефактов и самих творцов. Исчезают странствующие художники, группы миниатюристов и копистов: художники
© Соколова Я.С, 2016 г.
начинают путешествовать, изучать и создавать новое, исключительно по заказу, поступавшему от основных действующих лиц эпохи (сеньора, короля, папской курии, монастырского ордена, университета).
Увеличение запросов на произведения искусства было определено осознанием значения самого искусства, его потенциальной мощи. Все мелкие и крупные европейские дворы и сеньории начали активно покровительствовать искусству. Но настоящим нововведением стало появление феномена частных заказчиков, в лице которых могли выступать как отдельные личности, так и семья, группа граждан - корпорации и братства. Еще рано говорить о подлинном коллекционировании, но на том этапе развития необходимо отметить наличие феномена частного заказа, предназначенного для публичных мест, в большинстве случаев речь идет, конечно, о церкви. Принесение в дар картин или наследства, дабы ими были украшены стены, алтари церквей, стало распространенным явлением: с одной стороны, это объяснимо желанием дарителя заручиться благосклонностью небес и возможностью без мучительно искупить грехи, с другой - стремлением выставить напоказ экономическую стабильность или социально-политический статус.
В этом процессе изменения менталитета и устоев, характерного для Европы XII века, художник обрел новую идентичность: все меньше просто талантливый мастер, и все больше собеседник заказчика, способный использовать заказанные ему темы для выражения собственного видения и таланта. Фигура художника приобретает все больший весомость, имя на произведении искусства становится подписью, фундаментальным элементом для идентификации как автора, так и самого произведения (вспомним подпись, оставленную Бенедетто Антелами на своем произведении - мраморном рельефе с сюжетом Снятие с креста, выполненном для пармского Дуомо). Вскоре становится также нормальным указывать название города, место рождения художника.
Отражением связи между художественным поиском и политико-географическим фактором может считаться изменение, произошедшее во Франции, а точнее, в Иль-де-Франс. Политические преобразования на севере Франции имели неслыханное влияние на архитектуру, которая впоследствии стала эпицентром и ключевым элементом, приведших к модификации также и других областей belle arti.
Возникают два вопроса: почему именно архитектура стала точкой отсчета в образовании нового стиля и сознания и почему именно в этом регионе Франции капетингов?
Уже с конца X века в Иль-де-Франс начинаются строительные работы невиданного ранее размаха, в результате которых в городской ландшафт врастают грандиозные кафедральные церкви. Их строительство требовало значительных инноваций и внушительных денежных инвестиций. Где были найдены столь значительные суммы и опять - почему все же Иль-де-Франс?
Объяснение связано с тем фактом, что династия капетингов, утвердившаяся в этом районе Франции в конце X столетия и просуществовавшая до XIV, ознаменовала продолжительный период политической стабильности и заложила основы унитарного государства, которое включало эту и другие северные регионы страны. Унификация и контроль реорганизовали дестабилизирующее воздействие крупных феодалов и позволили появиться новым социальным слоям (ремесленникам и торговцам). Это в свою очередь не могло не отразиться на идеалах и роли знати с одной стороны, и части духовенства - с другой. Интересно, что значительная часть сеньоров стала называть себя jeunes - молодыми, в смысле «обновленными», то есть оставаться феодалами, но покончившими со старыми административными ролями и участниками свершавшейся эволюции, затронувшей все сферы общества.
Подобная социально-политическая конъюнктура сделала закономерным развитие и экономическое усиление всего региона: стало возможным строительство дорог, нововведения в агрикультуре, развитие рынков, что приводило к обогащению новых классов, и прежде всего купцов. Часть их капиталов как раз и пошла на строительные работы XIII века, например, возведение кафедрального собора в Руане - подлинное выражение богатства
городских торговцев. Теперь помимо светских заказов монархии и королевского двора, существовали и заказы гражданские.
Период конца XII и первых десятилетий XIII вв. характеризуется грандиозными идейными обновлениями, техническими инновациями: пишутся трактаты по оптике, ботанике, астрономии, трансформируется религиозно-философская мысль. Основой таких преобразований было новое отношение, которое человек установил с реальностью и природой в каждом их проявлении. Фундаментальный элемент, связанный с изменениями в архитектуре - это произошедшая переоценка взглядов человека, начавшего видеть в себе не только духовную составляющую. Иначе стал восприниматься свет. Эта категория не перестала оставаться божественным проявлением, но теперь стало возможным испытать наслаждение этого проявления через искусство. Пересмотру подверглось и физическое пространство, место, в котором человек существовал. Человек был способен разграничивать его, руководствуясь законами геометрии, и в своем стремлении копировать божественные законы у человека были все инструменты и возможности.
Консонанс между изменениями в обществе и мысли и художественными проектами лучше всего можно проследить в французской скульптуре последней четверти XII века, с характерными для нее увеличением форм и устанавливающейся диалектикой с архитектурным пространством. Аналогичное созвучение можно найти и в ряде изменений, происходящих в итальянской живописи в начале XIII века: восприятие пространства прошло через совокупность трансформаций архитектурных и скульптурных форм с постепенным отходом от двухмерности византийского типа. Итак, интеграция архитектуры, скульптуры и живописи способствовала созданию той «эстетики пропорций», которую У.Эко считал эстетикой Средневековья, получившей свое гармоничное выражение в фигурах портала собора Сен-Дени, произведение, из которого зародится стиль, получивший впоследствии имя «готического».
Под термином «готика» искусствоведческая традиция понимает изменения художественных форм, проявившиеся в 40 годы XII века на севере Франции капетингов, и которые затем распространились за ее пределы в другие европейские страны. Термин носил крайне негативную коннотацию. Джорджо Вазари описал этот стиль как «ужасная и варварская... манера, присущая Готам». До Вазари этот термин означал «иной», «отличный от римского», следовательно, отличный от античной классики.
Нужно дождаться середины XVIII века, чтобы произошла переоценка готического искусства в рамках движения Gothic Revival во Франции и Англии.
Литература
1. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. — СПб.: Алетейя, 2003
2. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. - Konemann, 2006
3. Becchis M., Galli L., Valenzano G. Il Medioevo. - Minerva Italica, 2002