Научная статья на тему 'Преемственность в образовании архитектурных стилей (на примере архитектуры Западной Европы i-xviii вв. )'

Преемственность в образовании архитектурных стилей (на примере архитектуры Западной Европы i-xviii вв. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1199
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ / КОНСТРУКЦИИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / ARCHITECTURAL STYLES / DESIGNS / SUCCESSION / HISTORY OF ARCHITECTURAL / WESTERN EUROPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зейферт М. Г.

Статья посвящена выявлению и анализу отдельных элементов преемственности, роли конструктивных систем в становлении и развитии архитектурных стилей на примере зодчества Западной Европы. Функциональные требования, предъявляемые к зданиям, в той или иной степени изменяются постоянно, появляются новые типы зданий. Помимо функциональных основ, второй составляющей, необходимой для рождения стиля, является либо прорыв в области конструкций, либо обращение к эстетическим принципам прошлого, учитывая при этом новые функциональные требования и возможности строительной техники. Наблюдается некоторая периодичность обращения архитекторов, в первую очередь, к античным истокам, а позднее к готике, возвращение к приемам и принципам проектирования, используемым в архитектуре прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Succession in architectural styles formation (on an example of architecture of the Western Europe I-XVIII century)

Last years in the cities of Russia, in particular in Kazan, buildings which structure includes modern building materials and designs, and also elements of a decor of various architectural styles are erected. Development of architectural styles represents the continuous process, each subsequent stage incorporates cultural and technical traditions of the past. Article is devoted to revealing and analysis of separate elements of continuity, to the role of constructive systems in formation and development of architectural styles on an example of architecture of the Western Europe. Throughout centuries in the territory of the Western Europe there is a formation of architecturally-town-planning principles of the organization of space, constructive systems, typology of buildings. One of the primary factors influencing cardinal changes in process of evolution of architecture, occurrence of new building materials and designs serves. The vivid example of it is formation of frame constructive system and Gothic style in XII century, application in architecture of glass and metal in XIX century, occurrence of technical possibilities of erection of unique buildings and constructions now. However it is necessary to notice that throughout two millennia there is a numerous reference of architects to antique sources, use in the products of principles of classical architecture. The return to architecture of the past can be caused now many reasons: aspiration of architects to give to a city the unique individuality partially lost which main criterion is presence in structure of a city of buildings of different epoch; necessity to fill the lost building in a historical part of a city; taste and requirements of customers; search of new directions in architecture.

Текст научной работы на тему «Преемственность в образовании архитектурных стилей (на примере архитектуры Западной Европы i-xviii вв. )»

УДК 72.03:624(4)

Зейферт М.Г. - кандидат архитектуры, доцент

E-mail: zeyfert@kgasu. ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Преемственность в образовании архитектурных стилей (на примере архитектуры Западной Европы I-XVIII вв.)

Аннотация

Статья посвящена выявлению и анализу отдельных элементов преемственности, роли конструктивных систем в становлении и развитии архитектурных стилей на примере зодчества Западной Европы. Функциональные требования, предъявляемые к зданиям, в той или иной степени изменяются постоянно, появляются новые типы зданий. Помимо функциональных основ, второй составляющей, необходимой для рождения стиля, является либо прорыв в области конструкций, либо обращение к эстетическим принципам прошлого, учитывая при этом новые функциональные требования и возможности строительной техники. Наблюдается некоторая периодичность обращения архитекторов, в первую очередь, к античным истокам, а позднее к готике, возвращение к приемам и принципам проектирования, используемым в архитектуре прошлого.

Ключевые слова: архитектурные стили, конструкции, преемственность, история архитектуры, Западная Европа.

В последние годы во многих исторически сложившихся городах, в частности в Казани, возводятся здания с использованием элементов архитектуры прошлого. К таким зданиям в Казани относятся Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, административные здания: на ул. Петербургская, д. 90, 88 и многие другие. Образование и развитие архитектурных стилей сравнительно медленный процесс изменения композиционных приемов и форм. Теоретики архитектуры связывают развитие стилей и художественных форм с функционально-конструктивной основой архитектуры [1, с. 26].

Данная работа посвящена выявлению и анализу отдельных элементов преемственности, роли конструктивных систем в становлении и развитии архитектурных стилей на примере зодчества Западной Европы. Рассматривается период от Античного Рима до конца XVIII в.

Легализация христианства создавала предпосылки для возникновения нового типа здания - церкви. Император Константин и первый папа Сильвестр обратили в христианскую веру полмира, строя церкви вдоль дорог, ведущих к самым отдаленным римским владениям. На протяжении IV-V вв. складываются основы церковных традиций, ритуал богослужения, ставшие в дальнейшем основой формирования объёмнопланировочного решения и архитектурной композиции храмов. Раздел Римской империи (395 г.), нападение германских племен, отмена римских правовых норм - факторы, влияющие на формирование новых общественных отношений. В V-XI вв. происходит процесс феодализации Европы, этот период определяет хронологические рамки раннего средневековья. На территории Франции, Германии, северной Италии и части Испании в конце V в. образуется империя франков, которой управляет династия Меровингов. Строительное искусство в этот период, называемый меровингским, не достигло высокого уровня. Города обнищали, здания строились, как правило, из дерева. Немногочисленные каменные сооружения украшались фрагментами и деталями разрушенных античных построек. Знаковым сооружением этого периода была базилика Сен Мартен, построенная в 470 г. В этом здании заложены основы формирования культовой архитектуры средневековой Франции. Здание состоит из ряда прямоугольных объёмов разной высоты, что характерно для деревянного зодчества германских племен. В композицию здания входят башни: две с западного фасада и одна над средокрестием. Вертикальный силуэт отвечает требованиям обороны [2, с. 43].

Своего расцвета франкская империя достигла при правлении Карла Великого, который в 800 г. был коронован в Риме как император. Этот каролингский период

называют также «первым ренессансом», так как в архитектуре ощущается влияние античного искусства. Значительным сооружением этого периода является надвратная постройка в Лорше, возведенная в 774 г. Элементами, связывающими данную постройку с сооружениями античности, являются три одинаковых арочных проема, формы баз и капителей колонн с антаблементом. Композиция этого сооружения напоминает античную триумфальную арку, в верхнем ярусе которой размещается так называемый «Надвратный зал» [3, с. 33-34]. Реформа образования при каролингах заложила основу для культурного расцвета, получившего название каролингского возрождения.

После смерти Карла Великого в 814 г. империя распалась на три части: западную, центральную и восточную. Строительство в этот сложный период почти прекратилось. Лишь в X в. раздробленная империя была объединена. Из восточной части империи образовалась «священная Римская империя германской нации», а западная превратилась во Францию. Наиболее значительные достижения в архитектуре произошли в Германии в период правления Оттона Великого, с 962 г. принявшего титул римского императора. Оттонский период называют вторым возрождением античного искусства, хотя здания в это время приобретают собственный стиль, архитекторы не подражают античным образцам, ищут самостоятельные решения. Термин «романская архитектура» был введен в 1825 г., он происходит от латинского названия города Рима. Романская архитектура является развитием предшествующей, истоки которой лежат в христианской античности, а, следовательно, и римской архитектуре.

Несмотря на то, что в меровингский, каролингский, оттонский и романский периоды при создании зданий использовались приемы и элементы античности, архитектура раннего средневековья на Западе не была продолжением античного зодчества. Перед лицом новых функциональных задач ей во многом пришлось начать заново, буквально с развалин того, что некогда было триумфом римского строительного искусства. Тем не менее, уже к середине XII в. мастера архитектуры сумели прийти к гармонически уравновешенным архитектурным системам. Виолле ле Дюк, посвятивший значительное время изучению и реставрации готических зданий, прямо связывает возможности появления нового стиля с формообразующей ролью конструкции. По его словам, «Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой» [1, с. 26]. Появление и виртуозное использование каркасной конструктивной системы как основы готической архитектуры является убедительным подтверждением этих слов. Следовательно, готический стиль возник как производное от конструкции, что и послужило основанием для новых критериев красоты. В разных странах к готике относились неоднозначно. В Италии не приняли последнего стиля средневековья, в котором видели, по словам Вазари, «... произведения ужасные и варварские, их можно назвать скорее сумятицей и беспорядком», нагромождение украшений, «.которые лишали здания всех пропорций». Вазари писал: «Есть другой стиль, называемый готическим, декоративные элементы и пропорции которого очень отличаются от античных и современных» [4, с. 131]. Готические храмы в Италии более приземисты, в зданиях используется комбинированная каркасно-стеновая конструктивная система. Массивные наружные стены воспринимают нагрузку от покрытия, а оконные проёмы, если и имеются, то небольшие. Естественное освещение в данном случае несет чисто функциональную нагрузку и не является одним из элементов, создающих интерьер. Аркбутаны и контрфорсы отсутствуют.

Отказавшись от готики, архитекторы Италии обратили свое внимание на здания и сооружения прошлого - Византии и античного Рима, отвергнутые ранее и разрушаемые в течение десяти столетий. Превращались в руины амфитеатры и термы, языческие храмы и обелиски. От античных военных лагерей сохранилась регулярная планировочная структура центров, построенных на их основе городов. Памятники античности уничтожались не только в странах бывшей Римской империи, но и в самом Риме. Пантеон сохранился до нашего времени, поскольку в 608 г. был преобразован из языческого храма в христианскую церковь, посвященную Деве Марии «мучеников» (Santa Maria dei Martiri).

В основе Ренессанса заложены не новые конструктивные решения, а высокие эстетические принципы: ордерная система, регулярный план, симметрия, пропорции. До возведения первых зданий нового стиля идеи античности были воплощены в живописных полотнах и фресках (фрески Беноццо Гоццоли в Сан Джиминьяно, 1460 г.) [4., с. 15]. Главным критерием стиля Возрождения является красота. Для достижения этого

архитекторы отказались от виртуозного мастерства средневековых каменщиков и витражей, использовали горизонтальный кессонированный потолок вместо сводов и полукруглые арки взамен стрельчатых. Возврат к античным формам с точки зрения развития конструкций был регрессом. Нельзя сказать, что на протяжении нескольких столетий не было новшеств в функциональной организации пространства, типологии зданий и, как правило, связанных с этим технических достижений. Значительные изменения в объёмно-планировочных решениях культовых сооружений произошли уже в период раннего Возрождения, при строительстве соборов Сан Лоренцо и Сан Спирито во Флоренции. Архитектор Брунеллеско, вдохновленный античной базиликой, вернулся к плоскому перекрытию нефов, а традиционный план церкви в форме латинского креста объединил с куполом, расположенным над средокрестием. Купол использовали римляне, в готической архитектуре купол практически не применялся. Возродив купол, архитекторы первоначально опирали его на паруса свода. Недостатком этого решения было то, что средокрестие не имело естественного освещения. Эта проблема была решена в начале 16 в., когда между парусами и куполом стали помещать барабан с окнами (рис. 1).

а) б)

Рис. 1. Купола эпохи Возрождения: а) купол собора Санта Мария дель Фьоре, арх. Брунеллески, 1431-1470 гг.;

б) купол собора Св. Петра, арх. Микельанджело, Джакомо Делла Порта, 1546-1589 гг.

Купола, созданные Брунеллеско, Микельанджело, Браманте, стали достижениями в области конструкции эпохи Возрождения, что противоречит мнению Серлио о том, что архитекторы эпохи Возрождения были художниками в большей степени, чем инженерами [5, с. 311].

По словам Бертрана Жестаза, «Возрождение, приникнув к античным истокам, пришло на смену течению, господствовавшему в последние века Средневековья, которые мы называем готикой. Сначала это произошло в Италии, стране зарождения Ренессанса, а затем и в других странах Европы. Редко смена стилей сопровождалась такими революционными явлениями» [4, с. 13]. Надо отметить, что истинно революционным явлением для своего времени было и появление каркасной конструктивной системы и готики в средние века.

В 16 в. католическая церковь была вынуждена бороться против угрозы со стороны Реформации, провозглашенной Лютером. На смену гуманизму и неоплатонизму пришла борьба против языческой культуры и возрождение крайне строгого католицизма ордена иезуитов, основанного в 1540 г., восстановление инквизиции в 1542 г. и указы Триентского собора 1545-1563 гг. Во время Контрреформации в течение нескольких лет складывалось впечатление, будто церковь хочет окончательно отвернуться от классических форм, осужденных как языческие [6, с. 139]. Стиль барокко символизирует власть католической церкви.

Одним из приемов, взятых на вооружение архитекторами барокко, было стремление к созданию прозрачности зданий, эффекта диагональной перспективы. Однако экстерьеры зданий с глухими стенами, покрытыми архитектурным декором, были чрезмерно монументальными и, в отличие от готической архитектуры, их сложно назвать прозрачными. Прозрачность, в данном случае, относится к решению интерьеров. Архитектор барокко Виттоне в 1766 г. писал о покрытии эпохи барокко: «... его прерывающиеся и открытые своды остаются таковыми для того, чтобы свет из купола проникал в интерьер и мог лучше освещать церковь» [5, с. 163]. В кафедральном соборе Толедо, возводимом на протяжении шести столетий, сочетаются несколько архитектурных стилей, что характерно для многих значительных памятников архитектуры. Внесло свой вклад в создание собора и барокко. Архитектор и скульптор Нарцисс Томе создал в 1732 г. так называемый «прозрачный алтарь»

- Эль Транспоренте и разместил в нем огромное, вогнутое Ретабло из мрамора и бронзы. Для освещения шедевра требовалось больше света и в соответствии с требованиями нового стиля Томе пробивает в своде отверстие и украшает его, перемежая живопись и скульптуру, достигая при этом изумительного эффекта [7, с. 47-84], (рис. 2).

Стремление достичь определенного эффекта, используя свет в интерьере, роднит барокко с готикой. Заказчик церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени (1140-1144 гг.) аббат Сугерей писал, что свет является главным смыслом готического стиля: «.И залитое новым светом сияет благородное творенье» [6, с. 88, 10, с. 28-32]. Ярким примером «архитектуры света» позднего средневековья является двухэтажная королевская капелла Сент-Шапель в Париже, построенная в 1248 г. (рис. 2). Верхний однонефный зал перекрыт нервюрным сводом стрельчатого очертания. Поверхности стен капеллы полностью заполнены высокими, 15,3 на 4,65 м, парными окнами с витражами [2, с. 386-387]. Нельзя не отметить, что в процессе формирования стилей участвуют поколения зодчих, часто разных национальностей, приверженцев разных архитектурных школ, и каждый вносит свои знания, своё понимание красоты в создаваемые здания и архитектурные ансамбли. «Послойное наложение традиций (культурная многослойность архитектурно-градостроительного объекта, неоднородность его морфологической структуры) - характерная черта

архитектурной культуры региона, начиная с доисламского периода» [8, с. 127].

Так, например, на начальном этапе строительства толедского собора работы проводились по замыслам мастера Мартина, который явно был знаком со строительной техникой французских соборов, а продолжил работу архитектор Педро Перес в истинно толедском духе, для которого характерно влияние стиля мудехар [7, с. 47-84]. В здании, возводимом с 1226 г. в течение нескольких столетий, происходило наложение архитектурных и конструктивных традиций нескольких эпох и стран.

а) б)

Рис. 2. Свет и прозрачность в архитектуре готики и барокко: а) Париж. Церковь Сент Шапель, 1243-1248 гг.; б) Толедо. Собор, Эль Транспоренте, 1732 г.

Во второй половине XVIII в. в ряде стран Западной Европы происходит промышленная революция, связанная с индустриализацией и усилением власти буржуазии. Мировой торговой державой, центром Британской колониальной империи становится Англия. Промышленная революция и связанные с ней социальные изменения оказали воздействие на архитектуру. Ведущими в формировании городской среды стали крупные общественные здания управления, торговли, образования. Англия - первая из европейских стран - отказалась от барокко и до середины XVIII в. основным направлением архитектуры стало так называемое - «палладианство». Образцом для подражания в этот период было творчество архитектора А. Палладио. Считалось, что красота есть категория объективная, основанная на всеобщих универсальных законах. Уже в первой половине XVII в. известный архитектор Иниго Джонс, изучавший теорию композиции классических построек в Италии, создавал здания согласно композиционным приёмам, свойственным творчеству А. Палладио. Строгие фасады украшали портики с треугольными фронтонами, аттик над карнизом, завершенный балюстрадой, рустованные первые этажи.

В середине XVIII в. в Англии возник интерес к исследованию памятников древней культуры. В 1751-1755 гг. Николас Реветт и Джеймс Стюарт совершили обмер античного храма в Афинах, а в 1750 г. Роберт Вуд исследовал античные города Пальмиры и Баальбека в Сирии. С этого времени греческое античное искусство в Англии стало цениться выше римского. Подражание архитектуре Древней Греции привело к появлению пуристского греческого возрождения. Стремление к строгим идеалам греческой архитектуры воспринималось как шаг к созданию архитектуры будущего. Наиболее яркими памятниками греческого возрождения в Англии стали: комплекс общественных зданий Честер Кэсл, построенный Томасом Гаррисоном в 1788 г., и Британский музей в Лондоне, построенный в 1847 г. по проекту Блумсбери [9, с. 16-24].

С середины XVIII вв. в Германии наблюдается повышенный интерес к архитектуре. Формируется система архитектурного образования, издаётся большое количество архитектурных журналов и книг, а Берлинская Академия изобразительных искусств и механических наук осуществляет так называемый надзор «хорошего вкуса» всех проектируемых зданий. В конце XVIII в. история архитектуры стала считаться самостоятельной научной дисциплиной. Было определено, что архитектурные стили соответствуют определенным странам и эпохам. В 1827 г. были написаны труды, оказавшие существенное влияние на дальнейшее развитие архитектуры: «История архитектуры с ранней древности до новейших времен» К. Штиглица и «В каком стиле мы должны строить» архитектора Генриха Хюбша. Штиглиц считал возможным и необходимым использование архитектурных стилей прошлого в проектировании современных зданий, тем самым распространяя идеи плюрализма стилей. При проектировании зданий различного назначения рекомендовалось использовать определенные стили. Египетский стиль считался идеальным при проектировании мемориальных сооружений, для культовых зданий наилучшим образом подходила готика и т.д. Г. Хюбш в своем труде пытался определить стиль, соответствующий уровню развивающегося общества [11, с. 152-158]. Признавая несомненное преимущество современных направлений в архитектуре, следует отметить, что многие великолепные здания, построенные в архитектурных стилях прошлого в XVIII-XIX вв., в частности церковь св. Магдалины А. Виньона в Париже, Британский музей Р. Смерка в Лондоне и многие другие, благодаря налету времени приобрели вид памятников старины.

Проведенный экскурс в историю формирования и развития архитектурных стилей позволяет сделать следующие выводы.

На протяжении столетий на территории Западной Европы происходит формирование архитектурно-градостроительных принципов организации пространства, конструктивных систем, типологии зданий. Одним из главных факторов, оказывающих влияние на развитие архитектуры, является появление и эстетизация новых строительных материалов, конструктивных элементов и систем. Яркими примерами этого являются: формирование каркасной конструктивной системы и готического стиля в XII в., применение в архитектуре стекла и металла в XIX в., появление технических возможностей возведения уникальных зданий и сооружений в настоящее время. В

готической архитектуре формируются новые принципы, основанные на применении каркасной конструктивной системы: отказ от массивной каменной стены, разделение внутреннего пространства на ячейки, перекрытые нервюрными сводами, выделение вертикалей, новая трактовка в использовании света.

Однако следует отметить, что на протяжении двух тысячелетий происходит неоднократное обращение архитекторов к античным истокам, использование в своих произведениях принципов классической архитектуры:

- начало IX в. - первое возрождение античного искусства (Каролингский период);

- начало X в. - второе возрождение античного искусства (Оттонский период);

- XV-XVI вв. - эпоха Возрождения;

- XVII-начало XIX вв. - классицизм (XVII-первая половина XVIII в. -«палладианство», середина XVIII в. - пуристское греческое возрождение);

- XIX-начало XX вв. - неоклассицизм.

В произведениях классической архитектуры, основанной на стеновой конструктивной системе, главными принципами формирования зданий являются регулярность, симметрия, пропорции. Очевидно, что периодическое обращение к классике имеет своё продолжение.

Возврат к архитектуре прошлого в настоящее время может быть вызван многими причинами: стремлением архитекторов придать городу неповторимую индивидуальность, частично утерянную, главным критерием которой является наличие в структуре города зданий разных эпох; необходимостью восполнить утраченную застройку в исторической части города; вкусом и требованиями заказчиков; поиском новых направлений в архитектуре.

У архитектуры богатая история, сохраненная в трактатах об архитектуре, городах, зданиях и сооружениях. Многое утрачено, но то, что осталось, служит источником не только восхищения, но и изучения для будущих поколений архитекторов.

Список литературы

1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 10. Архитектура XIX-начала XX веков / Под ред. С.О. Хан-Магомедова, П.Н. Максимова, Ю.Ю. Савицкого. - М.: Стройиздат, 1972. - С. 26.

2. Всеобщая архитектура в 12 томах. Т. 4. Архитектура Западной Европы. Средние века / Под ред. А.А. Губера, Н.Д. Колли, П.Н. Максимова и др. - Л. - М.: Стройиздат, 1966. - С. 386-387.

3. Вольфганг Кайзер. Романская архитектура в Германии. / В кн. Романское искусство. / Под ред. Рольфа Томана. - Кёльн: Изд-во: Кёнеман, 2001. - С. 33-34.

4. Жестаз Бертран. Архитектура Ренессанса. От Брунеллески до Палладио. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - С. 13, 15, 131.

5. Всеобщая архитектура в 12 томах. Т. 5. Эпоха Возрождения / Под ред. В.Ф. Маркузона, А.Г. Габричевского, А.И. Каплуна и др. - М.: Стройиздат, 1967. - С. 311.

6. Дэвид Уоткин. История Западноевропейской архитектуры. - Лондон: Изд-во: Кёнеман, 1999. - С. 88-139.

7. Rufino Miranda. Толедо. Искусство. История. - Изд-во: Artes Graficas Toledo,

S.A.U., 2004. - С. 47-84.

8. Айдарова-Волкова Г.Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья XIV-XIX веков: модель развития, структура типов, влияния. - Казань: КГАСА, 1997. - С. 127.

9. Ута Энгель. Архитектура классицизма и романтизма в Англии. / В кн. Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750-1848 гг. / Под ред. Рольфа Томана. - Кёльн: Изд-во: Кёнеман, 2000. - С. 16-21.

10. Клаус Ян Филипп. Архитектура классицизма и романтизма в Германии. / В кн. Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750-1848 гг. / Под ред. Рольфа Томана. - Кёльн: Изд-во: Кёнеман, 2000. - С. 152-158.

11. Бруно Кляйн. Зарождение и развитие готической архитектуры во Франции и соседних странах. / В кн. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Рольфа Томана. - Кёльн: Изд-во: Кёнеман, 2004. - С. 28-32.

Zeyfert M.G. - candidate of the architectural, associate professor E-mail: zeyfert@kgasu. ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Succession in architectural styles formation (on an example of architecture of the Western Europe I-XVIII century)

Resume

Last years in the cities of Russia, in particular in Kazan, buildings which structure includes modern building materials and designs, and also elements of a decor of various architectural styles are erected. Development of architectural styles represents the continuous process, each subsequent stage incorporates cultural and technical traditions of the past. Article is devoted to revealing and analysis of separate elements of continuity, to the role of constructive systems in formation and development of architectural styles on an example of architecture of the Western Europe. Throughout centuries in the territory of the Western Europe there is a formation of architecturally-town-planning principles of the organization of space, constructive systems, typology of buildings. One of the primary factors influencing cardinal changes in process of evolution of architecture, occurrence of new building materials and designs serves. The vivid example of it is formation of frame constructive system and Gothic style in XII century, application in architecture of glass and metal in XIX century, occurrence of technical possibilities of erection of unique buildings and constructions now. However it is necessary to notice that throughout two millennia there is a numerous reference of architects to antique sources, use in the products of principles of classical architecture. The return to architecture of the past can be caused now many reasons: aspiration of architects to give to a city the unique individuality partially lost which main criterion is presence in structure of a city of buildings of different epoch; necessity to fill the lost building in a historical part of a city; taste and requirements of customers; search of new directions in architecture.

Keywords: architectural styles, designs, succession, history of architectural, Western Europe.

References

1. Universal History of architecture, 12 volumes. Vol. 10. Architecture of XlX-the beginning of XX century / edited by O. Khan-Magomedov, P.N. Maksimov, Y.Y. Savitzkiy. - M.: Stroyizdat, 1972. - P. 26.

2. Universal architecture, 12 volumes. Vol. 4. Architecture of Western Europe. The Middle Ages. / edited by A.A. Guber, N.D. Kolly, P.N. Maksimov and others. - L. - M.: Stroyizdat, 1996. - P. 43, 386-387.

3. Wolfgang, Kaiser. Romanic architecture in Germany. / In the book Romanic art. / edited by Rolf Thomann. - Cologne: Konemann, 2001. - P. 33-34.

4. Bertrand, Justas. Renaissance. From Brunellesky to Palladio. - M.: «Publishing office AST» plc., 2003. - P. 131.

5. Universal architecture, 12 volumes. Vol. 5 The Age Of The Renascence / edited by V.F Markuzon, A.G. Gabrichevsky, A.I. Kaploun and others. - M.: Stroyizdat, 1967. - P. 311.

6. Watkin, David. History of Western Architecture. - London: Konemann, 1999. - P. 88, 139.

7. Rufino Miranda. Toledo. Art. History. - Artes GraficasToledo, S.A.U., 2004. - P. 47-84.

8. Aidarova-Volkova G.N. Architectural culture of the Average Volga region of XIV-XIX centuries: development model, structure of types, influences. - Kazan: the KGASA, 1997. - P. 127.

9. Engel Ute. Classicism and romanticism in architecture of England. / In the book: Classicism and romanticism. Architecture. Statuary art. Painting. Tracing. 1750-1848. / edited by Rolf Thomann. - Cologne: Konemann, 2000. - P. 16-21.

10. Klaus Yan Philip. Classicism and romanticism in architecture of Germany. / In the book: Architecture. Statuary art. Painting. Tracing. 1750-1848. / edited by Rolf Thomann. -Cologne: Konemann, 2000. - P. 152-158.

11. Klein Bruno. The Beginnings of Gothic Architecture in France and its Neighbors. / In the book: Gothic. Architecture. Statuary art. Painting. / edited by Rolf Thomann. - Cologne: Konemann, 2004. - P. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.