Научная статья на тему 'Теоретический анализ закодированных образов собора Нотр-Дам-де-Пари. Гаргульи и химеры'

Теоретический анализ закодированных образов собора Нотр-Дам-де-Пари. Гаргульи и химеры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4261
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
ГОТИЧЕСКИЕ СОБОРЫ / ВАРВАРЫ / МАНУСКРИПТЫ / ГАРГУЛЬИ / ХИМЕРЫ / GOTHIC CATHEDRALS / BARBARIANS / MANUSCRIPTS / GARGOYLES / CHIMERAS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рахимжанова Лейла Шаймерденовна

Статья посвящена скрытым знаниям, закодированным в готическом соборе Нотр-Дам. Тема невероятно огромная и в данном случае ограничивается рассмотрением мистических существ гаргулей и химер, окружающих собор. Раскрытию тайн этих загадочных созданий помогают не только научные исследования, изучение манускриптов, но и привлечение знаний и дарований шамана, способного заглянуть в окружающий нас невидимый, бесконечный мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ закодированных образов собора Нотр-Дам-де-Пари. Гаргульи и химеры»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОДИРОВАННЫХ ОБРАЗОВ СОБОРА НОТР-ДАМ-ДЕ-ПАРИ. ГАРГУЛЬИ И ХИМЕРЫ

Рахимжанова Лейла Шаймерденовна, кандидат архитектуры, научный сотрудник НИИ «Алматыгенплан»

lr-design@yandex.ru

The article is devoted to the hidden knowledge coded in the Gothic cathedral of Notre Dame. The topic is incredibly huge and in this case is limited to the consideration of mystical creatures - gargoyles and chimeras surrounding the cathedral. The discovery of the secrets of these mysterious creatures is helped not only by scientific research, the study of manuscripts, but also by the attraction of the knowledge and talents of a shaman who can look into the invisible, infinite world that surrounds us.

Keywords: Gothic cathedrals, barbarians, manuscripts, gargoyles, chimeras.

Статья посвящена скрытым знаниям, закодированным в готическом соборе Нотр-Дам. Тема невероятно огромная и в данном случае ограничивается рассмотрением мистических существ - гаргулей и химер, окружающих собор. Раскрытию тайн этих загадочных созданий помогают не только научные исследования, изучение манускриптов, но и привлечение знаний и дарований шамана, способного заглянуть в окружающий нас невидимый, бесконечный мир.

Ключевые слова: Готические соборы, варвары, манускрипты, гаргульи, химеры.

В период основания собора Нотр-Дам-де-Пари доминировал романский стиль. В процессе же строительства произошло изменение стиля, и теперь собор признан как шедевр готического искусства. Готический стиль в наше время считается одним из самых прекрасных художественных явлений. Но так было далеко не всегда. Вплоть до XIX века к нему относились презрительно, и он означал все дикое, варварское, лишенное порядка и смысла, т.к. была привнесена завоевавшими Европу полудикими племенами. Так в эпоху Возрождения сложился негласный альянс против творчества кочевников, оставивших яркий след в европейской культуре. Даже знаменитые творцы средневековья высказывались о готике негативно. Рафаэль Санти в докладе Папе Римскому Льву X о ходе строительства собора Св. Петра использовал слово

|| w || __|| w || r 1 1 А "

готический исключительно как синоним слова варварский [1J. А итальянский историк искусств, архитектор и живописец Дж. Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550)

сокрушался о том, что "испорченная" готическая манера низвергла "истинно прекрасную" римскую [2]. Интересны отзывы французских классиков XVII века. Мольер с возмущением говорит о соборе Парижской Богоматери, а для Лабрюйера и Расина «готический» - полный синоним «варварского». В 1800 году Пети Радель представил даже проект разрушения готических церквей, а в 1857-м Бейль посвятил целую лекцию доказательству того, что готическая архитектура во Франции не национальна и является воплощением ущербных религиозных идей, мракобесия и антидуховности [3].

О негативном отношении к готическому стилю в средневековье уже писалось в статье «Сакские остроконечные головные уборы в Европе» [4]. К сожалению, предвзятое отношение к кочевнической культуре на Западе сохраняется до сих пор, и в этом кроется основная причина недопонимания даже их собственной истории. Между тем, лишь взаимно сотрудничая возможно раскрытие секретов мировой архитектуры.

Слово «варвар» изначально появилось в Греции и означало «иностранец». Явный пример «варваров» того времени - скифы. Позднее, в новое время, этот термин начали относить к периоду Великого переселения народов, когда на территорию Римской империи вторглось множество древнегерманских племен, в результате чего появился ряд стран современной Европы. Показательным примером распространения «варварства» является т.н. «битва народов», произошедшая в июне 451 года на Каталаунских полях. Там воевали две армии -римлян и гуннов под предводительством Аттилы [5]. Собственно, это была

U С» U и гр

братоубийственная война - ведь с той и другой стороны были готы. Тем не менее и Аттила, и Теодорих постоянно думают об единстве европейских народов. Вот как об этом пишет Г.Томский в историческом романе «Les amis d'Attila»: «Теодорих, ставший вождем готского народа, начинает снова задумываться над великой мечтой об единстве, которую гений Аттилы посеял во всех благородных умах» и «Государственные деятели, к какой бы нации они не принадлежали, не могут сегодня отрицать, что планом этого царя, одного из самых великих правителей в истории мира, было европейское единство» [6]. Много «варварских» государств и объединений правило Европой в средние века. Это были королевства вестготов, бургундов, остготов, лангобардов, франков, династии Меровингов, Каролингов и др. Эти объединения, стали прародителями современных европейских государств, заложив основы государственности и законности [7].

«Варвары» привозили с родных земель древние знания, которые отразились в архитектуре. Одним из могущественных «варваров» являлся основатель Каролингской династии - знаменитый монарх Карл Великий, обеспечивший Европе политический и культурный расцвет, и потому названный историками «Отец Европы». Карл Великий, много строил по всей своей империи, и большое внимание уделял архитектуре:

На рис. Карл Великий при строительстве своей императорской капеллы, позднее переросшей в готический собор в Ахене - резиденции франкских королей - Рисунок взят с обложки книги: Les bâtisseurs du Moyen Age le livre de Bruno Bioul. Les Dossiers d'Archéologie N° 219, Décembre 1996 [8].

Имя Карла Великого обозначено здесь в связи с тем, что первый камень Собора Нотр-Дам, как пишет Виктор Гюго в своём знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери», был заложен именно им: «Собор Парижской Богоматери еще и теперь являет собой благородное и величественное здание. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде бесчисленных разрушений и повреждений, которые и годы и люди нанесли почтенному памятнику старины, без малейшего уважения к имени Карла Великого, заложившего первый его камень, и к имени Филиппа-Августа, положившего последний» [9]. Если это так, то первый проект был разработан ещё в 9 веке. Но широкой публике известны имена архитекторов лишь 12 века. В Амьене собор тоже строился несколько веков, но имя Карла Великого сохранено.

Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» вызвал волну интереса к разрушающемуся зданию Нотр-Дам как национальному достоянию, и в 1832 году палатой депутатов была создана комиссия по реставрации собора. Проект возглавил молодой архитектор Виоле ле Дюк.

Эжен Виолле-ле-Дюк был выдающейся личностью: крупный теоретик и историк архитектуры, талантливый художник, одаренный писатель, неутомимый практик-реставратор, он оставил после себя большое число произведений самого разного жанра. При нём в Нотр-Дам де Пари восстанавились все уничтоженные скульптуры, витражи и детали, а также вместо разобранного центрального шпиля появился новый, Восстанавливая утраченный шпиль над трансептом, известный по старым изображениям, Виолле-ле-Дюк дополнил его скульптурными изображениями себя и своих помощников, как бы символически приравняв архитекторов-реставраторов к средневековым мастерам (рис.2). Одной из скульптур, изображающей апостола Фому, придали черты самого архитектора ле Дюка (рис.3). В руках скульптуры - линейка, на которой увековечено имя Виолле-ле-Дюка [10].

1.На фрагменте миниатюры из манускрипта XYe. "Les trés riches heures du duc de Berry " братьев Лимбург, виден шпиль над средокрестием собора Нотр-дам, разрушенный в концеXVIII в., но восстановленный Виолле ле Дюком в Х1Хв.

Манускрипт хранится в музее Кондо (Condé), расположенного в красивейшем замке Шантийи (Chantilly) во Франции.

2.В основании возведённого Виолле ле Дюком шпиле размещены бронзовые фигуры помощников архитектора в роли апостолов и евангелистов.

3. Статуя Святого Фомы -портрет Виолле ле Дюка является работой скульптора Жоффруа - Дешома.

Не всё совпадает в реконструкции Виолле ле Дюка. Те скульптуры, которые находятся сейчас в галерее королей, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами, выполнены в XIX веке и изображают по утверждению популярных статей иудейских царей. Раньше же на этом месте находились средневековые статуи французских королей.

Об этом пишется в статье «Собор Парижской Богоматери, Париж, Франция» на портале TraeChristiamty.Info [11]. Во время Революции эти статуи были скинуты и обезглавлены.

Короли средневековой Франции как правило имели азиатские лица, поскольку были «варварами», но начиная с эпохи Возрождения их лица перерисовываются. Тем не менее, истинных портретов королей Франции сохранилось до наших дней немало. В качестве примера здесь лишь трое из них: 1. Хлотарь I — король франков в 511—561 годах из династии Меровингов, 2. его сын Король Хильперик I (около 537-584гг) и королева Фредегонда, 3. Филипп II Август - сын Людовика YII. (1179-1223гг).

В 1977 году при проведении работ под одним из домов, часть статуй была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом [11].

Более детальные сведения об этих королях даёт Виктор Гюго в своём романе «Собор Парижской Богоматери», называя их имена: "Ныне в его фасаде недостает... двадцать восемь древних королей Франции, начиная с Хильдеберта и кончая Филиппом-Августом, с державою в руке." [9]. Вероятно, на Виолле ле Дюка как и на многих других оказала влияние эпоха Возрождения, когда переделывалось всё «варварское».

Вполне самостоятельным творчеством Виолле-ле-Дюка были статуи химер над парапетом фасадов, от которых сохранились лишь незначительные следы [10].

Гаргульи и химеры Виоле ле Дюка

Химеры и гаргульи собора Парижской Богоматери

Есть разница между химерами и гаргульями. Химеры - это составное существо из разных животных, выполняющих декоративную роль в то время, как гаргульи имеют полезную функцию водоотвода от зданий, хотя тоже состоят из разных частей животных. Поэтому, называть гаргулий химерами можно, но декоративные химеры не могут являться горгульями. В первоначальной легенде на реке Сена во Франции обитала драконовидная змея, которую звали Ла Гаргуль. Она извергала из себя воду с огромной силой, переворачивая лодки рыбаков и затопляя дома. Её образ и название перешли на архитектурный элемент - водосток. Следует отметить, что гаргульи появились на соборе Нотр-Дам при его строительстве в XIII веке, причём ранние гаргульи выгляели значительно стройнее поздних, что говорит о разных авторах, участвовавших в строительстве. Химеры, которых мы видим сегодня, украсили собор после реставрации собора в XIX веке, хотя, как отмечалось выше, присутствие каких-то их следов имелось.

Загадка химер и гаргулий на готическом соборе Нотр-Дам де Пари привлекает внимание людей на протяжение многих веков. В связи с тем, что тема является сложной, многие знания утеряны и скрыты она получила в Европе самую разнообразную трактовку. Наиболее распространённой является то, что гаргульи и химеры представляют собой нечисть, проявления низменных человеческих качеств, которые молящие оставляют снаружи собора. В изобразительном искусстве считают, что это характерные для готики скульптурные изображения фантастических чудовищ, олицетворяющих пороки, силы зла и т. п. Некоторым церковным служителям не нравилось соединение сакрального здания с нечистью. Богослов Бернар Клервоский осуждал подобное искусство: «А для чего все эти отвратительные обезьяны, свирепые львы, эти монстры и полулюди?.. Повсюду существа с множеством голов на одном туловище или тела с одной на всех головой, то животные с четырьмя лапами и змеиным хвостом, то рыба с головой зверя... Господи, если людям не стыдно за подобное безрассудство, отчего же они хотя бы не пожалеют тратить на это деньги?» [12]. Подобные представления о гротескных фигурах готических соборов можно встретить и в наши времена: «Вероятно, архитекторы и инженеры средневековья создали гаргулий, отражая мракобесие и нечистоты своего времени, как в прямом, так и в переносном смысле. И ведь странно что в расцвет религиозного тоталитаризма и инквизиции в Европе гаргульи не подверглись уничтожению, всё-таки их внешний облик говорил сам за себя.»

[13].

Если бы исследователи не ограничивались рассмотрением лишь европейского ареала и обратили своё внимание на культуру центрально-азиатских кочевников [4], то смогли бы подойти ближе к разгадке химер и горгулий. «Варварские» народы прибывали в Европу в основном с регионов Центральной Азии, где уже была сформирована мифология с древними

X/* и и и 1

символическими канонами. Кельты, киммерийцы, ахейцы, дорийцы, скифы, гунны, сарматы и другие привозили с собой эти знания.

Невозможно понять готическое искусство. без предварительного изучения предметов искусства раннего варварского скифского стиля. Закодированные изображения скифо-сарматского времени оказали огромное влияние на средневековый бестиарий и другие сферы европейского изобразительного искусства. Вообще же следы «звериного стиля» в евразийской культуре, пусть и в десакрализированном виде, можно встретить практически повсеместно. Зооморфными маркерами в структуре мира еще с палеолита обычно выступали птицы (верх), травоядные (середина) и пресмыкающиеся, рыбы (нижняя зона мира). При этом зооморфные символы определенной зоны могли перемещаться вдоль всей вертикали, являясь ее медиатором, а могли символикой определенных частей (органов) своего тела соотноситься с определенным элементом древнего мироздания [14]. Например, грифон - это сакральное мифическое существо, состоящее из орла и льва. Оно соединяло в себе господство над двумя ипостасями: лев царил на земле, орел - в воздухе (грифон на рис.1 в «сцене терзания»).

1. Сцены терзания из первого Пазырыкского кургана украшали седельную покрышку скифо-сакского вождя, V- IVв. до н. э. Алтайский пазырыкский курган. 2. Крылатый и рогатый получеловек-полулев. Аппликация из тонкого цветного войлока на настенном ковре из алтайского пазырыкского кургана. Vв. до н. э. rudenko-si-1968-051. 3. Известная древнегреческая химера выглядела, как хищник с головами льва и козла, ещё с одной головой — змеи, которая служила хвостом, а также крыльями.

Слово «Химера» происходит от древнегреческого мифического существа — Химера с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом дракона. Обычно в этих случаях показывают химеру, что на рис.3. На самом же деле это не греческая химера, а бронзовая фигура V века, найденная в Италии. Первое упоминание о химере идёт из шестой песни "Илиады", где это существо считали божественным, изрыгающим из пасти огонь. Со временем Химера превращается в понятие «химерического» [15]. К образу химеры обращались Гомер, Гесиод, Еврипид, Овидий, Вергилий. Некоторые предполагали, что химера -олицетворение вулкана Янар, кишащего огнём и лавой. Сервий, комментатор Вергилия, так и пишет, что из жерла вулкана вырывалось пламя, у его вершины жили львы, на склонах паслись козы, а у подножия гнездились змеи: все это вместе и сложилось в образ монстра. А Плутарх полагал, что источником возникновения мифа о химере послужили пиратские корабли, украшенные изображениями змеи, льва и козы. [16]. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом, однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое - один и тот же.

Это вымышленные существа, глубоко символичны. Например, в произведении Гюстава Флобера "Искушение святого Антония", изображена химера, олицетворяющая "фантазию", зеленоглазое существо, которое лает и извергает огонь из ноздрей и ведет беседу со Сфинксом - "реальностью". Характер беседы символизирует неустранимый разрыв между реальностью и мечтой. [16, 17]. Состоящие из фрагментов тел разных животных они обладают свойствами этих животных, символически олицетворяющих различные аспекты мироздания. Например на рис.1 изображена сцена терзания. Она изображает идеи вечного движения, борьбы неба и земли, смену жизненных циклов и т.д. Хищник олицетворяет собой мужское начало мира - «верх», Отца-Небо, а травоядное - женское, Землю, ее материнскую, порождающую функцию. Древние верили в то, что каждая смерть вызывает новое рождение, оплодотворяет его. Терзание хищником травоядного - это одновременно и акт космического жертвоприношения, и акт изначального порождения космоса из хаоса и, по сути, образ Священного брака, через который Мать-земля порождает новую жизнь, молодую энергию мира [18]. Грифон - загадочный гибрид орла и льва, который одинаково комфортно чувствует себя на земле и в воздухе.

Известно, что готические соборы строились, как правило, на местах предыдущих базилик, храмов, а те в свою очередь - языческих капищ. Древние традиции пронизывают символическими формами эти сооружения. Об этом сообщает Фулканелли в книге «Тайна Соборов», говоря об алхимических секретах готических соборов: «Алхимические воззрения вытекают из древнейшей Традиции, от которой современный деградировавший человек (т. е. мы с вами!) давно отошёл» [19]. Это касается и о других тайнах готических соборов. И чем дальше мы уходим в мир прогресса - тем дальше мы от древних учений и тем меньше знаем и понимаем космический невидимый и окружающий нас мир.

Но, чтобы попытаться проникнуть в тайны невидимой Вселенной и разгадать некоторые секреты химер и гаргулий, к эксперименту приглашён казахстанский шаман Ерболат Дыбысов (Адам Тенгри). Это вызвано с тем, чтобы шаманы, наделённые способностью путешествовать в скрытых мирах, приобрели свою научную форму и вместе с исследователями изучали бы принципы построения мироздания и отражения его в нашем предметном мире. Конечно, у каждого из нас в той или иной степени имеются интуиция, подсознание и даже сверхсознание, помогающие выстраивать ту или иную гипотезу, которую мы лишь чувствуем, шаман же их видит. Известно, что дети до 6-ти лет связаны с высшими силами, и некоторые из них обладают удивительными пророческими способностями. Так соседская девочка предсказала моё рождение. А якутский мальчик Григорий говорил потрясающие вещи, которые сбывались, и жители деревни в критические моменты обращались к нему с вопросами, на которые мальчик отвечал лишь накануне событий [20]. В семилетнем возрасте темя детей закрывается, и связь с высшими силами сильно ограничивается.

Часто обращаться к дару Ерболата Дыбысова я не могла по той причине, что он занят лечением людей, к тому же само вхождение в состояние транса (ретрита) - для меня представляется чрезвычайно сложным процессом, вследствие чего не хотелось его дёргать по каждому возникающему вопросу. А вопросов по готической архитектуре невероятно много. Скажу лишь, что мастера древнего шаманского искусства могли бы быть отличными союзниками в деле научного познания огромной Вселенной, идеи которой отражаются в нашем земном мире.

Бубен шамана воспринимается как обиталище дружественных шаману духов, является посредником в установлении контактов с миром невидимым [21]. 1. Казахстанский Шаман Ерболат Дыбысов (Адам Тенгри). Фото с его страницы на фейсбуке https://www.facebook.com/shaman.shaman.1977. 2. Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Наскальное изображение на Тубе, Хакасско-Минусинского района, взято из статьи: Priesthood and shamanism in the scythian period. Материалы междунар. конф. - СПб., 1996 [22].

З.Рисунок маргинальной зоны из средневекового манускрипта: Horae ad usum Parisiensem (Grandes Heures de Jean de Berry). Author Jacquemart de Hesdin.

находится на Printerest.com.

Несколько слов о шаманизме. До появления многочисленных религий особое распространение в мире имели шаманизм и жречество. Они включали огромное количество обрядов и правил. Считается, что шаманы - избранные люди, имеющие способности общаться с Высшими силами и выполняющие функции жреца, прорицателя, знахаря, советника. Начало их истории трудно определить достоверно, но по свидетельствам исторических раскопок и этнографических находок, шаманы были частью человеческого племени уже в эпоху неолита и бронзового века. Впервые путешественники столкнулись, если так можно выразиться с институтом шаманизма, в Центральной и Северной Азии. Однако эти регионы оказались не единственными, где ученым удалось встретиться с представителями этой «профессии». Шаманизм в основных его формах и вариациях зафиксирован также в Северной Америке, на островах Океании и Полинезии, в Индонезии и Африке [23].

Про гаргулии собора Нотр-Дам де Пари Адам Тенги (Ерболат Дыбысов) как только получил их изображения, сообщил что они имеют очистительную функцию, Услышав же, что гаргульи - это водостоки, подтвердил высказывание, поскольку гаргульи принимают воду с небес.

Гаргулии собора Нотр-Дам, изрыгивающие дождевую воду, а также с замёршими сосульками в зимнее время . фото из статьи «Нечисть в декоре готических и романских храмов» https://www. ИуеШете1 ru/users/5045367/post389766352.

На спине гаргулий имеются желоба, по которым стекает дождевая вода.

Вода - символ очищения, известно с древнейших времён. Казахи небесную воду (дождь) называют «кр» (благодать). Адам считает: если расположиться над гаргульями, то можно получить необычайные знания, вселенскую мудрость, поскольку гаргульи связаны с водой, а она - это ещё и ключи к знаниям. Вода, падающая сверху вниз, олицетворяет передачу знаний, это - поток информации, от учителя к ученику. На космическом уровне вода принимает формы дождя и снега. И дождь, и снег отражают различные пути, по которым из высокой -духовной - сферы течет к нам Б-жественная энергия. Таким образом вода, текущая вниз, - это символ того, как Г-сподь передает нам свою энергию. Это -канал, где взаимодействуют наше материальное существование и Б-г [24].

Затем Адам увидел, что над гаргульями имеется золотая кровля с загнутыми вверх углами, под которой и находятся знания. Вот почему расположившись на гаргульях можно стать обладателем безграничных знаний, потому что над ними нависает золотая кровля с приподнятыми углами. «Интересно, почему загнутые вверх углы?» - поинтересовался Адам. И поскольку я как архитектор уже исследовала этот вопрос, кратко излагаю здесь информацию о загнутых краях кровель, которые встречаются в архитектуре многих стран, будь-то буддийские храмы, казахские бейты, индонезийское жильё, пагоды, лодки, полумесяцы, казаны - всё это разные проявления одного и того же символа: Солнца, находящегося между Рогами. Поэтому символ бычьих рогов является сильным сакральным образом до сих пор.

1.Кровли домов в Индонезии в форме рогов буйвола (а также лодки). Traditional tongkonan houses in Tana Toraja, Sulawesi, Indonesia, Asia. 2. Казахские бейты на Мангышлаке, некрополь Камысбай, картина архитектора Алмаса Ордобаева. 3. Буддисткий храм в Монголии.

В Тамгалы-Тас (близ Алматы, Казахстан) имеется изображение человека-солнца, стоящего между рогами (рис.4). Аналогичные символы имеются в Египте (рис.6) и других странах мира. Эти изображения появились не случайно. Они получили отражение в архитектуре, искусстве, одежде. Солнце, восходящее над гробницей Нефер-Убен-Ф в Египте (рис.5) как нельзя лучше иллюстрирует идею Солнца между Рогами в архитектуре. Материлизованное солнце часто изображается в виде купола, башни (рис.2,3), креста. Небесное Светило, обозначающее Абсолюта, Тенгри, Апполона и других всесильных Богов не всегда видимо для глаз, но его лучи, наполненные даром мудрости, силы, благодати с лёгкостью опускаются на форму с приподнятыми краями и передают свои свойства во внутренние пространства. Это базовый принцип мировой сакральной архитектуры. Тема кровли и декоративных элементов с загнутыми краями древняя и очень большая. Читайте об этом в готовящейся к публикации книге Рахимжановой Л.Ш. «Архитектура Кентавров».

4. Петроглиф: Солнце между рогами быка. Тамгалы Тас (Казахстан). 5. Солнце между рогами в архитектуре. 6. Солнце между рогами коровы в Египте.

1

4

5

6

Великолепно! Теперь лишь остаётся зависнуть над гаргульями под незримой золотой кровлей, чтобы стать обладателем Вселенских знаний ©. По словам Адама эти знания сторожит химера с языком. Она думает, что мы никогда не подберемся к этим знаниям. Возможно, поэтому она и показывает нам язык?

Химера с языком - это Le Stryge. Химера-Стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона (Charles Meryon) (1821-1868) с видами Парижа. Благодаря этому офорту химера Стрикс стала символом Парижа. Её иногда называют Le Penseur («Мыслитель»). По преданию статуя является автопортретом самого Сатаны. La Stryge (от греч. strigx, обозначает «ночную птицу») - это крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров [15].

Многие статуи гаргулий и химер имеют демонический, устрашающий вид, что и приводит людей в заблуждение, трактующих их как всевозможное зло, нечисть. Так ли уж это на самом деле? Мне говорили монгольские и непальские друзья, что некоторые их божества имеют устрашающий вид для того, чтобы отпугивать злые силы (рис. 1).

1.Буддийсткий демон, отпугивающий злые силы: Swet Bhairava at Hanuman Dhoka Durbar during Indra Jatra festival, Kathmandu Nepal.

2. Сторожевая собака в Гробнице Хранитель (Zhenmusho) - Tomb Guardian.

(Zhenmushou), найдена на территории современного Китая. JoeGonnella.com

3. Эта химера находится на Йоркском соборе в Англии и очень похожа на буддийских демонов, отпугивающих злые силы.

Посмотрите на химеру Йоркского собора в Англии (рис.3). Она очень похожа на буддийских демонов, отпугивающих злые силы (рис.1). Такой же оскал имеет Сторожевая Собака в Гробнице Хранитель (Zhenmusho), найденая на территории Китая. Современные сторожевые псы имеют всё тот же оскал. Именно по этой причине и вывешиваются надписи «во дворе злая собака», которые имеют охранный эффект, отгоняющий непрошенных гостей. И, чем важнее здание, тем больше подобных хранителей «проживает» на нем. Китайцы верят в силу талисманов. Если они хотят защититься от злых духов, то непременно вешают на шею какой-нибудь талисман или рисуют на стене изображение демона. После этого им уже ничего не страшно! Эти описания дают представления о существующей огромной разнице между понятиями Востока и Запада, по причине которого и следуют изучать древние символы совместно.

Кого же отгоняют химеры собора Нотр-Дам по представлениям Адама Тенгри? А он утверждает, что эти химеры - охраняют Землю от нежданных гостей из другого измерения (!). Адам говорит, что на тех территориях уже была мистическая война, и химеры сыграли в ней победную, ключевую роль. Это архитектура иной реальности - заявляет Адам. Облик химер является чем-то вроде шлемов, скафандров типа для космонавтов, боевых костюмов, чтобы скрыть истинные лица, внутри же находятся инопланетные друзья, с которыми Адам уже встречался на «Кодексе Серафиме».

Статуи и химеры собора Нотр-Дам де Пари: 1. Химеры вдоль галереи, здесь особенно заметно, что они в скафандрах.

2. Человек с птицей, по Адаму Тенгри - отшельник, наблюдающий за происходящим, птица - его боевой друг.

3.«Ангел» - телефонист с бутафорскими крыльями и трубой, выполняющей роль телефона.

Того, что с птицей (рис.2) - говорит он - призвали или его привезли, он не из этого мира, отшельник, но он помогает нам, рядом с ним птица - его верный и боевой товарищ. На рис.3 изображена скульптура ангела с крыльями- на деле же он вовсе не ангел, его крылья - это бутафория, для отвода глаз. По интеллекту этот образ уступает другим химерам. У него в руках труба, выполняющая роль телефона, по которому он должен позвонить и сообщить, когда нападут на землю существа других планет. Сам же собор внутри пуст - утверждает Адам - там лишь эгрегор молящихся людей.

Таким образом, можно сказать, что гаргульи и химеры осуществляют следующие основные функции:

1) Гаргульи вместе с дождём выполняют очистительную роль и несут ключи знаний на землю;

2) Химеры же совершают миссию бдительной охраны.

В заключении хотелось бы отметить, что французская традиция гаргулий и химер оказалась настолько сильной, что в современном мире появляется всё новые и новые её формы. При реставрации собора Сен-Жан-де-Буасо на западе Франции на месте древних разрушенных временем гаргулий появились современные монстры, порождённые американской киноиндустрией и японской мультипликацией конца 20 века [25].

При реставрации Chapelle de Bathléem была украшена современными персонажами. Взято из статьи [24].

Гаргульи на здании Крайслер-билдинг, выполненные в стиле «ар деко».

Нью-Йорк. Author AdMeskens.

Изготовленные из нержавеющей стали горгульи в стиле ар-деко расположены по замыслу архитектора Уильям ван Элена и заказчика — Уолтер Крайслеара на четырёх углах здания «Крайслер-билдинг» в Нью-Йорке.

Здание возведено в 1930 г. во времена расцвета ар-деко в архитектуре. Горгульи в виде орлов являются символами концерна «Крайслер». [26].

Готический собор с многочисленными статуями, барельефами и рисунками по определению профессионалов - многосмысловая загадка, воплощенная в камне, в них заложены символические послания тамплиеров и алхимиков, это зашифрованный свод оккультных знаний и „библия для неграмотных". Раскрытию некоторых из них будут посвящены последующие статьи автора.

Использованная литература

1. Искусство античности, средневековья, нового времени - Реферат. https://works.doklad.ru/view/oxgxh5M9PVA/all.html

2. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Изд-во АЛЬФА-КНИГА. Москва, 2008.

3. Мария Згурская. 50 знаменитых загадок Средневековья. Шифры готических соборов. http://historylib.org/historybooks/Mariya-Zgurskaya_50-znamenitykh-zagadok-Srednevekovya/46

4. Рахимжанова Л.Ш. Сакские остроконечные головные уборы в Европе. Журнал Международной Академии CONCORDE, 2018 №4, Editions du JIPTO, Франция.

5. Первые варварские государства. https://cyberpedia.su/6x5a2b.html

6. Grigori Tomski. Les amis d'Attila. Editions du JIPTO, 2005. France.

7. Великое переселение народов и образование варварских королевств. http://fb.ru/article/352386/velikoe-pereselenie-narodov-i-obrazovanie-varvarskih-korolevstv

8. Les bâtisseurs du Moyen Age le livre de Bruno Bioul. Les Dossiers d'Archéologie N° 219, Décembre 1996.

9. Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери. Изд. "Правда", Москва, 1988 г. OCR Палек, 1998 г.

10. Реставрация памятников архитектуры. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. М., 2000

11. Собор Парижской Богоматери, Париж, Франция. Христианский портал: TrueChristianity.Info. http://www.truechristianity.info/churches/notre-dame_de_paris.php

12. Искусство маргиналий https://carabaas.livejournal.com/3327962.html

13. Айк Варданян. От водостока к готическому монстру: эволюция гаргулий. Онлайн журнал Darker, №2 atahfkm 2016. http://darkermagazine.ru/page/ot-vodostoka-k-goticheskomu-monstru-evoljucija-gargulij

14. Атанова Берел. Обобщенные значения скифо - сибирского звериного стиля по всем регионам.2012, https://yvision.kz/post/298772

15. Хорхе Луис Борхес. Книга вымышленных существ. ЛитЛайф - литературный клуб http://litlife.club/br/?b=4126&p=65

16. Юрий Пернатьев - домовые, русалки и другие загадочные существа. Мифы, тайны, загадки. https://profilib.org/chtenie/15464/yuriy-pernatev-domovye-rusalki-i-drugie-zagadochnye-suschestva-52.php

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Гюстав Флобер - Искушение святого Антония. profilib.org>chtenie.. .iskushenie-svyatogo-antoniya....

18. Звериный стиль. Скифский стиль. Зооморфная знаковая система

http://arx.novosibdom.ru/node/447.

19. Фулканелли Ж.Ж. Тайна Соборов. Издательство «Энигма», Москва, 2016 г.

20. Григорий В. Томский. Краткие автобиографические заметки. CONCORDE, 2017, N1

https://cyberleninka.ru/article/n/kratkie-avtobiograficheskie-zametki

21. За сарматами — шаманы. http://www.shamanstvo.ru/news_shaman/2013/news-

26.htm

22. Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Наскальное изображение на Тубе, Хакасско-Минусинского района, взято из статьи: Priesthood and shamanism in the scythian period. Материалы междунар. конф. - СПб., 1996.

23. Когда зародился шаманизм. http://www.chuchotezvous.ru/gallery/shamanizm-gallery/shamanism2-2874.html

24. Симон Джекобсон. Символизм воды в различных ее проявлениях. ЛЕХАИМ МАРТ 2004.

25. Чужие и хищники на службе у католической церкви на сайте: http://neobychno.com/19587/chuzhie-i-xishhniki-na-sluzhbe-u-katolicheskqi-cerkvi/

26. Ар-деко в архитектуре Нью-Йорка. Интернет-журнал о дизайне и архитектуре BERLOGOS. 2016, http://www.berlogos.ru/article/ar-deko-v-arhitekture-nyu-jorka/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.