Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2014. № 1(1З)
ЗАРАЖЕНИЕ ВЕНЕРИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ ИЛИ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ ЛИН
© Ю. С. Норвартян
Норвартян Юрий Сергеевич
аспирант кафедры уголовного права и криминологии юридический факультет Самарский
государственный университет e-mail: [email protected]
В статье прелставлен юрилико-логматический анализ заражения лвух или более лиц венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией как квалифицированного и особо квалифицированного составов преступлений, прелусмотренных 2 ст. 121 и ч. 3 ст. 122 УК РФ.
Ключевые слова: заражение венерической болезнью, заражение ВИЧ-инфекцией, квалифицирующие признаки состава преступления, совершение преступления в отношении лвух или более лиц.
В ч. 2 ст. 121 и ч. 3 ст. 122 УК РФ описаны признаки таких квалифицированного и особо квалифицированного составов преступлений как заражение венерической болезнью двух или более лиц и заражение ВИЧ-инфекцией двух и более лиц. Повышенная общественная опасность данных видов заражения венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией определяется тем, что потерпевшими в результате совершенного преступления выступают несколько лиц. Множественность потерпевших в УК РФ традиционно признается при посягательствах на жизнь и здоровье человека отягчающим обстоятельством (см., п. «а» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 107, ч. 3 ст. 109 и др.).
Согласно официальным данным общее число россиян, инфицированных ВИЧ, составило на 31 августа 2013 г. 771 527 человек1. В тече-
1 См.: Послание Губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона. ИКЬ: Ьир://^^^ samregion.rU/press_center/news/29.12.2012/date/1/ 44246 (дата обращения: 17.06.2014).
ние восьми месяцев 2013 г. кумулятивное количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в Российской Федерации увеличилось на 7,1%2. В Поволжском регионе инфицированных СПИДом в 2,5 раза больше, чем в среднем по стране. В Самарской области почти 40 тысяч ВИЧ-инфицированных3.
Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) каждый год в мире заболевают венерическими болезнями около 250 миллионов человек. Из них 120 миллионов — трихомониазом, 50 миллионов — хламиди-озом, 30 миллионов — папилломавирусной инфекцией, 25 миллионов — гонореей и 3,5 миллиона — сифилисом.
Очевидно, что законодателя беспокоит устойчивое антиобщественное поведение инфицированного лица и его заранее обдуманный или внезапно возникший умысел на заражение большого числа лиц. Это само по себе несет угрозу состоянию здоровья населения вообще. Именно поэтому в законе появляется соответствующий квалифицирующий (особо квалифицирующий) признак и усиливается в рассматриваемой ситуации уголовное наказание
При этом закон не делает различий в части свойств и особенностей потерпевших как признака объекта рассматриваемых преступлений. По общему правилу, ими могут быть любые физические лица.
Объективная сторона исследуемых посягательств выражается в виде действия, реже — бездействия. Способ как признак объективной стороны состава преступления может быть любой и, соответственно, юридического значения не имеет. Заражение двух или более лиц рассматриваемыми заболеваниями происходит обычно так: лицо, зараженное венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией, ведет беспорядочную половую жизнь либо заражение совершается путем использования одного шприца группой наркоманов.
Моментом окончания преступлений, описанных в ч. 1 ст. 121 и ч. 1 ст. 122 УК, следует признавать момент попадания инфекционного агента соответствующего заболевания в организм жертвы с последующим обязательным развитием инфекционного развития. Напомним, что у каждого заболевания есть стадия инкубации, которая длится от момента проникновения инфекционного агента в здоровый организм до ответной реакции последнего в виде клинических проявлений или выработки антител.
При этом момент окончания преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 121 и ч. 3 ст. 122 УК (в части посягательства на двух и более лиц) следует связывать с начальной фазой инкубационного периода указанных заболеваний у двух или более лиц.
К этому вопросу тесно примыкает проблема времени, которое должно пройти между двумя заражениями, чтобы налицо был квалифицирующий признак «в отношении двух и более лиц». Другими словами, заражение должно быть одновременным или допустима разрыв во времени. Высказано мнение, что «в соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 УК РФ заражение венери-
2 См.: ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2013 г. (на 01.09.2013). ИКЬ: http://spid-vich.info/vich-infekciya-v-rossiyskoy-federacii-v-2013-g-na-01092013 (дата обращения: 17.06.2014).
3 См.: Послание Губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина...
ческой болезнью или ВИЧ-инфекцией двух или более лиц, совершенное одновременно или в разное время, не образует совокупности преступлений и подлежит квалификации по ч. 2 ст. 121 или ч. 3 ст. 122 УК РФ, при условии, что ни за одно из этих заражений виновный ранее не был осужден»4. Как представляется, разрыв во времени возникновения начальной фазы инкубационного периода между первым и последующим заболевшим потерпевшим не имеет значения.
В части признаков субъективной стороны речь идет только об умысле (мотив и цель не играют роли конструктивных признаков состава преступления). Поскольку направленность на заражение двух и более лиц не что иное как скрытое выражение цели преступления, невозможное в неосторожном преступлении.
Охватывается ли единым умыслом виновного лица заражение двух человек или достаточно такого заражения, что называется, по факту при отсутствии единого умысла? Дискуссию о направленности умысла на заражение двух и более лиц следует обсуждать путем обращения к рекомендациям судебной власти о решении вопроса об уголовной ответственности за убийство двух или более лиц. Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», в соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 УК РФ убийство двух или более лиц, совершенное одновременно или в разное время, не образует совокупности преступлений и подлежит квалификации по пункту «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а при наличии к тому оснований также и по другим пунктам части 2 данной статьи, при условии, что ни за одно из этих убийств виновный ранее не был осужден. Иными словами, Пленум Верховного Суда РФ проигнорировал в данном случае вопрос об единстве умысла.
Приведем примеры из практики. Виновный, зная о диагнозе, вступил в половую связь с двумя девушками. На контакт с этим человеком они пошли добровольно, не зная, что мужчина болен. Он же, в свою очередь, о своем диагнозе предпочел не рассказывать, как и не стал пользоваться средствами контрацепции5. По материалам другого дела 24-летняя девушка соответствующим образом мстила мужчинам за то, что в прошлом была сама заражена ВИЧ-инфекцией. Следствию удалось подтвердить шесть случаев преднамеренного заражения этой виновной лиц мужского пола6. В обоих случаях содеянное было обоснованно квалифицировано по ч. 3 ст. 122 УК.
Возникает вопрос, возможно ли инкриминировать рассматриваемый квалифицирующий признак, когда носитель венерической болезни заражает дважды одну и ту же жертву. В. И. Ткаченко придерживается мнения, что повторное
4 См., например: Энциклопедия уголовного права. Т. 13. Преступления против жизни и здоровья. Издание профессора Малинина — МИЭП при МПА ЕврАзЭС. СПб., 2013. С. 876.
5 Челябинец, который заразил двух девушек ВИЧ-инфекцией. ИКЬ: http://www. 1obl.ru/news/proisshestviya/chelabinec-kotoryj-zarazil-dvuh-devushek-vich-infekcijej-poluchil-uslovnyj-srok-143507082012/ (дата обращения: 17 июня 2014).
6 Девушка из мести заражала СПИДом. ИКЬ: http://www.omsk.aif.ru/incidents/ dtp/554690 (дата обращения: 17.06.2014).
заражение одного и того же лица не служит основанием для оценки данного преступления как особо квалифицированного состава7. В самом деле, законодатель, используя формулу «двух или более лиц», имеет ввиду не общее количество случаев заражения, а несколько потерпевших.
Заражение одного человека и покушение на заражение другого не может рассматриваться как оконченное преступление — заражение венерической болезнью (ВИЧ-инфекцией) двух лиц. В таких случаях независимо от последовательности преступных действий содеянное следует квалифицировать по ч. 1 или ч. 2 ст. 121 (ч. 2, ч. 3 или ч. 4 ст. 122) и по ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 121 (ч. 3 ст. 122) УК РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2013 г. (на 01.09.2013) [Электронный ресурс]. URL: http://spid-vich.info/vich-infekciya-v-rossiyskoy-federacii-v-2013-g-na-01092013 (дата обращения: 17.06.2014).
2. Девушка из мести заражала СПИДом [Электронный ресурс]. URL: http:// www.omsk.aif.ru/incidents/dtp/554690 (дата обращения: 17.06.2014).
3. Послание Губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона [Электронный ресурс]. URL: http:// www.samregion.ru/press_center/news/29.12.2012/date/1/44246 (дата обращения: 17.06.2014).
4. Ткаченко, В. И. Квалификация преступлений против жизни и здоровья по советскому уголовному праву. М. : РИО ВЮЗИ, 1977. С. 99.
5. Челябинец, который заразил двух девушек ВИЧ-инфекцией [Электронный ресурс]. URL: http://www. 1obl.ru/news/proisshestviya/chelabinec-kotoryj-zarazil-dvuh-devushek-vich-infekcijej-poluchil-uslovnyj-srok-143507082012/ (дата обращения: 17.06.2014).
6. Энциклопедия уголовного права. Т. 13: Преступления против жизни и здоровья. Издание профессора Малинина - МИЭП при МПА ЕврАзЭС. СПб., 2013. С. 876.
7 См.: Ткаченко В. И. Квалификация преступлений против жизни и здоровья по советскому уголовному праву. М. : РИО ВЮЗИ, 1977. С. 99.