Научная статья на тему 'Заработная плата в Тюменской области: история и современность'

Заработная плата в Тюменской области: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА / REFORM / WAGES / LABOR INTENSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубовик Любовь Николаевна, Сулимов Вадим Сергеевич

В статье рассматривается уровень оплаты труда педагогического персонала в Тюменской области, его несоответствие интенсивности труда. Оптимизация численности профессорско-преподавательского состава и увеличение учебной нагрузки не привели к ожидаемому росту заработной платы педагогов, но усложнили условия реализации образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wages in the Tyumen region: the history and the present day

The article looks into the remuneration level of pedagogical personnel in the Tyumen region. The paper studies a discrepancy between the remuneration and labor intensity. The optimization of the number of faculty and the increase in the academic load did not lead to the expected increase in teachers' wages but complicated the conditions for the implementation of educational activities.

Текст научной работы на тему «Заработная плата в Тюменской области: история и современность»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 4 • Номер 1 • Январь-март 2017 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

Профессиональная подготовка молодежи как первая ступень непрерывного образования

Телятникова Т.В. 1

1 Омский государственный технический университет, Омск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы молодежного рынка труда в современных условиях. Также аргументировано применение дуальной системы профессионального образования в процессе совмещения учебной и трудовой деятельности. Автором предложена модель подготовки молодых людей на основе дуальной системы профессионального образования с использованием нестандартной занятости. Данная модель позволит не только подготовить конкурентоспособных работников, отвечающих требованиям участников молодежного рынка труда, но также создать условия для рационального использования трудового потенциала молодых людей и рабочего времени. Обосновано применение дуальной системы профессионального образования с использованием нестандартных форм занятости в случае взаимодействия всех участников молодежного рынка труда и сбалансированности их интересов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок труда, нестандартная занятость, дуальная система профессионального образования, молодежная безработица, сбалансированность интересов участников молодежного рынка труда.

Введение

В Концепции развития образования Российской Федерации до 2020 г. было отмечено, что «необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны» [2].

Актуальной проблемой развития как экономики страны в целом, так и рынка труда является молодежная безработица. По данным Росстата, основную часть безработных составляют лица в возрасте от 20 до 29 лет - 1 527 тыс. чел. и 1 406 тыс. чел. (за 2013 г. и 2014 г. соответственно). В 2013 г. уровень молодежной безработицы достиг рекордного значения за последние десять лет (рисунок 1) [3, С. 77].

Professional training of youth

as the first stage of continuing education

Telyatnikova T.V. 1

1 Omsk State Technical University, Russia

Основная часть

Снижение уровня молодежной безработицы позволило бы внести существенный вклад в развитие экономики страны и обеспечило бы значительный прирост ВВП. При этом следует отметить, что молодые люди, вовлеченные в трудовую жизнь в процессе обучения в учебных заведениях и получающие профессиональные знания и навыки на предприятиях, не только быстрее адаптируются, начинают успешную трудовую деятельность, но имеют меньший риск оказаться в числе безработных.

Молодежный рынок труда на данный момент характеризуется несоответствием между трудовыми ожиданиями молодых людей и возможностями их удовлетворения. Это связано в первую очередь с отсутствием трудового опыта, высокими требованиями работодателя. В свою очередь, использование не в полном объеме трудового потенциала молодежи негативно влияет на процесс обновления персонала предприятий.

Одной из актуальных проблем современного молодежного рынка труда является неосведомленность молодых людей о специальностях, востребованных на предприятиях. Молодые люди в большинстве случаев выбирают профессию интуитивно, или ориентируясь на мнение родителей, друзей, при этом не работают по полученной специальности (направлению) после окончания учебного заведения. По данным опроса, проведенного агентством «РейтОР», были определены специальности (направления подготовки), которые популярны среди молодежи: экономика, менеджмент, юриспруденция, иностранные языки, информационные технологии [1].

ABSTRACT:_

The article looks into the current issues of the youth labor market under the modern conditions. We substantiate the application of a dual system of vocational education in the process of combining education and work activity. The author offers a model of training for young people on the basis of a dual system of vocational education, using non-standard employment. The model allows not only for preparing the competitive employees who meet the youth labor market requirements, but also for creating conditions for rational use of the labor potential of young people and working time. We substantiate the application of a dual system of vocational education using non-standard forms of employment within the interaction between all the youth labor market participants and the balance of their interests.

KEYWORDS: labor market, non-standard employment, dual system of vocational education, youth unemployment, balance of interests of youth labor market participants.

JEL classification: E24, I21, I25, I28, J21, J24 Received: 11.01.2017 / Published: 31.03.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Telyatnikova T.V. (telyatnikova.tatyana0bk.ru)

CITATION:_

Telyatnikova T.V. (2017) Professionalnaya podgotovka molodezhi kak pervaya stupen nepreryvnogo obrazovaniya [Professional training of youth as the first stage of continuing education]. Ekonomika truda, 4(1), 51-58. doi: 10.18334/et.4.1.37499

1000

15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40^4 45^9 50-54 55-59 60-64 65-72 возраст, лет

И 2013 И2014

Рисунок 1. Численность безработных по возрастным группам в России за 2013-2014 гг.

Для качественной подготовки молодых людей по востребованным профессиям (специальностям) необходимо практическое вовлечение студентов в трудовую деятельность на профильных предприятиях с первого года обучения в учебных учреждениях. На данный момент обучение на территории предприятия с использованием современного оборудования является одним из основных элементов, обеспечивающих профессиональную подготовку молодежи.

Автором была построена модель подготовки молодых людей на основе дуальной системы профессионального образования с использованием нестандартной занятости (рисунок 2). Данная модель состоит из четырех блоков: методологические подходы профессионального образования в условиях инновационного развития, содержательный, деятельностный и результативный. Первый блок включает следующие методологические подходы: адаптационный, аналитический, личностно-деятельностный, оптимизационный, модульно-компетентностный, имитационный.

ОБ АВТОРЕ:_

Телятникова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и организации труда (te1yatnikova.tatyana0bk.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Телятникова Т.В. Профессиональная подготовка молодежи как первая ступень непрерывного образования // Экономика труда. - 2017. - Том 4. - № 1. - С. 51-58. - Сом 10.18334М.4.1.37499

1. Блок

Методологические подходы профессионального образования в условиях инновационного развития

- адаптационный подход

- аналитический подход

- личностно-деятельностныи подход

- оптимизационный подход

- модульно-компетентностныи подход

- имитационный подход

2. Блок Содержательный

3. Блок Деятельностный

^^Формирование необходимых умении навыков у молодых людей на основе взаимодействия всех участников молодежного рынка труда и сбалансированности их интересов: государство; профессиональные учебные учреждения; работодатели (профильные предприятия); молодые люди.

Учебная и трудовая деятельности

- в вузах

- на профильных предприятиях

Г N

Осуществляется на основе дуальной системы профессионального образования с использованием нестандартных форм занятости (гибкий график работы, частичная (неполная) занятость).

4. Блок Результативный

Формирование основных компетенций у выпускников высшего образования, отвечающих требова-_ниям субъектов молодежного рынка труда:

работодателей к подготовке мобильных работников:

- профессиональные (мобильность, наличие умений и навыков для решения профессиональных задач, обладание коммуникативными способностями и т. д.);

- личностно-психологические (инициативность, ответственность, гибкость, творческий подход к принятию решений и т. д.).

V

государства к подготовке молодых людей по востребованным профессиям и специальностям с целью повышения кон^ренто-способности экономики страны за счет увеличения трудового потенциала и эффективного его использования.

■V-

высших учебных учреждений к подготовке выпускников по востребованным профессиям (специальностям): адаптация к изменяющимся условиям, самостоятельность, применение теоретических знаний в процессе трудовой деятельности и т. д.

д

ш\

Основные элементы к подготовке молодежи на основе требований, предъявляемых заинтересованными сторонами молодежного рынка труда:

- теоретическая база (совокупность знаний, а также в смежных областях для их применения в процессе трудовой деятельности);

- практические навыки, умения и опыт (решение практических задач на основе параллельного приобретения теоретических и практических знаний, умений и навыков с использованием нестандартных форм занятости);

- личностно-психологические характеристики (ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, исполнительность и т. д.);

- общекультурные характеристики (всесторонняя развитость, воспитанность и т. д.).

Рисунок 2. Модель подготовки молодых людей на основе дуальной системы профессионального образования с использованием нестандартной занятости

Содержательный блок предполагает установление баланса интересов участников молодежного рынка труда: государство, работодатели, учебные учреждения, молодые люди. Сбалансированность интересов позволит не только сформировать необходимые умения и навыки у молодых людей с учетом специфики деятельности предприятия, но также решить ряд острых проблем: снизить уровень молодежной безработицы, подготовить конкурентоспособных работников, сократить период адаптации на предприятии и т. д.

Основными этапами формирования сбалансированного рынка труда за счет вовлечения всех заинтересованных сторон являются следующие [4, С. 174] (Telyatnikova, Tsygankova, 2014; P. 174):

• объективное прогнозирование потребности регионов в высококвалифицированных кадрах;

• связь между профильными учебными учреждениями профессионального образования и работодателями;

• создание условий для гарантированного трудоустройства выпускников профессиональных учебных учреждений;

• повышение интереса к получению рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования;

• интегрирование образовательных систем: «НПО» - «СПО» - «ВПО».

Одна из основных задач Концепции развития образования Российской Федерации до 2020 г. - «создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно» [2].

Деятельностный блок модели предполагает параллельную подготовку молодых людей в вузах и на профильных предприятиях. Данная деятельность осуществляется на основе дуальной системы профессионального образования с использованием нестандартных форм занятости (гибкий график работы, частичная (неполная) занятость).

В условиях распространения различных форм нестандартной занятости ведущими учеными и экономистами были предложены рекомендации по их активному использованию на предприятиях. Развитие и последовательное использование той или иной формы нестандартной занятости на предприятиях позволяют: снизить текучесть персонала (молодежи), повысить уровень профессиональной подготовки молодых людей, сформировать кадровый резерв и привлечь дополнительную рабочую силу, что является актуальной проблемой в условиях закрепления молодежи на предприятиях.

Третий блок данной модели предполагает совмещение учебной и трудовой деятельности на основе дуальной системы профессионального образования.

Г. А. Федотова характеризует дуальное профессиональное образование как «образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном учреждении» [8] (Fedotova, 2001Ь).

Ю. Н. Петров под дуальной системой профессионального образования понимает инновационный тип организации профессионального образования, предполагающий согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов, построенное на единстве трех методологических оснований: аксиологического (паритетность гуманистических и технико-технологических ценностей и целей), онтологического (компетентностный подход), технологического (развитие общественно-профессиональных отношений) [5] (Petrov, 2009).

В соответствии с определением Агентства стратегических инициатив (АСИ) дуальное образование - «... вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации». По инициативе Агентства стратегических инициатив с декабря 2013 года реализован системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», в котором по итогам конкурсного отбора участвуют 10 субъектов Российской Федерации. Дуальная система профессионального образования направлена на сбалансированность интересов участников молодежного рынка труда (государство (региональные органы власти), работодатели, профессиональные учебные учреждения, молодые люди) и предполагает совместное финансирование программ по подготовке квалифицированного персонала.

Дуальное профессиональное образование предполагает: сотрудничество высших учебных учреждений и промышленных предприятий; значительное увеличение часов, отведенных на практику, равных теоретической части. Вовлечение работодателей в процесс подготовки квалифицированных работников позволяет сократить срок адаптации молодых людей с 2-3 лет до 6-7 месяцев.

По мнению Г. А. Федотовой, основным системообразующим фактором дуальной формы профессионального образования выступает институт социального партнерства с четкой дифференциацией интересов и обязанностей каждого партнера при ведущей роли работодателей. Социальное партнерство понимается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, учреждениями социума, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [7] (Fedotova, 200Ы).

Подготовка высококвалифицированных работников по востребованным профессиям (специальностям) на промышленных предприятиях с использованием дуальной системы обучения совместно с прогрессивными формами занятости (гибкий график работы, неполная (частичная) занятость, телетруд и т. д.) включает два равнозначных блока: базовый блок (подготовка в образовательных учебных учреждениях); обучение на рабочих местах на профильных предприятиях. Применение данной системы с использованием нестандартных форм занятости целесообразно в случае взаимодействия всех участников молодежного рынка труда и сбалансированности их интере-

сов: государство; профессиональные учебные учреждения; работодатели (профильные предприятия); молодые люди.

Результативный блок включает формирование основных компетенций у выпускников высшего профессионального образования, отвечающих требованиям субъектов молодежного рынка труда. Для формирования и развития компетенций можно выделить три ключевых периода:

• выбор уровня образования и востребованной профессии (спрос на которую превышает предложение);

• во время обучения в условиях совмещения учебной и трудовой деятельности формирования личностно-психологических и профессиональных компетенций;

• после окончания обучения в учебном заведении: создание инструментов, которые позволят выпускникам точнее позиционировать себя на рынке труда, работодателям - точнее определять соответствие выпускника требуемым компетенциям.

Заключение

На основании предложенной модели четко прослеживается взаимосвязь между профессиональной подготовкой и трудоустройством выпускников. В условиях инновационного развития трудоустройство молодых людей зависит от уровня подготовки выпускников, качества их подготовки, а также сбалансированности спроса и предложения на молодежном рынке труда.

Применение системы дуального образования с использованием прогрессивных форм нестандартной занятости представляет собой организацию учебно-производственной деятельности в рамках непрерывной практики на профильном предприятии. Особое внимание к применению данной системы необходимо обратить работодателям, которые не только непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки молодых людей, но и участвуют в трудоустройстве выпускников, снижая при этом уровень молодежной безработицы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Официальный сайт агентства РейтОР (URL: http:// www.reitor.ru); URL: http://www.

dozor.kadozor.ru/bz/issl/2006/pop/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Консультант. - 2008. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7 244d8033c66928fa27e527/.

3. Труд и занятость в России. 2015: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2015. - 274 c.

4. Телятникова Т.В., Цыганкова И.В. Нестандартная занятость молодежи как эффек-

тивная форма реализации профессиональной подготовки. - М.: Экономика, 2014. - 220 c.

5. Петров Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования - инно-

вационная модель современного профессионального образования: Монография.

- Нижний Новгород: Издательство ВГИПУ, 2009. - 280 с.

6. Труд и занятость населения Москвы. 2013 г.: Статистический сборник. - М.:

Департамент труда и занятости населения города Москвы, 2014. - 120 с.

7. Федотова Г.А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим професси-

ям в ФРГ. - М.: ИРПО, 2001. - 72 с.

8. Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования в услови-

ях социального партнерства. - М.: ИЦ АПО, 2001. - 225 с.

REFERENCES:

Trud i zanyatost naseleniya Moskvy. 2013 g [Labor and employment of Moscow population 2013] (2014). Moscow: Departament truda i zanyatosti naseleniya goroda Moskvy. (in Russian).

Trud i zanyatost v Rossii. 2015 [Labor and employment in Russia. 2015] (2015). Moscow: Rosstat. (in Russian).

Fedotova G.A. (2001a). Professionalnoe obrazovanie i podgotovka po rabochim professiyam v FRG [Vocational education and training on working professions in Germany]. Moscow: IRPO. (in Russian).

Fedotova G.A. (2001b). Razvitie dualnoy formy professionalnogo obrazovaniya v usloviyakh sotsialnogo partnerstva [Development of a dual form of vocational education under the conditions of social partnership]. Moscow: ITs APO. (in Russian).

Petrov Yu.N. (2009). Dualnaya sistema inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovaniya - innovatsionnaya model sovremennogo professionalnogo obrazovaniya [Dual system of engineering and pedagogical education as an innovative model of modern vocational education]. Nizhny Novgorod: Izdatelstvo VGIPU. (in Russian).

Telyatnikova T.V., Tsygankova I.V. (2014). Nestandartnaya zanyatost molodezhi kak effektivnaya forma realizatsii professionalnoy podgotovki [Non-standard youth employment as an effective form of implementation of vocational training]. Moscow: Ekonomika. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.