Научная статья на тему 'Институциональные практики регулирования рынка труда молодежи в зарубежных странах'

Институциональные практики регулирования рынка труда молодежи в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
818
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ИНСТИТУТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / YOUTH / LABOR MARKET / INSTITUTE / REGULATION / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полищук Елена Анатольевна

В исследовании рассмотрены институциональные практики регулирования рынка труда молодежи в зарубежных странах. Выделены две доминирующие системы регулирования рынка труда (система экономического либерализма и система экономического дирижизма), имеющие свои особенности и состоящие из отдельных моделей, в которых проявляются базовые признаки представленных систем. Дана характеристика ведущих институтов, оказывающих влияние на рынок труда молодежи зарубежных стран: институт занятости, институт профессиональной ориентации, институт дуального образования, институт социального партнерства. Зарубежный опыт развития данных институтов в современных условиях подтверждает их эффективность, заключающуюся не только в общественной стабильности и повышении качества рабочей силы молодежи, но и конкурентоспособности национальных экономик. Выделенные институциональные практики могут быть внедрены в качестве дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда молодежи субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional practices of the youth labor market regulation in foreign countries

The article examines the institutional practices of the youth labor market regulation in foreign countries. We defined two main labor market regulation systems (the system of economic liberalism and the system of economic dirigism). Both systems have their own characteristics and consist of separate models in which we may see the basic features of the systems. We characterize the leading institutions which have impact on the youth labor market in foreign countries: the employment institution, the vocational guidance institute, the dual education institute, the institution of social partnership. The foreign experience of the development of these institutions in modern conditions proves their effectiveness, consisting not only of social stability and improvement of the workforce quality of the youth, but also of the national economies competitiveness. We outlined institutional practices which can be introduced as additional measures in the employment of the population. The measures are aimed at reducing tensions in the youth labor market of the Russian Federation subjects.

Текст научной работы на тему «Институциональные практики регулирования рынка труда молодежи в зарубежных странах»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 5 • март 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

институциональные практики регулирования рынка труда молодежи в зарубежных странах

Полищук Е.А. 1

1 Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Россия, Симферополь, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В исследовании рассмотрены институциональные практики регулирования рынка труда молодежи в зарубежных странах. Выделены две доминирующие системы регулирования рынка труда (система экономического либерализма и система экономического дирижизма), имеющие свои особенности и состоящие из отдельных моделей, в которых проявляются базовые признаки представленных систем. Дана характеристика ведущих институтов, оказывающих влияние на рынок труда молодежи зарубежных стран: институт занятости, институт профессиональной ориентации, институт дуального образования, институт социального партнерства. Зарубежный опыт развития данных институтов в современных условиях подтверждает их эффективность, заключающуюся не только в общественной стабильности и повышении качества рабочей силы молодежи, но и конкурентоспособности национальных экономик. Выделенные институциональные практики могут быть внедрены в качестве дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда молодежи субъектов Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежь, рынок труда, институт, регулирование, зарубежный опыт.

Institutional practices of the youth labor market regulation in foreign countries

Polischuk E.A. 1

1 Institute of Economics and Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V.I.Vernadsky ^mean Federal University», Russia

введение

Повышение уровня занятости молодежи является важнейшей предпосылкой устойчивого экономического развития любого государства, по этой причине за рубежом проблемы молодежной занятости относятся к разряду злободневных, решение которых напрямую влияет на обеспечение социально-экономической стабильности общества.

Институциональные характеристики системы регулирования рынка труда молодежи Российской Федерации определяются структу-

рой взаимоотношений экономических субъектов, реализацией их основных функций в процессе формирования экономической политики, ввиду этого важным является исследование институциональных практик в сфере регулирования рынка труда молодежи зарубежных стран, которые могут быть внедрены в качестве дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынках труда молодежи ее регионов.

Модели регулирования рынка труда

В мировой практике выделяют две доминирующие системы регулирования рынка труда (система экономического либерализма, система экономического дирижизма), имеющие свои особенности и состоящие из отдельных моделей, в которых проявляются базовые признаки данных систем.

На рисунке 1 представлена модель регулирования рынка труда с учетом особенностей системы экономического либерализма, основывающейся на идеологии минимального вмешательства государства в рыночный механизм.

В свою очередь, на рисунке 2 представлена модель регулирования рынка труда с учетом особенностей системы экономического дирижизма, ориентированной на активное вмешательство государства в социально-экономические процессы, происходящие на рассматриваемом рынке.

ABSTRACT:_

The article examines the institutional practices of the youth labor market regulation in foreign countries. We defined two main labor market regulation systems (the system of economic liberalism and the system of economic dirigism). Both systems have their own characteristics and consist of separate models in which we may see the basic features of the systems. We characterize the leading institutions which have impact on the youth labor market in foreign countries: the employment institution, the vocational guidance institute, the dual education institute, the institution of social partnership. The foreign experience of the development of these institutions in modern conditions proves their effectiveness, consisting not only of social stability and improvement of the workforce quality of the youth, but also of the national economies competitiveness. We outlined institutional practices which can be introduced as additional measures in the employment of the population. The measures are aimed at reducing tensions in the youth labor market of the Russian Federation subjects.

KEYWORDS: youth, labor market, institute, regulation, foreign experience

Received: 07.02.2017 / Published: 16.03.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Polischuk E.A. (pea.znu@mail.ru)

CITATION:_

Polischuk E.A. (2017) Institutsionalnye praktiki regulirovaniya rynka truda molodezhi v zarubezhnyh stranakh [Institutional practices of the youth labor market regulation in foreign countries]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(5), 831-848. doi: 10.18334/rp.18.5.37617

Государственная политика занятости зарубежных стран предусматривает разработку мероприятий содействия занятости молодых граждан, реализация которых осуществляется с учетом специфики конкретной ситуации.

Реагируя на активные вызовы мировой экономической системы, ряд государств, поддерживая политику Международной организации труда (МОТ), применяет определенные механизмы регулирования рынка труда молодежи, активная роль в реализации которых принадлежит отдельным институтам.

Институт занятости

В институциональном регулировании рынка труда молодежи зарубежных стран особое место занимает служба занятости, являющаяся основным институтом, обеспечивающим процесс эффективного распределения и перераспределения рабочей силы, в том числе молодых граждан, на рынке труда с учетом происходящих экономических трансформаций.

В системе регулирования международного рынка труда значительная роль принадлежит «World Association of Public Employment Services» (Всемирная ассоциация государственных служб занятости), объединяющей службы занятости более 80 стран мира [10, 12, 35] (Kalinina, Maslennikov, 2015; Lukyanova, 2016), структура которых представлена в виде сети территориальных отделений (региональные, местные), ответственных за процессы оказания услуг представителям молодежи.

Несмотря на реализацию однотипных функций, в деятельности данных служб имеются существенные различия, складывающиеся под влиянием действующего законодательства, политики занятости, социально-экономического развития и др. Например, в Германии, Канаде, Франции, Швеции, Японии и других странах роль анализируемой службы заключается в активной реализации политики занятости. В то время как в США, Великобритании, Австралии ее роль менее инициативна, так как на равных с ней условиях действует ряд частных агентств, влияющих на уровень экономической активности трудоспособного населения [10, с. 95-97; 12, с. 110-112] (Kalinina, Maslennikov, 2015, р. 95-97; Lukyanova, 2016, р. 110-112).

На рисунке 3 представлены организационные формы, определяющие положение анализируемой службы за рубежом.

ОБ АВТОРЕ:_

Полищук Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности (pea.znu0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Полищук Е.А. Институциональные практики регулирования рынка труда молодежи в зарубежных странах // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 5. - С. 831-848. - Сом 10.18334/гр.18.5.37617

ЭКОНОМИЧЕСКИИ ЛИБЕРАЛИЗМ

система социально-экономических отношении, в которой доминируют рыночные регуляторы, а роль государства сведена к минимуму

Влияние государственного сектора незначительное (до 10 %)

Методы государственного регулирования: экономические, косвенные

Либеральная модель: американская, англосаксонская

Отражение тенденций децентрализации государственного регулирования. Рынок труда, в частности молодежи, формально государством не регулируется, основные решения принимаются на \ местном уровне с непосредственным участием работодателей, наделенных правом полной свободы в вопросах найма (увольнения) работников.

англосаксонская: Великобритания, Ирландия

американская: США

незначительное влияние государства на процессы регулирования рынка труда

государственная политика, направленная на повышение уровня занятости, определяется в основном на местном уровне, в которой центральное место занимают работодатели и общественные организации

преобладание рыночных регуляторов экономических процессов, ориентированных

на косвенные методы регулирования, в частности выплата материальной помощи безработным гражданам и предоставление информации о ситуации на рынке труда

решение проблем, связанных со снижением уровня безработицы, в основном осуществляется на местном уровне с непосредственным участием работодателей

суммы, направляемые организациями на профессиональную подготовку молодых граждан, полностью освобождаются от налогообложе-

Рисунок 1. Модель регулирования рынка труда с учетом особенностей системы экономического

либерализма

Источник: составлено на основании [3; 5; 15, с. 240-247; 26, с. 13-18] (Balueva, 2014; Bukaeva, 2013; Khrabrov, 2014, р. 13-18; Итепко, 2009, р. 240-247)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИРИЖИЗМ

значительное влияние государства на социально-экономические процессы, происходящие на рынке труда

Значительное влияние государственного сектора (10-20 %)

Европейская модель: немецкая, французская, шведская

Методы государственного регулирования: использование прямых (активных) и административных методов

немецкая: Германия

управление национальной экономикой с учетом активного вмешательства

рыночных регуляторов и создание на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан

французская: Франция

развитость системы социального партнерства и дуального образования

создание действенного механизма государственного регулирования занятости молодежи, использующего как экономические, так и социальные рычаги влияния на занятость, где в единую систему объединены подготовка и переподготовка

рабочей силы, трудоустройство, организация рабочего времени и т. п.

шведская: Швеция

активная политика занятости, проводимая государством, характерной чертой которой является предупреждение безработицы, а не борьба с ее последствиями

создание новых рабочих мест в государственном секторе, субсидирование частного бизнеса с целью создания рабочих мест для молодежи

японская: Япония

централизованное регулирование рынка труда со

стороны государства и применение политики «пожизненного найма», увеличение размеров заработной платы и других выплат в зависимости от трудового стажа

китайская: Китай

высокии уровень зарегулированности государством трудовых отношений социалистического типа, в которой проявляются формальные сходства с европейской моделью в государственном секторе

TJ О О О

О О

"О гп Зп =1 "О

ь

сг о

—I

D0 О

INJ О

ш

Рисунок 2. Модель регулирования рынка труда с учетом особенностей системы экономического дирижизма Источник: составлено на основании [2, с. 16; 5, с. 14-15; 6, с. 55-56; 11, с. 280-281; 15, с. 244; 26] (Alimpiev, 2013, р. 16; Bukaeva, 2013, р. 14-15; Getmanenko, Takhtarov, 2011, р. 55-56; Khrabrov, 2014; Kurson, 2013, р. 280-281; Minenko, 2009, р. 244)

со со сл

Служба занятости - институт, обладающий некоторой степенью власти под контролем Совета директоров и ответственностью перед соответствующим министерством.

Особенность:

учет неправительственных интересов, в частности интересов основных групп работников и союзов работодателей.

Страна:

Великобритания, Бельгия, Франция, Германия, Швеция, Канада

Служба занятости - структурный элемент трудового департамента, входящий в структуру Министерства труда и занятости.

Особенность:

координация действий с учетом решений, принятых на уровне Правительства.

Страна:

Австралия, Нидерланды, Финляндия, Япония

Служба занятости - институт, находящийся под местным контролем и подчиняющийся централизованному координирующему органу.

Особенность:

ориентация на высокую степень гибкости внутри-территориального управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страна: США, Швейцария

Рисунок 3. Организационные формы, определяющие положение государственных служб занятости в зарубежных странах Источник: составлено на основании [10, с. 96-97; 12, с. 111-113] (КаНтпа, Maslennikov, 2015, р.

96-97; Lukyanova, 2016, р. 111-113)

Наряду с государственными службами за рубежом активно функционируют частные структуры (кадровые агентства), уровень значимости которых в ряде стран значительно разнится: в США и Великобритании, к примеру, деятельность данных агентов специализирована и базируется на системе лицензирования и контроле за основной деятельностью; в Японии их функционирование жестко сдерживается, исключением являются отдельные профессиональные группы работников, для которых рабочие места могут подбираться частными службами, получившими лицензию от соответствующего министерства. В свою очередь, в Швеции деятельность рассматриваемых служб вообще запрещена [10, 12, 30, 31] (Kalinina, Maslennikov, 2015; Lukyanova, 2016).

На международном уровне выделяют «International Confederation of Private Employment Agencies» (CIETT) - Международную конфедерацию частных кадровых агентств, состоящую из 49 национальных федераций кадровых агентств Европы, Северной Америки, Южной Америки, Африки, Северной и Южной Азии, а также 8 крупнейших международных компаний, занимающихся вопросами подбора и комплектования кадров, в том числе молодых представителей, для ведущих организаций по всему миру [30-31].

Институт профессиональной ориентации

Ключевое место в формировании рынка труда молодежи зарубежных стран занимает институт профессиональной ориентации (в зарубежной практике «Career Development» - планирование (развитие) карьеры), представляющий собой систему структурных элементов, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства представителей молодежи с учетом их пожеланий, склонностей и сформировавшихся способностей, а также основных потребностей и перспективных преобразований рынка труда [4, с. 575]. От степени сочетания выделенных структурных элементов в значительной степени зависит формирование трудового потенциала молодежи, уровень ее конкурентоспособности, по этой причине профориентация в современных условиях принимает вид системообразующей основы государственной политики, нуждающейся в активном участии представленных агентов, и должна опираться на принципы, компоненты и актуальные направления для достижения главной цели, опираясь на базисные ориентиры (рис. 4).

Значимость анализируемого института заключается не только в разрешении профессиональных и социальных проблем, но и в том, что он является составным элементом государственной кадровой политики, направленной на содействие в поддержании ключевого стратегического ресурса, активно влияющего на эффективное развитие государства, - человеческого потенциала молодежи.

Опыт большинства зарубежных стран, осуществляющих профориентационную деятельность, свидетельствует о серьезности данного вопроса, носящего системный характер и влияющего на реализацию динамических потребностей их экономик в квалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем профессионального становления и персонального роста.

В таблице 1 предпринята попытка обобщить зарубежный опыт профориентационной работы, влияющий на уровень профессионального самоопределения молодежи.

Анализ зарубежного опыта профориентации показывает, что, несмотря на отдельные отличительные особенности, политика профориентации, например европейских стран, осуществляется под патронатом единой сети, объединяющей более 200 участников и наблюдателей из 30 стран, - «Europian Lifelong Guidance Policy Network» (ELGPN), активно сотрудничающей с Международным центром по развитию карьеры (ICCDPP - Career Development and Public Policy) с целью обмена результатами осуществления профориентационной деятельности [22, с. 158] (Tolstoguzov, 2015; р. 158).

Институт дуального образования

Практика развития образовательной доктрины зарубежных стран (Австрия, Германия, Швейцария, Швеция, Великобритания, Китай, Япония и др.) подтверждает необходимость синтеза образовательной деятельности и практики (дуальная система -Duales Studium), являющейся процессом профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Признанным лидером в организации дуального обра-

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (ПРОФОРИЕНТАЦИИ)

целедостижение согласованности между профессиональными интересами представителей молодежи и их психофизиологическими качествами

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

прогнозирование профессиональной перспективы в трудовой деятельности

обеспечение гарантий в сфере свободного выбора профессии (специальности)

СУБЪЕКТЫ

оптант, семья, образовательные организации, психологические центры и службы, органы управления, государство, международные организации

ЗАДАЧИ

формирование и развитие профессиональной компетенции; обеспечение компетентностного сопровождения профессиональной жизни представителей молодежи

Принципы:

- саморазвитие оптанта, сферы образования и профессии;

- взаимодействие индивидуального и профессионального развития;

- социально-профессиональной мобильности;

- консолидации различных субъектов в развитии профориентации.

Компоненты:

- формирование у молодежи стимулов для выбора профессии;

- изучение профессиональных интересов, способностей трудоустраивающейся молодежи;

- рекомендации (консультации) по вопросам выбора профессии.

Направления профориенпкщии:

- профессиональное просвещение;

- предварительная профессиональная диагностика;

- включение представителей молодежи на этапе оптации (выбора) в активную трудовую, творческую деятельность.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: подготовка молодежи различных возрастных категорий, в частности подросткового возраста, к обоснованному выбору профессии (специальности), удовлетворяющему не только личностные интересы, но и основные общественные потребности и перспективы рынка труда

J>

Рисунок 4. Структурные элементы системы профессиональной ориентации Источник: составлено на основании [7, с. 68-70; 17, с. 21-27; 27, с. 211-212] (Chekmeneva, 2016, р. 211-212; Dorozhkin, Zeer, 2014, p. 68-70;

Pryazhnikova, Pryazhnikov, 2010, p. 21-27)

со со oo

73

iл iл

о а

73

Z >

I-О п m Z —I 73 m ■o

73

73

it

СЛ

l-o о

ш

i

о

российское предпринимательство № 5 2017 (март)

839

Таблица 1

зарубежный опыт профориентационной работы, влияющий на уровень профессионального самоопределения молодежи

Великобритания Германия Франция

- профориентация осуществляется на протяжении всего процесса получения школьного образования; - профильное школьное образование; - агентства профориентации официально включены в систему регулирования рынка труда; - создание при школах микропредприятий, помогающих учащимся овладеть профессиональными компетенциями и пройти начальные стадии адаптации; - обязательная 2-х недельная практика для обучающихся старших классов, необходимая для поступления в высшие образовательные организации; - систематическое проведение Дня проверки знаний (Interview Day) с целью проведения аттестации в области профессиональной деятельности. - система профориентации обладает высокой степенью централизации (Федеральный институт занятости, Министерство труда и социальных вопросов); - оказание помощи в выборе специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями; - профориентация осуществляется с учетом перспективной потребности в квалифицированных кадрах по отдельным профессиям; - обязательное прохождение производственной практики, необходимой для поступления в высшие образовательные организации. - осуществление профориентации на государственном уровне; - профильное школьное образование; - активное применение методов информирования, профконсультации и диагностики; - построение системы профориентационной работы обеспечивается Национальным бюро информации по образованию и профессии (ONI-SEP), Национальным агентством занятости, Центрами информации и ориентации (CIO), способствующими выбору направления дальнейшего обучения учащихся и их профессиональной деятельности; - обширная сеть специализированных центров профориентации, решающая вопросы занятости молодых граждан.

Швеция США Япония

- высокий уровень государственного регулирования, тесно связанный с профориентацией; - введение в образовательный процесс специальной программы, комплексно охватывающей основные аспекты профориентационной работы начиная с диагностики,а заканчивая выбором профессии; - организация профориентаци-онной работы с учащимися во время летней практики с целью возможной корректировки их действий, связанных с выбором профессии; - высокий уровень информационной поддержки профориентации (общедоступные банки данных, предоставляющие информацию о профессиях и конъюнктуре рынка труда). - профориентация осуществляется на протяжении всего процесса получения образования школьниками; - на каждого ученика в процессе обучения готовится профессиональное досье, передаваемое в службу занятости после завершения обучения; - активная деятельность психолого-педагогической службы «Гайденс», содействующей обучающимся в выборе будущей профессии, в выделении личностных особенностей для интенсивного развития; - наличие информационной сетевой базы данных (Occupation Information Network), позволяющей обучающимся анализировать соответствие их способностей, склонностей и интересов требованиям выбранной профессии. - концепция профориентации базируется на диагностическом методе С. Фукуямы «человек-профессия»; - система профориентации интегрирована в учебный процесс начиная с младшей школы и составляет основу учебных программ в средней школе; - профориентация опирается на два принципа:способность к самоанализу и способность к анализу профессий (выбор профессии напрямую связан с самоанализом учащегося и определением его профессиональной деятельности); - на протяжении 3-х лет учащиеся получают возможность опробовать 48 профессиональных экспериментов, на основании которых подтверждаются профессиональные намерения или их корректировка.

Источник: составлено на основании [16, с. 152-175; 21, с. 26-45; 22, с. 153-159; 24, с. 217-224; 25, с. 442-444] (Fayzrakhmanova, 2013, р. 442-444; Kutsev, Tolstoguzov, 2014, р. 152-175; Toleshnikova, 2012, р. 26-45; Tolstoguzov, 2015, р. 153-159; Turchina, 2013, р. 217-224)

зования считается Германия, осуществляющая практикоориентированное обучение, которое, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (International Institute for labour Studies), является образцовым для всего Европейского союза (ЕС), благодаря которому эффективно осуществляется процесс интеграции молодых граждан на первичный рынок труда: более 90 % специалистов, завершивших обучение по данной системе [29].

Прикладная практика реализации дуальной модели образования в зарубежных странах отлична от традиционной производственной, обладает определенными особенностями и показывает, что значительный перечень направлений подготовки будущих специалистов регламентируется договоренностями между социальными партнерами, на основании которых подготовка специалистов по конкретному профилю опирается на основные запросы работодателей, гарантирующие представителям молодежи кадровую мобильность и конкурентное преимущество.

Финансируется анализируемая модель с учетом принципа долевого участия государства (бюджеты различных уровней) и организаций работодателей. При этом финансовая заинтересованность организаций заключается в первую очередь в том, что с помощью рассматриваемой модели подавляющее их большинство обеспечивает себя квалифицированными кадрами, что позволяет сэкономить на расходных статьях, связанных с поиском, подбором, адаптацией работников, в особенности молодых специалистов.

В современных условиях развития дуальная модель образования Германии активно используется в технических, социально-экономических областях, информационных технологиях, спроектирована в контексте интересов основных стейкхолдеров (государство, деловое сообщество, молодые граждане) и заключается в обязательном обеспечении трех составляющих: экономической эффективности, социальной интеграции, личного развития представителей молодежи.

институт социального партнерства

Развитие модели дуального образования возможно при отлаженном механизме института социального партнерства, содействующем росту уровня экономической активности молодых специалистов, адаптированных к изменениям рынка труда; регулирующем процессы занятости представителей молодежи в экономике и модернизации системы профессионального образования.

Социальное партнерство в зарубежных странах зарекомендовало себя в качестве важнейшего института, имеющего законодательный статус и способствующего достижению результатов коллективных усилий в образовании, профессиональной ориентации, адаптации и обеспечения занятости молодежи, выполняющего как экономические (регулирование поведения экономических субъектов на рынке труда), так и социальные функции (упорядочивание пове-

дения субъектов в социально-трудовой сфере) [8, 9, 19, 28] (Chistyakova, Panina, 2015; Ivanova, 2011; Zemlyanskiy, Kanakin, 2012).

К основным принципам социального партнерства в зарубежных странах следует отнести учет обоюдных интересов и равноправие сторон, соблюдение основных нормативно-правовых актов, добровольность принятия решений, ответственность основных субъектов за невыполнение обязательств и др.

Уровни социального партнерства в зарубежных странах подразделяются с учетом территориального и отраслевого признаков, на каждом из которых устанавливаются основы процесса регулирования социально-трудовых отношений: национальный (федеральный), межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный, локальный [19, с. 54-59].

Применительно к степени участия субъектов переговорного процесса в зарубежной практике выделяют три основных модели социального партнерства (рис. 5).

Основываясь на анализе особенностей представленных моделей, оценим уровень развития социального партнерства в отдельных странах Европейского союза.

В Великобритании социальное партнерство является важнейшим институтом налаживания связей между субъектами, заинтересованными в подготовке молодых кадров для развития рынка труда, обеспечивающими политику занятости молодежи, поддерживая между собой тесную связь и финансируя отдельные структуры (Совет учебных умений, Совет по умениям и навыкам и др.).

В Нидерландах функционируют более 20 организаций, отвечающих за профессиональное образование и учитывающих государственные интересы, интересы работников, в частности молодых специалистов, работодателей.

Представленные организации имеют статус частных структур, выполняющих не только поручения государственных органов власти, определенные действующим законодательством, но и коммерческую деятельность, в основе которой контрактное обучение молодежи (заключение контрактов с территориальными отделениями служб занятости, ведущими работодателями). В состав анализируемых организаций входят представители сферы производства и услуг, бизнес-структур, сферы образования, конфедерации профсоюзов.

К примеру, в Германии социальное партнерство является одним из важнейших элементов дуальной системы образования, в разработке профессиональных квалификаций которой принимают активное участие основные социальные партнеры: корпоративные государственные структуры, земельные комитеты, земельные министерства труда, федеральный институт профессионального обучения, федеральная служба по вопросам труда и др.

Успешная практика социального партнерства внедрена также в Финляндии, реализующей процесс взаимодействия основных партнеров с помощью следующих моделей: оперативное и стратегическое социальное партнерство (рис. 6).

МОДЕЛЬ I

МОДЕЛЬ II

МОДЕЛЬ III

Особенность: активное вмешательство государства в социально-трудовые отношения и их регулирование

Трехуровневость социального партнерства (три-партизм):

1. Общенациональный

уровень.

2. Отраслевой уровень.

3. Уровень организации.

Страна: Швеция, Финляндия, Норвегия, Бельгия

Особенность: / N

одноуровневость

Заключение коллективных договоров на уровне организаций. Объединения организаций и профсоюзов с помощью своих представителей в Парламенте оказывают влияние на законодательный процесс, на основании которого формируются отношения между социальными партнерами.

Страна: США, Канада, Веч ликобритания, \ Япония, страны Латинской Америки

Особенность: промежуточный уровень между первой и второй моделями

Заключение договоренностей на

отраслевом уровне. Основной формой реализации модели является «образцовое соглашение», создаваемое и заключаемое в промышленности, и служит ориентиром для других видов экономической деятельности.

Страна: Германия, Австрия, Голландии, Швейцария

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 55. Особенности зарубежных моделей социального партнерство с учетом переговорных процессов Источник: составлено на основании [13; 23, с. 418-425] (Lutokhina, 20033; Trunin, 2009,

р. 418-425)

Особенности модели социального партнерства Венгрии заключаются в тесном взаимодействии представителей основных пяти групп, обеспечивающих правительственные интересы, интересы работодателей, наемных работников, в особенности молодых специалистов, экономических палат и местного самоуправления.

Основа реализации модели социального партнерства в Чешской Республике заключается в деятельности Национального совета по социальному диалогу, занимающегося реализацией коллективных договоров, в состав которого входят члены правительства, работодатели, основные группы работников, представители профсоюзов.

Немаловажная роль в развитии социального партнерства принадлежит работодателям, для привлечения которых в зарубежных странах применяются следующие инструменты: компенсация работодателям части заработной платы, выплачиваемой молодым работникам (США, Германия, Швеция); ежемесячное предоставление дотационных выплат за каждого трудоустроенного молодого специалиста (Великобритания, Ирландия, Дания); освобождение работодателей от оплаты социальных взносов (Бельгия, Франция); предоставление налоговых льгот работодателям, осуществляющим внутрифирменную политику по расширению возможности трудоустройства молодых специалистов (Япония).

Зарубежный опыт развития института социального партнерства в современных условиях подтверждает его эффективность, заключающуюся не только в обществен-

ОПЕРАТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Формирование необходимых профессиональных компетенций для развития рынка труда, предоставление рабочих мест для представителей молодежи, осуществление совместных проектов, направленных на эффективное экономическое развитие, привлечение инвестиций.

Реализация модели связана с особенностями функционирования дуальной системы образования (соглашения между образовательными организациями и работодателями).

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Создание контактных узлов в рамках региональной сети, анализ конъюнктуры рынка труда, обоснование перспективных направлений развития с учетом основных видов экономической деятельности, формирование устойчивых связей между основными участниками.

Реализация модели подразумевает создание совместных институциональных структур, в состав которых входят как формальные, так и неформальные инсти-

туты, регулирующие процессы на рынке труда.

Рисунок 6. Особенности моделей социального партнерства Финляндии Источник: составлено на основании [13, 26] (Khrabrov, 2014; Lutokhina, 2003)

ной стабильности и повышении качества рабочей силы молодежи, но и в конкурентоспособности национальных экономик.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в современных условиях развития Российская Федерация имеет все основания для импле-ментации рассмотренных институциональных практик в качестве дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда молодежи в ее регионах.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алимова Н.К., Семченко Е.Е., Ахатова Ж.Н. Дуальные технологии образования: отечественный и зарубежный опыт и вопросы по его применению для повышения качества в деятельности практикующих юристов // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - № 5. - С. 170.

2. Алимпиев А. Международный опыт правового регулирования государственной по-

литики в сфере занятости // Закон и жизнь. - 2013. - № 10. - С. 14-17.

3. Балуева Т.В. Взаимодействие ВУЗа с работодателями как фактор успешного трудоустройства выпускников // Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. - 2014. - Т. 1. - С. 1-10.

4. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2009. - 860 с.

5. Букаева М.С. Особенности регулирования рынка труда в условиях глобализации // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 8. - C. 13-18.

6. Гетьманенко Ю.О., Тахтаров К.А. Зарубiжний досввд регулювання зайнятосп мо-лодi // Проблемы развития экономических связей и привлечение иностранных инвестиций: региональный аспект. - 2011. - Т. 2. - C. 51-59.

7. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика // Сибирский психологический журнал. - 2014. - № 52. - C. 67-78.

8. Землянский В.В., Канакин Я.В. Теоретические аспекты дуальной целевой подготовки специалистов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - № 1. - C. 104-110.

9. Иванова Н.А. Роль социального партнерства в регулировании трудовых отношений в период экономического кризиса // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - C. 327-331.

10. Калинина И.А., Масленников В.В. Анализ зарубежного опыта организации работы службы занятости населения по оказанию государственных услуг по трудоустройству // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 9-2. - C. 94-99.

11. Курсон К.1. Зарубiжний досввд регулювання зайнятосп населення та можливост його використання в Укра!ш // Науковий вксник Академп мунщипального управ-лшня: Серiя «Управлшня». - 2013. - № 4. - C. 277-284.

12. Лукьянова К.К. Зарубежный опыт регулирования занятости населения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - Т. 10. - № 3. - C. 109-115. - doi: 10.14529/em160315.

13. Лутохина Э. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2003. - № 1. - URL: http://evolutio.info/content/view/616/54/.

14. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учебник. - М.: Экзамен, 2001. - 448 с.

15. Мшенко В.Л. Порiвняльний аналiз свггових моделей державного регулювання еко-номжи та ринку труда // Теорiя i практика державного регулювання. - 2009. - № 3. - C. 240-247. - URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Tpdu_2009_3_36.

16. Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза: Монография. - М.: Логос, 2014. - 196 с.

17. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учебное пособие. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 496 с.

18. Соловьева С.В. Дуальная система профессионального образования в Германии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2013. - № 4. - C. 95-99.

19. Социальное партнерство: опыт, технологии, оценка эффективности. - СПб: Алетейя, 2010. - 400 с.

20. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специа-

листов // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - № 4. - C. 41-45. - URL: https://e-koncept.ru/2014/14087.htm.

21. Толешникова Н.В. Зарубежный опыт организации профориентационной работы в школе // Экономика в школе. - 2012. - № 1. - C. 34-46.

22. Толстогузов С.Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. - 2015. - № 1. - C. 151-165.

23. Трунин С.Н. Экономика труда: Учебник. - М.: Экономика, 2009. - 496 с.

24. Турчина Л.А. Особенности профориентации учащейся молодежи в зарубежных странах // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Проблемы педагогики средней и высшей школы. - 2013. - Т. 26. - № 1. - C. 216-227.

25. Файзрахманова А.Л. Использование зарубежного опыта в профориентационной деятельности // Молодой ученый. - 2013. - № 8. - C. 442-444.

26. Храбров К.Г. Сравнительный анализ моделей рынка труда: институциональные аспекты // Экономика и социум. - 2014. - № 3-3. - C. 561-568.

27. Чекменева О.Ю. Актуализация проблемы профессиональной ориентации как социально-педагогического явления // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 2. - C. 198-216.

28. Чистякова С.Н., Панина С.В. Европейские модели социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 26. - C. 331-335. - URL: https://e-koncept. ru/2015/95351.htm.

29. Bundesministerium fur Bildung and Forschung [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.bmbf.de/ (дата обращения: 10.11.2016).

30. International Confederation of Private Employment Agencies (CIETT) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ciett.org/ (дата обращения: 10.11.2016).

31. Economic Report 2016 Edition [Электронный ресурс] // CIETT. - 2016. - URL: http:// www.ciett.org/economicreport2016 (дата обращения: 10.01.2017).

32. Youth employment rate % of youth labour force (15-24) [Электронный ресурс] // International Labour Organization. - URL: http://ilo.org/global/statistics-and-databas-es/research-and-databases/kilm/WCMS_422439/lang-en/index.htm (дата обращения: 05.08.2016).

33. Youth employment rate % of youth labour force (15-24) [Электронный ресурс] // National Bureau of Statistics of China. - URL: http://www.stats.gov.cn/english/ (дата обращения: 05.08.2016).

34. Employment rate by age group 15-24 year-olds, % in same age group, 2006-2015 [Электронный ресурс] // OECD. - URL: https://data.oecd.org/emp/employment-rate-by-age-group.htm (дата обращения: 05.08.2016).

35. Members [Электронный ресурс] // World Association of Public Employment Services. - URL: http://wapes.org/en/memberslist?&&page=19 (дата обращения: 19.02.2015).

REFERENCES:

Bolshoy ekonomicheskiy slovar [Big Economic Dictionary] (2009). Moscow: Knizhnyy mir. (in Russian).

Sotsialnoe partnerstvo: opyt, tekhnologii, otsenka effektivnosti [Social partnership: experience, technology, efficiency assessment] (2010). Saint Petersburg: Aleteyya. (in Russian).

Alimova N.K., Semchenko E.E., Akhatova Zh.N. (2015). Dualnye tekhnologii obrazovaniya: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt i voprosy po ego primeneniyu dlya povysheniya kachestva v deyatelnosti praktikuyuschikh yuristov [Dual education technology: national and international experience and issues on its application to improve the quality in the activities of practicing lawyers]. Internet-zhurnal Naukovedenie, 7(5), 170. (in Russian).

Alimpiev A. (2013). Mezhdunarodnyy opyt pravovogo regulirovaniya gosudarstvennoy politiki v sfere zanyatosti [International experience of legal regulation of state policy in the sphere of employment]. Zakon i zhizn, 10, 14-17. (in Russian).

Balueva T.V. (2014). Vzaimodeystvie VUZa s rabotodatelyami kak faktor uspeshnogo trudoustroystva vypusknikov [Interaction between the institute of higher education and employers as a factor of successful employment assistance to graduates]. Mezhdunarodnyy zhurnal. Ustoychivoe razvitie: nauka i praktika, 1, 1-10. (in Russian).

Bukaeva M.S. (2013). Osobennosti regulirovaniya rynka truda v usloviyakh globalizatsii [The aspects of labour market regulation in the age of globalisation]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 8, 13-18. (in Russian).

Chekmeneva O.Yu. (2016). Aktualizatsiya problemy professionalnoy orientatsii kak sotsialno-pedagogicheskogo yavleniya [Actualization of the problem of the vocational guidance as a socio-pedagogical phenomenon]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspect, 8(2), 198-216. (in Russian).

Chistyakova S.N., Panina S.V. (2015). Evropeyskie modeli sotsialnogo partnerstva v professionalnoy orientatsii uchascheysya molodezhi [European models of social partnership in the vocational guidance of students]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept, 26, 331-335. (in Russian).

Dorozhkin E.M., Zeer E.F. (2014). Nauchno-prikladnye osnovaniya proforientatsii: teoriya i praktika [Applied scientific foundations of professional orientation: theory and practice]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal, 52, 67-78. (in Russian).

Economic Report 2016 Edition (2016). CIETT. Retrieved January 10, 2017, from http:// www.ciett.org/economicreport2016

Fayzrakhmanova A.L. (2013). Ispolzovanie zarubezhnogo opyta v proforientatsionnoy deyatelnosti [Use of foreign experience in vocational guidance]. Molodoy uchenyy, 8, 442-444. (in Russian).

Getmanenko Yu.O., Takhtarov K.A. (2011). Zarubizhniy dosvid regulyuvannya zaynyatosti molodi [Foreign experience of youth employment regulation]. Problemy razvitiya ekonomicheskikh svyazey i privlechenie inostrannyh investitsiy: regionalnyy aspect, 2, 51-59. (in Russian).

Ivanova N.A. (2011). Rol sotsialnogo partnerstva v regulirovanii trudovyh otnosheniy v period ekonomicheskogo krizisa [Role of social partnership in regulating labour relations during the period of economic crisis]. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 8, 327-331. (in Russian).

Kalinina I.A., Maslennikov V.V. (2015). Analiz zarubezhnogo opyta organizatsii raboty sluzhby zanyatosti naseleniya po okazaniyu gosudarstvennyh uslug po trudoustroystvu [Analysis of foreign experience of organization of work of the employment service of providing public employment services]. Journal of Economy and Entrepreneurship, 9-2, 94-99. (in Russian).

Khrabrov K.G. (2014). Sravnitelnyy analiz modeley rynka truda: institutsionalnye aspekty [Comparative analysis of labor market models: institutional aspects]. Ekonomika i sotsium, 3-3, 561-568. (in Russian).

Kurson K.I. (2013). Zarubizhniy dosvid regulyuvannya zaynyatosti naselennya ta mozhlivosti yogo vikoristannya v Ukra'ini [Foreign experience of employment regulation of the population and possibilities of its use in the Ukraine]. Naukoviy visnik Akademii munitsipalnogo upravlinnya: Seriya "Upravlinnya", 4, 277-284. (in Russian).

Kutsev G.F., Tolstoguzov S.N. (2014). Proforientatsionnye praktiki VUZa [Vocational guidance at the university practice]. Moscow: Logos. (in Russian).

Lukyanova K.K. (2016). Zarubezhnyy opyt regulirovaniya zanyatosti naseleniya [International practices of employment regulation]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment, 10(3), 109-115. (in Russian). doi: 10.14529/em160315.

Lutokhina E. (2003). Sotsialnoe partnerstvo i ego modeli v zarubezhnyh stranakh (opyt i uroki) [Social partnership and its models in foreign countries (experience and lessons)]. Belorusskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnosheniy, 1. (in Russian).

Mikheev V.A. (2001). Osnovy sotsialnogo partnerstva: teoriya i politika [Social partnership basics: theory and politics]. Moscow: Ekzamen. (in Russian).

Minenko V.L. (2009). Porivnyalniy analiz svitovikh modeley derzhavnogo regulyuvannya ekonomiki ta rinku truda [Comparative analysis of world models of state regulation of the economy and labor market]. Teoriya i praktika derzhavnogo regulyuvannya, 3, 240-247. (in Russian).

Pryazhnikova E.Yu., Pryazhnikov N.S. (2010). Proforientatsiya [Career-guidance]. Moscow: Akademiya. (in Russian).

Soloveva S.V. (2013). Dualnaya sistema professionalnogo obrazovaniya v Germanii [The dual system of professional education in Germany]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsialnye nauki, 4, 95-99. (in Russian).

Tereschenkova E.V. (2014). Dualnaya sistema obrazovaniya kak osnova podgotovki spetsialistov [The dual system of education as a basis of training of specialists]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept, 4, 41-45. (in Russian).

Toleshnikova N.V. (2012). Zarubezhnyy opyt organizatsii proforientatsionnoy raboty v shkole [Foreign experience in arranging the vocational guidance work in the school]. Ekonomika v shkole, 1, 34-46. (in Russian).

Tolstoguzov S.N. (2015). Opyt proforientatsionnoy raboty za rubezhom [Vocational guidance experience abroad]. Obrazovanie i nauka, 1, 151-165. (in Russian).

Trunin S.N. (2009). Ekonomika truda [Economics of labor]. Moscow: Ekonomika. (in Russian).

Turchina L.A. (2013). Osobennosti proforientatsii uchascheysya molodezhi v zarubezhnyh stranakh [Features of vocational guidance of young people in foreign countries]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriya: Problemy pedagogiki sredney i vysshey shkoly, 26(1), 216-227. (in Russian).

Zemlyanskiy V.V., Kanakin Ya.V. (2012). Teoreticheskie aspekty dualnoy tselevoy podgotovki spetsialistov [Theoretical aspects of dual targeted training of specialists]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo, 1, 104-110. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.