УДК 343.848 ББК 67.409.18 М14
S.Ye. MAYOROVA*
PROHIBITIONS IN POST-PENITENTIARY
ADAPTATION
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о роли запретов, накладываемых в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в их постпенитенциарной адаптации; излагается порядок назначения и реализации правоограничений в постпенитенциарный период
Ключевые слова: запреты, постпенитенциарная адаптация, цели постпенитенциарноговоздействия
СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА МАЙОРОВА*
ЗАПРЕТЫ В ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ
АДАПТАЦИИ
Annotation: in the article the author considers the role of prohibitions imposed on the persons released from correctional establishments during their post-penitentiary adaptation, and states the order of appointment and realization of right restrictions during the post-penitentiary period.
Key words: prohibition, post-penitentiary adaptation, goals of post-penitentiary influence.
Практика деятельности по предупреждению преступлений, их рецидива показывает, что лица, освобожденные от отбывания наказания, должны находиться под соответствующим контролем со стороны как органов государства, так и общественности ради их успешной постпенитенциарной адаптации и предотвращения совершения ими новых преступлений. Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах доказал целесообразность установления подобного контроля. В юридической литературе такой контроль называют постпенитенциарным, профилактическим. Его суть - наблюдение за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер.
Высокий уровень рецидивной преступности частично объясняется недостатками деятельности государственных органов по осуществлению контроля за поведением лиц, освобожденных из исправительных учреждений, отсутствием должного административного надзора. Такое негативное реальное положение дел свидетельствует о том, что контроль за освобожденными резко ослаблен, а это в определенной мере способствует росту уровня рецидивной преступности бывших осужденных.
Ряд исследователей подчеркивают необходимость осуществления действенных мер постпенитенциарного воздействия в отношении лиц, отбывших наказание, в постпенитенциарный период (с момента освобождения из ИУ до истечения срока погашения или снятия судимости). В период погашения судимости могут при-
s
(D
0
is
(D Ï С
(D
1
I
Ш
S
и ш Ï с
(D
i
С
о
i?
ш
s
(D ï С (D
* Инспектор факультетаподготовкинаучно-педагогических кадров
(Академия ФСИН России)
E-mail: maiorova.swetlana2013@yandex.ru.
Ф
I
Ф §
ГО &
0
I
ф
1
го
со
2 ГО I
I
ф
I ф
I
о ф
£
меняться меры постпенитенциарного воздействия, которые заключаются в ограничениях лиц, отбывших наказание, в правах (свободах), интересах и выполнении некоторых обязанностей, как разновидность уголовно-правового принуждения, которое является структурным элементом процесса постпенитенциарной адаптации освобожденных (специфическое правовое принуждение, выступающее в качестве завершающей стадии реализации уголовной ответ-ственности)1.
Цели мер постпенитенциарного воздействия заключаются в предупреждении совершения судимыми лицами новых преступлений; оказании воспитательного воздействия, закреплении результатов исправительного процесса; дополнении карательного воздействия, реализуемого в ИУ, комплексом правоограничений в постпенитенциарный период; создании условий для постпенитенциарной адаптации лиц, освобожденных от наказания.
Как показывают исследования, 83 % бывших осужденных оценивают ограничения в правах в постпенитенциарный период как дополнительное наказание, применяемое помимо приговора суда2. В связи с этим необходимо четкое юридическое определение порядка назначения и исполнения правоограничений в постпенитенциарный период, чтобы, во-первых, у населения было правильное представление о правовом принуждении на заключительной стадии реализации уголовной ответственности, дабы исключить тем самым расхожее мнение о завершении государственно-правового реагирования на факт совершения преступления в момент освобождения из исправительного учреждения; и во-вторых, с большей эффективностью осуществлялся процесс постпенитенциарной адаптации освобожденных.
Используются следующие группы правоограничений: 1) выбор места жительства и свобода передвижения; 2) выбор профессии и рода занятий; 3) реализация права на образование, гражданско-правовых отношений; 4) иные пра-воограничения.
Первая группа правоограничений включает в себя прежде всего административный надзор над лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение: а) тяжкого или особо тяжкого преступления; б) преступления при рецидиве преступлений; в) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего Административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы при-
знавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде запрета на пребывание в определенных местах; посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в них; пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; выезд за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства и пребывания для регистрации3.
Необходимо отметить действия законодателя по обеспечению реализации указанных установлений. Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N° З-ФЗ «О полиции» на последнюю возложена обязанность осуществлять контроль (надзор) за соблюдениемлицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судомв соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно (п. 12 ч. 1 ст. 12). Одновременно данным Федеральным законом полиции предоставлено право применять в процессе указанного контроля (надзора) предусмотренные меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (п. 11 ч. 1 ст. 13).
К указанной группе правоограничений следует отнести и запрет для определенной категории судимых лиц выезда за пределы Российской Федерации.
Правоограничения в выборе профессии сводятся в основном к следующему запрет на материально ответственные должности; запрет в приеме на работу в правоохранительные и другие органы. Гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость:
- не может быть принят на определенные должности государственной и муниципальной
службы (п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 7 февраля 2001 г. № 3-ФЗ «О полиции», п. 2 ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и др.);
- не может быть судьей (подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
- не может претендовать на приобретение статуса адвоката (подп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
- не может быть присяжным заседателем и кандидатом в присяжные заседатели (п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»);
- не может быть арбитражным заседателем (подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»);
- не может быть членом Общественной палаты РФ (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»);
- не допускается к занятию педагогической деятельностью, если осужден за тяжкое или особо тяжкое преступление (ч. 2 ст. 331 ТК РФ).
В области права на образование для судимых запрещен прием лиц, имеющих судимость, в учреждения высшего и среднего образования системы МВД, Минюста, Министерства обороны4.
В области гражданско-правовых отношений такое лицо:
- не может быть назначено опекуном или попечителем, если осуждено за умышленное преступление против жизни и здоровья (п. 2 ст. 35 ГК РФ);
- не может получить лицензию на приобретение оружия (ч. 15 ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»);
- не имеет права быть усыновителем (абз. 10 п.1 ст. 127 СК РФ).
Относительно обязанности по несению воинской службы: лицо, имеющее судимость, не может призываться на военную службу(подп. «б» п. 3 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
К категориииных правоограничений относится:
- запрет на допуск к государственной тайне (ст. 22 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»);
- лишение лица, имеющего судимость, пассивного избирательного права, если осужден за тяжкое или особо тяжкое преступление или преступление экстремистской направленности (подп. «а», «б» п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 7-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Анализ запретов, примененных к лицам, освобожденным из мест лишения свободы, свидетельствует о том, что их эффективность в значительной степени зависит от того, насколько они подкреплены другими мерами. Речь идет прежде всего о наличии системы, позволяющей освобожденным успешно адаптироваться к новым условиям. Наличие запретов и возможность решения вопросов трудоустройства приобретения жилья, их пропорциональное сочетание позволяет повысить эффективность запретительных мер, занять им свое определенное место в деле социализации таких лиц.
Список использованной литературы
5
(D
0
(D
1 С (D
I
Ш §
СО
ш I С
(D
I
С
0
ш §
(D
1 С (D
д-ра
1 См.: ГоробцовВ.И. Проблемы реализации мер постпенитенциарноговоздействия: автореф. дис. юрид. наук. Екатеринбург 1995. С. 14.
2 См.: Там же. С. 121.
3 См.: Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федер. закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 апр.
4 См. подробнее: ГришкоА.Я. Амнистия. Помилование Судимость. М., 2010. С. 206-241.