Научная статья на тему 'Запрещенные к захоронению отходы, в состав которых входят полезные компоненты. Актуальные вопросы права и практики'

Запрещенные к захоронению отходы, в состав которых входят полезные компоненты. Актуальные вопросы права и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
полезные компоненты / захоронение отходов / утилизация отходов / Росприроднадзор / окружающая среда. / useful components / waste disposal / waste disposal / Rosprirodnadzor / environment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Николаевич Мухлынин

Автор в статье исследует правовые и организационные проблемы, связанные с обращением в Российской Федерации с отходами потребления населения и вторичной их переработкой. Анализируется процесс зарождения новой отрасли экономики — отрасли утилизации отходов, развитие которой является приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами. Рассматриваются новеллы законодательства, устанавливающие прямой запрет на захоронение отходов, в составе которых находятся полезные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Николаевич Мухлынин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prohibited waste, which includes useful components: topical issues of law and practice

The author of the article studies the legal and organizational problems of the Russian Federation with the waste consumption of the population and their recycling. The author analyzes the process of the emergence of a new branch of the economy — the waste management industry, the development of which is a priority direction of the state policy in the field of waste management. The article considers the novelties of the legislation establishing a direct ban on the disposal of waste, which includes useful components.

Текст научной работы на тему «Запрещенные к захоронению отходы, в состав которых входят полезные компоненты. Актуальные вопросы права и практики»

Земельное право; природоресурсное право; аграрное право

УДК 349.6 ББК 67.407

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10206

ЗАПРЕЩЕННЫЕ К ЗАХОРОНЕНИЮ ОТХОДЫ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ПОЛЕЗНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Актуальные вопросы права и практики

Дмитрий Николаевич МУХЛЫНИН, старший научный сотрудник НИЦ-2 Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.06 — земельное право;

природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

Аннотация. Автор в статье исследует правовые и организационные проблемы, связанные с обращением в Российской Федерации с отходами потребления населения и вторичной их переработкой. Анализируется процесс зарождения новой отрасли экономики — отрасли утилизации отходов, развитие которой является приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами. Рассматриваются новеллы законодательства, устанавливающие прямой запрет на захоронение отходов, в составе которых находятся полезные компоненты.

Ключевые слова: полезные компоненты, захоронение отходов, утилизация отходов, Росприрод-надзор, окружающая среда.

Annotation. The author of the article studies the legal and organizational problems of the Russian Federation with the waste consumption of the population and their recycling. The author analyzes the process of the emergence of a new branch of the economy — the waste management industry, the development of which is a priority direction of the state policy in the field of waste management. The article considers the novelties of the legislation establishing a direct ban on the disposal of waste, which includes useful components.

Keywords: useful components, waste disposal, waste disposal, Rosprirodnadzor, environment.

Проблема обращения с отходами в Российской Федерации в настоящее время стоит не просто остро, а крайне остро. Крупные города находятся «в кольце» мусорных свалок и полигонов, территории которых постоянно увеличиваются, наступая на населенные пункты. Складирование мусора не решает и еще один важный вопрос — вторичной переработки отходов потребления населения или твердых бытовых отходов (далее — ТБО).

В России зарождается новая отрасль экономики — отрасль утилизации отходов, развитие которой является приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89 (далее — Закон об отходах)1. Стимулировать развитие новой отросли утилизации отходов призвана еще одна норма Закона об отходах (п. 8 ст. 12), устанавливающая

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

прямой запрет на захоронение отходов, в составе которых находятся полезные компоненты; такие отходы должны отправляться на вторичную переработку.

Однако прежде обратимся к данным Росста-та (основанных на данных Росприроднадзора), подтверждающих реальный кризис не только с отходами, но даже с достоверной информацией о них.

Объем образованных объемов отходов, например в 2016 г., составил 5.43 млрд т, из которых 3.44 млн. т составили крупногабаритные отходы (далее — КО) (в том числе твердые коммунальные отходы — ТКО).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять для статистических наблюдений в территориальные органы Росприроднадзора по отчетной форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы)2 данные об объемах образованных ими отходов.

Аудиторская проверка Счетной палаты Российской Федерации, проведенная в 2018 г., показала, что объемы ТКО, образуемые населением, не учитываются ни одной формой статистической отчетности3.

Так, объем ТКО, образуемый населением, по данным контрольно-счетных органов, всего лишь в 36 субъектах Российской Федерации из 85, полученных ими от природоохранных органов субъектов Российской Федерации или из территориальных схем обращения с отходами, составил расчетно 34.1 млн т, что практически в десять раз выше объема ТКО.

Таким образом, федеральный орган исполнительной власти, администратор доходов от платы за размещение отходов, в том числе коммунальных, — Росприроднадзор — обладает недостоверными данными о реальных объемах образованных отходов.

По результатам проверки администрирования доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду от размещения отходов и экологического сбора, а также проверки расходования средств федерального бюджета на реализацию программы «Приоритетный проект «Чистая страна»» в части реализации мероприятий в сфере обращения с ТКО в 2016 — 2017 гг. в отношении Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу было установлено, что из 11 127 субъектов экономической деятельности, от которых поступала плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) (отходы) в 2016 г. и 9065 в

2017 г., количество не отчитавшихся по форме № 2-ТП (отходы) составляет 5131 (46,1%) в 2016 г. и 2302 (25,4%) в 2017 г.4.

Дело осложняется не только тем, что Росприроднадзор не обладает всей полнотой достоверной информации о размещенных отходах, но еще и тем, что и на уровне субъектов у территориальных подразделений данного органа нет возможности контролировать субъектов экономической деятельности, относящихся к региональному уровню экологического надзора, так как они не обладают информацией по форме № 2-ТП (отходы), которая предоставляется в Росп-рироднадзор.

Интересна еще одна выявленная проблема. Она связана с привлечением к административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, не представивших информацию по форме № 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор.

Как выяснилось, наложить на них административный штраф за впервые совершенное административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях5, нельзя, так как в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Таким образом, контролирующие органы не имеют достоверной информации по объемам размещенных отходов, а с недобросовестных предпринимателей невозможно взыскать административный штраф за совершенный административный проступок.

Нами уже отмечалось, что в настоящее время на законодательном уровне устанавливаются количественные и качественные ориентиры для разработки местных экологических программ и поэтапного снижения негативного воздействия субъектов экономической деятельности6, но без полной, достоверной информации об отходах, их объемах, составе, ресурсной ценности, о возможной их вторичной переработке, имеющейся у специализированных природоохранных государственных органов, положительные тенденции вряд ли возможны.

Самым правильным и логичным выходом из сложившейся ситуации, как совершенно верно определило Правительство РФ и Минприроды России, является вторичная переработка отходов, в состав которых входят полезные компоненты.

Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р «Об утверждении переч-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

ня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»7 были установлены виды отходов, которые не подлежат захоронению, а должны вторично перерабатываться; к таким отходам относятся, например, тара стеклянная, отходы полиэтиленовой пленки, шины автомобильные отработанные, использованные книги, журналы и т.д.

1 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ // http:// www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 05.04.2019)

2 Приказ Росстата от 10.08.2017 г. № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (утв. «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (далее — форма № 2-ТП (отходы) // URL: http: // www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71456224/#ixzz51c4M4GNr (Дата обращения: 04.04.2019)

3 Жамбалнимбуев Б.-Ж. (аудитор Счетной палаты РФ) «Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ показателей, характеризующих результативность отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы, направленных на обеспечение экологически безопасного обращения с твердыми коммунальными отходами и восстановление нарушенных естественных экологических систем, в 2016 — 2017 гг. и истекшем периоде 2018 г.» (с учетом информации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации) // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2018. № 7. С. 235— 286.

4 Там же.

5 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

6 Мухлынин Д.Н. Экологическая безопасность экономики и экология человека: правовой аспект // Закон и право. 2018. № 4. С. 74—75.

7 Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 г. 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» // СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5107.

Библиографический список

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ // http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 05.04.2019)

3. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 г. 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» // СЗ РФ.

2017. № 32. Ст. 5107.

4. Приказ Росстата от 10.08.2017 г. № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (утв. «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (форма № 2-ТП (отходы) // URL: http: // www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71456224/#ixzz51c4M4GNr (Дата обращения: 04.04.2019)

5. Жамбалнимбуев Б.-Ж. (аудитор Счетной палаты РФ) «Отчет о результатах экспертно-ана-литического мероприятия «Анализ показателей, характеризующих результативность отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы, направленных на обеспечение экологически безопасного обращения с твердыми коммунальными отходами и восстановление нарушенных естественных экологических систем, в 2016 — 2017 гг. и истекшем периоде 2018 г.» (с учетом информации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации) // Бюллетень Счетной палаты РФ.

2018. № 7. С. 235— 286.

6. Мухлынин Д.Н. Экологическая безопасность экономики и экология человека: правовой аспект // Закон и право. 2018. № 4. С. 74—75.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.