Научная статья на тему 'ЗАПРЕЩЕНИЕ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР'

ЗАПРЕЩЕНИЕ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ / КНР / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гевак Е.В.

В статье рассматриваются основные действия КНР по соблюдению норм международного права о запрете бактериологического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) не имеет юридически обязательного режима международного контроля. Попытка Специальной группы экспертов, созданной Комитетом ООН по разоружению, укрепить КБТО путем разработки юридически обязательного документа - Протокола, в июле 2001 г. была заблокирована США.The article discusses the main actions of the PRC to comply with the norms of international law on the prohibition of bacteriological weapons. The Convention on the Prohibition of the Development, Production and Stockpiling of Bacteriological (Biological) and Toxin Weapons and on Their Destruction (BTWC) does not have a legally binding international control regime. An attempt by an Ad Hoc Group of Experts established by the UN Disarmament Committee to strengthen the BTWC by developing a legally binding document, the Protocol, was blocked by the United States in July 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАПРЕЩЕНИЕ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР»

Пристатейный библиографический список:

1. Биологическое оружие // Разоружение [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/global-issues/disarmament.

2. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bacweap.shtml.

3. Карамышев, В. С. Из истории применения бактериологического оружия: Хабаровский процесс 1949 г / В. С. Карамышев, Р. Е. Селеверстов // Материалы секционных заседаний 58-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: В двух томах, Хабаровск, 17-25 апреля 2018 года / Ответственные за выпуск: И. Н. Пугачев, А. В. Казарбин. Том 2. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. - С. 202-205.

4. Обвинительное заключение по делу бывших военнослужащих японской армии: Ямада Отоозо, Кадзицука Рюдзи, Такахаси Такаацу, Кавасима Киоси, Ниси Тосихидэ, Карасава Томио, Оноуэ Масао, Сато Сюндзи, Хиразакура Дзёнсаку, Митомо Кадзуо, Кикучи Норимицу, и Курусима Юдзи, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия, т.е. в преступлении, предусмотренном ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. // Материалы судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/334qmB.

5. Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 г. № 390 «Об обеспечении выполнения международных обязательств в области биологического оружия» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992 г., N° 17, ст. 958.

6. Указ Президента Российской Федерации от 19.02.1992 г. № 160 О создании Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/901 (дата обращения 04.12.2022).

7. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 591.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

9. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок] // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

10. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 27 (часть II) ст. 5351.

11. «Глава Роспотребнадзора считает биотерроризм самым острым вызовом на сегодня, в связи с чем надзорное ведомство должно постоянно готовиться к этой угрозе» [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20160603/1442400980.html.

12. «Косачев: Парламентарии предложат актуализировать Конвенцию о запрете биооружия» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2022/03/31/kosachev-parlamentarii-predlozhat-aktualizirovat-konvenciiu-o-zaprete-biooruzhiia.html.

13. «Небензя обвинил Украину и США в нарушении конвенции о биологическом оружии» [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20220318/oruzhie-1778904348.html.

14. Проект постановления №222074-8 «Об обращении палат Федерального Собрания Российской Федерации «К парламентам стран мира о необходимости укрепления режима Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении» // Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/222074-8.

15. Совфед принял проект обращения Федерального Собрания к парламентам мира по конвенции о биооружии. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2022/11/02/sovfed-prinial-proekt-obrashcheniia-federalnogo-sobraniia-k-parlamentam-mira-po-konvencii-o-biooruzhii.html

Гевак Е.В.

Специалитет

Кафедра государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Пастухова Л.В., к.ю.н, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

ЗАПРЕЩЕНИЕ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР

Аннотация: В статье рассматриваются основные действия КНР по соблюдению норм международного права о запрете бактериологического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) не имеет юридически обязательного режима международного контроля. Попытка Специальной группы экспертов, созданной Комитетом ООН по разоружению, укрепить КБТО путем разработки юридически обязательного документа - Протокола, в июле 2001 г. была заблокирована США.

Ключевые слова: пандемия, Конвенция о запрещении биологического оружия, КНР, международный контроль.

PROHIBITION OF BACTERIOLOGICAL WEAPONS: THE EXPERIENCE OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Abstract: The article discusses the main actions of the PRC to comply with the norms of international law on the prohibition of bacteriological weapons. The Convention on the Prohibition of the Development, Production and Stockpiling of Bacteriological (Biological) and Toxin Weapons and on Their Destruction (BTWC) does not have a legally binding international control regime. An attempt by an Ad Hoc Group of Experts established by the UN Disarmament Committee to strengthen the BTWC by developing a legally binding document, the Protocol, was blocked by the United States in July 2001.

Keywords: pandemic, Biological Weapons Convention, PRC, international control.

Международное сообщество достигло консенсуса о запрете применения биологического оружия после Первой мировой войны, во время которой Германия, Соединенное Королевство и Франция применили такое оружие, что привело к большим жертвам. Запрет был усилен в 1972 и 1992 годах запретом на разработку, производство, накопление запасов и передачу биологического оружия.

Женевский протокол 1925 годах [1] является первым международным пактом, запрещающим применение удушающих, ядовитых и других газов, а также бактериологического оружия на войне. Конвенция о биологическом и токсинном оружии 1972 года (далее- КБТО) [2] продвинулись дальше в направлении полной ликвидации такого оружия, запретив его разработку, производство, накопление запасов, приобретение, хранение, передачу и системы их доставки, а также потребовав их уничтожения.

Китайская народная республика (далее- КНР) является государством, которое выступает за полное запрещение и тщательное уничтожение всех видов оружия массового уничтожения, включая биологическое оружие. Оно придает большое значение позитивной роли КБТО в поддержании мира и безопасности и поддерживает эти цели и задачи.

КНР выполняет все обязательства по КБТО: были приняты и строго соблюдаются соответствующие законы и нормативные акты для обеспечения эффективного осуществления международно-правовых обязательств. В декабре 2001 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял Поправку № 3 к Уголовному законодательству КНР [3] которая предусматривает, что любое незаконное производство, торговля, транспортировка, хранение или высвобождение токсичных веществ или инфекционных патогенов представляет собой преступление против общественной безопасности и подлежит наказанию.

КНР систематически укрепляет свою систему осуществления КБТО. В настоящее время создан национальный механизм реализации. Каждый департамент несет свою определенную ответственность и сотрудничает друг с другом в рамках механизма, чтобы обеспечить выполнение соответствующих законов и нормативных актов.

Также КНР решительно выступает против распространения биологического оружия и связанных с ним технологий. В декабре 2002 года КНР обнародовала и ввела в действие Положения об экспортном контроле биологических агентов двойного назначения и связанного с ними оборудования и технологий, а также список экспортного контроля [4] В июле 2006 года список экспортного контроля был пересмотрен и дополнен.

КНР принимает активное участие в международных обменах и сотрудничестве в биологической области и поддерживает контакты и обмены с многонациональными режимами экспортного контроля, такими как Австралийская группа. КНР является участником Многостороннего процесса повышения эффективности КБТО.

Перед лицом беспрецедентной пандемии КНР прилагал последовательные усилия совместно с международным сообществом, всесторонне содействовал международному сотрудничеству в борьбе с пандемией и начал крупнейшую глобальную чрезвычайную гуманитарную акцию с момента основания КНР. После начала пандемии КНР первая поделилась информацией о полногеномном секвенировании SARS-CoV-2, регулярно сообщала информацию о пандемии в ВОЗ и соответствующие страны, неоднократно получала международные экспертные группы от ВОЗ для исследования и исследования по предотвращению и контролю пандемии и отслеживанию происхождения вируса, внося свой вклад в глобальную профилактику и борьбу с пандемией. КНР стремится восполнить пробел в вакцинах. Уже на ранней стадии пандемии Председатель Си Цзиньпин отметил, что вакцины против Covid-19 должны стать всеобщим достоянием всего мира. На недавно завершившемся саммите G20 председатель Си Цзиньпин предложил инициативу глобального сотрудничества в области вакцин.

В ходе Первого комитета 76-й сессии Генеральной Ассамблеи министры иностранных дел Китая и Российской Федерации выступили с Совместным заявлением об укреплении КБТО, изложив свои позиции по совершенствованию механизмов Конвенции и работая над достижением существенного прогресса на предстоящей Обзорной конференции.

Таким образом, государства-участники КБТО обеспечили ее эффективность и постоянное укрепление. Однако США отказываются разрешить международный мониторинг своих исследовательских объектов по оружию и не прекратили исследования в области биологического и химического оружия. В 2001 г. США в одностороннем порядке вышли из переговоров по разработке дополнительного протокола к КБТО, согласно которому независимый орган — «Технический секретариат» — должен был следить за микробиологической исследовательской деятельностью всех стран. Также США уже более 20 лет блокируют создание механизма проверки КБТО.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что США проводит неоднозначную политику в отношении биоисследований и поддержании запрещения бактериологического оружия.

В целях повышения эффективности реализации положений КБТО необходимо выдвинуть следующие положения:

1. Сосредоточить усилия на повышении эффективности Конвенции. Механизм мониторинга обеспечивает наиболее эффективную гарантию соблюдения требований и взаимного доверия.

Промежуточные меры могут быть приняты для укрепления механизмов Конвенции до заключения протокола о мониторинге.

2. Государства должны энергично укреплять международное сотрудничество и помощь. В контексте пандемии жизненно важно гарантировать право на мирное использование и содействовать международному сотрудничеству.

КНР представил в Первый комитет 76-й Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию, озаглавленную "Содействие международному сотрудничеству в области мирного использования в контексте международной безопасности", направленную на начало процесса обсуждения в рамках ООН, балансирование между нераспространением и мирным использованием, а также обеспечение мирного использования и всеобщего обмена технологиями и ресурсы в смежных областях, включая биологию. Это облегчает общее рассмотрение мирного использования в различных областях, а также обсуждения в рамках КБТО.

Важно отметить, что указанные предложения будут способствовать духу международного сотрудничества, обмену соответствующей информацией в области запрещения биологического оружия между КНР и другими государствами, с целью содействия сохранения международного мира и безопасности.

Пристатейный библиографический список:

1. Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/33GFUH.

2. Конвенция о биологическом и токсинном оружии от 10 апреля 1972 года [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/JcYKs

3. Уголовный кодекс Китайской народной республики от 01 октября 1997 года [Электронный ресурс] URL: http://ru.china-embassy.gov.cn/rus/zfhz/zgflyd/201601/t20160111_3149373 .htm

4. Положение об экспортном контроле биологических агентов двойного назначения и связанного с ними оборудования и технологий [Электронный ресурс] URL: https://chinalaw.center/business_law/china_export_control_law_2020_russian/

5. Официальный сайт Организации Объединённых Наций. Члены Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/about-us/member-states.

6. China: Accession to Biological Weapons Convention [Электронный ресурс] URL: https://treaties.unoda.org/a/bwc/china/acc/washingtons.

7. Remarks by H.E. Ambassador Li Song at the General Debate of the 2020 Meeting of States Parties of the Biological Weapons Convention [Электронный ресурс] URL: http://geneva.china-mission.gov.cn/eng/dbtyw/ciik/202111/t20211123 10451706.htm .

8. US military bio-research violates international law [Электронный ресурс] URL: http://eng.chinamil.com.cn/view/2022-03/22/content 10142414.htm .

Миронов А. А.

студент 3 курса бакалавриата Казанского филиала ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Мифтахов Р.Л. к.ю.н., доцент доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского филиала ФГБОУВО «РГУП»

ЗАПРЕЩЕНИЕ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ -ПОЗИЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША

Аннотация: В статье рассматривается аспект опасности применение оружия массового поражения, в том числе бактериологического оружия. Автор предположил исход событий в случае применения оружия массового поражения в XXI веке. Раскрыта позиция Республики Польша по вопросам запрета бактериологического оружия.

Ключевые слова: бактериологическое оружие, оружие массового поражения, конвенция, Республика Польша международные акты.

PROHIBITION OF BACTERIOLOGICAL WEAPONS -POSITION OF THE REPUBLIC OF POLAND

Abstract: This article examines the danger of using weapons of mass destruction, including bacteriological weapons. The author suggested the outcome of events in the case of the use of weapons of mass destruction in the XXI century. The position of the Republic of Poland on the prohibition of bacteriological weapons is considered. Keywords: bacteriological weapons, weapons of mass destruction, convention, Republic of Poland international acts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.