Научная статья на тему 'УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КБТО 1972 Г'

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КБТО 1972 Г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КБТО / БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / ТОКСИННОЕ ОРУЖИЕ / МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ / МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абу Аль-Вафа А.М.

В 1971 г. в рамках Совещания Комитета по разоружению в Женеве была разработана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Конвенция является первым многосторонним соглашением, запрещающим производство целого класса вооружений. Однако несмотря на подписание большинством государств КБТО, во многих продолжаются исследования, запрещенные Конвенцией. В статье автор сформулировала и исследовала меры по усовершенствованию механизма Конвенции. В работе приведены и проанализированы МПА и заявления официальных представителей государств-участников.In 1971, within the framework of the Conference of the Disarmament Committee in Geneva, the Convention on the Prohibition of the Development, Production and Stockpiling of Bacteriological (Biological) and Toxin Weapons and on Their Destruction was developed. The convention is the first multilateral agreement banning the production of an entire class of weapons. However, despite the signing by the majority of states of the BTWC, research prohibited by the Convention continues in many. In the article, the author formulated and researched measures to improve the mechanism of the Convention. The paper presents and analyzes the IPA and the statements of the official representatives of the participating states.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КБТО 1972 Г»

СЕКЦИЯ III.

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи ООН: «Запрещение бактериологического оружия: проблемы международного контроля»

Абу Аль-Вафа А.М.

студентка 3 курса Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Л.В. Пастухова, к.ю.н, доцент, Кафедра государственно-правовых дисциплин, Крымский филиал ФГБОУ ВО «РГУП»

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КБТО 1972 г.

Аннотация. В 1971 г. в рамках Совещания Комитета по разоружению в Женеве была разработана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Конвенция является первым многосторонним соглашением, запрещающим производство целого класса вооружений. Однако несмотря на подписание большинством государств КБТО, во многих продолжаются исследования, запрещенные Конвенцией. В статье автор сформулировала и исследовала меры по усовершенствованию механизма Конвенции. В работе приведены и проанализированы МПА и заявления официальных представителей государств-участников. Ключевые слова: КБТО, бактериологическое оружие, токсинное оружие, механизм международного контроля, меры по укреплению.

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM FOR MONITORING COMPLIANCE

WITH THE BTWC 1972

Annotation. In 1971, within the framework of the Conference of the Disarmament Committee in Geneva, the Convention on the Prohibition of the Development, Production and Stockpiling of Bacteriological (Biological) and Toxin Weapons and on Their Destruction was developed. The convention is the first multilateral agreement banning the production of an entire class of weapons. However, despite the signing by the majority of states of the BTWC, research prohibited by the Convention continues in many. In the article, the author formulated and researched measures to improve the mechanism of the Convention. The paper presents and analyzes the IPA and the statements of the official representatives of the participating states.

Key words: BTWC, bacteriological weapons, toxin weapons, international control mechanism, strengthening measures.

В настоящее время анализ соблюдения положений Конвенции о запрещении бактериологического и токсинного оружия (далее-КБТО) приобретает особую актуальность. Сейчас существует реальная угроза применения такого оружия в современных гибридных и локальных войнах. Ситуация, возникшая с началом коронавирусной эпидемии, резко обострила полемику, связанную с недопущением использования биологического оружия и биотерроризма. Весной 2022 года эксперт известного медицинского журнала "Ланцет" Джеффри Сакс отметил, что Covid-19 создан искусственно, а пандемия, вызванная распространением данного вируса, имеет преднамеренный характер [1]. По мнению Минобороны РФ, Агентство США по международному развитию (USAID) может быть причастно «к возникновению нового коронавируса» [2]. Необходимо отметить, что биологическое оружие одно из самых тяжелых по своим последствиям средств ведения войны. Несмотря на подписание большинством государств КБТО, во многих зарубежных государствах продолжались исследования, запрещенные Конвенцией. Это обусловлено, прежде всего, тем, что КБТО как такового международного контроля не предусматривает. О наличии в Конвенции 1972 года правовых пробелов неоднократно высказывались различные политические деятели, например, глава российской делегации М.И. Ульянов еще в 2016 году на VIII Обзорной конференции КБТО в Женеве [3].

Принятие КБТО было направлено на достижение «эффективного прогресса на пути всеобщего и полного разоружения, включающего запрещение и ликвидацию всех видов оружия массового уничтожения» [4]. Однако, Конвенция не может запретить производство определенных программ, направленных на разработку защитных мер против биоугроз. В настоящее время огромное значение приобретает углубление международного сотрудничества в сфере биозащиты:

- производится разработка вакцин и лекарств против важнейших инфекционных болезней, таких как ВИЧ/СПИД или малярия;

- проводится надзор за инфекционными болезнями и т.д.

Таким образом, Конвенция признает право государств-участников участвовать в «полном обмене оборудованием, материалами и научно-технической информацией для использования бактериологических (биологических) агентов и токсинов для мирных целей» и содействует

международному сотрудничеству в области научного развития «в области бактериологии (биологии) для предотвращения заболеваний или для других мирных целей» [5]. Однако, достижения новых направлений биотехнологий могут быть использованы в том числе и в противоправных целях. В связи с этим, многие государства сейчас озабочены данным вопросом. Министры иностранных дел государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее-ОДКБ) еще в мае 2021 года призывали государств-членов КБТО продолжить совместные усилия, ведущие к достижению цели укрепления Конвенции на надежной, юридически обязывающей основе. Государства-участники ОДКБ подчеркивают важность укрепления Конвенции, в том числе путем институционализации и принятия юридически обязывающего Протокола к КБТО. О необходимости укрепления режима КБТО также заявило Федеральное собрание Российской Федерации. В обращении палат Федерального Собрания к парламентам стран мира было указано следующее: «прежде всего требуется неукоснительная имплементация в национальное законодательство и правоприменительную практику положений профильного международного инструмента, наложившего полный запрет на целую категорию оружия массового уничтожения» [6]. В ноябре 2022 года Российская Федерация вновь внесла инициативы по укреплению КБТО. Российская Федерация предложила создать научно-консультативный комитет для оценки достижений в области научных исследований, а также технологий, которые имеют отношение к КБТО. Также поступило предложение об обмене между государствами сведениями об исследованиях и разработках в области биологической защиты, а также сведениями об объектах по производству вакцин для животных. Еще одной из предложенных мер укрепления режима КБТО является возобновление переговоров по разработке эффективный механизм проверки соблюдения Конвенции [7]. Решения, необходимые для укрепления и развития режима КБТО, принимает только Конференция государств-участников, которая собирается раз в пять лет. На 9-й конференции КБТО не приняли итоговую декларацию. Конференция выявила глубокие противоречия по вопросам реализации КБТО. По мнению Минобороны РФ, «Ключевые инициативы Российской Федерации, Китая и других государств были заблокированы западными делегациями как "непрофильные" или "недостаточно проработанные"» [8].

В последние годы на международной арене ряд государств предпочитает действовать в одностороннем порядке, обеспечивая свою безопасность путем наращивания инвестиций в военные разработки, а также создавая коалиции из единомышленников и прибегая при необходимости к силовому воздействию на другие страны - участницы международных договоров в обход сложившихся норм международного права. За последние 20 лет государства-участники КБТО, вопреки желанию подавляющего большинства, так и не смогли достичь согласия о возобновлении многосторонних переговоров по разработке Протокола к Конвенции. Приостановка переговорного процесса в 2001 г. нанесла серьезный удар по усилиям многих стран, направленных на обеспечение действенности режима КБТО [9]. Однако необходимо отметить, что отсутствие протокола к Конвенции не должно препятствовать продвижению по таким направлениями ее укрепления, как совершенствование международных мер выявления и снижения новых биологических рисков, конструирование процесса оценки перспективных научно-технических разработок, существенных для КБТО, обновление и универсализация мер доверия, уточнение механизмов и процедур расследования случаев предполагаемого применения биологического и токсинного оружия. Конвенция уполномочивает государства-участники консультироваться друг с другом и сотрудничать, на двусторонней или многосторонней основе, с тем чтобы урегулировать озабоченности по поводу соблюдения (статья 5). Государства-участники также призваны оказывать или поддерживать помощь жертве нападения с применением биологического оружия всякий раз, когда Совет Безопасности устанавливает, что государство-участник подвергается опасности в результате нарушения Конвенции (статья 7). Также стоит отметить, что Конвенция позволяет государствам-участникам подавать жалобу в Совет Безопасности Организации ООН (далее-СБ ООН), предоставляя соответствующие доказательства, в тех случаях, когда они считают, что другой член нарушает обязательства по Конвенции. СБ ООН может расследовать такие жалобы, и государства-участники должны сотрудничать с ним (статья 6). Наконец, Конвенция регламентирует возможность государств-участников подавать жалобу в Совет Безопасности ООН, предоставляя соответствующие доказательства, в тех случаях, когда они считают, что другой член нарушает обязательства по Конвенции (статья 2) [5].

Россия подала жалобу в СБ ООН в связи с нарушением США и Украиной норм Конвенции [10]. Данную жалобу поддержали и другие государства-участницы КБТО. Постоянный представитель Японии при Организации Объединенных Наций Кимихиро Исиканэ, председательствующий в Совете безопасности ООН в январе 2023 года, предложил обсудить ситуацию на Украине более детально [11]. После начала российской специальной военной операции на территории Украины была обнаружена сеть из огромного количества биологических лабораторий, финансируемых Пентагоном. Участие военного ведомства США в финансировании военно-биологической деятельности на Украине отражено в Плане предоставления технической

помощи определённым получателям минобороны Украины от 2018 года к Соглашению 2005 года. Масштабы и направленность вышеуказанной деятельности наиболее наглядно характеризует доклад по итогам проверки коллекции штаммов микроорганизмов в Научно-исследовательском противочумном институте им. И.Мечникова в Одессе. Согласно этому документу, в Институте находились 422 единицы хранения возбудителей холеры и 32 единицы хранения возбудителя сибирской язвы [11]. Данная ситуация вызвала серьезный общественный резонанс, массовые выступления, направленные против деятельности биолабораторий, находящихся на украинских территориях, прошли во многих странах мира. Общественными организациями Евразийского экономического союза(далее-ЕАЭС) была принята резолюция по закрытию таких биообъектов [12]. 30 ноября 2022 года СБ ООН принял резолюцию о «Нераспространении оружия массового уничтожения» [13]. Таким образом, можно сделать вывод, что еще одним пробелом в работе механизма КБТО являются бесконтрольно существующие лаборатории в ряде стран мира, которые производят медико-биологические эксперименты.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: КБТО вошла в историю как первое международное соглашение, налагающее всеобъемлющий запрет на отдельный вид оружия массового уничтожения. Однако режим Конвенции носит уязвимый характер, этому способствуют определенные причины:

-В настоящее время возрастает риск применения биологических агентов в качестве оружия в связи с быстрым прогрессом в областях науки и техники, имеющих потенциал двойного назначения;

-в связи с возникновения новых угроз и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств сегодня государства склонны концентрироваться на решении сиюминутных проблем национальной безопасности, что обостряет соперничество и ослабляет потенциал долгосрочного сотрудничества, в том числе и в рамках КБТО;

-неравенство социально-экономического и научно-технологического развития стран-участниц Конвенции в сочетании с недостатком опыта ее реализации среди большого количества государств;

-отсутствие механизма верификации и положений о международной организации, призванной содействовать осуществлению Конвенции;

-отсутствие контроля над работающими лабораториями в ряде стран мира, производящих медико-биологические эксперименты;

-отсутствие организации, ответственной за осуществление проверки соблюдения обязательств и оказание содействия государствам-участникам в вопросах, касающихся данного соглашения.

Таким образом, для усовершенствования механизма контроля за КБТО необходимо принять следующие меры:

- повысить транспарентность и укрепить доверие между государствами-участницами. Сотрудничество между странами будет способствовать совершенствованию международных механизмов прогнозирования. Снижению биологических рисков, связанных с научно-технологическим прогрессом может поспособствовать принятие вето на применение биологического оружия;

- возобновить переговоры по разработке и принятию эффективного механизма проверки ее выполнения, т.е. юридически обязывающего Протокола к указанной Конвенции;

- Разработать единых механизмов контроля за производствами, предусматриваемыми КБТО, для всех стран мира. Создать в рамках Конвенции специальные медико-биологические отряды для оказания помощи в случае применения биологического оружия, его расследования и содействия в борьбе с эпидемиями различного происхождения, а также Научно-консультативный комитет для анализа достижений науки и техники, имеющих отношение к КБТО.

Важно также проанализировать вероятность наделения ежегодных совещаний государств-членов Конвенции полномочиями принимать весомые решения с правом их реализации, не ожидая пяти лет до проведения очередной Обзорной конференции. Также стоит регламентировать пути активного вовлечения экспертного потенциала академических сообществ, неправительственных аналитических центров и профессиональных ассоциаций при возникновении ситуаций, требующих быстрого реагирования. Этому могут поспособствовать современных коммуникативные технологии, а также инновационные методы информационно-аналитической работы. Международное сотрудничество, а также коллективные действия по усовершенствованию механизма контроля за соблюдением КБТО являются неотделимой составляющей глобальных усилий по поддержанию международной безопасности и предотвращению биологических угроз.

Пристатейный библиографический список:

1. Harrisona Neil L., Sachsc Jeffrey D. A call for an independent inquiry into the origin of the SARS-CoV-2 virus. [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/33CVzt

2. «Минобороны России: мы рассматриваем возможность того, что к возникновению нового коронавируса причастно Агентство США по международному развитию (USAID)». [Электронный ресурс] URL: Telegram: Contact @rian ru

3. Выступление главы российской делегации М.И. Ульянова на VIII Обзорной конференции КБТО, Женева, 7 ноября 2016 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации [сайт]. [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2515129 .

4. Преамбула Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, одобрена резолюцией 2826 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1971 года (Москва - Лондон - Вашингтон, 10 апреля 1972 г.) [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/JcYKs.

5. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва-Лондон-Вашингтон, 10 апреля 1972 г.) // Сборник «ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXVI сессии», Нью-Йорк, 1973 г.

6. «Обращение палат Федерального Собрания к парламентам стран мира о необходимости укрепления режима КБТО». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/33DFaZ

7. Брифинг начальника войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ генерал-лейтенанта И.Кириллова. [Электронный ресурс]. URL: Telegram: Contact @mod_russia

8. Брифинг начальника войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ генерал-лейтенанта Игоря Кириллова по итогам 9-й обзорной конференции государств-участников Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия. [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/33DG3U

9. Петров С.В., Супотницкий М.В. Протокол к Конвенции о запрещении бактериологического (биологического) оружия -история, основные положения, значение и причины неподписания // Вестник войск РХБ защиты. 2021. Т. 5. № 1. С. 4-21. https://doi.org/10.35825/2587-5728-2021-5-1-4-21 «Россия подала жалобу в Совбез ООН на США и Украину из-за биолабораторий». [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/33DGCQ

10. «Постпред Японии при ООН выступил за углубление дискуссии по Украине». [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/33DGJX

11. «Об инициативе Российской Федерации в СБ ООН по запуску расследования военно-биологической деятельности США на Украине». [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/33DGRD

12. Резолюция международного форума «Бишкекская инициатива по закрытию биолабораторий в странах ЕАЭС, финансируемых внеблоковыми странами». [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/33DHZD

13. S/RES/2663 (2022). Нераспространение оружия массового уничтожения. 30 November 2022. [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/33DJWs

Гасанова Т. И.

Студентка, 3 курс Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Л.В. Пастухова, к.ю.н, доцент, Кафедра государственно-правовых дисциплин, Крымский филиал ФГБОУ ВО «РГУП»

УЧАСТИЕ РФ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Аннотация: Статья посвящена комплексному исследованию вопроса об участии РФ в международно-правовом содействии в сфере запрещения бактериологического оружия в соответствии с нормами Конвенции 1972 г. Делается вывод о решительно отрицательном отношении России к применению бактериологического оружия, являющегося ужаснейшим видом оружия с колоссальными последствиями его применения. Также автор предлагает ряд мер, которые следовало бы осуществить на международном уровне. Ключевые слова: бактериологическое (биологическое) оружие, Конвенция 1972 г., Хабаровский процесс, Совет безопасности ООН.

УЧАСТИЕ РФ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Abstract: The article is devoted to a comprehensive study of the question of the participation of the Russian Federation in international legal assistance in the field of the prohibition of bacteriological weapons in accordance with the norms of the 1972 Convention. The conclusion is made about Russia's resolutely negative attitude to the use of bacteriological weapons, which is the most terrible type of weapon with colossal consequences of its use. The author also suggests a number of measures that should be implemented at the international level. Keywords: bacteriological (biological) weapons, 1972 Convention, Khabarovsk Process, UN Security Council.

Говоря об опасности биологического оружия, ООН отмечает, что биологическое оружие распространяет вызывающие болезни организмы или токсины для причинения вреда или уничтожения людей, животных или растений. Болезни, вызванные такими агентами, не ограничиваются границами отдельных государств и могут быстро распространиться по всему миру. Последствия преднамеренного высвобождения биологических агентов или токсинов государственными или негосударственными субъектами могут быть катастрофическими. Помимо гибели людей, применение такого оружия может привести к экологическим катастрофам, разрушительным экономическим потерям, эпидемиям [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.