Научная статья на тему 'Заповеди моисеяв трактовке Ж. Кальвина'

Заповеди моисеяв трактовке Ж. Кальвина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
272
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костина Наталья Петровна

В статье речь идет о восприятии Ж. Кальвином этических принципов ветхого завета. автор рассматривает трактовку заповедей Моисея в произведении Ж. Кальвина "наставление в христианской вере". Также в статье идет анализ влияния этой формулировки нравственности на формирование западноевропейской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mosaic commandments in G. Calvin's interpretation

In the article it is said about G. Calvin's perception of ethic principles of the old Testament. The author consideres the interpretation of Mosaic commandments in G. Calvin's work "Admonition in Christian faith". Besides, the analysis of influence of this interpretation of morals on the formation of West European culture is done.

Текст научной работы на тему «Заповеди моисеяв трактовке Ж. Кальвина»

ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ. СОВРЕМЕННОСТЬ

н.п. КОСТИНА ЗАПОВЕДИ МОИСЕЯ

ОмГТУ

В ТРАКТОВКЕ Ж. КАЛЬВИНА

УДК 292 -

В СТАТЬЕ РЕЧЬ ИДЕТ О ВОСПРИЯТИИ Ж. КАЛЬВИНОМ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ВЕТХОГО ЗАВЕТА. АВТОР РАССМАТРИВАЕТ ТРАКТОВКУ ЗАПОВЕДЕЙ МОИСЕЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ж. КАЛЬВИНА "НАСТАВЛЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ". ТАКЖЕ В СТАТЬЕ ИДЕТ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭТОЙ ФОРМУЛИРОВКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Этика кальвинизма в отличие от православной этики большое внимание уделяет ветхозаветному нравственному закону, считая, что именно в заповедях Моисея Бог открывает себя человеку.

Православное богословие убеждено в несовершенстве этических принципов Ветхого Завета, считая, что они затрагивают только внешнюю сторону, - непосредственно влияя на поступки человека; и только в проповеди Иисуса Христа звучат те формулировки нравственного закона, которые обращены к внутренней, духовной праведности. Кальвинизм же считает, что "Ветхозаветный Закон ведет не только к внешней добродетели, но и к внутренней"1 . "Несмотря на всеобщее заблуждение", что Христос что-то прибавил к закону, либо даже целиком заменил его, Ж. Кальвин убежден, что "Христос просто очистил Закон ото лжи и закваски фарисейской, которая затемнила и осквернила Закон". Точка зрения Ж. Кальвина на этот вопрос изложена в произведении "Наставление в Христианской вере". Эта книга входит в число тех не многих произведений, "которые существенно повлияли на ход истории, и изменили верования и поведение целых поколений"2 пишет Дж. Т. Макнил о "Наставлении". Наверное, ни один теологический труд не сохранил так прочно свое почетное место в списке книг, читаемых тянущимися к знанию христианами на протяжении четырех столетий.

Заповеди Моисея делятся на скрижали, причем первая и вторая скрижали разделяются так, чтобы человек, подчиняясь правилам первой, чтил Бога; а с помощью второй - выполнял свой долг по отношению к ближним. Иисус, считает автор "Наставления", преобразовал этот

закон до двух заповедей: возлюби Бога всей душой, всеми силами возлюби ближнего как самого себя. ( Мф. 22: 34; Лк. 10: 27)

Первая заповедь: Я господь, Бог твой, вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов перед лицом моим.

Кальвин рассматривает ее, во-первых, как утверждение авторитета Закона, во-вторых, эта заповедь указывает на избранность еврейского народа, в-третьих, требует выполнения определенных обязанностей по отношению к Богу- "поклонения, доверия, призывания и благодарения."3 Этой заповедью Господь требует от человека полного поклонения, что должно выражаться не только внешне- в обрядах, но и внутри- в сердце людей.

Вторая заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

Здесь Бог предостерегает нас от материальных форм, которые "по своему невежеству" измеряют в нашем разуме представление о Боге. Он наставляет нас на путь истинного служения, подобающего Ему, то есть, служения духовного. А чтобы безрассудство человека не возобладало, Господь добавляет и угрозу: "Бог- Ревнитель наказывает детей за вину отца до третьего и четвертого колена", и это проклятие не может быть закончено только рамками земной жизни, оно распространяется на весь род человеческий."4 И далее у Кальвина идут очень интересные рассуждения о Благодати Божией "Т.к. человеческая природа проклята вся целиком, то, следовательно, гибель уготована всем, и человек гибнет не из- за не-

нависти Бога, а из- за собственного нечестия. И у них нет причины сетовать, что Бог своей милостью не помогает им спастись, как прочим"5 .Но Бог не наказывает детей за грехи родителей, более того, Бог показывает нам свою благодать, распространяя благодать на тысячу поколений после, а наказывая только на четыре.

Третья заповедь: Не произноси имя Господа всуе.

Эта заповедь, по мнению Кальвина, говорит о том, что величие Господа наиболее свято и его нельзя профанировать. Нужно соблюдать три правила: каждое слово должно быть направлено на выражение Божия величия "Святите имя Господа"; нельзя использовать Его имя и тайны для выражения своих интересов, будь то магия, хиромантия или клятва "ибо в них запечатлено достоинство Божие;"6 нельзя говорить и с пренебрежением о Божьих созданиях - автор говорит о клятве, в которой должно присутствовать осознание, благоговение и давать клятву можно только в отношении дел, которые этого требуют.

Четвертая заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай, делай разные дела, а седьмой - субботний - отдай Гэсподу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб, ни рабыня, ни скот, ни пришелец.

Господь требует исполнения этой заповеди как ни одной другой. В субботу Бог освящает людей "Мы должны положить конец всему, что исходит из нашего разума. Дабы, когда в нас действует Бог, услаждаться в нем"7 В христианстве это воскресение, однако цель этого дня так же не отдых, а размышление о делах Божьих и участие в делах церкви - таинствах и вознесении молитв.

Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.

Эта заповедь указывает на признание превосходства, тех, кто поставлен над людьми, гем более что "Отец не без причины носит это имя, оно- частица Божественной чести."3 Эту заповедь Кальвин относит и к почитанию властителей, однако это не распространяется на родителей и князей, которые желают от человека нарушения Закона, чтобы он шел против Божьей воли, так как их почитание во многом зависит от Господа.

Шестая заповедь: Не убий.

Кальвин требует от читателя не только буквального ее соблюдения, но и помощи нуждающимся, например, спасти жизнь человеку, попавшему в беду, но в первую очередь это правило- предписание для неприкосновенности души, а не для неприкосновенности тела- не гне-вись, не храни зла. Каждый человек- это образ божий и нельзя на него посягать, но естественно, что более, чем о сохранении нашего тела, Господь печется о сохранении нашей души.

Седьмая заповедь: Не прелюбы сотвори.

В блуде наиболее ярко, пишет Кальвин, выступает гнусность и бесчестие, однако Бог сотворил человека с условием, что он не будет в одиночестве: "высшей своей благосклонностью Он устроил брак и освятил его, следовательно, вне брака всякое сожительство проклято перед Богом"9 .Существуют люди, которым был дан дар воздержания, и поэтому каждому следует оценить свои возможности, и если этот дар не дан, то следует вступить в брак, "это будет поиском лучших путей служения Богу". Помимо всего этого у Кальвина относительно этой заповеди есть очень интересный момент, отразившийся затем и на жизни Женевы, и на укладе многих французских городов: "Запрещая блуд, Бог также запрещает вводить в грех других людей- нескромностью одежды, бесстыдными жестами либо манерами, например разговором"10.

Восьмая заповедь: Не укради.

Имущество человеку дается по воле Бога, а, следовательно, " нельзя нарушать установленное Богом распределение"11. Но эта заповедь относится к обязанностям

делать добро ближнему (если не делаем его - крадем). "Слуга не радеет за хозяйство господина, а господин заставляет непосильно работать - все это в очах Бога есть кража"12

Далее у Кальвина идут размышления, которым М. Вебер уделяет большое внимание в своей работе, -это проповедь профессиональной деятельности. "Пусть люди чтят своих начальников и господ, подчиняясь им от чистого сердца",13 пусть властители усердно заботятся о защите добрых и наказывают злых, пусть служители церкви достойно проповедуют слово Божие. "Пусть каждый человек серьезно задумается над тем, что он может сделать для своих ближних и воздаст им, что должен"14 Относительно этой деятельности "in majorem gloriam Dei" M. Вебер говорит следующее: "Мир существует для того и только для того, чтобы служить самопрославлению Бога; христианин - избранник существует для того и только для того, чтобы осуществлять в своей мирской жизни заповеди во славу Всевышнего. Богу угодна социальная деятельность христианина, ибо он хочет, чтобы социальное устройство жизни соответствовало Его заповедям и поставленной им цели"15. "Любовь к ближнему, мыслимая только как служение Богу, а не твари, находит свое выражение в первую очередь в выполнении профессионального долга, данного lex naturae при этом" любовь к ближнему" обретает своеобразный, объективно- безличный характер, характер деятельности, направленной на рациональное преобразование окружающего нас социального космоса, который по библейскому откровению был предназначен, чтобы идти на пользу роду человеческому, позволяет расценивать эту безличную деятельность на пользу общества как угодную Богу и направленную на приумножение славы Его".

Девятая заповедь: Не лжесвидетельствуй.

"Бог - это истина, следовательно, ложь - мерзость перед Богом". Это должно быть направленно и на защиту истины человеком. Даже в сердце человек не должен иметь склонности к этому: не нужно слушать сплетен, не давай места в сердце дурным подозрениям.

Десятая заповедь: Не желай дома ближнего твоего, ни жены его, ни раба его, ни вола его...

Смысл ее в том, чтобы на ум человеку не приходила никакая мысль, способная воспламенить его вожделением, либо принести вред ближнему. "Если в пределах заповеди Господь желал, чтобы человек мобилизовал свою волю и не сотворял дурные дела, то это говорит о том, чтобы ей были подчинены и мысли человека16". Итак, цель Закона - это совершенная праведность, уподобление жизни человека чистоте Бога как образцу. Достигается это через любовь к Господу и ближнему.

Относительно строгости кальвинистского закона М. Вебер пишет: "Католику предоставляется возможность обрести благодать, сообщаемую таинствами его церкви, и тем самым преодолеть несовершенство человеческой природы: священник был магом, совершавшим чудо пресуществления, в руках которого была "власть ключей": к нему мог обратиться верующий, преисполненный раскаяния и готовности к покаянию; священник даровал умиротворение, надежду на спасение, уверенность спасения и тем самым снимал невероятное напряжение, которое было неизбежным и ничем не смягчаемым уделом кальвиниста. Кальвинист не знал этого милосердного человеческого утешения и не мог, подобно католику и даже лютеранину, надеяться на то, что минуты слабости и легкомыслия будут уравновешены последующей концентрацией доброй воли. Кальвинистский Бог требовал от своих избранных не только добрых дел, а святости, возведенной в систему17".

ЛИТЕРАТУРА

1. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. стр.

2. Дж. Т. Макнил. Введение к американскому изданию, стр.Х!..

3. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, стр. 388.

4. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, стр.381.

5. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, стр. 384.

6. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, стр. 389.

7. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, стр. 394.

8. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, стр. 399.

9. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, стр. 403.

10. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, стр.405.

11. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, стр.408.

12. Кальвин. Ж. Наставление в христианской вере, стр.408.

13. Кальвин. Ж. Наставление в христианской вере, стр.408.

14. Кальвин. Ж. Наставление в христианской вере, стр. 409.

15. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, стр. 146.

16. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, стр.391.

17. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, стр. 146.

КОСТИНА Наталья Петровна - аспирант кафедры философии ОмГТУ.

В.В. ЛЕВОЧКИН

Омский государственный институт сервиса

УДК 930.1

Традиционно в отечественной исторической науке для изучения подавляющего большинства тем, в том числе и темы государственных учреждений, управляющих промышленностью, для изучения форм и методов государственного управления промышленностью Сибири в 20-е гг. XX в. использовалась марксистская и позитивистская методологии. Именно с выше обозначенных методологических позиций данная конкретно-историческая тема исследовалась в работах Н.М. Баркан, Л.Н. Суворовой, Т.А. Корягиной, Е. А Кривошеевой, Н.Е. Рогозина, А.Г. Введенской и других" Данная группа исследователей внесла значительный вклад в изучение вопроса управления сибирской промышленностью в 20-е гг. XX в. Ими в научный оборот был введен широкий круг разного рода источников по данной проблематике, были определены государственные учреждения, управляющие сибирской промышленностью, а также был произведен анализ их функций и роли в управлении промышленностью. Кроме того, ученые данного направления выделили основные этапы изменения форм и методов управления сибирской промышленностью с 1920 по 1927-1928 гг., в связи с чем давалась поэтапная оценка функционирования сибирской промышленности в 1920-1928 годах.

В то же время многие аспекты управления промышленностью Сибири в 20-е гг. XX в. остаются либо без основательного объяснения, либо вообще неисследованными. Так, например, по нашему мнению, в отечественной исторической науке остались недостаточно иссле-

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИНЕРГЕТИКИ И ИЕРАРХИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛИЗМА И.О. ЛОССКОГО В КАЧЕСТВЕ МЕТОДОЛОГИИ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ_

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ИЗУЧЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕЧАНИЯ СИНЕРГЕТИКИ И ИЕРАРХИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛИЗМА В КАЧЕСТВЕ МЕТОДОЛОГИИ КОНКРЕТНО - ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ. В ЭТОЙ СТАТЬЕ ДЕЛАЕТСЯ ПОПЫТКА ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ УПРАВЛЕНИЯ СИБИРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 20-Е ГОДЫ XX В.

дованными вопросы радикальных поворотов в промышленной политике советской власти в 20-е гг. XX в, постоянной перестройки и реорганизации сибирских трестов и синдикатов, государственных учреждений, управляющих промышленностью Сибири. Совершенно не исследованным остался вопрос взаимосвязи элементов дореволюционной системы управления промышленностью Сибири и постреволюционных форм, в результате чего оказался недостаточно изученным процесс изменения способов и средств взаимосвязи хозяйствующих субъектов в промышленном производстве в 1920-е годы.

Вышеобозначенные вопросы остались открытыми потому, что , с одной стороны, предметом исследования становились лишь материализованные стороны управления и функционирования промышленного производства, а с другой, марксистская методология в исторических исследованиях способствовала большему применению историко-сравнительного метода, нежели историко-генетического метода в силу формационной теории. Конечно, данные факторы сказывались на хронологических рамках исследования вопросов управления промышленностью и на конкретизации аспектов предмета исследования.

В целом марксистская методология способствовала изучению материальных составляющих промышленного производства и его организации, поэтому большое внимание уделялось изучению численности и состава персонала сибирской промышленности, производственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.