Научная статья на тему 'ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ'

ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / ВРЕМЕННАЯ/ПОСТОЯННАЯ МИГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тужба Эмир Нодариевич

В статье представлены основные зарубежные страны поставщики и приемщики рабочих мигрантов и рассмотрена их миграционная политика. Показано, что принимающие страны ориентированы на получение высококвалифицированных специалистов; страны-отправители ориентированы на снижение безработицы и социальных издержек. Автором рассмотрен мусульманский фактор, который оказывает серьезное влияние на экстремистские настроения мигрантов в Европе. Доказывается, что различия в миграционной политике стран тесно связаны с их интересами в конкретных экономических условиях. Проект миграционной политики России должен акцентировать на проблемах стабилизация численности населения и удовлетворение запроса экономики в трудовых ресурсах конкретного профессионально-квалификационного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WESTERN EXPERIENCE OF MIGRATION POLICY IN RUSSIAN REALITIES

The article presents the main foreign countries suppliers and receivers of migrant workers and considers their migration policy. It is shown that the host countries are focused on obtaining highly qualified specialists; sending countries are focused on reducing unemployment and social costs. The Muslim factor is considered, which has a serious impact on the extremist sentiments of migrants in Europe. It is proved that the differences in the migration policies of countries are closely related to their interests in specific economic conditions. The draft migration policy of Russia should focus on the problems of stabilizing the population and meeting the economy's demand for labor resources of a specific professional and qualification quality.

Текст научной работы на тему «ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ»

УДК 316.3

DOI 10.23672/1п6394-6834-7270ч

Тужба Эмир Нодариевич

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет emirtu@yandex.ru

Emir N. Tuzhba

Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Sociology, Law and Work with Personnel, Kuban State Technological University emirtu@yandex.ru

Западный опыт миграционной политики в российских реалиях

Western experience

of migration policy in russian realities

Аннотация. В статье представлены основные зарубежные страны поставщики и приемщики рабочих мигрантов и рассмотрена их миграционная политика. Показано, что принимающие страны ориентированы на получение высококвалифицированных специалистов; страны-отправители ориентированы на снижение безработицы и социальных издержек. Автором рассмотрен мусульманский фактор, который оказывает серьезное влияние на экстремистские настроения мигрантов в Европе. Доказывается, что различия в миграционной политике стран тесно связаны с их интересами в конкретных экономических условиях. Проект миграционной политики России должен акцентировать на проблемах стабилизация численности населения и удовлетворение запроса экономики в трудовых ресурсах конкретного профессионально-квалификационного качества.

Ключевые слова: миграционная политика, трудовые мигранты, временная/постоянная миграция, интеграция, неформальная экономика, социальная адаптация, ассимиляция.

Annotation. The article presents the main foreign countries suppliers and receivers of migrant workers and considers their migration policy. It is shown that the host countries are focused on obtaining highly qualified specialists; sending countries are focused on reducing unemployment and social costs. The Muslim factor is considered, which has a serious impact on the extremist sentiments of migrants in Europe. It is proved that the differences in the migration policies of countries are closely related to their interests in specific economic conditions. The draft migration policy of Russia should focus on the problems of stabilizing the population and meeting the economy's demand for labor resources of a specific professional and qualification quality.

Keywords: migration policy, labor migrants, temporary/permanent migration, integration, informal economy, social adaptation, assimilation.

Контролировать миграцию в условиях современной глобализации, практически не возможно. Согласно оценкам МОМ, если динамика роста международных мигрантов сохранится на том же уровне, как в последние десятилетия, то к 2050 году их численность может превысить 400 млн чел. Складывающаяся ситуация, при существующем представлении о миграции как о существенной компоненте социально-экономической сферы любого государства требует повышенного внимания к вопросам совершенствования миграционной политики и повышения ее эффективности.

Результативным инструментом реализации миграционной политики являются специальные государственные программы по следующим направлениям: трудовая занятость, интеграция в местное сообщество, безопасность, возможности развития, образование, здоровье и т.д. Приоритетными для большинства стран, является путь, предполагающий активную работу не только с

самими мигрантами, но и членами их семей, как при постоянной, так и при временной миграции, что отвечает долгосрочным интересам принимающих стран.

Ан ал и з зарубежного опыта инновационного развития за счет привлечения мигрантов очень полезен.

В контексте негативной демографической тенденции в Европе («старение» населения, сокращение численности и рабочих рук), продвигается инициатива «голубой карты Евросоюза», нечто подобное американской «Грин Кард», что свидетельствует о готовности европейских стран копировать наработки и конкурировать с США, Австралией, Канадой, странами Персидского залива, Японией в конкуренции за получение мотивированных и квалифицированных мигрантов.

Зарубежный опыт миграционной политики включает ряд аспектов:

1. Экономический. Например, Германия имеет прямую заинтересованность в дешевой (временной и постоянной) рабочей силе.

2. Исторический. Франция, Англия из этических соображений вынуждены принимать мигрантов, как бы, возвращая колониальные счета.

3. Политический, предполагающий влияние либеральных идей, транслируемых рядом стран (Голландия, Швеция, Италия, Греция, Дания и т.д.), которые из гуманитарных целей вынуждены после этого «открыть» свои страны для беженцев из территорий, охваченных вооруженными конфликтами. Потоки их мусульманских стран, сегодня являются самыми мощными за всю историю Европы.

Выделяют несколько стратегий аккультурации мигрантов: интеграцию, ассимиляцию и сепарацию [1].

Исследования показывают, что мигранты имеют возможность выбора нескольких стратегий аккультурации. Они могут следовать ассимиляционному выбору в бытовой жизни, но в семейно-брачных отношениях сохранять традиции собственной культуры. Аккультурация в данном случае возможна при долговременной адаптации к требованиям среды. Местное население, в большинстве своем, не благосклонно относится к иммигрантам даже в случае экономической необходимости, о чем свидетельствуют различные акции протеста вынужденных мигрантов, проходящих в ряде стран Европы.

Среди причин, способствующих подобному поведению, можно выделить ошибки миграционной политики:

- иммиграционное законодательство, которое позволяет въезжать и жить в стране радикально настроенным элементам;

- отсутствие взвешенной миграционной политики интеграции мигрантов, что вызывает в их среде ощущение отверженности;

- социально-экономические проблемы, оказывающие серьезное влияние на быт мигрантов.

Снижение социальных гарантий в ситуации финансового кризиса, это - одна из проблем ряда европейских стран, так как безработица среди мусульманского населения в два раза выше в сравнении с местным населением. Многие мусульмане ощутили свою незащищенность, отверженность из-за приверженности исламу, существуют языковые проблемы, что ограничивает их возможности интеграции в местное сообщество. В этих условиях некоторые мусульмане отказываются от проповедей официально признанных служителей (имамов), считая их проповедниками для богатых. Переход к «неформальным мечетям» с сомнительным качеством знаний у неофициальных проповедников, обвиняющих во всех «грехах» европейскую политику, способствует росту экстремизма и радикализма.

Неформальные сети существуют в учебных заведениях (школа, университет), где проходят

обучение молодые люди - выходцы из мусульманских стран. Правоохранительные структуры многих европейских стран «загнаны в тупик» ввиду того, что не могут эффективно противодействовать, созданным по сетевому принципу, экстремистским структурам.

Важным является то, что анализ жизни тех, кто ведет радикальную деятельность, нивелирует тезис - «бедность основа экстремизма и терроризма». Многие экстремисты являются членами семей с относительно приличным уровнем материального достатка. Они - выходцы из интегрированных в «местное сообщество» семей с относительно высоким уровнем достатка.

Несостоятельность модели «временного рабочего» очевидна, так как общество получает, в конечном счете, их потомство с высоким экстремистским и радикалистским потенциалом.

«Ассимиляционная» модель также не эффективна, так как мигранты не ведут себя как местные, не соблюдают местные традиции, не уважают законы страны пребывания.

Государство может быть нейтральным, относясь к культуре и религии, как к частной сфере жизни, признав равенство всех конфессий в процессе их интеграции в принимающее общество. Оно может смириться с существующим положением дел и представить этническим меньшинствам особые права на получение образования на родном языке, определенной культурной автономии. Подобная политика может снять ряд сложных вопросов, хотя, в большинстве своем, она практически не осуществима.

В перспективе для европейских стран, разработка и реализация новых стратегий интеграции иммигрантов будет одной из важнейших задач. Уже разработаны меры, направленные на социальную интеграцию, предлагаются лучшие экономические перспективы для мигрантской молодежи ввиду снижения налоговой нагрузки для предпринимателей использующих их труд. Подобная политика находит понимание в мигрант-ской среде, хотя, экстремистские настроения сохраняются на высоком уровне.

Многие мигранты-мусульмане не хотят отказываться от собственных ценностей и веры, не желают «адаптировать» свой образ жизни к местным условиям, что способствует распространению протестных настроений. Рассчитывать на скорую интеграцию мусульман в европейские общества не приходится, это - разговор, как минимум, о двух поколениях.

Перейдем к США - стране с давними традициями эмиграции и механизмами привлечения людей из других стран. Иммиграция в США, это фактор сохранения роста населения, стимулятор экономической активности и развития за счет низкооплачиваемой и высокооплачиваемой (специалисты) рабочей силы.

Что касается высокооплачиваемых специалистов-иммигрантов, они сегодня владеют четвертью высоко технологичных проектов в

Силиконовой долине, в основном, это китайцы и индусы. В 50 % открываемых бизнес-проектов один является иммигрантом, а в медицинской сфере доминируют врачи индийского происхождения.

Интеллектуальная иммиграция в США не ограничивается выходцами из развивающихся стран, большую долю составляют специалисты из Западной Европы, лишь 10 % из которых желают возвращения на родину [2].

Существует несколько этапов отбора иностранных специалистов в США. После Второй мировой войны, американцы стали предоставлять комфортные условия для учебы в своих университетах, лучшим предоставляя право постоянного местожительства. Иностранные высокообразованные мигранты стали своеобразным лобби, отстаивающим интересы их родины, территории исхода. Это способствовало усилению экономического, политического, культурного влияния США в странах эмиграции.

Уже на первой стадии реализации плана Маршалла тысячи молодых европейцев, приглашенных в американские университеты, остались в США, а те, кто вернулся на родину, становился носителем новой политической культуры, не враждебной американской [3].

Подобная политика привела к новой интеллектуальной миграции из Японии, Европы, Юга-Во-сточной Азии, Латинской Америки. Чуть позже, к ней присоединился Китай, выходцы из Восточной Европы, России и постсоветских территорий. Без этих интеллектуальных ресурсов США никогда не достигли бы существующих результатов и достижений, потому что порядка половины академического потенциала США составляют иммигранты.

Создание Силиконовой долины при минимуме вмешательства государства и налоговых послаблениях дало новый импульс развитию американской науки.

Исходя из возможностей США, выделено несколько категорий иностранных трудовых мигрантов:

- «приоритетные» мигранты составляют порядка 30 % (признанные ученые, спортсмены, проявившие себя в искусстве, образовании);

- иммигранты имеющие ученную степень или высшее профессиональное образование - 30 %;

- квалифицированные и неквалифицированные иммигранты - 30 %;

- категории иммигрантов религиозной сферы и бизнеса, готового вложить в экономику США определенные средства [4].

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что иммиграционная политика США руководствуется следующими аспектами:

- привлечением специалистов в образовательную сферу, что снижает затраты на подготовку собственных кадров;

- качественной подготовкой и отбором иностранных специалистов и студентов в целях дальнейшей их реализации в США с предоставлением благоприятных условий;

- те же, кто вернулся на родину, выступают носителями идеологии и культуры проамериканской направленности в своей стране.

Российская интеллектуальная элита в США группируется по следующим признакам:

- первую группу составляют ученые, выехавшие на постоянное место жительства;

- следующую группу составляют те, кто выехал в качестве временного проживания, но трудоустроился и остался;

- третью группу составляют наши соотечественники, выехавшие по временным визам в качестве студентов, аспирантов и т.д. [5].

Наиболее интересны для американцев:

- профессора - элита интеллектуальной эмиграции, имеющая постоянные, по сути, гарантированные пожизненно позиции в учебных заведениях;

- топ специалисты высокотехнологичного бизнеса;

- эмигранты, оставшиеся за рубежом и работающие на временной основе;

- студенты и аспиранты, имеющие временные визы для учебы за рубежом.

Возвращение этих специалистов в Россию или сотрудничество с ними, позволило бы значительно повысить уровень науки и образования в нашей стране на основе их западного опыта.

Возврат на родину интеллектуальной элиты -первоочередная задача правительственных мероприятий. Хотя, существуют несколько факторов, препятствующих их возвращению:

- социально-экономические: отсутствие социальных гарантий, недоверие к действующей власти (бюрократия и коррупция);

- отставание России от Запада по материально-техническому сопровождению исследований, заработной плате.

В связи с этим, вероятность возвращения на родину российских ученых высокой квалификации, невелика. Их возвращение важно, однако, необходим поиск новых форм сотрудничества, устраивающий все стороны. Успех возможен и в зависти от выделения средств на их исследования, в противном случае, никаких инноваций не следует ожидать. Главная роль за теми, кто принимает решения в стремлении возродить науку, находящуюся в сложной ситуации.

Различия в миграционной политике стран тесно связаны с их интересами в конкретных экономических условиях, хотя, в качестве приоритетных,

могут выступать противоположные задачи. Европейские страны ориентированы на привлечение постоянной миграции, повышение эффективности программ их интеграции.

Соответственно, для любой страны в плане реализации миграционной политики, нужно определиться с тем, что отвечает ее интересам на средне и долгосрочную перспективу. Для одних стран приемлем опыт:

- «классической иммиграции», как в США, Австралии, Канаде;

- для других, селективный подход отбора постоянных иммигрантов;

- для третьих направление привлечения временных трудовых мигрантов;

- для четвертых (Финляндия, Португалия, Швеция) - направление интеграции иммигрантов [6].

Ряд стран, отправляющих мигрантов, столкнулись со следующей дилеммой: с одной стороны национальные интересы требуют сохранения численности населения, с другой, это ведет к негативным социально-экономическим последствиям, так как денежные переводы эмигрантов являются значительным фактором поддержки стран исхода.

Критериями эффективный моделей иммиграционной политики современных государств являются:

- оценка качества мигрантов, которые желательны для страны (например, трудовые/бизнес/образовательные мигранты;

- постоянные/временные иммигранты;

- мигранты средней/высокой квалификации;

- понятные и прозрачные критерии отбора для каждой категории;

- серьезная упрощенность и простота процедуры миграции, соблюдение прав мигрантов,

Литература:

1. Рыхтик М.И. Введение в межкультурную коммуникацию: миграция и проблема понимания : учеб. пособие / М.И. Рыхтик, Н.К. Радина. Н. Новгород : Изд-во «ННГУ». 2006. С. 46.

2. Silicon Valley's Skilled Immigrants: Generating Jobs and Wealth for California // Research Brief Issue 21, June 1999, 2. Public Policy Institute of California. P. 23, 37.

3. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y. : Public Affairs, 2004. URL: https://ru.wikipedia.org (date of application 02.04.2021).

4. Коробков А. Российская научно-технологическая диаспора в США / А. Коробков. URL : https://

вплоть до возможности легализации даже незаконного пребывания в стране;

- упрощение процедуры воссоединения с семьей в случае необходимости.

Из перечисленных критериев формируется иммиграционный уровень привлекательности той или иной страны. Решающее значение имеет социально-экономическая привлекательность, правовая защищенность и отношение местного населения.

Проект миграционной политики России должен акцентировать внимание на следующих проблемах:

- стабилизации численности населения посредством программ создания условий для привлечения иммигрантов на постоянное место жительства;

- удовлетворения запроса экономики в трудовых ресурсах конкретного профессионально-квалификационного качества.

Эмиграция и иммиграция выступают основными направлениями миграционной политики, причем, вторая для России является более важной. Россия все меньше экспортирует трудовые ресурсы и все больше нуждается в их привлечении; иммиграционное направление миграционной политики должно быть более востребованным.

Модернизации России в условиях глобализации актуализирует проблемы международной миграции рабочей силы. В ближайшей перспективе, трудоспособное население России сократится на 10 млн человек, что неизбежно приведет к росту трудовой миграции. Наполнение российского рынка труда низкоквалифицированной рабочей силой необходимо, но более важны высококвалифицированные кадры, которые полезны в процессе инновационного развития экономики страны, которые способны ассимилироваться, не создавая дополнительной социальной напряженности.

Literature:

1. Rykhtik M.I. Introduction to Intercultural Communication: Migration and the Problem of Understanding : textbook / M.I. Rykhtik, N.K. Radina. N. Novgorod : Publishing house «NNGU». 2006. P. 46.

2. Silicon Valley's Skilled Immigrants: Generating Jobs and Wealth for California // Research Brief Issue 21, June 1999, 2. Public Policy Institute of California. P. 23, 37.

3. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y. : Public Affairs, 2004. URL: https://ru.wikipedia.org (date of application 02.04.2021).

4. Korobkov A. Russian scientific and technological diaspora in the United States/ A. Korobkov. URL :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

russiancouncil.livejournal.com/20943.html (дата обращения 03.04.2021).

5. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г.С. Витковской, С.С. Панарина. Московский центр Карнеги. М. : Интердиалект+, 2000. С. 8.

6. HuddlestonThomasetal. Migrant Integration Policy Index III / Thomas Huddleston et al. Brussels, British Council, Migration Policy Group, 2011. 221 p.

https://russiancouncil.livejournal.com/20943.html (date of application 04/03/2021).

5. Migration and security in Russia / Ed. G.S. Vit-kovskaya, S.S. Panarin. Carnegie Moscow Center. M. : Interdialect +, 2000. P. 8.

6. HuddlestonThomasetal. Migrant Integration Policy Index III / Thomas Huddleston et al. Brussels, British Council, Migration Policy Group, 2011. 221 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.