Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 11-28 Б01: 10.15382Миг112023110.11-28
Постернак Андрей Владимирович, свящ., канд. ист. наук,
декан Историко-филологического факультета
ПСТГУ Россия, г. Москва [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1310-3503
Западная историография о женском служении в Древней Церкви*
А. В. Постернак
Аннотация: В статье предпринята попытка показать основные этапы и направления развития западной (в первую очередь англо-, франко- и немецкоязычной) историографии на примере наиболее значимых монографий и статей, посвященных женщинам, которые выполняли церковное служение в Древней Церкви, в частности диакониссам, вдовам и девам. В статье показаны основные проблемы, в связи с которыми эти темы изучались начиная с XVII в. вплоть до нынешнего времени, например в контексте Нового Завета, истории нехалки-донитских Церквей и др. в свете как академических, так и гендерных позиций многочисленных авторов. В западных фундаментальных богословских и исторических работах служение женщин в Древней Церкви рассмотрено достаточно подробно, однако его изучение оказалось тесно связанным с актуальными церковными вопросами: от «внутренней миссии» и изменений статуса женщин в Церкви в Новое время до возрождения чина диаконисс и женских ордина-ций в протестантских деноминациях в XX в. Активный интерес исследователей, особенно авторов-женщин, к данной проблеме будет еще тесно связан с общей трансформацией («феминизацией») западного общества, в котором женщины начали играть более значимую роль во всех сферах жизни.
Ключевые слова: Древняя Церковь, западная историография, диакониссы, вдовы, девы, женское служение, гендерные исследования.
Служение женщин в Древней Церкви является одной из активно дискутируемых тем в западной научной историографии Нового и Новейшего времени. Предметом изучения являются конкретные женщины или их группы, обозначавшиеся в источниках как диакониссы, вдовы, старицы, пророчицы и девы, а также в определенном контексте — отшельницы, монахини, игуменьи или известные по именам подвижницы, начиная с евангельских времен и кончая византийской эпохой, вплоть до XIV—XV вв. Такой разброс во времени определяется специфи-
© Постернак А. В., 2023.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44125\21 «Латинская церковная традиция IV—VII вв. в современном научно-богословском контексте». Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 21-011-44125\21 "Latin Ecclesiastical Tradition of the 4th — 7th centuries in the Modern Scientific and Theological Context".
кой источниковой базы, в которой практически отсутствуют большие по объему однородные тексты, дающие представление о женском церковном служении, которое применительно к эпохе Древней Церкви часто находит отражение в гораздо более поздней средневековой литературе. Фрагментарность и разбросанность источников по времени создает исследователям благоприятные условия для их многочисленных и разнообразных интерпретаций, а соответственно, и колоссальный объем научных монографий и статей, один перечень которых уже предмет отдельной библиографической работы1 и не может быть охвачен в рамках небольшой публикации. В данной статье предпринята попытка показать основные этапы и направления развития западной (в первую очередь англ о-, франко- и немецкоязычной) историографии на примере наиболее значимых монографий и статей в этой области. К сожалению, история изучения церковного женского служения в современной отечественной литературе освещена недостаточно и лишь в отдельных аспектах2, тогда как в западной в этом направлении сделано гораздо больше, но имеющиеся обзоры не вполне доступны русскоязычному читателю3.
Первой публикацией Нового времени, посвященной женскому церковному служению, следует признать знаменитый «Евхологий» французского литурги-ста и одного из основоположников европейского византиноведения доминиканского монаха Ж. Гоара (1601—1653). Он стоит у истоков энциклопедической традиции, в рамках которой издавались и объяснялись тексты, связанные с литургической практикой и историей Древней Церкви. В частности, он обнародовал и прокомментировал чин рукоположения диаконисс по рукописи Бар-берини4. Вслед за ним другой французский богослов Ж. Морен (1591—1659), перешедший из кальвинизма в католичество, продолжил исследование чина5, а кальвинистский ученый М. Циммерманн (1625—1689) подробно описал статус стариц-пресвитид6. Вышеназванные авторы, по сути, сходятся в том, что Древняя Церковь знала лишь одну форму служения женщин, которых по-разному именовали: вдовами, диакониссами или старицами. Условно эту теорию можно назвать концепцией «идентичности»: в рамках энциклопедических изысканий ее поддерживали и развивали швейцарский протестантский ученый Иоганн Каспар Швейцер (1620—1684/1688) и английский церковный историк Дж. Бингем
1 См., например, библиографию на 2013 г. в кн.: Служение женщин в Церкви: Исследования / отв. ред. С. Н. Баконина. М., 2013. С. 487-518.
2 См. краткие историографические обзоры по истории женского служения: Служение женщин в Церкви... С. 14-22; Денисова Л. Е. Феномен христианской диаконии в отечественной и зарубежной историографии // История государства и права. 2008. № 17. С. 3-6.
3 См.: Scimmi M. Le antiche diaconesse nella storiografia del XX secolo: problemi di metodo. Milano, 2004.
4 eüxo^öylov sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines Divinae liturgiae, officiorum, sacramentorum, consecrationum, benedictionum, funerum, orationum... / I. Goar, ed. Lutetiae Parisiorum, 1647. P. 262-263.
5 Morinus J. Commentarius de sacris Ecclesiae ordinationibus secundum antiquos et recentiores Latinos, Graecos, Syros et Babylonios in tres partes distinctus. P., 1655. P. 182-192.
6 Zimmermann M. De presbyterissis veteris ecclesiae commentariolus. Lipsiae, 1704 (первое изд.: Annaberg, 1681). P. 48-51.
(1678—1723)7. Таким образом, фрагментарные публикации источников о древнем женском служении и комментарии к ним входят в научный оборот достаточно рано, начиная с XVII в. Как ни странно, если не учитывать переиздания этих трудов, XVIII в. не даст принципиально новых работ по данной теме. Однако церковно-археологическая традиция, в рамках которой женское служение будет лишь описываться без глубокого сравнительно-критического анализа на основе имеющихся фактов, сохранится и в XIX в., например в рамках немецко- и франкоязычных энциклопедических изданий (И. Аугусти, Ф. Крауз, аббат Ж. Мартиньи)8 и даже специализированных, посвященных собственно женскому церковному служению (А. Панковский, Д. Паризо, А. Людвиг)9.
Со второй половины XIX в. представители немецких богословских школ (пасторы О. Фогт, Т. Шефер, Р. Венгер, а также А. Дикгофф)10 уделяли особое внимание статусу женщин в Древней Церкви в связи с развитием так называемой внутренней, или домашней, миссии. Она основывалась на идеях немецкого пастора Теодора Флиднера, который возродил в Лютеранской Церкви служение диа-конисс, направленное на социальную помощь нуждающимся в духе деятельной христианской любви. Оно фактически предвосхитило начало профессиональной медицинской помощи на Западе и представляло из себя новое явление в Европе, отразившее изменение положения женщин. В исследованиях этой традиции деятельность древних диаконисс увязывается с современным женским служением как своего рода предыстория. Новым это явление будет и для Англиканской Церкви, где также начнутся первые ординации диаконисс, занимавшихся благотворительностью, поэтому в середине века именно англоязычные ученые богословы внесут свой вклад в изучение темы. Дж. Людлов в 1852 г. в Беркшире прочитал лекции по женской диаконии начиная с апостольских времен, а потом издал их11. Те же идеи развил Дж. Хаусон12, а потом их популяризовала диаконис-са С. Робинсон, книга которой в Англии получила большую известность13. К началу XX в. сходный с предыдущими обзор проблемы составит солсберийский
7 Suicerus J. Thesaurus ecclesiasticus. 3 ed. S. l., 1746. Vol. 1. Col. 864-869 (первое изд.: Амстердам, 1682 г.); Bingham J. Origines sive antiquitates ecclesiasticae. 2 ed. Halae Magdeburgicae, 1751. T. 1. Col. XXII. P. 351-368 (первое изд.: 1710 г.).
8 Augusti J. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie. Leipzig, 1830. Bd. 11. S. 212222; Martigny J. A. Dictionnaire des antiquités chrétiennes. P., 1865. P. 205-206; Kraus F. X. Real-Encyklopädie der christlichen Alterthümer. Freiburg im Breisgau, 1882. Bd. 1. S. 358-361.
9 Pankowski A. De diaconissis. Commentatio archeology. Ratisbonae, 1866; Parisot D. J. Les diaconesses // Revue des sciences ecclésiastiques. 1899. T. 79. № 469. P. 289-304; № 474. P. 481-496; T. 80. № 475. P. 193-209; Lüdwig A. Weibliche Kleriker in der altchristlichen und frühmittelalterlichen Kirche. München, 1910.
10 Vogt О. Frauenthätigkeit und Christenthum. Berlin, 1876; Schäfer T. Die weibliche Diakonie in ihrem ganzen Umfang dargestellt. 2. Aufl. Potsdam, 1887. Bd. 1; Wenger R. Die Frauen des Neuen Testaments. 2. Aufl. Celw, Stuttgart, 1890; Dieckhoff A. W. Die Diakonissen der alten Kirche // Monatsschrift für Diakonie und innere Mission. Hamburg, 1876-1877. Bd. 1. S. 289-309, 348-357, 394-408.
11 Ludlow J. M. Woman's Work in the Church: Historical Notes on Deaconesses and Sisterhoods. L.; N. Y., 1866.
12 Howson J. S. Deaconesses or the Official Help of Women in Parochial Work and in Charitable Institutions. L., 1862.
13 Robinson C. The Ministry of Deaconesses. L., 1898.
епископ Дж. Уордсворт14. К этому же времени относится, по сути, единственное на русском языке обстоятельное исследование женского служения С. В. Троиц-кого15, который таким образом принял косвенное участие в дискуссии о присвоении сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконисс, инициированной перед Святейшим Синодом будущей преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной. Дискуссии вокруг развития «внутренней миссии» и роли в ней женщины не были чисто европейскими и затрагивали российские реалии XIX — начала XX в.
Именно научное изучение вопроса в гораздо большей степени продвинется благодаря представителям немецкой исторической школы конца XIX — начала XX в. (Г. Ахелис, Л. Чарнак, Л. Штокер, А. Кальсбах)16, которые создадут не потерявшие до сих пор актуальность фундаментальные труды по женскому служению. Эстафету в этом вопросе после Второй мировой войны примут франкоязычные авторы Ж. Кольсон, католические священники Р. Гризон и А. Мар-тимор17, труд которого следует признать последним на данный момент фундаментальным обобщающим исследованием женского служения.
Кроме Мартимора из авторов обобщающих трудов по проблемам женского служения следует выделить греческого ученого Е. Теодору, рассматривавшего обряд посвящения диаконисс18, и немецкую католическую исследовательницу Анне Йенсен, составителя специализированного тематического сборника19. Однако следует признать, что во второй половине XX в. пальма первенства в изучении данного вопроса в основном перейдет англоязычным исследователям. Для католических авторов (Дж. Уаль, Б. Уитерингтон)20 рассмотрение женского служения сыграло важную роль в контексте дискуссий против «женского священства», со временем утративших актуальность на Западе. Эти ученые, в частно-
14 Wordsworth J. The Ministry of Grace. 2 ed. L.; N. Y.; Bombay, 1903.
15 Троицкий С. В. Диаконисса в Православной Церкви. СПб., 1912. Переизд.: Троицкий С. В. Церковнослужительницы в Православной Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования... М., 2013. C. 25—156. На данный момент нет никаких сведений о том, что С. В. Троицкий лично участвовал в обсуждении этого вопроса.
16 Achelis H. Altkirchliche Diakonissen // Real-Encyklopädie für protestantische Theologie und Kirche / J. Herzog, A. Hauck, Hrsg. 3. Aufl. Leipzig, 1898. Bd. 4. S. 616-620; Zscharnack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Göttingen, 1902; Stöcker L. Die Frau in der alten Kirche. Tübingen, 1907; Kalsbach A. Die altkirchliche Einrichtung der Diakonissen bis zu ihrem Erlöschen // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und für Kirchengeschichte. Freiburg im Breisgau, 1926. Bd. 22. Supplementheft.
17 Colson J. La fonction diaconale aux origines de l'Église. P., 1960; Gryson R. Le ministère des femmes dans l'Église ancienne. Gembloux, 1972; Martimort A. G. Les Diaconesses: Essai historique. Roma, 1982.
18 ©еобмрои Eù. В «xapoTOvia» fl «xapo6eoia» töv ôiaxoviooôv // 0ЕОЛОПА. 1955. № 26. 2. 57-76.
19 Diakonat und Diakonie in frühchristlicher und ostkirchlicher Tradition / A. Jensen, G. Lar-entzakis, Hrsg. Graz, 2008. Сборник издан в год смерти А. Йенсен и в определенном смысле подводит итог ее научной деятельности.
20 Wahl J. The Exclusion of Women from Holy Orders // The Са^^ University of Amer^. Studies in Sacred Theology. Washington, 1959. 2 ser. № 110; Witherington B. Women in the Earliest Churches // Society for New Testament Studies. Саmbridge, 1988. Monograph Series 59.
сти, выступали против мнения, что в ранних еретических общинах и зародилась истинная женская эмансипация.
После краткого обзора общей научной литературы по основным хронологическим периодам следует более подробно остановиться на конкретных проблемах и теориях, которые формулировались в монографиях и статьях, посвященных древнему женскому служению. Практически все «академические» авторы, не вовлеченные в дискуссии по гендерным проблемам, были единомысленны в том, что служение женщин в Древней Церкви было под контролем мужского клира, равно как у всех не вызывает вопросов общая характеристика деятельности диако-нисс как церковнослужительниц, имевших определенный функционал, начиная с IV в., с начала эпохи Вселенских Соборов. Дискуссионным оставался вопрос о взаимосвязи в первые три века служений вдов и диаконисс, который следует признать и вопросом о корректности использования соответствующих терминов.
Согласно вышеупомянутой, выдвинутой еще в XVII в. Ж. Гоаром теории идентичности в Церкви была только одна форма женского служения — диако-ниссы, которых современники называли еще и вдовами. Теорию параллельного существования двух женских служений с апостольского времени вплоть до III в., когда функции вдов окончательно перешли диакониссам или мужскому клиру, развивал Л. Чарнак. После него эту концепцию поддерживали такие авторитетные авторы, как Й. Лейпольдт и Ж. Даниелу21, а также Ф. Гейлер и К. Тернер22. Теорию последовательной хронологической смены чинов вдов и диаконисс впервые выдвинул Г. Ахелис, утверждавший, что сначала в Церкви имелось лишь служение вдов, которых с III в. сменили диакониссы. Вопроса о женском служении касался и известный протестантский богослов А. Гарнак, который не считал уместным разделять в апостольскую эпоху институты вдов, диаконисс и даже дев, поскольку, по его мнению, изначально организация женского служения не была четко оформлена и к тому же довольно быстро исчезла23.
Представляет важность история изучения чина диаконисс в более поздний, византийский период на Востоке, так как на Западе он довольно рано перестал существовать. Исследователей интересовали вопросы о местонахождении диаконисс во время посвящения, а также их роль во время богослужения в константинопольском храме святой Софии; как выглядело их одеяние; в каком соотношении было их служение с диаконским (работы Р. Тафта и В. Каррас)24; какими были известные диакониссы той эпохи (Э. Теодору)25; как образы подвижниц
21 Leipoldt J. Die Frau in der antiken Welt und im Urchristentum. Leipzig, 1954. 2. Aufl. Leipzig, 1955; Daniélou J. Le ministère des femmes dans l'Église ancienne // Maison-Dieu. 1960. № 61. P. 70-96.
22 Heiler F. Wertung und Wirksamkeit der Frau in der christlichen Kirche // Veritati. Festgabe für J. Hessen / W. Falkenhahn, Hrsg. München, 1949. S. 116-140; Turner C. H. Ministries of Women in the Primitive Church // Turner C. H. Catholic and Apostolic Collected Papers. L., 1931. P. 316-351.
23 Cm.: Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. 2. Aufl. Leipzig, 1906; 4. Aufl. Leipzig, 1924.
24 Taft R. F. Women at Church in Byzantium: Where, when — and why? // Dumbarton Oaks Papers. 1998. Vol. 52. P. 27-87; Karras V. A. Women in the Byzantine Liturgy. Oxford, 2005. 208 p.
25 Theodoru E. Berümte Diakonissen der byzantinischen Zeit // Diakonat und Diakonie in frühchristlicher und ostkirchlicher Tradition / A. Jensen, G. Larentzakis, Hrsg. Graz, 2008. S. 135-152.
представлены в византийской агиографии и какую роль они сыграли в развитии женского монашества (С. Харви, А.-М. Тальбот)26.
Стоит отметить, что исследователей привлекали проблемы женского служения и за пределами Кафолической Церкви, в частности в нехалкидонитских Церквах, начиная с комментариев к сирийским рукописям богослова-маронита Иосифа Симона Ассемани (1686—1768)27. Вышеупомянутая Сьюзен Харви исследовала в сирийских общинах женское богослужебное пение, имевшее своего рода учительную направленность28. Однако единственным, кто подробно описал и прокомментировал служение сирийских диаконисс, чины их посвящения и причины исчезновения, был названный Ж. Мартимор. За пределами ортодоксальной традиции, естественно, оказывались и служительницы еретических общин, наиболее известными из которых были монтанистские пророчицы. Однако информация о них, к сожалению, отрывочна, неоднородна и сохранилась в передаче церковных авторов, категорически отвергавших женское еретическое служение и «священство» (статьи В. Буррус, Э. Айдс, А. Йенсен, М. Ширлинг)29.
Исследователи обращались не только к общей проблеме женского церковного служения, но и к сюжетам, связанным с характеристикой других групп женщин: вдов и дев. Вопроса о положении и служении вдов касались почти все ученые в перечисленных общих трудах, однако в ряде случаев вдовы как служительницы стали объектом специального рассмотрения (А. Бопп, Б. Терстон, К. Бак)30, иногда в более узком аспекте, например эволюции их правового статуса в каноническом праве с Античности и до Средневековья (А. Розамбер)31. Ст. Дэвис в рамках уже гендерного подхода выдвинул версию, что вдовы с течением времени неофициально приобрели высокий статус в Церкви и оказывали особое влияние на ее жизнь, что он обозначил как «восстание вдов» (см. также работу Д. Макдоналда)32. По мнению Д. Хоррелла, именно в этой среде на рубеже II-III вв. возникли тексты, представлявшие образы независимых женщин,
26 Harvey S. A. Women in Early Byzantine Hagiography: Reversing the Story // That Gentle Strength: Historical Perspectives on Women in Christianity / L. Coon, K. Haldane, E. Sommer, eds. Charlottesville (Virg), 1990. P. 46-50; Talbot A.-M. Women's Space in Byzantine Monasteries // Dumbarton Oaks Papers. 1998. Vol. 52. P. 113-127.
27 Assemani Bibliotheca orientalis Clementino-Vaticana / J.-S. Assemani, ed. Roma, 1721. Lib. II. Dissertatio de Monophysitis (sine num. paginarum).
28 См., например: Harvey S. Singing Women's Stories in Syriac Tradition // Internationale kirchliche Zeitschrift: neue Folge der Revue internationale de théologie. 2010. Bd. 100. Heft 3. S. 171-189.
29 Burrus V. The Heretical Woman as Symbol in [bishop] Alexander, Athanasius, Epiphanius, and Jerome // Harvard Theological Review. 1991. № 84. P. 229-248; Ide A. Fr. God's Girls. Ordination of Women in Early Christian and Gnostic Churches. Garland, 1986; Jensen A. Prisca — Maximilla — Montanus: Who Was the Founder of "Montanism"? // Studia Patristica. 1993. № 26. P. 147-150; Schierling M. J. Women as Leaders in the Marcan Communities // Listening. 1980. № 2. P. 250-256.
30 Bopp L. Das Witwentum als organische Gliedschaft im Gemeinschaftsleben der alten Kirche. Mannheim, 1950; Thurston B. B. The Widows: A Women's Ministry in the Early Church. Minneapolis, 1989; Back C. Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt, 2015.
31 Rosambert A. La veuve en droit саnonique jusqu'au XIV siècle. P., 1923.
32 Davies St. L. The Revolt of the Widows: The Social World of the Apocryphal Acts. Carbondale; L., 1980; MacDonald D. Virgins, Widows, and Paul in Second Century Asia Minor // Society of Biblical Literature. Seminar Papers / P. Achtemeier, ed. Missoula (Mont.), 1979. Vol. 1. P. 169-184.
преодолевавших слабую женскую природу33, освобождавшихся от навязанных им «традиционных гендерных» ролей (Х. Майер, Дж. Басслер)34. Сторонники гендерного подхода рассматривают поощрение целомудрия женщин со стороны священноначалия как специфическую форму контроля над их активностью. И одновременно с постепенным «торжеством» в Церкви «патриархальной иерархии» широко распространилось и укрепилось почитание Божией Марии.
Собственно, институт дев интересовал ученых, как правило, в контексте общих суждений церковных авторов о роли целомудрия в деле спасения (Г. Кох, И. Феузи, Т. Камло)35. Особенно следует выделить фундаментальную и обстоятельную в рамках католического богословия работу Ф. Визаманоса36 и монографию Й. Вильперта, который публикует, комментирует и анализирует полный свод упоминаний дев в эпиграфических памятниках от Античности до раннего Средневековья37. Наиболее значимым исследованием по истории дев следует признать труд Р. Метца38, который обосновывал ставший хрестоматийным тезис о том, что девы, в зависимости от собственных материальных возможностей, первоначально жили в миру в своих домах или с родственниками, а с IV в. уже объединялись в общины, заложившие основу будущих женских монастырей, хотя параллельное существование «домашних» и «общинных» дев сохранялось и позднее, в V—VI вв. Из последних следует назвать работу Сьюзен Элм39, которая, ссылаясь на пример малоазийских и египетских дев, утверждает, что женский аскетизм в разных формах возник как городское движение: к IV в. оно унифицировалось и переместилось в сельскую местность. В новейших гендерных исследованиях девство будет рассматриваться с негативными коннотациями как отказ женщин от собственной идентичности, который влек за собой психологическое самоуничтожение или внутреннюю трансформацию, так как чувственная жизнь, по мнению этих авторов, являлась важнейшей характеристикой женщины в Античности (Э. Кастелли, Р. Эванс, Ф. Таздаит)40.
33 Horrell D. Disciplining Performance and "Placing" the Church: Widows, Elders and Slaves in the Household of God (1 Tim 5. 1-6. 2) // 1 Timothy Reconsidered / K. P. Donfried, ed. Leuven, 2008. P. 109-134.
34 Maier H. The Entrepreneurial Widows of 1 Timothy // Patterns of Women's Leadership in Early Christianity / J. Taylor, I. Ramelli, eds. Oxford, 2021. P. 59-73; Bassler J. The Widows' Tale: a Fresh Look at 1 Tim 5: 3-16 // Journal of Biblical Literature. 1984. № 103. P. 23-41.
35 Koch H. Virgines Christi: die Gelübde der gottgeweihten Jungfrauen in den ersten drei Jahrhunderten (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, 31/2). Leipzig, 1907. S. 59-112; Feusi I. Das Institut der Gottgeweihten Jungfrauen. Sein Fortleben im Mittelalter. Freiburg, 1917; Camelot P.-T. Virgines Christi. La virginité aux premiers siècles de l'Église. P., 1944.
36 Vizamanos F. Las virgines cristianas de la Iglesia primitiva: estudio histórico-ideológico seguido de una antología de tratados patrísticos sobre la virginidad. Madrid, 1949.
37 Wilpert J. Die gottgeweihten Jungfrauen in den ersten Jahrhunderten der Kirche. Freiburg im Breisgau, 1892.
38 Metz R. La consécration des vièrges dans l'Église romaine. P., 1954.
39 Elm S. Virgins of God: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford (N. Y.), 1996.
40 Castelli E. Virginity and Its Meaning for Women's Sexuality in Early Christianity // Journal of Feminist Studies in Religion. 1986. № 2. P. 61-88; Evans R. S. Sex and Salvation: Virginity as a Soteriological Paradigm in Ancient Christianity. Lanham (Mid.), 2003; Tazdaït F. L'idéal de virginité d'après les Pères de l'Église latine // Topique. 2016. Vol. 134. № 1. P. 49-62.
Колоссальным и в силу объема представляющим трудность для анализа является пласт работ, посвященных суждениям апостола Павла о женщинах (например, работы немецкой богословской школы П. Тишледера, Г. Деллинга и Е. Келера)41. В целом исследователи признают, что апостол первым заложил основы церковной традиции, согласно которой деятельность женщин носила подчиненный характер по отношению к мужскому клиру. Однако в последние десятилетия этот тезис пересматривается в другом ключе, «смягчающем» жесткие суждения апостола, следовавшего, с одной стороны, «патриархальным стереотипам» своей эпохи, но с другой — уже стремившегося их пересматривать в духе христианской любви, а следовательно, в духе «духовного эгалитаризма» мужчин и женщин, уже не столь категоричного в отношении запрета последним учить или проповедовать (Дж. Бристоу, А. Перриман)42. Достаточно много статей и разделов монографий будет посвящено отдельным фрагментам новозаветных текстов, связанных с женщинами в целом или конкретными личностями: Марфы и Марии, Фивы, Юнии и других43 (особо надо выделить работы католической исследовательницы Элизабет Шюсслер-Фиоренцы, занимающей феминистскую позицию)44. Таким святым, как равноапостольная Мария Магдалина и Фекла, будут посвящены целые обобщающие монографии или сборники статей, поскольку их почитание как «сильных духом» и «независимых» в своей модели поведения женщин в Древней Церкви начнется практически сразу (Э. Боэр, М. Томсон, Дж. МакЛарти)45.
Важной проблемой современные исследователи признают наличие и степень вовлеченности женщин в процесс христианской проповеди и харизматических служений (например, пророчества) (Р. Баукхэм, Э. Браун, Дж. Грасси, В. Грудем, В. Майер, К. Замфир)46. По их мнению, этот факт был тесно связан с участием
41 Tischleder P. Wesen und Stellung der Frau nach der Lehre des heiligen Paulus // Neutestamentliche Abhandlungen. Münster, 1923. Bd. 10. Heft 3-4; Delling D. Paulus' Stellung zu Frau und Ehe. Stuttgart, 1931; Kähler E. Die Frau in den paulinischen Briefen. Zürich, 1960.
42 Bristow J. T. What Paul Really Said About Women: The Apostle's Liberating Views on Equality in Marriage, Leadership, and Love. San Francisco, 1991; Perriman A.C. Speaking of Women: Interpreting Paul. Leicester, 1998.
43 См., например: Moloney F. J. The Faith of Martha and Mary, A Narrative Approach to John 11: 17-40 // Biblica. 1994. № 75/4. P. 471-493; Epp E. Junia: The First Woman Apostle. Minneapolis, 2005.
44 Schüssler-Fiorenza E. The "Quilting" of Women's History: Phoebe of Cenchrea // Embodied Love: Sensuality and Relationship as Feminist Values / P. Cooey, Sh. Farmer, M. Ross, eds. San Francisco, 1987. P. 35-50.
45 Boer E. de. Mary Magdalene: Beyond the Myth. Harrisburg, 1997; Thompson M. R. Mary of Magdala: Apostle and Leader. N. Y., 1995; McLarty J. D. Thecla's Devotion. Narrative, Emotion and Identity in the Acts of Paul and Thecla. Cambridge, 2018; Thecla: Paul's Disciple and Saint in the East and West / J. Barrier, J. N. Bremmer, T. Nicklas, A. Puig i Tarrech, eds. Leuven, 2017.
46 Bauckham R. Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich), 2002; Brennan I. Women in the Gospels // New Blackfriars. 1971. № 52. P. 291-299; Brown R. E. Roles of Women in the Fourth Gospel // Theological Studies. 1975. № 36. P. 688-699; Grassi J. The Hidden Heroes ofthe Gospels: Female Counterparts of Jesus. Collegeville (Minn), 1989; Grudem W. Prophecy — Yes, but Teaching — No: Paul's Consistent Advocacy of Women's Participation Without Governing Authority // Journal ofthe Evangelical Theological Society. 1987. № 30. P. 11-23; Mayer W. Female Participation and the Late Fourth-Century Preacher's Audience // Augustinianum.
женщин в общинной жизни, в частности в рамках «домашних церквей», и с их отношениями с проповедниками мужчинами (например, Прискилла, Юния, «сестра-жена», упомянутая ап. Павлом), а не с особым статусом наподобие диа-конисского. Женщины могли заниматься индивидуальной катехизацией или вести проповедь в частных домах, но такого рода деятельность не могла быть публичной и тем более институционализированной.
Другим вопросом, занимавшим исследователей, был общеправовой статус женщин в Древней Церкви. В ходе его изучения П. Лабриолль, Г. Борзингер и П. Лафонтен47 обосновывали невозможность выполнения христианками священнических функций, в том числе в рамках антимонтанистской полемики. О. Фогт, Г. Йордан, Дж. Доналдсон, Ж. Айзенберг сравнивали правовой статус женщин в раннем христианстве с их положением в языческом греко-римском и иудейском окружении48. Многочисленные авторы рассматривают женщин и их положение в широком контексте истории античного мира и Нового Завета49.
В ряде случаев ученых интересовали специфические темы, не всегда напрямую связанные с женским церковным служением. Например, вышеупомянутый К. Шефер изучал диаконисс в связи с генезисом в Католической Церкви функций средневековых аббатисс. Ф. Аугар обобщил женские мученические акты вплоть до IV в.50 Г. Ахелис, А. Юлихер, Э. Кларк обращались к феномену «женщин-спутниц», «духовных браков» аскетов мужчин и женщин при целомудренной совместной жизни — практике, признанной Церковью отклонением от подлинного аскетического подвига51.
Ряд новейших гендерных исследований преследуют цель радикально и тенденциозно пересмотреть статус женщин в Древней Церкви, вплоть до признания существования в ней «женского священства» (И. Раймер, К. Торйесен и др.)52. Притом что к ним относятся и работы, представляющие научный интерес, например
1999. № 39. P. 139-147; Zamfir K. Men and Women in the Household of God. A Contextual Approach to Roles and Ministries in the Pastoral Epistles. Göttingen, 2013.
47Labriolle P. "Mulier in Ecclesia taceat". Un aspect de la lutte anti-montaniste // Bulletin d'ancienne littérature et d'archéologie chrétiennes. 1911. T. 1. № 1. P. 1-24; № 2. P. 103-122; Borsinger H. Rechtsstellung der Frau in der katholischen Kirche. Borna, Leipzig, 1930; Lafontaine P. H. Les conditions positives de l'accession aux ordres dans la première législation ecclésiastique (300-492). Ottawa, 1963.
48 Jordan H. Das Frauenideal des Neuen Testaments und der ältesten Christenheit. Leipzig, 1909; Donaldson J. Woman; Her Position and Influence in Ancient Greece and Rome, and among the Early Christians. L.; N. Y.; Bombay, 1907; Eisenberg J. La femme au temps de la Bible. P., 1993.
49 См., например: Getty-Sullivan M. A. Women in the New Testament. Collegeville (Minn), 2001; Lancaster S. H. Women and the Authority of Scripture: A Narrative Approach. Harrisburg (Pa), 2002.
50 Augar F. Die Frau in römischen Christen-Prozess // Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Neue Folge. Leipzig, 1905. Bd. 28. Heft 4.
51 Achelis H. Virgines subintroductae: Ein Beitrag zum VII. Kapitel des I. Korintherbriefs. Leipzig, 1902; Jülicher A. Die geistlichen Ehen in der alten Kirche // Archiv für Religionswissenschaft. Leipzig, 1904. Bd. 7. Heft 1-2. S. 373-386; Clark E. A. John Chrysostom and the "subintroductae" // Church History. 1977. Vol. 46. № 2. P. 171-185.
52 Reimer I. Women in the Acts of the Apostles: A Feminist Liberation Perspective. Minneapolis, 1995; Torjesen K. J. When Women Were Priests: Women's Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity. San Francisco, 1993; Women and Ordi-
Уты Айзен53, собравшей и прокомментировавшей уникальный эпиграфический материал, или Дж. Уингаардса, анализировавшего чинопоследования посвящения диаконисс (ср. с академичными работами П. Брэдшоу, который обнародовал в переводах на английский язык чинопоследования посвящений в основные церковные должности, в том числе диаконисс, разных церковных традиций, и Й. Майер, правда, без комментариев издавшая оригинальные греческие и латинские тексты по женскому церковному служению)54. В подобном ключе выстроены подборки источников (к сожалению, также в переводах на английский язык) К. Мадиган и К. Осайек55, а также материалы сайта "Women Can Be Priests"56, значение которых заключается в упорядоченной публикации раннехристианских надписей с упоминанием женщин, помимо приведенных в работе У. Айзен.
Последние исследования собственно в рамках католической и православной традиций, в том числе в рамках публичных дискуссий, ставят вопрос о восстановлении чина диаконисс в Церкви и его возможной преемственности с древним женским служением, например работы Хр. Шайло, Дж. Мэси57 и особенно американской исследовательницы и члена папской комиссии по восстановлению женского диаконата в Католической Церкви Филис Загано58. В данном контексте особый интерес представляет последний международный форум, состоявшийся в 2020 г. в университете в Салониках (председателем организационного комитета стал проф. П. Василиадис), в рамках которого прозвучал ряд докладов, посвященных богословскому и церковно-историческому осмыслению этого служения с целью его восстановления уже в Православной Церкви59.
Таким образом, в обширной западной историографии статус и служение женщин в Древней Церкви рассмотрены, описаны и изучены достаточно подробно и не только в рамках классической научной традиции, поскольку конфессиональная составляющая проблемы оказалась тесно связанной с актуальными церковными вопросами: от «внутренней миссии» и изменений статуса женщин в Церкви в Новое время вплоть до возрождения чина диаконисс и женских орди-наций в ряде деноминаций в XX в. Следует признать, что активный интерес ис-
nation in the Christian Churches: International Perspectives / I. Jones, K. Thorpe, J. Wootton, eds. Norfolk, 2008.
53 Eisen U. Amtsträgerinnen im frühen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Göttingen, 1996.
54 Wyngaards J. No Women in Holy Orders? The Women Deacons of the Early Church. Norwich,
2002.
55 Ordained Women in the Early Church: A Documentary History / K. Madigan, C. Osiek, eds. Baltimore, 2005.
56 См.: Site "Women Can Be Priests". URL: http://www.womenpriests.org/deacons/deac_lists. asp (дата обращения: 07.12.2022).
57 Chaillot Chr. Female Diaconate in the Oriental Churches in the Past and Today // 0ЕОЛОПА. 2020. № 91 (2). P. 33-63; Macy G., Ditewig W., Zagano Ph. Women Deacons. Past, Present, Future. Mahwah (NJ), 2012.
58 См. последний сборник статей, изданный под ее редакцией: Women Deacons? Essays with Answers / Ph. Zagano, ed. Collegeville (MT), 2016.
59 См.: Deaconesses: Past — Present — Future: International Scientific Symposium (31 January — 02 February 2020) organized by International Hellenic University. URL: https://zbook.org/ read/a1896_international-scientific-symposium-deaconesses.html (дата обращения: 11.12.2022).
следователей, и особенно авторов-женщин, к данной проблеме на протяжении достаточно длительного времени, начиная с XVII в., вплоть до современности, безусловно, был вызван не только и не столько церковно-археологическими интересами авторов, сколько общей трансформацией («феминизацией») западного общества, в котором женщины постепенно начали играть гораздо более существенную роль во всех сферах жизни, чем в предшествующий период.
Список литературы
Денисова Л. Е. Феномен христианской диаконии в отечественной и зарубежной историографии // История государства и права. 2008. № 17. С. 3-6. Троицкий С. В. Диакониссы в Русской Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования / отв. ред. С. В. Баконина. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 303-334. Achelis H. Altkirchliche Diakonissen // Real-Encyclopädie für protestantische Theologie und Kirche / J. Herzog, A. Hauck, Hrsg. 3. Aufl. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1898. Bd. 4. S. 616-620. Achelis H. Virgines subintroductae: Ein Beitrag zum VII. Kapitel des I. Korintherbriefs. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1902.
Assemani Bibliotheca orientalis Clementino-Vaticana / J.-S. Assemani, ed. Roma: Typis Sacrae Congregationis di Propaganda Fide, 1721. Lib. II. Dissertatio de Monophysitis (sine num. paginarum).
Augar F. Die Frau in römischen Christen-Prozess // Texte und Untersuchungen zur Geschichte
der altchristlichen Literatur. Neue Folge. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1905. Bd. 28. Heft 4. Augusti J. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie. Leipzig: Dyk, 1830. Bd. 11. S. 212-222.
Back C. Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt: Peter Lang, 2015. Bassler J. The Widows' Tale: a Fresh Look at 1 Tim 5: 3-16 // Journal of Biblical Literature. 1984. № 103. P. 23-41.
Bauckham R. Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids
(Mich.): W. B. Eerdmans, 2002. Bingham J. Origines sive antiquitates ecclesiasticae. 2 ed. Halae Magdeburgicae: Sumtibus
Orphanotrophei, 1751. T. 1. Col. XXII. P. 351-368. Boer E. de. Mary Magdalene: Beyond the Myth. Harrisburg: SCM Press, 1997. Bopp L. Das Witwentum als organische Gliedschaft im Gemeinschaftsleben der alten Kirche.
Mannheim: Wohlgemuth, 1950. Borsinger H. Rechtsstellung der Frau in der katholischen Kirche. Borna, Leipzig: R. Noske, 1930.
Bradshaw P. F. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y.: Pueblo
Publishing Company, 1990. Brennan I. Women in the Gospels // New Blackfriars. 1971. № 52. P. 291-299. Bristow J. T. What Paul Really Said About Women: The Apostle's Liberating Views on Equality
in Marriage, Leadership, and Love. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1991. Brown R. E. Roles of Women in the Fourth Gospel // Theological Studies. 1975. № 36. P. 688699.
Burrus V. The Heretical Woman as Symbol in [bishop] Alexander, Athanasius, Epiphanius, and
Jerome // Harvard Theological Review. 1991. № 84. P. 229-248. Camelot P.-T. Virgines Christi. La virginité aux premiers siècles de l'Église. P.: Éditions du Cerf, 1944.
Castelli E. Virginity and Its Meaning for Women's Sexuality in Early Christianity // Journal of Feminist Studies in Religion. 1986. № 2. P. 61-88.
Chaillot C. Female Diaconate in the Oriental Churches in the Past and Today // 0ЕОЛОПА.
2020. № 91 (2). P. 33-63. Clark E. A. John Chrysostom and the "subintroductae" // Church History. 1977. Vol. 46. № 2. P. 171-185.
Colson J. La fonction diaconale aux origines de l'Église. P.: Desclée de Brouwer, 1960.
Daniélou J. The Ministry of Women in the Early Church. L.: Faith Press, 1974.
Davies St. L. The Revolt of the Widows: The Social World of the Apocryphal Acts. Carbondale:
Southern Illinois University Press; L.: Feffer & Simons, 1980. Deaconesses: Past — Present — Future: International Scientific Symposium (31 January — 02 February 2020) organized by International Hellenic University. URL: https://zbook. org/read/a1896_international-scientific-symposium-deaconesses.html (дата обращения: 11.12.2022).
Delling G. Paulus' Stellung zu Frau und Ehe. Stuttgart: Kohlhammer, 1931. Diakonat und Diakonie in frühchristlicher und ostkirchlicher Tradition / A. Jensen, G. Larent-zakis, Hrsg. Graz: Institut für Ökumenische Theologie und Patrologie an der Universität Graz, 2008.
Dieckhoff A. W. Die Diakonissen der alten Kirche // Monatsschrift für Diakonie und innere
Mission. Hamburg, 1876-1877. Bd. 1. S. 289-309, 348-357, 394-408. Donaldson J. Woman; Her Position and Influence in Ancient Greece and Rome, and among the
Early Christians. L.; N. Y.; Bombay: Longmans, Green, and co., 1907. Eisen U. E. Amtsträgerinnen im frühen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Göttingen: Vandehoeck & Rupprecht, 1996 (Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte / A. M. Ritter, Hrsg. Bd. 61). Eisenberg J. La femme au temps de la Bible. P.: Stock — L. Pernoud, 1993. Elm S. Virgins of God: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford (N.Y.): Clarendon Press, 1996.
Epp E. J. Junia: The First Woman Apostle. Minneapolis: Fortress Press, 2005.
Evans R. S. Sex and Salvation: Virginity as a Soteriological Paradigm in Ancient Christianity.
Lanham (Mid.): University Press of America, 2003. Feusi I. Das Institut der Gottgeweihten Jungfrauen. Sein Fortleben im Mittelalter. Freiburg:
Kommissionsverlag der Universitäts-Buchhandlung (Otto Gschwend), 1917. Getty-Sullivan M. A. Women in the New Testament. Collegeville (Minn): Liturgical Press, 2001. Grassi J. A. The Hidden Heroes of the Gospels: Female Counterparts of Jesus. Collegeville
(Minn): Liturgical Press, 1989. Grudem W. Prophecy — Yes, but Teaching — No: Paul's Consistent Advocacy of Women's Participation Without Governing Authority // Journal of the Evangelical Theological Society. 1987. № 30. P. 11-23.
Gryson R. Le ministère des femmes dans l'Église ancienne. Gembloux: J. Duculot, 1972. Harvey S. A. Women in Early Byzantine Hagiography: Reversing the Story // That Gentle Strength: Historical Perspectives on Women in Christianity / L. Coon, K. Haldane, E. Sommer, eds. Charlottesville (Virg): University of Virginia Press, 1990. P. 46-50. Harvey S. A. Singing Women's Stories in Syriac Tradition // Internationale kirchliche Zeitschrift:
neue Folge der Revue internationale de théologie. 2010. Bd. 100. Heft 3. S. 171-189. Heiler F. Wertung und Wirksamkeit der Frau in der christlichen Kirche // Veritati. Festgabe für
J. Hessen / W. Falkenhahn, Hrsg. München: E. Reinhardt, 1949. S. 116-140. Horrell D. Disciplining Performance and "Placing" the Church: Widows, Elders and Slaves in the Household of God (1 Tim 5. 1-6. 2) // 1 Timothy Reconsidered / K. P. Donfried, ed. Leuven: Peeters Publishers, 2008. P. 109-134. Howson J. S. Deaconesses or the Official Help of Women in Parochial Work and in Charitable Institutions. L.: Longman, Green, Longman & Roberts, 1862.
Ide A. Fr. God's Girls. Ordination of Women in Early Christian and Gnostic Churches. Garland: Tangelwüld, 1986.
Jensen A. Prisca — Maximilla — Montanus: Who Was the Founder of "Montanism"? // Studia Patristica. 1993. № 26. P. 147-150.
Jordan H. Das Frauenideal des Neuen Testaments und der ältesten Christenheit. Leipzig: A. Deichert, 1909.
Jülicher A. Die geistlichen Ehen in der alten Kirche // Archiv für Religionswissenschaft. Leipzig: Verlag von B. G. Teubner, 1904. Bd. 7. Heft 1-2. S. 373-386.
Kähler E. Die Frau in den paulinischen Briefen. Zürich: Gotthelf, 1960.
Kalsbach A. Die altkirchliche Einrichtung der Diakonissen bis zu ihrem Erlöschen // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. Freiburg im Breisgau, 1926. Bd. 22. Supplementheft.
Karras V. A. Women in the Byzantine Liturgy. Oxford: Oxford University Press, 2005.
Koch H. Virgines Christi: die Gelübde der gottgeweihten Jungfrauen in den ersten drei Jahrhunderten (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, 31/2). Leipzig: Akademie-Verlag, 1907.
Kraus F. X. Real-Encyklopädie der christlichen Alterthümer. Freiburg im Breisgau: Herder, 1882. Bd. 1. S. 358-361.
Labriolle P. "Mulier in Ecclesia taceat". Un aspect de la lutte anti-montaniste // Bulletin d'ancienne littérature et d'archéologie chrétiennes. 1911. T. 1. № 1. P. 1-24; № 2. P. 103-122.
Lafontaine P. H. Les conditions positives de l'accession aux ordres dans la première législation ecclésiastique (300-492). Ottawa: Éditions de l'Université d'Ottawa, 1963.
Lancaster S. H. Women and the Authority of Scripture: A Narrative Approach. Harrisburg (Pa): Trinity Press International, 2002.
Leipoldt J. Die Frau in der antiken Welt und im Urchristentum. 2. Aufl. Leipzig: Koehler & Amelang, 1955.
Ludlow J. M. Woman's Work in the Church: Historical Notes on Deaconesses and Sisterhoods. L.; N. Y.: Alexander Strahan, 1866.
Lüdwig A. Weibliche Kleriker in der altchristlichen und frühmittelalterlichen Kirche. München: Lentner, 1910 (Theologisch-praktische Monatsschrift 20).
MacDonald D. Virgins, Widows, and Paul in Second Century Asia Minor // Society of Biblical Literature. Seminar Papers / P. Achtemeier, ed. Missoula (Mont.): Scholars Press for the Society of Biblical Literature, 1979. Vol. 1. P. 169-184.
Macy G., Ditewig W., Zagano Ph. Women Deacons. Past, Present, Future. Mahwah (NJ): Paulist Press, 2012.
Maier H. The Entrepreneurial Widows of 1 Timothy // Patterns of Women's Leadership in Early Christianity / J. Taylor, I. Ramelli, eds. Oxford: Oxford University, 2021. P. 59-73.
Martigny J. A. Dictionnaire des antiquités chrétiennes. P.: Librairie Hachette et Cie, 1865. P. 205206.
Martimort A. G. Les Diaconesses: Essai historique. Roma: Edizioni liturgiche, 1982.
Mayer W. Female Participation and the Late Fourth-Century Preacher's Audience // Augustinianum. 1999. № 39. P. 139-147.
McLarty J. D. Thecla's Devotion. Narrative, Emotion and Identity in the Acts of Paul and Thecla. Cambridge: James Clarke & Co, 2018.
Metz R. La consécration des vièrges dans l'Église romaine. P.: Presses universitaires de France, 1954.
Moloney F. J. The Faith of Martha and Mary, A Narrative Approach to John 11: 17-40 // Biblica. 1994. № 75/4. P. 471-493.
Monumenta de viduis, diaconissis virginibusque tractantia / J. Mayer, ed. Bonnae: Wrappers, 1938 (Florilegium patristicum tam veteris quam medii aevi auctores complectens. Fasc. 42).
Morinus J. Commentarius de sacris Ecclesiae ordinationibus secundum antiquos et recentiores Latinos, Graecos, Syros et Babylonios in tres partes distinctus. P.: Henricum Desbordes, 1655. P. 182-192.
Ordained Women in the Early Church: A Documentary History / K. Madigan, C. Osiek, eds.
Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2005. Pankowski A. J. C. De diaconissis. Commentatio archeologica. Ratisbonae: Manz, 1866. Parisot D. J. Les diaconesses // Revue des sciences ecclésiastiques. 1899. T. 79. № 469. P. 289304; № 474. P. 481-496; T. 80. № 475. P. 193-209. Perriman A. C. Speaking of Women: Interpreting Paul. Leicester: Apollos, 1998. Reimer I. Women in the Acts of the Apostles: A Feminist Liberation Perspective. Minneapolis:
Fortress Press, 1995. Robinson C. The Ministry of Deaconesses. L.: Methuen, 1898. Rosambert A. La veuve en droit canonique jusqu'au XIV siècle. P.: Dalloz, 1923. Schäfer T. Die weibliche Diakonie in ihrem ganzen Umfang dargestellt. 2. Aufl. Potsdam:
Stiftungsverlag, 1887. Bd. 1 Schierling M. J. Women as Leaders in the Marcan Communities // Listening. 1980. № 2. P. 250256.
Schüssler-Fiorenza E. The "Quilting" of Women's History: Phoebe of Cenchrea // Embodied Love: Sensuality and Relationship as Feminist Values / P. Cooey, Sh. Farmer, M. Ross, eds. San Francisco: Harper & Row, 1987. P. 35-50. Scimmi M. Le antiche diaconesse nella storiografia del XX secolo: problemi di metodo. Milano: Glossa, 2004.
Stöcker L. Die Frau in der alten Kirche. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1907. Suicerus J. Thesaurus ecclesiasticus. 3 ed. Amsterdami: Wetstenios & Smith, 1746. Vol. 1. Col. 864-869.
Taft R. F. Women at Church in Byzantium: Where, when — and why? // Dumbarton Oaks Papers. 1998. Vol. 52. P. 27-87.
Talbot A.-M. Women's Space in Byzantine Monasteries // Dumbarton Oaks Papers. 1998. Vol. 52. P. 113-127.
Tazdaït F. L'idéal de virginité d'après les Pères de l'Église latine // Topique. 2016. Vol. 134. № 1. P. 49-62.
Thecla: Paul's Disciple and Saint in the East and West / J. Barrier, J. N. Bremmer, T. Nicklas,
eds. Leuven: Peeters Publishers, 2017. Theodoru E. Berümte Diakonissen der byzantinischen Zeit // Diakonat und Diakonie in frühchristlicher und ostkirchlicher Tradition / A. Jensen, G. Larentzakis, Hrsg. Graz: Institut für Ökumenische Theologie und Patrologie an der Universität Graz, 2008. S. 135-152. Thompson M. R. Mary of Magdala: Apostle and Leader. N. Y.: Paulist Press, 1995. Thurston B. B. The Widows: A Women's Ministry in the Early Church. Minneapolis: Fortress Press, 1989.
Tischleder P. Wesen und Stellung der Frau nach der Lehre des heiligen Paulus // Neutestament-
liche Abhandlungen. Münster: AschendorffVerlag, 1923. Bd. 10. Heft 3-4. Torjesen K. J. When Women Were Priests: Women's Leadership in the Early Church and the Scandal ofTheir Subordination in the Rise ofChristianity. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1993.
Turner C. H. Ministries ofWomen in the Primitive Church // Turner C. H. Catholic and Apostolic
Collected Papers. L.: A. R. Mowbray and Co., 1931. P. 316-351. Vizamanos F. Las virgines cristianas de la Iglesia primitiva: estudio histórico-ideológico seguido de
una antología de tratados patrísticos sobre la virginidad. Madrid: La Editoral Católica, 1949. Vogt O. Frauenthätigkeit und Christenthum. Berlin: Gruppe, 1876.
Wyngaards J. No Women in Holy Orders? The Women Deacons of the Early Church. Norwich: Canterbury Press, 2002.
Wilpert J. Die gottgeweihten Jungfrauen in den ersten Jahrhunderten der Kirche. Freiburg im Breisgau: Herder, 1892.
Women and Ordination in the Christian Churches: International Perspectives / I. Jones,
K. Thorpe, J. Wootton, eds. Norfolk: T&T Clark Theology, 2008. Women Can Be Priests [Электронный ресурс]. URL: http://www.womenpriests.org/deacons/
deac_lists.asp (дата обращения: 08.12.2022). Women Deacons? Essays with Answers / Ph. Zagano, ed. Collegeville (MT): Liturgical Press, 2016.
Wordsworth J. The Ministry of Grace. L.; N. Y.; Bombay: Longmans, Green, and co., 1903. Zamfir K. Men and Women in the Household of God. A Contextual Approach to Roles and Ministries in the Pastoral Epistles. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013 (Novum Testamentum et Orbis Antiquus / Studien zur Umwelt des Neuen Testaments 103). Zimmermann M. De presbyterissis veteris ecclesiae commentariolus. Lipsiae: Sumptibus
Christiani Emmerichii, 1704. Zscharnack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche.
Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1902. EüxoXöyiov sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines Divinae liturgiae, officiorum, sacramentorum, consecrationum, benedictionum, funerum, orationum... / I. Goar, ed. Lutetiae Parisiorum: Apud Simeonem Piget, 1647. P. 262-263. 0еобйрои Ей H «XEipoxovia» fl «X£ipo0£aia» xffiv öiaxoviooffiv // 0ЕОЛОПА., 1955. № 26. 2. 57-76.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 110. P. 11-28 DOI: 10.15382/sturII2023110.11-28
Revd. Andrey Posternak, Candidate of Sciences in History, Professor, Dean of the Faculty of History and Philology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities
Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1310-3503
Western Historiography on Women's Ministry in the Early Church*
A. Posternak
Abstract: The article aims to describe the main stages and directions of the development of Western (primarily, English, French, and German) historiography using the most significant monographs and articles that deal with women who performed church ministry in the Early Church, particularly deaconesses, widows, and virgins. The article shows the main issues in connection with which these topics have been studied, starting from the 17th century up to the present time, e.g. in the context of the New Testament, the history of non-Chalcedonian Churches, etc., in the light of both academic and gender-related views of numerous authors. In fundamental Western theological and historical works, the ministry of women in the Early Church has been
* The study has been funded by the Russian Foundation for Fundamental Research, project 21-011-44125\21 "Latin Church Tradition of the 4th — 7th cc. in the Present-Day Academic Theological Context".
dealt with in sufficient detail, but the studies came to be closely related to current church issues, from the "inner mission" and changes in the status of women in the Church in Modern times up to the revival of the order of deaconesses and female ordinations in Protestant denominations in the 20th century. The active interest of researchers, and especially women authors, in this problem will be closely connected with the general transformation ("feminisation") of Western society, in which women have begun to play a more significant role in all spheres of life.
Keywords: Early Church, Western historiography, deaconesses, widows, virgins, women's ministry, gender studies.
References
Back Christian (2015) Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt.
Bakonina Svetlana (ed.) (2013) Sluzhenie zhenshhin v Cerkvi: Issledovanija, Moscow (in Russian). Barrier Jeremy, Bremmer Jan, Nicklas Tobias, Puig i Tàrrech Armand (eds.) (2017) Thecla: Paul's
Disciple and Saint in the East and West. Leuven. Bassler Jouette (1984) "The Widows' Tale: a Fresh Look at 1 Tim 5: 3—16". Journal of Biblical
Literature, 1984, vol. 103, pp. 23-41. Bauckham Richard (2002) Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich.).
Boer Esther de (1997) Mary Magdalene: Beyond the Myth. Harrisburg, 1997. Borsinger Hilda (1930) Rechtstellung der Frau in der katholischen Kirche. Borna, Leipzig. Bradshaw Paul (1990) Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. New York, 1990.
Bristow John (1991) What Paul Really Said About Women: The Apostle's Liberating Views on
Equality in Marriage, Leadership, and Love. San Francisco. Brown Raymond (1975) "Roles of Women in the Fourth Gospel". Theological Studies, 1975, vol. 36, pp. 688-699.
Burrus Virginia (1991) "The Heretical Woman as Symbol in [bishop] Alexander, Athanasius,
Epiphanius, and Jerome". Harvard Theological Review, 1991, vol. 84, pp. 229-248. Camelot Pierre-Thomas (1944) Virgines Christi. La virginité aux premiers siècles de l'Eglise. Paris. Castelli Elizabeth (1986) " Virginity and Its Meaning for Women's Sexuality in Early Christianity".
Journal of Feminist Studies in Religion, 1986, vol. 2, pp. 61-88. Chaillot Christine (2020) "Female Diaconate in the Oriental Churches in the Past and Today".
©EOAOriA, 2020, vol. 91, no. 2, pp. 33-63. Clark Elizabeth (1977) "John Chrysostom and the «subintroductae»". Church History, 1977,
vol. 46, no. 2, pp. 171-185. Colson Jean (1960) La fonction diaconale aux origines de l'Eglise. Paris. Daniélou Jean (1974) The Ministry of Women in the Early Church. London. Davies Stevan (1980) The Revolt ofthe Widows: The Social World ofthe Apocryphal Acts. Carbondale; London.
Delling Gerhard (1931) Paulus' Stellung zu Frau und Ehe. Stuttgart.
Denisova Ljudmila (2008) "Fenomen hristianskoj diakonii v otechestvennoj i zarubezhnoj
istoriografii". Istorija gosudarstva iprava, 2008, vol. 17, pp. 3-6. Eisen Ute (1996) Amtsträgerinnen im frühen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Göttingen.
Eisenberg Josy (1993) La femme au temps de la Bible. Paris.
Elm Susanna (1996) Virgins of God: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford (NY). Epp Eldon (2005) Junia: The First Woman Apostle. Minneapolis, 2005.
Evans Roger (2003) Sex and Salvation: Virginity as a SoteriologicalParadigm in Ancient Christianity. Lanham (Mid.).
Getty-Sullivan Mary Ann (2001) Women in the New Testament. Collegeville (Minn).
Grassi Joseph (1989) The Hidden Heroes of the Gospels: Female Counterparts of Jesus. Collegeville (Minn).
Grudem Wayne (1987) "Prophecy — Yes, but Teaching — No: Paul's Consistent Advocacy of Women's Participation Without Governing Authority". Journal of the Evangelical Theological Society, 1987, vol. 30, pp. 11-23.
Gryson Roger (1972) Le ministère des femmes dans l'Eglise ancienne. Gembloux.
Harvey Susan (1990) "Women in Early Byzantine Hagiography: Reversing the Story", in: L. Coon, K. Haldane, E. Sommer (eds.) That Gentle Strength: Historical Perspectives on Women in Christianity. Charlottesville (Virg), pp. 46-50.
Harvey Susan (2010) "Singing Women's Stories in Syriac Tradition". Internationale kirchliche Zeitschrift: neue Folge der Revue internationale de théologie, 2010, vol. 100, no. 3, pp. 171189.
Heiler Friedrich (1949) "Wertung und Wirksamkeit der Frau in der christlichen Kirche", in: W. Falkenhahn (ed.) Veritati. Festgabe für J. Hessen. München, pp. 116-140.
Horrell David (2008) "Disciplining Performance and «Placing» the Church: Widows, Elders and Slaves in the Household of God (1 Tim 5. 1-6. 2)", in: K. P. Donfried (ed.) 1 Timothy Reconsidered. Leuven, pp. 109-134.
Ide Arthur (1986) God's Girls. Ordination of Women in Early Christian and Gnostic Churches. Garland.
Jensen Anne (1993) "Prisca — Maximilla — Montanus: Who Was the Founder of «Montanism»?" Studia Patristica, 1993, vol. 26, pp. 147-150.
Jensen Anne, Larentzakis Grigorios (eds.) (2008) Diakonat und Diakonie in frühchristlicher und ostkirchlicher Tradition. Graz.
Jones Ian, Thorpe Kirsty, Wootton Janet (eds.) (2008) Women and Ordination in the Christian Churches. International Perspectives. Norfolk.
Kähler Else (1960) Die Frau in den paulinischen Briefen. Zürich.
Kalsbach Adolf (1926) "Die altkirchliche Einrichtung der Diakonissen bis zu ihrem Erlöschen". Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte, 1926, vol. 22, Freiburg im Breisgau.
Karras Valerie (2005) Women in the Byzantine Liturgy. Oxford.
Lafontaine Paul (1963) Les conditions positives de l'accession aux ordres dans la première législation ecclésiastique (300—492). Ottawa.
Lancaster Sarah (2002) Women and the Authority of Scripture: A Narrative Approach. Harrisburg (Pa).
Leipoldt Johannes (1955) Die Frau in der antiken Welt und im Urchristentum. Leipzig.
MacDonald Dennis (1979) Virgins, Widows, and Paul in Second Century Asia Minor, in: P. Achtemeier (ed.) Society of Biblical Literature. Seminar Papers. Missoula (Mont.), vol. 1, pp. 169-184.
Macy Gary, Ditewig William, Zagano Phyllis (2012) Women Deacons. Past, Present, Future. Mahwah (NJ).
Madigan Kevin, Osiek Carolyn (eds) (2005) Ordained Women in the Early Church: A Documentary History. Baltimore.
Maier Harry (2021) "The Entrepreneurial Widows of 1 Timothy", in J. Taylor, I. Ramelli (eds.) Patterns of Women's Leadership in Early Christianity. Oxford, pp. 59-73.
Mayer Josephine (1938) Monumenta de viduis, diaconissis virginibusque tractantia. Florilegium patristicum tam veteris quam medii aevi auctores complectens, no 42. Bonnae.
Martimort Aimé (1982) Les Diaconesses: Essai historique. Roma.
Mayer Wendy (1999) "Female Participation and the Late Fourth-Century Preacher's Audience". Augustinianum, 1999, vol. 39, pp. 139—147.
McLarty Jane (2018) Thecla's Devotion. Narrative, Emotion and Identity in the Acts of Paul and Thecla. Cambridge.
Metz René (1954) La consécration des vièrges dans l'Église romaine. Paris.
Moloney Francis (1994) "The Faith of Martha and Mary, A Narrative Approach to John 11: 17-40". Biblica, 1994, vol. 75, no. 4, pp. 471-493.
Perriman Andrew (1998) Speaking of Women: Interpreting Paul. Leicester.
Reimer Ivoni (1995) Women in the Acts of the Apostles: A Feminist Liberation Perspective. Minneapolis.
Rosambert André (1923) La veuve en droit mnonique jusqu'au XIVsiècle. Paris.
Schierling Marla (1980) "Women as Leaders in the Marcan Communities". Listening, 1980, vol. 2, pp. 250-256.
Schüssler-Fiorenza Elisabeth (1987) " The «Quilting» ofWomen's History: Phoebe ofCenchrea", in: P. Cooey, Sh. Farmer, M. Ross (eds.) Embodied Love: Sensuality and Relationship as Feminist Values. San Francisco, pp. 35-50.
Scimmi Moira (2004) Le antiche diaconesse nella storiografia del XXsecolo: problemi di metodo. Milano.
Taft Robert (1998) "Women at Church in Byzantium: Where, when — and why?". Dumbarton Oaks Papers, vol. 52, pp. 27-87.
Talbot Alice-Mary (1998) "Women's Space in Byzantine Monasteries". Dumbarton Oaks Papers, vol. 52, pp. 113-127.
Tazdaït Fawzia (2016) "L'idéal de virginité d'après les Pères de l'Église latine". Topique, 2016, vol. 134, no. 1, pp. 49-62.
Theodoru Evangelou (2008) Berümte Diakonissen der byzantinischen Zeit. In: A. Jensen, G. Lar-entzakis (eds.) Diakonat und Diakonie in frühchristlicher und ostkirchlicher Tradition. Graz, pp. 135-152.
Theodorou Evangelou (1955) I «cheirotonía» i «cheirothesía» ton diakonisson. 0ЕОАОПА, 1955, vol. 26, pp. 57-76 (in Greek).
Thompson Mary (1995) Mary of Magdala: Apostle and Leader. New York: Paulist Press.
Thurston Bonnie (1989) The Widows: A Women's Ministry in the Early Church. Minneapolis.
Tischleder Peter (1923) "Wesen und Stellung der Frau nach der Lehre des heiligen Paulus". Neutestamentliche Abhandlungen. Münster, vol. 10, no. 3-4.
Torjesen Karen (1993) When Women Were Priests: Women's Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity. San Francisco.
Troickij Sergey (2013) "Cerkovnosluzhitel'nicy v Pravoslavnoj Cerkvi", in: Bakonina Svetlana (ed.) Sluzhenie zhenshhin v Cerkvi: Issledovanja. Moscow, pp. 25-156 (in Russian).
Turner Cuthbert (1931) "Ministries of Women in the Primitive Church", in: Turner C. H. Саtholic and Apostolic Collected Papers. London, pp. 316-351.
Vizamanos Francisco (1949) Las virgines cristianas de la Iglesia primitive: estudio histórico-ideológico seguido de una antología de tratados patrísticos sobre la virginidad. Madrid.
Wjj ngaards John (2002) No Women in Holy Orders? The Women Deacons of the Early Church. Norwich.
Zagano Phyllis (ed.) (2016) Women Deacons?Essays with Answers. Collegeville (MT).
Zamfir Korinna (2013) Men and Women in the Household of God. A Contextual Approach to Roles and Ministries in the Pastoral Epistles. Göttingen, vol. 103).
Статья поступила в редакцию 12.12.2022
The article was submitted 12.12.2022