Научная статья на тему 'СТАРИЦЫ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ'

СТАРИЦЫ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРИЦЫ / ПРЕСВИТИДЫ-πρεσβύτιδες / ПРЕСВИТЕРЫ-PRESBYTERAE / ВДОВЫ / ДИАКОНИССЫ / ЖЕНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Постернак Андрей Владимирович

Статья посвящена анализу понятия «старицы» (πρεσβύτιδες, presbyterae) в грекоязычной и латинской традициях Древней Церкви. В восточной части Церкви старицы с апостольских времен пользовались почетом за свою благочестивую жизнь и преклонный возраст, что сближало их с церковными вдовами. Возможно, старицы и вдовы представляли собой одну группу женщин, которые получали материальную помощь от Церкви, наставляли молодых женщин, готовили их к крещению. Наименование стариц «пресвитидами» не стало, в отличие от понятий «диаконисса» и «вдова», обозначением женского институционального служения, хотя тенденция к этому существовала, о чем свидетельствует дискуссионный 11-й канон Лаодикийского собора. Возможно, в Древней Церкви женское служение было в целом одним, но в регионах, еще и из-за отсутствия его привязки к служению литургическому, именовалось по-разному - как служение стариц, вдов и диаконисс, то есть вне устоявшейся терминологии. До конца непонятно, что из себя представляло женское служение в западных общинах, так как в случаях, когда речь идет о старицах (пресвитерах, presbyterae), раннесредневековые западные авторы уже определенно подтверждают, что так обозначалась или жена пресвитера, или женщина строгого образа жизни, по сути, монахиня, следившая за порядком и чистотой в храме, а также выпекавшая просфоры. Эволюция женского служения в Церкви, в первую очередь в западной ее части, демонстрировала невозможность его дальнейшей институционализации и сближения со служением литургическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLDER WOMEN IN THE EARLY CHURCH

The article studies the term “the older women” (πρεσβύτιδες, presbyterae) in the Early Christian Greek-speaking and Latin traditions. In eastern communities, the older women were honoured since apostolic times for their pious life and advanced age, which brought them closer to the position of church widows. Perhaps the older women and widows in general represented one order of women who received nacial assistance from the church, educated young women and prepared them for baptism. The designation of the older women presbytides has not become, unlike the concepts of “deaconesses” and “widows”, the designation of women’s institutional ministry, although there was a tendency to this (as it was evidenced by the controversial 11th canon of the Laodicean Council). In the Early Church, women’s ministry was generally the same, but in the provinces it was called di erently as the ministry of the older women, widows and deaconesses. It was therefore outside the established terminology and was not closely connected with the liturgical functions of women. It is not completely clear what women’s ministry in western communities was, because in those cases when we refer to older women (presbytera), early mediaeval western authors already de nitively con rm that these were either the wife of a presbyter, or a woman of ascetic lifestyle, in fact a nun, who overlooked the order and tidiness in the church, as well as baked wafers for Communion. The evolution of women’s ministry in the church, primarily in its western part, demonstrated the impossibility of its further institutionalisation and convergence with liturgical ministry.

Текст научной работы на тему «СТАРИЦЫ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 104. С. 11-26 БО!: 10.15382МигП2022104Л1-26

Постернак Андрей Владимирович, священник,

канд. ист. наук,

декан историко-филологического факультета

ПСТГУ, Россия, Москва posternakav@inbox.ru https://orcid.org/0000-0003-1310-3503

Старицы в Древней Церкви* А. В. Постернак

Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «старицы» (лрЕов^ибед, рге8Ьу:егае) в грекоязычной и латинской традициях Древней Церкви. В восточной части Церкви старицы с апостольских времен пользовались почетом за свою благочестивую жизнь и преклонный возраст, что сближало их с церковными вдовами. Возможно, старицы и вдовы представляли собой одну группу женщин, которые получали материальную помощь от Церкви, наставляли молодых женщин, готовили их к крещению. Наименование стариц «пресвити-дами» не стало, в отличие от понятий «диаконисса» и «вдова», обозначением женского институционального служения, хотя тенденция к этому существовала, о чем свидетельствует дискуссионный 11-й канон Лаодикийского собора. Возможно, в Древней Церкви женское служение было в целом одним, но в регионах, еще и из-за отсутствия его привязки к служению литургическому, именовалось по-разному — как служение стариц, вдов и диаконисс, то есть вне устоявшейся терминологии. До конца непонятно, что из себя представляло женское служение в западных общинах, так как в случаях, когда речь идет о старицах (пресвитерах, рге$Ьу:егае), раннесредневековые западные авторы уже определенно подтверждают, что так обозначалась или жена пресвитера, или женщина строгого образа жизни, по сути, монахиня, следившая за порядком и чистотой в храме, а также выпекавшая просфоры. Эволюция женского служения в Церкви, в первую очередь в западной ее части, демонстрировала невозможность его дальнейшей институционализации и сближения со служением литургическим.

Ключевые слова: старицы, пресвитиды — лреов^ибед, пресвитеры — рге$Ьу:егае, вдовы, диакониссы, женское церковное служение, Древняя Церковь.

Женские служения в Древней Церкви давно являются объектом активного изучения со стороны историков и богословов. В рамках сложившейся обширной историографической традиции эти служения (в частности, диаконисс и вдов)

© Постернак А. В., 2022.

* «Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44125\21 «Латинская церковная традиция ГУ—УГГ вв. в современном научно-богословском контексте».

рассмотрены достаточно подробно1. Поскольку, как правило, церковнослужи-тельницы были женщинами в возрасте, большой интерес представляет анализ терминологии применительно к старицам: в каких случаях речь идет просто о пожилых женщинах; о женщинах, выполнявших особое церковное служение; о синонимах, используемых для обозначения в источниках церковных вдов и (или) диаконисс? Данная статья посвящена разбору терминов, обозначающих стариц (пресвитид, пресвитер: npsoßimöa;, presbyterae) в древней и раннесред-невековой традиции, в их привязке к женским церковным служениям в восточной и западной частях Церкви.

В восточной части Церкви упоминания стариц достаточно многочисленны, и в ряде случаев речь идет о пожилых женщинах в целом. Афинагор в апологетическом «Предстательстве за христиан» отзывается о них с уничижительной коннотацией, подчеркивающей невежественность женщин: «А у нас возьмите хоть простолюдина, хоть ремесленника или старуху (ypaTôia); если кто не может принести пользы словом, то старается выказать ее делом...»2. Афинагору вторит Татиан в «Речи против эллинов», когда обращается к язычникам: «Вы... говорите, что мы занимаемся пустяками среди женщин и юношей, среди девиц и старух (npEoß'ÖTaic;)...»3, то есть среди людей неученых и легко поддающихся внушению. В том же ключе сатирически рисует членов христианских общин язычник Лукиан, насмехаясь над авантюристом Протеем, притворившимся христианином и заключенным в тюрьму, у которой «можно было видеть. каких-то старух (Ypaôia), вдов и детей-сирот», навещавших его и приносивших еду4. В житии св. Порфирия (347—420), епископа Газского, упомянута некая старица (или бабка — T^v Ypaüv) девушки Салафты, которую св. Порфирий перепоручил потом заботам диакониссы5.

Упоминание стариц именно как пожилых женщин содержится в надписях, которые не дают информации об их деятельности или происхождении. Например, епископ Диогас во Фригии (III в.) установил эпитафию в память о старице Аммии (Ацц(ф npeoßuT^pa). Впрочем, здесь речь могла идти и не о старице (или женщине «более старой, чем Аммия»), а о «священнице» из монтанист-ской общины, которые были известны именно во Фригии6. Христианское происхождение надписи с о. Фера (II—IV вв.) «Ангел старицы Эпикто ('Ernxwu;

1 См., например: Back C. Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt, 2015; Colson J. La fonction diaconale aux origines de l'Église. P., 1960; Daniélou J. The Ministry of Women in the Early Church. L., 1974; Martimort A.-G. Les Diaconesses: Essai historique. Roma, 1982; Women Deacons? Essays with Answers / Ph. Zagano, ed. Collegeville (MT), 2016; Zscharnack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Göttingen, 1902; Постернак А. В., свящ. Вдовы и диакониссы в иерархии Древней Церкви // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 11—27; Служение женщин в Церкви: Исследования / отв. ред. С. Н. Баконина. М., 2013 (библиография: с. 489-519).

2 Athen. Leg. pro christ. 11; пер. А. Муравьева.

3 Tat. Orat. adv. Graec. 33; пер. П. Преображенского.

4 Lucian. De morte Peregr. 12; пер. И. Нахова.

5 Marcus Diaconus. Vita Porphyrii episcopi Gazensis. 102 (Bibliotheca Hagiographica Graeca [BHG]. № 1570).

6 См.: Eisen U. E. Amtsträgerinnen im frühen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Göttingen, 1996 (Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte / A. M. Ritter, Hrsg. Bd. 61).

npEoßirnöoc;)» не очевидно, а ангел мог выступать как метафора для обозначения нравственной чистоты покойной7. В египетской эпитафии II—III вв. упомянута старица (np£o'ß'[uTipa;]) Артемидора»8. Во всех вышеназванных случаях слова, называющие стариц (ураО; или npeoß^xn;), не обозначали специфического служения женщин.

В свою очередь, ряд текстов свидетельствует о старицах как о благочестивых женщинах, наделенных определенными полномочиями в рамках христианских общин. На них, очевидно по возрасту, лежала обязанность воспитания молодых женщин, о чем писал ап. Павел в Послании к Титу: «Чтобы старицы (npEoßirnöac;) также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям...» (Тит 2. 3—5)9. Эти слова перекликаются с наставлениями апостола вдовам (из Первого послания к Тимофею), которые должны были быть не моложе 60 лет (1 Тим 5. 3—16)10. Можно предположить, что в Посланиях ап. Павла положение стариц (Тит 2. 3—5) и пожилых вдов (1 Тим 5. 9—10), нуждавшихся в материальной поддержке, было сходным11. И хотя апостол не называет вдов старицами, именно так уже понимает эти слова Ориген, толкуя выражение об умывании вдовами ног святых (1 Тим 5. 10): «Старицам (np£oß^TiÖ£;), как и старцам, предписывалось быть наставниками в добрых делах (xaXoöiöüoxaXo;)»12. Очевидно, преклонный возраст сам по себе рассматривался как условие особого статуса членов общины, в частности женщин, о чем свидетельствовал тот же Афинагор: «престарелым» (тоТ£ npoߣßnxöoi) христиане отдают честь как отцам и матерям13.

В «Апостольских постановлениях» (IV в.) термин «старица» используется как синоним вдовы, получавшей материальное содержание от благотворителей, исполненной добродетелями, молящейся за жертвователей14. Однако она должна не проповедовать, а отсылать обращавшихся к ней людей для оглашения к начальникам: «сама же пусть отвечает лишь то, что относится к ниспровержению

S. 112—118. Сама У. Айзен, безосновательно уверенная в существовании женского священства в Древней Церкви, видит в Аммии женщину-пресвитера.

7 Eisen U. Op. cit. S. 123-125.

8 Ibid. S. 125-126.

9 По мнению Дж. Хаусона, здесь уже речь идет о диакониссах, см.: Howson J. S. Deaconesses or the Official Help of Women in Parochial Work and in Charitable Institutions. L., 1862. P. 54.

10 Подробный разбор данного фрагмента см.: Постернак А. В., свящ. Статус вдов в Первом послании апостола Павла к Тимофею (1 Тим 5. 3-16) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 13-36.

11 Ж. Даниелу и Р. Старк обе категории женщин отождествляют (Danielou J. Op. cit. P. 13; Stark R. Women's Sanctity in the Church: an Histor^l Overview // A Cloud of Witness: Women's Struggle for Sanctity. Talks from an Orthodox Women's Conference / N. McLees, ed. Саlifornia, 1992. P. 100), а Аугусти объединяет два указанных отрывка с Рим 16. 1-2 и 1 Тим 3. 11 на основании того, что упоминаемые в них женщины выполняли именно диаконические функции (Augus-ti J. C. W. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archeologie. Leipzig, 1830. Bd. 11. S. 213-215).

12 Orig. Comm. in Ioh. XXXII. 12. 2 [132]; пер. А. Постернака.

13 Athen. Leg. pro christ. 32.

14 Const. Ap. III. 5. 1-6.

заблуждения о многобожии, показывая учение о единоначалии Божием. Об остальном же ничего пусть не отвечает опрометчиво, чтобы, сказав что-либо невежественно, не навлекла хулы на слово Божие» — иначе «старица (npEoß'ÖTic;) будет виновна как в опрометчивости, так и в хулении и наследует горе»15. В «Ди-даскалии» (III в.), положенной в основу «Апостольских постановлений», есть отрывок, в котором понятие «старица» (anus) дважды употреблено как тождественное церковной вдове: она не должна завидовать своей облагодетельствованной подруге-старице (anus socia), если та терпела нужду и получила материальную помощь16.

Итак, преклонный возраст был основанием для получения благотворительной помощи от общины, в чем состоял и завет ап. Павла относительно вдов не моложе 60 лет. По «Апостольским постановлениям» малоимущие старицы ее получали. «Кто на любовь или на пир... решился звать стариц (np£oßux^pa;)... те пусть посылают к той, о которой знают диаконы как о бедствующей почасту... Диаконам пусть дают в честь Христа вдвое против того, сколько дается каждой старице». Ту же часть, что и последняя, получали чтец, певец и привратник17. Таким образом, в отношении получения материальной помощи статус стариц был тождествен положению вдов18, так что в «Дидаскалии», первоначально приводящей указанный отрывок об агапах, в сирийском переводе названы вдовы, а в латинском — старицы (aniculae, presbyterae)19. В «Апостольском предании» («Канонах») Ипполита также говорится о том, как устраивать трапезу для вдов преклонного возраста (uiduas... maturas aetate), которых надо отпускать до наступления вечера или предлагать им забрать еду в любом количестве, если нельзя им устроить вечерю20. Этот канон будет повторен в «Постановлениях Египетской Церкви», или «Синодо-се» (ок. 500), сохранившемся в коптской, арабской и эфиопской версиях21.

«Апостольские постановления» определенно указывают на то, что старицы наряду со вдовами и девами могли занимать особые места в церковных собраниях: «...девственницы, вдовы и старицы пусть стоят или сидят впереди всех (ai nap^évoi 6¿ xal ai xflpai xal ai npsoßimösc; npöxai naowv отпх^тюоау fl xa"0£Z£o"0woav)»22. «Дидаскалия» уточняет, что «старицы и вдовы должны сидеть отдельно (anus ac uiduae seorsum sedeant)»23.

Вышеприведенные слова подводят к одному из самых трудных для объяснения текстов. 11-й канон Лаодикийского собора (между 343 и 381 гг.) запрещал сходную практику: «Не должно поставлять (xa^í^aoGai) в Церкви так именуемых

15 Const. Ap. III. 4, 6; пер. по: Постановления святых апостолов. Казань, 1864.

16 Did. III. 10. 4, 6.

17 Const. Ap. II. 28. 1, 3-4.

18 П. Гидулянов вообще отождествляет понятия «старица» и «вдова» (см.: Гидулянов П. В. Участие женщины в древнехристианском богослужении. Ярославль, 1908. С. 14, 20).

19 Did. II. 28. 1, 3. См.: Didascalia et Constitutiones Apostolorum / F. X. Funk, ed. Paderbornae, 1906. Vol. 1. P. 108. Ref. 1.

20 Hipp. Trad. apost. 30.

21 Const. Eccl. Aegypt. 52, см.: Hippolyte de Rome. La tradition apostolique d'après les anciennes versions / B. Botte, éd. 2 ed. P., 1984 (SC 11bis).

22 Const. Ap. II. 57. 12; пер. по: Постановления святых апостолов...

23 Did. II. 57. 8.

стариц [пресвитид] (npsoßimöac;), или председательниц (npoxaôn^évaç, букв.: "сидящих впереди")»24. Уже с начала изучения данного текста в Новое время ряд исследователей отождествлял этих «пресвитид» с женами пресвитеров25, диако-ниссами26 или женщинами, выполнявшими сходное церковное служение27, еще большее число авторов — с вдовами28, а в Новейшее время — даже с якобы существовавшими в Древней Церкви «священницами»29.

Наиболее полный и подробный разбор данного канона представлен в статье протопр. Н. Афанасьева30. Он допускает, что по аналогии с мужским собранием пресвитеров («пресвитериумом») в христианских общинах могло существовать собрание пресвитид, среди которых были председательницы, возглавлявшие собрание, но без литургических функций31. Косвенным подтверждением наличия в древности женского «пресвитериума» для протопр. Н. Афанасьева является отсылка к словам язычника Порфирия, полемизировавшего с христианами, переданная св. Иеронимом в «Толковании на пророка Исайю»: «Итак, будем остерегаться и мы, чтобы не быть вымогателями у народа, и чтобы, по нечестивому Порфирию, нашим сенатом не были матроны и женщины, властвующие в церквах, так что благорасположение женщин производит суд над священническим саном» (matronae et mulieres sint noster senatus, quae dominantur in ecclesiis, et de sacerdotali gradu fauor iudicet feminarum)32. Это предположение выглядит сомни-

24 Cona Laod. 11.

25 См. толкования, которые приводит M. Циммерманн: Zimmermann M. De presbyterissis veteris ecclesiae commentariolus. Lipsiae, 1704 (первое издание: Annaberg, 1681). P. 48.

26 См.: Zimmermann M. Op. cit. P. 49-51; Suicerus J. Thesaurus ecclesiasticus. Traiecti ad Rhenum, 1746. Vol. 1. Col. 864; Ветринский И. Я. Памятники древней христианской Церкви. СПб., 1829. Т. 1. С. 182-183, 190-191; Bingham J. The Antiquities of the Christian Church. L., 1856. Vol. 1. P. 99, 103; Pankowski A. J. C. De diaconissis. Commentatio archeology. Ratisbonae, 1866. P. 43-44.

27 Например, И. Маслов вслед за Гуго Гроцием видел в 11-м каноне чин церковнослужи-тельниц, следивших за поведением женщин в храме, см.: Маслов И. Прекращение чина диа-конисс в Церкви // Дух христианина, 1861-1862. Июнь. I отд. С. 712.

28 См.: Achelis Н. Altkirchliche Diakonissen // Realencyclopädie für protestantische Theologie und Kirche / J. Herzog, A. Hauck, Hrsg. Leipzig, 1898. Bd. 4. S. 619; Dieckhoff A. W. Die Diakonissen der alten Kirche // Monatschrift für Diakonie und innere Mission. Hamburg, 1876-1877. Bd. 1. S. 395; Lafontaine P. H. Les conditions positives de l'accession aux ordres dans la première législation ecclésiastique (300-492). Ottawa, 1963. P. 39; Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней Церкви. СПб., 1899. С. 162; Гидулянов П. В. Указ. соч. С. 26.

29 См.: «an order of Pristesses» (Wordsworth J. The Ministry of Grace. L.; N. Y.; Bombay, 1903. P. 274); «ordinierte Presbyterinnen» (Eisen U. Op. cit. S. 119-122).

30 См.: Афанасьев Н., протопр. Пресвитиды или председательницы // Афанасьев Н., протопр. Церковь Божия во Христе: сб. ст. / А. А. Платонов, В. В. Александров, сост. М., 2015. С. 516-528 (впервые опубликовано в 1957 г.). По сути, но на более широком материале, в частности, с привлечением изобразительных источников, сходный взгляд на пресвитид развивает Валери Каррас, полемизируя со сторонниками существования «женского священства» в Древней Церкви, см.: Karras V. A. Priestesses or Priests' Wives: Presbytera in Early Christianity // St. Vladimir's Theological Quarterly. 2007. № 51 (2-3). P. 321-345.

31 См.: Афанасьев Н., протопр. Пресвитиды... С. 520-522.

32 Hieronym. Comm. in Is. II. 12. Пер. по: Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев, 1882. Ч. 7. С. 66. См. данный фрагмент у А. Гарнака с неточной ссылкой на св. Иеронима (Liber II. Hieron. Comm. in Jes., c. 3, 2): Porphyrius. «Gegen die Christen», 15 Bücher. Zeugnisse,

тельным, так как, по словам того же протопр. Н. Афанасьева, первенствующий пресвитер (по поручению епископа) и должен был обладать именно литургическими функциями, однако вписывается в теорию автора о полномочиях епископов и пресвитеров в Древней Церкви33. Впрочем, он уточняет, что «пресвитиды» именно с литургическими функциями могли появиться в Церкви под влиянием ереси, так как Фригия, где проходил Лаодикийский собор, была родиной монта-низма, в котором женщины могли быть священнослужительницами, и именно еретическую практику ошибочно мог иметь в виду Порфирий34. Но аргументов для последнего тезиса недостаточно. С другой стороны, автор не считает пресви-тид диакониссами, основываясь на том, что поздние византийские канонисты Зонара и Вальсамон, имея представление об этом женском служении, ничего о нем в своих комментариях не пишут35.

Византийский канонист Вальсамон (XII в.), толкуя канон, сообщает, что в древности в церквях были пресвитиды, которые наставляли других женщин в благочинии (£1; гйта^ау), но из-за высокомерия и корыстолюбия злоупотребили имущественным положением, поэтому отцы и запретили их поставление36. Его современник канонист Зонара говорит, что пресвитид в церквях в древности поставляли из пожилых женщин (упраь&с; ушаТка;), для того чтобы они, будучи «как бы наставницами» (йол£р бьбаох&Хоис;), следили за входящими в храм женщинами, направляли их к благочинию (лрб; £йта^ау) и учили, как и где надо стоять37. «Славянская кормчая», по сути, повторяет именно это толкование38. Третье толкование дает Аристин (XII в.), который свидетельствует, что если этим женщинам запрещается исполнять гражданские должности (е1 у&р лоХгахй бфф^хю), то как они могут когда-нибудь в Церкви начальствовать над клиром (яю; лоте ¿V ¿ххХпо^а той хХфои ярдатгйоиоО?39 Таким образом, Вальсамон и Зонара сходятся в том, что пресвитиды могли наставлять женщин «в благочинии», связанном с пребыванием женщин в храме, а Аристин сомневается в их полномочиях «начальствовать над клиром». Другой византийский толкователь Матфей Властарь в «Алфавитной синтагме» по поводу Лаодикийского канона уточняет, что речь могла идти о женщинах, «как бы имеющих в себе чин учителя (йс; бьбаох&Хои ярб; айт&с; ¿я£ХО"йоас;)», так как по Слову Божию женщине положено молчать, а не учить, за исключением начальствующих в монастырях женщин40. Таким образом, все поздние канонисты сходятся в том, что пресви-

Fragmente und Referate / A. Harnack, Hrsg. Berlin, 1916. S. 104. Frag. № 97. Сам Афанасьев точную цитату и ссылку на св. Иеронима не приводит.

33 См.: Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952. С. 60-68.

34 Афанасьев Н., протопр. Пресвитиды... С. 525-528. Впрочем, здесь следует добавить, что Порфирий мог этими словами насмехаться над христианами наподобие того, как это делал Лукиан.

35 Там же. С. 516-517.

36 PG 137. 1356-1357.

37 PG 137. 1357.

38 См.: Правила святых Поместных соборов с толкованиями. М., 1880. Репр.: М., 2000. С. 221.

39 PG 137. 1357.

40 PG 144. 1205.

тиды из 11-го канона Лаодикийского собора обладали какими-то церковными функциями, в частности связанными с правом наставления других женщин.

Наиболее близким лаодикийским канонам по времени и географии бытования памятником является «Завещание Господа» (IV—V вв.). В нем упоминаются, с одной стороны, вдовы, «занимающие места председания» (в лат. переводе: a uiduis habentibus praecedentiam sessionis)41, которые совершали те же действия, что и диакониссы в «Апостольских постановлениях», то есть помогали священникам во время крещения взрослых женщин: помазывали елеем и находились рядом во время чтения над ними огласительных молитв за завесой, скрывающей обнаженных женщин от пресвитера42. С другой стороны, в «Завещании» фигурируют и старицы: в ектеньи при наречении диакона они упомянуты в отдельном прошении после епископов, пресвитеров, диаконов перед иподиаконами, чтецами, диакониссами: «Помолимся о старицах [пресвитерах] (pro presbyteris [feminis] supplicemus), чтобы Господь услышал их молитвы, и сохранил сердца их всецело в благодати Духа, и помог в их трудах»43. Старицам (presbyterae), наряду с вдовами и девами, в пасхальные дни полагалось оставаться при епископе «вплоть до утреннего часа, молясь и отдыхая»44.

На основании вышесказанного вполне можно предположить, что слово «старица» в 11-м каноне Лаодикийского собора, «Завещании», «Апостольских постановлениях» и, видимо, «Дидаскалии» — синоним вдовы как члена группы пожилых женщин, получавших материальную помощь от Церкви, занимавших определенные места в собраниях и выполнявших функции: помощь священникам при крещении других женщин и их первичная катехизация, наблюдение за порядком в храме в отношении женской части общин. Вдовы могли занимать «места председания», находились в иерархии церковнослужительных должностей, выполняли функции, которые можно атрибутировать и диаконис-сам в других текстах45. Последний факт находит подтверждение в «Панарионе» свт. Епифания (IV в.): он отождествляет оба термина, когда пишет, что более старых диаконисс именовали старицами (яр£ов^т1бад)46. Очевидно, речь идет о разном обозначении сходных женских служений в христианских общинах восточной части Церкви.

Понятие «старица» применительно к женщинам, имевшим церковный статус, в западной части Церкви также бытовало в зависимости от развития здесь самих женских служений. А они достаточно рано были ограничены и, в част-

41 Здесь и ниже вслед за протопр. Н. Афанасьевым представляется допустимым использовать латинский перевод источника, так как важно само словоупотребление понятий «вдова» и «старица».

42 Testament. II. 8. См.: Testamentum Domini Nostri Jesu Christi / I. Rahmani, ed. Moguntiae,

1899.

43 Testament. I. 35; пер. С. Емельяновой.

44 Testament. II. 19; пер. С. Емельяновой.

45 О соотношении терминов «диаконисса» и «вдова» в обозначении общего женского служения см.: Постернак А. В., свящ. Вдовы и диакониссы в иерархии Древней Церкви... С. 11—27.

46 Epiph. Pan. haer. 79. 4. 1. Протопр. Н. Афанасьев, не считая «пресвитид» диакониссами, допускает, что старицами могли именоваться и «старейшие по возрасту вдовы», но в целом и этого мнения не разделяет (см.: Афанасьев Н., протопр. Пресвитиды... С. 517—518).

ности, рядом галльских соборов запрещены47. Согласно надписи из Сицилии (Центурипа, IV—V вв.) «пресвитидой» могла именоваться женщина в возрасте: старица (np£[o]ß[üxig]) Кали беспорочно прожила 50 лет48.

В рамках складывавшейся традиции целибата западного духовенства пресвитерами могли именоваться супруги пресвитеров. 21-й канон Аутиссиодор-ского [Осерского] собора (561—605) запрещал находиться в плотских отношениях пресвитеру и его супруге — пресвитере (presbytera)49. Сходным образом годичным отлучением наказывался клирик по 20-му канону Второго Турского собора (567), если вступал в супружеские отношения с женой — пресвитерией (presbiteria), в этом же постановлении встречаются женские производные для супруг клириков: субдиакониссы, диакониссы50 и даже гипотетической супруги епископа («епископии»)51. Аттон (885—961), епископ Верцелльский (Верчелль-ский, Северная Италия) в письме к пресвитеру Амвросию, проводя терминологическую грань между церковнослужительницами и женами клириков, писал: «Мы можем также считать пресвитерами (presbyteras) и диакониссами тех женщин, которые были замужем за пресвитерами и диаконами до их посвящения и которых [клирики] после должны соблюдать в чистоте»52. В еще более позднем «Декрете Грациана» (XII в.) со ссылкой на 4-ю книгу «Диалогов» папы Григория говорится о жене пресвитера (presbiteram), которая должна жить с ним «как сестра»53. Сходные свидетельства есть в эпиграфических памятниках. Например, эпитафию из Тропеи (Италия, Бруттий, IV—V вв.) муж посвятил «блаженной и святой памяти пресвитере (presbitera) Лете», прожившей 40 лет54. Возможно, об обеспеченной вдове или жене клирика говорится в надписи из Далмации (Салона, 425 г.), в которой сообщается о покупке неким Феодосием за три золотых солида места на кладбище «у святой пресвитеры (prb) матроны Флавии Виталии»55. Впрочем, речь могла идти и о старице в прямом смысле слова. В этом же контексте следует интерпретировать фрагмент надписи V—VI вв. из Салоны некой [sace]RDOTAE +, то есть вдовы или супруги священнослужителя56. Никакие упоминания о существовании диаконисс в Иллирике в письменных источниках не зафиксированы.

С другой стороны, св. Иероним в послании Непоциану пишет о неких пожилых женщинах, находившихся на иждивении Церкви, которые занимались ухо-

47 Об этом см. подробнее: Постернак А. В., свящ. Женщины в западных церковных общинах в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья // Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции / ред. Г. Е. Захаров. М., 2016. С. 119-131.

48 Eisen U. Op. cit. S. 129-131.

49 Synod. dioces. Autissiodor. 21. См.: Les canons des Conciles mérovengiens (VI-VII siècles). P., 1989. T. 2 (SC 354).

50 См.: II Conc. Turon. 20 (19).

51 II Conc. Turon. 14 (13): «Episcopum episcopiam non habentem».

52 Atto Vercellens. Ep. 8: Ad Ambrosium sacerdotem (PL 134. 114-115).

53 Decr. Grat. Disc. 32, can. 18, см.: Decretum Gratiani. Excerptum. Corpus Iuris Canonici. Pars Prior / Ж. Friedberg, ed. (Lipsiae, 1879). Romae, 2007.

54 См.: Eisen U. Op. cit. S. 131-133.

55 Ibid. S. 134-135.

56 Ibid. S. 135.

дом за больным, получая за это пожертвования: «Церковь питает многих стариц (multas anus nutrit Ecclesia), которые могут и оказать тебе услугу, и получить награду за свое служение, так что самая болезнь твоя принесет плод милостыни»57. Очевидно, эти «старицы» имели церковный статус. Ферранд Карфагенский в 221-м правиле «Краткого изложения канонов» (VI в.) перекидывает мостик к восточным текстам, когда уточняет: «Чтобы женщин, которых у греков называют пресвитерами (presbyterae), а у нас — вдовами, старицами (seniores), однобрач-ными и включенными в официальные списки (matriculae), в Церкви не было дозволено поставлять [словно рукоположенных] ([tamquam ordinatas] constitui non liceat)»58. Ферранд ставит знак равенства между вдовами и старицами на Востоке и Западе, свидетельствуя, что они включались в определенные списки и как-то поставлялись59.

Глосса на 15-й канон Халкидонского собора более позднего времени (IX—X вв., Боббио, Италия), с одной стороны, отождествляет диаконисс и аббатисс, а с другой — дает отсылку к словам ап. Павла о вдовах (хотя он ничего не сообщает о рукоположении их епископом), то есть отождествляет еще и с ними, добавляя, что такими были упоминаемые в Евангелии старицы, перенося акцент канона именно на преклонный возраст женщин: «Диаконисса — это аббатисса, которая по прошествии двадцати лет [своего служения] по предписанию [апостола] Павла рукополагается епископом через возложение рук [в возрасте] моложе сорока лет, чтобы наставляла всех женщин-христианок в вере и законе Божием — ведь такие были и в Ветхом Завете. О них и апостол [говорит]: "Вдова избирается не менее как шестидесятилетняя" (1 Тим 5. 9). Такими были и старицы (presbiterisse) в Евангелии, Анна восьмидесятилетняя (Лк 2. 36) — теперь же Халкидонский канон допускает [возраст в] сорок лет»60. «Прохирон законов, или Калабрийский Прохирон» (XII в.), назначая наказание за насилие над диа-кониссами, отождествляет их со старицами, опять же подчеркивая пожилой возраст «почтенных стариц (eîç xaÀoypaiaç), или диаконисс»61. В чине посвящения клириков («Порядок, по которому в Римской Церкви происходит включение в церковный чин» [Римский чин, IX в.]) уточнялось, что «тот же порядок приме-

57 Hier. 2 ер. ad Nep. 37; пер. по: Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев, 1884. Ч. 2 (в рус. пер. № 49).

58 Ferrand. Carthag. Brev. Canon. 221; пер. А. Постернака по: Concilia Africae a. 345 — a. 525 // Corpus Christianorum (CPL). Ser. Lat. (SL) 149 / C. Munier, ed. Turnhout, 1974. P. 305 (PL. 88. 829).

59 Одним из первых, если вообще не первым, кто поставил знак равенства между пре-свитидами, диакониссами и вдовами, то есть 11-м каноном Лаодикийского собора, свидетельством свт. Епифания и толкованием Ферранда, стал кальвинистский богослов М. Циммер-манн (1625-1689) (см.: Zimmermann M. Op. cit. P. 49-50).

60 Glossa in can. 15 Conc. Chalced., см.: Maassen F. Glossen des canonischen Rechts aus dem karolingischen Zeitalter // Wiener Sitzungsberichten. Philosophisch-Historische Klasse. Wien, 1877 (Jahrgang 1876). Bd. 84. S. 274; пер. А. Постернака.

61 Prochir. Leg. 59, см.: Prochiron Legum / F. Brandileone, V. Puntoni, ed. Roma, 1895 (Fonti per la storia d'Italia). Эта статья фактически повторяет 62-ю основного «Прохирона» и отражает, очевидно, византийскую традицию.

ним к женщинам-диакониссам и старицам (presbyterissae), которые получают благословение в тот же день»62.

Служение диаконисс не получило развития на Западе и было довольно рано (примерно к V в.) официально запрещено, однако особый статус некоторых пожилых женщин сохранялся, поскольку они выделялись в определенный разряд, и термин «старицы» мог использоваться для их обозначения. 5-й канон Римского собора (743) запрещал вступать в брак «с пресвитерой (presbyteram), диаконис-сой, отшельницей, то есть монахиней или [своей] крестной матерью»63. Собор ставит «пресвитер» на один уровень с монахинями, подчеркивая их особое призвание, связанное с хранением целомудрия и высокой молитвенной жизнью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Папа Григорий I (590—604) в Послании епископу Каральскому (Кальярскому)64 Януарию (июль 599 г.) разбирает судебную тяжбу монастыря Свв. Гавиния и Луксурия с аббатиссой Сирикой, завещавшей свое имущество не монастырю, а третьим лицам: «.упомянутая аббатисса не пожелала вплоть до дня своей кончины надевать монашеское одеяние (uestem monachicam), но осталась в тех одеждах (uestibus), в которые облачаются пресвитеры (presbyterae) того места»65. По письму видно, что пресвитеры — некая категория женщин, существовавшая в Каральских общинах и, видимо, в западной части Церкви в целом, поскольку папа Григорий не комментирует это понятие как эксклюзивное, однако женщин не монашествующих, так как «монашеское одеяние» и «одежды пресвитер» друг другу противопоставляются. Примечательно, что уже в «Декреталиях Григория IX» (X. 3. 26. 2, XIII в.), вошедших в «Корпус канонического права» (Corp. iur. can. 2, XVI в.), данный пассаж рассматривается в рамках исключительно монашеской дисциплины, а его смысл еще более затуманивается, так как «presbyterae» в корпусе уже читается как «presbyteri»66, то есть ставшее непонятным в средневековой церковной традиции слово «старицы» западные канонисты изменили в более ясном для них ключе.

В свою очередь Аттон (885—961), епископ Верцелльский (Верчелльский)67, в письме к пресвитеру Амвросию отождествляет древних диаконисс и пресвитер: «Итак. кого мы должны понимать в канонах под пресвитерой, или диакониссой (presbyteram, quidue diaconam)...». Далее он пишет о Фиве (Рим 16. 1-2) и ссылается на 11-й канон Лаодикийского собора, который, по его словам, запрещает именно это женское служение: «Полагаем, что этими служительницами были диакониссы (diaconas)». Далее он говорит о посвящении женщин, ссылаясь на 15-е постановление Халкидонского собора, и об их функциях, связанных с помощью священникам при крещении, ссылаясь на канон, бытовавший в Афри-

62 Ordo qualiter in Romana ecclesia sacri ordines fiunt [Ordo Romanus IX], см.: Monumenta de viduis, diaconissis virginibusque tractantia / J. Mayer, ed. Bonnae, 1938. P. 61-62.

63 Conc. Roman., can. 5, см.: Monumenta... P. 50-51; пер. А. Постернака.

64 Кальяри — южное побережье Сардинии.

65 Greg. Magn. Ep. Ianuario, episcopo Caralitano. См.: Gregorius Magnus. Registrum epistu-larum // Corpus Christianorum 1714 (CPL). Ser. Lat. (SL) 140a / D. Norberg, ed. Turnhout, 1982. P. 755; пер. А. Постернака.

66 См.: Ibáñez M. C. Sine Proprio. Estudio histórico-jurídico del voto de pobreza de los religiosos. Madrid, 2021. P. 74. Ref. 126.

67 Верчелли — город на севере Италии.

канских и Галльских Церквях: «Вдовы или монахини, избираемые для служения при крещении женщин, должны быть настолько подготовлены к [своей] должности, чтобы могли ясной и рассудительной речью наставлять невежественных и простых женщин, когда те готовятся принять крещение, в том, как следует во время крещения отвечать на вопросы и как, приняв крещение, [следует] жить»68. В силу того что данное служение уже не было актуальным для Аттона, в его тексте присутствует некоторая туманность, связанная с тем, что, с одной стороны, он отождествляет пресвитер и диаконисс, а с другой — различает их служения, хотя и сходные для него по сути: «Подобно тому как [женщины], которых называли пресвитерами (presbyterae), исполняли обязанность, [связанную] с проповедью, наставлением и обучением, точно так же служили и помогали при крещении диакониссы (sicut enim hae quae presbyterae dicebantur, praedicandi, iubendi uel edocendi, ita sane diaconae ministrandi uel baptizandi officium sumpserant), что ныне уже не имеет никакого смысла», так как крестят не взрослых женщин, а маленьких девочек, что не может вызывать смущения. Далее Аттон отрицает синонимичность понятий «аббатисса» и «диаконисса», так как последний термин является женской производной от слова «отец»: «Смысл этого слова выражает идею страха и в то же время любви, благоговения и душевного расположения. А что касается диакониссы, то под ней мы не подразумеваем никого другого, кроме как служительницу. Вот почему, раз уж название этой должности в некотором роде сохранилось и поныне, то с учетом того, в чем ныне состоит женское служение, мы можем считать диакониссами тех, кто достиг преклонного возраста и, сохраняя целомудрие, ведет благочестивую жизнь, добросовестно готовит священникам облатки для богослужения, охраняет двери в храм, моет каменные полы»69. Таким образом, исходя из тезиса Аттона, что пресвитера и диаконисса — синонимы, можно предположить, что к его времени так могла обозначаться престарелая церковная служка, хранящая целомудрие, следящая за порядком и чистотой в храме, а также выпекающая облатки. Е. Голубинский считал, что женщины, занимавшиеся выпеканием просфор («просфоропеки») существовали в древней Русской Церкви в домонгольский период и они были преемницами современных им диаконисс Константинопольской Церкви с аналогичными функциями70. Эту же идею поддерживает (в том числе со ссылкой на Аттона) и С. В. Троицкий71.

Наконец, последним свидетельством о пресвитерах следует признать слова Фомы Аквинского в одном из дополнений к «Сумме теологии», относящиеся уже к XIII в. Он рассуждает об обосновании невозможности принятия женщинами священства и говорит, что «даже в декретах упоминаются диаконисса и пресвитера (presbytera)». Фома дает отсылку на вышеназванный канон Ферран-

68 Statuta Ecclesiae Antiqua (398 г.), can. 12 = IV Concilium Carthaginense = Concilia Gal-liae, can. 100 (ок. 475 г.); пер. С. Емельяновой. См.: La colección canónica Hispana / G. M. Diez, F. Rodríguez, eds. Burgos, 1982. T. 3.

69 Atto Vercellens. Ep. 8: Ad Ambrosium sacerdotem (PL 134. Col. 114—115); пер. А. Постер-нака.

70 См.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1901. Т. 1. С. 468-470.

71 Троицкий С. В. Диакониссы в Русской Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования / С. Н. Баконина, отв. ред. М., 2013. С. 303-306.

да, сохранившийся как 19-й канон «Декрета Грациана» (первая половина XII в.): «Вдовы, или старицы, именуются пресвитерами» (uiduœ uel seniores presbiterœ appellantur)72. Только в «Декрете Грациана» они вместо «включенных в официальные списки (matriculae)» ошибочно названы matricuriae, то есть, по толкованию одной из глосс, «имеющими заботу о церковных делах»73. Таким образом, и формальный статус женщин, обозначающий их принадлежность к особому чину, раннесредневековой канонической традицией игнорировался. В толковании «Декрета», приписываемом ученику Грациана Паукапалеа («Summa Quoniam in omnibus rebus», 1144-1150), этот «новоизобретенный» канонистами термин (matricuriae) будет пониматься еще и как обозначающий жену пресвитера или женщину, принявшую по тем или иным причинам монашество: «А под пресвитерами (presbyteras) мы в Церкви подразумеваем обращенных женщин (conuersas), которые именуются матрикуриями (matricuriae), так как несут заботы, свойственные матерям: стирают одежду, выпекают хлеб и варят еду»74. Такое же толкование на этот канон «Декрета Грациана» приводит Руфин в «Сумме декретов» (ок. 1164 г.), и про пресвитеру (presbyteram) как жену пресвитера пишет автор «Парижской суммы на Декрет Грациана» (ок. 1168 г.)75. В «Декрете» ничего не сообщается о специфических функциях диаконисс, видимо, неизвестных средневековым канонистам76.

Очевидно, по времени последнее толкование Фомой понятий «пресвитера» и «диаконисса» основывается не на древних канонах и даже не на «Декрете Гра-циана», а на его собственном понимании этих женских служений, поэтому вряд ли может рассматриваться как соответствующее древним реалиям, поскольку диаконисса не могла произносить поучений в Церкви: «Речь идет о диакониссе, которая выполняет некую обязанность диакона, а именно произносит поучение в церкви, тогда как пресвитерой (presbytera) называют вдову, поскольку "пресвитер" — это то же, что "пожилой"»77. Во всяком случае в отношении пресвитер он опирается на канон Ферранда.

Таким образом, в восточных общинах Древней Церкви пожилые женщины с апостольских времен пользовались особым почетом за благочестивую жизнь и преклонный возраст. Этот факт сближал их с положением церковных вдов

72 Decret. Grat. Dist. 32, can. 19. См.: Decretum Gratiani. Excerptum / Ж. Friedberg, ed. Lip-siae, 1879. Corpus Iuris Canonici. Pars Prior. Romae, 2007. P. 96.

73 См.: Sedano J. Conclusion of the Millennium: Gratian's Synthesis // Becoming a Priest: Canonical Discipline and Criteria on Suitability for Candidates / Sz. A. Szuromi, N. Á. de las Asturias, eds. Berlin, 2019. P. 129. Ref. 4.

74 См.: Paucapalea. Summa über das Decretum Gratiani / J. F. von Schulte, Hrsg. Giessen, 1890; Aalen, 1965. S. 26. Цит. по: Sedano J. Op. cit. P. 129; пер. А. Постернака.

75 См.: Sedano J. Op. cit. P. 129-130. Ref. 17-18.

76 В «Декрете» о диакониссах лишь говорится, что они должны быть посвящаемы не младше 40 лет, то есть дана явная отсылка на 15 канон Халкидонского собора, — в остальных канонах сообщается о правах наследства диаконисс по Юстинианову законодательству, что они должны соблюдать целомудрие и что Мария [Магдалина] не была включена в их число, см.: Decret. Grat. Causa 11, Questio 1, can. 38; Causa 27, Questio 1, can. 30; Causa 1, Questio 1, can. 2.

77 Thomas Aquinas. Supplentum tertiae partis Summae theologiae. Qaestio 39. Art. 1 // Sancti Thomae Aquinatis, doctoris angelici, opera omnia, iussu impensaque Leonis XIII. P. M. edita. Ro-mae, 1906. T. 12. P. 72-73; пер. А. Постернака.

(«вдовиц»), в силу чего старицы также получали помощь от Церкви (хотя точно неизвестно, были ли они при этом собственно вдовами). Не исключено, что статусы стариц и вдов в общинах были настолько сходными, что принципиально не различались, и речь могла идти вообще об одной группе женщин. Старицы имели право наставлять более молодых женщин, готовить их к крещению, но само их именование «пресвитидами» («пресвитерами» в латиноязычных текстах) так и не стало, в отличие от понятий «диаконисса» и «вдова», обозначением женского институционального служения, хотя тенденция к этому существовала, о чем свидетельствует дискуссионный 11-й канон Лаодикийского собора. Данный факт еще важен тем, что косвенно указывает на отсутствие многообразия женских церковных служений: по сути, оно было одним по всей Церкви, но в регионах могло обозначаться по-разному (старица, вдова, диаконисса) или вообще не имело четкого именования повсеместно устоявшимися терминами, видимо, и из-за отсутствия привязки женского служения к литургическому. Большой вопрос, что из себя представляло женское служение в западных общинах, так как самые первые известные свидетельства о диакониссах (а именно в Галлии) здесь связаны с запретом на их посвящение, но в тех случаях, когда речь идет о старицах («пресвитерах»), раннесредневековые западные авторы вполне определенно подтверждают, что так обозначалась или жена пресвитера, или женщина строгого образа жизни, по сути монахиня, следившая за порядком и чистотой в храме, а также выпекавшая просфоры. Эволюция женского служения в Церкви, в первую очередь в ее западной части, таким образом, демонстрировала невозможность его дальнейшей институционализации и тем более сближения с литургическим.

Список литературы

Афанасьев Н., протопр. Пресвитиды или председательницы // Афанасьев Н., протопр. Церковь Божия во Христе: сб. ст. / сост. А. А. Платонов, В. В. Александров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 516-528. Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. — Репр.: Рига, 1992. — Париж: Издание Религиозно-педагогического кабинета при Православном Богословском институте в Париже, 1952.

Ветринский И. Я. Памятники древней христианской Церкви. СПб.: Тип. Деп. нар. просвещения, 1829. Т. 1. С. 182-191. Гидулянов П. В. Участие женщины в древнехристианском богослужении. Ярославль:

Типо-литогр. наследн. Э. Г. Фальке, 1908. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — Репр.: М., 2002. — М.: Университетская

тип., Страстной бульвар, 1901. Т. 1. Маслов И. Прекращение чина диаконисс в Церкви // Дух христианина, 1861-1862. Июнь. I отд. С. 697-713.

Постернак А. В., свящ. Вдовы и диакониссы в иерархии Древней Церкви // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 11-27. DOI: 10.15382/ЛигП202198.11-27. Постернак А. В., свящ. Женщины в западных церковных общинах в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья // Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции / ред. Г. Е. Захаров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 119-131.

Постернак А. В., свящ. Статус вдов в Первом послании апостола Павла к Тимофею (1 Тим 5. 3—16) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 13-36. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10101.

Служение женщин в Церкви: Исследования / С. Н. Баконина, отв. ред. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

Троицкий С. В. Диакониссы в Русской Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования / отв. ред. С. В. Баконина. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 303-334.

Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней Церкви. СПб.: А. П. Лопухин, 1899.

Achelis H. Altkirchliche Diakonissen // Realencyclopädie für protestantische Theologie und Kirche / J. Herzog, A. Hauck, Hrsg. 3. Aufl. Leipzig: I. C. Hinrichs, 1898. Bd. 4. S. 616-620.

Augusti J. C. W. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie. Leipzig: Dyk, 1830. Bd. 11. S. 212-222.

Back C. Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt: Peter Lang, 2015.

Bingham J. Origines sive antiquitates ecclesiasticae. 2 ed. Halae Magdeburgicae: Sumtibus Orphanotrophei, 1751. T. 1. Col. XXII. P. 351-368.

Colson J. La fonction diaconale aux origines de l'Église. P.: Desclée de Brouwer, 1960.

Daniélou J. The Ministry of Women in the Early Church. L.: Faith Press, 1974.

Dieckhoff A. W. Die Diakonissen der alten Kirche // Monatschrift für Diakonie und innere Mission. Hamburg, 1876-1877. Bd. 1. S. 289-309, 348-357, 394-408.

Eisen U. E. Amtsträgerinnen im frühen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Göttingen:Vandehoeck & Rupprecht, 1996 (Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte / A. M. Ritter, Hrsg. Bd. 61).

Howson J. S. Deaconesses or the Official Help of Women in Parochial Work and in Charitable Institutions. L.: Longman, Green, Longman & Roberts, 1862.

Ibáñez M. C. Sine Proprio. Estudio histórico-jurídico del voto de pobreza de los religiosos. Madrid: Dykinson, 2021.

Karras V. A. Priestesses or Priests' Wives: Presbytera in Early Christianity // St. Vladimir's Theological Quarterly. 2007. № 51 (2-3). P. 321-345.

Lafontaine P. H. Les conditions positives de l'accession aux ordres dans la première législation ecclésiastique (300-492). Ottawa: Éditions de l'Université d'Ottawa, 1963.

Martimort A.-G. Les Diaconesses: Essai historique. Roma: Edizioni liturgiche, 1982.

Pankowski A. J. C. De diaconissis. Commentatio archeology. Ratisbonae: Manz, 1866.

Sedano J. Conclusion of the Millennium: Gratian's Synthesis // Becoming a Priest: Canonical Discipline and Criteria on Suitability for Candidates / Sz. A. Szuromi, N. А. de las Asturias, eds. Berlin: Frank & Timme, 2019. P. 123-148.

Stark R. Women's Sanctity in the Church: An Histor^l Overview // A Cloud of Witness: Women's Struggle for Sanctity. Talks from an Orthodox Women's Conference / N. McLees, ed. Igo: The Valaam Society of America (Са^, 1992. P. 85-190.

Suicerus J. Thesaurus ecclesiasticus. 3 ed. Amsterdami: Wetstenios & Smith, 1746. Vol. 1. Col. 864-869.

Women Deacons? Essays with Answers / Ph. Zagano, ed. Collegeville (MT): Liturgical Press, 2016.

Wordsworth J. The Ministry of Grace. L.: Longmans, Green & co; N. Y.; Bombay, 1903.

Zimmermann M. De presbyterissis veteris ecclesiae commentariolus. Lipsiae: Sumptibus Christiani Emmerichii, 1704.

Zscharnack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1902.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2022. Vol. 104. P. 11-26 DOI: 10.15382/sturII2022104.11-26

Revd. Andrey Posternak, Candidate of Sciences in History, Professor, Dean of the Faculty of History and Philology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Moscow, Russia posternakav@inbox.ru https://orcid.org/0000-0003-1310-3503

The Older Women in the Early Church

A. Posternak

Abstract: The article studies the term "the older women" (npeoP^xiSeg, presbyterae) in the Early Christian Greek-speaking and Latin traditions. In eastern communities, the older women were honoured since apostolic times for their pious life and advanced age, which brought them closer to the position of church widows. Perhaps the older women and widows in general represented one order of women who received finacial assistance from the church, educated young women and prepared them for baptism. The designation of the older women presbytides has not become, unlike the concepts of "deaconesses" and "widows", the designation of women's institutional ministry, although there was a tendency to this (as it was evidenced by the controversial 11th canon of the Laodicean Council). In the Early Church, women's ministry was generally the same, but in the provinces it was called differently as the ministry of the older women, widows and deaconesses. It was therefore outside the established terminology and was not closely connected with the liturgical functions of women. It is not completely clear what women's ministry in western communities was, because in those cases when we refer to older women (presbytera), early mediaeval western authors already definitively confirm that these were either the wife of a presbyter, or a woman of ascetic lifestyle, in fact a nun, who overlooked the order and tidiness in the church, as well as baked wafers for Communion. The evolution of women's ministry in the church, primarily in its western part, demonstrated the impossibility of its further institutionalisation and convergence with liturgical ministry.

Keywords: older women, npeoP^xiSeg, presbyterae, widows, deaconesses, women's church ministry, Early Church.

Afanasiev N. (2015) "Presvitidy ili predsedatel'nitsy" [Presbytides, or chairwomen], in: N. Afa-nasiev, Tserkov'Bozhiia voKhriste [God's church in Christ], Moscow: PSTGU, 2015, pp. 516— 528 (in Russian).

Afanasiev N. (1952) Trapeza Gospodnia [Lord's feast]. Paris: Izdanie Religiozno-pedagogicheskogo kabineta pri Pravoslavnom Bogoslovskom institute v Parizhe (in Russian).

Back Chr. (2015) Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt: Peter Lang.

Bakonina S. (ed.) (2013) Sluzhenie zhenshchin v Tserkvi: Issledovania, Moscow: Izdatel'stvo PSTGU (in Russian).

Colson J. (1960) La fonction diaconale aux origines de l'Eglise. Paris: Desclée de Brouwer.

References

Daniélou J. (1974) The Ministry of Women in the Early Church. London: Faith Press.

Eisen U. (1996) "Amtsträgerinnen im frühen Christentum: Epigraphische und literarische Studien", in: A. Ritter (ed.), Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte, 61, Göttingen: Van-dehoeck & Rupprecht.

Ibânez M. (2021) Sine Proprio. Estudio historico-juridico del voto de pobreza de los religiosos. Madrid: Dykinson.

Karras V. (2007) "Priestesses or Priests' Wives: Presbytera in Early Christianity". St. Vladimir's Theological Quarterly, 51, 2007, pp. 321-345.

Lafontaine P. (1963) Les conditions positives de l'accession aux ordres dans la première législation ecclésiastique (300—492). Ottawa: Éditions de l'Université d'Ottawa.

Martimort A.-G. (1982) Les Diaconesses: Essai historique. Roma: Edizioni liturgiche.

Posternak A. (2020) "Status vdov v Pervom poslanii apostola Pavla k Timofeiu (1 Tim 5. 3-16)" [Widows' status in Apostle Paul's 1st Epistle to Timotheus]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, 1, 2020, pp. 13-36. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10101 (in Russian).

Posternak A. (2016) "Zhenshchiny v zapadnykh tserkovnykh obshchinakh v epokhu pozdnei Antichnosti i rannego Srednevekov'ja" [Women in western church communities in the period of Late Antiquity and Early Middle Ages], in: G. Zakharov (ed.), Bozhestvennaia vlast', tserkovnaia ierarkhiia i dukhovnyi avtoritet v rannekhristianskoi latinskoi traditsii [Divine power, church hierarchy, and spiritual authority in Early Christian Latin tradition]. Moscow: Izdatel'stvo PSTGU, 2016, pp. 119-131 (in Russian).

Posternak A. (2021) "Vdovy i diakonissy v ierarkhii Drevnei Tserkvi" [Widows and deaconesses in the hierarchy of the Ancient Church]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, II, 98, 2021, pp. 11-27 (in Russian).

Sedano J. (2019) "Conclusion of the Millennium: Gratian's Synthesis", in: Sz. Szuromi, N. Â. de las Asturias (edss), Becoming a Priest: Canonical Discipline and Criteria on Suitability for Candidates, Berlin: Frank & Timme, 2019, pp. 123-148.

Troitskii S. (2013) "Tserkovnosluzhitel'nitsy v Pravoslavnoi Tserkvi" [Female clergy in the Orthodox church], in: S. Bakonina (ed.), Sluzheniezhenshhin v Tserkvi:Issledovaniia [Women's ministry in the church: Studies], Moscow: Izdatel'stvo PSTGU, pp. 25-156 (in Russian).

Stark R. (1992) "Women's Sanctity in the Church: An Historical Overview", in: N. McLees (ed.), A Cloud of Witness: Women's Struggle for Sanctity. Talks from an Orthodox Women's Conference. Igo: The Valaam Society of America, pp. 85-190.

Zagano Ph. (ed.) (2016) Women Deacons? Essays with Answers. Collegeville (MT): Liturgical Press.

Статья поступила в редакцию 10.12.2021

The article was submitted 10.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.