Научная статья на тему 'ВДОВЫ И ДИАКОНИССЫ В ИЕРАРХИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ'

ВДОВЫ И ДИАКОНИССЫ В ИЕРАРХИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
380
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАКОНИССЫ / ВДОВЫ / ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ / ЖЕНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ / ЦЕРКОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Постернак Андрей Владимирович

В статье на широкой источниковой базе рассмотрен вопрос об институализации женских служений в Древней Церкви. Наиболее ранней организацией женщин в восточных и западных христианских общинах был чин вдов, в который включались, как правило, пожилые женщины, состоявшие в одном браке, хранившие целомудрие. Они не получали специального посвящения, молились за других членов общины, наставляли других женщин, помогали больным, получали материальную поддержку от Церкви и в силу этого занимали низшую ступень в клире. С III-IV вв. в Церкви распространяется служение диаконисс, которое, как и служение вдов, было связано с взаимодействием в церкви клириков-мужчин с женщинами. Неизвестно, каким образом служение диаконисс пришло на смену служению вдов, но поскольку функционал обоих женских институтов различался незначительно, этот вопрос следует признать несущественным. Уже в ранневизантийское время (V-VI вв.) статус диаконисс приравнивался к иподиаконскому и был высшим для женщины, посвятившей себя Богу. Диакониссы получали посвящение от епископа, носили диаконский орарь, однако были исключены из мужского клира и не выполняли никаких священнослужительных функций наподобие диаконских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WIDOWS AND DEACONESSES IN THE HIERARCHY OF THE EARLY CHURCH

This article deals with the issue of institutionalisation of women’s ministries in the Early Church using a broad source base. The earliest organisation of women in Eastern and Western Christian communities was the order of widows which included elderly and only once married women who kept chastity. They did not receive special ordination, prayed for other women of the community, instructed them in the faith, visited sick women, received financial support from the Church, and therefore occupied a lower degree in the clergy. From the 3rd - 4th centuries, the ministry of deaconesses was spreading widely in the Church, like the ministry of widows, which was due to the interaction of the male clergy and women in the Church. It is not known how the ministry of deaconesses came to replace the ministry of widows, but since the functions of both women’s institutions differed slightly, this issue should be considered insignifi cant. In the early Byzantine period (5th - 6th centuries), the status of deaconesses was equated to that of a subdeacons, highest for a woman who devoted herself to God. Deaconesses received ordination from the bishop, wore the diaconal orarion, but were excluded from the male clergy and did not perform any clerical functions like the deaconal ones.

Текст научной работы на тему «ВДОВЫ И ДИАКОНИССЫ В ИЕРАРХИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Священник Постернак Андрей Владимирович,

канд. ист. наук,

декан Историко-филологического факультета

2021. Вып. 98. С. 11-27

DOI: 10.15382/sturII202198.11-27

ПСТГУ

Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2 posternakav@inbox.ru

ORCID: 0000-0003-1310-3503

Вдовы и диакониссы в иерархии Древней Церкви

А. В. Постернак

Аннотация: В статье на широкой источниковой базе рассмотрен вопрос об ин-ституализации женских служений в Древней Церкви. Наиболее ранней организацией женщин в восточных и западных христианских общинах был чин вдов, в который включались, как правило, пожилые женщины, состоявшие в одном браке, хранившие целомудрие. Они не получали специального посвящения, молились за других членов общины, наставляли других женщин, помогали больным, получали материальную поддержку от Церкви и в силу этого занимали низшую ступень в клире. С III—IV вв. в Церкви распространяется служение диаконисс, которое, как и служение вдов, было связано с взаимодействием в церкви клириков-мужчин с женщинами. Неизвестно, каким образом служение диаконисс пришло на смену служению вдов, но поскольку функционал обоих женских институтов различался незначительно, этот вопрос следует признать несущественным. Уже в ранневизантийское время (V—VI вв.) статус диаконисс приравнивался к иподиаконскому и был высшим для женщины, посвятившей себя Богу. Диакониссы получали посвящение от епископа, носили диаконский орарь, однако были исключены из мужского клира и не выполняли никаких священнослужительных функций наподобие диаконских.

Ключевые слова: диакониссы, вдовы, Древняя Церковь, женское служение, церковная иерархия, церковные институты.

Институализация церковных служений в Древней Церкви происходила неравномерно и заняла достаточно длительный период, а некоторые церковные институты в силу разных причин со временем вообще перестали существовать: в контексте этих событий менялась и роль женщин в жизни церковных и монашеских общин. Поэтому вопрос о месте, которое занимали женщины (вдовы и диакониссы), облеченные определенными церковными обязанностями в иерархии Древней Церкви, является важным для понимания развития внутрицерков-ного устройства этой эпохи.

© Постернак А. В., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 11-27.

В историографии данный вопрос начал активно обсуждаться в XIX — первой половине XX в., когда сам факт подчиненного положения женщин относительно мужской церковной иерархии не ставился под сомнение1. Со второй половины XX в. выдвигались уже другие мнения, связанные с тем, что в ранних общинах женщины обладали достаточно большой свободой действий из-за отсутствия жесткой институциональной регламентации, но со временем, когда харизматические служения стали уходить в прошлое, женщины лишились этой свободы2. Иногда исследователи доходят до утверждений, что функционал диаконисс и диаконов был очень сходным3, а в Древней Церкви допускалось женское священство4, при этом все они в той или иной степени признают решающую роль в развитии женских служений авторитета писаний ап. Павла5. Следует признать, что, несмотря на обилие научной литературы6, именно положение вдов и диа-конисс как служительниц, имевших определенный функционал в раннецерков-ной иерархии, в ней подробно не рассмотрено. В данной статье сделана попытка обобщить максимальное количество свидетельств источников именно по этой проблеме и выяснить, как соотносилось служение женщин с их положением в иерархии и другими церковными служениями.

Первыми женщинами-служительницами в иерархии Древней Церкви были вдовы. Свидетельство о наличии в Церкви объединения вдов содержится в Послании апостола Павла к Тимофею (1 Тим 5. 3—16). Слова апостола являлись общим наставлением для призреваемых в Церкви благочестивых обездоленных

1 См., например: Achelis H. Altkirchliche Diakonissen // Realencyclopädie für protestantische Theologie und Kirche / J. Herzog, A. Hauck, Hrsg. 3. Aufl. Leipzig, 1898. Bd. 4. S. 616-620; Delling G. Paulus' Stellung zu Frau und Ehe. Stuttgart, 1931; Kalsbach A. Die altkirchliche Einrichtung der Diakonissen bis zu ihrem Erlöschen // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und für Kirchengeschichte. Freiburg am Breisgau, 1926. Bd. 22. Supplementheft; Zscharnack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Göttingen, 1902.

2 Bassler J. The Widows' Tale: a Fresh Look at 1 Tim 5: 3-16 // Journal of Biblical Literature. 1984. № 103. P. 23-41; Bremmer J. N. Maidens, Magic and Martyrs in Early Christianity. Collected Essays I. Tübingen, 2017 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 379); Da-vies St. L. The Revolt of the Widows: The Social World of the Apocryphal Acts. Carbondale; London, 1980; MacDonald D. Virgins, Widows, and Paul in Second Century Asia Minor // Society of Biblical Literature. Seminar Papers / P. Achtemeier, ed. 1979. Vol. 1. P. 169-184; Zamfir K. Men and Women in the Household of God. A Contextual Approach to Roles and Ministries in the Pastoral Epistles. Göttingen, 2013 (Novum Testamentum et Orbis Antiquus / Studien zur Umwelt des Neuen Testaments 103).

3 Women Deacons? Essays with Answers / Ph. Zagano, ed. Collegeville (MT), 2016; Macy G., Ditewig T., Zagano Ph. Women Deacons. Past, Present, Future. Mahwah (NJ), 2012.

4 Torjesen K. J. When Women Were Priests: Women's Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity. San Francisco, 1993; Eisen U. Women Officeholders in Early Christianity: Epigraphical and Literary Studies. Collegeville, 2000; Women and Ordination in the Christian Churches. International Perspectives / I. Jones, K. Thorpe, J. Wootton, eds. Norfolk, 2008; Site «Women Can Be Priests». URL: http://www.womenpriests.org/deacons/ deac_lists.asp (дата обращения: 03.12.2020).

5 Colson J. La fonction diaconale aux origines de l'Église. P., 1960; Kähler E. Die Frau in den paulinischen Briefen. Zürich, 1960; Martimort G. Deaconesses: An Historical Study. San Francisco, 1986.

6 Подробную библиографию см.: Служение женщин в Церкви: Исследования / отв. ред. С. Н. Баконина. М., 2013. С. 489-519.

женщин, отличавшихся по статусу от тех, кто был только объектом церковной благотворительности7, а такие на протяжении истории Древней Церкви постоянно находились на ее довольствии, видимо, не выполняя специфических функций. Например, в этом значении женщин упоминал церковный историк Евсе-вий (ок. 260—340), когда писал, что на попечении у Церкви находится полторы тысячи вдов8. Ему вторил Созомен (400—450), утверждая, что девы и вдовы были лишь по своей бедности приписываемы к клиру и получали материальное со-держание9. Следует уточнить, что далее под клиром имеются в виду активно действующие в нем люди, а не лица, исключительно находившиеся на иждивении Церкви. В этом смысле апостол уже давал определенную установку, подчеркивая, что истинной вдовой (вдовицей) на содержании Церкви может быть только женщина, состоявшая в одном браке, старше шестидесяти лет, воспитавшая детей и усердная к добрым делам.

Климент Александрийский (ок. 150—212) уже четко отделяет служение вдов от служения епископов, пресвитеров и диаконов: «В священных же книгах записано множество наставлений, касающихся отдельных лиц: одни [адресованы] пресвитерам, епископам и диаконам, другие — вдовам...»10. Ориген (185—284) в «Толковании на Евангелие от Матфея», рассуждая о лицах, удостаиваемых церковных власти или должности (rnç èxxÀnoiaç ûn£pox|v, £Îç xàç èxxÀnoiaoxixàç xaöioxao'öai àpx&ç), перечисляет епископов, диаконов и вдов, ссылаясь на соответствующие места из апостольских посланий (1 Тим 3. 1—3, 12; 5. 9). И хотя это комментарий на новозаветный текст, однако вдовы в нем поставлены в ряд со священнослужителями, обязанными быть однобрачными11. Эту же мысль он развивает в сохранившихся лишь в латинском переводе комментариях на Евангелие от Луки, утверждая, что «не только блуд, но и второй брак извергают из церковных степеней (ecclesiasticis dignitatibus), ибо ни епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вдова не могут быть второбрачными»12. В трактате «О молитве» он говорит о том, что свои обязанности (0ф£1^^) есть у каждой из этих трех групп, правда, не уточняя, моральные или практические13.

Сходной, но не идентичной была ситуация в Западных Церквах. Апологет Тертуллиан (ок. 150/170 — ок. 230), называя в трактате «О прещении против еретиков» вдов сразу после епископов и диаконов, восклицал: «Если епископ, диакон, вдова, дева, наставник или даже мученик отпадут от правила веры — неужели надо будет думать, что в ереси есть истина?»14. В труде «О целомудрии» он описывал принятие в храме покаяния грешника, повергавшегося ниц перед

7 См. подробнее: Back C. Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt, 2015; Постернак А. В., свящ. Статус вдов в Первом послании апостола Павла к Тимофею (1 Тим 5. 3—16) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 13-36. DOI: 10.24411/2224-53912020-10101.

8 Euseb. Hist. eccl. VI. 43. 11.

9 Sozom. Hist. eccl. V. 5.

10 Clem. Alexandr. Paedag. III. 12. 97. 2-3; пер. А. Постернака.

11 Orig. Comment. in Evang. Matth. XIV. 22.

12 Orig. Hom. in Luc. XVII. 10; пер. К. Максимовича.

13 Orig. De orat. XXVIII. 4.

14 Tert. De praescr. haer. 3. 5; пер. А. Столярова.

пресвитерами и именно вдовами15. В других сочинениях «О единобрачии»16 и «К жене» Тертуллиан утверждал, что заключение второго брака вредит вере, и в чин (т огШпеш) вдов может избираться по предписанию ап. Павла только однобрачная вдова, так как она чистый «жертвенник Божий»17. Последнее сравнение вдовы с жертвенником как получателя подаяния от Церкви перекликалось с ситуацией на Востоке. А возмутительная, с точки зрения Тертуллиана, история о включении в число вдов молодой девы лишь подтверждает тот факт, что чин вдов представлял из себя определенную организацию, в которую могла даже попасть женщина, не являвшаяся вдовой, но формально так называвшаяся18. Об этом же до Тертуллиана свидетельствовал священномученик Игнатий Антиохийский, или Богоносец ^ 107), в Послании к Смирнянам, когда приветствовал «дев, именуемых вдовами» (т&с; яар'дёуо'ис; т&с; Хгуоц^уад хфас;)19. Казус, описанный Тертуллианом, свидетельствовал еще о том, что материальная помощь от Церкви могла предоставляться и на незаконных основаниях. Сходный случай, правда, в более позднее время, в одном из писем описал св. Иероним Стридонский (340/350—420), упомянувший обиженную каким-то образом женщину, включенную в качестве компенсации за оскорбление в число вдов, получавших материальную поддержку от Церкви, не имея на это права. Св. Иеро-ним считал ситуацию заслуживавшей епископского суда, до решения которого женщину следовало отделить от сообщества вдов20. Епископ Юнкский Верекунд ^ 552) из африканской провинции Бизацена в «Комментариях на церковные песни» рассуждал, что «одно дело призвание священников, другое — левитов, третье — дев, четвертое — вдов, пятое — супругов»21. Во всех перечисленных случаях затруднительно делать выводы об определенной практической деятельности вдов на Востоке и Западе, хотя, очевидно, они, представляя собой некую корпорацию, имели определенный статус в Церкви как благочестивые женщины, которые хранили целомудрие и вели благочестивую молитвенную жизнь.

В «Церковных канонах апостолов» (III—IV вв.), претендовавших на апостольское преемство, скорее всего египетского происхождения, Спасителю приписываются следующие слова, адресованные апостолам: «Распределите по жребию области, сочтите число мест, достоинства епископов, места пресвитеров и их помощников диаконов, рассудительность чтецов, беспорочность вдов и все необходимое для основания Церкви»22. Далее от лица апостола Кифы (Петра) сообщается: «Пусть будут поставлены (ха'дюта^о'дюоау, тБШиаШиг) три вдо-

15 Tert. De pudicitia. 13. 7.

16 Ibid. De monog. 11. 1.

17 Ibid. Ad uxor. 7. 4.

18 Ibid. De virg. veland. 9. 5.

19 Ign. Antioch. Ad Smyrn. 6. 13. 1.

20 Hieronym. Ep. 92. 3.

21 Verecund. Iunc. Comm. in cant. Hieremiae. 11; пер. С. Емельяновой по изд.: Verecundi Iuncensis Commentarii super cantica ecclesiastica: Carmen de satisfactione paenitentia / Ed. R. De-meulenaere. Turnhout: Brepols, 1976.

22 Canon. apost. eccl. 1; пер. А. Постернака по изд.: Die allgemeine Kirchenordnung des 2. Jahrhunderts / Th. Schermann, Hrsg. Paderborn, 1914 (греч. текст); Doctrina duodecim apostolo-rum / Fr. X. Funk, ed. Tubingae, 1887 (лат. текст).

вы. Две — чтобы пребывать в молитве за всех... Одна, прислуживая страдающим от недугов, должна быть доброй диакониссой (£Ûôiàxovoç, bona ministra)...»23. В отличие от слов Оригена, вдовы хотя и упоминаются после епископов, пресвитеров и диаконов, но уже наряду с чтецами, и говорится об их функционале (две для молитвы, одна для помощи больным) и численности для местной Церкви. Впервые слова «вдова» и «добрая диаконисса» употреблены как синонимы, хотя нельзя утверждать, что последнее понятие было устоявшимся «техническим» термином. В сирийском «Завещании Господа» (IV или V вв.) при описании устройства Церкви также упоминались три вдовы, занимавшие, очевидно, почетные места в храме во время молитвы, но наряду с ними указано и точное число других клириков: «Известно, что в Церкви было двенадцать пресвитеров, семь диаконов, четыре иподиакона и три вдовы, занимавших места пред-седания». В копто-арабской версии того же фрагмента уточнялось: «трех вдов и псалмопевцев, которые должны были помогать священникам в служении»24.

С этими текстами перекликается сообщение другого апокрифического памятника — «Псевдоклиментины» (II в.), в котором от лица св. Климента Римского повествуется о путешествиях апостола Петра. Апостол «посвятил в епископы своего друга Маруна, человека вполне достойного, и назначил 12 пресвитеров, а также диаконов, установил сонм вдов (xnpixà ouoxnoà^£VOç)»25. Пространная редакция этого текста под названием «Встречи»26 сохранилась в латинском переводе Руфина (V в.), повторившем данный текст («Instituit etiam ordinem uiduarum»). Помимо уже понятного перечисления вслед за епископом пресвитеров и диаконов вновь упомянуты вдовы как один из ранних церковных институтов. Как и в «Церковных канонах», учреждение чина вдов приписывается апостолу Петру, а не Павлу. Еще один важный памятник — «Апостольское предание» Ипполита Римского, восходящий к III в., греческий оригинал которого не сохранился, но который ляжет в основу целого ряда канонических сборников, в том числе «Завещания Господа», «Постановлений Египетской Церкви» и других, — приводит очень важное уточнение относительно статуса вдов применительно к их посвящению: «Вдова, когда назначается, то не рукополагается (non ordinatur, X£ipOTOV£Ív), но избирается по имени... Пусть вдова назначается только [посредством произнесения] слова и присоединяется к остальным. Не возлагается же на нее рука потому, что она не приносит [Святые] Дары и не [совершает] Литургии. А посвящение да совершается над клиром ради Литургии — вдова же назначается для молитвы, а это — дело всех»27. Таким образом, вдовы определенно исключались из числа клириков-священнослужителей, хотя и приписывались к клиру, в общинах их могло быть немного, даже в некоторых фиксировалось определен-

23 Canon. apost. eccl. 21; ср.: 24; пер. А. Постернака.

24 Testament. Dom. I. 34; пер. С. Емельяновой по изд.: Testamentum Domini Nostri Jesu Christi / Rahmani Ignatius Ephraem II, patriarcha Antiochenus Surorum, ed. et lat. redd. Moguntiae, 1899.

25 Ps.-Clem. Hom. XI. 36. 2; пер. С. Емельяновой по изд.: Die Pseudoklementinen / J. Irm-scher, F. Paschke, B. Rehm, Hrsg. 2. Aufl. Berlin, 1969. Bd. 1 (GCS 42).

26 Ps.-Clem. Recogn. VI. 15.

27 Hippol. Trad. apost. 10 (Const. eccl. Aegypt., can. 37); пер. П. Бубуруза.

ное число (три вдовы) с распределением функций: одни молились, другие занимались благотворительной деятельностью.

Важнейшими памятниками, видимо, сирийского происхождения, в которых довольно подробно повествуется одновременно о статусе и вдов, и уже существовавших диаконисс, являются «Дидаскалия апостолов» (III в.) и основанные на ней «Апостольские постановления» (IV в.). Именно в «Дидаскалии» вдовы и диакониссы впервые рассматриваются в контексте символических сравнений: «Диакон же пусть предстоит по образу Христа — так его и почитайте. Диакониссу чтите как образ Святого Духа. А на пресвитеров взирайте как на апостолов. Вдов же и сирот считайте образом жертвенника»28. Этот краткий тезис развернут в «Апостольских постановлениях» более подробно: «А диакон пусть предстоит епископу, как Христос Отцу, и служит Ему во всем бешорочно, как Христос, ничего не делая Сам от Себя, всегда делает угодное Отцу. А диа-кониссу чтите как образ Духа Святого: она без диакона ничего пусть не делает и не говорит, подобно как и Утешитель ничего от Себя не говорит и не делает, но, славя Христа, ожидает Его воли, и, как нельзя уверовать во Христа без Духа учения, так никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диако-ниссы. Пресвитеров считайте представителями нас, апостолов, учителями бо-говедения... А вдов и сирот считайте вы образами жертвенника; а дев чтите как образ кадильницы и фимиама»29. В данном контексте вдовы фигурируют как объект благотворительности, а не как церковный институт, но, с другой стороны, диакониссы выступают как лица, зависимые от диаконов наподобие подчинения Святого Духа Христу. При спорности данного сопоставления очевидно, что функции диаконов и диаконисс в тексте рассматриваются как соподчиненные служения в клире, по крайней мере в плане практической деятельности. «Диакон не благословляет, не дает благословения, а получает его от епископа и пресвитера... Диаконисса не благословляет, но и ничего не совершает из того, что делают пресвитеры или диаконы: она стережет двери и служит пресвитерам при Крещении женщин для благоприличия. Диакон отлучает иподиакона, чтеца, певца, диакониссу, если это потребуется, когда пресвитер отсутствует. Но иподиакону непозволительно отлучать ни чтеца, ни певца, ни диакониссу, ни клирика, ни верного, ибо они суть служители диаконов»30. Диаконисса при этом получает посвящение, и «Апостольские постановления» определяют прерогативу их рукоположения исключительно как епископскую: «Не позволяем также пресвитерам рукополагать (x£ipOTOV£iv) диаконов, или диаконисс, или чтецов, или служителей, или певцов, или привратников, но одним епископам»31. В «Дидаскалии» диакониссы наряду с диаконами упоминаются как помощницы епископа, которых он сам избирает себе для решения церковных вопросов, связанных с женщинами: «Те, кто тебе (обращение к епископу. — А. П.) угоден

28 Didasc. II. 26. 5-8; пер. А. Постернака по изд.: Didascalia et Constitutiones Apostolorum / F. X. Funk, ed. Paderbornae, 1906. Vol. 1-2 (2 ed.: Turin, 1964).

29 Const. apost. II. 26. 5-8; рус. пер. по изд.: Постановления святых апостолов. Казань, 1864. Перевод отредактирован и приведен по рубрикации изд.: Les Constitutions apostoliques / B. M. Metzger, éd. P.: Éditions du Cerf, 1985. Vol. 1; 1986. Vol. 2; 1987. Vol. 3 (SC 320, 329, 336).

30 Const. apost. VIII. 28. 4, 6-8.

31 Ibid. III. 11. 3.

из всего народа, их избирай и посвящай в диаконы: мужчин, чтобы занимались многими необходимыми делами, а женщин — для служения женщинам», главным образом при их крещении пресвитерами32. В «Апостольских постановлениях» этот тезис повторяется33.

Вдовы в «Дидаскалии» пребывают в подчинении у диаконов и епископа, причем именно последний рассматривается как их непосредственный руководитель. «Итак, необходимо, чтобы вдовы были непорочными, покорными епископам и диаконам, почтительными перед епископом, боящимися [его] и трепещущими перед епископом как перед Богом, несвоевластны в чем-либо и ничего не [желающие] делать без распоряжения, а также без совета или приказа епископа, не желающими ходить к кому есть и пить, с кем-то поститься, или брать что у кого, или возлагать на кого руку и молиться, о чем выше мы сказали, без разрешения епископа или диакона... Знайте же, о сестры, что когда пастыри ваши вместе с диаконами своими нечто велят вам, то, слушаясь их, вы повинуетесь Богу. А если вы не будете слушаться совета епископов и диаконов, то те невиновны в ваших прегрешениях — ведь вы дадите отчет во всем, что сотворите по вашей собственной воле, как мужчины, так и женщины»34. С одной стороны, послушание клирикам показано как долг любого христианина, но во фрагменте совершенно очевидно речь идет именно о вдовах, поэтому предписание можно рассматривать как специально обращенное именно к ним. В «Апостольских постановлениях» в аналогичном фрагменте сделана дополнительная вставка о диакониссах, которые во времена «Дидаскалии», хотя уже и существовали, но еще не занимали определенного положения в этой иерархии: «Итак, вдовы должны быть степенны, покорны епископам и пресвитерам и диаконам, а к тому же — диакониссам. сверх постановления ничего не желающие делать без воли диакона, как то: ходить к кому есть и пить у него или брать что у кого. Да будут же вдовы готовы повиноваться заповеданному им от высших, и да поступают по постановлению епископа, повинуясь ему, как Богу»35 — они выступают как особая категория женщин, подчиненных диа-кониссам и всем вышестоящим клирикам-мужчинам, среди которых епископ оказывается, естественно, последней инстанцией. В «Дидаскалии» содержится оригинальный фрагмент, которого нет в «Апостольских постановлениях»: «Итак, епископы и диаконы, внимательно следите за жертвенниками Христовыми, то есть вдовами и сиротами, со всем усердием оказывая попечение о тех женщинах, кто получает [помощь], тщательно исследуя, каковы тот или та, кто ее оказывает»36. Таким образом, если диакониссы выступают как практические помощницы епископов в отношении женщин, то власть последних над вдовами была связана с нравственным контролем за выделением им материальной помощи и ее распределением: в частности, клирики должны были представлять себе моральный облик тех, кто жертвовал, и нравственный уровень жизни вдов

32 Didasc. III. 12. 1, ср.: III. 13. 1.

33 Const. apost. III. 16. 1, ср.: III. 19. 1.

34 Didasc. III. 8. 1, 4.

35 Const. apost. III. 8. 1, 3.

36 Didasc. IV. 5. 1.

как «жертвенников Божиих», на которые приносится дар, чему в «Дидаскалии» посвящен достаточно пространных пассаж37.

Исключительно в «Апостольских постановлениях» содержится описание порядка причастия клириков и мирян: «...пусть причащается епископ, потом — пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами — диакониссы, девы, вдовы, потом дети, а затем весь народ по порядку.»38. Возможно, это косвенное указание на своего рода иерархию церковных обязанностей (а соответственно, и разность статусов) среди женщин в церковной общине: примечательно, что девы стоят после диаконисс и перед вдовами, то есть хранение целомудрия рассматривалось как более существенная обязанность, чем жизнь и действия вдов, находившихся на содержании Церкви. При том что и дева, и вдова по «Апостольским постановлениям» «не рукополагается» (ой xsipOTOvmai), то есть они никак не посвящались39. Диакониссы наряду с иподиаконами, чтецами, певцами получали часть от приношений в храм, тогда как вдовы с девами в этом не участвовали: «Благословения, составляющие избыток в Тайнах, диаконы, по мысли епископа или пресвитеров, пусть разделяют клиру: епископу четыре части, пресвитеру три части, диакону две части, а прочим, иподиаконам или чтецам, или певцам, или диакониссам, одну часть»40. В арабском переводе «Дидаскалии» с коптского («Арабской Дидаскалии»), сделанном в XIII в., понятия вдовы и диакониссы вообще отождествляются: «Епископ пусть совершает литургию при открытой завесе и находящихся в алтаре пресвитерах, диаконах и иподиаконах, чтецах и вдовах, которые являются диакониссами...»41. Возможно, такие пересекающиеся сведения о статусе и деятельности вдов и диа-конисс в «Дидаскалии» и «Апостольских постановлениях» связаны с тем, что институт вдов в III—IV вв. начал сосуществовать с новым институтом диаконисс, и если вдовы как объект благотворительности и группа благочестивых однобрач-ных женщин сложилась уже давно, то положение диаконисс в церковной иерархии только оформлялось.

В следующем памятнике, который сохранился в сирийском переводе, а не в греческом подлиннике, — «Завещании Господа» (IV или V в.), — вдовы и диа-кониссы также упомянуты совместно. «Епископ совершает Приношение за завесой с пресвитерами, диаконами, церковными вдовами, иподиаконами, диакониссами, чтецами и теми, кто обладает харизмами. Первым в середине да стоит епископ, сразу за ним пусть станут пресвитеры с одной и с другой стороны: непосредственно за пресвитерами, находящимися по левой стороне, располагаются вдовы, а за пресвитерами по правой стороне пусть стоят диаконы, за ними — чтецы, а за чтецами — иподиаконы, а за иподиаконами — диакониссы»42. Примечательно, что вдовы стоят отдельно от клириков, а диакониссы занимают последнее место после диаконов, чтецов и иподиаконов. В копто-арабской версии

37 Didasc. IV. 5-8.

38 Const. apost. VIII. 13. 4.

39 Const. apost. VIII. 24. 2; 25. 2.

40 Const. apost. VIII. 31.

41 Didasc. arab. 38. 21; пер. С. Емельяновой по изд.: Didascalia et Constitutiones Apostolo-rum... Vol. 2.

42 Testament. Dom. I. 23.

этого же фрагмента есть разночтение, когда говорится о порядке причащения во время Литургии: «.епископ, затем пресвитеры, потом диаконы, следом за ними вдовы, затем чтецы, иподиаконы, далее те, кто изобилует харизмами, новокрещеные [и] дети. Народ же [причащается] в следующем порядке: пожилые, девы [или безбрачные], затем остальные. Из женщин: сначала диакониссы, потом остальные». Вдовы причащаются после диаконов, но перед чтецами и иподиаконами. Тогда как диакониссы приступают к Св. Тайнам вместе с народом: не очень понятно по тексту, в каком порядке среди мирян, однако точно первыми среди женщин. В ектеньи в чинопоследовании посвящения диакона43 прошение об иподиаконах, чтецах и диакониссах стоит после отдельных прошений о епископах, пресвитерах, диаконах и неких «старицах» (presbyteris). Даже если под старицами понимать вдов, то опять же диакониссы стоят на одном уровне с низшими церковнослужителями.

Очевидно, в «Завещании» вдова — это женщина, посвященная (ordinetur) на это служение после долгой одинокой и воздержной жизни без мужа, пребывающая «у алтаря», облеченная особыми полномочиями наставлять и катехизи-ровать готовящихся к крещению женщин и тех, кто готов вести целомудренную жизнь. Для вразумления непокорных она приглашает «пожилых женщин», очевидно, вышеупомянутых стариц. Именно вдове дано право тщательно проверять диаконисс (diaconissasque perquirat); в воскресные дни в сопровождении одного или двух диаконов она посещает больных женщин44. Вдовы, таким образом, выступают как церковнослужительницы, по статусу даже выше, чем диакониссы, а старицы — как авторитетные женщины, которые в крайнем случае приходят на помощь вдовам, если те не справляются со строптивыми женщинами. Главным делом вдовы признавалась непрестанная молитва, особенно в праздничные дни, в окружении женщин, хранящих девство45. Очевидно, у вдов было особое место в храме, где они занимали «места председания»46. Сходную ситуацию отражает апокрифический памятник того же времени (IV—V вв.) «Деяния апостола Филиппа», происходящий из малоазийской монастырской среды (по одной из версий — из общины энкратитов), в котором упомянут мифический пес Кер-бер, терзающий в преисподней грешников за то, что «они хулили священников, стариц (np£oP^xiôaç), воздержников, диаконов, диаконисс и дев»47. «Старицы» упомянуты после пресвитеров, но перед диаконами и диакониссами (возможно, именно это служение в 357—368 гг. упразднялось решением Лаодикийско-го собора «о том, что не следует поставлять в Церкви так называемых стариц [¡npeoPtiTiôaç], или председательниц»)48. Несмотря на особый статус вдов и стариц, именно диаконисса должна была отнести беременной женщине в дом Причастие, когда та не могла посетить службу49. Очевидно, что хотя по «Завещанию

43 Testament. Dom. I. 35.

44 Testament. Dom. I. 40.

45 Testament. Dom. I. 42.

46 Testament. Dom. I. 43; II. 8.

47 Acta Philippi. I. 12. 9; пер. С. Емельяновой по изд.: Acta Philippi [Cod. Xenophont. 32] / F. Amsler, F. Bovon, B. Bouvier, eds. Turnhout: Brepols, 1999.

48 Conc. Laod., сan. 11.

49 Testament. Dom. II. 20.

Господа» диакониссы занимали подчиненное положение по отношению к вдовам, они имели с ними сходные функции и статус. Само «Завещание», таким образом, отражало специфический этап развития женского служения, когда диа-кониссы как категория служащих женщин постепенно выделялись именно из состава вдов.

«Кодекс Феодосия» и «Свод гражданского права» Юстиниана (а именно «Новеллы») отражают новый этап развития церковной иерархии в ранневи-зантийский период, когда институт вдов как таковой уже не существует (о его прямом запрете на Западе есть свидетельство лишь в одном из посланий папы Геласия от 494 г.)50, а понятие «вдова» используется как синонимичное в отношении диаконисс, которые уже, безусловно, являются частью клира со своими правами. В «Кодексе Феодосия» при перечислении наследственных прав клириков после их смерти диаконисса идет вслед за епископом, пресвитером и диаконом, но перед иподиаконом и монахами: «епископ, или пресвитер, или диакон, или диакониса, или иподиакон, или клирик какого-нибудь другого достоинства, или монах, или женщина, которые посвятили себя уединенной жизни.»51. В «Предисловии» к 3-й Новелле Юстиниана, с тем чтобы содержание клириков в Константинополе не превращалось в финансовое бремя для Церкви, оговаривалось для каждого храма подходящее число «пресвитеров, диаконов и диаконисс, иподиаконов и, с другой стороны, певцов, чтецов и привратников»52. Очевидно, диакониссы по статусу оказывались перед иподиаконами и, соответственно, выше чтецов и певцов. Эта последовательность в перечислении сохранится и в первых двух главах той же Новеллы, когда речь шла о перечислении конкретного числа клириков53. Видимо, такой перечень был если не своего рода «номенклатурным», то по крайней мере устоявшимся в юридической практике. Диаконисса наряду с клириками и монашествующими в случае юридического разбирательства подлежала епископскому суду: «Если кто-нибудь вчинит какой-либо иск против некоего клирика, или монаха, или диакониссы, или монахини, или постницы, пусть он прежде известит об этом преподобнейшего епископа, которому подчинен каждый из них, а тот пусть рассмотрит [возникшую] между ними тяжбу»54. В данном фрагменте важно еще то, что диаконисса упомянута первой среди разного рода монашествующих женщин. Такой перечень повторится в 28-й главе той же Новеллы55; в 37-й речь пойдет о «клириках, диаконис-сах и постницах»56; в 43-й фигурируют «постница, диаконисса, монахиня или женщина благочестивого образа жизни»57. В 13-й главе диаконисса упомянута после епископа, клирика и «служителя другого церковного чина»58. Папа Григорий I (590-604) перефразировал текст 43-й главы в одном из своих писем,

50 Gelas. Epist. 14, can. 13.

51 Cod. Theod. V. 3. 1, 15 декабря 434 г.; пер. А. Коптева.

52 Iust. Nov. III. Praef.; пер. А. Постернака.

53 Iust. Nov. III. 1; 2.

54 Iust. Nov. CXXIII. 21; пер. К. Максимовича.

55 Iust. Nov. CXXIII. 28.

56 Iust. Nov. CXXIII. 37.

57 Iust. Nov. CXXIII. 43.

58 Iust. Nov. CXXIII. 13. 3.

по сути признавая его действие в своей юрисдикции, когда настаивал на том, что имеющий «иск в отношении некоего клирика, или монаха, или диаконис-сы, или монахини, или постницы» должен обращаться к епископу, которому те подчиняются59. Примечателен комментарий Афанасия Эмесского Схоластика, автора сокращенного варианта Новелл для практикующих юристов (между 572 и 577 гг.), о том, что диаконисса должна соблюдать «канонические правила по подобию рукополагаемых клириков»60. Византийское право уже не знает вдов, а диакониссы выступают в качестве низших клириков наряду с иподиаконами и стоят выше монашествующих женщин.

В раннесредневековых чинах посвящения диаконисс на Востоке и Западе (VIII-IX вв.) и более поздних свидетельствах византийских канонистов Феодора Вальсамона и Матфея Властаря говорилось о том, что оно проходило, очевидно, рядом с престолом в алтаре, диакониссам возлагался на шею диаконский орарь двумя концами вперед, а сами они при Причастии брали в руки чашу как диа-коны61. Насколько такая практика могла отражать реалии более раннего времени, трудно утверждать, поскольку диакониссы находились на одной ступени с иподиаконами, не включавшимися в разряд священнослужителей уже в древности, о чем однозначно свидетельствовал принадлежавший антиохийской богословской школе епископ Феодор Мопсуестийский (350-428) в толковании на Первое послание апостола Павла к Тимофею62. С другой стороны, на примере послания папы Зосима епископу Исихию Салонскому (418) очевидно, что в Церкви того времени уже сложилась практика последовательного прохождения иерархических должностей с определенными сроками: чтецов, аколитов, иподиаконов, диаконов, пресвитеров, епископов. О наличии аналогичной иерархии среди женщин или присутствии в них диаконисс не говорится ничего из-за других задач, которые стояли перед Зосимом63. Впрочем, послание папы могло в большей степени отражать особенности именно западной традиции, в которой диакониссы как таковые перестали существовать довольно быстро, о чем свидетельствовали каноны галльских Соборов64, а сохранившиеся чины поставлений отражали практику перехода к посвящению монашествующих женщин65.

Таким образом, следует подвести итог вышесказанному. Во II-III вв. одной из категорий обездоленных людей, находившихся на попечении Церкви, были

59 Greg. I Magn. Ep. XIII. 49.

60 Athanas. Schol. Novellae const. [19] 1. 1. 9; пер. С. Емельяновой по изд.: Das Novellensyn-tagma des Athanasios von Emesa. Fankfurt am Main, 1989 (Forschungen zur Bysantinischen Rechtgeschichte 16).

61 Евхологий Барберини гр. 336 / изд., предисл. и примеч. Е. Велковской, С. Паренти; пер. С. Голованова. Омск, 2011. С. 171-173, 384-386; Theodoras Balsamon. Responsa ad interrogations Marci. 35; Blastares Mattheus. Syntagma alphabeticum. Г. Cap. XI. Более подробно см.: Служение женщин в Церкви: Источники / сост. свящ. А. В. Постернак. М., 2015. С. 294-325.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62 Theod. Mopsuest. Comm. in 1 Tim 3. 8-15.

63 Zosimus. Ep. IX. 5. Автор выражает признательность доценту ПСТГУ Г. Е. Захарову за предоставленную ссылку и общие замечания, высказанные по данной статье.

64 См., в частности, постановления галльских соборов с конца IV по VI в.: 1 Conc. Araus. (441 г.), сan. 26; Syn. Nem. (394 г.), сan. 2; Conc. Epaon. (517 г.), сan. 21; 2 Cona Aurel. (533 г.), сan. 18.

65 См. подробнее: Служение женщин в Церкви: Источники. С. 294-300.

вдовы. Из этой среды пожилых женщин, отличавшихся строгой целомудренной и благочестивой жизнью, постепенно сформировался церковный институт вдов (вдовиц), то есть женщин, не просто лишившихся мужа, а еще имевших определенный функционал. Вдовы, упоминаемые после епископов, пресвитеров и диаконов, очевидно, находились на низших ступенях церковной иерархии и избирались из тех, кто состоял в прошлой семейной жизни только в одном браке. Они имели функции, связанные со взаимодействием с другими женщинами в общине (например, посещение христианок в языческих домах). Более того, «Псевдоклиментины», «Встречи» и «Церковные каноны апостолов» свидетельствуют об объединении вдов именно как об определенном церковном учреждении, основанным ап. Петром, а не Павлом, во всяком случае, восходящим к апостольской эпохе. Именно в связи с функционалом, а не максимальным числом людей, которых была способна материально содержать община, определялось и их количество, необходимое для правильного устройства внутренней жизни, как уточняют «Церковные каноны»: две вдовы для молитвы, одна — для практической помощи больным женщинам («добрая диаконисса»). «Завещание Господа» подтверждает это число, называя трех вдов как имеющих особый статус в общине и «занимающих места председания». Согласно этому памятнику вдовы по статусу явно выше диаконисс, они стоят ближе к пресвитерам, причащаются вслед за клириками, катехизируют женщин, посвящаются у алтаря (хотя и не рукополагаются), занимают особые «места председания» в храме, могут даже испытывать диаконисс. Возможно, и сами вдовы в таком контексте были своего рода «старшими диакониссами».

В «Дидаскалии», «Апостольских постановлениях», относящихся к более позднему времени (Ш—1У вв.), вдовы как объект благотворительности фигурируют уже вместе с диакониссами. Вдовы подчинены епископам, пресвитерам, диаконам, а также диакониссам (без их разрешения не могут посещать дома, молиться за других), причащаются последними среди женщин, имевших особые служения. Тогда как диакониссы определенно стоят выше вдов и, по сути, занимают место в церковной иерархии наряду с чтецами и иподиаконами, но ниже диаконов. В отличие от вдов, у них определенный функционал (помощь при крещении, организация порядка в храме), они, как чтецы, служители, певцы и привратники, рукополагаются только епископом (видимо, через посвящение, в современном понимании идентичное хиротесии, не дающей права священнослужения, но включающей посвящаемого в число церковнослужителей) и возглавляют своего рода «женскую иерархию»: они причащаются перед девами и вдовами. При перераспределении избытков в Святых Тайнах (видимо, речь шла о неиспользованных при совершении таинства хлебе и вине) диакониссы, как и иподиаконы, могут претендовать на одну часть, в отличие от епископов и пресвитеров.

Таким образом, в описанных памятниках вдовы и диакониссы упоминаются совместно, при этом если в «Дидаскалии» и «Апостольских постановлениях» у вдов уже нет особых полномочий, которые теперь остаются за диакониссами, то в «Завещании Господа», наоборот, именно у вдов они есть, а диакониссы оказываются на одном уровне с низшими клириками, и их функционал четко не обозначен. В источниках могли отразиться реалии переходного состояния в церков-

ной иерархии, когда служение вдов окончательно институализировалось и уже сохранялось в виде деятельности диаконисс или полномочия тех и других женщин стали совпадать, о чем, впрочем, свидетельствуют и арабо-коптские версии текстов, и свт. Епифаний Кипрский (ок. 315—403) в трактате «Против ересей, или Панарион», утверждая, что диаконисс когда-то называли вдовами66.

В научной литературе вопрос о сосуществовании института вдов и диаконисс является дискуссионным. Первоначально (начиная с XVII—XVIII вв.) авторы отождествляли оба служения, считая, что во всех случаях упоминания вдов и диаконисс — это синонимы67. Другие полагали, что оба служения параллельно сосуществовали с апостольской эпохи68. Третья точка зрения связана с последовательной сменой двух служений, согласно которой диакониссы постепенно, начиная с III в., сменяют вдов в христианских общинах69. Последняя позиция представляется более обоснованной, но с определенным уточнением: в обоих случаях относительно вдов и диаконисс речь идет о медленном и до конца не очень понятном, но целостном процессе институализации женского служения внутри Церкви, когда определялись статус и функционал женщин. Естественно, что изначально с апостольской эпохи объединения вдов в наибольшей степени отвечали условиям этого процесса, тогда как диакониссы с III—IV вв. окончательно заняли некую «формальную» нишу в церковной иерархии. Правильнее говорить о естественном процессе развития служения, которое, по сути, оставалось единым, связанным с необходимостью для женщин хранить целомудрие и помогать клирикам-мужчинам, а вопрос о возникновении, развитии или последовательной смене служений вдов и диаконисс во времени и пространстве следует увязать главным образом с техническим использованием обоих терминов, которые могли или последовательно сменять друг друга, или определенное время сосуществовать, что, в свою очередь, отражало иерархическую дифференциацию в рамках единой группы женщин-служительниц.

66 Epiphan. Adv. haeres. [Panarion]. 79. 4.

67 Morinus J. Commentarius de Sacris Ecclesiae ordinationibus, secundum antiquos et recen-tiores, latinos, grecos, syros et babylonios, in tres partes distinctus. P., 1655. P. 182-192; Bingham J. Origines sive antiquitates ecclesiasticae. 2 ed. Halae Magdeburgicae, 1751. T. 1. Col. XXII. P. 351-368; Suicerus J. Thesaurus ecclesiasticus. Traiecti ad Rhenum. 3 ed. [Amsterdami], 1746. Vol. 1. Col. 864869; Ветринский И. Я. Памятники древней христианской Церкви. СПб., 1829. Т. 1. С. 182-191; Augusti J. C. W. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie. Leipzig, 1830. Bd. 11. S. 212-222; Pankowski A. J. C. De diaconissis. Commentatio archeo^g^. Ratisbonae, 1866; Lüdwig A. Weibliche Kleriker in der altchristlichen und frühmittelalterlichen Kirche. München, 1910 (Theologischpraktische Monatschrift 20); Colson J. Op. cit.

68 Dieckhoff A. W. Die Diakonissen der alten Kirche // Monatschrift für Diakonie und innere Mission. Hamburg, 1876-1877. Bd. 1. S. 289-309, 348-357, 394-408; Zscharnack L. Op. cit.; Мыш-цын В. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909. С. 244-246; Leipoldt J. Die Frau in der antiken Welt und im Urchristentum. Leipzig, 1954. 2. Aufl. Leipzig, 1955; Daniélou J. The Ministry of Women in the Early Church. L., 1974.

69 Achelis H. Op. cit. S. 616-620; Kalsbach A. Op. cit.; Добронравов Н., прот. Диакониссы в древнем христианстве. Сергиев Посад, 1912; Троицкий С. В. Церковнослужительницы в Православной Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования / отв. ред. С. Н. Бако-нина. М., 2013. C. 25-156; Rosambert A. La veuve en droit саnonique jusqu'au XIV siècle. P., 1923; Davies J. G. Deacons, Deaconesses and the Minor Orders in the Patristic Period // Journal of the E^^ast^l History. Саmbridge, 1963. T. 14. P. 1-15.

К V—VI вв., то есть ко времени унификации церковно-государственного византийского законодательства, чин вдов перестает существовать, а диаконис-сы, согласно «Своду гражданского права», занимают позиции низших клириков, которые непосредственно в священнослужении не участвуют, но наподобие иподиаконов являются участниками общественных богослужений и субъектами права по наследственным и имущественным делам. Они находятся в юрисдикции правящего епископа, приписаны к конкретным храмам или монастырям. Особенно строго прописывались правила, связанные с необходимостью соблюдения женщинами целомудрия. Трудно говорить в этот поздний период об иерархии женских церковных чинов, скорее всего из-за отсутствия более низких по статусу разрядов женщин-церковнослужительниц, — во всяком случае, диа-кониссы стоят выше монахинь и постниц, занимая положение исключительно среди не священно-, а именно церковнослужительных степеней.

Список литературы

Ветринский И. Я. Памятники древней христианской Церкви. СПб., 1829. Т. 1. С. 182—191. Добронравов Н., прот. Диакониссы в древнем христианстве Сергиев Посад, 1912. Мышцын В. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909. С. 244-246.

Постернак А. В., свящ. Статус вдов в Первом послании апостола Павла к Тимофею (1 Тим 5. 3-16) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 13-36. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10101. Служение женщин в Церкви: Источники / сост. свящ. А. В. Постернак. М., 2015. Троицкий С. В. Церковнослужительницы в Православной Церкви // Служение женщин

в Церкви: Исследования / отв. ред. С. Н. Баконина. М., 2013. C. 25-156. Achelis H. Altkirchliche Diakonissen // Realencyclopädie für protestantische Theologie und

Kirche / J. Herzog, A. Hauck, Hrsg. 3. Aufl. Leipzig, 1898. Bd. 4. S. 616-620. Augusti J. C. W. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie. Leipzig, 1830. Bd. 11. S. 212-222.

Back C. Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt, 2015.

Bassler J. The Widows' Tale: a Fresh Look at 1 Tim 5: 3-16 // Journal of Biblical Literature. 1984. № 103. P. 23-41.

Bingham J. Origines sive antiquitates ecclesiasticae. 2 ed. Halae Magdeburgicae, 1751. T. 1. Col. XXII. P. 351-368.

Bremmer J. N. Maidens, Magic and Martyrs in Early Christianity. Collected Essays I. Tübingen,

2017 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 379). Colson J. La fonction diaconale aux origines de l'Église. P., 1960. Daniélou J. The Ministry of Women in the Early Church. L., 1974.

Davies J. G. Deacons, Deaconesses and the Minor Orders in the Patristic Period // Journal of the

E^^ast^l History. Саmbridge, 1963. T. 14. P. 1-15. Davies St. L. The Revolt of the Widows: The Social World of the Apocryphal Acts. Carbondale; L., 1980.

Delling G. Paulus' Stellung zu Frau und Ehe. Stuttgart, 1931.

Dieckhoff A. W. Die Diakonissen der alten Kirche // Monatschrift für Diakonie und innere

Mission. Hamburg, 1876-1877. Bd. 1. S. 289-309, 348-357, 394-408. Eisen U. Women Officeholders in Early Christianity: Epigraphical and Literary Studies.

Collegeville, 2000. Kähler E. Die Frau in den paulinischen Briefen. Zürich, 1960.

Kalsbach A. Die altkirchliche Einrichtung der Diakonissen bis zu ihrem Erlöschen // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und für Kirchengeschichte. Freiburg am Breisgau, 1926. Bd. 22. Supplementheft.

Leipoldt J. Die Frau in der antiken Welt und im Urchristentum. Leipzig, 1954. 2. Aufl. Leipzig, 1955.

Lüdwig A. Weibliche Kleriker in der altchristlichen und frühmittelalterlichen Kirche. München, 1910 (Theologisch-praktische Monatschrift 20).

MacDonald D. Virgins, Widows, and Paul in Second Century Asia Minor // Society of Biblical Literature. Seminar Papers / P. Achtemeier, ed. 1979. Vol. 1. P. 169-184.

Macy G., Ditewig T., Zagano Ph. Women Deacons. Past, Present, Future. Mahwah (NJ), 2012.

Martimort G. Deaconesses: An Historical Study. San Francisco, 1986.

Morinus J. Commentarius de Sacris Ecclesiae ordinationibus, secundum antiquos et recentiores, latinos, grecos, syros et babylonios, in tres partes distinctus. P., 1655. P. 182-192.

Pankowski A. J. C. De diaconissis. Commentatio archeology. Ratisbonae, 1866.

Rosambert A. La veuve en droit саnonique jusqu'au XIV siècle. P., 1923.

Suicerus J. Thesaurus ecclesiasticus. Traiecti ad Rhenum. 3 ed. [Amsterdami], 1746. Vol. 1. Col. 864-869.

Torjesen K. J. When Women Were Priests: Women's Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity. San Francisco, 1993.

Women and Ordination in the Christian Churches. International Perspectives / I. Jones, K. Thorpe, J. Wootton, eds. Norfolk, 2008.

Women Can Be Priests. URL: http://www.womenpriests.org/deacons/deac_lists.asp (дата обращения: 03.12.2020).

Women Deacons? Essays with Answers / Ph. Zagano, ed. Collegeville (MT), 2016.

Zamfir K. Men and Women in the Household of God. A Contextual Approach to Roles and Ministries in the Pastoral Epistles. Göttingen, 2013 (Novum Testamentum et Orbis Antiquus / Studien zur Umwelt des Neuen Testaments 103).

Zscharnack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Göttingen, 1902.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2021. Vol. 98. P. 11-27 DOI: 10.15382/sturII202198.11-27

Revd. Andrey Posternak, Candidate of Sciences in History, Professor, Dean of the Faculty of History and Philology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 9/2 Ilovaiskaya Str., Moscow, 127051, Russian Federation posternakav@inbox.ru ORCID: 0000-0003-1310-3503

Widows and Deaconesses in the Hierarchy of the Early Church

A. Posternak

Abstract: This article deals with the issue of institutionalisation of women's ministries in the Early Church using a broad source base. The earliest organisation of women in Eastern and Western Christian communities was the order of widows which included

elderly and only once married women who kept chastity. They did not receive special ordination, prayed for other women of the community, instructed them in the faith, visited sick women, received financial support from the Church, and therefore occupied a lower degree in the clergy. From the 3rd — 4th centuries, the ministry of deaconesses was spreading widely in the Church, like the ministry of widows, which was due to the interaction ofthe male clergy and women in the Church. It is not known how the ministry of deaconesses came to replace the ministry of widows, but since the functions of both women's institutions differed slightly, this issue should be considered insignificant. In the early Byzantine period (5th — 6th centuries), the status of deaconesses was equated to that of a subdeacons, highest for a woman who devoted herself to God. Deaconesses received ordination from the bishop, wore the diaconal orarion, but were excluded from the male clergy and did not perform any clerical functions like the deaconal ones.

Keywords: deaconesses, widows, Early Church, women's ministry, Church hierarchy, Church institutions.

References

Back Chr. (2015) Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt.

Bakonina S. (ed.) (2013) Sluzhenie zhenshhin v Tserkvi: Issledovania [The ministry of women in

the church: Studies], Moscow (in Russian). Bassler J. (1984) "The Widows' Tale: a Fresh Look at 1 Tim 5: 3—16". Journal ofBiblical Literature, vol. 103, pp. 23-41.

Bremmer J. (2017) Maidens, Magic and Martyrs in Early Christianity. Collected Essays I. Tübingen

(Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 379). Colson J. (1960) La fonction diaconale aux origines de l'Église. Paris. Daniélou J. (1974) The Ministry of Women in the Early Church. London. Davies J. G. (1963) "Deacons, Deaconesses and the Minor Orders in the Patristic Period". Journal of the Ecclesiastirnl History. Cambridge, 14, 1963, pp. 1-15. Davies St. (1980) The Revolt of the Widows: The Social World of the Apocryphal Acts. Carbondale; London.

Delling G. (1931) Paulus' Stellung zu Frau und Ehe. Stuttgart.

Eisen U. (2000) Women Officeholders in Early Christianity: Epigraphical and Literary Studies. Collegeville (MN).

Jones I., Thorpe K., Wootton J. (eds) (2008) Women and Ordination in the Christian Churches.

International Perspectives. Norfolk. Kähler E. (1960) Die Frau in denpaulinischen Briefen. Zürich.

Kalsbach A. (1926) "Die altkirchliche Einrichtung der Diakonissen bis zu ihrem Erlöschen".

Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und für Kirchengeschichte, 22, 1926. Leipoldt J. (1955) Die Frau in der antiken Welt und im Urchristentum. Leipzig. MacDonald D. (1979) "Virgins, Widows, and Paul in Second Century Asia Minor", in:

P. Achtemeier (ed.), Society of Biblical Literature. Seminar Papers, vol. 1, pp. 169-184. Macy G., Ditewig T. W., Zagano Ph. (2012) Women Deacons. Past, Present, Future. Mahwah (NJ).

Martimort G. (1986) Deaconesses: An Historical Study. San Francisco.

Posternak A. (ed.) (2015) Sluzhenie zhenshhin v Tserkvi: Istochniki [The ministry of women in the

church: Historical sources], Moscow (in Russian). Posternak A. (2020) "Status vdov v Pervom poslanii apostola Pavla k Timofeiu (1 Tim 5. 3-16)" [The status of widows in the First Epistle of Paul to Timothy (1 Tim 5. 3-16)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, 1, 2020, pp. 13-36 (in Russian).

Rosambert A. (1923) La veuve en droit rnnoniquejusqu'auХIV siècle. Paris.

Torjesen K. J. (1993) When Women Were Priests: Women's Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity. San Francisco.

Troitskii S. (2013) "Tserkovnosluzhitel'nitsy v Pravoslavnoi Tserkvi" [Clergywomen in the Orthodox Church], in: Bakonina S. (ed.), Sluzhenie zhenshhin v Tserkvi: Issledovaniia [The ministry of women in the church: Studies], Moscow, pp. 25-156 (in Russian).

Zagano Ph. (ed.) (2016) Women Deacons?Essays with Answers. Collegeville (MT).

Zamfir K. (2013) Men and Women in the Household of God. A Contextual Approach to Roles and Ministries in the Pastoral Epistles. Göttingen (Novum Testamentum et Orbis Antiquus. Studien zur Umwelt des Neuen Testaments 103).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.