Статья поступила в редакцию в феврале 2012 г.
Аннотация
1. Численность, прием студентов и выпуск специалистов заочной формы обучения
246
заочное высшее профессиональное
ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (2005-2010 гг.)1
Охарактеризована ситуация в сфере российского заочного высшего профессионального образования, рассмотрена ее динамика, выделены некоторые значимые факторы, которые влияют на ее изменение. Для этого, во-первых, продемонстрировано изменение общей численности заочных студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, прием студентов и выпуска специалистов по сравнению с другими формами обучения. Во-вторых, прослежена зависимость изменения объема заочного обучения от сдвигов в структуре коммерческого высшего профессионального образования. и в-третьих, описаны половозрастные характеристики студентов-заочников.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, заочная форма обучения, численность студентов, прием студентов, выпуск специалистов, государственные и муниципальные образовательные учреждения ВпО, негосударственные образовательные учреждения ВпО, половозрастной состав, специальности, направления подготовки.
С начала 2000-х годов популярность заочной формы обучения постоянно возрастает. Как следует из графика на рис. 1, с 2005 по 2010 г. численность студентов заочной формы обучения ежегодно увеличивалась более чем на 100 тыс. человек. Если сравнивать с данными 2000/2001 учебного года, то эта тенденция становится еще более очевидной. Тогда численность заочных студентов составляла всего 1762 тыс., т. е. за прошедшее время она выросла фактически вдвое. Причем основной прирост пришелся на первое пятилетие, когда численность заочных студентов увеличилась на 1270 тыс. человек. Далее темп роста этого показателя сократился. Более того, в 2010 г. численность заочных студентов начала падать и уменьшилась до уровня 2008/2009 учебного года. О том, продолжится ли сокращение численности студентов
1 Материал подготовлен заведующей отделом статистики образования Института
статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ О. К. Озеровой
и студенткой магистратуры НИУ ВШЭ В. В. Кобыщей.
Заочное высшее профессиональное образование в России: общая характеристика
Рис. 1 Численность студентов заочной формы обучения
образовательных учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года; тыс. человек)
этой формы обучения в дальнейшем, отчасти можно будет судить по данным анализа показателей приема в образовательные учреждения высшего профессионального образования. Этот вопрос мы рассмотрим ниже.
Рис. 2 Структура численности студентов образовательных
учреждений высшего профессионального образования по формам обучения (на начало учебного года;%)
ЗПИУЗОП
гсш/зозь
згкля/зтч
ЛУ17/7ШН
£LXJb/iffiK
irciD/imi
If
О IQ JO ДО 44 50 60
■ 3ju4hUH4up4d аЁ-уча-ш»
■ Q,ihti-iafr*ian(M4i£i-mni-+£4iwi Обучении □Зи£Пф«1ат
247
Статистика и социология образования
В рассматриваемый нами период не только увеличилась численность заочных студентов, но и выросла доля заочно обучающихся в составе студенчества в целом. Поскольку процент студентов, которые обучаются очно-заочно (4-6%) и в экстернате (1-2%), остается стабильно низким, имеет смысл проводить сравнение в первую очередь с очной формой обучения. Как видно из диаграммы на рис. 2, студенты распределяются между очной и заочной формами обучения примерно поровну. Однако с начала 2000-х годов доля заочных студентов постоянно растет, а очных соответственно сокращается. В 2000/2001 учебном году студенты-заочники составляли чуть меньше 2/5 всех студентов (37%), и за пять последующих лет их доля в общей численности студентов увеличилась на 6 процентных пунктов. К 2008/2009 учебному году очная и заочная формы обучения практически сравнялись в своих показателях. А уже к 2010/2011 учебному году заочные студенты составили ровно половину всех обучавшихся. Далее мы рассмотрим показатели численности студентов заочной формы обучения, а также их приема и выпуска более детально.
Рис. 3 Прием студентов в образовательные учреждения
высшего профессионального образования (тыс. человек)
Несмотря на то что доля заочных студентов в общей численности студентов постоянно увеличивалась, их численность в 2010/2011 учебном году стала сокращаться. Прием студентов заочной формы обучения также значительно вырос с 2000 по 2008 г. (на 307 тыс. человек), но начал уменьшаться еще раньше, чем их общая численность, — в 2009 г. В 2010 г. он составил 672 тыс. человек, т. е. резко упал — ниже уровня 2005 г. Исходя из этого можно предположить, что в дальнейшем численность заочных студентов также будет сокращаться.
248
Заочное высшее профессиональное образование в России: общая характеристика
Изменения, которые происходят в заочной форме обучения, в целом соответствуют общим показателям приема (по всем формам обучения), которые в последние годы постоянно снижаются (рис. 3). Особенно интересно в связи с этим то, что прием заочных студентов начал сокращаться только в последние годы. До этого он рос, несмотря на то что прием на очную форму обучения, а также общая численность принятых студентов уменьшались.
Рис. 4 Прием студентов и выпуск специалистов заочной
формы обучения образовательными учреждениями высшего профессионального образования (тыс. человек)
Выпуск заочных студентов в последние 11 лет постоянно растет, за это время он увеличился более чем в 3 раза (с 216 тыс. человек в 2000 г.). В 2010 г. впервые за рассматриваемый нами период выпуск заочных студентов превысил их прием, хотя до последнего времени кривые выпуска и приема шли почти параллельно (рис. 4).
Примерно четверть студентов-заочников обучались за последние шесть лет в негосударственных вузах (рис. 5). Для сравнения: только 7-9% очных студентов обучались в негосударственных вузах, причем этот показатель несильно варьировал с 2000/2001 учебного года.
В начале 2000-х годов доли студентов, обучающихся в негосударственных вузах, гораздо меньше различались в зависимости от формы обучения, чем сейчас. Однако в последние шесть лет мы наблюдаем появление существенной части студентов, поступающих на заочные отделения негосударственных образовательных учреждений ВПО. Вероятно, уменьшению численности заочных студентов к 2010/2011 учебному году (рис. 1) — помимо общего сокращения численности студентов всех форм обучения — способствовало закрытие коммерческих учебных заведений, не прошедших процедуру лицензирования Министерством образования и науки Российской
249
Статистика и социология образования
Рис. 5 Структура численности студентов заочной формы обучения по формам собственности образовательных учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года;%)
Федерации. В результате их ликвидации сократилось общее число мест заочной формы обучения. Из диаграммы на рис. 6 видно, что в 2009/2010 учебном году по сравнению с предыдущим годом негосударственных образовательных учреждений ВПО стало меньше на 22 единицы. График приема в образовательные учреждения (рис. 3) свидетельствует о том, что именно в 2009 г. численность студентов, поступающих на заочную форму обучения, начала сокращаться. При этом в государственных образовательных учреждениях ВПО прием на заочную форму обучения уменьшился всего на 5 тыс. человек, а в негосударственных — на 31 тыс. человек (рис. 7). Поскольку изменение суммарной численности студентов (т. е. студентов всех курсов и всех уровней обучения) происходит медленнее, чем изменение числа поступивших, общая численность студентов заочных отделений начинает сокращаться только с 2010 г.
Доля заочных студентов растет как в государственных и муниципальных образовательных учреждениях ВПО — на 9 процентных пунктов с 2000/2001 учебного года, так и в негосударственных — на 23 процентных пункта (табл. 1). Однако темп изменений, как мы можем видеть, различный. Кроме того, соотношения количества мест очной и заочной форм обучения в образовательных учреждений ВПО различных форм собственности по-прежнему сильно различаются. В последние пару лет около половины студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений ВПО обучаются на очной форме, в то время как в негосударственных вузах к 2010/2011 году очных студентов осталось меньше 1/5. То, что абсолютное большинство студентов коммерческих вузов составляют заочники, косвенно подтверждает нашу гипотезу о том, что закрытие части таких учебных заведений могло повлиять
250
Заочное высшее профессиональное образование в России: общая характеристика
Рис. 6 Число негосударственных образовательных
учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года)
500
2 00 0/20032 005/2 0062006/20072(107 {2 00Ё2 QQ-B/2 0D9 20D9/20102 010/2011
Рис. 7 Прием студентов и выпуск специалистов заочной формы обучения по формам собственности образовательных учреждений высшего профессионального образовании (тыс. человек)
на суммарные показатели численности студентов данной формы обучения. Соотношение долей очных и заочных студентов в общей численности обучающихся в государственных и негосударственных образовательных учреждениях ВПО в целом повторяется в показателях приема студентов и выпуска специалистов. (При этом надо учитывать, что изменения в приеме происходят раньше, чем в общей численности, а в выпуске — позже.)
251
Статистика и социология образования
Таблица 1 Численность студентов образовательных
учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года)
Государственные и муниципальные учреждения Негосударственные учреждения
Всего (тыс. чело- век) Из них (%) Всего (тыс. чело- век) Из них(%)
Очное обу- чение Заочное обучение Очное обу- чение Заочное обуче- ние
2000/2001 4270,8 57 36 470,6 39 52
2005/2006 5985,3 53 40 1079,3 29 63
2006/2007 6133,1 53 40 1176,8 28 64
2007/2008 6208,4 52 41 1252,9 26 67
2008/2009 6214,8 51 42 1298,3 23 70
2009/2010 6135,6 49 44 1283,3 20 72
2010/2011 5848,7 49 45 1201,1 18 75
2. Уровни образования, специальности и направления подготовки студентов заочной формы обучения
Таблица 2 Выпускники заочной формы обучения
образовательных учреждений высшего профессионального образования по уровню полученных дипломов, 2010 г. (% от общей численности выпускников по соответствующей форме собственности учреждения и уровню полученного диплома)
Всего В том числе получили диплом
о неполном высшем профессиональном образовании бакалавра специалиста с высшим профессиональным образованием магистра
Всего 47 45 39 49 6
Государственные и муниципальные учреждения 42 40 10 45 4
Негосударственные учреждения 69 68 71 69 53
По данным 2010 г., среди студентов заочной формы обучения 92% окончили образовательное учреждение ВПО с дипломом специалиста. Если рассматривать ситуацию в целом (табл. 2), то можно видеть, что меньше всего заочных студентов было среди магистров: всего 6% (1499 человек). При этом особенно мала их доля
252
Заочное высшее профессиональное образование в России: общая характеристика
была среди выпускников магистратуры государственных и муниципальных образовательных учреждений ВПО, она составила всего 4%. В то время как в негосударственных образовательных учреждениях ВПО более половины магистров учились на заочном отделении. Доля заочных студентов среди выпускников бакалавриата также невысока: она составила 39%. Причем только 5% всех выпускников бакалавриата окончили заочное отделение государственного и муниципального образовательного учреждения ВПО (табл. 3). Таким образом, новые форматы высшего образования (бакалавриат и магистратура) на данном этапе еще довольно слабо сочетаются с заочной формой обучения, особенно в государственном и муниципальном секторе. чуть лучше в этом плане обстоит дело в негосударственных образовательных учреждениях: здесь из всех выпускников заочной формы дипломы бакалавров и магистров получили 21% студентов. Для сравнения: в государственных и муниципальных образовательных учреждениях ВПО этот показатель составил менее 2%.
Таблица 3 Выпускники заочной формы обучения
по формам собственности образовательных учреждений высшего профессионального образования и уровню полученных дипломов, 2010 г. (% от общей численности выпускников по уровню полученных дипломов)
Всего В том числе получили диплом
| о VO 3 s ° | *ogsi 0 2 ф о я | S о ц п 1 о а я я О X С X о. бакалавра специалиста с высшим профессиональным образованием магистра
Всего 47 45 39 49 6
Государственные и муниципальные учреждения 33 32 5 37 4
Негосударственные учреждения 14 13 34 12 2
Доля заочников в общей численности студентов довольно сильно варьирует в зависимости от специальности и направления подготовки. Существуют несколько групп специальностей и направлений подготовки, которые лидируют по численности студентов заочной формы обучения2, в них заочники составляют более 50% студентов. К ним относятся:
• гуманитарные науки;
• образование и педагогика;
• экономика и управление;
По данным на начало 2010/2011 учебного года.
253
Статистика и социология образования
• сфера обслуживания;
• геология, разведка и разработка полезных ископаемых;
• транспортные средства;
• технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.
Наименьший процент заочных студентов (4-18%) был зафиксирован в следующих группах специальностей и направлений подготовки:
• физико-математические науки;
• естественные науки;
• здравоохранение;
• информационная безопасность;
• авиационная и ракетно-космическая техника;
• приборостроение и оптотехника.
3. Пол и возраст студентов заочной формы обучения образовательных учреждений высшего профессионального образования
Рис. 8 Структура численности студентов очной и заочной
форм обучения образовательных учреждений высшего профессионального образовании по возрастам, 2010/2011 (на начало учебного года; число полных лет на 1 января; % от общей численности студентов по соответствующей форме обучения)
Студенты заочной формы обучения в целом старше, чем студенты очной. Если самый распространенный возраст очных студентов — 19-20 лет, то для заочных он составляет 21-23 года (рис. 8). Возрастные границы студентов очной формы обучения довольно четко локализованы на промежутке от 16 до 25 лет. Ситуация с заочной формой обучения совершенно иная. Здесь численность студентов после 22 лет хотя и сокращается с каждым следующим увеличением возраста на год, но все равно никогда не падает до значений, близких к нулю. Распределения студентов очной и заочной форм обучения по возрастам (рис. 9) свидетельствуют о том, что люди старших возрастов в большинстве случаев выбирают заочную форму
254
Заочное высшее профессиональное образование в России: общая характеристика
Рис. 9 Распределение студентов очной и заочной форм
обучения по возрастам, 2010/2011 (на начало учебного года, число полных лет на 1 января; % от общей численности студентов по соответствующей возрастной группе)
Рис. 10 Численность студентов заочной формы обучения
образовательных учреждений высшего профессионального образования по полу и возрасту, 2010/2011 (на начало учебного года; число полных лет на 1 января; тыс. человек)
обучения, а люди младших возрастов — очную. По-видимому, эти различия связаны с тем, что заочную форму обучения выбирают люди, которые основное время уделяют какой-то иной деятельности (чаще всего профессиональной), и получение высшего профессионального образования для них во временной перспективе не так четко отделено от работы, как для очных студентов.
Существенных различий в распределении мужчин и женщин по возрастным группам заочных студентов, как следует из графика на рис. 10, не наблюдается. Также нет различий и в распределении
255
Статистика и социология образования
Рис. 11 Структура численности студентов заочной формы обучения образовательных учреждений высшего профессионального образования по полу, 2010/2011 (на начало учебного года;%)
Государственные и муниципальные Негосударственные
■ Мужчину ■ Женщину!
Рис. 12 Структура численности студентов образовательных
учреждений высшего профессионального образовании по полу и формам обучения, 2010/2011 (на начало учебного года;%)
Очная форма Сч но-эаочнзя Заочная формо Экстернат обучения |вечернял) форма обучения обучения
■ Мужчины ■ Женщины
возрастов студентов в государственных и негосударственных образовательных учреждениях ВПО. Соотношения мужчин и женщин на разных формах обучения несколько различаются. Согласно графику на рис. 12, на очных отделениях доля мужчин более высока — 46% (на заочном отделении она составляет 40%, на вечернем — 37%, в экстернате — 35%). Вероятно, это связано с возможностью получения отсрочки от армии для очных студентов. Характерно, что процент мужчин также выше в государственных вузах (рис. 11). Среди заочных студентов, напротив, больше доля женщин, она составляет 3/5 (рис. 12). Однако о каких-либо кардинальных различиях в распределении полов говорить не приходится.
256