мационной обеспеченности, низкий этический уровень и коррупция, неадекватная система взаиморасчетов, неэффективная система сбора налогов. Конечно, не все эти факторы являются прерогативой только дагестанского региона.
В соответствии с перечнем Министерства экономики Российской Федерации в республике предусматривалось осуществить в 1997 году ввод 37 важнейших производственных и социальных объектов - победителей конкурсов 1995-1997 годов. Из них по состоянию на 1.01.98 года на полную мощность введены только два - цех по производству макаронных изделий на булочно- кондитерском комбинате в Махачкале и железная дорога Кизляр- Карланюрт.
По большинству объектов, включенных в федеральную инвестиционную программу, техническая готовность по состоянию на 1.01.98 года не превышала 70 %.
Инвестиции из федерального и внебюджетных фондов направляются на поддержку систем жизнеобеспечения и социальной сферы, развитие инфраструктуры, в перспективные отрасли и предприятия.
Основным инструментом, посредством которого инвестиции направляются на эти цели, являются федеральные целевые программы.
В целях повышения эффективности взаимодействия с регионами в области инвестиционно - структурной политики усиления федеральных органов государственной власти и управления должны сконцентрироваться на стратегически наиболее важных направлениях структурных преобразований. Центр ( в первую очередь в лице Министерства экономики РФ) определяет основные контуры инвестиционно -структурной политики, общие нормы (федеральные налоги, санкции, условия льготного кредитования, субсидирования и т.п.), делегируя субъектам Федерации право вносить в них согласованные дополнения и уточнения с учетом особенностей территорий, темпов рыночных преобразований. Такое разграничение функций призвано обеспечивать целевое использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.
В 1997 году большие надежды возлагались на так называемый бюджет развития, который в сочетании со снижением ставки банковского кредита должен был обеспечить рост инвестиций в производственный сектор. Однако механизм реализации бюджетной инвестиционной программы при этом не изменился. Инвестиционные статьи бюджета по-прежнему самые незащищенные. В результате невыполнение обязательств Правительства по финансированию в первую очередь коснулось федеральных инвестиционных программ, а бюджет развития, преподносившийся как новое слово в правительственной бюджетной программе, оказался провален.
Чтобы изменить такое положение, необходимо жесткое разграничение текущих и инвестиционных расходов в бюджетах всех уровней. Это предполагает, что каждый бюджет включает административную и имущественную часть расходов, предназначенных, соответственно, на текущие и инвестиционные цели. Дотации из вышестоящих бюджетов нижестоящим также требует четкого разделения и направления в соответствующий раздел расходной части бюджета. При этом необходим четкий контроль за целевым использованием средств административной и имущественной частей бюджета.
Также, целесообразно использовать получивший международное признание германский опыт регулирования бюджетного дефицита в увязке с объемами инвестиций. На протяжении нескольких десятилетий в этой стране применительно к федеральному бюджету соблюдается так называемое «золотое правило», согласно которому финансирование бюджетного дефицита за счет кредитов не должно превышать сумму расходов на инвестиции, предусмотренную в бюджете.
Косвенно это правило затрагивает и региональную инвестиционную политику.
Эскеров Д.Б., Мудунов А.С.
Занятость в непроизводственной сфере Дагестана в условиях рынка
Современный этап экономического развития страны и её регионов, несмотря на всю свою сложность и противоречивость, характеризуется прогрессивными сдвигами в занятости населения. В качестве одного из них выступает увеличение численности и доли работающих в непроизводственной сфере и на этой основе улучшение соотношения между занятыми в двух основных сферах народного хозяйства. Количественные пропорции между главными подразделениями общественного производства определяются уровнем развития экономики каждой страны (региона), размером накопленного национального богатства, произведенного валового внутреннего продукта (ВВП), достигнутым уровнем производительности общественного труда.
Между материальным производством и непроизводственной сферой существует тесная взаимосвязь. Сфера материального производства является основой жизни и развития общества, она играет определяющую роль по отношению к непроизводственной сфере. Производственная сфера является источником создания и развития материально-технической базы всех отраслей социальной инфраструктуры. Влияние материального производства на непроизводственную деятельность проявляется не только в том, что без соответствующих материальных благ любая непроизводственная деятельность была бы невозможной. Оно также активно воздействует на степень разделения и кооперации труда как между производственными и нематериальными отраслями, так и внутри последних, на формы организации труда в непроизводственной сфере и на многие другие стороны деятельности.
Однако в условиях изменения экономического строя в России, перехода её к развитию рыночных отношений и интегрирования в мировую экономическую систему, возникла необходимость по новому осмыслить и оценить теорию примата материального производства в создании общественного совокупного продукта. Сегодня один из главных постулатов марксовской теории воспроизводства, согласно которому считалось, что весь совокупный общественный продукт создается только в материальном производстве, т.е. по существу игнорировалась роль и деятельность всей сферы нематериального производства, утратил свою незыблемость и опровергается практикой. Опыт развития экономики зарубежных стран свидетельствует о том, что с наращиванием экономического потенциала неизбежно начинается процесс ускоренного развития сферы услуг, соответственно, перелив, перетекание в эту сферу значительного объема материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Это подтверждается и недолгим опытом функционирования российской экономики развивающейся в рыночных условиях. В настоящее время в непроизводственной сфере создается примерно 2/5 валового внутреннего продукта, в ней сосредоточено около 35% занятых в народном хозяйстве.
Непроизводственная сфера играет важную роль в удовлетворении разносторонних потребностей населения и активно влияет на рост эффективности производства. Социальная сфера выступает необходимым фактором воспроизводства рабочей силы. Она непосредственно участвует в формировании и совершенствовании качественной структуры работников, в подготовке квалифицированных кадров и повышении их профессионально-образовательного уровня. Отрасли непроизводственной сферы обеспечивают необходимые условия для поддержания жизнедеятельности человека, сохранения и развития трудовых ресурсов. Именно в социальной сфере реализуются результаты экономической деятельности человека. Сфера обслуживания населения создает многообразные условия для увеличения свободного времени, лучшего его использования, тем самым способствуя всестороннему совершенствованию личности, физическому и умственному развитию человека, повышению его творческой активности.
Непроизводственная сфера является не только важным фактором формирования и функционирования кадров, она оказывает значительное влияние на эффективное использование трудового потенциала страны и регионов. Это выражается в том, что развитие отраслей социальной инфраструктуры открывает широкие возможности для полной и рациональной занятости трудоспособного населения, поскольку расширение рабочих мест создает предпосылки для снижения уровня безработицы и роста занятости и покупательной способности населения.(1, с.114).
По мере развития производительных сил региона неуклонно возрастает значение непроизводственной сферы, что объективно вызывает увеличение занятых в ней. И определяющим фактором этого роста все в большей степени становится ориентация экономики, рыночных преобразований на решение социальных проблем. Тенденция увеличения численности занятых в непроизводственной сфере Республики Дагестан наблюдается
на протяжении всех последних 30 лет. Однако до начала рыночных реформ процесс перераспределения доли занятых в пользу социальной сферы шел недостаточно высокими темпами, хотя при этом темпы роста численности работников социальной сферы существенно опережали темпы увеличения работающих в материальном производстве.
Коэффициенты опережения занятости в отраслях непроизводственной сферы по отношению к материальному производству составили: в 1961-1965 годы - 1,8; в 1966-1970 - 3,4; в 1971-1975 гг. - 2,9, в 1976-1980 гг. - 2,3 и в 1986-1990 годы - 1,1. В общем приросте численности занятых за указанный период на долю непроизводственной сферы приходилось около 41%. В результате численность работников, занятых в отраслях сферы обслуживания, в расчете на 100 работающих в материальном производстве увеличилась с 20 человек в 1961 г. до 38 в 1990 году.
Таблица 1.
Динамика занятости работающих в Республике Дагестан _по сферам народного ^ хозяйства в 1961-1990 годы
Годы
1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1985 1986-1990
Темпы роста, в %
материальное изводство
про-
110,0
105.6 106,2
106.7 104,7 95,2
Непроизводственная сфера_
118,7 120,6 118,2 115,1 110,4 103,4
С переходом к рыночной экономике существенно изменились темпы занятости в отраслях непроизводственной сферы. За 6 лет рыночных реформ абсолютная численность занятых в этом секторе народного хозяйства увеличилась на 13,7 тыс. человек, или на 6,2 %, при сокращении численности работников материальной сферы на 60 тыс. человек, или на 13%. Вследствие этого доля непроизводственной сферы резко возросла и составила 38,8% в общей численности занятых в экономике республики. Для сравнения отметим, что за 1960-1990 годы она увеличилась лишь на 12 пунктов.
Таблица 2.
1992 1993 1994 1996 1997
Занятое население 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
материальное производство 70,0 70,2 69,7 65,8 61,2
непроизводственная сфера 30,0 29,8 30,3 32,2 38,8
Перераспределение рабочей силы в пользу нематериальной сферы - само по себе является очень позитивным фактом, поскольку при прочих равных условиях удельный вес работающих в отраслях социальной инфраструктуры считается показателем благополучного развития региона. Высокий уровень занятости в непроизводственной сфере, как правило, считается признаком достаточно высокого уровня жизни населения. Но сегодняшняя социально-экономическая ситуация в республике, да и в стране, такова, что тенденция роста доли работающих в сфере социально-бытовых услуг обусловлена не столько прогрессивными сдвигами в соответствующих отраслях, сколько иными причинами. Одной из них является усиление
дифференциации в уровне оплаты труда. Различия в уровнях среднемесячной заработной платы в отраслях экономики республики как показывают данные статистики, достаточно велики. Непроизводственная сфера характеризуется более высокой зарплатой.
Сложившееся соотношение темпов роста цен и доходов, их отраслевая дифференциация в регионе, как и по всей стране, привели к полной девальвации стимулирующих, мотивационных, оценочных, социальных и воспроизводственных функций и заработной платы. Последняя практически оторвана от результатов труда, его качества и сложности, став, в свою очередь, одним из факторов иррационального перелива труда между отраслями и сферами, не отвечающего критерию повышения эффективности общественного производства и использования трудового потенциала [2, с. 59].
По характеру динамики процессов занятости, сложившихся в отраслях материального производства в 1990-1997 годах, последние можно разделить на 3 группы: 1) отрасли, где, несмотря на значительное падение объемов производства (индекс физического объема), наблюдался рост численности занятых - это топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт. Среди отраслей непроизводственной сферы в эту группу входит жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание; 2) отрасли, где при существенном снижении объемов происходило и наиболее быстрое ее сокращение (машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая, легкая, химическая промышленность; строительство); 3) прочие отрасли, где при несущественном сокращении производства занятость изменилась как в сторону незначительного сокращения (медицинская, полиграфическая), так и в сторону увеличения (стекольная, мукомольно-крупяная и комбикормовая).
Разнонаправленный характер динамики численности занятых свидетельствует о том, что помимо объемов производства на изменение занятости значительное влияние оказывает уровень оплаты труда. Этот вывод подтверждает проведенные нами расчеты корреляционных связей между сдвигами в занятости и отраслевыми различиями в цене рабочей силы. Коэффициент корреляции показывает весьма высокую прямолинейную связь между ростом численности занятых и уровней заработной платы в отраслях топливно-энергетического комплекса (0,875), сфере кредитования и страхования (0,897) и в аппарате органов управления (0,736). В остальных отраслях экономики республики теснота связи между рассматриваемыми показателями прослеживается не столь четко (0,378), что указывает на ведущую роль других факторов в изменении динамики занятых.
О значимости стимулирующего воздействия заработной платы на сдвиги в занятости между сферами общественного производства можно судить и по такому показателю, как интенсивность увольнения по собственному желанию. Мотивация работников, определяющая интенсивность выбытия работников в принципе может быть идентичная для всех отраслей: неустойчивое положение предприятия на рынке, угроза увольнения в связи с сокращением штатов; несвоевременная выплата заработной платы; неудовлетворенность работников уровнем оплаты и условиями труда; степенью обеспечения гарантий в социально-трудовой сфере. Тем не менее сравнительный анализ движения работников по отраслям экономики позволяет сделать вывод о том, что увольнение по собственному желанию, как фактор реструктуризации занятости, имеет неравноценное значение для различных отраслей. Так, в 1997 г. из органов управления по собственному желанию уволились лишь 3,2 % среднемесячной численности работников (в 1996 г. - 4,3), науки и научного обслуживания - 7,5% (в 1996 г. - 8,0); кредитования, финансов и страхования - в 6,9% (в 1996 г. -7,5%). В то же время в промышленности эти показатели составили соответственно 16,3% (14,2%); на транспорте - 18,4% (17,2%), в строительстве 22,1% (19,8%), т.е. в отраслях материальной сферы интенсивность увольнения по собственному желанию существенно выше.
Причинами межотраслевой дифференциации показателя увольнения по собственному желанию могут быть: различная степень социальной защищенности, возможности вторичной занятости, уровень профессионально-квалификационной подготовки и конкурентоспособности на рынке труда. Например, пониженный уровень увольнения работников органов аппарата управления может быть обусловлен высоким уровнем социальной защищенности при относительно низкой конкурентоспособности и возможности повторной занятости. В сфере же интеллектуального, творческого труда (образование, наука, здравоохранение) относительно низкий уровень может быть компенсирован сочетанием оплачиваемой работы по совместитель-
ству, по договорам, заказам и т.д. Но так или иначе уровень оплаты труда остается одним из основных составляющих формирования структурных сдвигов в занятости.
Рост численности занятых в социальной сфере в условиях Дагестана отвечает стратегической задаче увеличения объема и расширения ассортимента платных и бесплатных услуг населению. Но сложившееся соотношение в структуре распределения трудовых ресурсов республики между сферами общественного производства пока трудно оценивать как оптимальное с точки зрения демографического фактора и степени удовлетворения социальных потребностей населения. Дагестан, как и в дорыночный период, прочно занимает одно из последних мест в РФ по размеру среднедушевого объема услуг и обеспеченности объектами сферы услуг.
Таблица 3.
Относительно
Объекты и виды услуг Северного Российской
Кавказа Федерации
Розничный товарооборот на душу
населения, тыс. руб. 0,340 0,202
Платные услуги на 1 жителя, тыс. руб. 0,247 0,217
Бытовые услуги на душу населения,
тыс. руб. 0,278 0,283
Обеспеченность домашними телефон-
ными аппаратами (на 100 семей, шт.):
городского населения 0,801 0,665
сельского населения 0,558 0,531
Обеспеченность населения собственны-
ми легковыми автомобилями (на 1000
человек, шт.) 0,425 0,423
Численность врачей (на 10 тыс. насе-
ления, ед.) 0,952 0,869
Число больничных коек (на 10 тыс.
населения, ед.) 0,785 0,677
Особенно в катастрофическом положении находится система бытового обслуживания населения. Вхождение в рыночную экономику негативно отразилось на материально-технической базе отрасли. Число предприятий, обслуживающих население, за 1990-1997 годы сократилось в 4,6 раза, а численность работников - в 5,9 раза. В итоге общий объем бытовых услуг населению сократился в сопоставимых ценах в 4,5 раза, а по отдельным видам услуг - в 10-15 раз. В ходе приватизации в большей степени пострадала сельская сеть предприятий службы быта. Преобразование большого количества ателье, цехов, мастерских и приемных пунктов в коммерческие магазины привело к резкому сокращению станционарной сети. В настоящее время более 30% сельских районов не имеют её, а селянин в результате получает бытовых услуг в 4,5-5 раз меньше городского жителя.
Таким образом, пониженный уровень обеспеченности населения республики социальными услугами обуславливает необходимость дальнейшего расширения деятельности отраслей непроизводственной сферы. В трудоизбыточно-депрессивных регионах темпы роста объема платных и бесплатных услуг, на наш взгляд, должны опережать среднероссийские показатели. Ускоренное развитие отраслей, призванных обеспечить социально -культурные и бытовые нужды населения, выступает необходимым условием и одним из главных направлений выравнивания межрегиональных различий в уровне благосостояния и качества жизни.
Расширение объемов услуг потребует создания новых рабочих мест, что, в свою очередь, повлечет за собой увеличение численности занятых в непроизводственной сфере и рост доли последней в общем количестве работающих в народном хозяйстве. При этом очень важно, чтобы дальнейшая реализация социальной политики в высокодепрессивных трудоизбыточных регионах базировалась на оптимальном сочетании интенсивных и экстенсивных путей развития непроизводственной сферы, создании новых предприятий в негосударственном секторе экономики, использовании рыночных механизмов, новых форм и методов хозяйствования.
Литература:
1.Эскеров Д.Б. Региональные аспекты воспроизводства трудовых ресурсов. - М.: Наука, 1990 -144 с.
2. Российский рынок труда / Отв. ред. И.С. Маслова; /-М.: Институт экономики РАН,1993.-189с.
Корж Л.В.
Непроизводственная сфера и проблемы занятости в депрессивном регионе
Эффективность и качество работы предприятий и учреждений непроизводственной сферы, выполнение поставленных перед нею социально-экономических задач во многом определяются квалификацией и усердием занятых в ней работников. Так как отрасли непроизводственной сферы различны по своему функциональному назначению, то и отличается профессиональная структура занятых в ней работников.
Рассматривая проблемы развития непроизводственной сферы, необходимо отметить наличие общих условий, которые дают возможность увеличить занятость в этой сфере, то есть изменить пропорции распределения труда между производственной и непроизводственной сферой.
Общими условиями, которые создают возможность для изменения пропорций между производственной и непроизводственной сферами, являются расширение сферы материального производства и рост производительности труда.
Наряду с этим, происходит изменение структуры потребностей населения. По мере повышения материального и культурного уровня, более высокими темпами развиваются потребности в услугах культуры и искусства, образования, здравоохранения и т.п., что приводит к расширению масштабов их сферы деятельности, и, как следствие, происходит увеличение численности занятых в этих отраслях.
На увеличение численности занятых в непроизводственной сфере влияет также специфика труда ее работников, так как здесь он в меньшей степени подвержен воздействию научно-технического прогресса, чем труд в производственной сфере, направленный на применение вещества и силы природы.
В связи с этим, задача улучшения обслуживания населения и роста объема услуг достигается на основе увеличения численности занятых в непроизводственной сфере.
Более быстрые темпы роста занятых в непроизводственной сфере обуславливаются также и повышенной трудоемкостью услуг в ее отраслях. При этом, применение современного оборудования для механизации и автоматизации труда в отраслях непроизводственной сферы, направленное на улучшение качества обслуживания чаще не только не сокращает затраты труда, а служит толчком к дополнительному спросу на более квалифицированную рабочую силу.