Проанализированный нами материал позволяет сделать несколько выводов. В настоящее время профессиональная переподготовка специалистов в области коррекционной педагогики находится в стадии реформирования. Обозначенные нами направления исследования и пути их решения существенно разнятся по своей масштабности. Одни из них локальные, не выходящие за рамки личностно-профессиональных интересов, другие — институциональные, затрагивающие разные образовательные сферы, главное в том, что все они отражают интересы и потребности общества. Их научноисследовательская направленность представляется очевидной и перспективной.
Библиографический список
1. Бабина, Г. В. Педагогическая практика (специальность 031800 - логопедия) [Текст] / Г. В. Бабина, Ю. Ф. Гаркуша — М. : «Прометей» МПГУ, 2005. — 88 с.
2. Всероссийская научно-практическая конференция «Психологопедагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии» [Текст] в 2-х ч. Ч. 1. : сб. материалов. — Бийск, 2008. — 398 с.
3. XII Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» [Текст] в 4 ч. Ч. 3. : сб. материалов. — Челябинск, 2011. — 360 с.
4. Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход [Текст] С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. — Научно-публицистический альманах : СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. — 2005 (выпуск 8). — С. 26-44.
5. Подготовка учителя в структуре уровневого образования [Текст] : коллективная монография / под ред. В. Л. Матросова. — М. : МПГУ, 2011. — 168 с.
Бекназарова Саида Сафибуллаевна
Ассистент Ташкентский Университет информационных технологий, Узбекистан
УДК 126.4 ББК 74.5
ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Для реализации современных социальных требований педагоги разрабатывают новые подходы. Так использование различных методов обучения дают возможность преподавателям найти индивидуальный подход к каждому студенту.
Ключевые слова: обучение; современные подходы; личностно-
ориентированный; интерактивный; развивающий; игровой; проблемный; программированный; коммуникативный и инновационный методы обучения.
ORGANISATION OF CLASSES WITH MODERN APPROACHES IN THE
PROCESS OF LEARNING
Educators are developing new approaches to implement the requirements of modem society. The use of different teaching methods makes it possible for teachers to find an individual approach to each student.
Key words: teaching; modern approaches; individual approach; interaction; game; problem; programming; communicative and innovative teaching techniques.
В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие использования интерактивных технологий в обучении. Определяя основной смысл деятельности преподавателя, отметим, что он состоит в том, чтобы создать каждому студенту ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается с отношения к студенту как к личности, что предусматривает способность и умение преподавателя ставить себя в положение учащегося, проникаться его состояниями. Иначе говоря, правильно организованная система обучения представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развивать способности каждого студента, что в конечном итоге позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для него самого.
Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят занятия. Даже на самых хороших занятиях элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом, поэтому нужно как можно шире применять нетрадиционные формы и методы, в том числе и интерактивные. Безусловно, занятие остается основной формой обучения, но мы живем в новой эпохе, когда необходимо идти вперед, используя инновационные методики.
Меняется характер и функции образования в целом: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить учащихся к самостоятельным действиям и принятию решений, научить нести ответственность за себя и свои действия. Качественно меняется и диалектическая модель обучения — характер взаимодействия преподавателя и студента. Студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а преподаватель — организатором последнего.
Рассматривая необходимость применения интерактивных форм обучения можно отметить, что современное образование открывает перед педагогом широкий выбор решений теоретических и практических задач. Современное образование использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных.
В режиме интерактива идет обучение на нестандартных занятиях: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, занятиях защиты проектов, дискуссиях, конференциях.
Конференция как интерактивная форма обучения наиболее успешна. Здесь студент активен, самостоятелен, инициативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию, социализирует свой опыт и знание. Интерес самого учащегося способствует его высокой активности, развитию коммуникативности, работе в сотрудничестве с другими. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием других учащихся, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид): от взаимопонимания — через взаимодействие — к взаимообогащению.
Конференция, как интерактивная форма обучения, прежде всего, нацелена на:
- стимулирование учебно-познавательной мотивации;
- развитие самостоятельности и активности;
- воспитание аналитического и критического мышления;
- формирование коммуникативных навыков;
- саморазвитие учащихся.
Темп занятия, как правило, высокий. Преподаватель должен максимально четко обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группах, помочь распределить роли, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, направить на поиск рациональных путей взаимодействия.
Бесспорно, весомый аргумент — степень усвоения материала на таких занятиях — до 90% информации. Это замечательно, и если учащийся будет получать позитив и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, мотивация — это основное условие интерактивного обучения.
Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать — это понятно. Но ещё важнее — хотя бы один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. А если сделать несколько раз, развивается навык. Поэтому на занятиях должен иметь приоритет именно практической направленности деятельности учащихся, через которую и происходит познание. Результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость для студента, т.е. мотив. Одним из таких мотивов и являются занятия-конференции. Они помогают учащимся подготовиться и реализовать свои способности не только в школьной жизни, но и участвуя в web-конференциях.
Проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие. Технология разработки проблем-
ного вопроса имеет ряд особенностей.
Проблемный метод обучения требует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебнопознавательной деятельности учащихся и управления ею, структуры занятия и форм контроля преподавателя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если преподаватель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка преподавателя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания — это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.
Основной задачей нашей системы образования является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности — наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно сочетать с развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором преподаватель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих студентов в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.
При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации), их учебнопознавательную деятельность, так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью преподавателя определенные понятия, законы.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Систематическое использование проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, рассуждать, они втягиваются в процесс общения, анализировать, спорить, доказывать. Вершиной этого метода является самостоятельная разработка сильными учащимися проблемных вопросов и стопроцентное участие студентов в учебном процессе.
«Инновационные занятия реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие занятия проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в тра-
диционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие занятия осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких занятиях удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
1) осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
2) обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к занятию;
3) предусматривается минимальное участие на занятии учителя» [1, с. 233].
«Естественно, что инновационные занятия больше нравятся учащимся в
силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие занятия должны быть в арсенале каждого преподавателя. Вместе с тем следует учитывать, что на подобных занятиях, как правило, отсутствует серьезный познавательный труд учащихся, невысока их результативность. В силу этого они не должны преобладать в общей структуре обучения, преподавателю необходимо определить место нетрадиционных занятий в своей работе» [2, с. 105].
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на занятии, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся, в процессе игры, создается рабочая обстановка на занятии. Потому их разработка ведется с учетом цели занятия и возможностей учащихся. В свою очередь, правилами игры создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры. Преподаватель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход, поддерживает интерес к ней.
Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование занятия. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся, придает ей законченность. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и при отсутствии основных из них она либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений и т.п.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах занятия различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Отметим, что характерной особенностью занятия с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов занятия.
Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности студентов. Этим обусловлена необходимость накопления таких игр и их классификации по содержанию с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий.
Современное общество ставит перед вузом задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высоким уровнем профессиональной подготовки; по формированию человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества. Современное обучение должно развивать в студентах творческие способности, обогащать его духовно -нравственное развитие личности.
Таким образом, современное общество сегодня нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности.
Для реализации современных социальных требований педагоги разрабатывают новые подходы. Так, использование личностно-ориентированного, интерактивного, развивающего, игрового, проблемного, программированного, коммуникативного и инновационного методов обучения дают возможность преподавателям найти индивидуальный подход к каждому студенту. Эти подходы помогают при организации процесса обучения уделить внимание каждому студенту в отдельности и в то же время работать со всей группой одновременно. Каждый из этих подходов конечной своей целью имеет развитие в студентах способности к самостоятельному добыванию знаний и решению проблем.
Библиографический список
1. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А Петухов. — М. : Мастерство, 2008. — 307 с.
2. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика [Текст] / С. Я. Батышев.
— М. : Эгвес, 2006. — 287 с.
Внимание: опыт Торунова Наталья Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Шерстеникина Валентина Александровна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 37.013.
ББК 81.2-9; ББК 51.1(2)6
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ АУДИТОРНЫХ И ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
В статье рассматривается воспитание культуры здоровья в контексте формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в вузе. Охарактеризованы система и две подсистемы аудиторных и внеаудиторных занятий, направленные на сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья. Формирование здоровьесберегающей компетенции осуществляется в системе занятий по сквозной теме.
Ключевые слова: формирование здоровьесберегающей компетенции; система аудиторных и внеаудиторных занятий по сквозной теме.
THE FORMATION OF STUDENTS’ HEALTHCARE COMPETENCE THROUGH THE SYSTEM OF CLASS AND EXTRA-CLASS ACTIVITIES IN FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION The article deals with training health culture in the context of forming students’ healthcare competence through the system of class and extra-class activities in foreign Languages in Higher educational institution. Under analysis are the system and two subsystems of class and extra-class activities focused on preserving and strengthening physical, mental and spiritual health. The formation of healthcare competence is realized through the system of classes based on one main theme.
Key words: formation of healthcare competence; the system of class and extraclass activities through one main theme.