Научная статья на тему 'ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК БАЗА РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК БАЗА РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чанышева Э.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК БАЗА РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.24

Чанышева Э.Ш., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 297» ГО г.Уфа

(Уфа, Россия)

ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК БАЗА РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS

ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольном возрасте наиболее эффективно происходит формирование и развитие различных навыков, поэтому важно вовремя начать данный процесс. В частности, это касается «мягких навыков» («гибких навыков» или soft skills). Это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, но при этом наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применять hard skills (твёрдые навыки, направленные на занятия определенным видом деятельности - профессиональные навыки).

В целом, soft skills связаны с навыками «системы 4К». Их название основано на первых буквах основных навыков: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Их краткая характеристика:

A) Коммуникация (навыки вести переговоры, умение налаживать контакт с собеседниками и окружающими людьми, слушать и слышать других людей, высказывать свое мнение).

Б) Кооперация (сотрудничество, навык определять общие цели, адекватные способы их достижения, способность к распределению ролей и оценке результатов).

B) Креативность (навык к принятию нестандартных решений, уверенность при изменяющихся обстоятельствах, генерирование идей своих и окружающих, способность к преодолению трудностей).

Г) Критическое мышление (навык в ориентировании в большом информационном потоке, исследование причинно-следственных связей, способность к формулированию выводов, понимание причин каждого успеха и неудачи).

Их развивать можно на любых занятиях в детском саду. Но наиболее эффективно организовать этот процесс на занятиях по окружающему миру. Статистика демонстрирует, что наибольшее количество информации (около 90%) дошкольник получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств [1]. Поэтому наряду со словесной, наглядной, аудиальной, информационно-технологической подачей материала по окружающему миру важно использовать новые и актуальные технологии. К таковым относится цифровой микроскоп.

Цифровой микроскоп представляет из себя адаптированный для работы в детском саду оптический прибор, оснащённый преобразователем визуальной информации в цифровую. Он способен передавать на монитор компьютера изображения микрообъектов и микропроцессов в реальном времени. Благодаря ему есть возможность сохранять отображения, демонстрировать их на экране спустя какое-то время, включать их в мультимедийную презентацию.

Цифровой микроскоп безопасен для дошкольников и дает увеличение объекта в 200 раз. Как показывает практический опыт, с применением цифрового микроскопа появляется возможность более эффективно и познавательно проводить занятия по окружающему миру с дошкольниками (особенно во время опытов), что позволяет развивать у них soft skills.

Использование цифрового микроскопа имеет следующие преимущества в развитии soft skills дошкольников:

- возможность изучать исследуемый объект не только одному ребенку, а целой группе детей одновременно (информацию от микроскопа можно вывести на монитор компьютера);

- возможность изучать объект в динамических изменениях (например, возможность проведения видеосъемки для отображения промежуточных стадий длительных опытов при

невозможном показе превращения в режиме реального времени; как вариант - процесс прорастания семян);

- использование при демонстрациях движений различных объектов;

- возможность создания презентационных фотографий и видеоматериалов по изучаемой теме, а также изготовление подписей к ним;

- благодаря цифровой камере изображение выводится на экран монитора или на интерактивную доску, что позволяет всей группе детей видеть и обсуждать увиденное, а педагогу - акцентировать внимание на конкретных деталях;

- экономится время рассматривания объекта (не требуется каждому ребенку смотреть в объектив, не нужно несколько микроскопов);

- программное обеспечение позволяет сфотографировать картинку, сохранить, распечатать, включить в презентацию;

- детей привлекает всё то, что связано с техникой, т.е. притягивает само оборудование, возможность с ним действовать.

Благодаря использованию цифрового микроскопа создаются условия для систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, что позволяет расширить сознание дошкольников об окружающем мире. Наблюдения при помощи микроскопа поражает и захватывает ребёнка, поэтому впоследствии он желает самостоятельно работать, делать удивительные открытия [2]. Более того, работа с цифровым микроскопом может осуществляться не только в образовательной деятельности с дошкольниками (на занятиях по окружающему миру), но и в проектной деятельности. Дети познают не только окружающий мир, но и учатся работать с техническими приборами. Такой подход меняет понимание детей о природе, подогревает интерес к познанию мира.

Целесообразно учитывать несколько этапов такой работы. Первый этап - знакомство с оборудованием, с историей создания микроскопа, техникой безопасности. Второй этап -проведение исследования: создание мотивации к участию, выбор материала; исследование, анализ объектов, объяснение, обследование, самостоятельное получение информации, результаты, выводы. Третий этап - оформление результатов (схемы, рисунки, фотографии, видеофрагменты).

Эффективность развития soft skills дошкольников на занятиях по окружающему миру зависит от тщательно организованных педагогических условий. К ним относятся:

- организация успешной «познавательной среды» (создание благоприятной атмосферы и ситуации успеха на занятиях; обеспечение самостоятельности в процессе познания; проведение занятий на основе сотворчества и сотрудничества дошкольников и воспитателя; применение форм и методов, направленных на привитие стойких познавательных интересов дошкольников к ознакомлению с окружающей действительностью);

- внедрение цифрового микроскопа на занятия по окружающему миру.

В процессе использования цифрового микроскопа в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром могут быть достигнуты следующие результаты:

- дошкольник проявляет активный интерес к познанию окружающего мира;

- ребенок принимает участие в различных конкурсах, олимпиадах;

- дошкольник в свободное время изучает энциклопедии, художественную литературу, смотрит видеоматериалы о своеобразии окружающего мира;

- дошкольник владеет знаниями об окружающем мире (согласно возрасту);

- дошкольник умеет принимать от воспитателя и самостоятельно ставить познавательные задачи, составлять план действий;

- ребенок отбирает средства и способы решения познавательной задачи с использованием надежных приемов;

- ребенок умеет производить определенные действия и операции, получать результаты;

- дошкольник с интересом участвует в экспериментальной, исследовательской, поисковой, проектной работе.

Таким образом, развитие soft skills у дошкольников является сложным процессом, но вполне достижимым в рамках современных образовательных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Soft skills - 85% успеха в профессии [Электронный ресурс] / РБК. - Режим доступа: URL: https://rn.facebook.com/rbc.ru/posts/2900674573331246. - Дата обращения: 06.10.2021.

2. Гордиевских, В.М., Петухов, Д.В. Технические средства обучения [Текст] / В.М. Гордиевских, Д.В. Петухов. - Шадринск: ШГПИ, 2016. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.