Использование информационно-коммуникативных
технологий при ФЭМП дошкольников
Вырвина К. А.,
воспитатель МБДОО «Детский сад "Снежинка"»,
Брянск, Россия
Ермакова Ю. В.,
воспитатель МБДОО «Детский сад "Снежинка"»,
Брянск, Россия
Мыскова Л. М.,
воспитатель МБДОО «Детский сад "Снежинка"»,
Брянск, Россия
Аннотация. Целью статьи является раскрытие идеи решения задачи необходимости заранее готовить ребенка к постоянному взаимодействию с информационными технологиями и в разработке системы содержательной работы с программным обеспечением.
Войдёт компьютер в детство, Войдёт с грядущим веком. Не зря идеей КиДа Мы прочно увлеклись. Как хорошо, что рано Нам подводить итоги. Как хорошо стремиться Мечтою ввысь и ввысь.
(выдержка из гимна кидовцев, предложенного в январе 1992 года участниками III Всесоюзного научно-практического семинара "Компьютерно-игровой комплекс в народном образовании").
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь решать практические задачи, человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество.
Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.
В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу, ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому остро стоит задача необходимости заранее готовить ребенка к постоянному взаимодействию с информационными технологиями и в разработке системы содержательной работы с программным обеспечением, так как дошкольное воспитание является первым звеном образования.
С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы «за»
♦♦♦ обеспечивают личностно-ориентированный подход
♦♦♦ способствует интеллектуальному росту ребенка;
♦♦♦ рано развивается так называемая «знаковая функция сознания»;
♦♦♦ улучшаются произвольная память и внимание;
♦♦♦ формируется познавательная мотивация;
♦♦♦ моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
• умение самостоятельно приобретать новые знания
• развития произвольной моторики пальцев рук Аргументы «против»
• воздействие электромагнитного излучения монитора,
• сидячее положение в течение длительного времени; и как следствие этого -
o появление утомления, o нервно-эмоциональное напряжение,
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен уметь применять в своей работе информационные технологии (компьютер, Интернет, видео, DVD, CD, мультимедиа), ресурсы, представленные в сети Интернет, в торговой сети. Но кроме этого, у педагога должно быть желание и умение создавать свои образовательные ресурсы, помогающие ему обогащать образовательный и воспитательный процесс. Научные исследования показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
• дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
• глубже постигаются понятия числа и множества;
• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
• тренируется эффективность внимания и память;
• раньше овладевают чтением и письмом;
• активно пополняется словарный запас;
• развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
• уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
• воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
• развивается воображение и творческие способности;
• развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
В рамках познавательно-речевого развития, которое является одним из направлений современного содержания образования, закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, таким образом можно сказать, что осуществляется математическое образование дошкольников. Исходя из вышесказанного, мы определили для себя следующую задачу, которую нам необходимо решить в ближайшее время: сделать информационно-коммуникативные технологии своими помощниками в обучении дошкольников математике. Одним из самых популярных программных средств, используемых на занятиях с использованием информационно - коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft - Power Point.
Созданные нами мультимедийные инсталляции по ФЭМП базируются на точных математических расчётах ограниченных рамками изучаемой темы, допускают возможность самостоятельного использования детьми при закреплении темы. Основные задачи созданных инсталляций по ФЭМП:
• создать у дошкольника дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;
• увеличить число ситуаций, решать которые ребенок может самостоятельно;
• индивидуализировать учебные задания;
• использовать компьютер в системе тренингов;
• использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка;
• моделировать виртуальную среду.
НОД по ФЭМП с использованием компьютера помогает достигнуть следующих дидактических целей:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению;
• оказать учебно-методическую помощь детям в самостоятельной работе над учебным материалом.
Хотелось бы представить вам НОД из цикла «Время». Мы с ребятами и Карлсоном совершили путешествие в виртуальный музей часов. Это произошло с помощью мультимедийной инсталляции, которую я разработала сама. Дети познакомились с различными видами часов: водяными, солнечными, карманными, будильником, живыми часами - петухом и цветами, песочными, часами с кукушкой, с гирями, часами - свечой, башенные. НОД включала разные виды деятельности, где происходила интеграция образовательных областей: Познание, Здоровье, Физическая культура, Художественное творчество, Социализация. Мы с ребятами провели игру - эксперимент с водяными часами. Посмотрели, как они работают. Пальчиковая гимнастика «Часы и мышь» и физминутка «Ходят стрелочки по кругу» позволили закрепить в игровой форме знания о часах. Выполненная в процессе НОД аппликация «Башня с часами» способствовала совершенствованию навыков аккуратного наклеивания, умения сравнивать предметы по ширине, высоте. Ребятам очень понравился подарок Карлсона -альбом «Царство часов», который мы теперь используем в качестве методического пособия. Для закрепления материала на прогулке наша группа изготовила самостоятельно солнечные часы.
Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point, выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.
Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Мы помогаем понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний.
Библиография
Справочник руководителя дошкольного учреждения. - М, Сфера, 2006
Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера, 2008
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
Иллюстрации
Рис. 2. С другом - компьютером заниматься интереснее
Рис. 4. Переменка - отдохнем!
Рис. 5. Повторение и закрепление пройденного
Рис. 7. Все можно увидеть, не покидая детский сад!