Научная статья на тему 'Занятия физкультурой как средство коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот'

Занятия физкультурой как средство коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ / СИРОТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФРУСТРАЦИЯ / SELF-ATTITUDE / SOCIAL ADAPTATION / LEVEL OF ADAPTATION / NEEDS / ORPHANS / FRUSTRATION / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Елена Анатольевна

В статье представлен опыт коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот. Занятия физической культурой наиболее серьёзно способствуют повышению адаптированности сирот и оптимизации их самоотношения, при условии осуществления их психологического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of the social adaptation and self-attitude of orphans by means of physical culture

This article shows the results of correction of social adaptation and self-attitude of orphans. The studies of physical culture contribute to increasing the adaptation of orphans and optimization of their self-attitude under the psychological support conditions.

Текст научной работы на тему «Занятия физкультурой как средство коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот»

бросках и ударах, требует от флорболиста достаточно высокого уровня развития силы кисти, причем обеих рук. Исследования показали, что на кистевом динамометре по данному показателю флорболисты демонстрируют примерно одинаковые средние значения как для правой, так и для левой руки (54 и 52 кг) с диапазоном значений лежащих в пределах от 39 до 66 кг.

ВЫВОДЫ

Выявленные модельные характеристики флорболистов высокой квалификации по своему содержанию представляют собой совокупность должных норм показателей физической подготовленности и могут быть использованы в тренировочном процессе для оценки подготовленности спортсменов во флорболе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коренберг, В.Б. Лекции по спортивной метрологии. Основы статистики : учебное пособие / В.Б. Коренберг ; Москровская гос. акад. физ. культуры. - Малаховка : [б.и.], 2000. - 76 с. - ISBN 5-900871-51-7.

2. Начинская, С.В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Начинская. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с. - ISBN 5-7695-1768-9.

Контактная информация: floorball@list.ru

УДК 159.9+316.6.

ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ СИРОТ

Елена Анатольевна Гаврилова, преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен опыт коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот. Занятия физической культурой наиболее серьёзно способствуют повышению адаптированности сирот и оптимизации их самоотношения, при условии осуществления их психологического сопровождения.

Ключевые слова: самоотношение, социальная адаптация, адаптированность, потребности, сироты, физическая культура, фрустрация.

CORRECTION OF THE SOCIAL ADAPTATION AND SELF-ATTITUDE OF ORPHANS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE Elena Anatolievna Gavrilova, the teacher,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

This article shows the results of correction of social adaptation and self-attitude of orphans. The studies of physical culture contribute to increasing the adaptation of orphans and optimization of their self-attitude under the psychological support conditions.

Keywords: self-attitude, social adaptation, level of adaptation, needs, orphans, frustration, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения возможностей коррекции социальной адаптации сирот средствами физической культуры определяется двумя факторами: Во-первых, ростом

численности социального сиротства. Во-вторых, отсутствием научно обоснованных и апробированных программ повышения адаптированности сирот посредством занятий физической культурой.

Адаптированность рассматривается, как результат процесса социальнопсихологической адаптации и степень реальной, фактической приспособленности личности к требованиям конкретной социальной среды [5]. Социальнопсихологическая адаптация представляет собой [1] - процесс активного приспособления человека к изменению внешних и внутренних условий его существования. Специфика адаптированности сирот изучена через анализ общения и поведения воспитанников интернатов в конкретных средовых условиях профессионального училища. Высокая адаптированность проявляется, как способность человека реализовать значимые для него потребности и ценности в условиях конкретной социальной среды. Низкая адаптированность характеризуется фрустрацией потребностей и ценностей. Уровень адаптированности зависит от самоотношения личности - того, как человек познаёт и воспринимает себя и свои социальные связи [1]. Поэтому нами исследованы возможности коррекции самоотношения и адаптационных проблем сирот посредством занятий физической культурой в профессиональном училище.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 91 бывший воспитанник интерната в возрасте 16-18 лет, обучающийся в профессиональных училищах. Контрольную группу составили 28 сирот, занимавшихся физкультурой в училище только по базовой учебной программе. Нагрузка по физкультуре в рамках базовой программы на учебный год составляет 80 часов. В экспериментальной группе № 1 сироты (31 человек) занимались физкультурой по базовой учебной программе и дополнительной - 80 часов. В экспериментальной группе № 2 бывшие воспитанники интернатов (32 человека) занимались физкультурой по базовой и дополнительной учебным программам. Кроме этого, они посещали 1 раз в неделю групповые занятия с психологом, сопровождающие процесс занятий физической культурой.

Для оценки достоверности сдвигов значений в зависимых выборках использован t-критерий Стьюдента для зависимых измерений.

Цель психологического сопровождения занятий физической культурой в профессиональном училище - повысить адаптированность сирот к самостоятельной жизни через осознание ими личных успехов в процессе занятий физической культурой.

Занятия по сопровождению уроков физической культуры проходили в 2-х группах, численностью 16 человек каждая, с периодичностью 1 раз в неделю. Длительность занятия 1 час. Описанные в статье эффекты от занятий физической культурой в ПТУ были зафиксированы спустя 0,5 года, после начала экспериментального воздействия. Поскольку обнаружено серьёзное позитивное влияние занятий физической культурой на самоотношение и адаптированность сирот, эксперимент был продлён для усиления зафиксированных эффектов.

Психологическое сопровождение занятий физической культурой в ПТУ осуществлялось в форме групповой работы и индивидуальных консультаций с психологом. На групповых занятиях с психологом проводилось обсуждение прошедших за текущую неделю уроков физкультуры, направленное на выявление того, чем именно конкретное занятие было полезно каждому из его участников. Так же сироты формулировали совместно с преподавателем физкультуры и психологом личные задачи на следующий урок физкультуры. Психолог активно участвовал в занятиях по физической культуре в роли помощника учителя. Это необходимо для понимания актуальных в данный момент для сирот проблем в адаптации и занятиях физической культурой. На основе этих данных проводились тематические групповые занятия с психологом. Наиболее актуальными оказались темы: Моё здоровье и физическая культура. Вредные привычки и физическая культура в моей жизни. Отношения с противоположным по-

лом и физическая культура. Как Я научусь управлять собственной жизнью, занимаясь физической культурой? Как физическая культура учит управлять своими эмоциями?

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Модифицированный автором вариант методики изучения ценностных ориентаций личности А.Н. Николаева [3] использовался для исследования реализованности -фрустрированности потребностей в жизненно важных сферах (в сохранении здоровья, поддержании близких отношений, автономности, безопасности и др.). Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева [4] применена для выявления специфики самоотношения (показатели самообвинения, саморуководства и др.). Для определения изменений самооценки применялся модифицированный Д.Я. Богдановой, И.П. Волковым [2] вариант методики диагностики самооценки А.С. Будасси.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Занятия физкультурой по дополнительной программе без психологического сопровождения оказали положительное воздействие на самоотношение и адаптирован-ность сирот (табл.1)

Таблица 1

Оценка достоверности сдвига показателей адаптированности и самоотношения в

экспериментальной группе № 1 (n=31)

Показатели Начало Э Конец Э Различия

X S X S t p

РП в сохранении здоровья 5,б 1,1 13,5 3,7 2,77 <0,01

РП в близких отношениях б,4 1,4 8,8 2,4 2,11 <0,05

Самообвинение 8,7 1,9 4,4 1,3 2,21 <0,05

Самооценка 0,38 0,1 0,б7 0,2 2,79 <0,01

Примечания: Э - эксперимент; РП - реализованность потребности; X - среднее арифметическое, 8 - стандартное отклонение.

Занятия физкультурой по дополнительной программе, сопровождавшиеся работой с психологом, серьёзно усилили позитивное воздействие на самоотношение и адаптированность сирот (табл. 2). Поскольку, помимо позитивных эффектов, сформированных благодаря занятиям физкультурой без психологического сопровождения, способствовали формированию навыков саморуководства у сирот.

Таблица 2

Оценка достоверности сдвига показателей адаптированности и самоотношения в

экспериментальной группе № 2 (n = 32)

Показатели Начало Э Конец Э Различия

X S X S t p

РП в сохранении здоровья 5,2 1,2 14,1 3,9 2,83 <0,01

РП в близких отношениях б,1 1,3 8,б 2,1 2,21 <0,05

Саморуководство 3,4 0,7 б,б 1,8 2,09 <0,05

Самообвинение 8,5 1,8 4,2 1,3 2,13 <0,05

Самооценка 0,41 0,08 0,б3 0,2 2,83 <0,01

ВЫВОДЫ

Специально организованные дополнительные занятия физкультурой в ПТУ, способствуют повышению адаптированности сирот. Этот эффект наиболее выражен при наличии психологического сопровождения процесса занятий физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, А. А. Умственная отсталость как фактор риска социальной адаптации / А. А. Андреев // Дети группы риска : условия адекватного обучения и воспитания

/ под ред. Л.П. Ильиной, Н.А. Рыбаковой. - Псков : ПОИПКРО, 2000. - С. 46 - 53.

2. Богданова, Д.Я. Методика диагностики самооценки А.С. Будасси / Д.Я. Богданова, И.П. Волков // Практические занятия по психологии : учеб. пособие для студ. акад. и ин-тов физ. культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - С. 35 - 36.

3. Николаев, А.Н. Руководство по использованию методики изучения ценностных ориентаций личности / А.Н. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2000. - 16 с.

4. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев -М. : Смысл, 1993. - 32 с.

5. Роль психологической службы в социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений / под ред. Г.П. Иржевской. - Владивосток : [б.и.], 1992. - 129 с.

Контактная информация: egava 71@mail.ru

УДК 37.013

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ УЧЕНИКА

Александр Сергеевич Горшков, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Татьяна Борисовна Федорова, аспирант,

Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург

Аннотация

Показана специфика влияния педагогического отношения на формирование Я-концепции ученика. С холистических позиций разработана модель развития Я-концепции ученика, которая представляет собой синтез структурных компонентов позиции, принципов и этапов развития деятельности учителей и критериев сформированности Я-концепции учеников.

Ключевые слова: педагогическое отношение, Я-концепция, развитие личности, педагогическое моделирование, психолого-педагогические условия.

PEDAGOGICAL INTERACTION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF THE STUDENT’S SELF-CONCEPT Alexander Sergeevich Gorshkov, the doctor of pedagogical science, professor, rector, Tatyana Borisovna Fyodorova, the post-graduate student,

North-West Academy of Public Service,

St. Petersburg

Annotation

The article presents the specificity of influence of a teacher’s attitude towards the formation of students’ self-concept. A model of student’s self-concept representing has been developed from the holistic positions that are by itself the synthesis of structural components of position, principles and stages of development of teachers’ activity and criteria of formation of students’ self-concept.

Keywords: teacher’s attitude, self-concept, personality development, pedagogical modeling, psychological and pedagogical conditions.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие отечественного образования на современном этапе определяется целями его модернизации, которое направлено на гуманизацию и обеспечение современного качества образования, отвечающего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Гуманизация, реализуемая в личностноориентированной модели образования, обеспечивается применением принципов гуманистической философии, психологии и педагогики, важнейшими из которых являются признание самоценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для его развития и саморазвития. С этих позиций анализ стиля педагогического отношения в связи с проблемой осознания педагогом своих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.