РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ, ДУХОВНОСТИ И
МИРОВОЗЗРЕНИЯ Примов Р.Т.1, Шоназаров З.У.2
1Примов Рашид Тошкулович-заведующий кафедрой; 2Шоназаров Зафар Умирзокович - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет истории искусства, Каршинский государственный университет, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается музыка, музыкальное образование, его роль в жизни человека и его роль в развитии личности и духовности.
Также сказано, что музыка как средство воспитания положительно влияет на психику человека в развитии человека, развитии музыкальных чувств и эмоций, формировании мировоззрения.
Ключевые слова: музыка, эстетическое воспитание, песня и мелодия, художественный вкус, мелодия, мелодия, духовность, просвещение, звук, поэзия, психика человека, личностное развитие, музыкальная культура, музыкальное образование, музыкальная грамотность, музыкальное исполнительство.
THE ROLE OF MUSIC IN THE FORMATION OF PERSONAL, SPIRITUALITY AND
WORLD VIEW Primov R-Т.1, Shonazarov Z.U.2
1Primov Rashid Toshkulovich - Head of the Department; 2Shonazarov Zafar Umirzokovich - Lecturer, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, FACULTY OF ART HISTORY, KARSHI STATE UNIVERSITY, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses music, music education, its role in human life and its role in the development of personality and spirituality.
It is also said that music as a means of education has a positive effect on the human psyche in the development of man, the development of musical senses and emotions, and the formation of worldview.
Keywords: music, aesthetic education, song and melody, artistic taste, melody, melody, spirituality, enlightenment, sound, poetry, human psyche, personal development, musical culture, music education, music literacy, music performance.
УДК 37.015.3
Человек никогда не сможет подняться до уровня духовно зрелого человеческого существа, если он не сумеет ощутить красоту, воплощенную в окружающем его внешнем мире, в обществе, в исторически сложившихся и воздействовавших на него образцах искусства.
Музыка - великое изобретение человечества, песня - уникальное средство духовного общения. Человек описывает словами и выражает свои чувства, воображение и переживания в песнях, которые невозможно описать пером. Песня и мелодия переходят от сердца к сердцу, из рук в руки. Роль музыки в жизни человека несравнима. Это связано с тем, что музыкальное образование и воспитание, как и литература, оказывает большое положительное влияние на развитие человека, развитие его художественного вкуса, рост его духовности, формирование его самосознания и мировоззрения. Азан, который звучит впервые для уха ребенка, также читается мелодичным тоном. Музыка, мелодия - эти понятия являются неотъемлемой частью нашей жизни, она воспитывает человека на слух.
Музыка как средство воспитания, обладающее огромной силой, является пищей души, способной дать живительную силу человеческой психике. Это помогает людям наслаждаться, наслаждаться, наслаждаться, расслабляться, расслабляться, думать и делать философские наблюдения. Музыка, обладающая могущественной силой, украшает человеческое сердце своим очарованием и призывает к добру [1, с. 143]. Вот почему не зря музыка - это сердце народа, нации. С момента сотворения мира человек тоже стремился творить. Есть чудесное место, которое то далеко, то близко, бездорожье, на расстоянии... Это так называемое сердце. В восточной философии не зря Каабу почитают в сердце. Отличие человека от животного мира заключается в существовании ментального мира.
Музыку можно разделить на три типа в зависимости от ее аффективных свойств: спокойная музыка, живая музыка и умеренная музыка. Художественно-эстетическое и воспитательное значение музыки в жизни человека нашло отражение во многих произведениях и педагогических воззрениях восточных мыслителей. Музыка -лучший способ отдохнуть от тяжелой работы. Сила музыки видна даже в том, что плачущий ребенок слышит бога матери, успокаивается и засыпает. В основе каждого человека лежит божественное чувство музыки, и они радикально отличаются друг от друга. Хорошая музыка воздействует на сердце и питает его духовно, играет важную роль в очищении.
Великий энциклопедист Абу Наср аль-Фараби в своей «Большой книге музыки» делит музыку на три вида. По его словам, один вид музыки доставляет человеку удовольствие, второй - пробуждает страсти, а третий -заставляет задуматься, заставляет человека думать и рассуждать. Фараон смог предсказать этапы развития музыки, ее влияние на человеческий дух в той или иной мере, что музыка питает человека и вдохновляет его на добрые дела, что она может сопровождать человека в радости и печали, что музыка, наконец, может мотивировать человека стремиться к великим делам. Это означает, что и создатели музыки, и те, кто ее воспринимает, через свои музыкальные чувства и эмоции шагают к просветлению, а это не только просветление, но и процесс эмоционально-мыслительной деятельности на пути к подъему духовности человека [2, с. 88]. Поэтому мы читали и были свидетелями исторических событий и реальных примеров того, как музыка меняет человеческую природу. В музыкальном разделе «Китаб аш-Шифа» Ибн Сины также объясняется, как человек взаимодействует с людьми. Без музыки невозможно представить жизнь человека, возможности духовного роста. Абу Али ибн Сина в своих педагогических воззрениях и размышлениях признает, что звук есть одна из вещей, воздействующих на чувства, и что он отличается особой прелестью. Оно бывает двух видов, и когда один его слышит, то наслаждается им так же, как и первым, и ненавидит, когда один слышит, не желая слышать другого. В своих трудах Ибн Сина называл свои труды «Аш -Шифа», «Ан-Наджат», «Энциклопедия» для того, чтобы дать духовную пищу людям, спасти их от невежества и невежества через науку и просвещение. Сборник Ибн Сины по науке о музыке сосредоточен в основном на эстетике музыки и говорит о важности музыки в жизни человека [3, с. 143].
Размышляя о музыкальных звуках и их физиологическом воздействии на эмоции человека, ученый сравнивает приятные и неприятные звуки с приятными и неприятными запахами. Приятность и неприятность звуков определяются только в результате слуховой деятельности человека. Ибн Сина пишет в своих «Законах медицины»: «Чтобы укрепить клиента ребенка, он должен применить к нему две вещи. Одно - медленно качать ребенка, а другое - музыка и обожествление, вошедшее в привычку произносить, чтобы усыпить его. В зависимости от количества поступающих в организм этих двух веществ в организме ребенка развиваются способности к физической подготовке и дух к музыке.
В последнее время появился термин «современные песни», большинство из которых представляют собой песни на стихи современных поэтов или поэтов, мобилизовавших себя для написания песен. В прошлом отбирали не все стихи поэтов, а «певцов-песенников», которые были «готовы» петь по своему духу и содержанию [4, с. 11]. Если мы посмотрим на историю нашей классической певческой культуры, то наши великие поэты Физули, Навои, Мукими, Фуркат и другие не считали себя «поющими поэтами». Они специально не писали стихи к песне. Их песни проявлялись в виде музыкального эха живых образов, вшитых в пласт стихов. Народы Средней Азии, в том числе и узбекский народ, имеют множество музыкальных жанров, которые формировались с древних времен, передавались из поколения в поколение, совершенствовались и стали бесценным наследием. В этом смысле не будет преувеличением сказать, что музыка является источником красоты [5, с. 38].
В заключение следует отметить, что жизнь человека немыслима без музыки. Музыка не выбирает нацию. Она невидима, но ее цвета прекрасны. Это может быть божественная сила, которая одновременно может воздействовать на психику человека. Музыка и песни могут вызывать добрые чувства в сердцах людей. Кроме того, музыка не только отражает эмоциональные переживания и мысли человечества, но и вдохновляет их, несет в психику человека добро и создает эстетический подъем в сердце.
Список литературы /References
1. КаримовИ.А. Высокая духовность - непобедимая сила. Т.: "Манавият", 2008. 143 стр.
2. Матякубов О. Фараби об основах музыки Востока. Т., «Фан», 1986. 88 с.
3. Кадыров Р. Музыкальная педагогика. Ташкент: УзДК, 2013. 146 с.
4. ФерузаАскар. Музыка и духовность человека. Т.: «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2000. 11 стр.
5. СоиповаД. Теория и методика обучения музыке. Учебное пособие. Ташкент, 2009. Стр. 34.