ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Азизов E-С.
Азизов Еркин Самиевич - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет истории искусства, Каршинский государственный университет,г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются процесс и факторы музыкального искусства, музыкальной культуры и формирования музыкальных способностей в воспитании человека.
Также описывается содержание деятельности учителя на уроках музыки, способы и средства развития музыкальных способностей учащихся и процессы приобретения ими музыкальных знаний.
Ключевые слова: музыка, музыкальное искусство, деликатное воспитание, песня и мелодия, эмоция, мелодия, мелодия, музыкальные способности, музыкальное произведение, ритм, психика человека, личностная зрелость, музыкальное образование, музыкальная грамотность, музыкальные знания, музыкальное образование, музыкальная грамотность.
FACTORS FOR DEVELOPING MUSICAL PERFORMING SKILLS AND MUSICAL
ABILITIES IN CHILDREN Azizov Е-S.
Azizov Erkin Samievich - Lecturer, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, FACULTY OF ART HISTORY, KARSHI STATE UNIVERSITY, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the process and factors of music art, music culture and the formation of musical ability in human education.
It also describes the activities of teachers in music lessons, ways and means of developing musical abilities in students and the process of their acquisition of musical knowledge.
Keywords: music, musical art, delicacy education, song and melody, emotion, melody, melody, musical ability, musical work, rhythm, human psyche, personal maturity, music education, music literacy, musical knowledge, music education, music literacy.
УДК 37.015.3
Музыкальное искусство оказывает сильное влияние на формирование личности как важный фактор эстетического воспитания. Целенаправленная организация уроков музыки в семье, в детском саду, в школе -эффективный способ обогатить внутренний мир подрастающего поколения и правильно понять искусство. Музыка выражает человеческие чувства, мечты, желания уникальным художественным языком и активно воздействует на эмоции человека. Музыка - это и наука, и искусство. Одним из основных направлений музыкального искусства нашей страны на современном этапе является пробуждение интереса к наследию наших предков, познание древности национальных ценностей, развитие духовности и культуры подрастающего поколения. Поэтому в формировании музыкально-личностных особенностей детей музыкальное искусство оказывает всестороннее воздействие на духовный мир человека. В частности, мелодия и ее музыкальное выражение оказывают глубокое воздействие на эмоции человека, вызывая в нем разные чувства, создавая разные настроения. Лирическое, мелодическое идейное содержание песни воздействует не только на эмоции, но и на сознание слушателей, волнует их и заставляет думать, формирует их музыкальные способности. Этот эффект чрезвычайно сложен и мощен [1, с. 24].
Как указывалось в науке психологии, человеческий ребенок рождается не с готовой способностью, а со способностью быть источником реализации и развития какой-либо способности. Компетентность не является самоцелью, но необходима благоприятная среда для ее развития. Ребенок может родиться с музыкальными способностями, но если для формирования его музыкальных качеств не будет создана благоприятная среда, его способности к музыке не разовьются. Одним из ведущих факторов формирования человека как личности является окружающая среда. Социально-семейная среда является ключевым фактором развития и формирования музыкальных способностей человека. Одним из важнейших условий развития музыкально-исполнительского мастерства детей является формирование у них музыкальных способностей. Ведь музыкальные способности - чувство ритма музыки, слушание музыки, музыкальная память, эмоциональная восприимчивость к музыке - являются фактором развития исполнительских способностей у детей.
Педагог Н.В. Ветлугина отмечала, что «...в основе музыкальных переживаний всегда лежат сенсорные способности, потому что музыка воспринимается через простейшие тона, сложные образы и, прежде всего, эмоции, и развиваются музыкальные способности» [2, с. 247]. Здесь следует отметить одну вещь: мы не согласны с идеей, что все поколения людей с музыкальными способностями также будут обладать музыкальными способностями. У их детей может быть талант к музыке, но если эту способность не развивать,
способность не станет способностью, то есть не будет сформирована. Ведь музыка служит формированию духовной, художественной и нравственной культуры подрастающего поколения, воспитанию национальной гордости и патриотизма, расширению мыслительных способностей, развитию творческих способностей и художественного вкуса, воспитанию логического мышления. Поэтому в образовательных учреждениях и школах искусств страны сегодня уделяется внимание использованию инновационных технологий в музыкально-эстетическом воспитании.
Эстетическая и эмоциональная среда в мире музыки создает эмоциональный комфорт для ребенка и формирует его интерес к творчеству. Однако эффективность музыкальной среды зависит не только от внешних условий, но и от общения, музыкально-теоретических знаний, творческих методов, регулирующих музыкальное развитие ребенка. Чтобы процесс музыкального воспитания учащихся был эффективным, необходима также их социально-культурная активность, постоянный поиск себя, эстетический опыт, связанный с эмоционально-образным мышлением [3, с. 36]. Также развивать музыкальные способности учащихся можно только посредством музыкальной практики, музыкального материала, характерного для музыкального искусства, специальных методов. Это потому, что только музыка пробуждает музыкальные чувства человека. У тех, кто не получил музыкального образования, не будет музыкальных способностей, потому что они не овладели музыкальными знаниями. С музыкой учащиеся были знакомы до прихода в школу, но приобретение музыкальных знаний приходится на начальные классы общего среднего образования при непрерывном образовании. У детей очень рано развиваются музыкальные способности. Однако в некоторых случаях музыкальные способности могут проявляться и поздно. Поэтому неверно предполагать, что дети с мышечными нарушениями вообще не обладают музыкальными способностями. Детская память очень хорошо развита но их внимание не остается неизменным на протяжении всего урока. Музыкальные способности учащихся отражаются в деятельности на уроке. При этом они учатся различать произведения, различать противоположные и сходные стороны, сравнивать части, знать взаимосвязи в звучании, ритме, динамике. При этом у них развивается способность исполнять музыкальное произведение, чувствовать ритм, выступать. Дети смогут выразить свое воображение на основе мелодий и песен, которые они слышат и воспринимают [4, с. 80]. Все это делается на уроках музыки и в музыкальных кружках.
Это означает, что раннее проявление музыкальных способностей у детей, а также формирование этих способностей напрямую зависит от процессов воспитания и окружающей среды, а также от влияния музыкального обучения в системе непрерывного образования и развития исполнительских навыков.
Список литературы /References
1. Маджидов Дж., Раджабов Р. Дидактические основы повышения эффективности музыкального образования в школе. Учебное пособие. Ташкент, 1990. 24 стр.
2. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН, 1988. 247стр.
3. Каримова Д. Технологии обучения музыке. Учебное пособие. Ташкент, 2011. 36 стр.
4. Музыкальная психология: Учебное пособие. / автор-сост. Кадиров Р.Г. Т.: Музыка, 2005. 80 с.