Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический процесс / музыкальное образование / музыкальное искусство / музыкальная культура / учитель музыки / профессиональные навыки / педагогические способности / педагогическая практика / ораторское искусство / педагогический опыт / уроки музыки. / pedagogical process / music education / music art / music culture / music teacher / professional skills / pedagogical ability / pedagogical practice / oratory / pedagogical experience / music lessons.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сохибов Асадулло Ибрагимович, Муродов Уктам Абдинабиевич

в статье речь идет о профессиональных знаниях и умениях будущих учителей в области преподавания музыки и использовании инновационных образовательных технологий в обучении. Также описываются профессиональные навыки будущих учителей музыки, педагогическое мастерство, педагогические приемы, передовой педагогический опыт и пути его овладения в воспитании подрастающего поколения в духе национальной гордости на основе нашего музыкального наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SKILLS OF A MUSIC TEACHER IN THE PEDAGOGICAL PROCESS AND WAYS THEIR IMPROVEMENT

the article deals with the professional knowledge and skills of future teachers in the teaching of music and the use of innovative educational technologies in teaching. It also describes the professional skills of future music teachers, pedagogical skills, pedagogical techniques, advanced pedagogical experience and ways to master it in educating the younger generation in the spirit of national pride on the basis of our musical heritage.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Азизов E-С.

Азизов Еркин Самиевич - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет истории искусства, Каршинский государственный университет,г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются процесс и факторы музыкального искусства, музыкальной культуры и формирования музыкальных способностей в воспитании человека.

Также описывается содержание деятельности учителя на уроках музыки, способы и средства развития музыкальных способностей учащихся и процессы приобретения ими музыкальных знаний.

Ключевые слова: музыка, музыкальное искусство, деликатное воспитание, песня и мелодия, эмоция, мелодия, мелодия, музыкальные способности, музыкальное произведение, ритм, психика человека, личностная зрелость, музыкальное образование, музыкальная грамотность, музыкальные знания, музыкальное образование, музыкальная грамотность.

FACTORS FOR DEVELOPING MUSICAL PERFORMING SKILLS AND MUSICAL

ABILITIES IN CHILDREN Azizov Е-S.

Azizov Erkin Samievich - Lecturer, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, FACULTY OF ART HISTORY, KARSHI STATE UNIVERSITY, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the process and factors of music art, music culture and the formation of musical ability in human education.

It also describes the activities of teachers in music lessons, ways and means of developing musical abilities in students and the process of their acquisition of musical knowledge.

Keywords: music, musical art, delicacy education, song and melody, emotion, melody, melody, musical ability, musical work, rhythm, human psyche, personal maturity, music education, music literacy, musical knowledge, music education, music literacy.

УДК 37.015.3

Музыкальное искусство оказывает сильное влияние на формирование личности как важный фактор эстетического воспитания. Целенаправленная организация уроков музыки в семье, в детском саду, в школе -эффективный способ обогатить внутренний мир подрастающего поколения и правильно понять искусство. Музыка выражает человеческие чувства, мечты, желания уникальным художественным языком и активно воздействует на эмоции человека. Музыка - это и наука, и искусство. Одним из основных направлений музыкального искусства нашей страны на современном этапе является пробуждение интереса к наследию наших предков, познание древности национальных ценностей, развитие духовности и культуры подрастающего поколения. Поэтому в формировании музыкально-личностных особенностей детей музыкальное искусство оказывает всестороннее воздействие на духовный мир человека. В частности, мелодия и ее музыкальное выражение оказывают глубокое воздействие на эмоции человека, вызывая в нем разные чувства, создавая разные настроения. Лирическое, мелодическое идейное содержание песни воздействует не только на эмоции, но и на сознание слушателей, волнует их и заставляет думать, формирует их музыкальные способности. Этот эффект чрезвычайно сложен и мощен [1, с. 24].

Как указывалось в науке психологии, человеческий ребенок рождается не с готовой способностью, а со способностью быть источником реализации и развития какой-либо способности. Компетентность не является самоцелью, но необходима благоприятная среда для ее развития. Ребенок может родиться с музыкальными способностями, но если для формирования его музыкальных качеств не будет создана благоприятная среда, его способности к музыке не разовьются. Одним из ведущих факторов формирования человека как личности является окружающая среда. Социально-семейная среда является ключевым фактором развития и формирования музыкальных способностей человека. Одним из важнейших условий развития музыкально-исполнительского мастерства детей является формирование у них музыкальных способностей. Ведь музыкальные способности - чувство ритма музыки, слушание музыки, музыкальная память, эмоциональная восприимчивость к музыке - являются фактором развития исполнительских способностей у детей.

Педагог Н.В. Ветлугина отмечала, что «...в основе музыкальных переживаний всегда лежат сенсорные способности, потому что музыка воспринимается через простейшие тона, сложные образы и, прежде всего, эмоции, и развиваются музыкальные способности» [2, с. 247]. Здесь следует отметить одну вещь: мы не согласны с идеей, что все поколения людей с музыкальными способностями также будут обладать музыкальными способностями. У их детей может быть талант к музыке, но если эту способность не развивать,

способность не станет способностью, то есть не будет сформирована. Ведь музыка служит формированию духовной, художественной и нравственной культуры подрастающего поколения, воспитанию национальной гордости и патриотизма, расширению мыслительных способностей, развитию творческих способностей и художественного вкуса, воспитанию логического мышления. Поэтому в образовательных учреждениях и школах искусств страны сегодня уделяется внимание использованию инновационных технологий в музыкально-эстетическом воспитании.

Эстетическая и эмоциональная среда в мире музыки создает эмоциональный комфорт для ребенка и формирует его интерес к творчеству. Однако эффективность музыкальной среды зависит не только от внешних условий, но и от общения, музыкально-теоретических знаний, творческих методов, регулирующих музыкальное развитие ребенка. Чтобы процесс музыкального воспитания учащихся был эффективным, необходима также их социально-культурная активность, постоянный поиск себя, эстетический опыт, связанный с эмоционально-образным мышлением [3, с. 36]. Также развивать музыкальные способности учащихся можно только посредством музыкальной практики, музыкального материала, характерного для музыкального искусства, специальных методов. Это потому, что только музыка пробуждает музыкальные чувства человека. У тех, кто не получил музыкального образования, не будет музыкальных способностей, потому что они не овладели музыкальными знаниями. С музыкой учащиеся были знакомы до прихода в школу, но приобретение музыкальных знаний приходится на начальные классы общего среднего образования при непрерывном образовании. У детей очень рано развиваются музыкальные способности. Однако в некоторых случаях музыкальные способности могут проявляться и поздно. Поэтому неверно предполагать, что дети с мышечными нарушениями вообще не обладают музыкальными способностями. Детская память очень хорошо развита но их внимание не остается неизменным на протяжении всего урока. Музыкальные способности учащихся отражаются в деятельности на уроке. При этом они учатся различать произведения, различать противоположные и сходные стороны, сравнивать части, знать взаимосвязи в звучании, ритме, динамике. При этом у них развивается способность исполнять музыкальное произведение, чувствовать ритм, выступать. Дети смогут выразить свое воображение на основе мелодий и песен, которые они слышат и воспринимают [4, с. 80]. Все это делается на уроках музыки и в музыкальных кружках.

Это означает, что раннее проявление музыкальных способностей у детей, а также формирование этих способностей напрямую зависит от процессов воспитания и окружающей среды, а также от влияния музыкального обучения в системе непрерывного образования и развития исполнительских навыков.

Список литературы /References

1. Маджидов Дж., Раджабов Р. Дидактические основы повышения эффективности музыкального образования в школе. Учебное пособие. Ташкент, 1990. 24 стр.

2. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН, 1988. 247стр.

3. Каримова Д. Технологии обучения музыке. Учебное пособие. Ташкент, 2011. 36 стр.

4. Музыкальная психология: Учебное пособие. / автор-сост. Кадиров Р.Г. Т.: Музыка, 2005. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.