Научная статья на тему 'Замкнутость экономики как один из факторов массовых банкротств в России'

Замкнутость экономики как один из факторов массовых банкротств в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС / БАНКРОТСТВО / КОНТРАГЕНТЫ / НЕЭФФЕКТИВНЫЙ СОБСТВЕННИК / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CRISIS / BANKRUPTCY / COUNTERPARTIES / INEFFICIENT OWNER / CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова Сания Альтафовна, Скороходова Лариса Александровна

Невозможность расширения круга покупателей влечет за собой совершение сделок с рассрочкой платежей, что приводит к росту дебиторской задолженности на балансах многих российских предприятий. В этой связи банкротство контрагента может оказаться фатальным для продавца, так как не взысканную дебиторскую задолженность продавец вынужден списывать на убытки, тем самым ставя себя на грань банкротства. Только создание бизнеса, не зависящего от одного покупателя, позволит разомкнуть этот замкнутый круг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галимова Сания Альтафовна, Скороходова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Замкнутость экономики как один из факторов массовых банкротств в России»

The closed nature of the economy as a factor in massive bankruptcies in Russia Galimova S. , Skorokhodova L. (Russian Federation)

Замкнутость экономики как один из факторов

массовых банкротств в России

12

Галимова С. А. , Скороходова Л. А. (Российская Федерация)

1 Галимова Сания Альтафовна / Galimova Saniya - доцент, кафедра менеджмента,

Институт гуманитарного и социально-экономического образования Российский государственный профессионально-педагогический университет;

2Скороходова Лариса Александровна /Skorokhodova Larisa - кандидат экономических наук, доцент,

кафедра экономики,

Уральский институт МВД России, г. Екатеринбург

Аннотация: невозможность расширения круга покупателей влечет за собой совершение сделок с рассрочкой платежей, что приводит к росту дебиторской задолженности на балансах многих российских предприятий. В этой связи банкротство контрагента может оказаться фатальным для продавца, так как не взысканную дебиторскую задолженность продавец вынужден списывать на убытки, тем самым ставя себя на грань банкротства. Только создание бизнеса, не зависящего от одного покупателя, позволит разомкнуть этот замкнутый круг.

Abstract: the inability to expand the circle of buyers entails transactions with deferred payments, which leads to an increase in accounts receivable on the balance sheets of many Russian enterprises. In this regard, the bankruptcy of the counterparty may be fatal for the seller, since it is not to recover the receivables salesman forced to write off losses, thereby putting us on the brink of bankruptcy. Only the creation of businesses, independent of one customer, allow unlock this vicious circle.

Ключевые слова: кризис, банкротство, контрагенты, неэффективный собственник, антикризисное управление.

Keywords: crisis, bankruptcy, counterparties, inefficient owner, crisis management.

Замкнутость многих отраслей российской экономики связана высокой долей конкуренции на рынке со стороны как покупателей, так и продавцов. Невозможность расширения круга покупателей влечет за собой совершение сделок с рассрочкой платежей, что приводит к росту дебиторской задолженности на балансах многих российских предприятий. В этой связи банкротство контрагента может оказаться фатальным для продавца, так как невзысканную дебиторскую задолженность продавец вынужден списывать на убытки, тем самым ставя себя на грань банкротства.

Массовые банкротства в России на текущем этапе развития не новость, а, скорее, факт, который рынок и игроки принимают. Участники рынка часто терпят огромные убытки от банкротства контрагентов, которые просто списывать долги в связи с тем, что имущества должника не хватило для расчетов со всеми кредиторами. И, казалось бы, собственнику обанкротившегося бизнеса сложно будет найти себя вновь на рынке, найти партнеров, «повернуть» к себе вчерашних контрагентов, долги перед которыми были просто списаны согласно п. 9 ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако на практике часто происходит обратная ситуация, вчерашние партнеры фирмы-банкрота, которым пришлось списать на свои убытки задолженности перед ними обанкротившегося дебитора, сегодня вновь начинают работать с компанией, которую организовал собственник фирмы-банкрота. Почему контрагенты вновь наступают на те же «грабли»? Почему они начинают работу с неэффективным собственником, который только недавно показал свою неэффективность путем накопления огромных долгов и списания (по сути прощения) их через процедуру конкурсного производства?

Ответ очень прост - замкнутость российской экономики, неразвитость рынков, огромная конкуренция, особенно между товаропроизводителями.

Рассмотрим ситуацию, когда один из основных покупателей компании уходит в процедуры банкротства. К сожалению, для российской действительности это означает, что будет введено конкурсное производство и дальнейшая ликвидация компании с исключением ее из ЕГРЮЛ. Практика показывает, что в большинстве случаев компании-банкроты просто не в состоянии рассчитаться за счет своего имущества с кредиторами, и согласно п. 9 статьи 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы третьей очереди просто уведомляются о том, что Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными [1].

А что же дальше? Законодатель не запрещает бывшему собственнику предприятия-банкрота организовать вновь бизнес, даже с таким же названием. И вот новая компания выходит на тот же рынок, все контрагенты видят, что во главе стоит предприниматель, чья прошлая компания списала (а по сути

простила) всем своим кредиторам многомиллионные долги. Казалось бы, на этом рынке он уже не найдет себе контагентов, но...

Но поставщики его прошлой фирмы не только списали на свои убытки многомиллионную дебиторскую задолженность, но и получили затаривание готовой продукции на складе, так как покупатель этой части продукции ликвидирован, а другого на рынке нет, и мощности были рассчитаны, в том числе, и на этого, уже не существующего контрагента. И в этот момент возникает новая фирма, которая готова приобретать эту часть продукции, и продавец вынужден вновь вступать в партнерские отношения с неэффективным предпринимателем, который не так давно нанес значительный ущерб и убытки.

Но часто такая ситуация заканчивается более печально - потеряв основного покупателя, списав многомиллионные долги (дебиторскую задолженность), поставщик и сам оказывается банкротом.

В этом и заключается замкнутость российской экономики, проявляется неразвитость рынков сбыта и неэффективеность системы маркетинга российских предприятий, что приводит, по сути, к поддержке неэффективных предпринимателей, которые вновь накопят огромные долги и «уйдут» в процедуру банкротства и так по кругу.

Как попытаться разрешить такую проблему? Конечно, невозможно запретить предпринимателям, чья фирма обанкротилась, заниматься бизнесом в дальнейшем, да и масса путей обойти такое решение существует. Разорвать этот замкнутый круг возможно только активными действиями самих продавцов по защите себя от работы с неэффективными предпринимателями:

1. Диверсификация своего бизнеса (непозволительная роскошь заниматься только одним узким видом деятельности). Диверсификация требует от предпринимателя поиска новых ниш деятельности, новых направлений, зачастую никак не связанных с основным видом деятельности. Диверсификация с точки зрения менеджмента, удержания контроля над фирмой подразумевает постепенное превращение бизнеса в холдинг-компанию.

2. Активные маркетинговые исследования и действия по продвижению существующей продукции. Эволюция маркетинга в последние 100 лет привела к осознанию того, что маркетинг - это не функция менеджмента по продаже того, что произведет компания, нет! Сегодня именно с маркетинга должно начинаться любое производство. Именно маркетолог занимается поиском новой интересной рынку продукции, под которую и формируется производство и бизнес в целом. А российский бизнес, особенно малый и средний, не может себе позволить дорогостоящие маркетинговые исследования, поэтому выпускают, что умеют, и надеются путем рекламы продать. Но время, когда под маркетологом понимали человека, который может продать все, что угодно, давно прошло! Маркетинг - это основа эффективного бизнеса.

3. Разработка новой, конкурентоспособной и востребованной на рынке не только российском, но и на международном. Направления в этой области для любого предприятия неразрывно связаны с инновациями. Инновации всегда требуют инвестиций, а, значит, предприниматель должен в своей деятельности ориентироваться не только на аккумулировании прибыли «у себя в кармане», но главным образом на постоянные капиталовложения в свой бизнес.

Также важно со стороны государства создавать информационно антиимидж для тех предпринимателей, которые не по разу проходят через процедуры банкротства. Но не в смысле клеймить их - это не конституционно, а в том смысле, что пора «вкладывать в умы предпринимателей» правильные модели работы на рынке - главным образом, это антикризисное мышление, направленное на применение восстановительных мероприятий антикризисного управления, применение активно не только ликвидационной процедуры банкротства, но и использование имеющихся восстановительных процедур с целью сохранения на рынке компании, недопущения банкротства. Поворот экономики и главным образом мышления предпринимателей в сторону оздоровления, модернизации, обновления, вложения средств в предприятие - вот главная задача государства для недопущения массовых банкротств, для расширения границ рынков российской экономики.

Литература

1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http: // www.garant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.