Российская академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Уральское орнитологическое общество
МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ПТИЦ
НА УРАЛЕ, В ПРИУРАЛЬЕ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Сборник статей
Екатеринбург Издательство Уральского университета 2004
УДК 598.2:591 М 341
Ответственный редактор: доктор биологических наук В. К. Рябицев
Материалы к распространению птиц на Урале, в М 341 Приуралье и Западной Сибири: Сб. статей и кратких сообщ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. — с.
ISBN 5-7525-1300-6
Девятый выпуск сообщений с новыми данными о местах гнездования, зимовки, путях миграций и залетах птиц, статьями с полным обзором орнитофауны отдельных территорий.
Сборник предназначен для орнитологов, биогеографов, преподавателей биологических факультетов, любителей птиц.
© Коллектив авторов, 2004 © Оформление. В. К. Рябицев,
Издательство УрГУ, 2004 © Издательство Уральского ISBN 5-7525-1300-6 университета, 2004
ния и не требует особых оговорок, следует указать встреченных нами длинноносого крохаля Mergus serrator, золотистую ржанку Pluvialis apricaria, фифи Tringa glareola, лугового конька Anthus pratensis, крас-нозобого конька A. cervinus, белую трясогузку Motacilla alba, пеноч-ку-весничку Phylloscopus trochilus, пеночку-таловку Ph. borealis, обыкновенную каменку Oenanthe oenanthe, варакушку Luscinia svecica, рябинника Turdus pilaris, белобровика T. iliacus, вьюрка Fringilla montifringilla, чечетку Acanthis flammea, овсянку-крошку Emberiza pusilla.
ЛИТЕРАТУРА
Головатин M. Г., Пасхальный С. П. Заметки об орнитофауне Полярного Урала (окрестности массива Пайер) // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 2000. С. 60-63.
ГоловатинМ. Г., Пасхальный С. П. Заметки об орнитофауне юга Полярного Урала // Там же. 2001. С. 64-69. ГоловатинМ. Г., Пасхальный С. П. Орнитофауна окрестностей горного массива Пайер и прилегающих районов Полярного Урала // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 2002. Т. XI, № 174. С. 75-97. ГоловатинМ. Г., Пасхальный С. П. Орнитофауна южной оконечности Полярного Урала // Там же. Экспресс-вып. 2002а. Т. XI, № 200. С. 911-937. ГоловатинМ. Г., Пасхальный С. П. Орнитофауна северной половины Полярного Урала. Ч. 1 // Там же. Экспресс-вып. 2003. Т. XII, № 222. С. 507-531. ГоловатинМ. Г., Пасхальный С. П. Орнитофауна северной половины Полярного Урала. Ч. 2 // Там же. Экспресс-вып. 2003а. Т. XII, № 223. С. 543-565. ГоловатинМ. Г., ПасхальныйС. П. Птицы южной половины Полярного Урала (верховья р. Войкар) // Науч. вестн. Вып. 3 (29): Материалы по флоре и фауне Ямало-Ненецкого автоном. округа. Салехард, 2004. С. 68-100.
ЗАМЕТКИ О ФАУНЕ ПТИЦ ДВУОБЬЯ
М. Г. Головатин1, С. П. Пасхальный2, Д. О. Замятин3
1 Институт экологии растений и животных УрО РАН, ул. 8 Марта, 202, г. Екатеринбург, 620144. E-mail: [email protected]
2 Экологический стационар Института экологии растений и животных УрО РАН, ул. Зеленая горка, 21, г Лабытнанги Ямало-Ненецкого авт. округа, 629400. E-mail: [email protected]
3 Департамент ИСПИ ЯНАО, ул. Ямальская, 14, г Салехард Ямало-Ненецкого АО, 629000. E-mail: [email protected]
Данная работа является уточнением к имеющемуся обзору орнитофауны поймы Нижней Оби (Головатин, Пасхальный, 2000) и касает-
ся птиц наиболее широкой части обской поймы — Двуобья. Речь в ней идет о видах, впервые отмеченных для района, редких, малочисленных и тех, распространение которых требует уточнения. Обычные и многочисленные виды приведены общим списком.
Сообщение основано на сведениях, собранных в период 1217 июня, 16-20 июля и 8-13 августа 2004 г. во время стационарных наблюдений в центральной и наименее изученной части поймы (окрестности пос. Анжигорт, урочище Васыпугор — 65°26' с. ш., 64°56' в. д.) и во время переездов по протокам Малая и Горная Обь вниз до пос. Шурышкары, по протоке Ильюшкина Обь и более мелким протокам до р. Большая Обь близ пос. Хашгорт.
* * *
Краснозобая гагара Gavia stellata. Отмечена только в Войкарском сору. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что в Двуобье вид встречается только на кормежке в приустьевых сорах притоков Оби (Головатин, Пасхальный, 2000).
Чернозобая гагара G. arctica. На сору вблизи Васыпугора отмечали пару и ежедневно слышали токование. В гнездовой сезон это было единственное место, где наблюдали птиц. На маршруте по р. Ильюшкина Обь до пос. Хашгорт на р. Большая Обь на 30 км участке поймы 8-9 августа насчитали 23 гагары, кормившихся на крупных протоках.
Красношейная поганка Podiceps auritus. Была довольно обычна. Птиц встречали и находили гнезда на заросших травой мелководьях. На заливном лугу в смешанной колонии озерной Larus ridibundus и малой L. minutus чаек 16 июня найдены несколько гнезд поганок.
Гуменник Anser fabalis. Отдельных пролетающих птиц наблюдали в центральной части поймы в окрестностях Васыпугора.
Лебедь-кликун Cygnus cygnus. Был обычен и даже многочислен для такой крупной и относительно редкой птицы. Во время поездки по Горной Оби 17 июня на 35 км мы насчитали 90 птиц. В одном скоплении была 51 особь. В окрестностях Васыпугора отмечены 4 гнездящиеся пары, найдены два гнезда, то и дело встречались небольшие группы. Одна пара лебедей гнездилась на небольшом соровом озере, 18 июля здесь держалась пара с 1 птенцом.
Красноголовая чернеть Aythya ferina. В одном из соров возле Васыпугора 15 июня наблюдали 2 пары птиц, державшихся вместе.
Обыкновенный турпан Melanitta fusca. Одиночный самец 1216 июня держался рядом с парой синьг на одном из соров в окрестностях Васыпугора. На протоке и на другом соровом озере 17 июня кор-
мились 2 пары турпанов. В этот же день стаю из 5 особей наблюдали в Войкарском сору.
Луток Mergus albellus. Отдельные пары и самки встречались регулярно.
Полевой лунь Circus cyaneus. Охотящуюся самку несколько раз наблюдали вблизи Васыпугора.
Тетеревятник Accipiter gentilis. Одну птицу вспугнули 15 июня на берегу протоки близ урочища Кунопугор.
Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla. На Васыпугоре обнаружено гнездо. В нем при дистанционном осмотре в бинокль 15-19 июня и 17 июля был виден один птенец. Взрослые птицы держались рядом, но явного беспокойства не выражали. Во время поездки по Горной Оби 17 июня на 35 км мы насчитали 16 птиц. Это были преимущественно неполовозрелые особи. В одном месте в непосредственной близости друг от друга держались сразу 7 птиц. Скопление орланов на этой протоке было вызвано выносом снулой рыбы из реки Войкар, где зимой случился замор. На протоке Мужипугорпосл 8-9 августа на 50-км участке поймы насчитали 16 орланов. Птицы держались по 2-3 особи по берегам крупных проток.
Белая куропатка Lagopuslagopus. Одного самца встретили 14 июня при обследовании Васыпугора. Он токовал, перелетал с места на место и явно держался своей территории. Самку не обнаружили, она в это время, скорее всего, сидела на гнезде.
Глухарь Tetrao urogallus. Перья взрослого самца найдены в древостое на Васыпугоре. Возможно, птица была добыта каким-то хищником еще по снегу.
Чибис Vanellus vanellus. Одиночную летящую птицу видели 16 июня в центральной части поймы возле Васыпугора.
Кулик-сорока Haematopus ostralegus. Повсеместно был обычен по берегам крупных проток с зарослями ивы древовидной.
Большой улит Tringa nebularia. Во время июньского обследования поймы встречена только одна пара птиц — в окрестностях Васыпугора.
Перевозчик Actitis hypoleucos. В глубине поймы беспокоящуюся птицу отмечали 12-17 июня на одной из проток на Васыпугоре.
Круглоносый плавунчик Phalaropus lobatus. В июне и июле одиночных кормящихся птиц отмечали в окрестностях Васыпугора.
Турухтан Philomachus pugnax. На открытом берегу одной из проток 14 июня встретили сидящего самца.
Гаршнеп Lymnocryptes minima. Токующего самца 12-17 июня периодически слышали в сырой пойме между Васыпугором и Кунопуго-ром. Птица явно была местной и, вполне вероятно, гнездилась здесь.
Дупель Gallinago media. В окрестностях Васыпугора 15 июня дважды вспугивали одиночных птиц. Птицы придерживались береговых валов, занятых относительно сухими лугами с купами ив.
Большой веретенник Limosa limosa. Двух птиц наблюдали 16 июня на Анжигортской протоке: одна летела вдоль протоки, другая кормилась на берегу. В окрестностях пос. Шурышкары 17 июня встретили стайку из трех птиц, летящих вниз по реке. Около 20 птиц, кормившихся на берегу протоки близ урочища Васыпугор, наблюдали 16-19 июля. На прилегающей территории большой веретенник гнездится на тунд-роподобных болотах вдоль притоков Оби (Головатин, 1999). В последние годы численность его растет, можно ожидать новых, более северных находок в Приобье.
Глухая кукушка Cuculus saturatus. В течение почти всего времени наблюдений (июнь-июль) один самец держался и токовал на Васыпуго-ре в кедрово-лиственничном редколесье и на прилегающих березово-ивовых гривах. Другой самец токовал в соседнем урочище Кунопугор.
Ястребиная сова Surnia ulula. Одиночная птица охотилась 11 августа на березово-ивовой гриве.
Вертишейка Jynx torquilla. На березово-ивовой гриве 13 августа наблюдали кормящуюся птицу.
Трехпалый дятел Picoides tridactylus. Кормящихся и пролетающих самцов несколько раз отмечали в зарослях древовидных ив. Самки, видимо, в это время были заняты насиживанием. Здесь же, в так называемых талах, находили старые дупла дятлов. Мы предполагаем, что это были гнезда трехпалых дятлов, т. к. они были устроены в старых, гнилых (рассыпающихся) стволах ив, на небольшой высоте (до 2-2,5 м), летки был разбиты и выглядели не такими аккуратными, как у пестрого дятла. Кроме того, пестрых дятлов мы за все время работы (включая предыдущие годы) летом в пойме не встречали. Маловероятно, что такое, сравнительно большое, количество дупел могло быть сделано пестрыми дятлами.
Желтая трясогузка Motacilla flava. На берегу Васыпугора 14 июня наблюдали беспокоившуюся пару.
Кедровка Nucifraga caryocatactes. Одна-две пары птиц постоянно держались на Васыпугоре и, возможно, гнездились.
Ворон Corvus corax. На окраине Васыпугора 16 июня слышали пролетавшую птицу, а 17 июля видели двух (пару?) воронов.
Сибирская завирушка Prunella montanella. На Лиственничном мысу Войкарского сора 17 июня слышали поющего самца, что лишний раз подтверждает наше наблюдение, что этот вид встречается только по облесенной периферии обской поймы, не проникая в глубь ее.
Славка-завирушка Sylvia curruca. В глубине поймы двух поющих самцов отмечали на Васыпугоре. Птицы пели, держались на одном месте, и, вероятно, гнездились.
Мухоловка-петрушка Ficedula hypoleuca. Возле лагеря на Васыпугоре 15 июня наблюдали самца. Птица несколько раз пропела и исчезла.
Обыкновенная горихвостка Phoenicurusphoenicurus. В центральной части поймы пара птиц держалась возле лагеря на Васыпугоре. В с. Мужи была обычна.
Чернозобый дрозд Turdus atrogularis. Пение слышали 17 июня на Лиственничном мысу Войкарского сора.
Буроголовая гаичка Parus montanus. Пара держалась на Васыпугоре. Самец активно пел и, по всей вероятности, птицы гнездились здесь.
Белокрылый клест Loxia leucoptera. Во время остановки на Лиственничном мысу Войкарского сора 17 июня наблюдали «пролет» стаек по 15-20 особей. Птицы перемещались в южном направлении, останавливались для кормежки. Утром в течение часа можно было увидеть 3-4 таких стайки.
Обыкновенный здегирь Pyrrhula pyrrhula. Поющую птицу встретили 17 июня на Лиственничном мысу Войкарского сора.
В числе видов, обнаружение которых в пойме Оби не требует особых комментариев, следует указать встреченных нами обычных или многочисленных чирка^вистунка Anas crecca, cвиязь A. penelope, шилохвость A. acuta, чирка-трездунка A. querquedula, широконозду A. clypeata, хохлатую чернеть A. fuligula, ^ньгу M. nigra, фифи Tringa glareola, мородунку Xenus cinereus, малую чайку Larus minutus, озерную чайку L. ridibundus, восточную клушу L. heuglini, ^зую чайку L. canus, речную крачку Sterna hirundo, обыкновенную кукушку Cuculus canorus, болотную ^ву Asio flammeus, белую тря^гузку Motacilla alba, дороку Pica pica, cepую ворону Corvus cornix, камышевку-бар-cучкa Acrocephalus schoenobaenus, пеночку-вещичку Phylloscopus trochilus, пеночку-теньковку Ph. collybita, пеночку-таловку Ph. borealis, варакушку Luscinia svecica, рябинника Turdus pilaris, белобровика T. iliacus, вьюрка Fringilla montifringilla, обыкновенную чечетку Acanthis flammea, тростниковую oвcянку Emberiza schoeniclus и oвcянку-кpoшку E. pusilla.
ЛИТЕРАТУРА
ГоловатинМ. Г., ПасхальныйС. П. Орнитофауна поймы Нижней Оби // Науч. вестн. Вып. 4: Материалы к познанию фауны и флоры Ямало-Ненецкого автономного округа (ч. 1). Салехард, 2000. С. 18-37.
ГоловатинМ.Г. Птицы бассейна реки Войкар // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1999. С. 75-82.
СВЕДЕНИЯ О ФАУНЕ ПТИЦ РЕКИ ЮРИБЕЙ (ЯМАЛ) М. Г. Головатин1, С. П. Пасхальный2, В. А. Соколов1
1 Институт экологии растений и животных УрО РАН, ул. 8 Марта, 202,
Екатеринбург, 620144. E-mail: [email protected]; [email protected]
2 Экологический стационар Института экологии растений и животных
УрО РАН, ул. Зеленая Горка, 21, г Лабытнанги Ямало-Ненецкого авт. округа,
629400. E-mail: [email protected]
Несмотря на то, что полуостров Ямал — один из наиболее изученных в орнитологическом плане северных регионов, здесь есть целый ряд видов, сведения о которых представляют значительный интерес. К числу интереснейших для орнитолога мест можно отнести одну из главных водных артерий Ямала — р. Юрибей. Она практически пересекает полуостров с востока на запад и здесь проходит граница между Южным и Средним Ямалом (Данилов и др., 1984). На страницах этой публикации мы представляем некоторые результаты исследования орнитофауны бассейна Юрибея в сезон 2004 г. С 12 по 29 июля мы обследовали нижнюю половину реки протяженностью 250 км, от фактории Усть-Юрибей (68°54' с. ш., 89°28' в. д.) вверх несколько выше устья р. Меретаяха (68°38' с. ш., 71°57' в. д.). Наблюдения проводили как при передвижении по реке, так и во время пеших экскурсий на площадках. Приводятся также некоторые сведения о птицах, встреченных на р. Хэяха, впадающей в Байдарацкую губу немного южнее устья Юрибея (68° 49' с. ш., 69° 14' в. д.).
В работе мы акцентируем внимание на птицах, распространение которых нуждалось в уточнениях. В их число попали и некоторые обычные для района виды. Остальные птицы, многочисленные или обычнейшие, встречи которых не вызывают особого интереса или удивления, приведены общим списком.
* * *
Краснозобая гагара Gavia stellata. Кормящиеся и беспокоящиеся особи встречались на всем протяжении реки, но особенно часто — в ее низовьях, ниже устья протоки Яратасе (около 30 км вверх от фактории Усть-Юрибей).
Краснозобая казарка Rufibrenta ruficollis. Встречалась выше устья р. Нянзотаяха (около 100 км вверх от фактории Усть-Юрибей), прак-